Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Право Международных организаций 6 страница




Европейский Союз (ЕС). Он был создан на основе Европейского

объединения угля и стали (ЕОУС) 1951 г., Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г., Европейского экономического сообщества 1957 г. в результате объединения в 1957 г. этих ранее самостоятельных организаций и назывался вплоть до недавнего времени Европейскими сообществами.

В 1965 г. на основе Брюссельского договора были созданы единые органы Сообществ. Единый Европейский акт 1986 г. оформил передачу ЕС полномочий в области охраны окружающей среды, культуры и об- разования, охраны здоровья, технологической и социальной политики, единого таможенного пространства. Соглашение 1990 г. урегулировало вопросы беспрепятственного перемещения через границы стран – членов ЕС товаров, рабочей силы и капиталов.

Маастрихтские соглашения 1992 г. (вступили в силу в 1993 г.) за- вершили процесс юридического оформления механизма Сообществ, предусмотрев создание к концу XX в. тесного политического и валют- но-экономического союза стран ЕС. Договор о Европейском Союзе до- полнен 17 протоколами. Договором также введено гражданство ЕС.

Главными органами ЕС являются Европейский совет, Европей- ская комиссия, Совет Европейского Союза, Европейский парламент, Европейский Суд.

Европейский совет составляют главы государств и правительств государств ЕС и Председатель Европейской комиссии, их заместители (министры иностранных дел) и члены Комиссии. Совет заседает два раза в год.

Европарламент состоит из депутатов, избираемых в странах-участ- ницах в ходе прямых выборов на пять лет. Европарламент контролирует Европейскую комиссию и Совет, разрабатывает право ЕС и бюджет Союза.


 

Сессии Европарламента (ежемесячные) проходят в г. Страсбург (Франция), чрезвычайные сессии – в г. Брюссель (Бельгия), где работа- ют комитеты Европарламента, Секретариат Европарламента находятся в г. Люксембург.

Совет Европейского Союза состоит из министров государств-чле- нов (в зависимости от рассматриваемого вопроса). Местонахождение Совета – г. Брюссель.

Европейская комиссия состоит из 20 членов и Председателя, назна- чаемого правительствами стран ЕС с согласия Европарламента. Комис- сия наблюдает за соблюдением решений норм и решений ЕС и органи- зует их исполнение. Местонахождение Комиссии – г. Брюссель.

Европейский Суд состоит из 15 судей, девяти генеральных проку- роров (назначаются по общему согласию на шесть лет). Суд разрешает споры между государствами ЕС, между органами Европейского Союза и государствами-членами, между органами ЕС, между Европейским Союзом и юридическими и физическими лицами, готовит экспертные заключения.

Содружество Независимых Государств (СНГ). Оно было создано рядом

государств из числа бывших республик СССР. Его учредительными до- кументами являются Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., подписанное в Минске Беларусью, Росси- ей и Украиной, Протокол к Соглашению, подписанный 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате 11 государствами (всеми бывшими республиками СССР, кро- ме прибалтийских и Грузии), и Алма-Атинская декларация от 21 декабря 1991 г. На заседании Совета глав государств СНГ в Минске 22 января 1993 г. был принят Устав Содружества (от имени Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана).

Целями Содружества являются:

1) осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

2) создание общего экономического пространства;

3) обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами международного права и докумен- тами СБСЕ;

4) сотрудничество между государствами-членами в обеспечении ме- ждународного мира и безопасности и осуществлении разоружения;

5) содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;

6) взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;


 

7) мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества (ст. 2 Устава СНГ).

В Уставе признается наличие интересов Содружества в целом и оп- ределяются сферы совместной деятельности государств-членов, сфор- мулированные с учетом Минского соглашения от 8 декабря 1991 г.:

1) обеспечение прав и основных свобод человека;

2) координация внешнеполитической деятельности;

3) сотрудничество в формировании и развитии общего экономиче- ского пространства, общеевропейского и евразийского рынков;

4) таможенная политика;

5) сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;

6) охрана здоровья и окружающей среды;

7) вопросы социальной и миграционной политики; борьба с орга- низованной преступностью;

8) сотрудничество в области оборонной политики и охраны внеш- них границ.

Этот перечень может быть дополнен по взаимному согласию го- сударств-членов.

На основании Устава СНГ различаются государства-учредители и государства – члены Содружества. К первой категории отнесены те государства, которые подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. и Протокол к нему от 21 декабря 1991 г. к моменту принятия Устава СНГ, а именно Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбе- кистан, Украина (подписали, но не ратифицировали учредительные соглашения Азербайджан и Молдова).

Государствами – членами СНГ следует считать те государства, которые примут на себя обязательства по Уставу СНГ в течение года после его ут- верждения. Прием в СНГ открыт для всех государств, которые разделяют его цели и принципы и принимают на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов. Предусматривается также возможность участия государств в отдельных видах деятельности Содружества на правах ассоциированных членов.

Высшим органом Содружества является Совет глав государств, который уполномочен обсуждать и решать принципиальные вопросы, связанные с деятельностью членов СНГ в сфере их общих интересов. Совет собирается на заседания два раза в год и может проводить вне- очередные заседания по инициативе одного из государств-членов.

Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти членов СНГ в экономической, социальной


 

и иных сферах общих интересов. Он собирается на заседания четыре раза в год и может проводить внеочередные заседания по инициативе правительства одного из государств-членов.

Решения обоих советов принимаются консенсусом. Любое госу- дарство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно препятствовать принятию решения.

Созданы координационные органы СНГ: в области внешнеполити- ческой деятельности – Совет министров иностранных дел; в области коллективной безопасности и военно-политического сотрудничест- ва – Совет министров обороны, Главное командование Объединенных вооруженных сил, Совет командующих пограничными войсками. Предусмотрены также координационные органы отраслевого сотруд- ничества.

В рамках Содружества должны действовать Экономический суд в целях разрешения споров, возникающих при исполнении эконо- мических обязательств, а также толкования соглашений и иных актов Содружества по экономическим вопросам, Комиссия по правам чело- века, призванная наблюдать за выполнением обязательств по правам человека, взятых на себя членами СНГ.

Постоянно действующим исполнительным и координирующим органом Содружества является Координационно-консультативный ко- митет, созданный в апреле 1993 г. на заседании Совета глав государств в Минске. Он состоит из постоянных полномочных представителей, по два от каждого государства – члена СНГ, и Координатора Коми- тета, назначаемого Советом глав государств. Комитет вырабатывает и вносит предложения по всем вопросам деятельности Содружества, способствует реализации договоренностей по конкретным направле- ниям экономических взаимоотношений, содействует работе всех ор- ганов Содружества. При нем имеется Секретариат. Местопребывание Комитета и Секретариата – Минск (Беларусь).

В Уставе СНГ предусмотрено, что он вступит в силу для всех госу- дарств-учредителей с момента сдачи на хранение ратификационных грамот всеми государствами-учредителями либо для государств-уч- редителей, сдавших свои ратификационные грамоты через один год после принятия Устава.

Другие региональные организации. В Европе, в сравнении с другими

регионами, существует значительно более плотная и более разви- тая сеть международных организаций. Вместе с тем следует отметить и некоторые внеевропейские региональные организации общей ком- петенции, объединяющие в своих рядах все или большинство стран


 

соответствующих регионов и являющиеся достаточно заметным фак- тором современного международно-политического развития.

Африканский союз (АС) – региональная международная межпра-

вительственная организация, объединяющая 53 государства Африки. Создана 26 мая 2001 г. на базе Организации африканского единства (ОАЕ).

Объективными причинами создания АС, заменившего ОАЕ – круп- нейшее политическое объединение государств африканского конти- нента, стали кардинальные изменения в расстановке политических сил в мире за время ее существования (1963–2001) и решение на рубеже нового тысячелетия части задач, поставленных перед ОАЕ в качестве первоочередных. Проблемы современного экономического развития государств Африки требуют поиска новых подходов и механизмов.

Решение о создании Африканского союза было принято на чрез- вычайной встрече на высшем уровне ОАЕ в сентябре 1999 г. в г. Сирт (Ливия). Оно отражало стремление африканских лидеров к более высокому уровню единства, чем это было в рамках ОАЕ. Главы го- сударств континента одобрили Учредительный акт Африканского союза на саммите ОАЕ в июле 2000 г. в г. Ломе (Того), тогда же было официально объявлено о создании АС. На 37-й сессии Ассамблеи ОАЕ (июль 2001 г.) в столице Замбии, г. Лусака, был утвержден пакет доку- ментов, определяющих структуру и правовую базу новой организации. К этому моменту Акт был ратифицирован 53 африканскими странами. Он заменил Устав ОАЕ, который тем не менее продолжал действовать еще год в течение переходного периода от ОАЕ к АС. Первый саммит Африканского союза состоялся 9–10 июля 2002 г. в г. Дурбан (ЮАР). Председателем АС был избран Президент Южно-Африканской Рес- публики Табо Мбеки. Оперативной экономической программой вновь созданной всеафриканской организации была названа программа НЕПАД («Новое партнерство для развития Африки») – новая масштаб- ная программа стратегии развития Африки, в которой определяется ее место в современном мире, содержится конкретный комплекс мер в сфере экономики государств континента, а также выражается надежда на партнерство глобального уровня в процессе ее реализации. В 2003 г. членами АС были все государства континента, кроме Королевства Ма- рокко, которое прекратило свое участие в работе ОАЕ после принятия в ее члены Сахарской Арабской Демократической Республики.

Штаб-квартира АС расположена в г. Аддис-Абеба (Эфиопия). Здесь размещается постоянно работающий административный орган группи- ровки – Генеральный секретариат, которому подчиняются разнообраз-


 

ные отраслевые комитеты и комиссии. Структуры АС рассредоточены и по другим городам мира: отделения организации имеются в Нью- Йорке, Женеве (представительства при ООН), Брюсселе (представи- тельство при ЕС и НАТО), Каире (обеспечение связей с Лигой арабских государств), Лагосе (Африканская комиссия по научным и техниче- ским исследованиям), Найроби (Межафриканское бюро по ресурсам животного мира), Яунде (Межафриканский совет по использованию лекарственных растений), Ниамей (Центр лингвистических исследо- ваний), Банжуле (Межафриканская комиссия по правам человека), Конакри и др. В настоящее время лидером и Генеральным секретарем Африканского союза является Муамар Каддафи (Ливия).

Одним из основополагающих принципов деятельности АС про- возглашено уважение государственных границ государств – членов организации, которые существовали на момент получения ими не- зависимости. Это представляет особую актуальность для стран аф- риканского континента, так как опасность возможного разжигания местными элитами и ТНК территориальных споров, межэтнических конфликтов, сепаратистских настроений и организации государствен- ных переворотов с целью контроля над залежами полезных ископае- мых (особенно в приграничных районах) остается вполне реальной. Военные перевороты в Гамбии, Заире, Кот-д'Ивуаре, Нигере, Руанде, Сьерра-Леоне и других странах, оказавшие влияние на соседние госу- дарства, – яркое тому подтверждение.

В Учредительном акте АС акцентируется внимание на взаимо- зависимость государств-членов. Предусматривается также право Сою- за на основании решения Ассамблеи глав государств и правительств (принятого двумя третями голосов) на прямое (в том числе вооружен- ное) вмешательство во внутренние дела государства-члена в случае возникновения на его территории геноцида, военных преступлений и преступлений против человечества. Принципиально новым является положение, согласно которому к участию в работе АС не допускаются представители правительств, пришедших к власти неконституционным путем. В Учредительном акте определен также комплекс мер по обес- печению выполнения решений Ассамблеи АС, в том числе введение политико-экономических санкций (лишение права голоса на Ассамблее, прекращение транспортных и телекоммуникационных связей с государ- ством-«ослушником» и др.), применение которых будет содействовать воплощению в жизнь коллективных решений. Выполнение новых по- ложений должно способствовать повышению политической ответст- венности африканских лидеров.


 

Высший орган Африканского союза – Ассамблея глав государств и правительств. Высшим исполнительным органом является Комиссия АС. Председатели АС и Комиссии АС избираются на годичный срок. В Учредительном акте закреплена сложившаяся еще в ОАЕ традиция избрания на пост Председателя всеафриканской организации на сле- дующий срок президента государства, где проводился саммит. Кроме Ассамблеи АС предусмотрено создание Всеафриканского парламента (ВАП) и Суда Союза. В структуру АС входят также Африканский ва- лютный фонд, Африканский центральный банк, Африканский инве- стиционный банк, а также образуемые Ассамблеей специализирован- ные технические комитеты, Союз по вопросам экономики, социальной политики и культуры (совещательный орган, состоящий из предста- вителей различных неправительственных организаций и профессио- нальных групп). До 2005 г. должны быть сформированы региональные многонациональные войска, а единые африканские войска – к 2010 г. Размещение штаб-квартиры ВАП планируется на территории ЮАР или Ливии, а Африканского суда – на территории Маврикия, Нигерии или Судана. Пять из восьми членов Комиссии АС (комиссаров) – жен- щины. Положение о Всеафриканском парламенте предусматривает введение в состав представительства от каждой африканской страны (по пять депутатов) двух женщин.

В названиях как самой организации («Африканский союз»), так и ее высшего исполнительного органа («Комиссия АС») отчетливо видна определенная аналогия со структурами Европейского Союза. Это свидетельствует о твердом намерении лидеров африканских государств в интеграционном процессе учитывать успешный опыт ЕС и сущест- вующих объединений Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

Второй саммит АС состоялся 9–12 июля 2003 г. в столице Мозам- бика г. Мапуту. Помимо выборов Председателя АС и его заместителей рассматривались вопросы по интеграции в структуру Союза програм- мы НЕПАД и формирования Совета мира и безопасности (СМБ). Председателем АС на 2003–2004 гг. был избран Президент Мозамбика Жоаким Чиссано, а Председателем Комиссии АС – бывший Президент Мали Альф Умар Конаре.

Серьезной проблемой для руководства АС является нехватка фи- нансовых средств. В октябре 2003 г. задолженность по уплате членских взносов 11 стран членов организации составила 44 млн долларов США, и они были лишены права выступать на заседаниях Союза. Такое по- ложение дел ставит АС в зависимость от внешнего финансирования, ограничивает свободу действий и непосредственно отражается на его


 

способности осуществлять миротворческие миссии. Например, после отказа африканских лидеров осудить политику Президента Зимбабве Роберта Мугабе Европейский Союз заморозил выделение 250 млн евро, предназначенных для миротворческой деятельности АС.

Инаугурация Всеафриканского парламента (ВАП) в столице Эфио- пии г. Аддис-Абеба состоялась 18 марта 2004 г. (протокол, определяю- щий его полномочия, функции и состав, хотя и принят единогласно членами АС, до сих пор не вступил в силу – не был ратифицирован половиной стран-членов).

До настоящего времени не вступил в силу Протокол о создании Совета мира и безопасности (СМБ) – органа, обладающего широкими полномочиями и призванного на практике обеспечить меры по дости- жению стабильности в Африке. Затягивается также процесс создания Африканского суда. Такие задержки свидетельствуют о нежелании лидеров некоторых африканских государств (несмотря на формальную поддержку курса АС) ограничивать свои интересы и об определенных противоречиях некоторых англофонных стран с франкофонными.

Рабочими языками организации считаются английский, француз- ский, арабский и португальский.

Настоящее африканское единство возможно лишь при общей воле народов всех африканских государств, при своевременной и полноцен- ной помощи мирового сообщества, при мудрой политике лидеров, ста- вящих интересы Союза выше личных амбиций. Лишь тогда, вероятно, войдут в обиход понятия «афропарламент», «африканский суд», а единой денежной единицей континента станет какое-нибудь «афро».

Лига арабских государств (ЛАГ) – региональная межправительст-

венная организация. Создана в Каире 22 марта 1945 г.

В настоящее время в состав Лиги входят 22 государства: Египет, Су- дан, Сомали, Джибути, Коморские острова, Ирак, Иордания, Сирия, Ливан, Палестина (ПНА), Алжир, Ливия, Тунис, Марокко, Мавритания, Йемен, Кувейт, Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, Оман, ОАЭ.

Постоянным местопребыванием штаб-квартиры ЛАГ является Каир. Деятельность Лиги строится на основе ее Устава, вступившего в силу 11 мая 1945 г. Высшим руководящим органом организации является Совет ЛАГ, созываемый дважды в год (в марте и сентябре) на уровне министров иностранных дел. Генеральный секретарь ЛАГ избирается Советом на пять лет. С мая 2001 г. этот пост занимает бывший министр иностранных дел Египта Амр Муса.

Лига имеет свои представительства или информационные бюро во Франции, Англии, ФРГ, Испании, Австрии, Италии, Бельгии,


 

Швейцарии, Греции, Канаде, США, Бразилии, Аргентине, Мексике, Японии, Китае, Индии, Кении, Сенегале, Эфиопии, а также предста- вительство в России.

С целью разрешения актуальных проблем, затрагивающих интересы арабских стран, в рамках ЛАГ образуются специальные комитеты («Ко- митет восьми» по положению на оккупированных Израилем террито- риях, «Комитет трех» по Ливану, «Комитет трех» по ближневосточному урегулированию, «Комитет семи» по Ливии, «Комитет по Иерусалиму»,

«Комитет семи» по Ираку и т.д.).

Государства – члены Лиги одновременно являются членами специа- лизированных агентств при ЛАГ, таких как Арабская организация про- мышленного развития и добывающих отраслей экономики, Арабская организация сельскохозяйственного развития, Арабская организация по атомной энергии, Арабская организация труда, Арабский почтовый союз, Арабская организация спутниковой связи (АРАБСАТ) и др.

Практическая деятельность ЛАГ, сложившаяся система межараб- ского сотрудничества привели к тому, что роль высшего органа ЛАГ с 1964 г. на деле исполняет не Совет Лиги, а совещания глав государств и монархов стран-участниц, которые в последнее время созываются ежегодно в марте в столицах различных арабских государств. На пе- риод между саммитами в Лиге председательствует страна, в которой прошло последнее совещание (в настоящее время– Бахрейн).

Главное внимание Лига уделяет вопросам политического взаимо- действия. После запуска процесса мирного урегулирования на Ближ- нем Востоке она стала также выполнять функции защитника интересов арабских стран – непосредственных участников БВУ.

Особое значение имело совещание в верхах, состоявшееся в Каире в июне 1996 г. По его итогам было принято заявление, в котором нашла свое отражение согласованная точка зрения руководителей арабских стран по основным проблемам ближневосточного урегулирования: судьба Иерусалима, еврейские поселения на оккупированных терри- ториях, Голанские высоты, проблема беженцев и т.д.

ЛАГ проявляла высокую активность по иракской проблеме, не- изменно акцентируя необходимость придерживаться политико-ди- пломатических методов в решении вопроса о выполнении Багдадом соответствующих резолюций СБ ООН, урегулировании ситуации во- круг Ирака в целом.

Лигой ведется значительная нормотворческая деятельность. Пер- вым крупным шагом в оформлении основ взаимоотношений стран – членов ЛАГ стал Договор о совместной обороне 1950 г. Заключено


 

большое число многосторонних соглашений по различным вопросам, включая создание Арабского общего рынка и т.д., большая часть кото- рых не реализована на практике. В 1998 г. было подписано Соглашение о борьбе с терроризмом.

В январе 1990 г. было открыто бюро ЛАГ в Москве.

Организация американских государств (ОАГ) создана в 1948 г., объ- единяет все 35 государств Западного полушария (под нажимом США в 1962 г. от участия в работе органов ОАГ было отстранено нынешнее правительство Кубы).

Высший орган ОАГ – Генеральная ассамблея (36-я сессия состоит- ся в г. Санто-Доминго, Доминиканская Республика, в июне 2006 г.). Главный орган – Постоянный совет, состоящий из представителей (послов) стран-участниц. В его структуру входят постоянные комиссии (по континентальной безопасности, политико-правовым, админист- ративно-бюджетным вопросам) и рабочие группы.

Административный орган – Генеральный секретариат. В 2005 г. Генсекретарем ОАГ избран Хосе Мигель Инсульса, в прошлом министр иностранных дел и внутренних дел Чили.

С 1971 г. действует институт постоянных наблюдателей при ОАГ.

В настоящее время этим статусом обладают ЕС и 51 государство, в том числе Россия, Украина, Казахстан, Азербайджан, Грузия и Армения.

В современных условиях страны – члены ОАГ стремятся найти но- вые направления и формы деятельности этой организации, оптимально адаптированные к внутриполитическим и международным реалиям. Продвижению к этим целям способствовало, в частности, проведение межамериканских саммитов в Майами (США, 1994 г.), Сантьяго (Чили, 1998 г.), Квебеке (Канада, 2001 г.), в г. Мар-дель-Плата (Аргентина, но- ябрь 2005 г.), внеочередного саммита в Монтеррее (Мексика, 2004 г.), а также межамериканской встречи на высшем уровне по проблемам устойчивого развития (Боливия, 1996 г.).

Повышению эффективности деятельности ОАГ в социально-эко- номической сфере призван содействовать созданный в 1996 г. Меж- американский совет по комплексному развитию (СИДИ).

Важное направление деятельности ОАГ – укрепление демократии и обеспечение прав человека. Главные механизмы в этой сфере – Ре- золюция Генеральной ассамблеи ОАГ 1080, устанавливающая поря- док реагирования на нарушения конституционного строя в странах континента, и Вашингтонский протокол, которым введена в дейст- вие «демократическая статья», предусматривающая приостановление участия государств в ОАГ в случае неконституционных изменений


 

демократического порядка. На 28-й внеочередной сессии Генеральной ассамблеи ОАГ (Лима, 2001 г.) принята Межамериканская демократиче- ская хартия, закрепляющая механизмы применения «демократической статьи». ОАГ оказывает практическое содействие странам континента путем направления миссий наблюдателей для контроля за реализацией мирных договоренностей и проведением выборов. В последнее время особое внимание уделяется Гаити и Венесуэле.

Усиливается внимание ОАГ к проблематике континентальной безо- пасности. Побудительными мотивами к этому стали, с одной стороны, понимание, что Пакт Рио-де-Жанейро (1947 г.) как правовая основа обеспечения безопасности в регионе не отвечает современным реалиям, а с другой – стремление США сформировать под своим руководством новую модель военно-политического сотрудничества стран континента. Набирает силу процесс переосмысления концепции континентальной безопасности, ее переориентации с задач защиты от внешней угрозы на противодействие новым вызовам. Важным шагом на пути формиро- вания новой архитектуры региональной безопасности, учитывающей современные мировые реалии, стала Специальная межамериканская конференция по безопасности (Мексика, 2003 г.).

Изменение подходов к пониманию безопасности должно повлечь за собой выработку новых механизмов ее обеспечения. Мексиканцы взяли на себя инициативу по ускорению продвижения в данном на- правлении.

В 2004 г. Мексика вышла из Пакта Рио.

Латиноамериканские страны (Бразилия, Мексика, Венесуэла и др.) не заинтересованы в пересмотре ведущей роли ОАГ в системе межаме- риканской безопасности, в создании альтернативных форумов принятия решений по вопросам военного сотрудничества. Под эгидой ОАГ проведе- ны две региональные конференции по мерам укрепления доверия и безо- пасности в Западном полушарии (Чили, 1995 г.; Сальвадор, 1998 г.).

Среди основных тем повестки дня ОАГ – проблемы борьбы с нар- кобизнесом, терроризмом, незаконным оборотом оружия, коррупци- ей и другими новыми вызовами. Приняты межамериканские конвен- ции: о борьбе с коррупцией, о запрещении незаконного производства и оборота огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, о транспарентности в приобретении обычных вооружений. Планируется заключить конвенцию по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий.

После терактов в США активизировалась деятельность Межаме- риканского комитета по борьбе с терроризмом (СИКТЕ). На 32-й сес-


 

сии Генеральной ассамблеи ОАГ (2002 г.) принята Межамериканская конвенция по борьбе с терроризмом.

Активно работает Межамериканская комиссия по контролю за зло- употреблением наркотиками (СИКАД).

На состоявшейся в январе 2006 г. 31-й внеочередной сессии Гене- ральной ассамблеи ОАГ принято решение об увеличении бюджета Орга- низации в 2007–2008 гг. и временном перераспределении шкалы взносов на этот переходный период. Постоянному совету поручено выработать к 37-й очередной сессии Генеральной ассамблеи (июнь 2007 г.) новую систему квот и принципы индексации бюджета. Достигнутый компро- мисс об увеличении бюджета с 76,3 до 81,5 млн долларов важен как первый шаг на пути к полномасштабной финансовой реформе ОАГ.

В ходе 32-й внеочередной сессии Генеральной ассамблеи ОАГ (март 2006 г.) принята Резолюция о статусе Межамериканского совета оборо- ны (МСО), а также о его правовых и институциональных взаимоотно- шениях с ОАГ. В ней четко зафиксировано, что МСО является одним из органов ОАГ. Он пользуется технической автономностью, но обязан выполнять в пределах своей компетенции решения Генеральной ас- самблеи и Постоянного совета ОАГ, а также консультативных встреч глав МИД. Членом МСО (на данный момент их насчитывается 26) может стать любая страна – участница ОАГ. Государства-наблюдатели при ОАГ автоматически получают аналогичный статус и при МСО.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) – региональная ор-

ганизация стран Юго-Восточной Азии. Образована в 1967 г. Включает 10 стран (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней (1984 г.), Вьетнам (1995 г.), Лаос (1997 г.), Мьянма (1997 г.), Камбоджа

(1999 г.)).

Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и прави- тельств. Руководящим и координирующим органом служат ежегодные совещания министров иностранных дел. Руководство повседневной деятельностью АСЕАН осуществляет Постоянный комитет под пред- седательством министра иностранных дел страны – устроительницы очередного совещания министров иностранных дел. В Джакарте заседает постоянный Секретариат во главе с Генеральным секретарем АСЕАН. Ассоциация была создана по решению Конференции министров иностранных дел Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Фи- липпин 8 августа 1967 г. в Бангкоке. В принятой Декларации АСЕАН

ставились следующие цели:

– ускорение экономического развития, социального и культурного прогресса стран Юго-Восточной Азии (ЮВА);


 

– укрепление мира и региональной стабильности;

– расширение активного сотрудничества и взаимопомощи в области экономики, культуры, науки, техники и подготовки кадров;

– развитие более эффективного сотрудничества в сфере промыш- ленности и сельского хозяйства;

– расширение взаимной торговли и повышение жизненного уровня граждан стран-участниц;

– установление прочного и взаимовыгодного сотрудничества с дру- гими международными и региональными организациями.

В Декларации отмечалось, что АСЕАН открыта для всех стран Юго- Восточной Азии, признающих ее принципы, цели и задачи. Этим доку- ментом был зафиксирован статус ежегодной конференции министров иностранных дел как главного рабочего органа АСЕАН, правомочного принимать решения по реализации положений Декларации, обсуждать коренные проблемы деятельности Ассоциации, решать вопросы приема новых членов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 306.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...