Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

И передача осужденных для отбывания наказания в государство гражданства




В отечественной доктрине под выдачей (экстрадицией) понимается основанный на международных договорах и общепризнанных принципах международного права акт передачи обвиняемого или осужденного го- сударством, на территории которого он находится, другому государ- ству, чьи интересы затронуты или гражданином которого он является, для привлечения его к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора.

В международном праве различают три вида выдачи: а) выдача для уголовного преследования; б) выдача для исполнения приговора; в) выдача на время.

Выдача лица для осуществления уголовного преследования

Юридическим основанием направления иностранному государ- ству запроса о выдаче лица для уголовного преследования или ис- полнения приговора является международный договор или принцип взаимности. Договорное регулирование выдачи в международном праве осуществляется на универсальном, региональном и двусто- роннем уровнях.

В соответствии с международным договором иностранному госу- дарству могут быть выданы иностранный гражданин или лицо без гра- жданства для преследования за деяния, которые являются уголовно


 

наказуемыми по законодательству обоих государств (ст. 2 Европей- ской конвенции о выдаче 1957 г.). Выдача может быть произведена в случаях:

• если за совершение этих деяний предусмотрено наказание в виде лишения свободы на определенный срок (как правило, свыше одного года) или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования;

• если иностранное государство, направившее запрос, может га- рантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о вы- даче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия России.

Международные договоры РФ по-разному регулируют вопросы выдачи. Например, соглашения о борьбе с отдельными видами преступ- лений международного характера, как правило, не регламентируют про- цедуры выдачи, не содержат требований к запросу о выдаче, оснований отказа в выдаче, относя эти вопросы к сфере действия национального уголовно-процессуального законодательства.

В международных договорах РФ имеется два подхода к содержанию

требования о выдаче:

• по договорам, заключенным СССР до 1984 г., требование о вы- даче должно содержать лишь общие реквизиты поручения о правовой помощи. Положения, касающиеся собственно выдачи, фиксируются в прилагаемых к требованию документах;

• в договорах, заключенных после 1984 г., указывается перечень реквизитов специально для требования о выдаче. К примеру, по ст. 9 Договора между РФ и Индией о выдаче 1998 г. запрос о выдаче должен содержать: ФИО лица, выдача которого запрашивается, информа- цию о его гражданстве, месте жительства или пребывания и другие необходимые данные, а также, при возможности, словесный портрет этого лица, его фотографии и отпечатки пальцев; описание состава правонарушения, в связи с которым запрашивается выдача; текст со- ответствующего закона, предусматривающего квалификацию данного правонарушения; санкцию за совершение данного правонарушения. В случае, если просьба о выдаче не содержит всех указанных в до- говоре необходимых данных, запрашиваемое государство может за- требовать дополнительные сведения. Ответ на это требование должен быть отправлен в срок, не превышающий одного месяца; этот срок


 

может быть продлен (как правило, на 15 дней) при наличии уважи- тельных причин. Если запрашивающая сторона не представит в срок дополнительных сведений, государство может освободить лицо, взятое под стражу, в целях выдачи.

Большинство международных договоров не устанавливают ни об- щих сроков исполнения поручений о правовой помощи, ни специаль- ных сроков рассмотрения требования о выдаче, хотя имеются сроки заключения под стражу для обеспечения выдачи (от одного до двух месяцев). По окончании этого срока лицо, заключенное под стражу, должно быть освобождено, что, впрочем, не препятствует запрашиваю- щей стороне снова поставить вопрос о выдаче со всеми вытекающими отсюда последствиями.

О принятом решении о выдаче письменно уведомляется лицо, в от- ношении которого оно принято. Ему разъясняется право на обжало- вание данного решения в суд.

При наличии запросов нескольких иностранных государств о выда- че одного и того же лица решение о том, какой из запросов подлежит удовлетворению, принимает запрашиваемое государство.

Отказ в выдаче. Сегодня общепризнанной является точка зрения,

согласно которой выдача лица – это право государства, а не его обязан- ность. Соответственно, в договорах содержится перечень оснований, при наличии которых выдача не производится.

Различают два вида оснований отказа в выдаче: абсолютные (при наличии которых выдача не производится) и относительные (когда вопрос оставлен на усмотрение правоохранительных органов запра- шиваемого государства).

Так, выдача не допускается, если:

• лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного госу- дарства о выдаче, является гражданином запрашиваемого государства;

• лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного го- сударства о выдаче, предоставлено убежище (ст. 38 Договора между СССР и Республикой Кипр 1984 г., ст. 26 Договора между СССР и Ту- нисской Республикой 1984 г.);

• в отношении указанного в запросе лица на территории запра- шиваемого государства за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголов- ному делу;

• уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию.


 

В числе абсолютных оснований называются также случаи, когда выдача не разрешается по законодательству запрашиваемой стороны. В соответствии с Европейской конвенцией о выдаче 1957 г., выдача не осуществляется за политические (ст. 3) и воинские преступления (ст. 4).

Как правило, в выдаче лица может быть отказано, если:

• деяние, послужившее основанием для запроса о выдаче, не яв- ляется по уголовному закону преступлением;

• деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории запрашиваемого государства или против его интересов (ст. 68 Договора между СССР и ЧССР 1982 г.);

• в запрашиваемом государстве за то же самое деяние осуществля- ется уголовное преследование указанного лица (ст. 6 Договора между РФ и Федеративной Республикой Бразилия о выдаче 2003 г.);

• уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, возбуждается в порядке частного обвинения.

По Европейской конвенции о выдаче 1957 г. выдача также мо- жет не осуществляться за фискальные преступления. Государство может отказать в выдаче лица: требуемого в связи с преступлением, которое в соответствии с его законодательством считается совер- шенным полностью или частично на его территории (ст. 7); если компетентные органы запрашиваемой стороны ведут в отношении его уголовное преследование в связи с преступлением или престу- плениями, по поводу которых запрашивается выдача (ст. 8); если преступление, в связи с которым запрашивается выдача, наказуемо в запрашивающем государстве смертной казнью и если в отношении такого преступления смертная казнь не предусматривается в запра- шиваемой стране или обычно не приводится в исполнение; в выдаче может быть отказано, если запрашивающая сторона не предоставит таких гарантий, которые запрашиваемая сторона считает достаточ- ными, о том, что смертный приговор не будет приведен в исполнение (ст. 11).

Практически все международные договоры РФ предусматривают правило: выдача может быть отсрочена, если запрашиваемое к выдаче лицо привлечено к уголовной ответственности или осуждено за другое преступление в запрашиваемом государстве.

Международные договоры РФ подробно регламентируют вопро- сы передачи выдаваемых лиц. По ст. 67 Минской конвенции 1993 г. запрашиваемое государство уведомляет запрашивающее государство о месте и времени выдачи. Если запрашивающая Договаривающаяся


 

Сторона не примет лицо, подлежащее выдаче, в течение 15 дней после поставленной даты передачи, это лицо должно быть освобождено из- под стражи. По просьбе запрашивающей Стороны указанный срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней.

Государства обязаны сообщать друг другу сведения о результатах уголовного преследования выданного лица. Государству, осуществив- шему выдачу, высылается копия приговора, вступившего в законную силу, в отношении выданного лица.

Выдача для исполнения приговора

По международным договорам выдача для приведения приговора в исполнение производится за деяния, которые в соответствии с за- конодательством запрашивающей и запрашиваемой сторон явля- ются наказуемыми и за совершение которых лицо, выдача которого требуется, было приговорено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию. По отдельным дого- ворам назначенный судом срок лишения свободы должен превышать один год.

Нормы договоров достаточно подробно регламентируют условия осуществления этого вида выдачи. Они в принципе не отличаются от сформулированных для выдачи в целях привлечения к ответст- венности с тем дополнением, что к требованию о выдаче прилага- ется официальная копия вступившего в законную силу приговора и текст закона, по которому данное деяние признается преступле- нием; если осужденный частично уже отбыл наказание, сообщается также об этом.

Выдача на время

Международные договоры РФ предусматривают два варианта вы- дачи на время. В первом случае речь идет о выдаче для привлечения к ответственности, но с отсрочкой исполнения приговора: если от- срочка выдачи приведет к невозможности уголовного преследования в связи с истечением срока давности или может создать трудности в уголовном преследовании лица, выдача которого требуется, мож- но обращаться с просьбой о временной выдаче для осуществления уголовного преследования. Запрашивающая сторона должна вернуть выданное лицо немедленно по окончании предварительного или су- дебного следствия, не приводя приговор в исполнение, но не позднее трех месяцев со дня выдачи.

Другим вариантом является выдача для допроса в качестве свидетелей, потерпевших и лиц, находящихся под стражей на территории другого государства.


 

Передача осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в государстве гражданства

Россия является участником двух видов международных договоров, предусматривающих передачу осужденных:

а) договоры о правовой помощи, в которых имеются соответствую- щие нормы (Договор между РФ и Республикой Корея 1999 г.; Договор между РФ и Республикой Куба 2000 г. и др.);

б) специальные соглашения о передаче осужденных (Договор между РФ и Азербайджанской Республикой о передаче осужденных для от- бывания наказания 1994 г.; Договор между РФ и Туркменистаном о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению сво- боды, 1995 г.; Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания 1998 г.; Конвенция между РФ и Французской Республикой о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, 2003 г. и др.).

В большинстве международных договоров РФ зафиксировано обя- зательное условие передачи: по законодательству государства граж- данства осужденного деяние, за которое он осужден, должно являться преступлением и влечь наказание в виде лишения свободы. Передача лица для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, допускается до отбытия им наказания в виде лишения свободы после вступления приговора в законную силу.

Передаваться для отбывания наказания могут либо только граждане государств – участников договора, либо граждане и иные лица, имею- щие постоянное место жительства на территории этого государства.

Обращаться с ходатайством о передаче могут: сам осужденный, его родственники, законный представитель или адвокат.

В соответствии с международными договорами РФ ходатайство о передаче для отбывания наказания может быть обращено как к госу- дарству вынесения приговора, так и к государству, его исполняющему. Рассмотрев ходатайство, компетентный орган государства, в качестве которого выступает либо генеральная прокуратура, либо министерство юстиции, обращается с предложением о передаче.

К ходатайству о передаче необходимо прилагать документы, со- держащие перечень сведений, предусматриваемый договорами: это документ о гражданстве осужденного или его постоянном месте жи- тельства; удостоверенные копии приговора и всех имеющихся по делу судебных решений, документы о вступлении приговора в законную силу; документ о части наказания, отбытой осужденным, и той части наказания, которая подлежит дальнейшему отбыванию; документ


 

об исполнении дополнительного наказания, если оно было назна- чено; текст статей уголовного закона, на основании которого лицо осуждено. Данный минимальный перечень может быть расширен, если это сочтут необходимым органы государства, судом которого вынесен приговор.

Вопросы, связанные с исполнением иностранного приговора, разрешает суд. Если при рассмотрении представления (обращения) о передаче суд придет к выводу о том, что деяние, за которое осужден гражданин, не является преступлением по национальному законо- дательству либо приговор суда иностранного государства не может быть исполнен в силу истечения срока давности, а также по иному основанию, он выносит постановление об отказе в признании при- говора суда иностранного государства. Во всех остальных случаях суд выносит постановление о признании и об исполнении приговора суда иностранного государства.

По международным договорам РФ государство исполнения приго- вора обеспечивает продолжение отбывания наказания в соответствии со своим законодательством, не ухудшая положение осужденного. Назначенное осужденному наказание отбывается на основании при- говора суда страны вынесения приговора. В срок наказания в виде ли- шения свободы засчитывается отбытый срок в государстве вынесения приговора. Суд государства исполнения приговора исходя из выне- сенного приговора принимает решение о его исполнении, определяя по закону своего государства такой же срок лишения свободы, как и назначенный по приговору. В том случае, когда по законодательст- ву государства исполнения приговора за данное деяние предельный срок лишения свободы меньше, чем назначенный по приговору, суд определяет максимальный срок лишения свободы, предусмотренный законодательством этого государства.

Договорная практика государств, как правило, предусматривает следующие основания для отказа в передаче:

• по законодательству государства, гражданином которого явля- ется осужденный, деяние, за которое он осужден, не является пре- ступлением;

• в государстве, гражданином которого является осужденный, за совершенное деяние он понес наказание или был оправдан либо дело было прекращено, а равно если лицо освобождено от наказания компетентным органом этого государства;

• наказание не может быть исполнено в государстве, гражданином которого является осужденный, вследствие истечения сроков давно-


 

сти или по иному основанию, предусмотренному законодательством этого государства;

• осужденный имеет постоянное место жительства на территории государства, судом которого вынесен приговор;

• не достигнуто согласие о передаче осужденного на условиях, предусмотренных договором;

• в передаче осужденного может быть отказано также, если им не возмещен ущерб, нанесенный преступлением.

 

 

§ 7. Роль международных организаций в области борьбы с преступностью

Организация Объединенных Наций является единственным учреж- дением, которое имеет универсальный мандат и международную опо- ру, необходимые для предоставления странам эффективной помощи в области предупреждения и противодействия преступности. Статья 3 Устава ООН закрепляет необходимость сотрудничества государств в решении проблем социального и гуманитарного характера, в том числе по вопросам борьбы с международной преступностью. В эту работу активно включены все главные и вспомогательные органы организации, а также ряд специализированных учреждений ООН.

Компетенция главных органов ООН в области борьбы с междуна- родной преступностью распределилась следующим образом.

Генеральная Ассамблея на своих сессиях рассматривает вопросы пре-

дупреждения преступности, взаимосвязи преступности и социальных изменений, принимает международно-правовые конвенции, создает специальные комитеты и органы по борьбе с международной преступ- ностью. Проблемы борьбы с преступностью обсуждаются и в глав- ных комитетах Генеральной Ассамблеи – Комитете по социальным и гуманитарным вопросам (3-й комитет) и в Комитете по правовым вопросам (6-й комитет).

Совет Безопасности рассматривает вопросы борьбы с преступно-

стью в связи с жалобами государств о совершении конкретных пре- ступлений и актов агрессии, на его заседаниях обсуждаются наиболее тяжкие из них. Начиная с начала 90-х годов ХХ в. Совет Безопасности активно занимается проблемой международного терроризма. В струк- туре Совета создано несколько вспомогательных органов: Комитет 1267 (Комитет по санкциям), задачей которого является контроль за вы- полнением санкций против движения «Талибан» и «Аль-Каиды»; Контртеррористический комитет в составе всех членов СБ ООН; Ко-


 

митет 1540, в функции которого входит отслеживание выполнения государствами Резолюции 1540 (2004), призывающей предотвратить доступ к оружию массового уничтожения негосударственным лицам (включая террористические группировки).

Кроме того, на основе резолюций Совета Безопасности функцио- нирует ряд международных уголовных трибуналов, созданных для пре- следования лиц, виновных в совершении тяжких международных преступлений.

Основная работа по координации сотрудничества государств по борьбе с преступностью возложена на Экономический и Социаль- ный Совет (ЭКОСОС). В его системе функционирует ряд специаль- ных функциональных органов, одним из которых является Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Комиссия в составе 40 государств-членов координирует действия по предупре-

ждению преступности. В ее функции входит: подготовка Конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонару- шителями; подготовка и представление на утверждение компетентных органов ООН программ международного сотрудничества в области предупреждения преступности; разработка и представление докладов, заключений и рекомендаций Генеральному секретарю ООН и другим органам; содействие обмену опытом, накопленным государствами – членами ООН в области борьбы с преступностью.

В соответствии с мандатом, выданным Комиссией, в структуре ООН действует Управление ООН по наркотикам и преступности (УНПООН), которое включает Программу Организации Объединенных Наций по ме- ждународному контролю над наркотиками (ЮНДКП) и Центр по ме- ждународному предупреждению преступности (ЦМПП). Управление уделяет особое внимание борьбе с транснациональной организованной преступностью, коррупцией, терроризмом и торговлей людьми. Работа в этом направлении ведется в соответствии со специально разработан- ными глобальными программами действий.

Под эгидой ЭКОСОС регулярно, раз в пять лет, собираются Кон- грессы ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Конгрессы предоставляют возможность для обмена информацией и пе- редовым опытом между странами и профессионалами, работающими в данной области. Основными задачами этих глобальных форумов являются:

– обмен мнениями между государствами, межправительственными и неправительственными организациями и отдельными экспертами, представляющими различные специальности и области знаний;


 

– обмен опытом в области исследований, права и разработки про- грамм;

– выявление новых тенденций и проблем в области предупрежде- ния преступности и уголовного правосудия;

– представление рекомендаций и замечаний Комиссии по преду- преждению преступности и уголовному правосудию по отдельным вопросам, передаваемым им Комиссией.

Конгрессы ООН по предупреждению преступности проводились в разных частях мира, а именно: в 1955 г. – в Женеве, в 1960 г. – в Лон- доне, 1965 г. – в Стокгольме, в 1970 г. – в Киото, в 1975 г. – в Жене- ве, в 1980 г. – в Каракасе, в 1985 г. – в Mилане, в 1990 г. – в Гаване, в 1995 г. – в Кaире, в 2000 г. – в Вене, последний, одиннадцатый Кон- гресс проводился в апреле 2005 г. в Бангкоке. При этом если в первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности приняли участие представители 61 государства и территории мира, то уже на одинна- дцатом Конгрессе присутствовали участники, представлявшие около 170 государств мира.

Основное значение Конгрессов ООН по предупреждению преступ- ности и уголовному правосудию заключается в том, что в рамках этих форумов принимаются акты рекомендательного и унификационного характера для совершенствования уголовного и уголовно-процессу- ального законодательства государств. К таким актам относятся Ми- нимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955 г., Рекомендации в отношении обращения с заключенными-иностранца- ми 1985 г., Руководящие принципы ООН для предупреждения преступ- ности среди несовершеннолетних 1990 г., Минимальные стандартные правила в отношении мер, не связанных с тюремным заключением, 1990 г., Типовые договоры о выдаче 1990 г., об оказании правовой помощи по уголовным делам 1990 г. и многие другие.

Интерпол. Международная организация уголовной полиции была

создана в 1923 г. как Международная комиссия уголовной полиции с центром в Вене. В 1938 г. она практически прекратила свое сущест- вование из-за оккупации Австрии фашистской Германией, и в совре- менном виде Интерпол воссоздан в 1946 г. Устав организации вступил в силу в 1956 г., а с 1982 г. Интерпол получил статус международной межправительственной организации.

Основные цели организации: обеспечивать и развивать широкое взаимное сотрудничество всех органов уголовной полиции государств- участников; создавать и развивать учреждения, которые могут успешно способствовать предупреждению и борьбе с общей уголовной преступ-


 

ностью (ст. 2 Устава). Приоритетное значение при этом придается противодействию организованной преступности и терроризму, пре- сечению торговли людьми, фальшивомонетничества, преступлений в сфере экономики, контрабанды наркотиков, оружия, транспортных средств и драгоценных металлов.

Устав организации запрещает любое вмешательство в деятель- ность политического, военного, религиозного или расового характера (ст. 3).

Основными направлениями деятельности Интерпола являются:

– уголовная регистрация (организуется Генеральным Секретариа- том по специальной методике в целях идентификации как преступни- ков, так и преступлений);

– международный розыск преступников;

– международный розыск лиц, пропавших без вести;

– международный розыск похищенных ценностей;

– сбор информации по вопросам борьбы с преступностью, ее обоб- щение, обработка и распространение с помощью технических средств и публикаций в печати.

Структура организации включает в себя Генеральную Ассамблею, Исполнительный комитет, Генеральный Секретариат и Национальные центральные бюро (НЦБ). Кроме того, в соответствии с Уставом орга- низация может привлекать советников-консультантов при подготовке вопросов, требующих специальных знаний в той или иной области.

Генеральная Ассамблея и Исполнительный комитет являются рас- порядительно-управленческими органами Интерпола. В качестве по- стоянно действующего исполнительного органа организации выступает Генеральный Секретариат, который занимается реализацией решений и резолюций Генеральной ассамблеи и Исполнительного Комитета; осу- ществляет сбор, обработку информации о преступлениях и преступниках и заносит ее в компьютеризированную базу данных; проводит повседнев- ную работу по связи с НЦБ стран – членов Интерпола. Генеральный Секретариат возглавляется Генеральным секретарем, который избирается Генеральной Ассамблеей сроком на пять лет и соответственно подотчетен Генеральной Ассамблее и Исполнительному Комитету. Штаб-квартира Секретариата Интерпола расположена в Лионе (Франция).

Каждая страна, вступившая в Интерпол, должна создать в системе своих правоохранительных органов Национальное центральное бюро для связи со штаб-квартирой организации. НЦБ и Генеральный Сек- ретариат образуют в единстве механизм сотрудничества государств в борьбе с преступностью. НЦБ являются постоянно действующим


 

пунктом контакта между странами – членами организации для коор- динации и связи, они получают и передают все виды международных требований о тех или иных полицейских расследованиях.

Советский Союз обрел членство в Интерполе в 1990 г., сегодня в по- рядке правопреемства членом организации выступает Российская Фе- дерация. В системе центрального аппарата МВД РФ создано особое подразделение криминальной милиции – Национальное центральное бюро, главными задачами которого являются: обеспечение эффективно- го международного обмена информацией об уголовных преступлениях; оказание содействия в выполнении запросов международных правоох- ранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств; наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участником которых является Российская Федерация. Деятельность НЦБ РФ регулируется Положе- нием о Национальном центральном бюро Интерпола, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 г. № 1190.

Европейский Союз. Опыт борьбы с преступностью в рамках Евро-

пейского Союза чрезвычайно важен для построения эффективной системы антикриминальных мероприятий, поскольку интеграционные процессы именно в рамках данного образования позволяют говорить о создании единого «европейского пространства свободы, безопасно- сти и правосудия».

Полицейское сотрудничество государств – членов Европейского Союза складывается прежде всего в рамках такой организации, как Европейское полицейское ведомство, или Европол. Европейская поли- ция создана на основе Конвенции о Европоле 1995 г., определяющей основные задачи и направления ее деятельности. Конвенция вступила в силу 1 октября 1998 г., после чего был принят еще ряд документов, регламентирующих статус организации и ее сотрудников.

Целью Европола являются повышение эффективности деятельно- сти соответствующих компетентных органов власти государств – чле- нов ЕС и укрепление сотрудничества с ними в борьбе с особо опасными формами международной преступности в том случае, если имеются факты, указывающие на то, что были задействованы структуры ор- ганизованной преступности или преступление затрагивает интересы двух и более государств-членов. Для достижения поставленной цели организация проводит сбор и анализ информации, предоставляемой национальными правоохранительными органами, а также ее распро- странение при помощи специальных средств, включая компьютери- зированную систему.


 

Европол занимает особое положение в организационном меха- низме Европейского Союза. Несмотря на то что это самостоятельная международная организация, ее автономия тем не менее носит огра- ниченный характер. Большое влияние на формирование правового статуса Европола оказывает Совет ЕС, который посредством своих решений может вносить изменения в определения преступлений, содержащиеся в учредительной Конвенции, расширять предметную компетенцию организации, утверждает бюджет, назначает и может освобождать от должности Директора Европола и его заместителей, регулирует порядок международных связей.

Сфера подмандатной деятельности Европола включает в себя: терро- ризм; незаконную торговлю ядерными и радиоактивными веществами; контрабанду оружия, боеприпасов и взрывчатки; расизм и ксенофо- бию; незаконную торговлю наркотиками; действия, направленные на легализацию преступных доходов; фальшивомонетничество; неза- конную иммиграцию; торговлю людьми, включая детскую проститу- цию; торговлю похищенными транспортными средствами.

6 ноября 2003 г. в Риме, во время саммита ЕС – Россия, состоя- лось подписание Соглашения о сотрудничестве между Европейским полицейским ведомством и Российской Федерацией. Данное согла- шение должно позволить обеим сторонам обмениваться информацией стратегического и технического свойства относительно таких видов преступлений, как: контрабанда наркотиков, огнестрельного оружия, ядерных и радиоактивных материалов, произведений искусства; ор- ганизация нелегальной иммиграции и торговля людьми; отмывание преступных доходов; терроризм и его финансирование.

Новый наднациональный орган в сфере координации сотрудни- чества государств – членов ЕС в борьбе с преступностью был создан в феврале 2002 г. – Евроюст. Несмотря на то что политическое решение о его создании было принято еще в 1999 г., в Тампере, правовой осно- вой его деятельности стало решение Совета ЕС от 28 февраля 2002 г.

«О создании Евроюста в целях усиления борьбы с тяжкой преступно- стью». Основное назначение Евроюста – оказывать помощь государ- ствам-членам по расследованию наиболее опасных преступлений, затрагивающих интересы двух и более государств, и координировать их практические действия в этой области главным образом, на этапе предварительного следствия. В задачи Евроюста, в частности, входит обращение к компетентным органам государств – членов Союза с за- просами о возбуждении уголовных дел и привлечении к ответствен- ности по фактам конкретных преступлений, запросами о создании


 

объединенных следственных бригад и т.д. Кроме того, Евроюст упол- номочен оказывать информационную поддержку ведущимся рассле- дованиям, а также укреплять сотрудничество между компетентными органами государств путем содействия оказанию правовой помощи и выдачи преступников. Сфера подмандатной деятельности Евроюста включает в себя: виды преступных деяний и правонарушений, в отно- шении которых в конкретный момент времени наделен полномочиями Европол; другие виды преступных деяний, в частности преступления в сфере информационных технологий; мошенничество и коррупцию, а также любое уголовное правонарушение, посягающее на финансовые интересы Сообщества; легализацию преступных доходов; экологи- ческие преступления; участие в преступной организации; связанные с вышеуказанными преступления.

Каждое государство – член ЕС направляет в Евроюст своего пред- ставителя, который в соответствии с устройством правовой системы государства имеет положение прокурора, судьи или полицейского с тем же статусом. В случае необходимости при осуществлении расследования или судебного преследования компетентные органы государства могут обратиться к своему представителю в организации с просьбой о содейст- вии в обеспечении согласованных действий между государствами в про- водимых мероприятиях. Таким образом, в рамках Евроюста существенно упрощаются пути взаимодействия государств, включая вопросы оказания правовой помощи и экстрадиции. Согласно ст. 6 Решения Совета Евро- юст реализует поставленные перед ним задачи двумя способами: либо посредством национальных членов, либо через коллегию.

В центре внимания специалистов в области уголовного права на- ходится сегодня и такая форма сотрудничества в рамках ЕС, как евро- пейский ордер на арест. Введение этого инструмента стало возможным благодаря принятию Советом ЕС Рамочного решения «О европейском ордере на арест и процедурах передачи лиц между государствами-члена- ми», который вступил в силу с января 2004 г. Цель документа – упроще-

ние механизма выдачи лиц, совершивших особо тяжкие преступления на территории государств – членов ЕС. В декабре 2001 г. государства – члены ЕС утвердили список из 32 преступлений, в отношении которых может применяться европейский ордер на арест.

Единый ордер на арест заменил процедуру экстрадиции преступ- ников, закрепленную в предыдущих соглашениях в рассматриваемой области. Теперь в том случае, когда судебный орган государства-члена требует передачи некоего лица, его решение должно быть признано и исполнено автоматически на всей территории Союза. Отказ в ис-


 

полнении европейского ордера на арест разрешен в исключительных случаях. В качестве оснований для отказа больше не может рассмат- риваться принадлежность лица к гражданству запрашивающей сторо- ны – на первый план при исполнении европейского ордера выходит не национальное, а союзное гражданство. Судебные органы (в качестве которых выступают суды и прокуратура) могут оспорить процессуаль- ные аспекты запроса о выдаче, однако они не могут поставить под со- мнение содержащиеся в ордере основания для ареста по существу. Кроме того, отменен принцип двойной криминализации преступления по законодательству запрашивающего и запрашиваемого государства как основное требование для экстрадиции.

Европейская информационная сеть в области правосудия (Европейская

судебная сеть) была создана по инициативе Бельгии в 1998 г. с целью дальнейшего совершенствования сотрудничества и координации дея- тельности государств – членов ЕС в борьбе с особо опасными престу- плениями. Европейская судебная сеть состоит из контактных пунктов, которые функционируют в рамках судебных органов и правоохрани- тельных ведомств государств-членов, а также в рамках Еврокомиссии. Посредством интернет-ресурсов и системы специальной электронной почты компетентные органы государств обеспечиваются практической и юридической информацией, получают и направляют запросы об ока- зании правовой помощи, что делает координацию их действий более эф- фективной. Данная организация не имеет собственной штаб-квартиры, в которой в целом нет необходимости. Каждое государство – член ЕС определяет специальные органы для контакта с другими государствами по собственному усмотрению, и при этом число специалистов в таких органах может быть различно. Например, Франция имеет около 40 таких служащих, в то время как Греция – всего два человека.

Европейский орган по борьбе с мошенничеством первоначально был

создан в качестве Отдела Европейской комиссии по противодействию мошенничеству в 1998 г. (UCLAF). Основной целью Отдела было осу- ществление следственных полномочий в рамках финансового право- охранительного контроля. В июне 1999 г. UCLAF был реорганизован в Европейский орган (ведомство) по борьбе с мошенничеством (OLAF). К ведению организации относится осуществление административных расследований по фактам мошенничества, коррупции и всем другим незаконным действиям, приносящим вред финансовым интересам Сообщества и Союза в целом. Поскольку расширение Европейского Союза многократно обострило проблему коррупции для ЕС, деятель- ности этого органа уделяется сегодня повышенное внимание.


 

§ 8. Международная уголовная юстиция

Вопрос о создании международных судебных органов, имеющих возможность привлекать к уголовной ответственности физических лиц, совершивших особо тяжкие международные преступления, ставился в истории международных отношений неоднократно, однако получил свое решение только во второй половине ХХ в.

Осуществление международной уголовной юрисдикции связано с судебными органами, существовавшими ранее и функционирую- щими сегодня, а именно: с Нюрнбергским и Токийским процессами, проходившими по окончании Второй мировой войны; с деятельностью Международных уголовных Трибуналов ad hoc по бывшей Югосла- вии и Руанде; с созданием постоянно действующего Международного уголовного Суда, а также с учреждением в последние годы под эгидой ООН ряда международных уголовных трибуналов смешанного типа. Нюрнбергский военный Трибунал. Уже в годы Второй мировой войны были заключены международные соглашения, предусматривавшие строгое наказание фашистских преступников. 13 января 1942 г. в Дек- ларации о наказании за преступления, совершенные во время войны, правительства стран, боровшихся против гитлеровской Германии, заявили о своей решимости принять все меры к тому, чтобы военные преступники «были разысканы, переданы в руки правосудия и суди- мы и чтобы вынесенные приговоры были приведены в исполнение». В 1943 г. в Декларации об уголовной ответственности гитлеровцев за совершенные зверства союзные державы заявили, что они наверняка найдут их даже на краю света и передадут в руки их обвинителей, с тем чтобы смогло свершиться правосудие. Летом 1945 г. встал практиче- ский вопрос о наказании нацистских военных преступников. 8 августа 1945 г. в Лондоне было подписано соглашение между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции «О судебном преследовании и наказании главных военных преступников европейских стран оси», на основании которого был учрежден Международный Военный Три- бунал для суда над главными военными преступниками европейских стран. К Соглашению был приложен Устав, определяющий порядок организации Трибунала и принципы его работы. В составе судей и об- винителей Международного Военного Трибунала были представлены четыре великие державы: СССР, США, Великобритания и Франция. Кроме них к Уставу присоединились еще 19 стран, среди них такие, как Индия, Греция, Дания, Югославия, Бельгия, Чехословакия, Польша,

Норвегия и др.


 

Приговор Нюрнбергского Трибунала получил широкое междуна- родное одобрение: впервые за всю историю человечества преступники, совершившие преступления против мира, законов и обычаев войны, против человечества, были осуждены. Кроме того, выделив престу- пления против мира, военные преступления и преступления против человечности как международные преступления, влекущие за собой индивидуальную ответственность, уставы заложили основу важного института международного уголовного права.

19 января 1946 г. был опубликован Устав Международного Военного Трибунала в Токио для суда над главными японскими военными преступ- никами. Статья 5 Устава предусматривала тот же состав преступлений против человечества, что и ст. 6 Устава Нюрнбергского Трибунала.

Международные уголовные Трибуналы ad hoc. Как известно, отсутст-

вие международного уголовного судебного органа с постоянной юрис- дикцией подтолкнуло Организацию Объединенных Наций в конце ХХ в. к учреждению Трибуналов ad hoc для обеспечения судебного преследования лиц, виновных в совершении международных престу- плений на территории бывшей Югославии и виновных в совершении геноцида и преступлений против человечности на территории афри- канского государства Руанда.

Совет Безопасности, «выражая свою серьезную тревогу по поводу непрерывно поступающих сообщений о широкомасштабных и во- пиющих нарушениях положений международного гуманитарного права, которые имеют место на территории бывшей Югославии, и осо- бенно в Республике Босния и Герцеговина, в том числе сообщений о массовых убийствах; массовом, организованном и систематическом задержании и изнасиловании женщин и продолжении практики «эт- нической чистки», в частности, в целях приобретения и удержания территории... будучи преисполнен решимости положить конец таким преступлениям и принять эффективные меры в целях предания суду лиц, ответственных за эти преступления... постановляет настоящим учредить международный трибунал с единственной целью судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения междуна- родного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии в период с 1 января 1991 года и по дату, которая будет определена Советом Безопасности после восстановления мира».

Совет Безопасности утвердил Устав Международного Трибунала, состоящий из 34 статей. Юрисдикция Международного Трибунала распространяется на следующие нарушения международного правопо- рядка, влекущие за собой индивидуальную уголовную ответственность


 

и закрепленные в нем: серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г., нарушения законов и обычаев войны, геноцид, преступления против человечности. Кроме того, Устав определяет порядок организа- ции Трибунала, процедуру его деятельности, статус, привилегии и им- мунитеты. Местопребыванием Международного Трибунала является Гаага. Председатель Трибунала в соответствии с Уставом уполномочен представлять ежегодные доклады о его функционировании Совету Безопасности и Генеральной Ассамблее ООН.

За пятнадцать лет своей работы Трибунал рассмотрел большое ко- личество дел, и в международно-правовой литературе отмечаются как положительные, так и отрицательные моменты его деятельности. Тем не менее большое значение учреждения Международного Три- бунала по бывшей Югославии для развития международного права очевидно.

8 ноября 1994 г. аналогичный Международный Трибунал был учре- жден Советом Безопасности ООН по Руанде для судебного преследо- вания лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории этой страны, а также граждан Руанды, ответственных за совершение таких действий в соседних государствах в период с 1 января по 31 де- кабря 1994 г.

Международный уголовный Суд

Известно, что впервые вопрос о создании Международного уголов- ного Суда (МУС) был поставлен Генеральной Ассамблеей ООН перед Комиссией международного права еще в 1948 г. В то время он непосред- ственно связывался с осуществлением правосудия в отношении лиц, обвиняемых в совершении преступления геноцида и других правона- рушений, отнесенных к компетенции Суда. В связи с нерешенностью вопроса об определении агрессии и незавершенностью разработки про- екта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества идея создания МУС была отложена на неопределенное время.

Новый этап рассмотрения в Комиссии международного права про- блемы создания МУС начался в 1990 г., а 17 июля 1998 г. на Дипломати- ческой конференции полномочных представителей в Риме под эгидой ООН был принят Статут Международного уголовного Суда.

В основе документа лежат три принципа. Первый, принцип допол- нительности (комплементарности), устанавливает, что юрисдикция Суда вводится только в том случае, когда национальные правовые системы не могут или не желают осуществлять юрисдикцию. Таким образом, в случаях совпадения юрисдикций между национальным


 

судом и Международным уголовным Судом первый из них в принципе имеет приоритет. МУС не ставит целью заменять национальные суды, но действует только тогда, когда они не действуют.

Второй принцип заключается в том, что Статут предназначен для ра- боты только с наиболее серьезными преступлениями, касающимися всего международного сообщества в целом. Этот принцип повлиял на отбор преступлений, а также на определение случаев, в которых воз- можно обращение в Суд, – предполагается, что он позволит избежать загруженности Суда делами, с которыми вполне справились бы нацио- нальные суды. Юрисдикция Суда ограничена наиболее серьезными международными преступлениями. К ним отнесены: преступления геноцида, преступления против человечности, военные преступления и преступления агрессии.

Третий принцип заключается в том, что Статут должен оставаться, насколько это возможно, в области общего международного права. В основе данного принципа лежит идея того, чтобы сделать Статут наиболее приемлемым.

Международный уголовный суд может устанавливать юрисдик- цию в отношении отдельных лиц на двух основаниях. Они могут быть привлечены к ответственности, если являются гражданами государст- ва – участника Статута или если преступление было совершено на тер- ритории государства – участника Статута. Однако это условие не при- меняется, если ситуация передана Суду Советом Безопасности. В этом случае Суд будет иметь юрисдикцию в отношении преступлений, даже если они были совершены в государствах, не являющихся участниками Статута, гражданами этих государств и в отсутствие согласия государ- ства, которому принадлежит территория, на которой было совершено деяние, или гражданство лица, обвиняемого в совершении данного преступления.

Особое значение имеет ст. 21 Статута, определяющая применимое право. Суд применяет:

во-первых, свой Статут, Элементы преступлений, Правила проце- дуры и доказывания;

во-вторых, где это уместно, применимые договоры, а также прин- ципы и нормы международного права (имеются в виду специальные принципы);

в-третьих, общие принципы права, выводимые Судом из нацио- нальных правовых систем мира, включая там, где это уместно, внут- ренние законы государств, которые при обычных обстоятельствах осуществляли бы юрисдикцию в отношении данного дела.


 

В дополнение к этой иерархии Суд может заимствовать из своей правовой практики решения по предыдущим делам.

Одно из достоинств Римского Статута состоит в том, что он в де- талях определяет важнейшие принципы международного уголовного права, которым посвящена часть 3 «Общие принципы уголовного права». Она состоит из двенадцати статей и представляет собой важ- нейшую часть Статута, включая основания для индивидуальной уго- ловной ответственности и основания для освобождения от уголовной ответственности.

В состав суда входят: Президиум, Апелляционное отделение, Судеб- ное отделение, Отделение предварительного производства, Канцелярия Прокурора и Секретариат. Судьи избираются государствами – участни- ками Статута в количестве 18 человек сроком на девять лет. Они не мо- гут быть переизбраны на новый срок. По аналогии с Международным Судом ООН состав Суда должен обеспечить представительство основ- ных правовых систем мира, справедливое географическое представи- тельство и справедливое представительство мужчин и женщин. Судьи независимы при выполнении своих функций и не должны посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера.

Председатель и два вице-председателя избираются судьями сроком на три года и образуют Президиум Суда, который осуществляет управ- ление делами. Апелляционное отделение состоит из председателя и че- тырех других судей; Судебное отделение и Отделение предварительного производства состоят из шести судей каждое. Канцелярия Прокурора несет ответственность за осуществление уголовного преследования. Она действует независимо как отдельный орган Суда и возглавляется Прокурором. Сам Прокурор и его заместители избираются не Судом, а государствами – участниками Статута сроком на девять лет.

Наказание в виде лишения свободы отбывается в государстве, опре- деленном Судом из списка государств, выразивших готовность при- нимать осужденных. При выборе Суд учитывает: справедливое рас- пределение бремени между государствами; соблюдение государством принятых международных стандартов обращения с заключенными; желание и гражданство осужденного. Местопребывание Суда – г. Гаага, Нидерланды.

Статут вступил в силу 1 июля 2002 г. По состоянию на 1 апреля 2008 г. документ ратифицировали 106 государств. На начало 2008 г. на рассмот- рении Суда находятся четыре ситуации: в Демократической Республике Конго, в Уганде, в Дарфуре (Судан) и в Центрально-Африканской Рес- публике (решение было принято Прокурором 22 мая 2007 г.).


 

Смешанные (гибридные) уголовные трибуналы. Одной из главных тен- денций формирования системы международной уголовной юстиции с начала нового тысячелетия стало создание так называемых смешан- ных (гибридных) трибуналов и интернационализированных судов.

К таким судебным органам относятся сегодня: специальные судеб- ные палаты по серьезным преступлениям в Тиморе-Лешти (2000 г.); смешанные судебные коллегии в Косово (2000 г.); Специальный Суд по Сьерра-Леоне (2002 г.); Судебная палата по расследованию военных преступлений в Боснии и Герцеговине (2005 г.); Чрезвычайные судеб- ные палаты в Камбодже (2006 г.); Специальный Трибунал по Ливану (2007 г.). Кроме того, в августе 2007 г. была учреждена Международная комиссия по борьбе с безнаказанностью в Гватемале – независимый орган по расследованию деятельности незаконных вооруженных фор- мирований в стране.

Юридической основой функционирования каждого конкретного судебного органа являются различные по своей правовой природе акты, однако все они принимаются по инициативе Организации Объ- единенных Наций, а именно в соответствии с резолюциями Совета Безопасности.

Каждый гибридный трибунал или суд имеет особые предпосылки создания, которые, несомненно, отражаются на его юрисдикции, как предметной, так и персональной. Поскольку почти все они созданы в постконфликтных обществах, общим для всех, как правило, явля- ется включение в предметную юрисдикцию военных преступлений, преступлений против человечности и геноцида. Составы базируются на нормах международного гуманитарного права, кроме того, задейст- вуются положения Уставов Трибуналов ad hoc по бывшей Югославии и Руанде, а также Статута Международного уголовного Суда. Персо- нальная и временная юрисдикция смешанных органов, как правило, ограничена. Круг лиц, привлекаемых к индивидуальной уголовной ответственности, сужен до тех, кто несет основную ответственность за совершение преступлений, а также охватывает конкретный пери- од, в течение которого было совершено большинство преступлений, подпадающих под юрисдикцию трибуналов.

Состав, структура и порядок судопроизводства в судебных органах несколько различаются в зависимости от того, является ли такое уч- реждение самостоятельным судебным органом смешанного типа или интернационализированным национальным судом. Однако общим для них является то, что в составе судей и обвинителей присутствуют лица, назначаемые Генеральным Секретарем ООН.


 

Меры наказания определяются в соответствии с национальной и международной практикой в виде лишения свободы на определенные сроки, максимальный срок составляет пожизненное заключение.

 

 

§ 9. О международном уголовно-процессуальном праве

В последние годы в связи с увеличением в международном уголов- ном праве нормативно-правовых актов процессуального характера и формированием международной системы уголовного правосудия в отечественной доктрине активно развивается концепция выделения из международного уголовного права группы норм, регулирующих процессуальные правоотношения. Целый ряд ученых ставят вопрос о становлении новой отрасли в международном публичном праве – международном уголовно-процессуальном праве. По вопросу о со- держании указанной отрасли имеется несколько точек зрения, и одна из них представлена вашему вниманию.

Некоторые юристы-международники рассматривают данную от- расль как нормы, регулирующие сотрудничество государств в борьбе с преступлениями, предусмотренными в международных договорах. Однако в этом случае вне рамок остаются проблемы сотрудничества в борьбе с общеуголовными преступлениями, а также деятельность международных правоохранительных органов.

Другие ученые включают в предмет отрасли механизм сотрудни- чества в борьбе с преступностью, обязательства государств по борьбе с преступлениями международного характера и правовую помощь по уголовным делам. Однако при таком подходе в нее не входят: вопро- сы ответственности за международные преступления; международные стандарты национального уголовного процесса; международная право- охранительная деятельность и некоторые другие сферы отношений.

Ряд авторов считают, что отрасль охватывает систему междуна- родно-правовых принципов и норм, определяющих составы между- народных преступлений и преступлений международного характера, регулирующих деятельность органов международной уголовной юс- тиции, а также вопросы оказания правовой помощи по уголовным делам. Думается, однако, что предмет регулирования намного шире. Международные нормы определяют не только составы международных преступных деяний, но и пределы уголовной юрисдикции государства, преюдициальное значение актов иностранных правоохранительных органов, соучастие, повторность преступлений, смягчающие и отяг- чающие обстоятельства и другие вопросы.


 

Как видим, когда говорят о международном сотрудничестве в борь- бе с преступностью, речь прежде всего идет об уголовно-правовых аспектах; уголовно-процессуальные вопросы представлены в основном правовой помощью по уголовным делам. Однако данная отрасль регу- лирует широкий круг общественных отношений, сводить ее содержа- ние лишь к этим вопросам неверно. В сфере борьбы с преступностью отчетливо выделяются две группы норм, которые регулируют отноше- ния, отличающиеся качественным своеобразием: а) международное уголовное право (МУП); б) международное уголовно-процессуаль- ное право (МУПП). В сфере борьбы с преступностью имеются также несколько комплексных институтов (сотрудничество в сфере ОРД, международное пенитенциарное право и др.).

МУПП регулирует следующие крупные блоки общественных от- ношений.

I. Отношения по реализации международно-правовых норм в на- циональном уголовном процессе. Нормы МУПП предусматривают обязательность нормотворческой деятельности государства по обес- печению исполнения международных обязательств.

II. Отношения, складывающиеся в национальном уголовном про- цессе, а также отдельные правила производства по уголовным делам. Международно-правовое регулирование затрагивает все стадии национального уголовного процесса и касается как принципов на- ционального уголовного процесса, так и частных вопросов уголовного

судопроизводства. Нормы МУПП:

• закрепляют задачи национального уголовно-процессуального законодательства, определяют типы (формы) уголовного процесса, уточняют пределы действия уголовно-процессуального закона;

• фиксируют элементы состязательности уголовного процесса (раз- деление функций обвинения, защиты и правосудия, обеспечение неза- висимости судей и подчинение их только закону, судебный контроль применения мер принуждения и т.д.);

• регламентируют различные аспекты деятельности субъектов уго- ловного процесса (органы и должностные лица, ведущие производство по уголовным делам; вопросы подследственности; подсудность и др.);

• закрепляют основные принципы национального уголовного про- цесса (публичность, равенство перед законом и судом, охрана чести и достоинства личности, осуществление правосудия только судом, право на защиту и доступ к правосудию, самостоятельность и неза- висимость судей и судов, гласность судопроизводства, презумпция невиновности и т.д.) и конкретизируют их содержание;


 

• регулируют также отношения, связанные с возбуждением уголов- ного дела (органы и лица, имеющие право возбуждать уголовное дело; поводы и основания к возбуждению уголовного дела; обстоятельства, исключающие производство по делу, и др.);

• имеют большое значение для стадии предварительного рассле- дования (виды предварительного расследования, задержание и допрос подозреваемого и обвиняемого, предъявление и изменение обвинения, следственные действия и т.д.);

• затрагивают вопросы доказательств и доказывания в уголовном процессе (понятие и виды доказательств, относимость и допустимость доказательств, их оценка, передача доказательств иностранным учре- ждениям юстиции и т.д.);

• касаются судебной стадии производства по уголовным делам (определяют условия производства в суде первой инстанции; в суде присяжных; производство в кассационной инстанции; порядок пере- смотра вступивших в силу судебных актов);

• подробно регламентируют вопросы исполнения приговора (обра- щение приговора к исполнению, признание и исполнение приговоров иностранных судов и т.д.);

• фиксируют особенности производства по отдельным категориям дел (по делам частного и частно-публичного обвинения, по делам несо- вершеннолетних, по применению принудительных мер медицинского характера и т.д.).

Таким образом, нормы МУПП закрепляют как общие стандар- ты национального уголовного процесса, придерживаться которых государство обязалось, став участником соответствующих между- народных соглашений, так и конкретные правила производства по уголовным делам, обязательные для субъектов российского уго- ловного процесса.

III. Отношения, связанные с осуществлением государством уго- ловной юрисдикции, и иммунитеты отдельных категорий лиц в на- циональном уголовном процессе.

IV. Отношения, связанные с оказанием «правовой помощи по уго- ловным делам» и осуществлением «сотрудничества в борьбе с пре- ступностью».

Договоры регламентируют общие условия предоставления пра- вовой защиты, общий объем правовой помощи, порядок оказания правовой помощи по уголовным делам, реквизиты международных поручений, условия осуществления отдельных процессуальных дей- ствий в порядке правовой помощи и другие вопросы.


 

V. Отношения, связанные с деятельностью международных право- охранительных органов и организаций.

К примеру, в уставах международных уголовных судов содержатся нормы, регламентирующие процедуру привлечения физических лиц к международной уголовной ответственности.

Таким образом, в международном праве отчетливо выделяется са- мостоятельное образование, регулирующее отношения в сфере уго- ловного процесса и международной правоохранительной деятельно- сти, – МУПП. Причем процесс формирования МУПП происходит настолько активными темпами, что можно говорить об этой отрасли как об одной из самых динамично развивающихся в современном международном праве.

Обобщая вышеизложенное, МУПП можно определить как сово- купность международно-правовых норм, регулирующих следующие виды отношений: способы реализации международно-правовых норм в нацио- нальном уголовном процессе; общие положения национального уголовного процесса, а также отдельные правила производства по уголовным делам; осуществление уголовной юрисдикции государством и иммунитеты от- дельных категорий лиц в уголовном процессе; правовую помощь по уголов- ным делам, а также деятельность международных правоохранительных органов и организаций и их взаимодействие с государствами.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Каковы особенности периодизации становления и развития между- народного уголовного права в качестве отрасли международного права?

2. Определите понятие международного уголовного права, в чем его особенности?

3. В каких источниках содержатся нормы международного уголов- ного права?

4. Перечислите принципы, на которых базируется международное уголовное право и международный уголовный процесс.

5. Определите понятие и перечислите виды международных пре- ступлений. В каких международно-правовых актах раскрыты составы этих преступлений?

6. Дайте характеристику транснациональных преступлений по ме- ждународному уголовному праву.

7. Раскройте понятие и содержание института правовой помощи по уголовным делам.


 

8. Что такое выдача преступников, каково международно-правовое регулирование этого института международного уголовного права?

9. Охарактеризуйте роль международных организаций в сфере борь- бы с преступностью.

10. Какое место международное уголовно-процессуальное право занимает в системе международного права? Дайте понятие междуна- родного уголовно-процессуального права.

 

 

Литература

 

1. Бирюков П.Н. Международное сотрудничество в борьбе с пре- ступностью и правовая система РФ. Воронеж, 1997.

2. Бирюков П.Н. Часть пятая УПК РФ. Международное сотрудни- чество в борьбе с преступностью. Воронеж, 2002.

3. Блищенко И.П., Каламкарян Р.А., Карпец И.И. и др. Международ- ное уголовное право. М., 1995.

4. Валеев Р.М. Выдача преступников в современном международном праве. Казань, 1976.

5. Волеводз А.Г. Международный розыск, арест и конфискация полу- ченных преступным путем денежных средств и имущества. М., 2000.

6. Волженкина В.М. Нормы международного права в российском уголовном процессе. СПб., 2001.

7. Зелинская Н.А. Международные преступления и международная преступность. Одесса, 2006.

8. Игнатенко Г.В. Международное сотрудничество в борьбе с пре- ступностью. Свердловск, 1980.

9. Карпец И.И. Международная преступность. М., 1988.

10. Каюмова А.Р. Проблемы теории международного уголовного права. Казань: Центр инновационных технологий, 2004.

11. Кибальник А.Г. Современное международное уголовное право: понятие, задачи и принципы / Под ред. А.В. Наумова. СПб., 2003.

12. Костенко Н.И. Международная уголовная юстиция: Проблемы развития. М.: РКонсульт, 2002.

13. Лазутин Л.А. Правовая помощь по уголовным делам как меж- отраслевой нормативный комплекс. Екатеринбург, 2008.

14. Лукашук И.И., Наумов А.В. Международное уголовное право. М., 1999.

15. Ляхов Е.Г. Терроризм и межгосударственные отношения. М., 1991.


 

16. Марочкин С.Ю. Действие норм международного права в право- вой системе Российской Федерации. Тюмень, 1998.

17. Международное уголовное право: Учебн. пособие / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М.: Наука, 1999.

18. Михайлов Н.Г. Международный уголовный трибунал по бывшей

Югославии: компетенция, источники права, основные принципы деятельности. М., 2006.

19. Панов В.П. Международное уголовное право: Учебное пособие.

М., 1997.

20. Родионов К.С. ИНТЕРПОЛ: вчера, сегодня, завтра. М., 1990.

21. Сафаров Н. Экстрадиция в международном уголовном праве: проблемы теории и практики. М.: Волтерс Клувер, 2005.

22. Фисенко И.В. Борьба с международными преступлениями в ме- ждународном уголовном праве. Минск: Тесей, 2000.

23. Черниченко О.С. Конкуренция юрисдикций государств и поро- ждаемые ею проблемы в межгосударственных отношениях // Между- народное публичное и частное право. 2002. № 4.


 

Глава XV










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 294.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...