Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Право Международных организаций 7 страница




Важным шагом в политическом становлении АСЕАН явилось при- нятие в ноябре 1971 г. Куала-Лумпурской декларации о зоне мира, свободы и нейтралитета в Юго-Восточной Азии. В ней заявлялось, что нейтрализация региона представляет собой «желанную цель», что все страны-участники примут необходимые усилия по обеспечению при- знания и уважения ЮВА в качестве зоны, отвергающей вмешательство извне. План нейтрализации предполагал урегулирование противоречий на двух уровнях: среди самих членов АСЕАН и между АСЕАН и внере- гиональными державами, готовыми принять обязательство признать нейтральный статус асеановского субрегиона и гарантировать невме- шательство в его внутренние дела.

Завершение Второй индокитайской войны весной 1975 г. придало мощный импульс развитию договорно-правовой и организационной базы АСЕАН. На первом саммите АСЕАН на о. Бали (Индонезия) были одобрены Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларация о согласии. Первый документ закрепил принципы, ко- торыми пять государств – основателей Ассоциации обязались руково- дствоваться в развитии взаимных отношений, а также в урегулировании возникающих споров и конфликтов. Договор, в частности, предусматри- вал, что партнеры по АСЕАН будут предпринимать усилия для мирного решения возникающих взаимных противоречий в интересах укрепления мира в регионе, отказываться от угрозы применения силы и все спорные вопросы будут решать посредством дружественных переговоров. В тексте Договора нашла свое отражение идея превращения Юго-Восточной Азии


 

в зону мира, свободы и нейтралитета. В Декларации АСЕАН о согласии провозглашалось, что «пятерка» основавших ее стран совместно и инди- видуально будет стремиться к созданию благоприятных условий для уста- новления и развития сотрудничества между государствами ЮВА.

В организационном плане на Балийском саммите было принято решение о создании постоянного Секретариата АСЕАН и назначении Генерального секретаря по принципу ротации. Первым Генеральным секретарем стал индонезийский дипломат Хартоно Ректохарсоно. Была достигнута договоренность об учреждении межпарламентской ассоциации АСЕАН (Asian Interparliamentary Organisation – AIPO).

Проблемы нейтрализации и обеспечения безопасности асеановские руководители рассматривали в тесной связи с приданием региону безъ- ядерного статуса. В силу особой сложности проблемы лишь в 1995 г. государства-участники сумели подойти к подписанию Договора о соз- дании в Юго-Восточной Азии зоны, свободной от ядерного оружия. Однако для его практического вступления в силу необходимо подпи- сание отдельного протокола к Договору всеми ядерными державами. Его подписание тормозят разногласия по вопросу о том, считать ли Индию и Пакистан ядерными державами. От признания или непризна- ния ядерного статуса этих стран со стороны АСЕАН и других ядерных держав зависит судьба Договора.

В 1994 г. в рамках превентивной дипломатии по инициативе АСЕАН был запущен механизм Асеановского регионального форума (АРФ). Его задачей является обеспечение путем диалога и консультаций бес- конфликтного развития обстановки как в Юго-Восточной Азии, так и в Азиатско-Тихоокеанском регионе (ATР). В ежегодных заседаниях АРФ участвуют страны АСЕАН и их внерегиональные партнеры по диа- логу, в том числе Россия, США, Китай, Япония и др. Участники АРФ ставят задачу продвигаться от осуществления мер доверия через пре- вентивную дипломатию к созданию надежной системы безопасности в АТР. В рамках АРФ имеются две «дорожки». По первой идет диалог на официальном межправительственном уровне, по второй – между неправительственными организациями и академическими кругами.

Учитывая особую сложность и потенциальную взрывоопасность обстановки в Южно-Китайском море, где сталкиваются и взаимно накладываются территориальные притязания шести прибрежных го- сударств и территорий (Брунея, Вьетнама, КНР, Малайзии, Тайваня, Филиппин), страны АСЕАН в 1992 г. выступили с Манильской декла- рацией. Она призывала все вовлеченные стороны ограничиться мирны- ми средствами в урегулировании спорных вопросов, а также избегать


 

действий по милитаризации расположенных в акватории Южно-Ки- тайского моря (ЮКИ) островов и приступить к совместному освоению их ресурсов. В июле 1996 г. в Джакарте на Конференции министров иностранных АСЕАН была выдвинута идея принятия «региональ- ного кодекса поведения» в ЮКИ, который явился бы фундаментом укрепления взаимопонимания в этом регионе. Однако по состоянию на конец 2002 г. условия и сроки принятия такого кодекса являются предметом затянувшихся дебатов между АСЕАН и Китаем.

Регулярный характер приобрели ежегодные постоянные министер- ские встречи с представителями региональных партнеров (США, Ка- нада, Япония, Южная Корея, Китай, Россия, Австралия, Новая Зе- ландия, Индия, ЕС) по схеме «10 + 1», т.е. асеановская «десятка» плюс один из партнеров. Ежегодно проводимые асеановские мероприятия выглядят следующим образом: конференция министров иностран- ных дел АСЕАН, совещание АРФ, постоянные министерские встречи по диалогу с внерегиональными партнерами.

В 1996 г. по инициативе Сингапура начали проводиться регулярные встречи в рамках Азиатско-европейского диалога (АСЕМ) как формы межрегионального взаимодействия. АСЕАН придает ему важное зна- чение, обусловленное тем, что на 25 европейских и азиатских стран, объединенных в АСЕМ, приходилось 54% мирового ВВП и 57% меж- дународной торговли (1995).

С 1997 г. регулярный характер получили встречи руководителей

«десятки» с лидерами Китая, Японии и Южной Кореи. Они были ини- циированы Малайзией, стремящейся к созданию своего рода торгово- экономического блока в регионе тихоокеанской Азии. По замыслу Куала-Лумпура его создание выровняло бы позиции восточноазиат- ских стран в диалоге с такими региональными объединениями, как ЕС и Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА).

Председательство в организации осуществляется в порядке уста- новленной очередности со сроком в один год в соответствии с алфа- витным расположением стран на английском языке. Соответственно в 2007 г. председательствует Сингапур, в 2008 г. – по порядку Таиланд, однако это требует подтверждения. На СМИД председательствует ми- нистр иностранных дел той страны, которая возглавляла организацию в прошлом году.

Организация «Исламская конференция» (ОИК) была основана в сен-

тябре 1969 г. после того, как была сожжена мечеть Аль-Акса в Иеру- салиме. В ОИК входят страны, большинство жителей которых испо- ведуют ислам.


 

ОИК ставит перед собой задачу укреплять сотрудничество между своими членами, охранять святыни ислама и бороться против расовой дискриминации и колониализма.

В ОИК входят 57 государств, расположенных на четырех конти- нентах. Однако, несмотря на количество входящих в нее стран (ОИК объединяет треть государств – членов ООН), число работающих в ее рамках комитетов и размах проектов, бюджет этой организации неве- лик: в 2000–2001 гг. он составил 11,4 млн долларов.

Высший орган ОИК – Конференция глав государств, которая со- бирается каждые три года. На первом саммите ОИК в Рабате в 1969 г. его участники решили «проводить консультации с целью укрепления сотрудничества и взаимопомощи в экономической, научной, куль- турной и духовной областях в соответствии с бессмертными учениями ислама».

Организация «Исламская конференция» является самой крупной и наиболее влиятельной официальной правительственной мусульман- ской международной организацией. В настоящее время объединяет 55 стран с населением около 1,2 млрд человек. Первоначально в ее состав входили 25 государств Азии и Африки и Организация освобождения Па- лестины. Цели создания ОИК: сотрудничество между мусульманскими государствами, совместное участие в деятельности на международной арене, достижение стабильного развития стран-участниц.

Руководящие органы ОИК: встреча королей, глав государств и пра- вительств (саммит), Конференция министров иностранных дел, Гене- ральный секретариат и вспомогательные органы (ст. 3 Устава ОИК). Встреча королей, глав государств и правительств (саммит) определяет общую политику мусульманских государств. Подобные встречи про- водятся раз в три года. Конференция министров иностранных дел проводится ежегодно. При необходимости созываются внеочередные конференции. Генеральный секретариат является исполнительным органом ОИК. Главой Секретариата является Генеральный секре- тарь, который избирается Конференцией министров иностранных дел на четырехлетний срок. Полномочия Генерального секретаря могут быть продлены только один раз. У Генерального секретаря четыре заместителя: по политическим вопросам, по науке и технологиям, по экономическим вопросам, по социальным, культурным и инфор- мационным вопросам. Помимо заместителей есть директор кабинета, который организует чисто техническую работу Секретариата.

В составе Генерального секретариата действует ряд отделов: соци- ально-экономический, по науке и технике, по делам Азии, по делам


 

Африки, по международным вопросам, информации, по правам че- ловека и делам религиозных меньшинств, по делам мусульманских неправительственных организаций и др.

При ОИК действует ряд самостоятельных организаций, созданных по решениям ее конференций и деятельность которых координируется Генеральным секретариатом: Исламский банк развития; Исламское агентство новостей; Организация радиовещательной и телевизионной службы исламских государств; Исламская комиссия по экономи- ческим и культурным вопросам; Исламский центр по профессио- нально-техническому обучению и исследованиям; Исламский фонд научно-технического развития; Центр по исследованию исламского искусства и культуры; Фонд Иерусалима, Комитет по Иерусалиму; Исламская торгово-промышленная палата; Организация исламских столиц; Центр по статистическим, экономическим и социальным исследованиям; Комитет исламской солидарности с мусульманскими африканскими странами зоны Сахеля; Исламская ассоциация судов- ладельцев; Исламский центр развития торговли; Исламский фонд развития; Исламский суд справедливости; Исламская организация по вопросам образования, науки и культуры.

В периоды между саммитами министры иностранных дел стран ОИК встречаются для того, чтобы обсудить, как решения глав госу- дарств претворяются в жизнь. Первая встреча глав внешнеполитиче- ских ведомств стран – членов ОИК состоялась в 1972 г. На ней была принята Хартия ОИК.

Повседневное руководство ОИК осуществляется Секретариатом, в который входят Генеральный секретарь ОИК и четыре его замес- тителя.

ОИК основана в 1969 г. Члены: 57 стран. Население: 650 млн чело- век (21% от населения планеты). Ресурсы: 70% мировых запасов нефти, 50% мировых запасов газа.

Хотя ОИК и является важным дискуссионным форумом, ей не хва- тает средств для проведения своих решений в жизнь, поэтому эти резолюции зачастую остаются всего лишь декларациями.

Призывы оказать финансовую помощь членам ОИК или мусуль- манским общинам, страдающим от гражданских войн и стихийных бедствий, нередко получают весьма ограниченный ответ.

Члены ОИК разбросаны по всему миру, поэтому эффективность деятельности этой Организации ограничивается тем, что государства придерживаются различной политической ориентации – от революци- онного Ирана до консервативной Саудовской Аравии. Иногда между


 

ними возникают острые противоречия, как, например, между Ираком и Ираном или Ираком и Кувейтом.

В 1991 г. главы 12 арабских государств не приехали на саммит ОИК в Сенегале в знак протеста против присутствия на ней Иордании и Ор- ганизации освобождения Палестины, которые поддержали интервен- цию Ираком Кувейта в 1990 г.

Евразийское экономическое сообщество. Евразийское экономическое

сообщество (ЕврАзЭС) – международная организация, в состав кото- рой входят Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан. 10 ок- тября 2000 г. в Астане (Республика Казахстан) был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. В Договоре заложена концепция тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества для достижения целей и задач, определенных Дого- вором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Предусмотрены организационно-правовые инструменты реализации достигнутых договоренностей, система контроля за реализацией при- нимаемых решений и ответственности сторон.

В рамках Сообщества решаются задачи завершения оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирования единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования, согласования позиций государств-членов во взаимоотношениях с ВТО, создания общей таможенной территории с общей системой таможенного регулирования и единым управлением таможенными службами.

Определены перспективы развития сотрудничества в социально- гуманитарной сфере, предусматривается углубление взаимодействия правовых систем, дальнейшее сближение и гармонизация националь- ного законодательства государств-учредителей.

Высшим органом управления ЕврАзЭС является Межгосудар- ственный совет, в состав которого входят главы государств и главы правительств. Этот орган рассматривает принципиальные вопросы, связанные с общими интересами государств – членов Сообщества, определяет стратегию, направления и перспективы развития инте- грации и принимает решения, направленные на реализацию задач ЕврАзЭС.

Исполнительный орган Евразийского экономического сообще- ства – Интеграционный комитет, основными функциями которого являются обеспечение взаимодействия органов ЕврАзЭС, контроль за реализацией решений, принятых Межгосударственным советом, подготовка предложений по формированию бюджета Сообщества


 

и контроль за его исполнением. В состав Интеграционного комитета входят заместители глав правительств.

Одним из важных направлений работы Межпарламентской ассамб- леи ЕврАзЭС является изучение опыта международных организаций в области законотворчества, что выражается в активной ориентации на международные нормы и правила в различных сферах законодатель- ства. В то же самое время использование международных норм невоз- можно без тесного взаимодействия с национальными парламентами государств – членов ЕврАзЭС, международными межпарламентскими организациями. В настоящее время Межпарламентская ассамблея обладает статусом наблюдателя в Межпарламентском союзе, Парла- ментской ассамблее Организации черноморского экономического сотрудничества и Парламентской ассамблее ОБСЕ.

Постоянными комиссиями МПА ЕврАзЭС являются комиссии: по правовым вопросам; по экономике и финансам; по вопросам фор- мирования правовой базы Таможенного союза; по внешним связям, безопасности и региональному взаимодействию; по социальным и гу- манитарным вопросам.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) является постоянно

действующей межправительственной международной организаци- ей, о создании которой было объявлено 15 июня 2001 г. в Шанхае (КНР) Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан. Ей предшествовал механизм

«Шанхайской пятерки».

К основным целям ШОС относятся: укрепление взаимного дове- рия и добрососедства между странами-участницами; содействие их эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономи- ческой, научно-технической и культурной областях, а также в сфере образования, энергетики, транспорта, туризма, защиты окружающей среды и др.; совместное обеспечение и поддержание мира, безопас- ности и стабильности в регионе; продвижение к созданию демокра- тического, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка.

В отношениях внутри Организации, исходя из «шанхайского духа», государства – члены ШОС придерживаются принципов взаимного доверия, взаимовыгоды, равенства, взаимных консультаций, уважения к многообразию культур и стремления к совместному развитию, а во внешних сношениях – принципа несоюзничества, ненаправленности против кого-либо и открытости.


 

Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов (СГГ). Совет глав правительств государств – членов ШОС (СГП) собирается один раз в год для обсуждения стра- тегии многостороннего сотрудничества и приоритетных направлений в рамках организации, решения принципиальных и актуальных во- просов экономического и иного сотрудничества, а также утверждает ежегодный бюджет Организации. Помимо заседаний СГГ и СГП дей- ствует также механизм встреч на уровне руководителей парламентов, секретарей советов безопасности, министров иностранных дел, обо- роны, чрезвычайных ситуаций, экономики, транспорта, культуры, образования, здравоохранения, руководителей правоохранительных ведомств, верховных и арбитражных судов, генеральных прокуроров. Механизмом координации в рамках ШОС служит Совет национальных координаторов государств – членов ШОС (СНК). Организация имеет два постоянно действующих органа: Секретариат в Пекине, Испол- нительный комитет Региональной антитеррористической структуры в Ташкенте. Генеральный секретарь и Директор Исполнительного комитета назначаются Советом глав государств сроком на три года.

Общая площадь государств – членов ШОС равняется около 30 млн


5
189 тыс. кв. км, что составляет 3/


площади Евразии, а население –


4
1,5 млрд человек, что составляет 1/


всего населения земного шара.


16 августа 2007 г. на Бишкекском саммите ШОС принято решение о проведении очередного заседания Совета глав государств – членов ШОС в 2008 г. в г. Душанбе, соответственно председательство в Органи- зации на предстоящий период перешло к Республике Таджикистан.

Организация Североатлантического договора (НАТО). Организация

Североатлантического договора (НАТО) была образована 4 апреля 1949 г. представителями 12 стран: Бельгии, Канады, Дании, Франции, Ислан- дии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, Ве- ликобритании и Соединенных Штатов Америки. Греция и Турция при- соединились в 1952 г., Федеративная Республика Германия – в 1955 г.; Испания – в 1982 г. С принятием в НАТО 12 марта 1999 г. Венгрии, Польши и Чешской Республики число стран-участниц достигло 19.

Создание НАТО было следствием холодной войны, и поэтому вся его деятельность была направлена на противоборство с Советским Союзом и другими странами (впоследствии объединившимися в Вар- шавский договор).

Договор Северного атлантического альянса, подписанный в Ва- шингтоне 4 апреля 1949 г., предусматривал взаимную защиту и коллек- тивную безопасность первоначально против угрозы агрессии со сторо-


 

ны Советского Союза. Это был первый союз послевоенного времени, созданный Соединенными Штатами Америки и представлявший со- бой союз капиталистических стран. Поводом для создания Договора был увеличивающийся размах холодной войны. В марте 1948 г. пять стран – Бельгия, Франция, Люксембург, Нидерланды и Великобри- тания подписали Брюссельский договор, который и стал основой для НАТО годом позже.

Основным принципом НАТО, как и всех военных союзов, стала ст. 5: «Стороны соглашаются, что вооруженная атака против одной или более из них, в Европе или Северной Америке, будет рассматриваться как атака против их всех». Североатлантический договор разрабатывался в соответствии со ст. 51 Устава Организации Объединенных Наций, ко- торая предусматривала право коллективной самозащиты региональны- ми организациями. Это обязывало нации, входящие в НАТО, к защите Западной Европы и Севера Атлантики; также Договор разрабатывался с целью углубления политической, экономической и социальной связи между его членами.

Официально Вооруженные силы НАТО были созданы в 1950 г. в от- вет на корейскую войну, которая началась в июне 1950 г., и восприни- малась западными странами как часть всемирного коммунистического наступления. Война закончилась перемирием в 1953 г., причем на тех же позициях, на которых и начиналась. Главным органом, определяю- щим политику НАТО, является Североатлантический совет, который собирается в Брюсселе (до 1967 г., когда встречи происходили в Пари- же). Каждая страна-участник обеспечивает представителя посольского уровня, и эти представители встречаются как минимум раз в неделю. Также Совет собирается два раза в год на министерском уровне и изред- ка на уровне глав государств. Военные вопросы НАТО рассматривает Комитет планирования защиты. Военный комитет НАТО (под началом Комитета планирования защиты), состоящий из старших военных представителей каждой страны – участницы НАТО, кроме Исландии, которая вооруженных сил не имеет и представлена гражданским ли- цом, и Франции, которая вышла в 1966 г. из военного союза, оставаясь при этом участником НАТО, рекомендует на Комитете планирования защиты план защиты. Вооруженные силы стран – членов НАТО вклю- чают в себя назначенного в мирное время командира, который в случае войны будет исполнять на местах приказы Военного комитета (как это было в ходе гуманитарной интервенции НАТО в Афганистане). Коман- диры отвечают за разработку планов защиты для их областей, для опре- деления требований к войскам и за проведение военных учений.


 

С концом холодной войны и распадом Варшавского договора в 1991 г. роль НАТО в военных делах Европы стала неопределенной. Направле- ние деятельности НАТО в Европе сместилось по направлению к сотруд- ничеству с европейскими организациями, как, например, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) с целью планировать политику с меньшей угрозой континентальной безопасности.

Также НАТО работает в направлении включения в свой состав бывших стран – участников Варшавского договора и стран СНГ. С ка- ждым годом Организация планирует расширение с целью окружить Россию кольцом из своих баз и диктовать свои условия, а также скупать российское сырье по заниженным ценам. План действий по подго- товке к членству в НАТО – ПДПЧ (NATO's Membership Action Plan), реализация которого началась в апреле 1999 г., помогает странам, стремящимся к вступлению в НАТО, сосредоточить все свои усилия на достижении изложенных в нем целей и приоритетов.

Теперь вопросы реализации ПДПЧ касаются не только министров иностранных дел и министров обороны. С началом межведомственных встреч на национальном уровне усилия, направленные на выполнение задач Плана, все больше принимают характер скоординированной системной работы, к которой привлекаются и другие государственные учреждения и ведомства.

Расширение НАТО послужило поводом к закреплению Соглашения между НАТО и Россией от 27 мая 1997 г., в котором заключены основ- ные принципы сотрудничества и безопасности между РФ и НАТО: развитие на основе стабильного, долговременного и равноправно- го партнерства и сотрудничества с целью укрепления безопасности в Североатлантическом регионе; отказ от применения силы и угрозы силой друг против друга; уважение суверенитета, независимости и тер- риториальной целостности всех государств; поддержание в каждом конкретном случае миротворческих операций.

Кризис в Косово был в центре внимания участников вашингтон- ской встречи на высшем уровне в апреле 1999 г. Руководители НАТО провели оценку сложившегося положения с целью укрепления реши- мости международного сообщества достичь прочного политического урегулирования и создать условия для восстановления мира и гарантии безопасности региона в будущем.

На встрече на высшем уровне была также отмечена 50-я годовщина существования Североатлантического союза. Руководители НАТО вновь подтвердили непреходящую ценность трансатлантических связей и определенные фундаментальные цели Союза – гарантии свободы


 

и безопасности членов Союза, приверженность принципам Устава ООН, поддержание демократии и постоянная борьба за мирное уре- гулирование споров.

Вашингтонская встреча стала также событием, закрепившим пере- мены, происшедшие в НАТО в 90-е гг., в процессе адаптации к тре- бованиям современного мира. К ним относятся: процесс расширения членства в организации, придание новой формы военным структурам НАТО для выполнения новых функций в области управления кри- зисными ситуациями, миротворчества и поддержания мира в Ев- ропейско-Атлантическом регионе, а также более активное участие европейских стран в деле обеспечения безопасности. На вашинг- тонской встрече на высшем уровне НАТО в апреле 1999 г. лидеры Североатлантического союза пообещали, что Чешская Республика, Венгрия и Польша не станут последними странами, присоединив- шимися к НАТО, и заявили, что в 2002 г. процесс расширения НАТО будет пересмотрен. В последующие годы были приняты в НАТО девять стран, заявивших о своей заинтересованности в присоединении к ней: Албания, Болгария, Латвия, Литва, бывшая югославская Республика Македония, Румыния, Словакия, Словения, Эстония. На этом дви- жение НАТО на восток не прекращается: желание вступить в НАТО изъявили Украина и Грузия.

В оборонной и военной сферах кандидаты должны продемонст- рировать свою способность вносить вклад в коллективную оборону и решение новых задач, стоящих перед союзниками. Существенно важным моментом является полномасштабное участие в ПрМ. Исполь- зуя свои индивидуальные программы участия в ПрМ, кандидаты могут сосредоточиться на решении важных задач, связанных с членством в НАТО. Программы участия кандидатов в ПрМ содержат плановые задания по конкретным направлениям, имеющим непосредственное значение для государств, стремящихся к членству в НАТО.

Ресурсные вопросы сосредоточены на необходимости для каж- дого кандидата выделять на нужды обороны средства, достаточные для выполнения союзных обязательств, вытекающих из будущего членства.

В сфере безопасности предполагается получение от каждого кан- дидата гарантий реализации процедур, необходимых для защиты сек- ретной информации.

С правовой точки зрения кандидаты должны обеспечить соответ- ствие правил и договоренностей, регламентирующих сотрудничество в рамках НАТО, своим национальным законодательствам.


 

Совет евроатлантического партнерства (СЕАП), в который входят 46 стран, включая государства – члены НАТО, образует политическую основу ПрМ и является форумом для обсуждения вопросов, связанных с безопасностью. Главы государств и правительств 46 стран провели сессию СЕАП на высшем уровне в Вашингтоне на следующий день после встречи на высшем уровне НАТО.

В рамках Средиземноморского диалога НАТО также осуществля- ется программа особого сотрудничества с семью странами Средизем- номорья, не входящими в НАТО (Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Мавритания, Марокко и Тунис). Целью Средиземноморского диалога является упрочение безопасности и стабильности в Средиземномор- ском регионе. Безопасность и стабильность на Средиземноморье свя- заны с безопасностью в Европе.

В рамках НАТО имеются комитеты, отвечающие за перспективное планирование по таким направлениям, как проведение политических консультаций, военные планирование и операции, сотрудничество в сфере вооружений и в других областях. Эти комитеты дают реко- мендации по ведению дел Североатлантическому совету – высшему руководящему органу НАТО или Комитету военного планирования НАТО, который занимается преимущественно вопросами, связанными с объединенной военной структурой НАТО.

В рамках НАТО также ведется активное сотрудничество между го- сударствами-членами и их партнерами в таких областях, как граждан- ское чрезвычайное планирование, оказание помощи при стихийных бедствиях, научные и экологические программы. Хотя планирование действий при чрезвычайных ситуациях является прежде всего обязан- ностью самих государств, деятельность НАТО способствует, при не- обходимости, обеспечению наиболее эффективного использования гражданских ресурсов Североатлантического союза.

НАТО часто выполняет координирующую роль. В ноябре 1998 г. Евроатлантический координационный центр реагирования на стихий- ные бедствия и катастрофы (ЕАКЦРСБК), открытый в июне 1998 г., координировал действия по оказанию помощи в районах Западной Украины, пострадавших от наводнения. После ухудшения положе- ния в Косово и вокруг него ЕАКЦРСБК также играл ключевую роль в координации гуманитарной помощи НАТО и государств-партнеров по облегчению положения косовских беженцев и содействию сосед- ним странам.

В настоящее время возобновляется диалог о сотрудничестве между РФ и НАТО.


 

§ 11. Международно-правовое регулирование защиты сотрудников  международных  организаций

Рассуждая о какой-либо системе управления, будь то орган госу- дарственной власти или международная организация, обычно пред- ставляют себе некую абстрактную машину, лишенную человеческого, субъективного содержания. А между тем в работе международных организаций немалую, если не сказать определяющую, роль играет ее квалифицированный и независимый персонал. И именно между- народно-правовое регулирование статуса и деятельности сотрудников международных организаций призвано обеспечить должный уровень их работоспособности, компетентности и независимости.

Проблема независимости сотрудников ММПО многоаспектна. Ос- новы института привилегий и иммунитетов международных служащих в рамках отрасли современного международного права – права между- народных организаций были заложены при образовании Организации Объединенных Наций, в частности, Конвенцией о привилегиях и им- мунитетах Организации Объединенных Наций от 13 февраля 1946 г. и Конвенцией о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений от 21 ноября 1947 г. Хотя следует оговориться, что в тео- рии международного права этот вопрос остается спорным.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 232.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...