Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Право Международных организаций 5 страница




Сфера деятельности ВТО широка: помимо торговли товарами она регулирует также торговлю услугами и торговые аспекты прав интел- лектуальной собственности. ВТО имеет юридический статус специа- лизированного учреждения системы ООН.

С середины 2003 г. членами ВТО являлись 146 стран – развитых, развивающихся и постсоциалистических. В ВТО вступили и некоторые постсоветские страны: Литва, Латвия, Эстония, Армения, Грузия, Мол- дова, Киргизия. Важным событием стало вступление в ВТО в декабре 2001 г. Китая, считающегося одним из наиболее перспективных участ- ников мировой торговли. На долю входящих в ВТО стран приходится


 

примерно 95% мирового товарооборота – в сущности практически весь мировой рынок без России. Еще ряд стран официально выразили желание войти в эту организацию и имеют статус государств-наблюда- телей. В настоящее время некоторые другие постсоветские государства (Украина, Белоруссия, Азербайджан, Казахстан и Узбекистан) изъя- вили желание стать членами ВТО.

Главная задача ВТО – содействовать беспрепятственной междуна- родной торговле. В настоящее время считают, что мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти принципам.

1. Отсутствие дискриминации в торговле.

2. Снижение торговых (протекционистских) барьеров.

3. Стабильность и предсказуемость условий торговли.

4. Стимулирование соревновательности в международной торговле.

5. Льготы в международной торговле для менее развитых государств. В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства (свободной тор-

говли), борясь за устранение протекционистских барьеров.

В основе деятельности ВТО лежат три международных соглашения, подписанных в 1994 г. большинством государств, активно участвующих в мирохозяйственных отношениях: Генеральное соглашение о тор- говле товарами (ГАТТ), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Основная цель этих соглашений – оказывать помощь фирмам всех стран, занимающимся экспортно-импортными операциями.

Основные функции ВТО: контроль за выполнением требований базовых соглашений ВТО; создание условий для переговоров между странами – участницами ВТО по поводу внешнеэкономических от- ношений; урегулирование споров между государствами по проблемам внешнеэкономической торговой политики; контроль за политикой государств – членов ВТО в области международной торговли; ока- зание помощи развивающимся странам; сотрудничество с другими международными организациями.

Члены ВТО берут на себя обязательство не предпринимать в одно- стороннем порядке действий против возможных нарушений правил торговли. Более того, они обязуются разрешать спорные вопросы в рамках многосторонней системы урегулирования споров и под- чиняться ее правилам и решениям. Решения по спорным вопросам принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО.


 

§ 10. Региональные международные организации

К ним относятся Содружество Независимых Государств, Совет Европы, Европейский Союз, Организация по безопасности и сотруд- ничеству в Европе, Африканский союз, Организация американских государств и др.

Наряду с универсальными международными организациями в теории международного права выделяют региональные организации. Называют- ся они так, потому что их членами являются государства определенного географического района. Объектом деятельности таких организаций могут быть вопросы в рамках регионального сотрудничества: совместная безопасность, экономическая, социальная, культурная и другие сферы. В гл. VIII Устава ООН предусмотрены условия правомерности создания и деятельности региональных организаций безопасности. Их создание и деятельность должны отвечать целям и принципам Ус- тава ООН, они должны содействовать ООН в решении экономических,

социальных, культурных и иных проблем.

Совет Европы. Основанный в 1949 г. Совет Европы является меж- правительственной политической организацией, которая:

– объединяет в своем составе 46 европейских демократических госу- дарства, в том числе 23 государства Центральной и Восточной Европы;

– отличается от Европейского Союза («Общий рынок»);

– имеет в качестве своей постоянной штаб-квартиры Дворец Ев- ропы в Страсбурге (Франция).

Цели:

– защита прав человека и плюралистической демократии;

– содействие осознанию и развитию европейской культурной са- мобытности;

– поиск совместных решений социальных проблем (национальные меньшинства, ксенофобия, нетерпимость, защита окружающей среды, биоэтика, СПИД, наркомания и т.д.);

– развитие политического партнерства с новыми демократическими странами Европы;

– помощь странам Центральной и Восточной Европы в проведении политических, законодательных и конституционных реформ.

Деятельность Совета Европы сконцентрирована на следующих основных проблемах.

1. Правовое обеспечение прав человека.

2. Содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности.


 

3. Поиск совместных решений социальных проблем.

4. Развитие политического партнерства с новыми демократически- ми странами Европы.

Руководящими органами Совета Европы являются Комитет мини- стров, Консультативная ассамблея, Совещание отраслевых министров и Секретариат.

Комитет министров состоит из министров иностранных дел госу- дарств-членов и является высшим органом Совета Европы. Он при- нимает решения по поводу программы работы организации, одобряет рекомендации Консультативной ассамблеи. На уровне министров он собирается обычно два раза в год. Предусмотрены также ежемесячные встречи на уровне постоянных представителей государств – членов Совета Европы. Членами Совета Европы являются 40 государств, в том числе Россия. Штаб-квартира организации находится в Страсбур- ге. Это международная региональная организация, объединяющая страны Европы. Устав Совета был подписан в Лондоне 5 мая 1949 г., вступил в силу 3 августа 1949 г. На сентябрь 1997 г. членами Совета Европы являются 40 государств, в том числе большинство государств Центральной и Восточной Европы, включая Российскую Федерацию (с февраля 1996 г.). Принятие этих стран осуществлялось с учетом выполнения условий, определенных в Венской декларации 1993 г., принятой на Первой конференции государств – членов Совета Европы на высшем уровне: соответствие институтов и правового устройства основополагающим принципам демократии; соблюдение прав чело- века; избрание народных представителей путем свободных, равных и всеобщих выборов; обязательство подписать Европейскую конвен- цию по правам человека и принять всю совокупность ее контрольных механизмов.

Целями Совета Европы являются: защита прав человека и рас- ширение демократии; сотрудничество по основным вопросам права, культуры, образования, информации, охраны окружающей среды, здравоохранения; сближение всех стран Европы.

Высшим органом Совета Европы является Комитет министров, состоящий из министров иностранных дел государств-членов.

На уровне министров он проводит сессии не реже двух раз в год, а также регулярно работает на уровне постоянных представителей государств-членов. Комитет обсуждает политические аспекты со- трудничества, вырабатывает программу деятельности Совета Европы, утверждает текущий бюджет, рассматривает рекомендации Парламент- ской ассамблеи, предложения различных межправительственных спе-


 

циализированных комитетов, до 1994 г. назначал членов Европейской комиссии по правам человека, а также принимает на основе принципа единогласия политические рекомендации правительствам стран-чле- нов. Рекомендации подлежат ратификации и вступают в силу только в отношении ратифицировавших их стран.

Парламентская ассамблея является консультативным органом и не имеет законодательных полномочий. Она состоит из предста- вителей парламентов государств – членов Совета Европы. Каждая национальная делегация формируется таким образом, чтобы она пред- ставляла интересы различных политических кругов своей страны, включая оппозиционные партии.

Количество представителей от каждой страны (от двух до 18) зави- сит от численности ее населения. Совет Ассамблеи состоит из Предсе- дателя и 17 его заместителей. Выборы Председателя Ассамблеи прово- дятся каждый год. Парламентская ассамблея проводит свои пленарные заседания три раза в год. Она принимает большинством голосов реко- мендации Комитету министров и правительствам государств-членов, которые кладутся в основу конкретных сфер деятельности Совета Европы. Ассамблея организует конференции, коллоквиумы, открытые парламентские слушания, избирает Генерального секретаря Совета Европы и судей Европейского Суда по правам человека. В 1989 г. Пар- ламентская ассамблея установила статус специально приглашенной страны для предоставления его странам Центральной и Восточной Европы до их приема в полноправные члены. Такой статус сохраняется до сих пор за Республикой Беларусь.

В структуру Совета Европы входит Административно-технический секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем, который избира- ется на пять лет.

В рамках Совета Европы функционируют Европейский Суд по пра- вам человека, Европейский центр молодежи, Постоянная конферен- ция местных и региональных органов власти Европы, Фонд социаль- ного развития.

Совет Европы имеет три рабочих органа:

– Комитет министров – исполнительно-распорядительный орган, заседающий в Страсбурге, в состав которого входят министры ино- странных дел 46 государств-членов или их заместители;

– Парламентская ассамблея – совещательный представительный орган, который состоит из 313 членов (и их 313 заместителей), пред- ставляющих 46 национальных парламентов, и делегаций парламентов ряда стран Центральной и Восточной Европы, имеющих статус «специ-


 

ально приглашенных». В настоящий момент Президентом Ассамблеи является Р. Ван дер Линден (Нидерданды);

– Конгресс местных и региональных властей Европы – консуль- тативный орган, представляющий местные и региональные власти. Конгресс состоит из двух палат: одна палата представляет интересы местных властей, другая – региональных органов власти.

Международный секретариат, состоящий из 1200 сотрудников, содействует работе главных органов Совета Европы. Он возглавляется Генеральным секретарем, избираемым на пятилетний срок. В настоя- щее время им является Терри Дэвис (Великобритания).

Государства – члены Совета Европы: Австрия, Азербайджан, Ал- бания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Бывшая Югославская Республика Македония, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Молдова, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Ру- мыния, Сан-Марино, Сербия и Черногория, Словакия, Словения, Соединенное Королевство, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эстония.

Государства со статусом «специально приглашенных»: Беларусь (приостановлен).

Официальные языки: французский и английский.

Бюджет: основной бюджет на 2009 г. составил свыше 200 млн евро. Сотни принятых рекомендаций для стран-членов по важнейшим вопросам жизни общества и более 190 заключенных европейских кон- венций и договоров, эквивалентных 80 000 двусторонним соглаше- ниям, отражают работу, проделанную Советом Европы в различных

сферах его деятельности.

Европейская конвенция по правам человека 1950 г. и 14 протоколов к ней представляют собой четкий механизм контроля и защиты прав человека. Любой человек, считающий, что по отношению к нему на- рушаются права, гарантируемые Конвенцией, может подать жалобу в Европейский Суд по правам человека, если он исчерпал все воз- можности защиты своих прав в своей собственной стране. С 1950 г. на рассмотрение в Совет Европы было передано около 30 000 жалоб. Европейский Суд по правам человека, так же как и Комитет минист- ров, следит за соблюдением Конвенции. В соответствии с Конвенцией он рассматривает как индивидуальные жалобы, так и иски со стороны государств-членов. Российская Федерация участвует в работе Суда с 1998 г.


 

Нынешний единый Суд по правам человека, функционирующий постоянно, заменил действовавшие ранее Комиссию по правам челове- ка и Суд. Реформа позволила ускорить судебные процедуры, сделать их более эффективными и расширить возможность обращения в Суд.

Конвенция по предотвращению пыток (1987 г.) предусматривает выбо- рочную проверку мест заключения группой независимых экспертов Сове- та Европы в государствах-членах, ратифицировавших эту Конвенцию.

Социальная хартия Европы (1961 г.) и Дополнительный протокол к ней детализируют Европейскую конвенцию по правам человека в социальной сфере. Ее целью являются защита 23 основополагающих социальных прав и поддержка в проведении эффективной социальной политики в Европе.

Иностранные рабочие: Конвенция о правовом статусе иностранных рабочих провозглашает принцип равенства по отношению к трудоуст- ройству иностранных рабочих и граждан своих стран. Она признает право на воссоединение семьи.

Европейский кодекс социального обеспечения устанавливает кри- терии защиты прав граждан в различных сферах социального обеспе- чения (пенсии, пособия по безработице и инвалидности, медицинское обслуживание и т.д.).

Равенство между женщиной и мужчиной: Главный комитет за ра- венство между мужчиной и женщиной обеспечивает содействие меж- правительственному сотрудничеству в этой области.

Европейская фармакопея, созданная в 1964 г., установила имеющие обязательную юридическую силу стандарты в отношении пример- но 800 медицинских препаратов, начиная с лекарственных растений и простых химических соединений естественного или искусственного происхождения и кончая более сложными препаратами, включая вак- цины для людей или животных.

Биоэтика: в настоящее время Совет Европы разрабатывает рамоч- ную Конвенцию по биоэтике. Два дополнительных протокола будут посвящены медицинским исследованиям, проводимым на человеке, а также трансплантации органов.

Переливание крови: Совет Европы создал сеть национальных цен- тров переливания крови, а также Европейский банк хранения замо- роженной крови редких групп, находящийся в Амстердаме. Недавно была опубликована Белая книга по переливанию крови.

Наркомания: «Группа Помпиду», включающая квалифицированных экспертов, созданная в 1971 г., координирует политику государств- членов в области наркомании.


 

Борьба с терроризмом: в соответствии с Конвенцией 1977 г. уста- навливается, что определенные виды террористических актов не будут более квалифицироваться как политические преступления в случае возникновения вопроса о выдаче преступника и осуществления пра- вового взаимодействия в этой области.

Защита данных: Конвенция 1981 г. является единственным между- народным соглашением, направленным на защиту граждан от непра- вомерного использования компьютерных данных.

Акты насилия на стадионах: соответствующая Конвенция была выработана после трагедии, произошедшей в мае 1985 г. на стадионе

«Хейзель» в Брюсселе, для предупреждения актов насилия в ходе про- ведения спортивных состязаний.

Европейская культурная конвенция 1954 г. устанавливает рамки межправительственного сотрудничества в области образования, куль- туры, наследия, спорта и молодежи. В числе конкретных примеров действия Конвенции можно привести реализацию проектов в сферах среднего и высшего образования, новых методик в изучении языков, пропаганду культурного разнообразия и образование в сфере прав человека, создание базы данных по педагогическим исследованиям в Европе (Eudise), организацию художественных выставок европейской живописи, учреждение европейских культурных маршрутов и разра- ботку мер защиты кинематографического наследия Европы.

Культурное наследие: специальные конвенции по охране архи- тектурного и археологического наследия устанавливают правовые принципы и создают практические рамки для координации политики в Европе в этой сфере.

Традиционные ремесла: для экспертов-профессионалов, админист- ративных учреждений и предприятий была создана Европейская сеть традиционных искусств и ремесел.

Европейский центр по подготовке мастеров-реставраторов, соз- данный в Венеции в целях сохранения архитектурного наследия, ор- ганизует курсы для обучения каменщиков, каменотесов, плотников и скульпторов.

Европейская хартия спорта и Кодекс этики (1992 г.) содержат нор- мы по развитию нравственного, безопасного и здорового спорта, дос- тупного каждому.

Европейская конвенция против применения допинга в спорте (1989 г.) устанавливает нормы в целях унификации правил по борьбе с применением допинга и содержит список запрещенных допинговых препаратов.


 

Европейский центр молодежи, образованный в 1972 г., является обра- зовательным учреждением, объединяющим молодых людей всех европей- ских стран. Ежегодно свыше 1750 представителей молодежи собираются здесь для обмена идеями и выработки различных форм сотрудничества. Европейский фонд молодежи (1972 г.) предоставляет молодежным организациям финансовые средства для их международной деятель- ности. Штаб-квартира Европейского центра и Фонда молодежи на-

ходится в Страсбурге.

Охрана живой природы: Бернская конвенция 1979 г. направлена на защиту многих редких, находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных и способствует унификации мер на меж- дународном уровне по охране природы.

Охрана окружающей среды: новая Конвенция устанавливает осново- полагающий принцип гражданской ответственности за ущерб, наноси- мый окружающей среде, и определяет разумный баланс между необхо- димостью охраны окружающей среды и развитием промышленности.

Местное самоуправление: Европейская хартия (1985 г.) определяет конституционные и правовые принципы местного самоуправления и предусматривает соответствующий механизм и средства для выпол- нения местными властями стоящих перед ними задач.

Трансграничное сотрудничество: Европейская рамочная конвен- ция 1980 г. содействует заключению соглашений между регионами и муниципалитетами, расположенными в приграничных районах, в таких областях, как региональное развитие и планирование, охрана окружающей среды и улучшение работы коммунальных служб.

Европейская хартия местных языков или языков национальных меньшинств (1992 г.) направлена против обеднения и исчезновения языков национальных меньшинств.

Европейская конвенция о трансграничном телевидении (1989 г.) содержит минимум правил для трансграничной ретрансляции теле- визионных программ.

Премия «Европа» в области телевидения была учреждена в 1987 г. Она присуждается лучшим телепрограммам европейских стран. В кон- курсе на премию «Европа» могут участвовать местные, региональные и национальные телевизионные студии.

«Отмывание денег»: Конвенция 1990 г. предусматривает как на на- циональном, так и на международном уровнях меры по наложению ареста и конфискации имущества, полученного преступным путем (торговля оружием, терроризм, мошенничество и в особенности не- законная торговля наркотиками).


 

Преступные деяния биржевых спекулянтов («инсайдеров»): Кон- венция 1989 г. направлена на выявление незаконных финансовых операций, совершаемых биржевыми спекулянтами.

Сотрудничество и программы содействия, такие как «Демосфен»,

«Фемида» и «Местная демократия», были разработаны Советом Евро- пы в 1990 г. для оказания помощи странам Центральной и Восточной Европы в проведении своих политических, законодательных и консти- туционных реформ. Эти программы включают также помощь в работе местных органов власти, в организации функционирования судебной системы и управлении исправительными учреждениями и т.д.

Комиссия за демократию через право Совета Европы, находящаяся в Венеции (Италия), ведет аналитические исследования и дает юридиче- ские заключения по вопросам создания и функционирования демокра- тических институтов власти, а также в сфере конституционного права. Фонд социального развития Совета Европы, учрежденный в 1956 г., занимается финансированием проектов, направленных на оказание помощи беженцам и иммигрантам, а также людям, пострадавшим от стихийных бедствий. Он также финансирует проекты по созданию дополнительных рабочих мест, дает жилищные кредиты, предостав- ляет средства на развитие социальных инфраструктур, образования,

здравоохранения и защиты окружающей среды.

Основные органы Совета Европы находятся в Страсбурге (Франция). Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Дей- ствующие структуры, институты и бюджет ОБСЕ. Постоянный Совет ОБСЕ состоит из представителей государств-участников и по сути является главным исполнительным органом ОБСЕ. Совет собирается раз в неделю в венском конгресс-центре «Хофбург» для обсуждения текущего состояния дел в зоне территориальной ответственности ОБСЕ и принятия соответствующих решений. Как и Совет, Форум по сотрудничеству в области безопасности собирается раз в неделю в Вене для обсуждения и принятия решений по вопросам, связанным с военной составляющей общеевропейской безопасности. В особенно- сти это касается мер в области доверия и безопасности. Форум также занимается вопросами, связанными с новыми вызовами безопасности и с разрешением конфликтов в зоне ответственности ОБСЕ. В свою очередь Экономический форум ОБСЕ собирается раз в год в Праге для обсуждения экономических и экологических проблем, затраги-

вающих безопасность стран-участниц.

Встреча на высшем уровне или Саммит ОБСЕ – это периодиче- ские встречи глав государств или правительств стран – членов ОБСЕ.


 

Основная задача саммитов заключается в определении политических ориентиров и приоритетов развития Организации на самом высоком уровне. Каждой встрече предшествует подготовительная конференция, во время которой дипломаты договаривающихся сторон контролируют реализацию основных юридических обязательств, принятых на себя ОБСЕ. Они согласуют позиции участников и подготавливают базовые документы для предстоящего саммита. За время существования СБСЕ/ ОБСЕ было проведено шесть саммитов. Самыми значимыми были:

– Хельсинкский саммит (1975 г.), завершившийся подписанием Заключительного акта, являющегося основополагающим документом СБСЕ/ОБСЕ;

– Парижский саммит (1990 г.), увенчавшийся подписанием Хартии для новой Европы и Договора об обычных вооруженных силах в Ев- ропе. Хартия подтвердила решения Венской встречи ОБСЕ (1986 г.) и документально закрепила приоритет международного права над на- циональным, что в дальнейшем привело к усилению сепаратистских движений в СССР и странах Восточной Европы;

– Будапештский саммит (1994 г.) завершился рядом институцио- нальных реформ. СБСЕ было превращено в постоянную организацию ОБСЕ, договаривающиеся стороны уделили дополнительное внима- ние проблематике разрешения карабахского конфликта и т.д.;

– Стамбульский саммит (1999 г.), завершившийся подписанием Хартии европейской безопасности. Во время встречи российская деле- гация подверглась жесткой критике из-за политики Москвы в Чечне. Россия обязалась сократить свое военное присутствие в Закавказье и Приднестровье.

Совет министров иностранных дел. Своеобразным «заменителем» сам-

митов является Совет министров иностранных дел (СМИД), обычно собирающийся в те годы, когда нет встреч на высшем уровне. СМИД также выбирает Генерального секретаря ОБСЕ на трехгодичный срок. Его основная функция заключается в организационной поддержке Дейст- вующего председателя. Канцелярия Генерального секретаря осуществляет операционную поддержку ОБСЕ под непосредственным руководством Генсека. Полномочия Секретариата включают в себя: поддержку миссий и проектов ОБСЕ; осуществление контактов с международными прави- тельственными и неправительственными организациями; координацию политики ОБСЕ в сфере экономики и защиты окружающей среды. Отдел прессы и информации, административные, финансовые службы, равно как и службы по подбору персонала, организации конференций и по ин- формационным технологиям, также находятся в ведении Секретариата.


 

На практике ОБСЕ руководит Действующий председатель, пере- избираемый каждый год и являющийся министром иностранных дел одной из стран, входящих в ОБСЕ. Председатель несет ответствен- ность за непосредственное исполнение решений, принятых СМИД и на встречах на высшем уровне. Он же осуществляет общую коорди- нацию деятельности ОБСЕ. Парламентская ассамблея ОБСЕ состоит примерно из 300 депутатов, представляющих законодательную власть государств – участников ОБСЕ. Основной целью Ассамблеи явля- ются парламентский контроль и вовлечение европейских депутатов в деятельность Организации. Бюро по демократическим институтам и правам человека является по сути основным подразделением ОБСЕ по мониторингу соблюдения прав человека, базовых демократических свобод в государствах – участниках ОБСЕ. Бюро также призвано по- могать в развитии демографических институтов в «зоне ответственно- сти» ОБСЕ. В свою очередь представитель по вопросам свободы СМИ отслеживает развитие ситуации со средствами массовой информации в государствах ОБСЕ и выносит первое предупреждение правительст- вам государств-участников по поводу нарушения свободы слова в их странах. В частности, такое предупреждение недавно было вынесено в 2002 г. Туркменистану.

В рамках структур ОБСЕ, занимающихся вопросами соблюдения прав человека, следует обратить внимание на Бюро Верховного комис- сара по делам национальных меньшинств (Гаага). Это подразделение занимается ранним предупреждением этнических конфликтов, ста- вящих под угрозу стабильность, мир на континенте и дружественные отношения между государствами – участниками СБСЕ.

Особое место в организационной структуре Организации по безо- пасности и сотрудничеству в Европе занимают меры по укреплению доверия и безопасности. Эта программа была создана с целью ослаб- ления напряженности и укрепления взаимного доверия на Европей- ском континенте. В ее рамках были подписаны такие документы, как: а) ДОВСЕ (Договор об обычных вооруженных силах в Европе), устанавливающий квоты на обычные вооружения в Европе для дого- варивающихся сторон; Договор об «открытом небе», позволяющий государствам-участникам осуществлять взаимный контроль над дей- ствиями друг друга, особенно в сфере безопасности. В рамках мер по укреплению доверия и безопасности Действующий председатель назначил своих личных представителей по контролю над исполне- нием ряда статей Дейтонских мирных соглашений. Для разрешения конфликтных ситуаций и споров между государствами-участника-


 

ми, подписавшими внутреннюю по отношению к ОБСЕ Конвенцию по примирению и арбитражу, был создан Суд по примирению и ар- битражу, находящийся в Женеве.

Непосредственно в центральном аппарате ОБСЕ работают около 370 сотрудников, а в различного рода миссиях и проектах этой Орга- низации – более 1000 международных сотрудников и 2000 граждан тех стран, на чьей территории осуществляются данные миссии.

По мнению многих экспертов, СБСЕ/ОБСЕ прошла в своем разви- тии три основные стадии. На первом этапе приоритет отдавался правам человека и культурному сотрудничеству. Начавшаяся в 1970-х годах

«разрядка» в отношениях между СССР и США сделала возможными и многосторонние переговоры, касающиеся военных аспектов безопас- ности в Европе. Именно в этот период (1986–1992) были подписаны такие документы, как ДОВСЕ (1990 г.), Договор по открытому небу (1992 г.) и т.д. Затем распад СССР в корне изменил повестку дня: СБСЕ/ ОБСЕ стало уделять все больше внимания превентивной дипломатии, предотвращению конфликтов и управлению кризисами, продвижению общих демократических ценностей, обозначенных в Парижской хартии для новой Европы. Это было прежде всего вызвано изменением самого

«приоритета угроз»: в то время как военная конфронтация по линии

«Восток – Запад» ушла в прошлое, интенсивность этнических кон- фликтов на Балканах и в странах СНГ резко возросла.

ОБСЕ сыграла определенную миротворческую роль в первой поло- вине 1990-х гг., но после неудач в Югославии была оттеснена НАТО, а затем и ЕС на второй план. Не обладая ни эффективными инстру- ментами для проведения политики «принуждения к миру», ни поли- тической волей к действию, ОБСЕ была во многом заменена другими действующими лицами в сфере европейской безопасности. Общий принцип консенсуса в организации, насчитывающей 53 государства с различными интересами, также не способствовал повышению эф- фективности  СБСЕ/ОБСЕ.

Неудачи в миротворческой деятельности не помешали, однако, Ор- ганизации возвратиться в конце 1990-х годов к проблеме соблюдения прав человека, основных демократических свобод и общеевропейских ценностей, что и является на данный момент основной сферой дея- тельности этой Организации.

Целями ОБСЕ являются содействие улучшению взаимных отно- шений, а также создание условий по обеспечению длительного мира, поддержка разрядки международной напряженности, признание не- делимости европейской безопасности, а также взаимной заинтересо-


 

ванности в развитии сотрудничества между государствами-членами, признание тесной взаимосвязанности мира и безопасности в Европе и во всем мире, вклад в соблюдение прав человека, экономический и социальный прогресс и благосостояние всех народов.

Главным органом ОБСЕ является Совещание глав государств и пра- вительств. Каждые два года оно собирается на сессии. Совещание определяет приоритеты и основные направления деятельности ОБСЕ. ОБСЕ состоит из представителей парламентов стран, подписавших Хельсинкский акт 1975 г. ОБСЕ осуществляла посреднические мис- сии в Чечне, Абхазии, Приднестровье, Нагорно-Карабахской области Азербайджана и других горячих точках Европы и Азии.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...