Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

И источники международного космического права




 

 

Космос с древних времен привлекал внимание человека своей маги- ческой таинственностью. В течение веков он был предметом научного изучения. И в этом были достигнуты заметные результаты.

Но эра практического освоения космического пространства нача- лась фактически с середины 50-х годов ХХ в. Стимулирующее значение в этом имели запуск в СССР 4 октября 1957 г. первого искусственного спутника Земли, первый орбитальный полет советского космонав- та Ю. Гагарина вокруг Земли (12 апреля 1961 г.) и первая высадка экипажа американского орбитального корабля «Аполлон» на Луне (июль 1969 г.).

После этого сфера исследования и использования космического пространства начала стремительно расширяться. Увеличилось количе- ство космических государств и других субъектов космической деятель- ности, расширились объемы этой деятельности, кроме искусственных спутников в космосе появились международные космические станции и другие, более совершенные средства исследования и использования космического пространства. На сегодня в космосе уже побывали более 500 человек – мужчин и женщин.

По мере проникновения человека в космос и расширения сферы исследования и использования космического пространства возникла практическая потребность как в международно-правовом регулиро- вании соответствующих общественных отношений, так и в развитии международного космического сотрудничества. Уже 20 декабря 1961 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию о многостороннем сотрудничестве государств в исследовании и использовании космиче- ского пространства. В ней было сформулировано два важных принципа: а) международное право, включая Устав ООН, применяется к косми- ческому пространству и небесным телам; б) космическое пространство и небесные тела свободны для исследования и использования всеми


 

государствами в соответствии с международным правом и не подлежат национальному присвоению. Эта Резолюция стала отправной точкой в развитии международного космического права.

В настоящее время под международным космическим правом по- нимается отрасль международного права, представляющая собой сово- купность принципов и норм, определяющих правовой режим космического пространства и небесных тел, а также регулирующих отношения между субъектами международного права в сфере космической деятельности. В самом широком значении общим объектом этого права является

космос, т.е. Вселенная. При этом выделяют ближний космос, иссле- дуемый при помощи искусственных спутников Земли, космических аппаратов и межпланетных станций, и дальний космос – мир звезд и галактик1.

Более конкретизированными объектами международного косми- ческого права являются: а) космическое пространство; б) небесные тела; в) космическая деятельность субъектов международного права; г) космические объекты; д) экипажи искусственных спутников Земли, других космических кораблей и станций.

Под космическим пространством понимается пространство за пре- делами атмосферы Земли. Последняя представляет собой воздушную оболочку планеты, наполненную различным газами (азот, кислород, ар-

гон, кислородный газ, гелий и др.). Их плотность уменьшается по мере удаления от Земли, и на высоте более 800 км земная атмосфера посте- пенно переходит в космическое (межпланетное) пространство.

К небесным телам как объектам международного космического права относятся прежде всего Земля и другие планеты Солнечной сис- темы, их спутники, в частности Луна, кометы, астероиды, метеориты и т.п. Научный интерес представляют также другие галактики.

Космические тела находятся в космическом пространстве и тесно связаны с ним. По мере проникновения человека в глубины космоса открываются все новые и новые космические тела, представляющие не только научный, но и практический интерес. Вместе с этим расши- ряется объем космического пространства, оказывающегося в сфере действия международного космического права.

Новый рубеж в исследовании Солнечной системы установило в кон- це 2004 г. Европейское космическое агентство. Запущенный им спе- циальный зонд после семилетнего полета на борту станции «Кассини» достиг поверхности Титана – крупнейшего спутника Сатурна. Титан стал самым удаленным от Земли небесным телом, на который удалось

1 См.: Большой энциклопедический словарь. М.; СПб., 1998. С. 579.


 

посадить космический аппарат и получить нужную информацию о нем, а следовательно, и объектом международного космического права.

Космическая деятельность как объект международного космиче- ского права непосредственно связана с человеческим фактором. Она многообразна в своих проявлениях, но в концентрированном виде выражается через формулу международного космического права – «ис- следование и использование космического пространства и небесных тел». Регулирование связанных с этим отношений является главной задачей международного космического права.

Космическая деятельность осуществляется как в космосе, так и на Земле. «Земная» часть связана с запуском космических аппаратов, обеспечением их функционирования, возвращением на Землю, обра- боткой и использованием результатов космических запусков.

В космосе осуществляются движение искусственных спутников и космических станций, научные космические эксперименты, дис- танционное зондирование Земли, спутниковые телекоммуникации, другие виды использования космического пространства.

Самостоятельную группу объектов международного космического права составляют «космические объекты». Это созданные человеком технические устройства, предназначенные для исследования и использова- ния космического пространства и находящиеся в этом пространстве или на небесных телах. К ним относятся ракеты-носители, искусственные спутники Земли, космические аппараты, станции и т.п. В отличие от них

«небесные тела» имеют естественное происхождение, с чем связаны особенности правового статуса этих групп объектов.

В качестве непосредственных объектов космической деятельности выступают экипажи искусственных спутников Земли, других косми- ческих кораблей и станций.

Субъектами международного космического права изначально вы- ступали почти исключительно государства. К началу ХХІ в. активно начал разворачиваться процесс коммерциализации космической дея- тельности, сущность которого связана с приобретением, сбытом или обменом космических благ и услуг. В этой связи произошло сущест- венное расширение круга негосударственных субъектов космической деятельности. Сейчас большинство крупных международных космиче- ских проектов либо осуществляется частными компаниями, либо носит смешанный характер. Таким образом, к субъектам международного космического права в настоящее время относятся государства, ме- ждународные организации (государственные и негосударственные), частные юридические и физические лица.


 

Многообразная деятельность по исследованию и использованию космоса сейчас регламентируется различными актами международного космического права. Эти акты составляют систему источников соот- ветствующей правовой общности. Ключевое значение среди них имеют пять международных многосторонних договоров, принятых под эгидой ООН в 60–70-х гг. ХХ в. К ним относятся: Договор о принципах дея- тельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (принят 19 декабря 1966 г., вступил в силу 10 октября 1967 г.); Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (принято 19 декабря 1967 г., вступило в силу 3 декабря 1968 г.); Конвенция о международной ответ- ственности за ущерб, причиненный космическими объектами (при- нята 29 ноября 1971 г., вступила в силу 1 сентября 1972 г.); Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (принята 12 ноября 1974 г., вступила в силу 15 сентября 1976 г.); Со- глашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (принято 5 декабря 1979 г., вступило в силу 11 июля 1984 г.). Эти акты составляют основу мирового правопорядка в сфере исследования и ис- пользования космического пространства.

Наиболее универсальным из них является Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию косми- ческого пространства, включая Луну и другие небесные тела (далее – Договор по космосу). Подписывая этот Договор, государства-участ- ники согласились в том, что они будут осуществлять деятельность по исследованию и использованию космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в инте- ресах поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и взаимопонимания (ст. 3). Они также зафиксировали в этом Договоре другие основные международно-пра- вовые принципы деятельности государств по исследованию и исполь- зованию космического пространства в мирных целях.

Договор по космосу определил общие рамки для развития косми- ческого права. Они были конкретизированы в четырех других указан- ных выше соглашениях и конвенциях, касающихся отдельных сфер космической деятельности.

В 1989 г. была принята Европейская конвенция о трансграничном телевидении, а в 90-х гг. появился ряд многосторонних соглашений научно-технического характера, касающихся международных кос-


 

мических проектов и программ. С космическими объектами связана и Кейптаунская конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования, открытая для подписания в 2001 г.

Двусторонние международные договоры. Этими актами регулируются

многочисленные отношения в сфере двустороннего космического сотруд- ничества. Назовем лишь несколько из такого рода договоров: Соглашение между правительствами России и Франции о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях (1996 г.); Американо-Бразильское соглашение о сотрудничестве на международной космической станции (1997 г.); Соглашение между Россией и Казахстаном об основных принципах и условиях использова- ния космодрома «Байконур» (1994 г.); Договор между Бразилией и Украи- ной «О долгосрочном сотрудничестве в использовании ракеты-носителя

«Циклон-4» на пусковом центре «Алкантара»» (2003 г.) и др.

Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Они не имеют обязательный характер и не являются прямыми источниками международного права. Но эти резолюции относятся к категории так называемого мягкого права и оказывают существенное влияние на формирование обязательных норм международного права. К ним, в частности, относится Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, которой была утверждена Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и ис- пользованию космического пространства (Резолюция 1962 (XVIII). Эта Декларация была положена в основу Договора по космосу.

Из других резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, касающихся вопросов космоса, следует отметить те из них, которыми были утвер- ждены: Принципы использования государствами искусственных спут- ников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания (Резолюция 37/92, принята 10 декабря 1982 г.); Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства (Резолюция 41/65, принята 3 декабря 1986 г.); Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в косми- ческом пространстве (Резолюция 47/68, принята 14 декабря 1992 г.). В декабре 1996 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о международном сотрудничестве в исследовании и использовании кос- мического пространства на благо и в интересах всех государств, с осо- бым учетом потребностей развивающихся стран (Резолюция 51/122).

Акты международных организаций. В европейском контексте это акты

Европейского космического агентства, Европейского Союза, Комиссии Европейских сообществ и др. К этим актам, в частности, относятся: Решение Европейского парламента по докладу Комиссии Европейского


 

Союза по проблеме «Европа и космос: начало новой главы» (17 января 2002 г.); Решение Совета Европейского Союза «О развитии общеевро- пейской космической политики» (13 мая 2003 г.); Рамочное соглашение между Европейским сообществом и Европейским космическим агент- ством (2003 г.) и др.

Последнее из указанных Соглашений преследует две важные цели: а) создание совместного базиса и инструментария для взаимовыгод- ного сотрудничества между двумя интеграционными объединениями; б) прогрессивное развитие европейской космической политики путем формирования системы запросов на космические услуги и технологии совместными усилиями Европейского сообщества и Европейского космического агентства. Конкретными сферами сотрудничества оп- ределены: научные исследования; технологии; мониторинг Земли из космоса; навигация; осуществление спутниковой связи; полеты человека в космос; политика в области спектра радиочастот и др.

Отдельную группу составляют учредительные акты международных организаций, осуществляющих космическую деятельность: Конвенция о создании Европейской организации по космическим исследованиям (1962 г.); Конвенция о создании Европейского космического агентства (1975 г.) и др.

В рамках Содружества Независимых Государств действуют: Согла- шение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства (1991 г.); Соглашение о средствах систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического про- странства (1992 г.); Соглашение о создании общего научно-технологи- ческого пространства государств – участников СНГ (1995 г.) и др.

В соответствии с первым из указанных соглашений совместная космическая деятельность осуществляется государствами-участниками на основе межгосударственных программ. Реализацию этих программ координирует Международный совет по космосу. Государства-участни- ки также обязались осуществлять свою деятельность по исследованию и использованию космического пространства в соответствии с дейст- вующими международно-правовыми нормами и координировать свои усилия в данной области.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 247.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...