Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В международном праве окружающей среды




Отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого су- ществования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и защиты животного мира регулируются на универсальном, региональном и двустороннем уровнях.

Международные договоры, действующие в этой области, можно разделить следующим образом:

1) договоры, направленные на охрану флоры и фауны в целом:

• Конвенция о сохранении фауны и флоры в их природном со- стоянии 1933 г.;

• Конвенция об охране природы и сохранении животного мира в Западном полушарии 1940 г.;

• Международная конвенция об охране птиц 1950 г.;

• Европейская конвенция о защите животных при международной перевозке 1968 г.;

• Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц 1971 г.;


 

• Конвенция об охране культурного и природного наследия 1972 г.;

• Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой уничтожения 1973 г. (СИТЕС);

• Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.;

• Европейская конвенция по охране дикой флоры, фауны и при- родных сред обитания 1979 г.;

• Соглашение о тропических лесах 2006 г.;

• Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г. и Картахен- ский протокол по биобезопасности, а также др.;

2) договоры, охраняющие одну популяцию:

• Международная конвенция по регулированию китобойного про- мысла 1946 г.;

• Временная конвенция о сохранении котиков северной части Тихого океана 1957 г.;

• Конвенция о сохранении тюленей Антарктики 1972 г.;

• Соглашение между Правительством Союза Советских Социали- стических Республик и Правительством Соединенных Штатов Амери- ки о промысле королевского краба и крабов-стригунов 1973 г.;

• Конвенция об охране и рациональном использовании ламы- витони 1979 г.;

• Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г.;

• Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана 1992 г.;

• Межамериканская конвенция по охране и сохранению морских черепах 1996 г. и др.

Целью международного сотрудничества является сохранение дикой флоры и фауны и их природных районов обитания. Особое внимание уделяется исчезающим и уязвимым видам, включая и мигрирующие. Государства берут на себя обязательства осуществлять меры для со- хранения популяций дикой флоры и фауны или ее адаптации на не- обходимом уровне.

Конвенция о биологическом разнообразии устанавливает в том числе обязательства по сохранению и разумному использованию при- родных ресурсов, по идентификации и наблюдению биологического разнообразия, по проведению исследований, а также обязательства в области народного образования, информирования общественности и обязанности по оценке экологического воздействия видов деятель- ности, могущих угрожать биологическому разнообразию. Имеются


 

также общие положения, касающиеся доступа к генетическим ресурсам и соответствующей технологии, заимствования подобной технологии, в том числе биотехнологии, а также относящиеся к международному сотрудничеству и обмену информацией.

20 декабря 2000 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 22 мая (день принятия Конвенции о биологическом разнообразии) Между- народным днем биологического разнообразия (Резолюция 55/201), а 20 декабря 2006 г. Генеральная Ассамблея провозгласила 2010 г. Меж- дународным годом биоразнообразия (Резолюция 61/203). Она назначила секретариат Конвенции о биологическом разнообразии координатором Международного года биоразнообразия и предложила секретариату сотрудничать с другими соответствующими органами ООН, многосто- ронними природоохранными соглашениями, международными органи- зациями и другими заинтересованными сторонами в целях привлечения большего международного внимания к проблеме продолжающейся утраты биоразнообразия.

Создание эффективной основы для сотрудничества и консультаций между производителями и потребителями тропической древесины, содей- ствие расширению международной торговли, поощрение и поддержание исследований и разработок с целью рационального использования лесов и освоения запасов древесины осуществляются на основе международ-

ных соглашений по тропической древесине 1983 г., 1994 г., а затем 2006 г.

В соответствии с Соглашением 1983 г. была создана Международная организация по тропической древесине (International Tropical Timber Organization – ITTO). Штаб-квартира этой организации с 1985 г. распо- ложена в г. Йокогаме, Япония. Генеральная Ассамблея ООН 20 декабря 2006 г. провозгласила 2011 г. Международным годом лесов (Резолюция 61/193). Секретариат Форума ООН по лесам Департамента по экономиче- ским и социальным вопросам выступит в роли координатора проведения года в сотрудничестве с правительствами, международными региональны- ми и субрегиональными организациями и процессами, совместным парт- нерством по лесам, а также соответствующими основными группами.

Сотрудничество государств в сфере охраны растительного мира так- же осуществляется Региональной конвенцией по управлению и сохра- нению природных лесных плантаций в Центральной Америке 1993 г., Конвенцией о создании Европейской и Средиземноморской органи- зации по защите растений 1951–1955 гг., Международной конвенцией по защите растений 1951 г. (дополнена в 1979 и в 1997), Соглашением о сотрудничестве в применении карантина растений и их охране от вре- дителей и болезней 1959 г. и др.


 

§ 12. Международно-правовое регулирование обращения с опасными и токсическими отходами

Опасные и токсические отходы, их трансграничная перевозка и уда- ление – это одна из актуальных проблем современного мира. Несмотря на развитие технологий по их переработке, рост человеческих потреб- ностей и возможностей порождает новое поколение не подлежащих переработке отходов, скапливающихся в больших объемах. Рост объ- емов отходов и их оборот на Земле продолжается экспоненциально. Как отмечается в докладе первой Конференции сторон Базельской конвенции 1992 г., основное производство отходов приходится на про- мышленно развитые страны, большинство из которых являются члена- ми Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В начале 90-х гг. объем производимых во всем мире опасных отходов составлял примерно 400 млн т в год, из которых около 300 млн т были произведены в странах ОЭСР.

Международно-правовое регулирование обращения отходов осуще- ствляется на универсальном, региональном и двустороннем уровнях. Основным универсальным инструментом, устанавливающим режим ме- ждународного оборота опасных отходов, является Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением 1989 г. (Конвенция не распространяет свое действие на ядерные отходы, а также на отходы, образующиеся вследствие эксплуатации морского транспорта). В соответствии п. 1 ст. 2 Конвенции отходы – это веще- ства или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления

или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства. Под понятие «опасные отходы» подпадают:

а) отходы, входящие в любую категорию, указанную в Приложении I Базельской конвенции, а также отходы, которые непосредственно не могут быть опасными, но могут быть в составе опасных веществ (например, отходы, произведенные в результате обработки металлов и пластика; отходы, произведенные вследствие переработки произ- водственных отходов, и т.д.);

б) отходы, признанные в качестве таковых внутренним законода- тельством государства экспорта, импорта или транзита.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Конвенции трансграничная перевозка представляет собой перемещение опасных и других отходов из района, находящегося под национальной юрисдикцией одного государства, в район или через район, находящийся под национальной юрисдикци- ей другого государства, либо в район или через район, не находящийся


 

под национальной юрисдикцией какого-либо государства, при усло- вии, что такая перевозка зарегистрирована по крайней мере в двух государствах. В ст. 6 Конвенции изложены требования, обязательные для сторон при трансграничной перевозке между ними.

Под удалением понимается операция, определенная в Приложе- нии IV Базельской конвенции. Приложение разделено на две секции: секция А включает традиционные формы удаления отходов, не пред- полагающие повторное использование; секция В охватывает действия, которые ведут к повторному или альтернативному использованию сырья в форме рециркуляции или восстановления.

Протокол об ответственности и компенсации за ущерб, причиненный трансграничными перевозками опасных отходов и их удалением, 1999 г. регламентирует  помимо  ответственности  сферу  применения,  превен-

тивные меры, исчисление совокупности причин ущерба, право регресса, совместную вину, коллизии с другими соглашениями об ответственно- сти и компенсации, финансовые ограничения, исковую давность, фи- нансовые гарантии и страхование, механизм компенсации; закрепляет процессуальные нормы.

Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях (СОЗ) 2001 г. запрещает или резко ограничивает производство, использование и выбросы 12 основных СОЗ (ДДТ, диоксины, полихлордифенилы

и др.). При ее разработке и заключении стороны ссылались на поло- жения Базельской конвенции, включая региональные соглашения, разработанные в рамках ее ст. 11, а также на положения других при- родоохранных конвенций.

Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пести- цидов в международной торговле 1998 г. устанавливает особую систему регулирования в отношении определенных опасных химических со- единений в международной торговле. Эта система позволяет:

– больше узнать о свойствах потенциально опасных химических соединений, которые могут быть ввезены на территорию государств;

– импортирующим странам решать, какие химические вещества они хотят получить, и предотвратить ввоз тех, в отношении которых они не смогут обеспечить безопасное обращение;

– в случае совершения торговых сделок безопасно использовать химические вещества;

– содействовать принятию решения по импортированию в будущем этих химических веществ и доведению информации об этом решении до сведения других стран.


 

Среди региональных соглашений можно выделить IV Ломейскую конвенцию о запрете на ввоз в Африку и контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их использованием внутри Африки 1989 г., Бамакскую конвенцию о запрещении ввоза опасных отходов в Африку и контроле за трансграничным перемещением таких отходов в Африке 1991 г. и др.

 

 

§ 13. Охрана окружающей среды во время вооруженных конфликтов

5 ноября 2001 г. Генеральная Ассамблея ООН объявила 6 ноября каждого года Международным днем предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов (Ре- золюция 56/4). Ущерб, причиняемый окружающей среде во время воо- руженных конфликтов, еще долго после их прекращения сказывается на состоянии экосистем и природных ресурсов и часто выходит за пре- делы национальных территорий и срока жизни одного поколения.

Согласно Декларации по окружающей среде и развитию, приня- той в Рио-де-Жанейро в 1992 г., мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы, а война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития. Поэто- му государства должны уважать международное право, обеспечиваю- щее защиту окружающей среды во время вооруженных конфликтов, и должны сотрудничать в деле его дальнейшего развития.

Связь между сохранением окружающей среды, сохранением мира на Земле и обузданием гонки вооружений была озвучена в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Об исторической ответственности госу- дарств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений», принятой на ее XXXVI сессии в 1981 г., и во Всемирной хартии природы 1982 г.

Стороны, участвующие в боевых действиях, несут ответственность за соблюдение международных норм и соглашений, которые регули- руют ведение войны. Некоторые из них имеют экологическую направ- ленность, как, например, Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 г. Конвенция является договором в области разоружения и служит, в частности, для защиты природной среды во время военных действий. Она запрещает враждебное использование природной среды

в качестве средства ведения войны. Ее положения дополняются в зна- чительной мере положениями Дополнительного протокола I 1977 г.


 

к Женевским конвенциям 1949 г., непосредственно запрещающими нанесение ущерба природной среде в ситуациях вооруженного кон- фликта. Защита природной среды в случае вооруженного конфликта предусматривается также, хотя об этом прямо и не говорится, другими нормами и принципами международного гуманитарного права. Речь идет об обычных нормах общего характера, касающихся ведения воен- ных действий, к которым, например, относятся принцип проведения различия между военными и гражданскими объектами при нападени- ях и принцип соразмерности, запрещающий использование средств и методов ведения войны, наносящих излишний ущерб. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду была разработана в рамках Комитета по разоружению, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1976 г. и открыта для подписания в Женеве 18 мая 1977 г. 5 октября 1978 г. она вступила в силу.

Вопросом защиты природной среды в период вооруженных кон- фликтов на основании возложенных на него полномочий в области международного гуманитарного права занимается Международный комитет Красного Креста (МККК). Организация принимала участие в работе Конференции по рассмотрению действия Конвенции 1976 г., а также в работе других международных форумов, в частности Конфе- ренции в Рио-де-Жанейро 1992 г. После этого МККК организовал три встречи экспертов, посвященные вопросу защиты природной среды в период вооруженных конфликтов.

Международный уголовный суд, согласно его Статуту, обладает юрисдикцией в отношении таких военных преступлений, как умыш- ленное совершение нападения, когда известно, что такое нападение явится причиной обширного, долгосрочного и серьезного ущерба окружающей природной среде, который будет явно несоизмерим с конкретным и непосредственно ожидаемым общим военным пре- восходством (ст. 8 (2) (b) (iv)).

Огромное значение имеют международные договоры, направ- ленные на ограничение гонки вооружений и разоружение. Среди них Московский договор о запрещении испытаний ядерного ору- жия в атмосфере, космическом пространстве и под водой; Договор о нераспространении ядерного оружия; Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и об их уничтожении; Договор о запре- щении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения; Конвенция


 

o запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду и др.

Подводя итоги всему вышеизложенному, международным сообще- ством государств достигнут значительный прогресс на пути формиро- вания международного права окружающей среды и международно- правового регулирования охраны отдельных объектов и компонентов системы окружающей среды, что объясняется заинтересованностью государств в повышении эффективности международного права в це- лом, его отраслей и институтов в условиях «глобализирующего» мира. Однако в настоящее время продолжает быть актуальной необходимость совершенствования «институционального» сотрудничества (на уровне деятельности международных организаций), а также систематиза- ции и усовершенствования принципов и норм международного права окружающей среды, осуществляемых путем установления и точного формулирования содержания действующих норм, пересмотра уста- ревших и разработки новых норм с учетом потребностей развития международных отношений и закрепления в едином, внутренне со- гласованном порядке этих норм в международном акте, который при- зван с возможно большей полнотой регулировать международные отношения по поводу охраны окружающей среды, ее рационального использования и воспроизводства в целях обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития.

 

 

Контрольные вопросы

1. Каково содержание концепций «устойчивого развития» и «эко- логической безопасности»?

2. Каковы основные виды специальных принципов международного права окружающей среды?

3. Какое значение имеют нормы «мягкого» права для развития ме- ждународного права окружающей среды?

4. Каковы основные направления взаимодействия международного и национального права в сфере охраны окружающей среды?

5. Какую роль играют международные организации и глобальные конференции в сфере охраны окружающей среды?

6. Назовите основные направления деятельности ЮНЕП.

7. Назовите основные международные соглашения в сфере охраны морской, водной среды.

8. Какие международные соглашения предусматривают меры по ох- ране воздушной среды, климата, озонового слоя? Каковы перспективы


 

международного сотрудничества по реализации Киотского протокола после 2012 г.?

9. Назовите основные международные соглашения в сфере охраны животного и растительного мира.

10. Назовите международно-правовые акты, регламентирующие обращение опасных и токсических отходов. Что понимается под опас- ными отходами в рамках Базельской конвенции о контроле за транс- граничной перевозкой опасных отходов и их удалением?

 

 

Литература

 

1. Бекяшев К.А. О роли ООН в кодификации и прогрессивном раз- витии международного экологического права // Труды Московской го- сударственной юридической академии. М., 1997. № III. С. 146–152.

2. Валеев Р.М. Контроль в современном международном праве. Казань, 2003.

3. Виноградов С.В., Магро Д.Б. Международное право окружающей среды. М., 1996.

4. Действующее международное право: Документы: Учебное посо- бие: В 2 т. / Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М., 2007.

5. Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей сре-

ды. М., 1982.

6. Копылов М.Н. Введение в международное экологическое право: Учебное пособие. М.: РУДН, 2007.

7. Молодцова Е.С. Охрана окружающей среды и международное регулирование мирной ядерной деятельности. М., 2000.

8. Соколова Н.А. Теоретические проблемы международного права окружающей среды. Иркутск, 2002.

9. Тимошенко А.С. Формирование и развитие международного права окружающей среды. М., 1986.

10. Трусов А.Г. Международное экологическое право: Учебное по- собие. М.: Изд-во МНЭПУ, 1999.


 

Глава III










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 243.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...