Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел




Этот режим в главных чертах определяется Договором по космосу и Соглашением о деятельности государств на Луне и других небесных


 

телах (далее – Соглашение о Луне). Первым из этих актов установлено, что космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела,

«не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни лю- быми другими средствами» (ст. 2).

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, свободно для научных исследований. Исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран независимо от сте- пени их экономического и научного развития и являются достоянием всего человечества (ст. 1).

Государства – участники Договора осуществляют деятельность по исследованию и использованию космического пространства в соот- ветствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности, развития между- народного сотрудничества и взаимопонимания (ст. 3).

Договором запрещается выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, устанавливать такое оружие на небесных телах или размещать его в космическом пространстве каким-либо иным образом.

Луна и другие небесные тела используются всеми государствами – участниками Договора исключительно в мирных целях. Запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, ис- пытание любых типов оружия и проведение военных маневров (ст. 4). Соглашение о Луне развивает и конкретизирует положение Догово-

ра по космосу в отношении правового режима Луны и других небесных тел. Оно, в частности, объявляет Луну и ее природные ресурсы «общим наследием человечества» (ст. 11), а исследование и использование Луны – «достоянием всего человечества» (ст. 4).

С целью исследования и использования Луны государства-уча- стники могут: а) осуществлять посадку своих космических объектов на Луну и их запуск с Луны; б) размещать свой персонал, космические аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения в любом месте поверхности Луны или ее недр; в) создавать на Луне обитаемые и необитаемые станции. Действия государств-участников не должны создавать помех для деятельности, осуществляемой на Луне, другими государствами-участниками.

Государства-участники согласились также установить междуна- родный режим для регулирования эксплуатации природных ресурсов


 

Луны, когда будет очевидно, что такая эксплуатация станет возмож- ной в ближайшее время. Этот режим предполагает: а) упорядочение и безопасное освоение природных ресурсов Луны; б) рациональное регулирование этих ресурсов; в) расширение возможностей в деле использования соответствующих ресурсов; г) справедливое распре- деление между всеми государствами-участниками благ, полученных от этих ресурсов, с особым учетом интересов и нужд развивающихся стран, а также усилий тех стран, которые прямо или косвенно внесли свой вклад в исследование Луны (ст. 11).

В настоящее время появились частные фирмы, организовавшие бизнес по продаже участков лунной поверхности с выдачей соответст- вующих сертификатов. Такая деятельность не является правомерной. В соответствии с Соглашением о Луне поверхность или недра Луны, а также участки ее поверхности, недр или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого-либо государст- ва, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения, а также любого физического лица. Размещение на по- верхности Луны или в ее недрах персонала, космических аппаратов, оборудования, установок, станций и сооружений не создает права собственности на поверхность и недра Луны или их участки (ст. 11).

Положения Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах, относящихся непосредственно к Луне, применяются также к другим небесным телам Солнечной системы (ст. 1). Исклю- чение составляют случаи, когда в отношении других небесных тел действуют специальные международно-правовые акты.

Установленный международным космическим правом режим кос- мического пространства существенно отличается от международно- правового режима воздушного пространства. Но граница между этими пространствами на сегодня не установлена ни в международном пра- ве, ни в национальном законодательстве. Это таит в себе опасность возникновения конфликтных ситуаций при пролете космического объекта через воздушное пространство другого государства с целью выхода на орбиту или приземления.

В этих условиях применяется сложившаяся в практике обычная норма, ограничивающая суверенитет государства воздушным простран- ством ниже минимальных орбит искусственных спутников Земли. Речь идет об орбитах порядка 100 + 10 км над уровнем моря. Пространство выше этих орбит считается космическим и на него не распространяется суверенитет какого-либо государства.


 

§ 3. Правовой статус космических объектов

Этот статус определяется как нормами международного права, так и национального космического законодательства. В международном аспекте здесь особое значение имеют правоотношения, связанные с за- пуском космического объекта в космос и возвращением его на Землю. Исходным в этих правоотношениях является требование международ- ного права об обязательной регистрации государством запускаемых космических объектов.

В соответствии с Конвенцией о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, эти объекты запускающее государство (т.е. государство, которое осуществляет или организует запуск кос- мического объекта, или государство, с территории или с установок которого осуществляется запуск космического объекта) обязано за- регистрировать в специальном национальном регистре. Когда в отно- шении любого такого космического объекта имеются два или более запускающих государств, они совместно определяют, которое из них зарегистрирует соответствующий объект (ст. 2).

Данные национального регистра представляются «в ближайший практически осуществимый срок» Генеральному секретарю ООН для вне- сения их в международный реестр. Эти данные должны содержать сле- дующие сведения: название запускающего государства или запускаю- щих государств; соответствующее обозначение космического объекта или его регистрационный номер; дату и территорию (место) запуска; основные параметры орбит (период обращения, наклонение, апогей, перигей и др.); общее назначение космического объекта. Запускающее государство также предоставляет информацию о космических объек- тах, которые, будучи выведенным и на орбиту вокруг Земли, больше не находятся на этой орбите (ст. 4).

Ряд норм, касающихся правового статуса космических объектов, содержится и в Договоре по космосу. В нем, в частности, отмечается, что государство-участник, в регистр которого занесен космический объ- ект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом во время его нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Права собственности на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, и на их составные части остаются незатронутыми во время их нахожде- ния в космическом пространства, на небесном теле или по возвраще- нии на Землю. Такие объекты или их составные части, обнаруженные


 

за пределами государства-участника, в регистр которого они занесены, должны быть возвращены этому государству. При этом такое государ- ство должно по соответствующему требованию представить до возвра- щения космического объекта информацию о нем.

Каждое государство-участник, которое осуществляет или организует запуск объекта в космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, а также каждое государство-участник, с территории или с установок которого производился запуск космического объекта, несет международную ответственность за ущерб, причиненный такими объек- тами или их составными частями на Земле, в воздушном или в космиче- ском пространстве, включая Луну и другие небесные тела, другому госу- дарству-участнику, его физическим или юридическим лицам (ст. 7).

 

 

§ 4. Международно-правовой режим геостационарной орбиты

Составной частью космического пространства, подпадающей под дей- ствие международного права, являются орбиты размещения искусст- венных спутников и других космических аппаратов. Особое значение среди них имеет геостационарная орбита (от греч. γή – «земля» и лат. stationarius – «недвижимый»). Под ней понимается круговая орбита на высоте около 36 тыс. км над экватором Земли.

Особенность этой орбиты состоит в том, что размещенные на ней спутники находятся в постоянном положении над определенной точкой земного экватора. При этом каждый из них может покрывать радиоизлу- чениями треть площади поверхности Земли. Это имеет большое значение для развития таких прикладных видов космической деятельности, как спутниковая связь, связь для целей навигации, дистанционное зондиро- вание Земли, мониторинг окружающей среды и некоторых другие.

Проблема, однако, состоит в том, что количество позиций для од- новременного и эффективного функционирования спутников на гео- стационарной орбите является ограниченным (лимитированным). Сейчас на этой орбите находится около 650 спутников разных стран (первый американский спутник на эту орбиту был запушен в 1964 г.). Потребности в этом, однако, возрастают. В этой связи имеют место проблемы, касающиеся справедливого распределения частотно-ор- битального ресурса геостационарной орбиты, доступа к этой орбите, рационального и эффективного ее использования и др.

Международно-правовой статус геостационарной орбиты на сего- дня не определен в специальном порядке. Этот статус вытекает из об-


 

щих положений Договора по космосу, Соглашения о Луне и некоторых других международно-правовых актов. В соответствии с этими актами геостационарная орбита является частью космического пространства, и на нее распространяются нормы и принципы международного права, касающиеся этого пространства.

Особенности данной орбиты и вопросы, связанные с распределе- нием ее радиочастотного спектра, отражены в Уставе Международного союза электросвязи (1992 г.). В нем, в частности, отмечается, что гео- стационарная орбита является «ограниченным природным ресурсом» (ст. 44). Использование ее частотного спектра должно быть открытым для всех стран независимо от их технического потенциала и географи- ческого положения.

Для обеспечения интересов всех стран, справедливого и рацио- нального использования ресурсов геостационарной орбиты установ- лена специальная процедура в рамках Международного союза элек- тросвязи. Она предполагает постепенное наращивание «загрузки» орбиты с учетом фактических потребностей государств и разработки международных планов для использования орбитальных частот. Эти планы предусматривают закрепление за тем или иным государством как минимум одной позиции на геостационарной орбите и соответ- ствующей зоны покрытия на Земле.

Процедура международной координации включает также метод

«обслуживания в порядке поступления», т.е. предварительную публи- кацию данных о конкретной спутниковой системе, а также регистра- цию выделенных частот в специальном Справочном регистре частот Международного союза электросвязи.

После выделения определенной позиции на геостационарной ор- бите орбитальные ресурсы используются государством в лице его национальных органов связи. Последние передают соответствующие орбитальные ресурсы в пользование другим юридическим лицам, действующим на территории соответствующей страны.

В любом случае геостационарная орбита как часть космического пространства не может быть кем-то присвоена.

В этой связи необоснованными представляются претензии некото- рых экваториальных государств на соответствующие участки геоста- ционарной орбиты. Такие претензии в 1976 г. были сформулированы, в частности, рядом экваториальных стран в подписанной в Боготе (Ко- лумбия) декларации. Та же Колумбия, кроме того, свое право на часть данной орбиты, а также на «электромагнитный спектр и место, в ко- тором он действует» зафиксировала в своей Конституции.


 

Такой подход противоречит нормам и принципам международ- ного космического права. Геостационарная орбита может и должна использоваться на общих принципах международного космического сотрудничества.

 

 

§ 5. Правовой статус космонавтов

Космонавт – это лицо, участвовавшее или участвующее в космиче- ском полете в качестве командира космического корабля или члена его экипажа. В США космонавтов называют астронавтами. Космонавты выполняют задачи по исследованию и использованию космического пространства как в процессе космического полета, так и при посадке на небесных телах.

Правовой статус космонавтов (членов экипажа космического ко- рабля) определен Договором по космосу, Соглашением о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, за- пущенных в космическое пространство (далее – Соглашение о спасении космонавтов), а также национальным космическим законодательством. В соответствии с этими актами космонавты являются «посланцами человечества в космос». Но они не обладают наднациональным стату- сом. Космонавты являются гражданами конкретного государства. Как отмечается в Договоре по космосу, государство, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над экипажем этого объекта во время его нахождения в этом пространстве или на любом небесном теле (ст. 8). Некоторые особенности прав и обязанностей членов экипажа ус- тановлены Межправительственным соглашением по международной космической станции (1998 г.). Эти права и обязанности обусловлены функциями членов экипажа, а также стандартами и критериями стан- ции. Общим требованием при этом выступает требование использовать станцию эффективным и безопасным для жизни и здоровья членов

экипажа образом.

Ряд требований зафиксирован также в Кодексе поведения космо- навтов. В соответствии с ним каждый член экипажа станции должен отвечать сертификационным критериям космонавта, медицинским и другим стандартам. Он обязан пройти базовые тренировки и полу- чить соответствующий сертификат.

Соглашение о спасении космонавтов касается их правового статуса в контексте обязанностей государств оказывать им помощь в случае аварии или иного бедствия. Страны согласились в том, что при по-


 

лучении ими сведений, что экипаж космического корабля потерпел аварию или находится в состоянии бедствия, совершил вынужденную или непреднамеренную посадку на территории, находящейся под их юрисдикцией, в открытом море или любом другом месте, не находя- щемся под юрисдикцией какого-либо государства-стороны, они не- медленно: а) информируют соответствующие власти о происшедшем с помощью находящихся в их распоряжении средств связи; б) инфор- мируют об этом же Генерального секретаря ООН. Эти же стороны обязаны принять все зависящие от них меры по поиску и спасению оказавшихся в беде космонавтов, которые после оказания им помощи должны быть незамедлительно возвращены представителям властей государств, осуществивших запуск (ст. 4).

В свете перспектив, связанных с развитием космического туризма, возникает проблема правового статуса лиц, совершающих космиче- ские путешествия. Этот статус в полной мере не совпадает со стату- сом профессиональных космонавтов. На сегодня международный режим космического туризма надлежащим образом не урегулирован. Но Соглашение о спасении космонавтов a priori распространяется как на профессиональных космонавтов, так и на космонавтов-туристов.

 

 

§ 6. Мирное и безопасное использование космического  пространства

С целью обеспечения мирного и безопасного использования косми- ческого пространства и небесных тел, а также предупреждения непред- сказуемых по своим масштабам последствий милитаризации космоса и насыщения его ядерными источниками энергии международное право устанавливает: во-первых, систему ограничений по использо- ванию ядерной энергии в космическом пространстве в мирных целях; во-вторых, частично демилитаризованный режим этого пространства и полностью демилитаризованный режим Луны и других небесных тел; в-третьих, полный запрет на размещение ядерного оружия и оружия массового уничтожения в космосе.

Согласно ст. 4 Договора по космосу государства-участники обязались не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным ору- жием или с любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать его в космическом пространстве каким-либо иным образом. Запрещается создание на небесных телах военных без, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров.


 

Еще до заключения этого Договора государства, подписавшие Дого- вор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в косми- ческом пространстве и под водой (1963 г.), согласились не проводить испытаний соответствующего оружия в космосе. А в 1977 г. была дос- тигнута договоренность не прибегать к использованию ядерного ору- жия и других средств воздействия на природную среду космического пространства, могущих иметь широкие и долгосрочные последствия (Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду).

Некоторые вопросы, связанные с ограничением военного исполь- зования космоса, нашли в свое время отражение в двусторонних до- говорах между СССР и США – ведущими космическими державами с огромным потенциалом оружия. В частности, согласно Договору об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г. (Договор по ПРО) стороны взяли на себя обязательства не создавать, не испы- тывать и не развертывать систему противоракетной обороны косми- ческого базирования. А Договором об ограничении стратегических вооружений 1979 г. были предусмотрены меры по ликвидации так называемых частично орбитальных ракет, находившихся на вооруже- нии армий СССР и США.

В 2002 г. на Международной конференции в Гааге был принят Международный кодекс поведения против распространения балли- стических ракет. Его уже подписали более 100 государств. Им преду- смотрен обмен между подписавшими данный документ государствами сообщениями о запуске баллистических ракет. Эти сообщения должны содержать информацию о классе баллистической ракеты, запланиро- ванное направление запуска и другие параметры. К сожалению, этот Кодекс имеет только рекомендательный характер.

Система принципов мирного использования ядерной энергии в космосе зафиксирована в резолюции ООН «Принципы, касающие- ся использования ядерных источников энергии в космическом про- странстве» (1992 г.). Эта система предполагает сведение к минимуму количества радиоактивного материала в космосе и связанных с этим рисков использования ядерных источников энергии в космическом пространстве.

Ядерные источники энергии удобны и незаменимы для выполнения длительных полетов в космическое пространство в силу своей компакт- ности, длительности срока службы и некоторых других качеств. Но эти источники таят в себе и большие опасности. Поэтому закрепленные Резолюцией принципы касаются только космических полетов, «кото-


 

рые не могут осуществляться разумным способом с использованием неядерных источников энергии» (Принцип 3).

Общим требованием к государствам, запускающим космические объекты с ядерными источниками энергии на борту, является требо- вание ядерной безопасности населения, земной и космической ок- ружающей среды. Это требование конкретизировано применительно к таким ядерным источникам энергии, как ядерные реакторы и ра- диоизотопные генераторы. Ядерные реакторы могут использоваться: а) в ходе межпланетных полетов; б) на достаточно высоких орбитах; в) на низких околоземных орбитах, если после выполнения рабочей части своего полета они «хранятся» на достаточно высоких орбитах.

Под «достаточно высокой орбитой» понимается орбита, продолжи- тельность нахождения на которой достаточно велика, чтобы обеспечить достаточный распад продуктов деления примерно до уровня радиоак- тивности актинидов. Достаточно высокая орбита должна быть такой, чтобы свести к минимуму риск для нынешних и будущих космических полетов, а также вероятность столкновения с другими космическими объектами. При определении высоты достаточно высокой орбиты учитывается также, что части разрушенного реактора должны достичь требуемого уровня распада до их возвращения в атмосферу Земли.

Ядерные реакторы не выводятся на критический уровень до дости- жения ими эксплуатационной орбиты или до вывода на межпланетную траекторию. Конструкция ядерного реактора должна обеспечивать, что он не перейдет в критическое состояние до выхода на эксплуатаци- онную орбиту в условиях любых возможных событий, включая взрыв ракеты, возвращение в атмосферу, падение на поверхность или воду, погружение в воду или проникновение воды в активную зону.

Радиоактивные генераторы могут использоваться для межпла- нетных полетов за пределами гравитационного поля Земли, а также на околоземной орбите, если после завершения рабочей части своего полета они «хранятся» на достаточно высоких орбитах.

Эти генераторы должны иметь защитную оболочку, сконструи- рованную таким образом, чтобы выдерживать тепловые и аэродина- мические нагрузки во время возвращения в верхние слои атмосферы в предвидимых орбитальных условиях. При ударе о землю система защитной оболочки и физическая форма изотопов должны гаранти- ровать отсутствие выброса радиоактивного материала в окружающую среду (Принцип 3).

Любое государство, запускающее космический объект с ядерными источниками энергии на борту, должно провести всеобъемлющую оцен-


 

ку безопасности такого полета (Принцип 4), а также своевременно ин- формировать заинтересованные государства в том случае, если на этом космическом объекте появляется неисправность и возникает опасность возвращения радиоактивных материалов на Землю (Принцип 5). После уведомления об ожидаемом возвращении в атмосферу Земли такого космического объекта, имеющего ядерный источник энергии на борту, все государства, обладающие средствами контроля и слежения за кос- мическими объектами, в духе международного сотрудничества сооб- щают Генеральному секретарю ООН и заинтересованному государству соответствующую информацию о неисправном космическом объекте, а также принимают совместные меры по ликвидации фактических и возможных вредных последствий (Принцип 7).

В соответствии с Договором по космосу государства несут между- народную ответственность за национальную деятельность, связанную с использованием ядерных источников энергии в космическом про- странстве, независимо от того, осуществляется она правительственны- ми органами или неправительственными юридическими лицами.

Существующая система международных принципов и норм, ка- сающихся военной и ядерной безопасности, позволила избежать «кос- мических войн» и серьезных ядерных инцидентов в космическом про- странстве. Но соответствующие угрозы остаются. Не случайно начиная с 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН ежегодно принимает резолюции о предотвращении гонки вооружений в космическом пространстве. С этими резолюциями, однако, считаются отнюдь не все государства. В 2006 г., например, в США был обнародован правительственный до- кумент под названием «Национальная космическая политика», объя- вивший в одностороннем порядке космос зоной американских нацио- нальных интересов. В документе, в частности, отмечается, что «США будут препятствовать развитию новых правовых режимов и других ог- раничений, которые направлены на запрещение либо ограничение доступа США к использованию космоса. Предложенные соглашения о контроле за оружием или ограничении не должны уменьшать права США проводить изучения, разработки, испытания и другие операции либо виды деятельности в космосе в национальных интересах США»1. Обычное оружие сейчас тоже обладает огромным разрушительным потенциалом. В этой связи обоснованной представляется постановка вопроса о запрещении на международно-правовом уровне размещения

 

1 Цит. по: Джаху Р. Прогрессивное развитие международного космического пра- ва // Статус, применение и прогрессивное развитие международного и национального космического права: Сборник. К., 2007. С. 42.


 

в космическом пространстве оружия любого рода и использования этого пространства в военных целях. Космос не должен стать зоной си- лового решения политических конфликтов земного происхождения.

 

 

§ 7. Дистанционное зондирование Земли

Под ним понимается наблюдение за поверхностью Земли из космо- са в оптическом и радиолокационном диапазонах в интересах сельского и лесного хозяйства, гидрометеорологии, предотвращения стихийных бедствий, рационального природопользования, охраны окружающей среды и др. Оно осуществляется в процессе соответствующей практической деятельности, которая заключается в использовании космических систем дистанционного зондирования, станций по приему и накоп- лению первичных данных, обработке, обобщению и распространению соответствующей информации.

Основополагающие начала соответствующей деятельности отражены в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства» (1986 г.). Эти принципы сформулированы в контексте Договора по кос- мосу. В соответствии с Принципом IV деятельность по дистанционному зондированию Земли предусматривает, что исследование и использова- ние космического пространства осуществляются на благо и в интересах всех стран на основе равенства и уважения принципа полного и постоян- ного суверенитета над своими богатствами и природными ресурсами. Эта деятельность должна осуществляться таким образом, чтобы не наносить ущерба законным правам и интересам зондируемого государства.

Несколько принципов посвящены международному сотрудничеству в сфере дистанционного зондирования Земли. Речь идет, в частности, о том, что зондирующие государства предоставляют другим государ- ствам возможность для участия в деятельности по дистанционному зондированию на справедливых и взаимосогласованных условиях. Зондирующие государства предоставляют техническую помощь дру- гим заинтересованным государствам, в частности, в том, что касается создания и использования станций по приему, обработке и обобще- нию соответствующей информации, поступающей от искусственных спутников (принципы V–VII).

Отдельно зафиксирован принцип доступа всех государств, участ- вующих в дистанционном зондировании, к соответствующей инфор- мации «на недискриминационной основе и на разумных условиях оплаты» (Принцип ХІІ).


 

Предусмотрено также, что ООН, ее соответствующие органы и уч- реждения содействуют международному сотрудничеству в данной сфере, включая техническую помощь и координацию деятельности по дистанционному зондированию Земли (принципы VIII–IX).

Использование искусственных спутников для международного теле- визионного вещания

Этот вид космической деятельности получил сейчас широкое раз- витие, поскольку представляет интерес практически для всего на- селения Земли. Международно-правовой аспект этой деятельности обусловлен необходимостью ее совместимости с суверенными пра- вами государств, включая принцип невмешательства, а также с пра- вом каждого физического и юридического лица искать, получать и распространять телевизионную информацию. Такая деятельность должна способствовать свободному распространению знаний в об- ласти науки, культуры, образования, экономического и социального развития, укреплению взаимопонимания и сотрудничества между всеми государствами и народами.

Основные международные принципы осуществления этой дея- тельности зафиксированы в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН

«Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного ве- щания» (1982 г.). Согласно этой Резолюции деятельность в области международного телевизионного вещания с помощью искусственных спутников должна осуществляться в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, Договором по космосу, Международной конвенцией электросвязи и утвержденным ею Регламентом электро- связи. Должен также соблюдаться международно-правовой режим геостационарной орбиты, на которой главным образом размещаются искусственные спутники для радио- и телевизионной связи с Землей. Ключевое значение также имеет отраженное в Резолюции равное право государств осуществлять деятельность в области международного непосредственного телевизионного вещания с помощью спутников и санкционировать осуществление такой деятельности лицами и орга- низациями, находящимися под их юрисдикцией. Доступ к технологиям в этой сфере должен быть открыт для всех государств без дискримина- ции на условиях, взаимно согласованных всеми заинтересованными

сторонами.

Резолюция также исходит из того, что деятельность в области меж- дународного непосредственного телевизионного вещания с помощью спутников должна основываться на международном сотрудничестве


 

соответствующих государств. Государства и международные межпра- вительственные организации несут международную ответственность за деятельность в области международного непосредственного телевизи- онного вещания с помощью спутников. В отношении неизбежного пе- релива сигнала, излучаемого со спутника, применяются исключительно соответствующие документы Международного союза электросвязи.

В целях содействия международному сотрудничеству в исследо- вании и использовании космического пространства в мирных целях государства, осуществляющие деятельность в области международного непосредственного телевизионного вещания с помощью спутников или санкционирующие ее осуществление, должны в максимально возможной степени информировать Генерального секретаря ООН об объемах и характере такой деятельности.

 

 

§ 8. Право интеллектуальной собственности в международных космических проектах

Договор по космосу и другие базовые международные акты по ис- следованию и использованию космического пространства не содержат положений об интеллектуальной собственности. Эти вопросы сейчас регулируются либо национальным космическим законодательством, либо международными соглашениями по каждому космическому про- екту в отдельности. Это связано с уникальностью отношений в каждом конкретном случае по разработке космического проекта, определением правового режима охраны интеллектуальной собственности, созданной совместными усилиями в процессе осуществления соответствующего проекта, распределением прав на созданную интеллектуальную соб- ственность и т.п.

В качестве конкретного примера международно-правового решения соответствующих вопросов можно сослаться на Межправительственное соглашение по международной космической станции (МКС). В нем права и обязанности партнеров, касающиеся интеллектуальной соб- ственности, урегулированы в контексте категорий «товары» и «техни- ческие данные». В соглашении, в частности, говорится:

а) каждый партнер соблюдает конфиденциальность соответствую- щим образом маркированных данных и товаров, транспортируемых на его космической транспортной системе;

б) каждый партнер соблюдает конфиденциальность использования данных, проходящих через его системы связи, включая их наземную сеть и системы связи его подрядчиков;


 

в) каждый партнер передает все технические данные и товары, которые, по мнению обеих сторон, признаны необходимыми для вы- полнения обязанностей другой стороны;

г) партнеры должны прилагать все усилия для поощрения и облегче- ния передачи технических данных и товаров от одной компании к дру- гой, а также третьей стороне в рамках соответствующих соглашений; д) передача технических данных, которая служит целям выполнения партнерами своих обязательств в отношении интерфейсов, интеграции и безопасности таких данных, должна осуществляться без ограниче- ний. Если для этих целей осуществляется передача подобных данных по конструкции, производству и обработке, а также связанного с ними программного обеспечения, то такие данные и программное обеспе-

чение могут быть соответствующим образом маркированы;

е) каждый партнер принимает необходимые меры для того, чтобы получающая сторона и любые другие лица и организации, включая подрядчиков и субподрядчиков, обращались с техническими данными и товарами в соответствии с маркировкой.

Межправительственным соглашением по МКС определены также рамки по сотрудничеству соответствующих государств в отношении изобретений, подлежащих патентованию. Установлено, в частности, что любая деятельность, осуществляемая внутри или на орбитальном элементе космической станции, рассматривается как деятельность, осуществляемая на территории государства-партнера, которому при- писана соответствующая часть такого элемента. В таком случае на этот элемент в полном объеме будет распространяться патентное законо- дательство соответствующего государства.

Основываясь на Межправительственном соглашении по МКС, а также на общепринятых принципах патентного и авторского права, законах о коммерческой тайне, существующих в государствах-парт- нерах, последними были выработаны и подписаны дополнительные соглашения по вопросам интеллектуальной собственности. Одним из них является Соглашение между НАСА и ЕКА о челночных запус- ках орбитального элемента МКС «Колумбус». Согласно ему НАСА обязалось предоставлять услуги по челночному запуску и обратному возвращению «Колумбуса». ЕКА согласилось покрывать стоимость услуг по запуску путем предоставления соответствующего оборудова- ния и программного обеспечения МКС. Право на владение полетным оборудованием в этом случае после проведения верификационных процедур переходит от ЕКА к НАСА. В Соглашении сделана также ого- ворка о том, что в случае прекращения его действия НАСА принимает


 

на себя все права и обязанности в отношении чертежей, документации, программного обеспечения, запасных частей, инструментов и т.п., необходимых для завершения производства, сборки узлов и оборудо- вания для МКС1.

Успешная реализация международных космических проектов, ка- сающихся права интеллектуальной собственности, тесно связана с со- ответствующими мерами национального характера. В этом контексте положительное значение имеет опыт России в части установления условий сотрудничества национальных субъектов космической дея- тельности с иностранными международными субъектами по вопро- сам охраны интеллектуальной собственности, что нашло отражение в специальном Федеральном законе «О правовом регулировании взаи- модействия субъектов космической деятельности с иностранными и международными организациями».

 

 

§ 9. Охрана космического пространства и земной среды от техногенного космического загрязнения

В связи с расширением деятельности по исследованию и использо- ванию космического пространства все более актуальной для человече- ства становится проблема его техногенного загрязнения. Источником такого загрязнения являются выбросы продуктов сгорания ракетно- го топлива при нахождении и перемещении летательных аппаратов на космических орбитах. Кроме того, по имеющимся оценкам, в око- лоземном космическом пространстве сейчас находится около 8 тыс. искусственных объектов космической деятельности (отработанные спутники, части и обломки ракет, космических комплексов и т.п.). Они образуют так называемый космический мусор, загрязняющий космическое пространство и представляющий опасность для движения действующих космических кораблей и спутников.

Загрязнение космического пространства, кроме того, оказывает негативное влияние на экологию Земли. Например, авария россий- ской космической ракеты «Протон» в 1999 г. в Казахстане обернулась падением 200-килограммового обломка запускаемого с ее помощью спутника во двор сельского дома. Аварией был нанесен экологический ущерб вследствие распыления над обширной территорией более 60 т токсичного топлива2.

 

1 О других соответствующих соглашениях более подобно см..: Яковенко А.В. Современ- ные космические проекты: Международно-правовые проблемы. М., 2000. С. 64–68.

2 Панорама. 1999. 9 июля.


 

Общая международно-правовая норма, касающаяся охраны косми- ческого пространства от загрязнения, содержится в Договоре по космо- су. В нем зафиксирована обязанность государств-участников осущест- влять изучение и исследование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, таким образом, чтобы избегать их вред- ного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества (ст. 9).

В соответствии с Соглашением о Луне государства-участники, осуществляя исследование и использование Луны, принимают меры для предотвращения нарушения сформировавшегося равновесия ее среды вследствие внесения неблагоприятных изменений в эту сре- ду, ее вредоносного загрязнения вследствие доставки посторонних для этой среды веществ или каким-либо иным путем. Эти же государ- ства принимают также меры во избежание внесения неблагоприятных изменений в окружающую среду Земли вследствие доставки внезем- ного вещества или каким-либо другим образом (ст. 7).

Договор по космосу и Соглашение о Луне были приняты тогда, когда экологическая проблема в связи с космической деятельностью была скорее гипотетической, чем практической. Поэтому в этих актах соответствующие вопросы не были закреплены в более конкретизиро- ванном виде. К сожалению, и на сегодня относительно их решения нет существенного прогресса. Очевидно, что такой прогресс связан с при- нятием специального международно-правового акта (договора или соглашения) об охране космического пространства от техногенного загрязнения. Следовало бы при этом расширить понятие окружающей человека среды, включив в него в качестве объекта охраны околозем- ное космическое пространство. В контексте концепции «управления космическим движением» целесообразно было бы также закрепить обязанность запускающих субъектов по выведению «космического мусора» на достаточно высокую орбиту, или на так называемую от- летную орбиту захоронения (200–300 км над геостационарной орби- той). Нуждаются в закреплении и международно-правовые принципы сотрудничества субъектов космической деятельности в сфере охраны космического пространства от загрязнения.

 

 

§ 10. Взаимодействие международного и национального космического права

До середины 80-х годов регулирование отношений по изучению и использованию космического пространства было почти исключи-


 

тельно предметом международного космического права. Национальное регулирование этих отношений если и имело место, то в весьма огра- ниченных масштабах в контексте детализации требований междуна- родного космического права.

Исключение составили лишь США, где Закон об аэронавтике и иссле- довании космического пространства был принят еще в 1958 г., т.е. до на- чала формирования системы международного космического права.

В последние десятилетия под воздействием процесса коммерциа- лизации космической деятельности темпы развития национального космического законодательства превзошли темпы развития между- народного космического права. В более чем 20 государствах мира уже сформированы достаточно разветвленные системы национального космического законодательства. Появились при этом системооб- разующие законы в этой сфере. Это, в частности, законы Швеции

«О космической деятельности» (1982 г.), Великобритании и Северной Ирландии «О космическом пространстве» (1986 г.), Российской Феде- рации «О космической деятельности» (1993 г.), Южно-Африканской Республики «О космических делах» (1993 г.), Украины «О космиче- ской деятельности» (1996 г.), Австралии «О космической деятельности и для целей, с ней связанных» (1998 г.) и др.

Интенсивное развитие системы национального космического права выдвинуло на повестку дня проблему его гармонизации с системой международного публичного и частного космического права. Нацио- нальное космическое право при всем его значении не в состоянии с единых позиций обеспечить всеобщий правопорядок в космическом пространстве. В то же время оно как бы дополняет международное кос- мическое право, включая национальные правовые механизмы в сферу решения проблем «достояния всего человечества» с учетом принципа приоритета норм международного права перед нормами националь- ного законодательства.

Взаимодействие национального и международного космического права имеет особое значение в тех сферах общественных отношений, которые на сегодня регулируются главным образом нормами националь- ного космического права. Это, в частности, отношения интеллектуаль- ной собственности, космического страхования и некоторые другие.

Космическое страхование, например, получило первый импульс еще до принятия Договора по космосу. В 1965 г. в США впервые была застрахована гражданская ответственность на случай возмещения убытков, причиненных третьим лицам на этапе предстартовой подго- товки телекоммуникационного американского спутника «Интелсат-1».


 

Был заключен и договор страхования самого спутника на сумму 5 млн долларов США.

Законом Российской Федерации «О космической деятельности» уста- новлено три вида обязательного космического страхования: а) страхова- ние жизни и здоровья космонавтов; б) страхование работников объектов космической инфраструктуры; в) страхование ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу других лиц (ст. 25).

Несколько иной перечень видов обязательного космического стра- хования предусмотрен законами Украины «О космической деятель- ности» и «О страховании». Это, в частности: а) страхование объектов космической деятельности (наземная инфраструктура); б) страхование гражданской ответственности субъектов космической деятельности; в) страхование объектов космической деятельности (космической инфраструктуры), являющихся собственностью Украины, относитель- но рисков, связанных с подготовкой к запуску космическом техники на космодроме, запуском и эксплуатацией ее в космической простран- стве; г) страхование ответственности относительно рисков, связанных с подготовкой к запуску космической техники на космодроме, запус- ком и эксплуатацией ее в космическом пространстве.

По законодательству Австралии наличие страхования ответствен- ности перед третьими лицами является обязательным условием вы- дачи сертификата на запуск космического объекта за рубежом или возвращение соответствующего объекта. Подобные нормы содержатся в законодательстве США, Бразилии, Великобритании и Японии.

В Договоре по космосу и Конвенции о международной ответствен- ности за вред, причиненный космическими объектами, содержатся общие требования о возмещении вреда третьим лицам (потерпевшим), причиненного запускающим государством в результате осуществления космической деятельности. Однако этими, как и другими междуна- родно-правовыми актами, не регулируются вопросы космического страхования. Национальное космическое законодательство в опреде- ленной мере компенсирует соответствующий пробел в международном космическом праве. Но было бы лучше усовершенствовать междуна- родно-правовое регулирование космического страхования с учетом уже накопленного национального опыта.

Эффективность гармонизации (адаптации, аппроксимации) ме- ждународного и национального космического права во многом оп- ределяется качественными параметрами первого. Нынешнее его со- стояние в полной мере не отвечает новым потребностям, связанным с коммерциализацией космической деятельности и вовлечением в нее


 

кроме государств частных компаний, негосударственных организаций и т.п. Современное международное космическое право содержит также немало пробелов и противоречий. В нем отсутствует стержневой акт, способный систематизировать данную правовую общность.

В этом контексте заслуживают внимания предложения о целесо- образности проведения кодификации международного космического права по типу кодификации международного морского права. Речь идет о разработке и принятии Конвенции ООН по космическому праву. Этот вопрос поддерживается Россией, Украиной, Казахстаном и рядом дру- гих государств, но не имеет консенсуса в Комитете ООН по космосу1.

 

 

§ 11. Ответственность










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 271.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...