Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Международное гуМанитарное право




 

§ 1. Понятие, принципы и источники международного  гуманитарного  права

 

Деятельность государств в необычных, экстремальных условиях международных отношений – в период войны – регулируется прин- ципами и нормами, относящимися к международному праву, приме- няемому в период вооруженных конфликтов.

Мировое сообщество пришло к необходимости ограничения методов и средств ведения войны посредством выработки договоров, опреде- ляющих права и обязанности воюющих сторон. Уменьшить страдания, причиняемые вооруженным насилием, защитить человека – такова цель международного гуманитарного права (МГП).

Международное право, отмечал Монтескье, естественно основывает- ся на принципе, заключающемся в том, что в периоды мира государства должны творить как можно больше добра, а в периоды войны – как можно меньше зла. Именно это стало движущей силой развития МГП с момента его зарождения.

Встречаются различные названия этой отрасли международного права: «право вооруженных конфликтов», «законы и обычаи войны»,

«международное гуманитарное право». Некоторые авторы подразде- ляют право, применяемое в период войны, на две части: «право Гааги» как система норм, направленных на ограничение методов и средств ведения войны, и «право Женевы», включающее положения о защите жертв вооруженных конфликтов. Однако, если сказать проще, речь идет о правилах ведения войны, содержащихся в ряде международно- правовых актов.

Мысли о том, что «для войны, как и для мирного времени, сущест- вуют свои законы», встречаются еще в трудах Г. Гроция.

В древности правила ведения войны существовали в форме обычаев и иногда закреплялись во внутреннем праве.

Например, в Законах Ману устанавливались строгие ограничения насилия, а в период боевых действий запрещалось употреблять отрав-


 

ленное оружие, убивать безоружных, пленных, просящих пощады, спящих и раненых.

В отношениях между государствами Древней Греции существовала обычная норма, согласно которой война не должна была начинаться без ее объявления; смерть на поле сражения давала право на погребе- ние; при захвате городов нельзя было убивать укрывавшихся в храмах; военнопленные подлежали обмену или выкупу и лишь в крайних слу- чаях обращались в рабство.

За тысячелетия произошли глубокие изменения в характере веде- ния войны. Вооруженные конфликты приобрели иной характер, как и их масштабы, с появлением огнестрельного оружия. Изменилось отношение к военнопленным, которые все чаще освобождались за вы- куп, а также к раненым, которых выносили с поля битвы и которым оказывали помощь.

Гуманизация вооруженных конфликтов значительно ускорилась в XIX в. с появлением общественных организаций, которые развернули свою деятельность во многих странах. В России во время Крымской войны (1853–1856) была создана Крестовоздвиженская община сестер милосердия, оказывавшая помощь раненым и больным на поле боя. Руководил ею русский хирург Н.И. Пирогов.

Во время австро-итало-французской войны (1859 г.) швейцарский гражданин Анри Дюнан организовал помощь раненым после битвы под Сольферино. Его книга «Воспоминание о Сольферино» пробудила общественное сознание. В 1863 г. в Женеве был создан постоянный Международный комитет помощи раненым, сегодня – Международный комитет Красного Креста (МККК), в который вошли кроме А. Дюнана четверо женевцев – Муанье, генерал Дюфур, врачи Аппиа и Монуар. МККК является негосударственной (частной) швейцарской ор- ганизацией. Он стал основателем движения Красного Креста, и одна из задач его деятельности – всемерное содействие соблюдению Же- невских конвенций, направленных на защиту жертв войны. Во время вооруженных конфликтов, международных и внутригосударственных (гражданских войн) он предоставляет защиту и помощь жертвам как среди военнослужащих, так и среди гражданского населения, будь то военнопленные, гражданские интернированные лица, раненые, гражданское население на оккупированной или вражеской территории. Мандат МККК на деятельность во время вооруженных конфликтов основан на четырех Женевских конвенциях 1949 г. и Дополнительных протоколах к ним, а также на его собственном Уставе (праве на ини- циативу в немеждународных конфликтах). МККК проводит работу


 

по совершенствованию вышеуказанных международных договоров, всячески пропагандируя их и содействуя четкому выполнению, а также распространяет знания о них во всем мире.

В России (г. Москва) имеется представительство МККК – Регио- нальная делегация Международного комитета Красного Креста в Рос- сийской Федерации.

В 1864 г. швейцарское правительство созвало дипломатическую конференцию для выработки документа о помощи жертвам войны. В ней приняли участие 12 государств. Участники конференции подпи- сали первую многостороннюю Конвенцию о защите раненых и боль- ных во время войны (1864 г.), которая стала первым договором МГП. За короткий срок более 50 государств, в том числе и Россия, присое- динились к ней.

В 1874 г. Россия выступила с предложением о проведении междуна- родной конференции для выработки правил ведения военных дейст- вий. На состоявшейся в Брюсселе конференции российская делегация предложила проект конвенции о законах и обычаях войны, автором которой был российский юрист, дипломат, профессор Ф.Ф. Мар- тенc. Однако участники конференции оказались неподготовленными к принятию такой конвенции. Российский проект был принят лишь в форме декларации, хотя в заключительном протоколе конференции признавалась важность кодификации законов и обычаев войны.

На Первой и Второй конференциях мира, созванных по инициативе России соответственно в 1899 и 1907 гг., были приняты конвенции, кодифицировавшие законы и обычаи войны.

К настоящему времени существует множество международно-пра- вовых актов, регулирующих отношения государств в период воору- женного конфликта. К ним относятся: Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г.; Гаагская декларация о запрещении применять пули, легко разво- рачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле, 1899 г.; Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.; Конвенция о положении неприятельских торговых судов при начале военных действий 1907 г.; Конвенция об обращении торговых судов в суда военные 1907 г.; Конвенция о постановке подводных, автома- тически взрывающихся от соприкосновения мин 1907 г.; Конвен- ция о бомбардировании морскими силами во время войны 1907 г.; Конвенция о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне 1907 г.; Женевский протокол о запрещении при- менения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов


 

и бактериологических средств 1925 г.; Правила о действиях подвод- ных лодок по отношению к торговым судам в военное время 1936 г.; Нионское соглашение 1937 г.; Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 г. («Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях»; «Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море»; «Об обращении с военнопленными»; «О защите гражданско- го населения во время войны»), Дополнительные протоколы I, II к ним 1977 г. и Третий Дополнительный протокол 2005 г.1; Гаагская конвен- ция о защите культурных ценностей 1954 г. и Протоколы к ней 1954 г. и 1999 г.; Конвенция о запрещении производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г.; Конвенция о запрещении или ограничении при- менения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения и имеющими неизбирательное действие, 1980 г. и Протоколы к ней («О необнаруживаемых оскол- ках» – Протокол I; «О запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств» с поправками, внесенными 3 мая, 1996 г. – Протокол II; «О запрещении или ограничении применения зажигательного оружия» – Протокол III; «Об ослепляющем лазерном оружии» – Протокол IV; «Протокол по взрывоопасным пережиткам войны» 2003 г. – Протокол V); Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении 1993 г.; Конвенция о запрещении применения, накоп- ления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении 1997 г.

Недостаток большинства первых международно-правовых актов, относящихся к международному гуманитарному праву, состоял в том, что они содержали «оговорку всеобщности» (clausula si omnes), согласно которой положения конвенций были обязательны лишь для договари- вающихся держав и только в случае, если воюющие участвуют в кон- венции (ст. II Гаагской конвенции 1907 г.). Если же в войну вступало государство, не являющееся участником конвенции, то конвенция

 

1 Третий Дополнительный протокол вступил в силу 14 января 2007 г. Им вводится дополнительная эмблема красного кристалла, которая символизирует приоритет гумани- тарных принципов над всеми остальными нормами, регламентирующими деятельность Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Возможность использования эмблемы красного кристалла облегчит процесс признания и вступле- ния в члены Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца национальных обществ, которые не желают использовать эмблемы красного креста и красного полумесяца.


 

переставала действовать даже в отношениях между ее участниками. Последующая практика государств пошла по пути отказа от clausula si omnes, что было четко сформулировано в приговорах международных военных трибуналов.

В тех случаях, когда действия государств не урегулированы нор- мами МГП, Ф.Ф. Мартенc на Гаагской конференции мира в 1899 г. предложил применять для защиты воюющих и гражданского населе- ния положение, согласно которому «население и воюющие остаются под охраной и действием начал международного права, поскольку они вытекают из установившихся между образованными народами обыча- ев, из законов человечности и требований общественного сознания». Эта формулировка прочно вошла в МГП как «оговорка Мартенса».

Отраслевыми принципами МГП являются следующие:

– гуманизация вооруженных конфликтов – всеобщий и основопо- лагающий принцип МГП;

– защита жертв войны;

– защита гражданских объектов;

– охрана природной среды в период вооруженных конфликтов;

– защита интересов нейтральных государств;

– ограничение воюющих в выборе методов и средств ведения войны;

– ответственность государств и физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права.

Принцип гуманизации вооруженных конфликтов, в отличие от других

принципов международного гуманитарного права, распространяется на все сферы вооруженной борьбы и означает обязанность соблюдения воюющими государствами (сторонами) системы норм, направленных на смягчение суровости и жестокости войны, на проявление челове- колюбия к жертвам войны в процессе боевых действий.

Принцип защиты жертв войны выражается в обеспечении воюющи-

ми сторонами правовой защиты жертв войны: раненых, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, военнопленных, гражданского населе- ния, т.е. в предоставлении им такого статуса, который гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал бы насилие, издевательство, глумление над личностью.

Принцип защиты гражданских объектов означает сосредоточение уси-

лий воюющих сторон на сохранении гражданских объектов, включая куль- турные ценности, недопустимости нападения на них в целях обеспечения безопасности и нормальных условий жизни гражданского населения.

Принцип охраны природной среды в период вооруженных конфликтов

включает систему мер, направленных на предотвращение, ограниче-


 

ние и устранение ущерба природной среде в период ведения боевых действий, недопустимость военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду, которые могут причинить ей об- ширный, долговременный и серьезный ущерб.

Принцип защиты интересов нейтральных государств означает соблю-

дение воюющими государствами норм, направленных на обеспечение в период международного вооруженного конфликта прав и законных интересов (правового статуса) государств, внешняя политика которых направлена на неучастие их в войне, а также отказ нейтральных госу- дарств от оказания помощи воюющим сторонам.

Принцип ограничения воюющих в выборе методов и средств ведения войны означает применение воюющими сторонами только таких мето- дов и средств нанесения вреда неприятелю, которые не противоречат

международному праву.

Принцип ответственности государств и физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права означает неотвратимость ответственности государств и индивидов за причинение вреда в пе- риод вооруженных конфликтов и совершение серьезных нарушений Конвенций I–IV и Дополнительных протоколов I, II 1977 г., а также за совершение деяний, подпадающих под юрисдикцию Международ- ного уголовного суда.

Принципы МГП обеспечивают праву, применяемому в период вооруженных конфликтов, определенное единство и системность его норм. Эти принципы определяют цель, направления нормативного ре- гулирования, его содержание и характер. Без учета принципов не могут быть в полной мере поняты смысл и назначение конкретных правил ведения войны. Отраслевые принципы МГП не закреплены в каком-то едином или нескольких международно-правовых актах, как, например, основные принципы международного права. Они вытекают из анализа всех договорных источников, применяемых в период международных и внутренних вооруженных конфликтов.

С учетом сказанного дадим следующее определение МГП: это сис- тема международно-правовых принципов и норм, регулирующих отноше- ния между государствами (сторонами) в период вооруженных конфликтов с целью ограничения применения воюющими жестоких методов и средств ведения войны, защиты ее жертв и устанавливающих ответственность за их нарушение.

В международном гуманитарном праве (судя по содержанию ст. 2 и 3, общих для Женевских конвенций 1949 г., а также ст. 1 Дополни- тельных протоколов I и II к этим Конвенциям) вооруженные конфлик-


 

ты подразделяются на два вида: а) международные вооруженные кон- фликты и б) вооруженные конфликты немеждународного характера.

К международным вооруженным конфликтам относятся:

– вооруженное столкновение между государствами (израильско- арабский вооруженный конфликт, ведущийся с 1967 г. и по настоящее время, англо-аргентинская война 1982 г., нападение США, Англии и других государств на Ирак в марте 2003 г.);

– борьба народов против колониального господства и иностран- ной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение в соответствии с Уставом ООН (ст. 1 п. 4 Протокола I).

Исходя из практики международных отношений следует относить к международным вооруженным конфликтам вмешательство во внут- ренний вооруженный конфликт третьего государства в интересах одной из воюющих сторон, участие вооруженных сил ООН, а также сил ООН по поддержанию мира во внутреннем вооруженном конфликте (при наличии в этом случае решения Совета Безопасности ООН о приме- нении вооруженной силы).

К вооруженным конфликтам немеждународного характера относятся

вооруженные конфликты, происходящие на территории какого-либо государства между его вооруженными силами и антиправительствен- ными вооруженными силами или другими вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью территории этого государства, который позволяет им вести непрерывные и согласованные военные действия и применять Протокол II. Например, вооруженный конфликт между регулярными войсками Сальвадора и Фронтом национального осво- бождения имени Фарабундо Марти (ФНОФМ), завершившийся под- писанием в 1992 г. мирного соглашения между противоборствующими сторонами; вооруженные конфликты на постсоветском пространстве: приднестровский – в Молдове, грузино-осетинский и грузино-абхаз- ский вооруженные конфликты и др. К такого рода вооруженным кон- фликтам относятся и гражданские войны (Гражданская война между Севером и Югом в США (1861–1865), Гражданская война в России (1918–1920), Испании (1936 г.)).

В вооруженных конфликтах немеждународного характера применя- ются следующие международно-правовые акты: ст. 3, общая для всех четырех Женевских конвенций 1949 г., ст. 19 Гаагской конвенции о защите культурных ценностей 1954 г. и Второй протокол к ней 1999 г., Дополнительный протокол II 1977 г., Протокол II с поправками 1996 г.


 

к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрез- мерные повреждения и имеющими неизбирательное действие, 1980 г., Римский статут Международного уголовного суда 1998 г.

Из сферы применения Дополнительного протокола II исключены ситуации напряженности и беспорядков внутри страны: беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характера (п. 2 ст. 1).

Детальная регламентация поведения воюющих сторон с позиции сегодняшнего дня, когда агрессия является международным преступ- лением, может на первый взгляд показаться неоправданной. Но в мо- мент зарождения МГП война рассматривалась как одно из законных средств разрешения споров между государствами. Идеи же гуманизма брали верх и делали свое дело: не вмешиваясь в политику государств, ведущих войны, не вникая в причины возникновения конфликтов, они воплощались в нормах, имеющих целью смягчить последствия жестокой борьбы, облегчить страдания жертв войны – раненых, боль- ных, военнопленных, гражданского населения. И в настоящее время вооруженные конфликты продолжают оставаться одной из бед чело- вечества.

 

 

§ 2. Правовое регулирование начала военных действий

Обычаи войны, сложившиеся в древности, устанавливали, что нача- лу военных действий должно предшествовать формальное объявление войны. В последующем эта норма была закреплена в договорном по- рядке. Так, в Конвенции об открытии военных действий от 5 октября 1907 г. закреплено, что «Договаривающиеся Державы признают, что военные действия между ними не должны начинаться без предвари- тельного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь или форму мотивированного объявления войны, или форму ультима- тума с условным объявлением войны» (ст. 1).

Кроме того, о состоянии войны должны быть незамедлительно опо- вещены нейтральные державы. Состояние войны будет иметь для них действительную силу после получения оповещения. Правда, в Кон- венции не содержатся конкретные нормы, устанавливающие опреде- ленный промежуток времени между ее объявлением и началом. А это имеет принципиальное значение в том отношении, что государства, имея определенное время после объявления войны до открытия во- енных действий, могли бы принять все имеющиеся у них, возможно,


 

еще не использованные, меры для предупреждения вооруженного столкновения.

С момента объявления состояния войны происходит перестройка отношений между воюющими государствами, которая ведет к насту- плению ряда юридических последствий:

– прекращаются дипломатические, консульские отношения;

– конфискуется собственность, принадлежащая вражескому го- сударству;

– применяется специальный режим к гражданам неприятельского государства;

– прекращают действие договоры, рассчитанные на мирные отно- шения; начинают применяться нормы МГП.

 

 

§ 3. Участники вооруженных конфликтов

По смыслу норм МГП они адресованы военным структурам воюю- щих сторон, охватываемых понятием «вооруженные силы».

В 1977 г. на дипломатической конференции, принявшей Дополни- тельные протоколы I и II к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г., впервые было сформулировано понятие «вооруженные силы». Дополнительный протокол I (ст. 43) это понятие связывает с наличием:

– военной организации, в которой группы и подразделения нахо- дятся под командованием лица, ответственного за поведение своих подчиненных;

– внутренней дисциплинарной системы, обеспечивающей соблю- дение норм МГП.

Приведенное определение вооруженных сил, таким образом, содер- жит два признака, позволяющих правомерно относить вооруженную организацию к субъекту права войны, и охватывает всех лиц, которые представляют воюющее государство в вооруженном конфликте и под- чиняются его командованию.

В определении вооруженных сил принципиально новым является то, что в нем не проводятся различия между регулярными и нерегу- лярными вооруженными силами. Все вооруженные силы, группы и подразделения стороны в конфликте, находящиеся под командова- нием лицa, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных, определяются как вооруженные силы этой воюющей стороны. Более того, из обязательных четырех условий (иметь во гла- ве лицо, ответственное за своих подчиненных; иметь определенный


 

и явственно видимый издали отличительный знак; открыто носить оружие; соблюдать в своих действиях законы и обычаи войны), ко- торым должны отвечать нерегулярные вооруженные силы в соот- ветствии с нормативно-правовыми актами 1907 и 1949 гг. (Гаагским положением, ст. I и Женевскими конвенциями I–III, п. 2 ст. 13–13-4 соответственно), в определении не указываются два из них: а) иметь определенный и явственно видимый издали отличительный знак и б) соблюдать в своих действиях законы и обычаи войны. Правда, тре- бование иметь отличительный знак в Дополнительном протоколе I все же осталось, но оно содержится в ст. 44, соблюдение которого обусловлено предоставлением комбатанту статуса военнопленного. Второе условие в определении вооруженных сил не приводится в силу того, что оно восполнено положением о дисциплинарной системе, обеспечивающей среди прочего соблюдение норм международного гуманитарного права.

С точки зрения международного гуманитарного права законные участники вооруженных конфликтов подразделяются на комбатантов (сражающихся) и некомбатантов (несражающихся). Такое деление вооруженных сил подтверждается и упомянутым Дополнительным протоколом I, в котором нашел отражение основной признак, позво- ляющий различать комбатантов и некомбатантов, а именно наличие права принимать непосредственное участие в военных действиях.

Комбатантами (сражающимися) являются лица, входящие в состав

вооруженных сил воюющей стороны и имеющие право принимать непосредственное участие в военных действиях.

Понятно, что организационная структура, численность, порядок комплектования вооруженных сил определяются законодательством государств1. Каждое воюющее государство вправе включать в свои вооруженные силы полувоенную или вооруженную организацию, обес- печивающую охрану порядка (милицию, полицию), сообщая об этом противнику (п. 3 ст. 43 Протокола I).

В структуру вооруженных сил входят и лица, которые по своему предназначению и роли в военной организации не наделены функ- циями принимать непосредственное участие в военных действиях:

 

1 Так, например, в России согласно ст. 1 Федерального закона «Об обороне» 1996 г. в целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации. Они включают: три вида Вооруженных Сил – Сухопутные войска, Военно-воздушные силы и Воен- но-Морской Флот; три рода войск – Ракетные войска стратегического назначения, Воздушно-десантные войска и Космические войска; Тыл Вооруженных Сил, войска и органы, не входящие в виды Вооруженных Сил. См.: Военное право в документах: Сборник нормативных актов / Сост. А.Н. Сурков. М., 2001. С. 25–44.


 

военные интенданты, военные корреспонденты, военные юристы. Они в принципе вправе браться за оружие, т.е. воевать, так как по оп- ределению являются комбатантами.

Что же касается военных юристов, то здесь необходимо сделать некоторые уточнения. В данном случае речь идет не о всех военных юристах, а только о тех, которые входят в структуру вооруженных сил государства. В то же время в штатной структуре военных судов и военных прокуратур как части соответственно судебной системы и органов прокуратуры Российской Федерации проходят службу во- енные юристы, которые не входят в состав Вооруженных Сил Рос- сии. До принятия Дополнительного протокола I в отношении этой категории военных юристов проблемы с определением их правового статуса как законных участников вооруженного конфликта не воз- никало в силу практикуемого принципа причастности к военным действиям: воюет – комбатант, не воюет – некомбатант. Сейчас же, если строго исходить из определения вооруженных сил, то военные юристы военных судов и военных прокуратур формально не могут рас- сматриваться как комбатанты. С юридической точки зрения эта часть военных юристов не подпадает и под категорию некомбатантов, хотя по своему предназначению (профилактика правонарушений и борьба с преступностью, включая уголовное преследование лиц за совершение международных преступлений) они, борясь с пороками армейского общества, больше тяготеют к некомбатантам. Как видно, их правовое положение на сегодняшний день не урегулировано нормами между- народного гуманитарного права. В любом случае военные судьи или прокурорско-следственные работники могут применять оружие в целях самообороны. В то же время, если, например, военный следователь, находясь в войсках в период вооруженного конфликта, по разным мотивам (патриотическое чувство долга перед Родиной, создавшаяся определенная военная обстановка или то и другое) берется за оружие для борьбы с врагом, то он фактически становится участником военных действий, т.е. комбатантом.

Говоря об иных категориях лиц, обозначенных как «лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно» (п. 4 ст. 13–13-4 соответственно Женевских конвенций I, II, III), на-

пример гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, то трудно себе представить, чтобы такая категория законных участни- ков вооруженных конфликтов ныне могла существовать в вооруженных силах цивилизованных государств. Чисто теоретически в соответствии с Дополнительным протоколом I они могут быть отнесены к граж-


 

данским лицам. Что касается поставщиков, личного состава рабочих команд или служб, на которых возложено бытовое обслуживание воо- руженных сил, т.е. военных интендантов1, то сейчас они входят в состав современных вооруженных сил государств и относятся к комбатантам, о чем говорилось выше.

С принятием Дополнительного протокола I в качестве комбатантов не могут рассматриваться члены экипажей торговых и воздушных судов гражданского флота (см. п. 5 ст. 4 Конвенции III), так как они не отве- чают требованиям, предъявляемым к вооруженным силам, и не входят в их состав (п. 1, 2 ст. 43). Для того чтобы экипажи названных судов могли быть отнесены к комбатантам, представляется, что такого рода суда должны быть обращены в военные, а сами экипажи поставлены под прямую власть, непосредственный контроль и ответственность державы, флаг которой они несут, как того и требует Конвенция об об- ращении торговых судов в суда военные 1907 г.

Исходя из определения вооруженных сил, сформулированного в Дополнительном протоколе I, анализа других существующих меж- дународно-правовых документов можно прийти к выводу, что ком- батантами являются:

– личный состав вооруженных сил государства, а также личный состав ополчений и добровольческих отрядов, партизан, других по- лувоенных или вооруженных организаций, включенных в их органи- зационную структуру;

– личный состав ополчения, добровольческих отрядов, организо- ванных движений сопротивления, партизан (не входящих в штатную структуру вооруженных сил воюющего государства), сражающихся на оккупированной территории и вне ее пределов, при соблюдении условий п. 1 ст. 43 Дополнительного протокола I;

– члены экипажей судов торгового флота, включая капитанов, лоцманов и юнг, и экипажей воздушных судов гражданской авиации, если эти суда переоборудованы в военные, а их экипажи поставлены под власть воюющей стороны;

– личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя находящимся в подчинении правительства или власти, не признанных держащей в плену державой;

 

1 Интендант [фр. intendant] – военнослужащий офицерского состава, ведающий во- просами интендантской службы в воинских частях и учреждениях; обычно к интендант- ской службе относится снабжение войск продовольствием, фуражом, обмундированием, снаряжением. См.: Словарь иностранных слов / Под ред. И.В. Лехина, С.М. Локшиной, Ф.Н. Петрова, Л.С. Шаумяна. 6-е изд., перераб. и доп. М., 1964. С. 257–258.


 

– население неоккупированной территории, которое при прибли- жении неприятеля стихийно, по собственному почину берется за ору- жие для борьбы со вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно носит открыто оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

К некомбатантам относится медицинский и духовный персонал

(п. 2 ст. 43 Дополнительного протокола I).

Правовое положение комбатантов и некомбатантов различно. Оно связывается, как уже было отмечено, с правом непосредственного уча- стия в боевых действиях.

Права комбатантов: в процессе вооруженного конфликта они впра- ве применять к неприятелю высшую меру насилия, т.е. уничтожать его личный состав, военные объекты, сооружения и военную технику без риска быть привлеченными к уголовной ответственности.

На комбатантов распространяется режим военного плена при том непременном условии, что они отличают себя от гражданского на- селения (ст. I, III Гаагского положения, ст. 4 (А) III Женевской кон- венции, п. 1 ст. 44 Протокола I). Более того, в целях усиления защиты гражданского населения Протокол I обязывает комбатантов отличать себя при проведении военных атак (нападений) или при подготовке к такого рода атакам. Однако в тех исключительных случаях, когда во время проведения военных действий комбатант не может отличать себя от гражданского населения, он сохраняет свой статус комбатан- та при условии, что в таких ситуациях открыто носит свое оружие: а) во время каждого военного столкновения; б) в то время, когда он находится на виду у противника в ходе развертывания в боевые поряд- ки, предшествующего началу нападения, в котором он должен принять участие (п. 3 ст. 44 Дополнительного протокола I). Если комбатант в мо- мент пленения неприятельскими войсками не выполняет требований об отличии, изложенных выше, он лишается права считаться военно- пленным, но тем не менее ему предоставляется защита, равноценная той, на которую вправе претендовать военнопленный в соответствии с Конвенцией III и Протоколом I (п. 4 ст. 44). Из ст. 44 Протокола I вытекает, что для получения статуса военнопленного комбатанту как регулярных, так и нерегулярных вооруженных сил достаточно открыто носить оружие в бою и в ходе развертывания (подготовки) к бою. Что касается ношения формы одежды, то, судя по сформулированной в Протоколе I статье (п. 7 ст. 44), она не имеет целью изменить об- щепринятую практику государств в отношении ношения форменной одежды комбатантами из состава регулярных вооруженных сил.


 

Обязанности комбатантов: соблюдать принципы и нормы между- народного гуманитарного права (в то же время нарушение сражаю- щимися этих норм не лишает их статуса комбатанта); отличать себя от гражданского населения; не допускать нападений на гражданское население и гражданские объекты; применять правомерные методы и средства ведения войны; нести ответственность (дисциплинарную, гражданско-правовую, материальную, уголовную) за нарушение норм международного гуманитарного права.

Некомбатанты, в отличие от комбатантов, будучи в составе воору-

женных сил воюющих государств, не имеют права участвовать непо- средственно в ведении военных действий и уничтожать противника. Их деятельность направлена на обеспечение физического и духовного состояния личного состава вооруженных сил. Даже личное оружие они вправе применять только в целях самообороны. В том случае, когда они все же участвуют в военных действиях, то могут быть привлечены к ответ- ственности за нарушение норм международного гуманитарного права.

Ввиду того, что зачастую в вооруженном конфликте военные дей- ствия ведутся на морских пространствах, появляется необходимость в освещении вопроса о комбатантах в морской войне. Комбатантами в такой войне являются: экипажи военных кораблей всех видов (лин- коров, крейсеров, миноносцев, авианосцев, подводных лодок, катеров и т.п.), экипажи летательных аппаратов ВМФ (самолетов, вертолетов), вспомогательных судов всех видов, а также торговых, переоборудован- ных в военные, кораблей. Последние являются комбатантами при на- личии следующих условий:

– экипаж судна поставлен под прямую власть, непосредственный контроль и ответственность государства, флаг которого несет судно;

– судно носит внешние отличительные знаки национальных воен- ных судов (флаг, вымпел);

– командир корабля состоит на государственной службе, надлежа- щим образом назначен на должность, а экипаж подчинен правилам воинской дисциплины;

– экипаж судна соблюдает правила ведения войны;

– переоборудованное судно занесено в список судов военного флота (ст. I–VI Конвенции об обращении торговых судов в суда военные 1907 г.).

Некомбатантами в морской войне являются экипажи военных гос-

питальных судов, если такие суда построены или оборудованы госу- дарствами со специальной и единственной целью – оказывать помощь раненым, больным и потерпевшим кораблекрушение, а также экипажи


 

госпитальных судов МККК. Они пользуются защитой международного права и не могут быть подвергнуты нападению, а также захвачены.

Комбатантами в воздушной войне являются экипажи всех лета-

тельных аппаратов, входящих в состав военной авиации воюющих государств и имеющих их опознавательный знак. К ним относятся и экипажи судов гражданской авиации, превращенных в военные, в пределах юрисдикции воюющего государства.

Некомбатантами в воздушной войне являются экипажи санитарных

самолетов, а также госпитальных воздушных судов, используемых воюющими государствами и национальными обществами Красно- го Креста для эвакуации, лечения раненых и больных. Санитарные и госпитальные суда должны иметь ясно видимый отличительный знак, а в установленных случаях – также отличительную эмблему Красного Креста. Государствам, находящимся в конфликте, запреща- ется использовать санитарные летательные аппараты для обеспечения неприкосновенности военных объектов, сбора разведывательных дан- ных, а также для перевозки личного состава и военных грузов в целях оказания помощи воюющим.

В современном международном праве отсутствует международно- правовой акт, в котором регламентировались бы правила ведения воздушной войны. На Гаагской конференции 1899 г. была принята специальная Декларация, запрещающая метание снарядов и взрывча- тых веществ с воздушных шаров. На Гаагской конференции 1907 г. эта Декларация была признана обязательной для всех государств. Однако специальной конвенции разработать так и не удалось.

Разработанный в Гааге (1923 г.) проект правил ведения воздушной войны так и не вступил в силу. Однако содержащиеся в нем положения имеют добротную основу для формирования правил ведения воздуш- ной войны. В свете имеющих место противоправных бомбардировок военной авиацией НАТО незащищенных городов в различных регио- нах мира актуальность принятия таких правил все более возрастает.

В целом же на ведение воздушной войны в полной мере распростра- няются действующие нормы международного гуманитарного права.

Главный вопрос в правовом регулировании воздушной войны – это вопрос о бомбардировках с воздуха. Такая бомбардировка будет законной, если она ведется только против военных объектов. Это вооруженные силы; военные учреждения или склады оружия, боепри- пасов; заводы, являющиеся важными и хорошо известными центрами производства оружия, боеприпасов, военного снаряжения; средства связи, транспорт, используемые в военных целях, и др. (ст. 24 Гааг-


 

ских правил). Запрещается бомбардировать с воздуха невоенные объ- екты и гражданское население. Запрещается бомбардировка в целях устрашения гражданского населения. В тех случаях, когда объекты расположены таким образом, что их бомбардировку нельзя произве- сти, не подвергая гражданское население опасности беспорядочного обстрела, воюющая сторона должна воздержаться от такой бомбарди- ровки. При бомбардировке с воздуха необходимо принимать все меры, чтобы максимально оберегать здания, предназначенные для искусства, науки или благотворительных целей, госпитали, больницы и другие места, в которых размещаются раненые и больные. Такие здания долж- ны быть обозначены специальными, видимыми с воздуха знаками.

Военный разведчик – это лицо, собирающее сведения в районе дей-

ствия противника в форме своей армии, не скрывая своего правового положения. Если оно попадает в руки противника, на него распро- страняется режим военного плена.

Законными участниками вооруженных конфликтов являются также добровольцы. Они вправе принимать участие в военных действиях воюю- щих сторон. Об этом недвусмысленно говорится в Конвенции о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г. В ст. VI Конвенции закреплено, что «ответственность нейтраль- ной державы не возникает вследствие того, что частные лица отдельно переходят границу, чтобы поступить на службу одного из воюющих». При этом лицо нейтрального государства не может ссылаться на свой нейтралитет:

– если оно совершает действия, враждебные по отношению к воюю- щему;

– если оно совершает действия в пользу воюющего, а именно если оно добровольно поступает на службу в ряды военных сил одной из сторон.

Говоря о законных участниках вооруженных конфликтов, нельзя не упомянуть о наемниках и шпионах, которые к таковым не относятся. Впервые понятие «наемник» было сформулировано в ст. 47 Допол- нительного протокола I 1977 г., в соответствии с которой наемник –

это лицо:

а) специально завербованное на месте или за границей, чтобы сра- жаться в вооруженном конфликте;

б) фактически принимающее участие в военных действиях;

в) принимающее участие в военных действиях с целью получить личную выгоду, материальное содержание которой значительно пре- вышает вознаграждение, выплачиваемое комбатантам, входящим в личный состав вооруженных сил данного государства;


 

г) не являющееся гражданином государства, находящегося в кон- фликте, или не проживающее на его территории;

д) не входящее в личный состав вооруженных сил сторон, нахо- дящихся в конфликте;

е) не посланное государством, которое не является стороной, на- ходящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

Дальнейшее развитие институт наемничества получил в Междуна- родной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансиро- ванием и обучением наемников, принятой Резолюцией на 44-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 4 декабря 1989 г. Согласно названной Конвенции термин «наемник» означает также любое лицо, которое:

1) специально завербовано на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направленных на:

– свержение правительства или иной подрыв конституционного порядка государства; или

– подрыв территориальной целостности государства;

2) принимая участие в таких действиях, руководствуется главным образом целью получить значительную личную выгоду и побуждается к этому обещанием выплаты или выплатой материального вознагра- ждения;

3) не является ни гражданином, ни постоянным жителем государ- ства, против которого направлены такие действия;

4) не направлено государством для выполнения официальных обя- занностей;

5) не входит в личный состав вооруженных сил государства, на тер- ритории которого совершаются такие действия.

Наемники не признаются законными участниками вооруженных конфликтов, на них не распространяется режим военного плена и, более того, с точки зрения международного права они являются уголовными преступниками, которые должны нести ответственность перед судом. Военный шпион (лазутчик) согласно ст. XXIX Приложения к IV Га- агской конвенции 1907 г. – это «такое лицо, которое, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения в районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне». Дополнительный протокол I уточняет ста- тус военного шпиона: в ст. 46 закрепляется норма, согласно которой лицо из состава вооруженных сил, «попадающее под власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус

военнопленного, и с ним могут обращаться как со шпионом».


 

§ 4. Театр войны

В ходе вооруженного конфликта воюющие государства могут вести военные действия в определенных пространственных пределах, на- зываемых театром войны. В объем этого понятия входят сухопутная, воздушная и морская территория государств, а также открытое море и воздушное пространство над ним, в пределах которых может иметь место вооруженный конфликт. Не может превращаться в театр войны территория нейтральных государств, а также нейтрализованные тер- ритории и пространства, правовой режим которых как таковых уста- новлен специальными международными соглашениями. Примером нейтрализованной территории может быть архипелаг Шпицберген, в отношении которого Норвегия приняла обязательство «не создавать и не допускать создания какой-либо морской базы в местностях...», определенных ст. 1 Договора о Шпицбергене от 9 февраля 1920 г., а также «не строить никаких укреплений... которые никогда не должны быть использованы в военных целях» (ст. 9).

Из театра войны должна быть исключена также часть государствен- ной территории в целях расположения специальных зон, предусмот- ренных нормами международного гуманитарного права. В данном случае имеется в виду право воюющих государств создавать на своей территории, а в случае необходимости – на оккупированной территории санитарные зоны и местности, организованные таким образом, чтобы оградить от действия войны раненых и больных, а также персонал, на который возложены организация и управление этими зонами и ме- стностями, уход за лицами, которые будут там сконцентрированы.

Международное право предусматривает также другие изъятия из те- атра войны: международные каналы (например, Суэцкий – по Кон- стантинопольской конвенции 1888 г.), центры сосредоточения куль- турных ценностей, имеющих очень большое значение (ст. 8 Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта), гражданские мирные объекты.

В международном праве нередки случаи, когда одна и та же терри- тория или пространство объявляется одновременно нейтрализованной и демилитаризованной. Примером могут быть Антарктика (по Догово- ру об Антарктике 1959 г.), Луна и другие небесные тела (по Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использо- ванию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. и Соглашению о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.).


 

Говоря о нейтрализованных территориях, нужно подчеркнуть, что объявленные международными соглашениями безъядерные зоны в целом не исключаются из сферы вооруженного конфликта, но они не могут быть театром ядерной войны.

 

 

§ 5. Международное гуманитарное право о защите жертв войны

Говоря о защите жертв войны, обратим внимание на то, что речь идет об обеспечении воюющими государствами в период вооруженных конфликтов международно-правовой защиты следующим категори- ям лиц: раненым, больным, лицам, потерпевшим кораблекрушение из состава вооруженных сил на море, военнопленным, а также граж- данскому населению, т.е. о предоставлении им такого статуса, который гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал насилие, издевательство, глумление над личностью и т.д.

Основными международно-правовыми актами, определяющими правовое положение указанных покровительствуемых лиц, являются Женевские конвенции 1949 г. (все четыре) и Дополнительные про- токолы I и II 1977 г. Исходя из этих документов вначале рассмотрим правовое положение раненых и больных.

Международное гуманитарное право к раненым и больным относит лиц, как военнослужащих, так и гражданских, которые вследствие трав- мы, болезни или другого физического или психического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий. В это понятие, кроме того, входят лица, потерпевшие кораблекрушение, которые подвергаются опасности на море или в других водах, беременные женщины, роженицы, новорожденные дети, а также другие лица, нуждающиеся в медицинской помощи. Режим раненых и больных распространяется и на личный состав ополчений и добровольческих отрядов, партизан, лиц, следующих за воо- руженными силами, но не входящих в их состав, на военных корреспон- дентов, личный состав служб, на которые возложено обслуживание воо- руженных сил, на членов экипажей торгового флота, а также население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие для борьбы с вторгшимися войсками, если оно при этом носит оружие и соблюдает принципы МГП.

Принцип защиты жертв войны обязывает воюющих охранять ин- тересы названных лиц, обращаться с ними при всех обстоятельствах гуманно и предоставлять им в максимально возможной мере и в крат-


 

чайшие сроки медицинскую помощь и уход. Между ними не должно проводиться никакого различия, независимо от цвета кожи, пола, национального и социального происхождения, политических, рели- гиозных и других убеждений. Причем такая защита обеспечивается не только в случае войны, но и всякого иного вооруженного конфликта между двумя или несколькими договаривающимися сторонами, даже если одна из них не признает состояния войны. Нормы о защите жертв войны применяются ко всем случаем оккупации, даже если эта окку- пация не встретит никакого вооруженного сопротивления.

Важно подчеркнуть, что МГП обязывает также и нейтральные госу- дарства применять его положения к раненым и больным, т.е. обеспе- чивать их международно-правовую защиту. При этом раненые и боль- ные не могут отказываться частично или полностью от прав, которые для них определены международными конвенциями.

Если раненые и больные одной воюющей стороны окажутся во вла- сти другой воюющей стороны, они считаются военнопленными и к ним будут применяться нормы международного права, касающиеся воен- нопленных.

В отношении раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекру- шение, а также лиц, которые приравнены к ним по правовому поло- жению, запрещаются следующие действия: посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийст- ва, увечья, жестокое обращение, пытки, истязания, надругательство над человеческим достоинством, взятие заложников, коллективные наказания, угрозы совершить любое из перечисленных деяний, прове- дение медицинских или научных экспериментов, лишение права на бес- пристрастное и нормальное судопроизводство, применение практики апартеида и другие негуманные и унижающие действия, оскорбляющие достоинство личности, основанные на расовой дискриминации.

МГП обязывает воюющих принимать все возможные меры к тому, чтобы разыскивать и подбирать раненых и больных, ограждать их от ог- рабления и дурного обращения. При этом воюющие стороны могут об- ращаться к местным жителям с просьбой подбирать и ухаживать под их контролем за ранеными и больными, предоставляя лицам, изъявившим желание выполнять такую работу, необходимую помощь и льготы.

Военные власти должны разрешать гражданскому населению и благо- творительным обществам, даже в районах вторжения или оккупирован- ных районах, по собственной инициативе подбирать раненых и больных и ухаживать за ними. При этом никто из таких лиц не должен подвергаться преследованию или быть осужденным за то, что он ухаживал за ранеными


 

или больными. В тех случаях, когда позволяют обстоятельства войны, стороны должны заключать соглашения о перемирии или о прекращении огня или же местные соглашения для того, чтобы подобрать раненых, больных, оставшихся на поле боя, транспортировать их, обеспечить доступ к ним медицинского персонала, а также произвести обмен ими.

Государства, находящиеся в конфликте, должны по возможности осуществлять регистрацию данных о попавших в плен раненых, боль- ных, с тем чтобы в последующем в установленном порядке передать их государству, гражданами которого они являются.

МГП предписывает воюющим государствам создавать медицинские формирования, как военные, так и гражданские, для розыска, подбира- ния, транспортировки, лечения раненых и больных. Они должны быть размещены так, чтобы не подвергаться опасности в случае нападения противника на военные объекты.

Медицинский персонал, предназначенный для розыска и подби- рания, транспортировки или лечения раненых и больных и принадле- жащий исключительно к администрации санитарных формирований, находится под защитой МГП. Такая защита обеспечивается и в том слу- чае, если: а) личный состав санитарного формирования или учреждения вооружен и пользуется своим оружием для самообороны или защиты своих раненых или больных; б) ввиду отсутствия вооруженных санита- ров формирование или учреждение охраняется пикетом, часовыми или конвоем; в) в формировании или учреждении будут найдены ручное оружие и боевые припасы, снятые с раненых или больных и не сданные еще по принадлежности; г) в формировании или учреждении находятся личный состав и имущество ветеринарной службы, не являющиеся его неотъемлемой частью; д) гуманитарная деятельность санитарных формирований и учреждений или их персонала распространяется на ра- неных и больных гражданских лиц.

К личному составу санитарных формирований и учреждений в своих правах приравниваются личный состав добровольческих обществ помо- щи, уполномоченных своим правительством, а также организации Крас- ного Креста и соответствующие им другие национальные общества.

В содержание принципа защиты жертв войны входит также обеспе- чение воюющими правового режима военнопленных. Из смысла МГП вытекает, что правами военнопленных пользуются комбатанты (ст. 44 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям о защите жертв войны). Женевская конвенция об обращении с военнопленными (ст. 4) более конкретно говорит о том, кто считается военнопленным. Это попавшие во власть неприятеля лица, принадлежащие к личному


 

составу вооруженных сил воюющего государства, ополчения, добро- вольческих отрядов, движений сопротивления; партизаны, а также лица, сопровождающие вооруженные силы, но не входящие в их состав непосредственно, члены экипажей судов торгового флота и др.

Говоря о правовом режиме военнопленных, нужно подчеркнуть, что нормы МГП исходят из того, что военнопленные находятся во вла- сти неприятельского государства, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. Именно государства должны обеспечивать соблюдение надлежащего правового режима военнопленных и нести ответственность за его нарушения.

В основе правового статуса рассматриваемой категории лиц лежит норма, согласно которой с военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Никакие физические или моральные пытки и никакие другие меры принуждения не могут применяться к военнопленным для получе- ния от них каких-либо сведений. Военнопленные не могут быть подверг- нуты научным или медицинским опытам, физическому калечению.

МГП запрещает осуществлять дискриминацию военнопленных по признакам расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений и т.д. К женщинам оно предписывает относиться со всем полагающимся их полу уважением. При этом обращаться с ними долж- ны не хуже, чем с мужчинами.

После взятия в плен военнопленные эвакуируются в лагеря, кото- рые должны быть расположены достаточно далеко от зоны военных действий. Военнопленные не могут посылаться в районы, где они мог- ли бы подвергаться действию огня, а также не должны использоваться для прикрытия каких-либо пунктов или районов военных операций. Условия размещения военнопленных в лагерях должны быть не ме- нее благоприятными, чем условия, которыми пользуются войска не- приятеля, расположенные в той же местности. Они должны устанавли- ваться с учетом привычек и обычаев военнопленных и не должны быть вредными для их здоровья. Военнопленным должно быть разрешено ношение знаков отличия и государственной принадлежности. Они имеют право на переписку, получение индивидуальных или коллек-

тивных посылок, содержащих продукты питания, медикаменты.

Лагерь для военнопленных должен возглавляться офицером из со- става регулярных вооруженных сил воюющего государства. Начальник несет ответственность за то, чтобы персонал лагеря знал и правильно применял конвенции, определяющие положение военнопленных.

Нормы МГП содержат ряд положений, касающихся дисциплины военнопленных. Военнопленные должны подчиняться законам, уставам


 

и приказам, действующим в вооруженных силах держащего в плену го- сударства. В каждом случае нарушения ими дисциплины производится расследование. За один и тот же проступок или по одному и тому же об- винению военнопленные могут быть наказаны только один раз. Всякого рода правила, приказы, объявления и извещения, касающиеся поведения военнопленных, должны им сообщаться на понятном для них языке.

Нормы МГП подробно регламентируют вопросы, относящиеся к ра- боте военнопленных, а также к обеспечению их питанием, одеждой.

Военнопленные освобождаются и репатриируются по прекраще- нии военных действий. Однако те из них, против кого возбуждено уголовное преследование, могут быть задержаны до окончания суда или до отбытия ими наказания.

Исключительно важным элементом принципа защиты жертв войны является международно-правовая охрана гражданского населения. На недопустимость нападения воюющих сторон на мирное население указывалось еще в Петербургской декларации об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г. В ней отмечалось, что «един- ственная законная цель, которую должны иметь государства во время войны, состоит в ослаблении военных сил неприятеля». В последую- щем это положение нашло подтверждение и дальнейшее развитие в Гаагских конвенциях 1907 г., Женевской конвенции о защите граж- данского населения во время войны 1949 г., а также в Дополнительных протоколах 1977 г. В частности, в ст. 51 Дополнительного протокола I содержится норма, согласно которой «гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападений». Эволюция этой нормы основывается на учете исторического опыта современных вооруженных конфликтов, свиде- тельствующих о всевозрастающих масштабах жертв среди гражданского населения. Если в Первую мировую войну военные потери составля- ли 95%, а потери среди гражданского населения – 5%, то во Второй мировой войне военные потери равнялись 52%, а гражданские возрос- ли до 48%. Причем тенденция к увеличению потерь среди гражданско- го населения имела место и в последующих войнах: во время войны в Корее военные потери составили 16, а гражданские – 84%; в период агрессии США во Вьетнаме они составляли соответственно 10 и 90%, в ходе агрессивной войны Израиля в Ливане удельный вес жертв среди гражданского населения увеличился до 95%.

В МГП содержится определение гражданского населения. Под ним понимаются гражданские лица, не принадлежащие ни к одной категории участников вооруженного конфликта и непосредственно не принимающие


 

участие в военных действиях. Присутствие среди гражданского населе- ния отдельных военных лиц не лишает это население его гражданского характера, а если возникает сомнение относительно того, является ли какое-либо лицо гражданским, то оно должно признаваться таковым. Правовая защита гражданского населения осуществляется в воо- руженных конфликтах как международного, так и немеждународного характера, даже в том случае, если одна из воюющих сторон не признает состояния войны. При этом гуманитарные нормы касаются всего насе- ления находящихся в конфликте сторон, без какой-либо дискриминации по признакам расы, национальности, религии или политических убежде- ний. Они направлены на то, чтобы способствовать смягчению порождае- мых войной страданий гражданского населения, особенно детей. В связи с этим воюющие государства обязаны принимать необходимые меры, чтобы дети до 15 лет, осиротевшие или разлученные со своими семьями вследствие войны, не были предоставлены сами себе, чтобы облегчить при всех обстоятельствах их содержание и воспитание (ст. 24 Женевской

конвенции о защите гражданского населения во время войны).

К гражданскому населению не должны применяться никакие меры ни физического, ни морального порядка в целях получения от них или от третьих лиц каких-либо сведений.

Воюющим государствам в ходе вооруженного конфликта запре- щается причинять физические страдания гражданскому населению или принимать какие-либо меры, приводящие к его гибели. Это за- прещение распространяется не только на убийства, пытки, телесные наказания, увечья, медицинские, научные опыты, но равным образом и на всякое другое насилие со стороны гражданских или военных представителей воюющей стороны.

Кроме того, в отношении гражданского населения запрещаются следующие действия: коллективные наказания, использование голо- да среди гражданского населения в качестве метода ведения войны, физическое или моральное воздействие, террор, грабеж, взятие за- ложников. Воюющие стороны не должны использовать передвижение гражданского населения или отдельных гражданских лиц для защиты определенных объектов, пунктов или районов от нападения.

Нужно иметь в виду, что правовая защита гражданского населения должна обеспечиваться и на временно оккупированной противником территории, даже если оккупация не встретит никакого вооруженного сопротивления. Причем территория признается занятой, если она действительно находится во власти неприятельской армии, т.е. где такая власть установлена и в состоянии действовать.


 

Оккупационные власти в соответствии с нормами международного права обязаны принять все зависящие от них меры к тому, чтобы, на- сколько возможно, восстановить и обеспечить общественный порядок и общественную жизнь, уважая существующие в стране законы. Честь и семейные права, жизнь отдельных лиц, равно как и религиозные убеждения и отправления обрядов веры, должны быть уважаемы.

Таким образом, суверенитет государства на территорию, которая временно захвачена противником, автоматически не переходит к окку- панту. В дальнейшем судьба такой территории решается, как правило, мирным договором.

Постановления уголовного порядка, издаваемые оккупирующим государством, вступают в силу только после того, как они будут опубли- кованы и доведены до сведения на национальном языке населения.

Оккупирующее государство обязано обеспечить снабжение граж- данского населения продовольствием и медикаментами. Оно может реквизировать продовольственные запасы, медикаменты, находящиеся на оккупированной территории, только с учетом нужд гражданско- го населения. Причем в последующем оккупирующее государство должно принять меры для обеспечения того, чтобы реквизиция была справедливо возмещена. На оккупированной территории должна быть обеспечена деятельность медицинских учреждений и служб.

Запрещаются под каким бы то ни было предлогом угон, а также депортирование (высылка) гражданского населения из оккупиро- ванной территории на территорию оккупирующего государства или на территорию любого другого государства. Вместе с тем может произ- водиться полная или частичная эвакуация какого-либо определенного оккупированного района для обеспечения безопасности населения, а также при наличии веских причин военного характера. В таких слу- чаях гражданское население может быть перемещено только в глубь оккупированной территории, за исключением тех случаев, когда сде- лать это практически невозможно. Эвакуированное в таком порядке население должно быть возвращено на свои прежние места немедленно после того, как боевые операции в этом районе будут закончены.

Оккупирующая держава не вправе принуждать покровительствуе- мых лиц служить в ее вооруженных силах. Не допускается оказание давления на гражданское население с целью добиться добровольного поступления его в армию неприятельского государства.

В соответствии с нормами МГП на оккупированной территории запрещаются следующие действия: уничтожение движимого и недви- жимого имущества, являющегося государственной, коллективной или


 

частной собственностью неприятельской державы и ее отдельных лиц; взятие заложников из числа гражданских лиц; изменение статуса долж- ностных лиц или судей, применение к ним санкций или каких-либо мер принуждения, проведение дискриминации по той причине, что они воздерживаются от выполнения своих обязанностей по соображе- ниям совести; проведение всякого рода мероприятий, направленных на то, чтобы вызвать безработицу или ограничить возможность работы для граждан оккупированной территории с целью заставить их работать на оккупирующую державу.

Оккупант может привлекать гражданское население к трудовой дея- тельности, за исключением выполнения работы, которая вынуждала бы его принимать участие в военных операциях. Работа должна выполнять- ся в пределах оккупированной территории, на которой находятся данные лица. Она должна справедливым образом оплачиваться и соответство- вать физическим и интеллектуальным способностям работников.

Воюющие государства могут как на оккупированной территории, так и вне ее интернировать гражданское население. Интернированные полностью сохраняют свою гражданскую правоспособность и осущест- вляют вытекающие отсюда права в той мере, в какой это будет совмес- тимо с интернированием. При этом интернированные будут бесплатно обеспечиваться средствами, необходимыми для их содержания, а также медицинской помощью. Места интернирования не должны находить- ся в районах, особо подвергающихся военной опасности. При этом интернированные должны размещаться отдельно от военнопленных и лиц, лишенных свободы, и иметь свою администрацию.

Международное право, применяемое в период вооруженных кон- фликтов, содержит нормы, в соответствии с которыми воюющая сто- рона несет ответственность за обращение своих представителей с гра- жданским населением, причем это не снимает личной ответственности с этих представителей.

Говоря о защите гражданского населения в период вооруженных конфликтов, нельзя не упомянуть об охране нормами международного права окружающей среды, т.е. среды обитания гражданского населения. В ст. 55 Дополнительного протокола I 1977 г. впервые в МГП закреплена норма, которая предписывает при ведении военных действий проявлять заботу о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба. Такая защита включает запрещение использова- ния методов или средств ведения войны, которые имеют целью причи- нить или, как можно ожидать, причинят такой ущерб природной среде и тем самым нанесут ущерб здоровью или выживанию населения.


 

Таким образом, анализ международно-правовых норм о правовом положении раненых, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, военнопленных и гражданского населения со всей очевидностью под- тверждает вывод о существовании в МГП принципа защиты жертв вой- ны, содержащего комплекс мер, которые обязаны соблюдать воюющие стороны в период вооруженных конфликтов.

 

 

§ 6. Защита гражданских объектов










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 296.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...