Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В международном праве окружающей среды




Вода – как объект охраны в МПОС имеет важнейшее значение для сохранения биологического разнообразия во всех средах – от пре- сноводных озер и рек до горных районов, болот, эстуариев, прибреж- ных зон и океанов.

В мире насчитывается 261 международный речной бассейн. На их долю приходится 60% мирового стока пресной воды и 45% поверхности Земли в 145 странах.


 

Генеральная Ассамблея ООН объявила 22 марта Всемирным днем водных ресурсов (Резолюция 47/193 от 22 декабря 1992 г.). Целью проведения этого Дня является повышение осведомленности о том, в какой степени освоение водных ресурсов способствует повышению уровня продуктивности экономики и социального благосостояния.

Отправной точкой построения новых мировых отношений в сфере использования, восстановления и охраны водных ресурсов послу- жила Дублинская конференция 1992 г., на которой было принято Дублинское заявление по водным ресурсам и устойчивому разви- тию. Эти принципы получили свое развитие в главе 18 «Повестки дня на XXI век», принятой в Рио-де-Жанейро, на второй (1994 г.) и шестой (1998 г.) сессиях Комиссии ООН по устойчивому развитию и на Спе- циальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1997 г.

Согласно Киотской декларации Всемирного форума по водным ресурсам 2003 г. проблема обеспечения запасов чистой пресной воды по причине опережающего роста спроса на воду и загрязнения озер и рек приобретет большую остроту. В декабре 2003 г. Генеральная Ас- самблея ООН объявила 2005–2015 гг. Международным десятилетием действий «Вода для жизни», координатором которого является Ме- ханизм «ООН – водные ресурсы» как межучрежденческий механизм, содействующий согласованию и координации деятельности ООН, нацеленной на реализацию повестки дня, которая была определена в Декларации тысячелетия (Резолюция 55/2 Генеральной Ассамб- леи от 8 сентября 2000 г.) и на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в 2002 г., применительно к задачам в области водоснабжения и санитарии.

В своей Резолюции 59/228 от 22 декабря 2004 г. Ассамблея призвала систему ООН активизировать усилия, с тем чтобы на основе исполь- зования имеющихся ресурсов и добровольных взносов сделать это десятилетие десятилетием выполнения данных обещаний.

При осуществлении деятельности, которая оказывает или может оказывать трансграничное воздействие, международно-правовое ре- гулирование использования трансграничных вод осуществляется Кон- венцией ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 18 сентября 1992 г. и Конвенцией о праве использования международных водотоков, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 21 мая 1997 г.».

Общие принципы и факторы справедливого и разумного распре- деления трансграничных водных ресурсов, обязательства и процедуры взаимодействия по использованию, восстановлению и охране транс-


 

граничных водотоков определены в Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г. (Водная кон- венция 1992 г.) и в пересмотренном Протоколе по разделяемым водо- токам СРЮА 2000 г. Водная конвенция 1992 г. стремится установить рамки сотрудничества в наблюдении и оценке, совместных исследова- ниях и информационном обмене между прибрежными государствами. На такие государства, согласно ее положениям, возлагаются основные обязанности по предотвращению, контролю и снижению экологиче- ских воздействий международного масштаба (особенно это относится к загрязнению воды) на совместно используемые водные ресурсы. Эти обязанности должны выполняться путем использования соответ- ствующих приемов природопользования, в том числе планирования оценки экологического воздействия и планирования непредвиденных ситуаций, а также путем введения низкоотходных или безотходных технологий и снижения загрязнения окружающей среды из точечных и диффузных источников.

Протокол о гражданской ответственности и компенсации за ущерб, причиненный трансграничным воздействием промышленных аварий на трансграничные воды, 2003 г. устанавливает режим возмещения экологического вреда в результате аварийного загрязнения пресных трансграничных вод. Особенностью Протокола об ответственности является то, что его разработка и принятие происходили под эгидой сразу двух «экологических» конвенций ЕЭК ООН: Водной конвен- ции 1992 г. и Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий 1992 г. Последняя применяется в отношении предотвращения промышленных аварий, обеспечения готовности к ним и ликвидации последствий, имеющих трансграничный характер. Целью Конвенции является содействие международному сотрудничеству в деле защиты людей и окружающей среды от промышленных аварий путем пре- дотвращения таких аварий, насколько это возможно, сокращения их числа и серьезности, а также смягчения их воздействия.

Значение для защиты и сохранения трансграничных вод имеют также:

Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансгра- ничном контексте 1991 г. с Протоколом по стратегической экологической оценке 2003 г. Конвенция закрепляет обязательства участвующих в ней

стран в отношении оценки воздействия на окружающую среду на ранних стадиях планирования. Она также содержит общие обязательства госу- дарств уведомлять и консультироваться друг с другом по всем крупным проектам при их рассмотрении, которые могли бы иметь значительное


 

воздействие на окружающую среду, выходящее за рамки территориаль- ных границ планирующего такую деятельность государства;

Конвенция о доступе к информации, участии общественности в про- цессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, 1998 г. с Протоколом о регистрах выбросов и пере- носа загрязнителей 2003 г. Конвенция явилась первым международ- ным соглашением, обеспечивающим права общественности на доступ

к экологической информации и участие в принятии соответствующих решений и в то же время обязывающим участвующих в ней государств предусмотреть правовые и организационные гарантии для практиче- ской реализации такого рода прав.

Одним из международных инструментов, который регулирует со- вместное использование международных водных ресурсов, является Конвенция ООН о ненавигационных видах использования международных водотоков 1997 г., где определены два ключевых принципа совместного водопользования: «равноправное и разумное использование» и «обя- зательство не причинять существенный вред» соседям. Под водото-

ком понимается система не только поверхностных, но и подземных вод, образующих единое целое и обычно текущих к одному выходу. Международными являются водотоки, части которых расположены в разных государствах. Режим таких водотоков определяется соглаше- нием государств, с территорией которых они связаны. Каждое такое государство обладает правом на участие в соглашении. Государства обязаны использовать водотоки таким образом, чтобы обеспечить им необходимую охрану. Они обязаны участвовать в охране водотоков на справедливой основе, сотрудничать для достижения этой цели.

В основу большого числа соглашений, включая Конвенцию ООН о несудоходном использовании международных водотоков 1997 г., легли Правила, разработанные и принятые неправительственной ме- ждународной организацией – Ассоциацией международного права. Ассоциация разработала и приняла в 1966 г. Хельсинкские прави- ла пользования водами международных рек. В последующие после принятия Хельсинкских правил годы Ассоциация выработала более 14 дополнительных рекомендаций, устанавливающих правила по раз- личным аспектам охраны и использования международных водотоков. Все эти нормы были приведены в систему и представлены в едином документе Ассоциации под названием «Консолидация правил АМП относительно международных водных ресурсов» 1999 г. В августе 2004 г. на Берлинской конференции Ассоциации были приняты новые Пра- вила, касающиеся водных ресурсов.


 

Комиссия международного права ООН в октябре 2008 г. передала на рассмотрение делегатов Шестого комитета Генеральной Ассамблеи ООН проект Конвенции о праве трансграничных водоносных горизонтов. В проекте Конвенции подчеркивается важность ресурсов грунтовых вод во всех регионах мира для жизни и развития человечества. В нем говорится, что каждое государство обладает суверенитетом над частью трансграничного водоносного горизонта или системы водоносных горизонтов, расположенной в пределах его территории. При этом предлагается использовать их в соответствии с принципами, изло- женными в проекте Конвенции. В проекте также подчеркивается, что государства водоносного горизонта принимают все надлежащие меры для защиты и сохранения экосистем, которые находятся в пределах их трансграничных водоносных горизонтов или систем водоносных горизонтов или зависят от них, в том числе меры для обеспечения того, чтобы качество и количество воды, остающейся в водоносном горизонте или системе водоносных горизонтов, а также воды, высво- бождаемой через их зоны разгрузки, были достаточными для защиты и сохранения таких экосистем.

Правовой режим подавляющего числа международных рек регули- руется договорами, заключенными между прибрежными государства- ми. Иное положение существует, когда такого регулирования на дан- ный момент не требуется, поскольку та или иная международная река в силу своего незначительного хозяйственного значения или по иным причинам не используется в промышленных или сельскохозяйствен- ных целях. Если же интересы прибрежных государств того требуют, каждое из них вправе и обязано договориться с другими заинтересо- ванными государствами об урегулировании совместного использова- ния вод данной реки (например, Бернская конвенция о защите Рейна от загрязнений 1963 г.).

Ресурсы пресной воды являются одним из приоритетных направ- лений работы в международных организациях. Например, в рамках деятельности, касающейся политики и стратегии в области водных ресурсов, ЮНЕП изучает проблемы неадекватности их объема, ухудше- ния их качества и недостаточного доступа к ним, а также способствует более глубокому пониманию взаимосвязи между вопросами ресурсов пресной воды, прибрежных районов и морской среды. К числу важ- нейших мероприятий, связанных с водными ресурсами, относятся следующие: Глобальная оценка международных вод; Глобальная про- грамма действий по защите морской среды от загрязнения в результате осуществляемой на суше деятельности; Программа по качеству пре-


 

сной воды, осуществляемая в рамках Глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС/водные ресурсы); Проект по плотинам и гражданскому строительству.

 

 

§ 10. Охрана воздушной среды, климата и озонового слоя Земли

Воздушная среда является общим достоянием человечества. В 1979 г. была подписана Конвенция ОБСЕ о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. Существенный прогресс в регулировании вы- броса отдельных веществ в атмосферу был достигнут с подписанием протоколов к Конвенции: о борьбе с подкислением, эвтрофикацией и приземным озоном 1999 г., по стойким органическим загрязнителям 1998 г., по тяжелым металлам 1998 г., относительно дальнейшего сокра- щения серы 1994 г., об ограничении выбросов летучих органических соединений или их транспортных потоков 1991 г., об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков 1988 г., о со- кращении выбросов серы или их трансграничных потоков по меньшей мере на 30% 1985 г., касающийся долгосрочного финансирования совместной программы наблюдения и оценки распространения за- грязнителей воздуха на большие расстояния в Европе (ЕМЕП) 1984 г. Трансграничным считается загрязнение атмосферного воздуха одного государства в результате переноса вредных веществ, источник которых расположен на территории другого государства.

С охраной атмосферного воздуха тесно связано человеческое воз- действие на климат и погодные условия. Важным направлением явля- ется международное сотрудничество в противодействии нарастанию парникового эффекта, т.е. глобального потепления в результате насы- щения атмосферы двуокисью углерода, основным источником кото- рой являются автотранспорт и промышленность государств. В 1992 г. принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата. Ее целью является стабилизация парникового эффекта на уровне, который не до- пускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую среду. 11 декабря 1997 г. подписан Протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, названный Киотским протоколом. Основной целью Киотского протокола является достижение окончательной цели Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИИ), а именно

«стабилизация концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздей- ствия на климатическую систему». Указанные в Киотском прото-


 

коле инструменты не только затрагивают природоохранную сферу, но и способны оказывать существенное влияние на социально-эконо- мическое развитие государств, а также на их коммерческие и торговые взаимоотношения с другими членами мирового сообщества. К числу наиболее значимых положений Киотского протокола следует отнести те, которые конкретизируют процедуру и порядок торговли единицами сокращений выбросов парниковых газов.

На Конференции ООН по изменению климата в 2007 г. одобрена Балийская «Дорожная карта», которая является основой будущего все- объемлющего  соглашения,  призванного  заменить  Киотский  протокол после истечения его срока действия в 2012 г. Она содержит повестку дня будущих переговоров и отводит два года на их завершение. Главные во- просы будущего соглашения: адаптация к последствиям климатических изменений,  сокращение  выбросов  парниковых  газов,  развитие  чистых технологий и финансирование мер по адаптации и снижению эмиссий. С охраной атмосферного воздуха на международном уровне связана еще одна проблема – сохранение озоновой оболочки Земли, расположен- ной в верхних слоях атмосферы на высоте примерно 15–20 км над зем- ной поверхностью. В начале 70-х гг. XX в. мир впервые узнал о том, что выбросы химических веществ, именуемых «хлорфторуглеродами» (ХФУ) и применяемых при эксплуатации холодильников и кондиционеров и при изготовлении товаров в аэрозольных упаковках, наносят ущерб озоново- му слою стратосферы. Истощение озонового слоя ведет к повышению уровня  ультрафиолетового  облучения,  которое  отрицательно  сказыва- ется на жизни людей, росте растений и состоянии морских экосистем. Под влиянием деятельности человека озоновый слой существенно исто-

щился, над некоторыми районами появились «озоновые дыры».

Согласно Венской конвенции об охране озонового слоя 1985 г. государ- ства принимают меры для защиты здоровья человека и окружающей среды от неблагоприятных последствий, вызванных изменениями озонового слоя. В этих целях участники Конвенции:

• осуществляют сотрудничество и исследования, обмениваются информацией о состоянии озонового слоя, воздействии на него дея- тельности человека и последствиях, связанных с изменением озонового слоя, для здоровья человека и окружающей среды;

• принимают законодательные или административные меры и со- трудничают в области контроля, ограничения, сокращения и предотвра- щения деятельности, наносящей урон состоянию озонового слоя;

• сотрудничают в разработке согласованных мер, процедур и стан- дартов в целях эффективного выполнения Конвенции.


 

В 1987 г. был подписан Монреальский протокол к Конвенции об ох- ране озонового слоя 1985 г. относительно веществ, приводящих к исто- щению озонового слоя, направленный на повышение роли и значения Венской конвенции. В 1994 г. Генеральная Ассамблея провозгласила 16 сентября (день принятия Протокола) Международным днем охраны озонового слоя (Резолюция ГА 49/114).

В результате изменения климата и деятельности человека в настоя- щее время продолжается процесс деградации земли (опустынивания). В основе всех видов деятельности по борьбе с опустыниванием в между- народных отношениях лежит Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и (или) опусты- нивание, особенно в Африке, 1994 г. В ней делается акцент на улучшение плодородия, восстановление, охрану и рациональное использование земель и водных ресурсов. В Конвенции подчеркивается участие местно- го населения в создании «пригодной для обитания окружающей среды»,

чтобы оно своими силами смогло обратить вспять процесс истощения земель. В ней содержатся обязательства по подготовке и осуществлению подверженными опустыниванию странами национальных программ действий. В борьбе с опустыниванием оказывает помощь ряд учреж- дений ООН. Например, ПРООН финансирует деятельность по борьбе с опустыниванием через Бюро по вопросам Судано-Сахельского рай- она (ЮНСО), которое помогает в разработке политических установок, предоставляет технические консультации, а также оказывает поддержку программ по борьбе с опустыниванием и рациональному использованию засушливых земель.

Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 17 июня Всемирным днем борьбы с опустыниванием и засухой в 1995 г. (Резолюция 49/115) в связи с годовщиной со дня принятия Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием 17 июня 1994 г., а 19 декабря 2007 г. провозгласила период 2010–2020 гг. Десятилетием ООН, посвященным пустыням и борьбе с опустыниванием, исходя из рекомендации, вынесенной Советом управляющих ЮНЕП (Резолюция 62/195). Высказывая эту рекомендацию, Совет управляющих в своем Решении 24/14 от 9 фев- раля 2007 г. подтвердил свою приверженность делу содействия борьбе с опустыниванием, искоренения крайней нищеты, содействия устой- чивому развитию в пустынях и засушливых районах, а также улучшения жизни затронутых групп населения.

Под угрозу существования всего живого на Земле поставила опас- ность радиационного загрязнения окружающей среды, включая воздушную среду. Ядерные взрывы не только отрицательно отражаются на здоро-


 

вье ныне живущих людей, но и угрожают последующим поколениям. Основными актами в сфере ядерной безопасности являются: Кодекс поведения по обеспечению безопасности и сохранности радиоактивных источников 2004 г., Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1997 г., Конвенция о дополнительном возмещении за ядерный ущерб 1997 г., Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами 1997 г., Договор о безъядерной зоне южной части Тихого океана 1995 г. и Протоколы к нему, Конвенция о ядерной безопасности 1994 г., Конвенция о помощи в случае ядерной или ра- диационной аварийной ситуации 1991 г., Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии 1991 г., Конвенция о помощи в случае ядерной или радиационной аварийной ситуации 1986 г., Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г., Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г., Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г. и др.

 

 

§ 11. Животный и растительный мир










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 232.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...