Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Международное ядерное право




 

§ 1. Понятие международного ядерного права

 

Международное ядерное право является сравнительно новой от- раслью современного международного права. В отечественной ме- ждународно-правовой литературе возникновение данной отрасли рассматривают в связи с возникновением межгосударственных от- ношений по использованию атомной энергии. Появление нового ис- точника энергии обусловило его применение как в военных целях, так и для мирного использования. Потенциальная опасность, которую таит в себе применение ядерного оружия, столь же большая опасность радиоактивного заражения в результате нарушения ядерной технологии в промышленности, судоходстве, в атомных электростанциях и в других объектах поставили перед государствами и международными органи- зациями неотложный вопрос о конкретном и более полном правовом регулировании международных и внутригосударственных отношений по использованию ядерной энергии. По существу на исходе XX в., сложилась группа международно-правовых норм по регулированию отношений государств в связи с появлением принципиально нового источника энергии, воплотившего в себе новые перспективы для раз- вития человечества.

Еще более 20 лет тому назад, рассматривая становление советского атомного права как внутригосударственной отрасли права, отечествен- ные авторы отмечали, что право призвано активно способствовать наи- более рациональному использованию атомной энергии и обеспечивать безопасное развитие ядерной энергетики. В качестве основной цели правового регулирования возникших отношений во внутригосударст- венной сфере указывалось на развитие атомной энергии, обеспечение сохранности ядерных материалов и установок, радиационной и ядер- ной безопасности для граждан, охраны окружающей среды и т.д.1

 

1 См.: Супатаева О.А. Становление советского атомного права // Правовое регули- рование использования атомной энергии в странах – членах СЭВ. М., 1987. С. 43–52.


 

Один из первых исследователей правовых аспектов использования атомной энергии А.И. Иойрыш отмечал, что атомное право складыва- ется как самостоятельная специфическая область правового регули- рования и как составная часть внутреннего права, объектом которой являются отношения, возникающие по поводу использования атомной энергии1.

И в то же время по мере принятия международно-правовых актов в отношении ядерных источников энергии в научных исследованиях указывалось, что международное атомное право является самостоя- тельным направлением международного права, его составной частью, хотя и особо специфической2.

По мере развития атомной технологии особое внимание было об- ращено на то обстоятельство, что решение отдельных проблем по ис- пользованию атомной энергии требует развития международного об- щения, принятия международных соглашений, регламентирующих деятельность государств в данной сфере3.

Отстаивая взгляды о формировании советского атомного права, отечественные ученые высказывались также и о становлении в меж- дународном праве новой отрасли – международного атомного права, предметом регулирования которого выступают отношения, склады- вающиеся в ходе международного сотрудничества в области ядерного разоружения и практического использования атомной энергии в мир- ных целях4.

В ранних научных работах, посвященных правовому регулированию использования ядерной энергии, в отечественной науке международ- ного права по существу никем не оспаривалось название этой новой отрасли международного права – «международное атомное право». Однако по мере развития научно-технического прогресса, который позволил получать более мощную энергию в результате осуществле- ния цепных реакций деления тяжелых ядер и реакции термоядерного синтеза легких ядер, взгляды ученых в отношении названия данной отрасли изменились. Одни авторы стали именовать его международ- ным атомным правом, другие – ядерным правом5.

Если исходить из правового регулирования современных, более высоких технологий получения энергии и их использования, то более

1 См.: Иойрыш А.И. Атомная энергия. Правовые проблемы. М., 1975. С. 24–28.

2 См. там же. С. 37.

3 Тимербаев P.M. Мирный атом на международной арене. М., 1969. С. 5; Малинин С.А., Мусин В.А. Правовые проблемы морской атомной деятельности. Л., 1974.

4 См.: Супатаева О.А. Указ. соч. С. 58.

5 См.: Курс международного права: В 7 т. Т. 5. М., 1992. С. 228.


 

логичным и справедливым было бы назвать данную новую отрасль международным ядерным правом1.

В своей работе «Современные проблемы международного ядерного права» В.П. Пархитько в качестве главного аргумента в пользу при- знания термина «международное ядерное право» указывает на то, что

«энергия, о которой идет речь, рождается либо в результате реакции деления ядер (ядерная реакция), либо из их синтеза (термоядерная реакция)»2.

Следует отметить, что в зарубежных источниках предпочтение от- дается названию «ядерное право». Об этом достаточно ярко свидетель- ствует создание в 1972 г. Ассоциации международного ядерного права, штаб-квартира которой находится в Брюсселе.

В России Ассоциация ядерного права была учреждена 31 января 2001 г.3

Необходимо подчеркнуть, что если относительно самого назва- ния этой отрасли имеются существенные расхождения, то в отноше- нии понятий МЯП или по-другому МАП разногласия сводятся лишь к признанию или непризнанию их в качестве отрасли современного международного права.

В науке международного права не все согласны с отнесением ме- ждународного атомного права к его отрасли.

Еще в своих ранних работах С.А. Малинин подчеркивал, что исходя из предмета и метода правового регулирования в системе международ- ного права существуют только две основные отрасли: 1) международ- ное публичное право; 2) международное частное право. Что касается понятий «международное космическое право», «международное мор- ское право» и т.д., то они, не являясь основными, самостоятельными отраслями международного права, выступают в качестве подразде- лений международного публичного права, которые можно назвать подотраслями4.

Не входя в дискуссию по вопросу о том, какова система междуна- родного права, отметим лишь, что данный вопрос довольно подробно исследован в работе Д.И. Фельдмана «Система международного пра-

 

1 Такого названия, в частности, придерживался В.П. Пархитько, посвятивший свои исследования данной проблеме. См.: Пархитько В.П. Международное ядерное право. М., 1992.

2 Пархитько В.П. Современные проблемы международного ядерного права: Дис- сертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора юридических наук. М., 2000. С. 5.

3 Ассоциация ядерного права в России (бюллетень). М., 2001. № 1.

4 См.: Малинин С.А. Мирное использование атомной энергии. М., 1971. С. 5–9.


 

ва». Мы разделяем позицию автора о том, что под отраслью в системе международного права следует считать совокупность согласованных юридических норм, регулирующих более или менее автономно меж- дународные отношения определенного вида, совокупность, харак- теризуемую соответствующим предметом правового регулирования, качественным своеобразием, существование которой вызывается ин- тересами международного общения.

Основным подразделением в системе международного права явля- ется его отрасль, а каждая отрасль включает в себя правовые институты, иногда подотрасли1.

С.А. Малинин при этом особое внимание обратил на комплексные отрасли, которые объединяют нормы, принадлежащие к различным отраслям права2. Однако в его понимании комплексная отрасль выходит за пределы понятия системы права, с чем вряд ли можно согласиться.

Между тем подавляющее большинство ученых-международников едины в подходе к построению системы международного права, ко- торый совпадает в основном с позицией, предложенной Д.И. Фельд- маном. Взгляды авторов расходятся только по вопросу о том, сфор- мировалась или находится в стадии становления та или иная отрасль в международном праве, не относится ли предмет исследования к под- отрасли.

Ответы на эти вопросы могут быть найдены только в ходе теорети- ческих исследований, базирующихся как на доктрине международного права, так и на международно-правовой практике.

Еще более 10 лет тому назад авторы Курса международного права отмечали, что в международном праве активно формируется как его часть международное атомное право, которое объединяет нормы, ре- гулирующие отношения субъектов международного права по поводу использования атомной энергии3.

Сегодня вряд ли можно подвергать сомнению то обстоятельство, что к началу XXI в. в международном праве сформировалась новая отрасль – международное ядерное право, которую в какой-то степени можно назвать комплексной, поскольку она включает нормы и других отраслей международного права.

Существование группы норм, которые составляют комплексные отрасли, каждая из которых имеет определенное единство предмета правового регулирования, подчеркивала еще в свое время Л.Н. Гален-

 

1 См.: Фельдман Д.И. Система международного права. Казань, 1983. С. 39–59.

2 См.: Малинин С.А. Указ. соч. С. 9.

3 См.: Курс международного права: В 7 т. Т. 5. С. 226.


 

ская. Однако она рассматривала комплексную отрасль не как элемент системы права, а как элемент системы науки права1.

О том, что международные отношения, лежащие в основе «меж- дународного атомного права», носят комплексный характер, было отмечено и С.А. Малининым2.

Действительно, в предмет регулирования международного ядерного права входят отношения государств и международных организаций в сфере ядерного разоружения, использования ядерной энергии в мир- ных целях, а эти области имеют непосредственное отношение и к защите окружающей среды, и к вопросам международной безопасности, и к ис- пользованию космического пространства, морей и океанов и др.

В своих исследованиях В.П. Пархитько пришел к выводу о том, что международное ядерное право представляет собой совокупность норм, которые применяются в международном сотрудничестве госу- дарств и международных организаций для предотвращения ядерной опасности, прежде всего ядерной войны, и для регулирования между- народного сотрудничества в области мирного использования ядерной энергии3.

На наш взгляд, автору следовало акцентировать внимание на право- вом аспекте регулирования международного сотрудничества по данной проблеме.

К началу XXI в. в сфере регулирования отношений государств и международных организаций по использованию ядерной энергии принято значительное количество многосторонних и двусторонних соглашений, которые затрагивают по существу основные аспекты деятельности субъектов международного права по обращению с ядер- ной энергией, которые в определенной мере составляют автономную систему международно-правовых норм.

В связи с этим можно было бы предложить следующее определение международного ядерного права.

Международное ядерное право как отрасль современного международ- ного права представляет собой систему юридических норм, регулирующих отношения государств и международных организаций по использованию ядерной энергии в военных или мирных целях в соответствии с общепри- знанными принципами международного права.

 

1 См.: Галенская Л.Н. О понятии международного уголовного права // СЕМП. 1969.

М., 1970. С. 256–257.

2 См.: Малинин С.А. Указ. соч. С. 9–10.

3 См.: Пархитько В.П. Современные проблемы международного ядерного права. С. 16.


 

§ 2. Принципы и источники международного ядерного права

Международное ядерное право базируется на основополагающих принципах современного международного права, а также, как и любая от- расль, на специальных принципах, возникших вместе с самой отраслью:

– мирного использования ядерной энергии;

– обеспечения ядерной безопасности на Земле;

– безопасного для окружающей среды использования ядерной энергии;

– обеспечения безопасности развития ядерной энергетики;

– нераспространения ядерного оружия;

– ответственности за ущерб, причиненный в результате использо- вания ядерной энергии.

В научных исследованиях приводятся и другие специальные прин- ципы международного ядерного права1.

Как было отмечено, нормы международного ядерного права регу- лируют отношения государств, а также международных организаций в различных сферах их деятельности по использованию ядерной энер- гии: по защите окружающей среды2, по использованию космического пространства, мирового океана, эксплуатации морских и речных судов, режима международных и государственных территорий и т.д. По сущест- ву нормы международного ядерного права носят комплексный характер и затрагивают сферу регулирования международных отношений в мор- ском, космическом праве, в праве международной безопасности, окру- жающей среды и в других отраслях международного права. За последние полвека XX столетия в международном ядерном праве принято и коди- фицировано довольно большое количество международно-правовых норм. Данный процесс продолжается и в настоящее время, поскольку в этом есть особая необходимость, что вытекает из разработки совре- менных ядерных технологий и их усовершенствования. Так, в частности, на 56-й сессии Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюции, при- зывающие к подготовке Договора о запрещении производства расщеп- ляющегося материала для ядерного оружия и других ядерных взрывных устройств, а также Конвенцию, запрещающую применение ядерного оружия и угрозу его применения при любых обстоятельствах3.

 

1 Подробнее см.: Международное атомное право. М., 1987. С. 19–20.

2 Подробнее см.: Молодцова Е.С. Охрана окружающей среды и международное ре- гулирование мирной ядерной деятельности. М., 2000.

3 См.: Документ ООН. A/56/49 (Vol. 1). Нью-Йорк, 2002.


 

Применение ядерной энергии интенсивно развивается как в мир- ных целях, так и в военно-промышленном комплексе. В связи с этим важное значение для мирового сообщества приобретает неукоснитель- ное соблюдение имеющихся международно-правовых норм в данной области.

Прежде чем приступить к анализу источников международного ядерного права, попытаемся сгруппировать их по предмету регули- руемых отношений.

I. В сфере разработки, испытания, размещения ядерного оружия: а) Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере,

в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г.

б) Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний от 24 сентября 1996 г.

в) Договор о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 г.;

г) Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения от 11 февраля 1971 г.;

д) Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 20 января 1967 г., запрещающий выводить на орбиту Земли любые объекты с ядерным оружием и т.д.;

е) Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке от 14 января 1967 г. (Договор Тлателолко);

ж) Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана от 6 ав- густа 1985 г. (Договор Раротонга) и другие соглашения о районах, сво- бодных от ядерного оружия (Пелиндабский, Бангкокский договоры, Семипалатинский договор стран Центральной Азии от 8 сентября 2006 г.).

В стадии разработки находятся соглашения по ядерному оружию, в том числе Конвенция о запрещении радиологического оружия, Кон- венция о запрещении применения ядерного оружия1. Кроме много- сторонних имеется множество двусторонних договоров между госу- дарствами относительно ядерного оружия.

II. В сфере радиоактивного заражения планеты:

а) Международная конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. (с поправками 1994 г.);

б) Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г.;

 

 

1 См.: Документ ООН. А/53/100 от 15 июня 1998 г.


 

в) Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии и о по- мощи в случае ядерной аварии или радиоактивной аварийной ситуации 1986 г.;

г) Конвенция о ядерной безопасности 1994 г.1;

д) Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или аварийной ситуации 1986 г.;

е) Объединенная конвенция о безопасности обращения с отрабо- тавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами 1997 г.2

III. Нормы, предусматривающие ответственность за ядерную дея- тельность и защиту трудящихся:

а) Конвенция о защите трудящихся от ионизирующей радиации 1960 г.;

б) Конвенция об ответственности в отношении третьих лиц в об- ласти ядерной энергии 1960 г. (с поправками 1964, 1982 гг.).;

в) Международная конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г. (с поправками 1997 г.);

г) Конвенция об ответственности операторов ядерных судов 1962 г. (не действует);

д) Конвенция о гражданской ответственности в области морских перевозок ядерных материалов 1971 г.

Многие из названных многосторонних соглашений регулируют отно- шения государств по защите окружающей среды, обеспечивают междуна- родную безопасность, защищают права и свободы человека и по существу являются источниками и других отраслей международного права.

Отдельные нормы, относящиеся к международному ядерному пра- ву, содержатся в соглашениях, принятых по другим отраслям между- народного права, в частности в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., Договоре по космосу 1967 г., Договоре о Луне 1979 г. и др.

В сентябре 2005 г. на Всемирном саммите была открыта для под- писания разработанная в рамках ООН Конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма, которая вступила в силу в июле 2007 г.3

Кроме того, государства заключают региональные и двусторонние соглашения по вопросам ядерной безопасности, использованию ядер- ной энергии в различных областях экономической жизни.

 

1 О проблемах ядерной безопасности см.: Парамузова О.Г. Ядерная безопасность в условиях современного международного правопорядка. СПб., 2006.

2 Подробный анализ названных конвенций см.: Молодцова Е.С. Указ. соч. С. 162–191.

3  См.: Доклад Генерального секретаря о работе ООН за 2007 г. Документ ООН. А/62/1.


 

§ 3. Правовое регулирование разработки, испытания, размещения ядерного оружия

Первая группа международных соглашений предусматривает огра- ничение, а в отдельных случаях и запрещение разработки, испытания, размещения на определенных территориях ядерного оружия.

Так, согласно Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г. его участники обязались запретить, предотвратить и не производить любые испытательные взрывы ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контро- лем: в атмосфере; за ее пределами, включая космическое пространство; под водой, включая территориальные воды и открытое море, а также в любой другой среде, если такой взрыв вызывает выпадение радиоак- тивных осадков за пределами территориальных границ государства.

Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний от 24 сен- тября 1996 г., подчеркивая важность полного и скорейшего запреще- ния любых испытаний ядерного оружия, распространил свое действие на любое место, находящееся под юрисдикцией или контролем государ- ства. Однако данный Договор до сих пор не вступил в силу, поскольку не достигнута его ратификация государствами, перечисленными в При- ложении к данному Договору.

Договор по космосу от 27 января 1967 г. и Соглашение о Луне от 18 де- кабря 1979 г. обязывают государства-участников не выводить на орбиту вокруг Земли, Луны или на другую траекторию полета к Луне или вокруг нее объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах, на Луне, не размещать такое оружие в космическом пространстве, не использовать такое оружие на поверхности Луны или в ее недрах.

По Договору об Антарктике от 1 декабря 1959 г. запрещены лю- бые ядерные взрывы и удаление в этом районе радиоактивных ма- териалов.

Обязательства государств-участников не устанавливать и не размещать ядерное оружие на дне морей и океанов и в его недрах за внешним преде- лом зоны морского дна содержатся в Договоре от 11 февраля 1971 г.1

Из года в год во всем мире возрастает движение за ограничение ядерного оружия. Важным звеном в этой цепи является создание зон, свободных от ядерного оружия. Начиная с 1957 г. Генеральная Ассамб-

 

1 См.: Международное ядерное право (в документах) / Под ред. Р.М. Валеева. Казань: Изд-во КГУ, 2003.


 

лея ООН постоянно принимает резолюции, призывающие государства к созданию безъядерных зон. В соответствии с региональными соглаше- ниями безъядерными зонами объявлены Латинская Америка (Договор Тлателолко от 14. Февраля 1967 г.), южная часть Тихого океана (Договор Раротонга от 6 августа 1985 г.), Юго-Восточная Азия (Бангкокский договор от 15 декабря 1995 г.), Африканский континент (Пелиндаб- ский договор от 23 июня 1995 г.). Большим достижением государств Центральной Азии явилось заключение в Семипалатинске 8 сентября 2006 г. Договора об объявлении этой территории безъядерной зоной1. Несмотря на значительные усилия, государствам до сих пор не уда- ется находить согласованные позиции по запрещению применения ядерного оружия на нашей планете при любых обстоятельствах, разра- ботать и принять всеобъемлющее универсальное соглашение об этом, о чем свидетельствует Консультативное заключение Международного Суда ООН от 8 июля 1996 г., вынесенное по запросу Генеральной Ас- самблеи ООН по вопросу о законности угрозы ядерным оружием или

его применения2.

Суд в своем Заключении констатировал, что ни в обычном, ни в кон- венционном международном праве не содержится какого-либо кон- кретного разрешения угрожать ядерным оружием или применять его, но не содержится также и запрещения угрозы ядерным оружием или его применения как такового.

Семью голосами против семи, голос Председательствующего был решающим. Суд указал, что угроза ядерным оружием или его при- менение в общем противоречили бы нормам международного права, применяемого в период вооруженного конфликта, и в частности прин- ципам и нормам гуманитарного права, однако Суд не может прийти к окончательному выводу о том, являются ли угроза ядерным оружием или его применение законными или незаконными в экстремальных обстоятельствах самообороны, когда речь идет о самом выживании того или иного государства.

Единогласно Судом было принято положение о том, что существует обязательство проводить добросовестным образом и доводить до конца переговоры, ведущие к ядерному разоружению во всех его аспектах под строгим и эффективным международным контролем.

 

1 Подробнее о статусе безъядерных зон см.: Метелина О.В. Международно-правовое регулирование режима безъядерных зон и современные тенденции его развития: Дис. … канд. юрид. наук. Казань, 2007.

2 См.: Краткое изложение решений, консультативных заключений и постановлений Международного Суда (1992–1996 гг.; ООН, Нью-Йорк, 1998 г.).


 

§ 4. Международно-правовая защита от радиоактивного заражения

Вторая группа источников международного ядерного права от- носится к правовому регулированию защиты различных объектов планеты от радиоактивного заражения.

Так, в соответствии со ст. 1 Конвенции по предотвращению за- грязнения моря сбросами отходов и других материалов от 29 декабря 1972 г. стороны договорились индивидуально и коллективно способ- ствовать эффективной борьбе со всеми источниками загрязнения морской среды, принимать все возможные меры для предотвращения загрязнения моря сбросами отходов и других материалов, которые могут представлять опасность для здоровья людей, повредить живым ресурсам и жизни в море, нанести ущерб зонам отдыха или препятст- вовать другим законным видам использования моря. Отходы и другие материалы означают материалы и вещества любого рода, в том числе радиоактивные (Приложение II к Конвенции).

Конвенция о физической защите ядерного материала от 3 марта 1980 г. обязывает государство-участника принимать в рамках своего национального законодательства и в соответствии с международным правом надлежащие меры для обеспечения, по мере возможности, того, чтобы во время международной перевозки ядерный материал, находящийся в пределах его территории или на борту корабля или самолета, действующих под его юрисдикцией, защищался на уровнях, описанных в Приложении I.

Как известно, за время существования ядерной энергии произошли крупные аварии с многочисленными жертвами, среди которых следует назвать аварию на Чернобыльской АЭС в 1989 г. Принятие в 1986 г. в Вене Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии и Конвенции о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации явилось значительным вкладом в обеспечение безопасного развития атомной энергии1.

В соответствии с положениями Конвенции об оперативном опо- вещении о ядерной аварии государство-участник незамедлительно оповещает, непосредственно или через МАГАТЭ, те государства, ко- торые подверглись или могут подвергнуться физическому воздейст- вию, о ядерной аварии, ее характере, времени, когда она произошла, и ее точном месте, когда это целесообразно. Конвенция применяется в случае любой аварии ядерного реактора, любой установки ядерного

 

1 Подробнее см.: Парамузова О.Г. Указ. соч. С. 174–188.


 

топливного цикла, любой установки по обращению с радиоактив- ными отходами, аварии при перевозке и хранении ядерного топлива и радиоактивных отходов, вследствие которой происходит или может произойти выброс радиоактивных веществ, которая привела или может привести к международному трансграничному выбросу.

На Дипломатической конференции, созванной МАГАТЭ 17 июня 1994 г. в Вене, принимая во внимание важное значение международ- ного сотрудничества для укрепления ядерной безопасности на основе существующих двусторонних и многосторонних механизмов, была принята Конвенция о ядерной безопасности. Конвенция применя- ется к безопасности ядерных установок. Каждая сторона Конвенции создает и поддерживает законодательную и регулирующую основу для обеспечения безопасности ядерных установок. Каждая сторона принимает соответствующие меры для обеспечения того, чтобы все организации, занимающиеся деятельностью, непосредственно свя- занной с ядерными установками, проводили политику, при которой приоритет отдается ядерной безопасности. В этих целях она учреждает или назначает специальный орган, которому поручается реализация обязательств, вытекающих из данной Конвенции.

Эксплуатация ядерных реакторов связана с образованием отрабо- тавшего топлива и радиоактивных отходов.

В целях достижения и поддержания высокого уровня безопасности обращения с отработавшим топливом и с радиоактивными отхода- ми 5 сентября 1997 г. в Вене по инициативе МАГАТЭ была принята Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами. Согласно Конвенции каждая сторона принимает соответствующие меры для обеспечения того, чтобы на всех стадиях обращения с отработавшим топливом осуществлялась надлежащая защита отдельных лиц, общества в целом и окружающей среды от радиологических рисков. В рамках сво- его законодательства государства обязаны принимать меры, необходи- мые для реализации своих обязательств, вытекающих из Конвенции.

 

 

§ 5. Ответственность за ядерную деятельность

Третья группа норм международного ядерного права относится к проблемам ответственности за ядерную деятельность и защиту тру- дящихся.

Среди источников в этом отношении следует упомянуть Парижскую конвенцию от 29 июля 1960 г. об ответственности в отношении третьих


 

лиц в области ядерной энергии, которая предусматривает ответствен- ность оператора ядерной установки за ущерб любому лицу или потерю жизни этим лицом, а также за ущерб любой собственности или ее поте- рю, кроме самой данной ядерной установки или любой другой ядерной установки на площадке, где расположена данная ядерная установка.

Применительно к ядерным судам, оборудованным ядерной энер- гетической установкой, Конвенция об ответственности операторов ядерных судов от 25 мая 1962 г. содержит норму, согласно которой оператор ядерного судна несет абсолютную ответственность за любой ядерный ущерб, если доказано, что ущерб причинен ядерным инциден- том, связанным с ядерным топливом такого судна или радиоактивными продуктами или отходами этого судна.

Среди документов, принятых в международном ядерном праве в конце столетия, определенный интерес представляет Венская кон- венция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1997 г., которая ратифицирована Россией 21 марта 2005 г. Она применяется к ядерному ущербу независимо от того, где он причинен, и лишь в от- ношении государств-участников.

Оператор ядерной установки несет абсолютную ответственность за ядерный ущерб, если доказано, что такой ущерб причинен ядерным инцидентом на его ядерной установке или связанным с ядерным ма- териалом, наступившим с такой установки или произведенным в его ядерной установке.

 

 

§ 6. Контроль в международном ядерном праве

Формирование и кодификация норм международного ядерного права развиваются успешными темпами. Для достижения их эффек- тивности требуется добросовестное выполнение государствами по- ложений действующих соглашений, а также осуществление эффек- тивного контроля как самими государствами, так и международными организациями, в том числе международными органами, специально созданными в соответствии с соглашениями.

Генеральная Ассамблея ООН 10 сентября 1996 г. приняла Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Принятие данного Договора явилось венцом согласованных усилий, предпринимавших- ся международным сообществом в течение более четверти века. Он дополняет и расширяет свод норм международного права в области разоружения и контроля над вооружениями. Он имеет огромное сим- волическое значение для конкретного подтверждения приверженности


 

государств, как обладающих, так и не обладающих ядерным оружи- ем, делу достижения конечной цели, заключающейся в построении мира, полностью свободного от ядерного оружия. Договор устано- вил всеобъемлющие и жесткие положения контроля, которые будут способствовать значительному повышению уровня международного сотрудничества в ядерной области.

В отличие от Договора 1963 г., запретившего испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой незави- симо от распространения юрисдикции государства-участника, Договор 1996 г. обязывает государство-участника вообще не производить любых других ядерных взрывов в любой части земного шара и, более того, запретить и предотвращать любые такие взрывы другим государствам и иным лицам в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем.

Кроме того, речь в Договоре идет о запрещении испытания не толь- ко ядерного оружия, но и любого другого ядерного взрыва.

По Договору для обеспечения осуществления его положений госу- дарствами-участниками, включая вопросы контроля за его соблюде- нием, предусмотрено учреждение Организации по всеобъемлющему запрещению ядерных испытаний. Членами Организации являются все государства – участники Договора. Для выполнения поставленных перед нею задач создаются соответствующие органы, такие как Конфе- ренция государств-участников, Исполнительный совет, Технический секретариат с Международным центром данных. При выполнении своих функций государства-участники сотрудничают с Организаци- ей, проводят консультации непосредственно между собой или через Организацию либо используя механизмы Устава ООН.

При осуществлении контроля Организация запрашивает только ту информацию и те данные, которые необходимы для выполнения ее обязанностей. При этом должны быть приняты все меры предосторож- ности для защиты конфиденциальности информации о гражданской и военной деятельности на объектах проверки. Государства-участники при использовании такой информации, полученной на доверительной основе от Организации, устанавливают особый режим обращения. Организация в случае необходимости получения специальных знаний вправе вступить в сотрудничество с другими международными орга- низациями, включая МАГАТЭ.

Конференция в соответствии с положениями договора включает от каждого государства-участника одного представителя, которого могут сопровождать заместители и советники.


 

Ее работа организуется путем созыва ежегодных и специальных сессий. Наиболее важные вопросы принимаются путем консенсуса и если это не удается в соответствии с процедурой Конференции, то большинством в две трети присутствующих и участвующих в голо- совании членов.

Являясь главным органом Организации, Конференция наделяется правом рассматривать любой вопрос в рамках Договора и принимать рекомендации, а также решения по обеспечению реализации положе- ний Договора, его объекта и цели.

Исполнительный совет, избираемый Конференцией с учетом спра- ведливого географического распределения, состоит из 51 члена. В его обязанности как исполнительного органа Организации входят обеспе- чение и осуществление рекомендаций, решений, руководящих принци- пов Конференции. Совет содействует эффективному осуществлению и соблюдению Договора, надзирает за деятельностью Технического секретариата, представляет Конференции рекомендации относительно реализации объекта и цели Договора, сотрудничает с национальным органом каждого государства-участника, заключает с одобрения Кон- ференции и от имени Организации соглашения с государствами и ме- ждународными организациями, выполняет и многие другие функции, предусмотренные в ст. 38–41 Договора.

Одним из органов, непосредственно осуществляющим контроль за соблюдением государствами-участниками положений Договора, является Технический секретариат во главе с Генеральным директо- ром, назначаемым Конференцией по рекомендации Исполнительного совета сроком на четыре года.

Технический секретариат, в состав которого входит в качестве необъ- емлемой его части Международный центр данных, выполняет контроль- ные функции, в которые среди прочего входят: контроль за эксплуата- цией Международной системы мониторинга; получение, обработка, анализ данных Международной системы мониторинга; оказание по- мощи Исполнительному совету, оказание содействия в приготовлении к проведению инспекции на месте, в том числе технической поддержки в ходе их проведения; разработка и заключение с государствами согла- шений по вопросу контроля за осуществлением договора и др.

Договор предусматривает наделение Организации, делегатов госу- дарств-членов, членов Исполнительного совета, их заместителей и со- ветников, Генерального директора, инспекторов такими привилегиями и иммунитетами, какие необходимы для независимого осуществления ими своих функций.


 

Для выполнения своих обязательств по Договору каждое государство- участник назначает или учреждает национальный орган и информирует об этом Организацию. Каждое государство-участник обязуется принимать меры, запрещающие физическим и юридическим лицам заниматься лю- бой деятельностью, запрещенной государству-участнику по Договору.

В соответствии с положениями Договора режим контроля включает:

– международную систему мониторинга;

– консультации и разъяснения;

– инспекцию на месте;

– меры укрепления доверия.

Важнейшим положением Договора являются закрепленные в нем принципы, относящиеся к деятельности по контролю:

– предоставление государствами-участниками объективной ин- формации;

– осуществление контроля на основе полного уважения суверените- та государств и с наименее возможным вмешательством во внутренние дела государств;

– ограничение пределов контроля предметом Договора;

– воздерживание от любого злоупотребления правом на контроль;

– равенство государств-участников в проведении контроля неза- висимо от их технических и финансовых возможностей;

– защита каждым государством-участником конфиденциальности любой информации, имеющей отношение к гражданской и военной деятельности и объектам, которая была получена в ходе контрольной деятельности.

Осуществление Договора не должно создавать помехи экономиче- скому и техническому прогрессу государств-участников для дальней- шего развития применения атомной энергии в мирных целях.

Договор подробно рассматривает методы осуществления контроля. Так, в ст. VI освещается международная система мониторинга, которая включает объекты сейсмологического, радионуклидного, гид- роакустического,  инфразвукового  мониторинга,  соответствующие средства связи. Все объекты по мониторингу в рамках Международ- ной системы мониторинга находятся в собственности государства, эксплуатируются ими, но под началом Технического секретариата Организации. Полученные в результате мониторинга данные хранят- ся и обрабатываются в Международном центре данных, и имеющая отношение к контролю информация распространяется Техническим секретариатом всем государствам-участникам согласно положениям Договора и Протокола. Технический секретариат предоставляет всем


 

государствам-участникам равный, открытый, удобный и своевремен- ный доступ ко всем хранимым данным. Государства-участники могут самостоятельно на основе сотрудничества с Организацией предостав- лять в распоряжение Международного центра данных дополнительные данные от национальных станций мониторинга, которые не входят официально в состав Международной системы мониторинга.

Каждое государство-участник имеет право запрашивать инспек- цию на месте, на территории или в любом другом месте, находящемся под юрисдикцией или контролем любого государства-участника, или в любом районе, находящемся вне юрисдикции или контроля любого государства. В то же время положения Договора предусматривают необходимость проведения консультации и разъяснений относитель- но возможного несоблюдения договорных обязательств, прежде чем сделать запрос на проведение инспекции (п. С ст. IV). В документе довольно подробно рассматривается механизм инспектирования. Ин- спекционная группа назначается Генеральным директором Техниче- ского секретариата. Каждое государство-участник разрешает Органи- зации провести инспекцию на месте на его территории или в местах, находящихся под его юрисдикцией или контролем в соответствии с положениями Договора и Протокола, с соблюдением ранее назван- ных принципов контроля. Инспектируемое государство оказывает содействие инспекционной группе на протяжении всей инспекции на месте и способствует выполнению ею своей задачи.

При проведении инспекции на месте с согласия инспектируемого государства может участвовать наблюдатель, который является граж- данином либо запрашивающего инспекцию государства-участника, либо третьего государства-участника.

Доклад об инспекции на месте представляется Генеральным дирек- тором инспектируемому государству, которое имеет право делать свои замечания и пояснения, затем незамедлительно передается запраши- вающему государству-участнику, Исполнительному совету и всем дру- гим участникам Договора. Исполнительный совет, рассмотрев доклад, определяет соблюдение положений Договора, не было ли допущено злоупотребление правом запроса относительно проведения инспек- ции. В случае выявления надуманности и недобросовестности запроса на проведение инспекции запрашиваемому государству передается требование об оплате расходов по инспекции, а также могут быть приняты иные меры, предусмотренные в Договоре.

При установлении по итогам инспекции несоблюдения положе- ний Договора Конференция или Исполнительный совет предлагают


 

государству-участнику исправить ситуацию, а в случае невыполнения в указанный срок Конференция может ограничить или приостановить осуществление данным государством-участником его прав и приви- легий по Договору.

В случае, когда в результате несоблюдения основных обязательств по Договору может быть причинен ущерб его объекту и цели, Конфе- ренция может рекомендовать государствам-участникам коллективные меры, соответствующие международному праву.

С целью скорейшего урегулирования спора путем переговоров или другими мирными средствами по выбору участников, включая обра- щение в Международный Суд ООН, государства-участники проводят совместные консультации. Более того, Конференция и Исполнитель- ный совет с разрешения Генеральной Ассамблеи ООН самостоятельно наделены правом обращаться с запросом в Международный Суд о даче консультативного заключения по любому юридическому вопросу, воз- никающему в рамках сферы деятельности Организации. Эти вопросы регулируются специальными соглашениями между ООН и Органи- зацией1.

В Протоколе к Договору подробно рассматриваются международная система мониторинга и функции Международного центра данных, инспекции на месте, вопросы о назначении инспекторов, их помощ- ников, виды и методы инспекционной деятельности, послеинспек- ционные процедуры.

Принятие данного Договора явилось венцом согласованных усилий, предпринимавшихся международным сообществом в течение более четверти века. Он дополняет и расширяет свод норм международного права в области разоружения и контроля над вооружениями. Он имеет огромное символическое значение для конкретного подтверждения приверженности государств, как обладающих, так и не обладающих ядерным оружием, делу достижения конечной цели, заключающей- ся в построении мира, полностью свободного от ядерного оружия. Договор установил всеобъемлющие и жесткие положения контроля, которые будут способствовать значительному повышению уровня международного сотрудничества в ядерной области.

Вступление в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ис- пытаний ядерного оружия явится важным событием для мирового

 

1 В соответствии со ст. XIV Договор вступает в силу через 180 дней после даты сдачи на хранение ратификационных грамот всеми государствами, перечисленными в Прило- жении 2, но ни в коем случае не ранее чем через два года после его открытия для подпи- сания. См.: Действующее международное право. М., 1997. Т. 2. С. 338–397.


 

сообщества в деле сохранения международной ядерной безопасности и контроля над ядерным оружием и прогрессивного развития коди- фикации норм международного ядерного права.

Обращаясь к государствам, обладающим ядерным оружием, несу- щим главную ответственность за достижение поставленных в Договоре целей, Генеральный секретарь ООН призвал их добросовестно вести между собой и на международных форумах дальнейшие переговоры, направленные на углубление их приверженности делу построения мира, свободного от ядерного оружия, путем сокращения их ядерных арсена- лов и ослабления роли последних в деле обеспечения безопасности1.

Из группы международных соглашений, предусматривающих от- ветственность в сфере использования ядерной энергии, определенный интерес представляет Конвенция об ответственности в отношении третьих лиц в области ядерной энергии от 29 июля 1960 г. (Парижская конвенция) с изменениями, внесенными Дополнительным протоколом от 28 января 1964 г. и Протоколом от 16 ноября 1982 г.

Желая гарантировать надлежащую и справедливую компенсацию лицам, которые понесут ущерб, причиненный происшествиями ядер- ного характера, участники Конвенции установили ответственность опе- ратора ядерной установки при наличии определенных обстоятельств, изложенных в положениях Конвенции. Согласно ст. 17 Конвенции от 31 января 1963 г., дополняющей Парижскую конвенцию, любой спор, возникающий между участниками в отношении применения Конвенции, должен по запросу одной из заинтересованных сторон быть передан в Трибунал Европейского агентства по ядерной энергии, учрежденный Конвенцией об установлении контроля по соблюдению режима безопасности в области ядерной энергии от 20 декабря 1957 г. Конвенция о ядерной безопасности от 21 сентября 1994 г., пре- следующая цель достижения высокого уровня ядерной безопасности во всем мире на основе укрепления национальных мер и междуна- родного сотрудничества, обязала ее участников принимать соответ- ствующие меры по повышению безопасности ядерных установок, в том числе законодательные, а в механизм осуществления контроля за действиями ее участников включила представление ими докладов о принятых мерах. Доклады рассматриваются на совещаниях сторон, которые проводятся с интервалом, не превышающим трех лет. На сове- щании сторон могут участвовать по их желанию эксперты, советники, наблюдатели из компетентных межправительственных организаций.

 

1 Ghali B.B. The 50th Anniversary Annual Report on the work of the Organization. 1996.

United Nations. New-York, 1996. P. 311–312.


 

Более того, Конвенция в целях разрешения разногласий по поводу ее применения обязала проводить консультации.

Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1997 г., содержащая нормы по обеспечению финансовой за- щиты от ущерба, возникающего в результате определенных видов мирного использования ядерной энергии, предусматривает обяза- тельство по возмещению потерпевшему ущерба в результате мирной ядерной деятельности. Характер, форма и размер возмещения, так же как и справедливое распределение возмещения, определяются зако- ном компетентного суда (ст. VIII). По общему правилу юрисдикцией в отношении исков обладают суды только той стороны, в пределах территории которой произошел ядерный инцидент, но могут быть и другие ситуации.

В случае возникновения спора относительно толкования или при- менения Конвенции стороны обязаны проводить консультации. Если спор не может быть урегулирован в течение шести месяцев со дня просьбы о проведении консультации, то по просьбе любой стороны в таком споре он передается в арбитраж или направляется в Между- народный Суд ООН для принятия решения.

Конвенция о физической защите ядерного материала от 3 марта 1980 г. обязывает государства в рамках своего национального зако- нодательства и в соответствии с международным правом принимать надлежащие меры для обеспечения, по мере возможности, того, чтобы во время международной перевозки ядерный материал, находящийся в пределах его территории или на борту корабля или самолета, дей- ствующих под его юрисдикцией, защищался на уровнях, описанных в Приложении № 1. В случае захвата ядерного материала путем совер- шения преступления государства-участники активно сотрудничают и оказывают помощь в возвращении ядерного материала и в судебном преследовании виновных лиц или в выдаче предполагаемого преступ- ника. Каждое государство-участник информирует депозитария о своих законах и постановлениях, которые касаются проведения в жизнь Конвенции. Депозитарии вправе собирать конференцию государств- участников по вопросу выполнения Конвенции1.

В данном параграфе рассмотрена система международного кон- троля лишь отдельных международных соглашений, хотя изучение международно-правовых документов, являющихся источниками меж- дународного ядерного права, также заслуживает особого внимания.

 

1 См.: Международное право в документах. М., 1982. С. 415–419.


 

Следует отметить, что подавляющее большинство многосторон- них международных договоров по международному ядерному праву предусматривают довольно конкретные контрольные механизмы их реализации.

Большая ответственность за их имплементацию ложится на госу- дарства – участников соглашений.

В частности, Российская Федерация, являясь стороной многих соглашений в сфере использования ядерных источников энергии, приняла Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии» с последующими изменениями, Федеральный закон от 21 июля 2001 г. «О специальных экологических программах реаби- литации радиационно загрязненных участков территории» и другие правовые акты, предусматривающие реализацию Россией своих ме- ждународных обязательств.

 

 

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте международное ядерное право как отрасль со- временного международного права.

2. Ваша позиция в отношении названия данной отрасли: междуна- родное атомное право или международное ядерное право? Обоснуйте Ваш ответ.

3. Назовите и раскройте содержание отраслевых принципов меж- дународного ядерного права.

4. Классифицируйте источники международного ядерного права в зависимости от целей использования ядерной энергии.

5. Правовые нормы каких отраслей международного права имеют отношение к регулированию деятельности государств и международ- ных организаций по использованию ядерных источников энергии?

6. Как решаются вопросы ответственности в международном ядер- ном праве?

 

Литература

1. Валеев Р.М. Международный контроль в международном ядерном праве // МЖМП. № 2. С. 176–185.

2. Валеев Р.М. Контроль в современном международном праве. Ка- зань, 2003. С. 298–318.

3. Иойрыш А.И. Атомная энергия: Правовые проблемы. М., 1975. С. 24–28.


 

4. Малинин С.А., Мусин В.А. Правовые проблемы морской атомной деятельности. Л., 1974.

5. Малинин С.А. Мирное использование атомной энергии. М., 1971.

6. Молодцова Е.С. Охрана окружающей среды и международное регулирование мирной ядерной деятельности. М., 2000.

7. Пархитько В.П. Международное ядерное право. М., 1992.

8. Парамузова О.Г. Ядерная безопасность в условиях современного международного правопорядка. СПб., 2006.

9. Супатаева О.А. Становление советского атомного права // Право- вое регулирование использования атомной энергии в странах – членах СЭВ. М., 1987. С. 43–52.

10. Тимербаев Р.М. Мирный атом на международной арене. М., 1969.


 

Глава XIV










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 324.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...