Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В международном космическом праве




Согласно Договору по космосу государства-участники несут между- народную ответственность за национальную деятельность в космиче- ском пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она правительственными органами или неправительственными лицами. Деятельность в космосе неправитель- ственных юридических лиц допускается только с разрешения и под по- стоянным наблюдением государства-участника. В случае деятельности в космическом пространстве международной организации ответствен- ность за выполнение данного Договора несут наряду с международной организацией также и участвующие в ней государства (ст. VI).

Из данной статьи следует, что в сфере ответственности по между- народному космическому праву действует принцип международной ответственности государства за всю национальную космическую дея- тельность независимо от того, какими конкретно субъектами она осу- ществляется. Этим данный вид ответственности отличается от других видов международной ответственности, основывающихся на общем

постулате о том, что государства не несут ответственности за действия своих юридических и физических лиц, если они не действуют от имени или по поручению соответствующего государства.

Более подробно соответствующие вопросы урегулированы Кон- венцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1972 г.). Данной Конвенцией установле- но, что запускающее государство несет абсолютную ответственность

 

1 См.: Малышева Н.Р. Космическое право: перспективы развития в международном и национально-правовом контекстах // Вестник Академии правовых наук Украины. 2003. № 2–3. С. 348.


 

за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете (ст. ІІ). Такая ответственность может иметь место вне зависимости от вины запускающего государства, а вследствие самого факта нанесения ущерба космическим объектом соответствующего  государства.

Под ущербом в данном случае понимаются лишение жизни, телес- ное повреждение или иное повреждение здоровья, уничтожение или повреждение имущества государств, физических или юридических лиц, а также имущества межправительственной организации.

Если в любом месте, помимо поверхности Земли, космическому объекту одного запускающего государства либо лицам или имуществу на борту такого космического объекта причинен ущерб космическим объектом другого запускающего государства, то последнее несет от- ветственность только в случае, когда ущерб причинен по его вине или по вине лиц, за которых оно отвечает (исключение из принципа абсолютной ответственности).

Если в любом месте, помимо поверхности Земли, космическому объекту одного запускающего государства либо лицам или имущест- ву на борту такого объекта причинен ущерб космическим объектом другого запускающего государства и тем самым причиняется ущерб третьему государству либо его физическим или юридическим лицам, то два первых государства несут солидарную ответственность перед этим третьим государством в следующих пределах: а) если ущерб причинен третьему государству на поверхности Земли или воздушному судну в полете, то их ответственность перед третьим государством является абсолютной; б) если ущерб причинен космическому объекту третьего государства либо лицам или имуществу на борту такого космического объекта в любом месте, помимо поверхности Земли, то их ответствен- ность перед третьим государством определяется на основании вины любого из первых двух государств или на основании вины лиц, за ко- торых отвечает любое из этих двух государств.

Если два или более государств совместно производят запуск кос- мического объекта, они несут солидарную ответственность за любой причиненный ущерб (ст. V).

Конвенцией предусмотрены случаи освобождения от абсолютной ответственности. Это может иметь место, когда запускающее государ- ство докажет, что ущерб явился полностью или частично результатом грубой небрежности либо действия или бездействия, совершенных с намерением нанести ущерб со стороны государства-истца либо фи- зических или юридических лиц, которых оно представляет (ст. VI).


 

Положения Конвенции не применяются к случаям ущерба, причи- ненного космическим объектом запускающего государства: а) гражданам соответствующего государства; б) иностранным гражданам в то время, когда они участвуют в операциях, связанных с этим космическим объ- ектом со времени его запуска или на любой последующей стадии вплоть до его спуска, или в то время, когда они находятся по приглашению этого запускающего государства в непосредственной близости от района запланированного запуска или возвращения объекта (ст. VII).

Исходным документом, по которому потерпевшее государство мо- жет возбудить вопрос о возмещении ущерба запускающему государству, является претензия о компенсации ущерба. Обычно она предъявляется по дипломатическим каналам в течение года с даты причинения ущер- ба. Если в добровольном порядке решения вопроса достичь не удается, создается специальная Комиссия по рассмотрению претензии. Кон- венцией в деталях урегулирован процессуальный порядок образования и деятельности этой Комиссии (ст. XIV–XX).

Решения Комиссии являются окончательными и обязательны- ми, если об этом была достигнута договоренность между сторонами. В ином случае Комиссия выносит решение рекомендательного харак- тера. Вопрос, кроме того, может быть перенесен заявившей претензию стороной в суд или административный трибунал запускающего госу- дарства. Делается это в порядке искового производства.

Некоторые вопросы ответственности в рассматриваемой сфере находятся на стыке международного публичного и частного права. Характерным примером в этом является Конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования.

Под подвижным оборудованием в данном случае понимается иму- щество, которое в силу своей специфики регулярно перемещается через государственные границы. Это могут быть железнодорожные подвижные составы, самолеты, вертолеты и т.п. К такому оборудова- нию относятся также объекты космической деятельности, а именно: а) какой-либо отдельно идентифицированный объект, находящийся в космосе или предназначенный для запуска и размещения в кос- мическом пространстве, а также возвращенный из космоса; б) ка- кой-либо отдельный компонент, являющийся частью такого объекта или установленный на таком объекте либо находящийся внутри его; в) какой-либо отдельный объект, собранный или изготовленный в кос- мосе; г) какая-либо ракета-носитель одноразового или многократного использования для доставки людей и оборудования в космос и их воз- вращения из космоса.


 

В отношении этого оборудования под эгидой Международного института унификации частного права (УНИДРУА) разработан проект специального Протокола к Конвенции. Сейчас он находится на стадии согласования для подписания.

Конвенция предполагает установление специального международ- ного имущественного правового режима в отношении космических объектов, находящихся за пределами юрисдикции государств. Этот режим направлен на обеспечение исполнения обязательств, связан- ных с космическим имуществом. Он выражается в предоставлении международной гарантии залогодателю или лицу, представляющему собой потенциального продавца по договору об условной продаже с резервированием права собственности, или лицу, являющемуся ли- зингодателем по договору лизинга.

В соответствии со ст. 2 Конвенции такая гарантия включает в себя: а) классический обеспечительный интерес (закладную) – по договору об обеспечении исполнения обязательств; б) право потенциально- го продавца в сделке об удержании правового титула – по договору об условной купле-продаже с резервированием права собственности; в) право лизингодателя – в сделке о лизинге.

Международная гарантия подлежит обязательной регистрации в специальном Международном реестре. Предполагается также соз- дание системы контроля и надзора за реализацией международных гарантий.

Установленный Конвенцией о международных гарантиях в отноше- нии подвижного оборудования режим способен снизить финансовые риски по сделкам, связанным с космическим имуществом, а также стои- мость услуг космического характера для конечных пользователей.

В случае неисполнения обязательства залогодателем кредитор имеет право на привлечение к материальной ответственности должника через суд или другими способами, предусмотренными Конвенцией.

В 1994 г. была предпринята попытка образования Международного воздушного и космического арбитражного суда для разрешения соот- ветствующих международных споров. Но из этого ничего не вышло. Система специального арбитражного судопроизводства в данной сфере не заработала.

Вопрос здесь не только в том, что количество таких споров еще относительно невелико. Дело в том, что соответствующие споры могут быть предметом рассмотрения в уже существующих международных судебных инстанциях – Международном Суде ООН, Постоянной палате третейского суда и др.


 

§ 12. Международное сотрудничество в исследовании и использовании космического пространства

Правовые основы такого сотрудничества были заложены Договором по космосу. В нем, во-первых, зафиксирована обязанность государств- участников руководствоваться принципом сотрудничества и взаимной помощи при исследовании и использовании космического простран- ства, включая Луну и другие небесные тела, а также осуществлять свою космическую деятельность с должным учетом соответствующих интере- сов всех государств – участников Договора (ст. ІХ). Во-вторых, Договор призывает государства-участников содействовать и поощрять между- народное сотрудничество в исследовании и использовании космиче- ского пространства, а также всесторонне информировать Генерального секретаря ООН о характере такого сотрудничества (ст. Х и ХІ).

Эти положения Договора нашли свое развитие в Декларации о ме- ждународном сотрудничестве в исследовании и использовании кос- мического пространства на благо и в интересах всех государств, с осо- бым учетом потребностей развивающихся государств (1996 г.). В ней содержатся рекомендации осуществлять международное космическое сотрудничество в таких формах, которые соответствующие страны считают наиболее эффективными и надлежащими, включая, в ча- стности, правительственное и неправительственное, коммерческое и некоммерческое, глобальное, многостороннее или двустороннее сотрудничество между странами, находящимися на всех уровнях раз- вития. Международное сотрудничество, с особым учетом потребно- стей развивающихся стран, должно быть направлено, в частности, на достижение следующих целей: а) поощрение развития космической науки и ее применения; б) содействие развитию соответствующего и надлежащего космического потенциала в заинтересованных госу- дарствах; в) обмен специальными знаниями и технологиями между государствами на взаимоприемлемой основе (ст. 4).

Необходимость международного сотрудничества государств, других юридических и физических лиц в исследовании и использовании кос- мического пространства закреплена также во многих других многосто- ронних и двусторонних договорах, актах рекомендательного характера. Это сотрудничество касается всего комплекса вопросов исследования и использования космического пространства, включая Луну и другие небесные тела: научно-технических, информационных, экономических, экологических, политических и др. Важное место среди них занимают организационно-правовые вопросы международного сотрудничества


 

в сфере исследования и использования космоса в интересах народов всех государств и мирового сообщества в целом.

Основной организационной формой международного космического сотрудничества является соответствующая деятельность международ- ных, в том числе региональных, органов и организаций. Ведущая роль в этом принадлежит ООН. Именно под ее эгидой были приняты глав- ные международные акты, касающиеся исследования и использования космоса, выработаны основополагающие принципы деятельности государств и других субъектов в этой области.

Проблемы космического сотрудничества государств периодически обсуждаются на проводимых под эгидой ООН конференциях по ис- следованию и использованию космического пространства в мирных целях (ЮНИСПЕЙС). Состоявшаяся в 1999 г. Третья конференция ЮНИСПЕЙС проходила под девизом «Космос на рубеже тысячелетий: Венская декларация о космической деятельности и развитии челове- ческого общества». Она предложила Генеральной Ассамблее ООН провозгласить период с 4 по 10 октября «Всемирной неделей космоса», с тем чтобы ежегодно отмечать на международном уровне тот вклад, который космическая наука и техника могут вносить в улучшение благосостояния человека.

Специальным постоянно действующим органом в системе ООН, на который возложены функции организации международного косми- ческого сотрудничества, является Комитет ООН по использованию кос- мического пространства в мирных целях (далее – Комитет ООН по кос- мосу). Он был создан в соответствии с резолюцией от 12 декабря 1959 г. Генеральной Ассамблеи ООН «Международное сотрудничество в области мирного использования космического пространства». Его членами сейчас являются около 70 государств, в том числе и Российская Федерация.

Комитет ООН по космосу уполномочен: поддерживать связи с госу- дарствами – членами ООН, а также правительственными и неправитель- ственными организациями по вопросам исследования и использования космического пространства; обеспечивать обмен космической инфор- мацией; содействовать международному космическому сотрудничеству; готовить и представлять Генеральной Ассамблее ООН ежегодный доклад и другие материалы с предложениями по решению актуальных проблем исследования и использования космического пространства.

С 1962 г. в Женеве в составе Комитета ООН по космосу начали свою работу Научно-технический и Юридический подкомитеты. Послед- ний занимается разработкой юридических аспектов регулирования отношений в области исследования и использования космического


 

пространства. Свои решения он принимает на началах консенсуса. Предложения и рекомендации подкомитета включаются в его еже- годный доклад Генеральной Ассамблее ООН.

Техническое и информационное обслуживание Комитета ООН по кос- мосу и его подкомитетов возложено на Управление ООН по вопросам космического пространства. Его штаб-квартира находится в Вене.

Отдельные вопросы космического сотрудничества находятся в сфере деятельности таких универсальных международных организаций, как Международный союз электросвязи, Всемирная метеорологическая организация, Международная организация гражданской авиации, Про- довольственная и сельскохозяйственная организация ООН, ЮНЕСКО, Международная морская организация, Всемирная организация интел- лектуальной собственности и некоторые другие.

Из региональных структур наиболее деятельной является Евро- пейское космическое агентство (ЕКА). Оно было создано в Париже в мае 1975 г. европейскими государствами – членами Европейской кон- ференции по космосу: Бельгией, Великобританией, Данией, Италией, Испанией, Нидерландами, Францией, Германией, Швейцарией и Шве- цией. Впоследствии к ним присоединились и некоторые другие евро- пейские государства (Австрия, Ирландия, Норвегия, Финляндия).

Главными задачам ЕКА являются содействие в организации между- народного космического сотрудничества европейских стран, создание и практическое применение космической техники и технологий, выра- ботка долгосрочной космической политики стран-членов, координа- ция национальных космических программ и их интеграция в единый Европейский космический план и т.п.

В соответствии с Конвенцией об образовании ЕКА его руководя- щим органом является Совет, состоящий из представителей государ- ств-членов. Он созывается на заседания один раз в квартал. Решения принимаются путем голосования или на основе консенсуса в зависимо- сти от важности вопроса. Совет рассматривает все основные вопросы деятельности Агентства, в том числе утверждает его обязательные или факультативные программы деятельности.

Совет назначает Генерального директора ЕКА, руководителей структурных производственных и научных подразделений, а также директоров основных программ. Они несут ответственность за свою работу как перед Директором, так и перед Советом ЕКА.

Существенное значение имеет также международное сотрудничество в рамках конкретных двусторонних или многосторонних космических научно-технических проектов и программ. Одной из первых таких


 

программ была программа космического сотрудничества социалисти- ческих государств в рамках «Интеркосмоса» (конец 60-х годов). В 1975 г. был осуществлен проект стыковки советского космического корабля

«Союз-19» и американского «Аполлон», а в 1981 г. впервые установлено прямое сотрудничество по программе совместного изучения кометы Галлея между Европейским космическим агентством, Интеркосмосом, Японским институтом космоса и астронавтики, а также НАСА.

В настоящее время наиболее известными многосторонними косми- ческими проектами являются долгосрочная программа «Международная космическая станция» и проект «Морской старт». Указанная программа выполняется с 1998 г. с участием государств-членов ЕКА, России, США, Канады и Японии, а проект «Морской старт» – с 1997 г. с участием Рос- сии, США, Украины и Норвегии. Согласно ст. 1 Международного согла- шения относительно сотрудничества по Международной космической станции (1998 г.) цель этой программы состоит в создании на основе подлинного партнерства организационной структуры для долгосрочного международного сотрудничества между партнерами в области техниче- ского проектирования, создания, эксплуатации и использования посто- янно обитаемой международной космической станции в мирных целях в соответствии с международным правом. На станции уже побывали и работали космонавты из стран – участниц Соглашения.

Реализация проекта «Морской старт» осуществляется в соответст- вии с межправительственным Соглашением о его создании (1995 г.). Оно предусматривает совместную эксплуатацию стартовой платформы морского базирования и сборочно-командного судна для осуществления коммерческих запусков искусственных спутников. Порядок и формы международного сотрудничества соответствующих субъектов по про- грамме Международной космической станции и проекту «Морской старт» довольно основательно освещены в юридической литературе1.

К международному космическому сотрудничеству сейчас имеют отношение и многие неправительственные структуры, общественные организации, научные и образовательные центры. Среди них Междуна- родная организация космической связи (Интерспутник), Европейская организация спутниковой связи (ЕВТЕЛСАТ), Арабская организация спутниковой связи (АРАБСАТ), Комитет по исследованию космиче- ского пространства (КОСПАР), Международная астронавтическая федерация, Совет по международному сотрудничеству в области иссле- дования и использования космического пространства (Интеркосмос), Международный институт космического права в Париже и др.

1 См.: Яковенко А.В. Современные космические проекты. М., 2000.


 

Отдельно следует сказать о международном научном космическом сотрудничестве в рамках Международного центра космических иссле- дований (МЦКП) при НАН Украины. Он был создан в 1998 г. совме- стным решением Национального космического агентства Украины и Российского авиакосмического агентства, Национальной академии наук Украины и Российской академии наук на базе Института госу- дарства и права им. В.М. Корецкого НАН Украины для проведения научных исследований актуальных проблем международного и нацио- нального космического права. Центр осуществил серию соответствую- щих научных разработок с участием украинских, российских и других правоведов, издал ряд монографических работ, а также четырехтомное тематическое собрание «Космическое законодательство стран мира» на русском и английском языках1. Заметным событием в деятельности МЦКП стал также проведенный в Киеве в 2006 г. совместно с Юри- дическим подкомитетом Комитета ООН по космосу международный симпозиум «Статус, применение и прогрессивное развитие междуна- родного и национального космического права».

При всем многообразии органов и организаций, занимающихся сей- час международным космическим сотрудничеством, нельзя не видеть пробелов, касающихся его координации в глобальном масштабе. В этой связи представляются обоснованными высказываемые в литературе предложения о целесообразности создания Всемирной космической организации по типу Международного агентства по атомной энергии. Такое решение вопроса могло бы расширить организационную основу международного сотрудничества в космосе и гармонизировать прак- тику применения международного космического права2.

 

 

Контрольные вопросы

1. Что такое международное космическое право?

2. Каковы источники международного космического права?

3. Каковы принципы международного космического права?

 

 

1 См.: Космическое законодательство стран мира: В 4 т. Киев, 2001–2006. Т. 1: Общие вопросы космической деятельности. Государственное регулирование. 2001; Т. 2: Межгосударственная кооперация в сфере космической деятельности. 2002; Т. 3: Космос. Экология. Природные ресурсы Земли. 2005; Т. 4: Европейская космическая политика. 2006.

2 См.: Монсерат Ф.Х. Правовые аспекты коммерческой деятельности в космосе //

Статус, применение и прогрессивное развитие международного и национального кос- мического права. Киев, 2007. С. 201–202.


 

4. В чем состоит международно-правовой режим космического пространства и небесных тел?

5. Каков правовой статус космических объектов?

6. В чем заключаются особенности международно-правового ре- жима геостационарной орбиты?

7. Каков правовой статус космонавтов?

8. В чем сущность мирного и безопасного использования косми- ческого пространства?

9. В чем сущность охраны космического пространства и земной среды от техногенного космического загрязнения?

10. Каковы основы взаимодействия международного и националь- ного космического права?

11. В чем заключаются особенности международной ответственно- сти по международному космическому праву?

12. Каковы формы и методы международного сотрудничества госу- дарств по исследованию и использованию космического простран- ства?

 

 

Литература

1. Andem M.N. International Legal Problems in the Peaceful Exploration and Use of Outer Space. Rovaniemi, 1992.

2. Jasentuliyana N. Space Law: Development and Scope. Paris, 1992.

3. Верещетин В.С. Международное космическое право // Курс ме- ждународного права: В 7 т. Т. 5. М., 1990.

4. Каменецкая Е.П. Космос и международные организации. М., 1998.

5. Международное космическое право / Под ред. А.С. Пирадова. М., 1985.

6. Международное космическое право: Учебник / Под ред. Г.П. Жу- кова и Ю.М. Колосова. М., 1999.

7. Международное право: Учебник / Под ред. А.А. Ковалева и С.В. Чер- ниченко. М., 2008.

8. Семеняка В.В. Страхование в сфере космической деятельности:

теоретико-правовые основы. Киев, 2008.

9. Статус, применение и прогрессивное развитие международного и национального космического права: Материалы симпозиума. Киев, 2007.

10. Яковенко А.В. Прогрессивное развитие международного косми-

ческого права. М., 1999.


 

Глава XIII










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 251.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...