Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Международное Морское право




 

§ 1. Понятие и принципы международного морского права

 

Международное морское право (International Law of the Sea) – это отрасль международного права, нормы которой регулируют межгосу- дарственные отношения в связи с использованием Мирового океана.

Значение международного морского права определяется той ро- лью, которую играет сегодня Мировой океан в жизни современной цивилизации.

Во-первых, Мировой океан, покрывающий свыше двух третей поверхности нашей планеты, является уникальным поглотителем углекислого газа и производителем кислорода. Таким образом, это прежде всего важнейший экологический компонент Земли, от ко- торого во многом зависит существование человеческой жизни в бу- дущем.

Во-вторых, это гигантская кладовая, которая уже сегодня активно используется для добычи продовольственных ресурсов и полезных ископаемых и значение которой возрастает с каждым годом, учитывая, что в ближайшей перспективе человечество столкнется с нехваткой углеводородов, продуктов питания и пресной воды.

В-третьих, Мировой океан – это важнейшая коммуникационная сфера, используемая для транспортных перевозок. Морской флот яв- ляется одним из главных средств осуществления международной тор- говли. По данным Международной морской организации (ИМО), свыше 90% объема мировой торговли осуществляется морем1.

Корни международного морского права уходят в глубокую древ- ность. Между тем как самостоятельная отрасль международное морское право сформировалось сравнительно недавно.

Основные этапы кодификации международного морского права принято связывать с проведением ООН трех конференций: в 1958, 1960 и 1973–1982 гг.

 

1  www.imo.org.


 

На I Женевской конференции ООН по морскому праву 1958 г. на основе проекта статей, подготовленного Комиссией ООН по международ- ному праву, были приняты четыре конвенции, направленные на ре- гулирование режима морских пространств и рыболовства в Мировом океане: о территориальном море и прилежащей зоне; о континен- тальном шельфе; об открытом море; о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Конференция по существу кодифицировала подавляющее большинство норм международного морского права,

«разбросанных» по многочисленным международным договорам и на- копившихся в виде международно-правовых обычаев.

II Конференция ООН по морскому праву 1960 г., посвященная главным

образом проблеме установления прибрежными государствами единой ши- рины территориального моря и рыболовной зоны, закончилась неудачей. Слишком противоречивыми оказались позиции государств. Вместе с тем Конференция подготовила почву для будущих позитивных результатов. Третий этап знаменует собой III Конференция ООН по морскому

праву, которая явилась без преувеличения эпохальным событием в со-

временных международных отношениях и международном праве. В ре- зультате работы Конференции, продолжавшейся с 1973 по 1982 г., что само по себе не имеет исторических прецедентов, был разработан и 10 декабря 1982 г. в Монтего-Бей принят всеобъемлющий международ- но-правовой акт – Конвенция ООН по морскому праву (International Convention on the Law of the Sea,1982 – UNCLOS-82).

Сразу под ней поставили подписи 119 государств. Конвенция 1982 г. представляет собой огромную ценность и имеет универсальный харак- тер. Она вступила в силу 16 ноября 1994 г. 26 февраля 1997 г. Конвен- цию ратифицировала Россия.

Как и любая отрасль международного права, международное мор- ское право характеризуется специальными принципами. Последние исходят из общих принципов международного права и присущи ис- ключительно международному морскому праву.

Важнейшим для международного морского права является принцип свободы открытого моря. Он был сформулирован еще древнеримски-

ми юристами, признававшими всеобщее право на «морские воды». Вместе с тем эпоха великих открытий характеризовалась массовыми притязаниями государств на целые моря. Так, Генуя заявляла свои права на Лигурийское море, Венеция – на Адриатическое, Турция – на Черное. Король Датский и Норвежский Эрих в 1432 г. заявил ко- ролю Англии, что никто не имеет права на рыбную ловлю и торговлю в водах Норвежского моря без его дозволения. Карл I поддерживал


 

силой оружия свои права на Северное море. Фактически эти притяза- ния выражались в преследованиях и захватах иностранных судов, в об- ложении их пошлинами и т.д. И лишь в XVIII в. повсеместно начинает распространяться принцип свободы открытого моря. Право государств на пользование этой свободой было сформулировано известным гол- ландским ученым Гуго Гроцием в книге «Mare liberum...» («Свобод- ное море...»), опубликованной в 1609 г. В декабре 2002 г. в послании Международного Суда ООН Генеральной Ассамблее ООН в связи с празднованием 20-й годовщины открытия к подписанию Конвенции ООН по морскому праву сказано, что положения Конвенции берут свое начало в фундаментальном труде Гуго Гроция «Свободное море».

Принцип свободы открытого моря является общепризнанным. Он исходит из того, что открытое море не может быть подчинено суве- ренитету какого бы то ни было государства. Оно находится в общем и равноправном пользовании всех государств.

С принципом свободы открытого моря тесно связан принцип исклю- чительной юрисдикции государства флага судна в открытом море. Он пре- дусматривает, что в отношении судна, находящегося в открытом море,

а также всех лиц на его борту и их имущества действует исключительно за- конодательство государства флага, под которым плавает данное судно.

Другой важный принцип международного морского права – прин- цип мирного использования Мирового океана. Он следует из принципов мирного разрешения споров и неприменения силы или угрозы силой.

В соответствии с ним морские пространства должны использоваться исключительно в мирных целях.

Принцип охраны морской среды в концентрированном виде сформули-

рован в ст. 192 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., устанавливаю- щей, что государства обязаны защищать и сохранять морскую среду.

В последние десятилетия получил всеобщее признание принцип общего наследия человечества. В рамках международного морского права этот принцип предусматривает общее равноправное пользование ре-

сурсами морского дна и его недр за пределами действия националь- ной юрисдикции, на которые не распространяются суверенитет или суверенные права какого бы то ни было государства.

 

 

§ 2. Международно-правовой статус и режим морских пространств

Понятием «морские пространства» охватываются поверхность мор- ских вод, их толща, а также морское дно с его недрами.


 

Международно-правовой статус морских пространств – это их пра- вовое положение, характеризующееся прежде всего подчинением су- веренитету или юрисдикции прибрежного государства.

С точки зрения статуса все морские пространства можно условно разделить на четыре основных вида:

1) являющиеся неотъемлемой частью территории прибрежного государства и подпадающие под его суверенитет (внутренние воды, территориальное море);

2) не входящие в состав территории прибрежного государства, но правовой режим которых регулируется как национальным законо- дательством, так и нормами международного права (исключительная экономическая зона, прилежащая зона, континентальный шельф);

3) не подчиненные ни суверенитету, ни юрисдикции какого бы то ни было государства (открытое море, морское дно за пределами национальной  юрисдикции);

4) морские пространства с особым правовым статусом (архипелаж- ные воды, международные проливы и каналы).

Указанная правовая классификация морских пространств, окон- чательно оформившаяся с принятием Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., позволяет четко определить права государств по отно- шению к морским пространствам, установить их правовой статус, выработать и закрепить надлежащий правопорядок.

Под международно-правовым режимом морских пространств по- нимается совокупность норм международного права, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международ- ного права по поводу того или иного морского пространства.

Нетрудно видеть, что термины «правовой режим» и «правовой статус» тесно связаны между собой, но вместе с тем далеко не равнозначны. Например, внутренние воды и территориальное море имеют один и тот же статус, но их правовой режим различается, поскольку в территори- альном море, в отличие от внутренних вод, международным правом предусмотрено право мирного прохода.

 

 

§ 3. Морские пространства, находящиеся под суверенитетом прибрежного государства

Внутренние воды и внутренние морские воды. Согласно ст. 8 Кон- венции ООН по морскому праву 1982 г. воды, расположенные в сто- рону берега от исходной линии территориального моря, относятся к внутренним водам государства. В рамках внутренних вод выделяют


 

внутренние морские воды. Во-первых, внутренние морские воды яв- ляются частью внутренних вод1, а во-вторых, главной и отличительной особенностью внутренних морских вод является тот факт, что они непосредственно граничат с территориальным морем2.

На различия между внутренними и внутренними морскими во- дами обращает внимание известный финский ученый и дипломат К. Хакапаа, который предлагает, чтобы термин «inland» употреблялся для обозначения вод в пределах сухопутной территории государства, а термин «internal» – для соответствующих морских районов3.

К внутренним морским водам относятся воды:

• морских портов;

• заливов, если ширина входа в них не превышает 24 морские мили;

• исторические воды, в том числе исторические заливы независимо от ширины входа.

Правовой режим морских портов регулируется законодательством прибрежного государства4. Как правило, он получает подробное отра- жение в Правилах порта (Port regulations). В российской практике они называются Обязательными постановлениями по порту.

Внешней границей акватории любого порта является линия, про- веденная между двумя естественными выступами суши, либо линия, проведенная через наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения, которые являются составной частью системы данного порта. Водные пространства, составляющие акваторию порта, включа- ют в себя как внутренний, так и внешний рейд, расположенный перед портом со стороны моря. Границы акватории порта обозначаются в Правилах порта (Обязательных постановлениях по порту), на навига- ционных картах, в лоциях и обязательно публикуются в «Извещениях мореплавателям» (Notices to Mariners).

Правовой режим торговых судов в иностранном порту регламенти- руется в основном законодательством прибрежных государств, а также

 

1 См.: Колодкин А.Л. Мировой океан и международное право: Правовой режим морских прибрежных пространств. М.: Наука, 1987. С. 12.

2 См.: Ильясов С.В., Гуцуляк В.Н., Павлов П.Н. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». М., 2005. С. 37.

3 Hakapaa K. Marine Pollution in International Law. Material obligations and jurisdiction.

Helsinki, 1981. P. 162.

4 См. также: Иванов Г.Г. Комментарии к Кодексу торгового мореплавания. М.: Спарк, 2005; Он же. Правовое регулирование морского судоходства. М.: Спарк, 2001; Он же. Правовой режим морских портов. М.: Транспорт, 1988; Баринова И.И., Хейфец Б.С., Гицу М.А. и др. Современное морское право и практика его применения. М.: Транспорт, 1985.


 

двусторонними и многосторонними международными соглашениями о морском торговом судоходстве. К числу последних можно отнести, например, Конвенцию по облегчению международного морского су- доходства 1965 г., Международные санитарные правила 1969 г., Меж- дународную конвенцию по охране человеческой жизни на море 1974 г., измененную и дополненную в 1978 г. с последующими поправками (СОЛАС-74/78), Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ-73/78) и др.

В силу суверенитета над своими внутренними морскими водами прибрежное государство по собственному усмотрению объявляет те или иные порты открытыми для захода иностранных судов. Вместе с тем государство в любое время вправе закрыть тот или иной порт для доступа, например, из соображений безопасности.

В объявленные открытыми порты государство гарантирует свобод- ный заход всех иностранных торговых судов независимо от их флага. Для захода в открытый порт не требуется получения разрешения властей прибрежного государства. Обычно торговые суда заблаговре- менно в соответствии с коммерческой практикой порта информируют

портовые власти о предстоящем заходе.

Для судов с особыми характеристиками могут быть установлены оп- ределенные ограничения. Например, заход ядерного судна в иностран- ный порт возможен лишь при условии заблаговременного представления информации о безопасности согласно положениям гл. VIII Конвенции СОЛАС-74/78. Ряд государств требуют получения предварительного разрешения на заход в их порты научно-исследовательских судов.

Заход иностранных торговых судов в закрытые порты может быть осу- ществлен только при наличии разрешения властей прибрежного государ- ства. Исключением из этого правила может быть только так называемый вынужденный заход, причинами которого могут быть необходимость в срочной медицинской помощи, стихийное бедствие, авария и т.п.

Для захода в морские порты иностранных военных кораблей требу- ется предварительное разрешение прибрежного государства. При нали- чии такого общего разрешения прибрежному государству своевремен- но должно быть направлено уведомление о заходе соответствующего иностранного военного корабля. Во время пребывания в иностранных внутренних морских водах военные корабли пользуются полным им- мунитетом от иностранной юрисдикции.

В период пребывания в иностранном порту судно полностью подчи- няется правопорядку, установленному прибрежным государством. Ука- зания администрации порта, возглавляемой капитаном порта (Harbour


 

Master), являются для судна обязательными. При наличии достаточных на то оснований прибрежное государство вправе, за исключением изъя- тий, предусмотренных международными соглашениями, осуществлять свою уголовную, гражданскую и административную юрисдикцию.

В зависимости от объема льгот и привилегий, предоставляемых торговым судам в иностранных портах, различают режим наиболее благоприятствуемой нации (режим наибольшего благоприятствования), означающий, что судам предоставляется такой же правовой режим, которым пользуются суда любого третьего государства, и национальный режим, предусматривающий условия пребывания, которыми пользу- ются собственные торговые суда государства порта.

Заход судна в иностранный порт, стоянка и выход из порта регла- ментированы целым рядом требований, устанавливаемых прибрежным государством, которые называют портовыми формальностями (port procedures).

Конвенция по облегчению международного морского судоходства 1965 г. унифицировала требования в части документов, представляе- мых в иностранном порту. Портовые власти государств – участников Конвенции по прибытии или отходе судов вправе требовать от адми- нистрации судна лишь следующие документы: общую декларацию (General Declaration); грузовую декларацию (Cargo Declaration); дек- ларацию о судовых запасах (Store List); декларацию о личном имуще- стве экипажа (Crew`s Personal Effects Declaration); судовую роль (Crew List); список пассажиров (Passenger List); документ, предписываемый Всемирной почтовой конвенцией (the document prescribed by the World Postal Convention), и морскую санитарную декларацию (Maritime Health Declaration). В Конвенции также даны рекомендации о содержании каждого из указанных документов.

Одним из условий стоянки судна в порту является обязательная уп- лата установленных портовых сборов. Исключение в этом отношении составляют лишь суда, вынужденные зайти в порт в поисках убежища без осуществления каких-либо коммерческих операций.

В соответствии со сложившейся практикой с судна в период его пре- бывания в иностранном порту взимаются, в частности, такие портовые сборы, как маячный, якорный, причальный и др. Наряду с указанными сборами с иностранных судов взимается также плата за конкретные оказываемые судну услуги (лоцманская проводка, буксировка, швар- товка, сдача мусора, дератизация судна и др.). Определение размеров сборов и платы за оказываемые услуги относится к исключительной компетенции государства порта.


 

Заливы с шириной входа не более 24 морских миль. Согласно положениям Конвенции 1982 г. под заливом понимается хорошо очерченное углубле- ние берега, вдающееся в сушу в такой мере, – в соотношении с шириной входа в него, – что содержит замкнутые сушей воды и образует нечто большее, чем простую извилину берега. Углубление не признается, од- нако, заливом, если площадь его меньше площади полукруга, диаметром которого служит линия, пересекающая вход в это углубление.

Если ширина входа в залив превышает 24 морские мили, то линия указанной длины проводится внутри таким образом, чтобы ей было отграничено возможно большее водное пространство.

Исторические воды, включая «исторические» заливы. Основанием

для включения «исторических» вод во внутренние служат три фак- тора: если, во-первых, над этими водами прибрежное государство осуществляло суверенитет на протяжении длительного времени; во- вторых, эти воды имеют важное и особое экономическое, оборонное и стратегическое значение для данной страны; в-третьих, имеет место молчаливое признание большинства государств1. Возможность призна- ния некоторых вод «историческими» содержится в ст. 12 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., указывающей на «исторически сложившиеся правовые основания».

Характерным примером «исторического» залива России является залив Петра Великого на Дальнем Востоке.

Принадлежность залива Петра Великого (до линии, соединяющей устье реки Тюмень-Ула с мысом Поворотным) к национальным внутрен- ним водам была подтверждена еще в 1901 г. в Правилах морского рыбного промысла в территориальных водах Приамурского генерал-губернаторст- ва и в соглашениях между Россией и Японией по вопросам рыболовства 1907, 1928 и 1944 гг. Границы внутренних вод бывшего СССР в заливе Петра Великого были уточнены в 1957 г. в Постановлении Совета Ми- нистров СССР2. Согласно указанному Постановлению в специальном сообщении указывалось, что плавание иностранных судов и полеты иностранных самолетов в водах залива Петра Великого и в воздушном пространстве над ним возможны только с разрешения компетентных властей СССР, кроме случаев захода иностранных судов в открытый для международного судоходства порт Находка и выхода из него.

 

1 См.: Бекяшев К.А. Международное морское право // Международное публичное право: Учебник / Под ред. К.А. Бекяшева. 3-е изд. М., 2005. С. 612; Гуцуляк В.Н. Меж- дународное морское право (публичное и частное). М., 2006. С. 68.

2 См.: Колодкин А.Л. Внутренние, или национальные, воды // Курс международного права: В 6 т. Т. III. М.: Наука, 1967. С. 132.


 

«Историческими» объявлены заливы Бристольский, Форт-оф-Форт, Мори-Ферт, Консепшн, Шало (Великобритания), Гудзонов (Канада), Канкаль (Франция), Гесаликский, Делавэр, Монтерей, Чесапикский, Санта-Моника (США). Ширина входа в некоторые из таких заливов может быть весьма значительной. Так, ширина входа в Бристольский залив достигает 100 миль.

Государство вправе распространять режим внутренних вод и на

«исторические» моря. Например, воды Белого моря являются внут- ренними морскими водами Российской Федерации до линии, соеди- няющей мысы Канин Нос и Святой Нос, расстояние между которыми составляет 82 морские мили.

Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Россий- ской Федерации» к внутренним морским водам относит: «воды портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и дру- гих постоянных сооружений портов; воды заливов, бухт, губ и лима- нов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили; воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 21 морская миля, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Прави- тельством» (п. 2 ст. 1).

Аналогичное положение содержится в ст. 5 Федерального закона от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации».

Указанные положения не расходятся с соответствующими между- народными принципами, изложенными в Конвенции о территориаль- ном море и прилежащей зоне 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Несмотря на то что правовой режим внутренних морских вод как части государственной территории определяется в основном прибреж- ным государством, как справедливо отмечает проф. А.Л. Колодкин1,

«частично этот режим регламентируется международным правом». Таким образом, при определении порядка захода и плавания судов

 

1 Колодкин А.Л. Внутренние воды // Мировой океан и международное право: Пра- вовой режим морских прибрежных пространств / Отв. ред. А.П. Мовчан, А. Янков. М.: Наука, 1987. С. 13.


 

во внутренних морских водах прибрежное государство обязано учиты- вать соответствующие международно-правовые нормы.

Территориальное море (territorial sea) – морской пояс, установленный

шириной до 12 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, вхо- дящий в состав территории государства и находящийся под его сувере- нитетом. В территориальное море включаются также рейды, которыми обычно пользуются для погрузки, разгрузки и якорной стоянки судов и которые иначе были бы расположены целиком или частично за внеш- ней границей территориального моря (ст. 12 Конвенции 1982 г.).

Исходной линией отсчета ширины территориального моря служит линия наибольшего отлива. Если береговая линия глубоко изрезана и извилиста либо в непосредственной близости от берега имеется цепь островов, применяется общепризнанный метод отсчета ширины терри- ториального моря – прямых исходных линий, соединяющих наиболее выступающие в море оконечности побережья. При проведении прямых исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега, а участки моря, лежащие с внутренней стороны линий, должны быть достаточно тесно связаны с берегом, чтобы на них мог быть распространен режим внутренних вод.

Территориальное море, как и другие части территории государства, находится под его суверенитетом. В то же время его режим отличается от режима внутренних морских вод, так как в интересах торгового мореплавания государства добровольно согласились ограничить свой суверенитет, признав право мирного прохода (innocent passage) ино- странных судов через территориальное море.

Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью пересечь его, не заходя во внутренние воды, или пройти во внутренние воды или из внутренних вод в открытое море.

Проход должен быть непрерывным и быстрым. Однако проход включает остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, посколь- ку они связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия или с целью оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.

Согласно положениям Конвенции о территориальном море и при- лежащей зоне 1958 г. (ст. 14) проход является мирным, поскольку им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежно- го государства. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. конкре- тизировала понятие мирного прохода. Так, проход судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного


 

государства, если в территориальном море оно осуществляет любой из следующих видов деятельности:

• угрозу силой или ее применение против суверенитета, террито- риальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН;

• любые маневры или учения с оружием любого вида;

• любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;

• любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на обо- рону или безопасность прибрежного государства;

• подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летатель- ного аппарата;

• погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки таможенным, фискальным, иммигра- ционным или санитарным законам и правилам прибрежного госу- дарства;

• любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения;

• любую рыболовную деятельность;

• проведение исследовательской или гидрографической деятель- ности;

• любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи или любых других сооружений или установок прибрежного государства;

• любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу.

В этом отношении характерным примером является получивший ши- рокую огласку случай, связанный с нарушением государственной грани- цы СССР двумя американскими кораблями в марте 1986 г. у побережья Крымского полуострова: крейсером «Йорктаун» с ракетным оружием на борту и эскадренным миноносцем «Кэрон». Корабли вошли в тер- риториальные воды Советского Союза и продолжили движение вдоль побережья Крымского полуострова, приближаясь к берегу на расстояние до 6 миль. В район вышли советские пограничные корабли и морская авиация, советское командование отдало приказ о приведении в состояние повышенной боевой готовности ударных сил флота. В официальной ноте Советское правительство охарактеризовало инцидент как провокацию. В ответах на вопросы прессы командование Военно-морских сил США указало, что военные корабли осуществляли свое право на мир-

ный проход в территориальных водах Советского Союза.


 

Прибрежное государство может принимать законы и правила, относящиеся к мирному проходу через территориальное море. Такие законы и правила должны быть опубликованы.

Прибрежное государство в случае необходимости с учетом безо- пасности мореплавания может потребовать от иностранных судов, осуществляющих право мирного прохода, пользоваться такими морским коридорами и системами разделения движения, которые оно может установить или предписать для регулирования прохода судов.

Прибрежное государство осуществляет в территориальном море свою юрисдикцию. Однако уголовная юрисдикция в отношении суд- на, проходящего через территориальное море, осуществляется лишь в следующих случаях:

– если последствия преступления распространяются на прибрежное государство;

– если совершенное преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;

– если капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи;

– если принимаемые меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотиками или психотропными веществами.

Положения российского законодательства, в частности Закона РФ

«О Государственной границе Российской Федерации» и Федераль- ного закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», полностью соответствуют международному праву.

 

 

§ 4. Морские пространства,










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 321.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...