Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Международное эконоМическое право




 

§ 1. Понятие международного экономического права

 

В условиях все возрастающей взаимозависимости государств меж- дународные экономические отношения представляют одну из наиболее динамично развивающихся сфер правового регулирования. Они отли- чаются большим разнообразием в силу того, что возникают по поводу различных видов деятельности и на разных уровнях, и регулирова- ние этих отношений не ограничивается рамками какой-либо одной правовой системы. Данный факт послужил причиной для дискуссий о понятии международного экономического права.

В научной литературе по международному праву существует целый ряд концепций международного экономического права, в которых выражены различные подходы к определению его понятия. Примеча- тельно, что сторонниками каждого из них являются как зарубежные, так и отечественные юристы.

Один из указанных подходов можно назвать комплексным, по- скольку в его основе лежит представление о международном эконо- мическом праве как совокупности норм международного публично- го и международного частного права, а также норм национального права, относящихся к регулированию внешнеторговой деятельности. В отечественной литературе подобной точки зрения придерживался В.М. Корецкий, разработавший концепцию мирового хозяйственного права, а в последние годы она получила отражение в работе Л.И. Во- ловой и И.Э. Папушиной1. В зарубежной доктрине к представителям данной точки зрения относятся, в частности, М. Гердеген, Д. Дике, А. Ловефельд, Е. Питерсман, П. Фишер, Юй Тиньсон и У Чжипань.

Второй подход назовем специально-отраслевым, так как его при- верженцы относят международное экономическое право к числу отрас- лей международного публичного права. Данная точка зрения является

 

1 См.: Корецкий В.М. Избранные труды. Кн. 1. Киев, 1989. С. 120–195; Волова Л.И., Папушина И.Э. Международное инвестиционное право. Ростов н/Д, 2001. С. 42.


 

доминирующей в работах российских исследователей международного экономического права. Ее придерживаются: в России – Б.М. Ашав- ский, М.М. Богуславский, Г.Е. Бувайлик, А.А. Ковалев, Э.Л. Кузьмин, А.Ш. Низамиев, В.П. Шатров, В.М. Шумилов; за рубежом – Я. Бро- унли, П. Вейль, П. Верлорен ван Темаат, В. Леви, и она нашла закре- пление во многих учебниках международного права, изданных как в России (СССР), так и за рубежом1.

Наряду с данными подходами можно выделить концепции, которые не получили широкого распространения, но заслуживают внимания. Так, Д. Карро и П. Жюйар, исходя из того, что международные эконо- мические отношения возникают как на макроуровне (между экономи- ческими системами государств), так и на микроуровне (между частными лицами), ставят вопрос о праве, которое отражало бы все уровни регу- лирования, – праве международных экономических отношений2.

Наконец, было бы упущением не отметить самые новые воззрения на международное экономическое право, которые появились под воз- действием последних тенденций в процессе мирового развития, а имен- но глобализации экономических отношений. Основная идея, которую они выражают, состоит в том, что в современный период происходит экономизация всего международного публичного права3.

Однако, несмотря на все различия в подходах к понятию между- народного экономического права, единодушно признается, что оно (полностью или хотя бы частично) входит в международное публичное право, и научно обоснованным является положение о том, что в системе международного права оно выступает в виде самостоятельной отрасли. Как отрасль международного права международное экономическое

право (МЭП) представляет собой систему обычных и договорных норм,

регулирующих отношения между субъектами международного публич- ного права в сфере экономики. Это понимание МЭП будет взято за от- правную  посылку  при  дальнейшем  рассмотрении  его  особенностей и  содержания.

1 См.: Тункин Г.И. Международное право. М., 1982; Лукашук И.И. Международное право: Особенная часть. М., 1997; Международное право: Учебник для вузов / Отв. ред. Г.И. Игнатенко, О.И. Тиунов. М., 2006; Международное право: Учебник / Отв. ред. А.А. Ковалев, С.В. Черниченко. М., 2008.

2 См.: Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. М., 2002. С. 5.

3 Так, Д. Джексон пишет, что 90% деятельности, регулируемой международным правом, носит экономический характер, а В.М. Шумилов утверждает, что ХХI в. в ме- ждународно-правовом аспекте будет веком международного экономического права. См.: Jackson J.H. Global Economics and International Economic Law // Journal of Interna- tional Economic Law. N 1. March, 1998. P. 8; Шумилов В.М. Международное экономи- ческое право: Учебное пособие. М., 2001. С. 8.


 

§ 2. Источники и методы регулирования международного экономического права

 

Источниками МЭП являются источники международного пуб- личного права: международные договоры и международные обычаи. Особенностью данной отрасли, относящейся к источникам, являются большое разнообразие договоров и существенная роль обычая.

Универсального договора как единого кодификационного акта, ха- рактерного для ряда других отраслей международного права, по основ- ным общим вопросам МЭП до сих пор не существует. Универсальные договоры, которые были заключены и действуют в этой сфере, регу- лируют отдельные виды международных экономических отношений: торговые, финансовые, инвестиционные, в области международных расчетов, интеллектуальной собственности, туризма и др. Многие из них являются в то же время источниками международного публичного и международного частного права (Конвенция ООН о договорах ме- ждународной купли-продажи товаров 1980 г., Сеульская конвенция о страховании 1985 г., Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 г., Парижская кон- венция об охране промышленной собственности 1883 г., Конвенция УНИДРУА о международном факторинге 1988 г.).

Региональные многосторонние договоры можно подразделить на несколько групп. Во-первых, это учредительные акты международ- ных организаций и объединений интеграционного типа, создаваемых для осуществления экономического сотрудничества. К ним относятся, например: Договор, учреждающий Европейское сообщество 1957 г., Картахенское соглашение 1969 г., Соглашение об учреждении Евро- пейского банка реконструкции и развития 1990 г., Устав СНГ 1993 г., Договор о создании экономического союза (в рамках СНГ) 1993 г., До- говор об учреждении Евразийского экономического сообщества 2000 г., Соглашение и Концепция о формировании Единого экономического пространства России, Белоруссии, Казахстана и Украины 2003 г.

Вторую группу составляют договоры об основах сотрудничества, в которых значительное внимание уделяется вопросам торгово-эко- номических отношений (Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС 1994 г.).

В третью группу входят договоры по отдельным видам экономи- ческого сотрудничества и вопросам международного частного права (Брюссельская конвенция о взаимном признании компаний 1968 г., Межамериканская конвенция о праве, применимом к международным


 

контрактам, 1994 г.; ряд договоров между государствами – участни- ками СНГ: Соглашение об общих условиях поставок товаров меж- ду организациями государств-участников СНГ 1992 г., Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г., Конвенция о транснациональных корпорациях 1998 г., Конвенция о межгосударственном лизинге 1998 г.).

Двусторонние договоры представляют самый большой массив эко- номических соглашений. Они могут заключаться для установления общих основ и принципов экономического сотрудничества, по от- дельным вопросам (торговле, защите инвестиций, налогообложению, расчетам, интеллектуальной собственности), кроме того, положения экономического характера часто включаются в договоры, не являю- щиеся в целом экономическими.

В целях укрепления дружественных отношений Заключительный акт СБСЕ ориентирует государства на заключение специальных мно- госторонних и двусторонних соглашений по различным вопросам экономического сотрудничества, что дает основание рассматривать данную форму экономического взаимодействия государств как пер- спективную.

Международный обычай сыграл в формировании МЭП более зна- чительную роль, чем в какой-либо другой отрасли международного права. Для МЭП характерно, что его развитие и функционирование

«осуществляется в основном путем формирования обычно-правовых норм в результате повторяющейся практики государств и признания государствами обычного правила поведения»1. До сих пор ряд специ- альных (отраслевых) принципов МЭП имеет характер обычного права. Так, Хартия экономических прав и обязанностей государств, принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 3281 (ХХIХ) 12 декабря 1972 г., являясь по своей природе рекомендательным актом, приобрела нормативную силу благодаря тому, что государства стали следовать ее положениям как обязательным, признавая их в качестве международ- ного обычая. Многие обычные нормы МЭП, получившие договорное закрепление, продолжают действовать в своей первоначальной форме для государств, не участвующих в соответствующем международном договоре.

От обычных норм следует отличать нормы «мягкого права». К ним относятся положения рекомендательных актов, которые не стали регу- лярной практикой, подтверждающей их неоспоримость (opinio juris).

 

1 Международное право: Учебник / Отв. ред. А.А. Ковалев, С.В. Черниченко. 3-е изд. С. 441.


 

Такие акты являются инструментарием, способствующим уяснению целей и содержания правовых норм. Наряду с документами между- народных организаций данный инструментарий включает решения международных и национальных судов и арбитражей, а также научные доктрины в области МЭП и международного права в целом.

С точки зрения способа воздействия на поведение участников от- ношений, составляющих предмет МЭП, различают императивный и диспозитивный методы регулирования. Императивный метод реа- лизуется через юридические предписания, которые выражены прин- ципами МЭП, договорными и обычными нормами. Свое согласие с обязательностью данных предписаний субъекты МЭП выражают явным или молчаливым (когда, например, акт международной ор- ганизации принимается консенсусом) признанием международного обычая или утверждением в той или иной форме международного договора. Диспозитивный метод – это предоставление субъектам МЭП права выбора в отношении следования рекомендательным актам или предписаниям, на которые они не давали своего прямого согласия, а также права на оговорки, однако применение этого метода ограни- чено принципами МЭП и иными общепризнанными принципами международного права.

Если рассматривать круг субъектов, отношения которых подвер- гаются воздействию, то для МЭП характерны метод двустороннего регулирования и метод многостороннего регулирования. Первый явля- ется преобладающим, поскольку численность двусторонних договоров значительно превосходит численность многосторонних. Что касается второго, то в условиях экономической интеграции и глобализации экономического сотрудничества он становится наиболее перспек- тивным.

Каждый из методов первой и второй пары составляет альтернативу другому в этой же паре и сочетается с одним из методов иной пары, например: метод двустороннего императивного регулирования или метод многостороннего императивного регулирования. Для двусто- роннего регулирования характерна императивность, многостороннее же в большей степени допускает диспозитивность.

В юридической литературе иногда выделяют также метод односто- ронних действий1, однако по мере развития международных экономи- ческих отношений происходит смещение акцента с данного метода в направлении согласования принимаемых решений.

 

1 См.: Шумилов В.М. Международное экономическое право: Учебник. Ростов н/Д, 2003. С. 20.


 

Рассмотренные методы регулирования являются общими для всех отраслей международного права. Особым методом МЭП выступа- ет метод наднационального регулирования, который используется в рамках международных организаций (например, ЕС), которые в силу предоставления им соответствующих полномочий от государств могут принимать решения, обязательные для них, без участия самих госу- дарств. Условия применения этого метода формируются в процессе экономической интеграции и являют ее высшую ступень на совре- менном этапе.

 

 

§ 3. Система и принципы международного экономического  права

Являясь отраслью международного права, МЭП выступает в виде обособленной совокупности взаимосвязанных норм, что дает основание характеризовать его как систему. Связи между элементами МЭП – нормами и институтами – образуют стабильное единство. Как система МЭП самостоятельно вступает во взаимодействие с другими систе- мами – иными отраслями международного права и национальным правом.

Единство МЭП обеспечивают отраслевые принципы, отражающие специфику международных экономических отношений. Они являются неоспоримым правом и общей основой для большого массива норм, образующих целый ряд подотраслей МЭП.

Связи между подотраслями обусловлены сложностью предмета регулирования, в котором переплетаются разнообразные экономи- ческие интересы. Так, при осуществлении иностранных инвестиций возникают вопросы, регулируемые международным торговым и фи- нансовым правом, проблемы международной охраны интеллектуаль- ной собственности и др.

Взаимодействие МЭП с другими отраслями международного права происходит благодаря тому, что многие виды деятельности, регулируе- мой международным правом, носят экономический характер (разра- ботка ресурсов морского дна, космические исследования, освоение Антарктики и др.). Таким образом, к соответствующим отношениям должны применяться не только нормы международного морского или космического права, но и принципы МЭП.

В соотношении МЭП и национального права можно выделить то, что является общим для международного права в целом и всех его отраслей, и специфическое, присущее исключительно или в большей


 

степени МЭП. К общему относятся используемые для всех случаев механизмы имплементации международного права в национальное законодательство, признание в той или иной форме приоритета об- щепризнанных принципов и норм МЭП в национальных правовых системах, порядок применения и правила толкования МЭП в нацио- нальной судебной процедуре.

Особенное состоит в том, что договоры в сфере МЭП чаще других бывают самоисполнимыми и имеют прямое действие в национальной правовой системе (например, Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров, Конвенция о международном финансовом лизинге). Для международных экономических договоров характерно также положение о приведении в соответствие с ними национального законодательства (Марракешское соглашение об учреждении Всемир- ной торговой организации). В отношении соглашений, заключаемых в других сферах, этот вопрос, как правило, специально не оговарива- ется, поскольку государства вправе самостоятельно решать, что им необходимо предпринять для выполнения своих обязательств.

Отмеченные особенности международных экономических согла- шений служат предпосылкой для гармонизации и унификации нацио- нального внешнеэкономического и экономического частного права, что можно рассматривать как тенденцию к правовой глобализации.

Основой для правового регулирования отношений, составляющих предмет МЭП, служат основные принципы международного права, зафиксированные в Уставе ООН, в Декларации о принципах между- народного права, касающихся дружественных отношений и сотрудни- чества между государствами, 1970 г. и в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. Как отмечается в международно-правовой литературе, практи- чески все эти принципы несут в себе экономическое содержание1, ко- торое выявляется как в их толковании, так и в самой формулировке.

Особое значение для МЭП имеет принцип сотрудничества. В Ус- таве ООН (п. 3 ст. 1), где закреплен этот принцип, на первое место поставлено сотрудничество в разрешении проблем экономического характера, и практически во всех случаях сотрудничество предполагает налаживание экономических связей.

Юридическое содержание принципа сотрудничества раскрывается специфично, в зависимости от того, к каким отношениям он при- меняется: в области дипломатии это одни обязательства, в области гуманитарного права – другие и т.д. В Хартии экономических прав

 

1 См.: Международное право: Учебник / Отв. ред. А.А. Ковалев, С.В. Черниченко.

С. 442.


 

и обязанностей государств неоднократно указывается, что государ- ства должны, обязаны сотрудничать в экономической, социальной и культурной, научной и технической областях, в деле содействия более рациональным и справедливым международным экономическим отношениям.

Принцип сотрудничества в экономической сфере базируется на сов- падающих публичных интересах государств, которые стремятся к взаи- модействию, во-первых, традиционно в целях экономического разви- тия своего социального организма, а во-вторых, что является харак- терной чертой современного периода, в целях содействия наименее развитым странам. Этот второй элемент в содержании публичных экономических интересов имеет уже не внутригосударственную, а гло- бальную направленность.

Выступая руководящим началом для регулирования международ- ных экономических отношений, принцип сотрудничества не создает для государства обязанности налаживать связи со всеми другими госу- дарствами1. Однако в случае установления взаимных связей по доброй воле требуется, чтобы отношения между государствами были не чем иным, как сотрудничеством, суть которого воплощают специальные общепризнанные правила – принципы международного экономиче- ского права.

Данные принципы получили закрепление в ряде документов: Декла- рации об установлении нового международного экономического порядка 1974 г., Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г., других резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, Сеульской декларации о прогрессивном развитии принципов международного публичного пра- ва, относящихся к новому международному экономическому порядку, 1986 г., Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудни- честву в Европе 1975 г., а также в международных договорах.

Принципами МЭП, составляющими правовую основу для всех видов экономических отношений, являются: принцип суверенитета государств над своими природными ресурсами и экономической дея- тельностью; принцип свободы выбора и форм организации внешне- экономических связей; принцип экономической недискриминации; принцип взаимной выгоды; принцип наиболее благоприятствуемой нации; принцип предоставления национального режима. Рассмотрим вытекающие из них права и обязанности государств.

 

1 См.: Тюрина Н.Е. Роль международного торгово-экономического сотрудничества в достижении целей международного права // Российский ежегодник международного права. 2005. СПб., 2006. С. 318, 322.


 

Принцип неотъемлемого суверенитета государств над своими природ- ными богатствами (ресурсами) и экономической деятельностью конкре- тизирует принцип суверенного равенства государств применительно к экономическим отношениям. Свое юридическое закрепление он получил благодаря ряду резолюций Генеральной Ассамблеи ООН: 1515 (ХV) от 15 декабря 1960 г., 1803 (ХVII) «О неотъемлемом суверенитете над естественными ресурсами» от 14 декабря 1962 г., Декларации об ус- тановлении нового международного экономического порядка и Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г., а также Ме- ждународным пактам об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах 1966 г. Кроме того, данный принцип упоминается в Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г., Венской конвенции о пра- вопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

В соответствии с указанными выше документами каждое госу- дарство, осуществляя полный постоянный суверенитет над своими богатствами, ресурсами и экономической деятельностью, имеет право владеть, использовать и эксплуатировать свои богатства и ресурсы; регулировать и контролировать иностранные инвестиции и деятель- ность ТНК; национализировать, экспроприировать или передавать иностранную собственность. Ни одно государство не может быть под- вергнуто экономическому, политическому или любому другому виду принуждения с целью помешать свободному и полному осуществлению этого неотъемлемого права.

Принцип свободы выбора государством формы организации внешне- экономических связей также базируется на основных принципах между- народного права: суверенного равенства государств, невмешательства

во внутренние дела и самоопределения народов (наций). В соответст- вии с Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г. каждое государство имеет не- отъемлемое право выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства. Со- гласно Хартии 1974 г. при осуществлении международной торговли и других видов экономического сотрудничества каждое государство свободно выбирать формы организации своих внешнеэкономических отношений и заключать двусторонние и многосторонние соглашения


 

экономического сотрудничества, соответствующие его международным обязательствам и потребностям международного общения, и обязано уважать аналогичное право других государств.

Принцип экономической недискриминации опирается на всю систему

основных принципов международного права. В Декларации социаль- ного прогресса и развития, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 11 декабря 1969 г. (Резолюция 2542 (ХХIV)), к основным условиям социального прогресса и развития отнесено сотрудничество государств независимо от различий между их социальными, экономическими и политическими системами. Положения других документов – Декла- рации и Хартии 1974 г., ряда соглашений, принятых членами Всемир- ной торговой организации, сводятся к тому, что ни одно государство не должно подвергаться какой-либо дискриминации в зависимости от различий в политических, экономических и социальных системах. Обязанностью государств, вытекающей из данного принципа, является недопущение дискриминации и устранение существующих ограни- чений. Меры, принимаемые государствами по защите внутреннего рынка и национальной экономики, должны применяться в равной степени ко всем государствам, их физическим и юридическим лицам. Исключением из принципа недискриминации являются реторсии и общие невзаимные преференции, предоставляемые развивающимся и наименее развитым странам.

Содержание принципа взаимной выгоды определяется спецификой

сотрудничества в экономической сфере. Основной целью данного со- трудничества является ликвидация диспропорций и обеспечение про- цветания для всех, которая предполагает справедливое распределение выгод. В отношениях между государствами, находящимися на одном уровне экономического развития, это обеспечивается эквивалентным обменом ресурсами в режиме взаимности. В отношениях между раз- витыми и развивающимися странами получение взаимной выгоды достигается за счет предоставления односторонних преимуществ более слабому в экономическом развитии партнеру в преференциальном ре- жиме. Принцип взаимной выгоды прямо вытекает из Общих принци- пов, определяющих международные торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию, 1964 г. (Женевские принципы), Протокола о торговле и развитии 1966 г., ставшего частью ГАТТ 1948 г., Декларации и Хартии 1974 г.

Принцип наиболее благоприятствуемой нации представляет собой

международный обычай, в соответствии с которым государства в кон- венционном порядке предоставляют друг другу (своим юридическим


 

и физическим лицам, товарам и ресурсам, составляющим предмет экономического оборота) режим наибольшего благоприятствования. Поскольку область применения данного режима определяется в кон- кретном международном договоре (о торговом сотрудничестве, защите инвестиций, о концессиях и др.), то положение о наибольшем благо- приятствовании принято рассматривать как конвенционную норму1. На основе этой нормы одно из договаривающихся государств вправе требовать, а другое обязано предоставить ему все преимущества, ко- торые были установлены для любых третьих государств в оговоренной области. Многосторонней основой принципа наиболее благоприятст- вуемой нации является ГАТТ 1948/1994. Из режима наибольшего бла- гоприятствования допускаются исключения. Ими могут быть льготы для соседних государств, для государств, образующих с определенным государством таможенный союз или зону свободной торговли, префе- ренции для развивающихся стран.

Принцип предоставления национального режима заключается в обы-

чае предоставлять данный режим, предусматривая его национальным законодательством либо национальным законодательством и между- народными договорами. Наибольшее распространение получило за- конодательное закрепление. Сфера действия национального режима значительно шире, чем режима наибольшего благоприятствования. Она охватывает практически всю частноправовую сферу. На основе данного принципа физические и юридические лица иностранного государства приравниваются в своих правах к национальным физиче- ским и юридическим лицам с определенными изъятиями. Несмотря на то что национальный режим во внешнеэкономической сфере су- жает возможности защиты национальных субъектов хозяйственной деятельности от конкуренции со стороны иностранного капитала, он активно внедряется в эту область по мере усиления интеграци- онных процессов и многостороннего регулирования экономических связей.

Принципы МЭП принято характеризовать как отраслевые, однако, поскольку экономические интересы имеют место практически во всех сферах, где регулятором выступает международное право, действие данных принципов не ограничивается отношениями, составляющи- ми предмет МЭП. Они представляют собой элемент международного права, который входит в основу всей его системы, а сама отрасль –

 

1 В юридической литературе было высказано предложение о целесообразности ха- рактеристики принципа наиболее благоприятствуемой нации как договорно-обычного. См.: Шумилов В.М. Международное экономическое право. М., 2001. С. 50.


 

МЭП – выступает на современном этапе важным фактором ее разви- тия1. В перспективе принципы МЭП должны быть положены в основу глобального правопорядка.

 

 

§ 4. Субъекты международного экономического права

Субъектами МЭП являются субъекты международного публичного права: первичные – государства, производные – межгосударственные организации и объединения.

Государства являются активными участниками процесса созда- ния норм МЭП, заключая двусторонние и многосторонние договоры и поддерживая международный экономический порядок. Это является традиционным проявлением их правосубъектности, наряду с которым существуют некоторые особенности.

Первая особенность правосубъектности государств в МЭП обуслов- лена их экономическим неравенством, из-за которого для достижения взаимовыгодного сотрудничества была создана общая система префе- ренций. Предоставление односторонних преференций развивающимся странам является нарушением баланса прав и обязанностей сторон пра- воотношения, которое тем не менее не составляет нарушения принципа суверенного равенства государств, поскольку отказ от определенных прав (от взаимности) по отношению к развивающимся странам носит со стороны развитых государств добровольный характер.

Вторая особенность связана с международной экономической инте- грацией, в результате которой появляются организации наднациональ- ного характера. В таких организациях государства передают часть своих полномочий органам соответствующих объединений, ограничивая в добровольном порядке свою правоспособность.

Третья особенность характерна для федеративных государств, в ко- торых субъекты федерации устанавливают внешнеэкономические связи с субъектами иностранных федераций и иностранными государствами. Субъекты федерации не обладают международной правосубъектно- стью, и заключаемые ими соглашения, как правило, должны быть в той или иной форме санкционированы органами федерации. Но при этом происходит частичная передача международной правоспособности федерации ее субъекту.

 

1 См.: Тюрина Н.Е. Международное экономическое право как фактор развития системы международного права // Применение международных договоров в области прав человека в правовой системе Российской федерации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 2003. С. 79–82.


 

Международные организации и иные объединения в сфере эконо- мического сотрудничества стали заметным явлением международной жизни начиная со второй половины ХХ в., и их роль и численность постоянно возрастают. Большую часть данных организаций состав- ляют региональные организации. Спецификой их правосубъектности по сравнению с универсальными организациями является террито- риальное ограничение правоспособности. В остальном они обладают всеми признаками международной организации.

Особой разновидностью международных экономических объеди- нений являются таможенные союзы, ассоциации и зоны свободной торговли, экономические договоры (как объединения).

Таможенный союз нельзя назвать в полном смысле международ- ной организацией, хотя он и обладает некоторыми ее признаками (основывается на международном договоре, имеет стабильный состав участников, проводит единую торгово-экономическую внешнюю по- литику). Самостоятельность таможенного союза как единого целого дает основание говорить о том, что он обладает собственной право- субъектностью в таможенной и внешнеэкономической сфере1.

Что касается территорий свободной торговли, то они представляют собой образования, государства – участники которых сохраняют само- стоятельность во внешних связях и не совершают действий (например, участие в международных организациях) от имени соответствующей территории, поэтому включение их в число субъектов МЭП неоправ- данно.

На протяжении ряда лет ведутся дискуссии относительно призна- ния международной правосубъектности транснациональных корпора- ций (ТНК). Для МЭП этот вопрос имеет особое значение, поскольку основной деятельностью ТНК является экономическая деятельность, хотя зачастую они оказывают существенное влияние на принятие поли- тических решений. Понятие «транснациональная корпорация» в трак- товке заключенной между несколькими государствами СНГ (Россия не участвует) Конвенции о транснациональных корпорациях 2000 г. включает в себя различные транснациональные структуры, в том числе финансово-промышленные группы, компании, концерны, холдинги, совместные предприятия, акционерные общества с иностранным уча- стием и т.п. Среди них есть и такие, которые учреждаются договорами между государствами (финансово-промышленные группы), однако поскольку ТНК создаются прежде всего для непосредственного осуще- ствления хозяйственной, частноправовой деятельности, то признание

1 См.: Карро Д., Жюйар П. Указ. соч. С. 238, 244.


 

их субъектами международного права на современном этапе лише- но оснований. Однако следует осознавать, что роль ТНК в мировой экономике неуклонно возрастает, в связи с чем есть необходимость направить их влияние на укрепление международного правопорядка в целом и, в частности, международного экономического порядка. С этой целью в 2000 г. Организацией Объединенных Наций было ор- ганизовано партнерство с частным бизнесом – Глобальный договор (Глобальный компакт)1. Это добровольное объединение, в которое входят пять учреждений ООН (МОТ, ЮНЕП, Управление Верховного комиссара по правам человека, ПРООН и ЮНИДО) и частные ком- пании, преимущественно ТНК, неправительственные организации, профсоюзные объединения и научные институты. Особый акцент в данном партнерстве делается на соблюдении прав человека. Уже разработан Проект статей об ответственности ТНК и других хозяй- ственных организаций за нарушение прав человека. Таким образом, с одной стороны, ТНК призывают содействовать ООН в достижении ее целей, что до недавнего времени составляло юридическую обязан- ность субъектов международного права, а с другой – деятельность ТНК выступает объектом международно-правового регулирования (так, положения, ограничивающие деятельность ТНК, содержатся в Хартии экономических прав и обязанностей государств). Можно ожидать, что в нарождающейся глобальной системе ТНК будут в первом ряду новых субъектов глобального права.

 

 

§ 5. Международные организации










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 232.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...