Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В международном праве окружающей среды




 

Первая экологическая акция ООН датируется еще 1949 г., когда в Лейк-Саксессе (США) была проведена Международная научно- техническая конференция по охране природы.

Тем не менее поворотным пунктом в становлении МПОС можно считать состоявшуюся в 1972 г. в Стокгольме Конференцию ООН по проблемам окружающей человека среды. Стокгольмская конфе- ренция:

• создала основы сбалансированного и комплексного подхо- да к решению на глобальном уровне всего спектра экологических проблем;

• придала мощный импульс международному природоохранному сотрудничеству, предопределив стремительное развитие международ- ного права окружающей среды и задав новые параметры экологической деятельности;

• оказала влияние на внутреннюю политику многих государств, в национальных приоритетах которых прежде отсутствовали вопросы охраны природы;

• предопределила разработку государственных экологических про- грамм, а также и создание механизма для их реализации.

Спустя двадцать лет после Стокгольма, в июне 1992 г. в Рио-де- Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и раз- витию. Форум собрал рекордное число участников: 8 тыс. делегатов из 179 государств. В его работе приняли участие также 3 тыс. предста- вителей неправительственных международных организаций. Знаме- нательно, что параллельно с межправительственной конференцией в пригороде Рио-де-Жанейро прошел Глобальный форум, который посетили более 20 тыс. частных лиц.

Одним из результатов работы конференции явилось:

• принятие Декларации по окружающей среде и развитию;

• принятие программы действий под названием «Повестка дня на XXI век».

На конференции в Рио-де-Жанейро были также открыты для под- писания два важнейших глобальных соглашения:

• Рамочная конвенция об изменении климата;

• Конвенция о биологическом разнообразии.

Международная конференция на глобальном уровне была про- ведена в конце августа – в начале сентября 2002 г. в Йоханнесбурге


 

(ЮАР) под названием «Всемирный саммит по устойчивому развитию. РИО+10».

В работе саммита приняли участие 21 тыс. человек, в том числе 9101 делегат, 8227 представителей неправительственных организаций и 4012 аккредитованных представителей СМИ.

Делегаты саммита достигли договоренности о масштабном плане деятельности, включающем конкретные цели и временные рамки в таких областях, как:

• водоснабжение;

• энергетика;

• здравоохранение;

• сельское хозяйство;

• сохранение биоразнообразия.

Саммит ознаменовал громадный шаг вперед в объединении госу- дарственного сектора, гражданского общества, деловых кругов и других ключевых акторов в глобальной борьбе против нищеты.

 

 

§ 8. Морская среда как объект международно-правовой охраны

Морская среда объектом международно-правовой охраны в меж- дународном праве окружающей среды стала одной из первых. При- родный потенциал Мирового океана служит важнейшим источником продовольственных и энергетических ресурсов, не только находящихся в сфере юрисдикции прибрежных государств, но и являющихся общим


5
достоянием человечества. В морской среде обитает 4/


всех живых


существ земного шара: 180 тыс. видов животных и 20 тыс. видов рас- тений. В океанической воде содержится 90% всего животного белка. Вопросы защиты Мирового океана являются открытыми в деятельно- сти международных организаций. Например, в октябре 2008 г. в Мо- нако под эгидой ЮНЕСКО прошел симпозиум под названием «Океан в мире с высоким содержанием CO2» с участием 250 ученых из 32 стран мира, которые обсудили проблему окисления океана и последствия этого процесса в связи с попаданием в морскую воду диоксида угле- рода (CO2), а также определили приоритетные направления научных исследований в этой области.

Проблема освоения Мирового океана была включена в «Повестку дня на ХХI век» как одно из основных направлений развития циви- лизации, где изложена программа действий для обеспечения устой- чивого развития океанов, прибрежных территорий и морей с помо-


 

щью программных областей. Имеются в виду шаги по комплексному рациональному использованию и развитию прибрежных и морских районов (включая исключительные экономические зоны), охране морской среды, использованию и сохранению морских живых ресур- сов открытого моря и морских вод под национальной юрисдикцией, укреплению международного (включая региональное) сотрудничества и координации.

На Всемирном форуме по устойчивому развитию в 2002 г. в Йо- ханнесбурге отмечалось, что океаны, моря, прибрежные территории и острова образуют неотъемлемый компонент земной экосистемы и имеют первостепенное значение для всемирной продовольственной безопасности, устойчивого экономического процветания и социально- го развития на локальном, национальном, региональном и глобальном уровнях. В Йоханнесбурге также была принята рекомендация обеспе- чить к 2010 г. повсеместное введение экосистемного подхода к управ- лению прибрежными и океаническими районами на национальном уровне, включая содействие прибрежным государствам в разработке морской политики и механизмов комплексного управления прибреж- ными районами.

Ключевые проблемы освоения Мирового океана обсуждались также на Саммите по океанической политике (Португалия, 2005 г.) и Гло- бальной конференции по океанам, прибрежным зонам и островам (Франция, 2006 г.).

Основные документы, регламентирующие деятельность государств в Мировом океане, были разработаны и разрабатываются в рамках ме- ждународных организаций системы ООН (Программа по окружающей среде, Программа развития), Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию, Комиссии по глобальному соуправлению, Незави- симой всемирной комиссии по океанам, в рамках открытого процесса неофициальных консультаций ООН по вопросам Мирового океана и международного морского права.

Нормы по охране морской среды содержатся:

• в общих конвенциях по морскому праву (Женевских конвенциях 1958 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.);

• в специальных соглашениях.

Конвенция ООН по морскому праву содержит ч. XII «Защита и со- хранение морской среды». Государства обязаны защищать и сохранять морскую среду (ст. 192) и в соответствии со своими возможностями индивидуально или, в зависимости от обстоятельств, совместно обя- заны принимать все меры, которые необходимы для предотвращения,


 

сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды из любого источника, используя для этих целей практически примени- мые средства, имеющиеся в их распоряжении, и должны стремиться согласовывать свою политику в этом отношении (ст. 194).

Среди специальных соглашений следует выделить:

• Лондонскую конвенцию по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. (ОЙЛПОЛ-54). Депозитарием Конвенции стала Ме- ждународная морская организация (ИМО). Главная цель Конвен- ции – защита морей и океанов от загрязнения нефтью и установление

«запретных зон» для любого сброса на 50 миль от близлежащей земли. Конвенция ОЙЛПОЛ-54 с поправками 1969 и 1971 г. практически ус- тановила главные требования по предотвращению загрязнения моря нефтью, за исключением ответственности в случае аварий танкеров с разливом нефти.

В 1967 г. был учрежден Юридический комитет, по инициативе которого были созваны две международные конференции (Брюссель, 1969 и 1971), принявшие три международные конвенции:

• Конвенцию о вмешательстве в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью;

• Конвенцию о гражданской ответственности за ущерб от загряз- нения нефтью;

• Конвенцию об учреждении Международного фонда для компен- сации ущерба от загрязнения.

Поскольку все принятые конвенции касались вопросов, связанных только с загрязнением нефтью, то в 1973 г. по инициативе Ассамблеи ИМО была созвана Международная конференция, принявшая Ме- ждународную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ-73), распространяющуюся на все виды судов. С принятием в 1978 г. Протокола к МАРПОЛ-73 практически закончилось форми- рование основного документа по предотвращению загрязнения моря, который получил название МАРПОЛ 73/78 (Международная конвен- ция по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 г., измененная Протоколом 1978 г. к ней).

На Международной конференции по охране человеческой жизни на море 1 ноября 1974 г. была принята Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74).

Совместные действия государств по борьбе с последствиями загряз- нения нефтью координируются согласно Конвенции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудни- честву 1990 г.


 

Захоронению в море экологически вредных веществ посвящена Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.

Среди региональных соглашений следует выделить:

• Конвенцию о защите Черного моря от загрязнения 1992 г. и Про- токолы к ней – охватывают как источники загрязнения с суши, так и с воздушного пространства, судов и морских буровых платформ. В Приложениях к Конвенции и Протоколах содержится широкий перечень веществ и материалов, сброс которых запрещен или огра- ничен и поставлен под контроль причерноморских государств. Меры по защите, сохранению и восстановлению среды Черного моря также предусмотрены Экологической программой по Черному морю (BSEP) 1993 г., Министерской декларацией по защите Черного моря 1993 г.;

• Хельсинкские конвенции по защите морской среды (района) Балтийского моря 1974 г. и 1992 г. Конвенциями установлен запрет загрязнения моря с суши и создана Комиссия по защите морской среды Балтийского моря (ХЕЛКОМ). Ее основная задача – разработ- ка совместных мер по защите морской среды Балтики от всех видов загрязнений, а также обеспечение безопасной навигации в регионе. В 2007 г. странами – членами ХЕЛКОМ был принят План действий по Балтийскому морю (ПДБМ).

В ХЕЛКОМ входят все девять стран, расположенных на берегах Балтийского моря, а также Евросоюз. Попеременно каждые два года в ХЕЛКОМ председательствует один из ее членов. Россия возглавляет ХЕЛКОМ с 1 июля 2008 г. по 30 июня 2010 г.;

• Рамочную конвенцию по защите морской среды Каспийского моря 2003 г. (вступила в силу в августе 2006 г.). Она является между- народно-правовой базой регионального сотрудничества на Каспии в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользо- вания. Цель Конвенции – защита морской среды Каспийского моря от загрязнения, включая защиту, сохранение, восстановление, устой- чивое и рациональное использование его биологических ресурсов. На второй сессии Конференции сторон Конвенции с 10 по 12 ноября 2008 г. в Тегеране (Иран) принята стратегическая программа дейст- вий сторон Конвенции. Участники обсудили вопросы сохранения биоразнообразия, оценки воздействия на окружающую среду в транс- граничном контексте, а также вопросы защиты Каспийского моря от загрязнения из наземных источников и в результате осуществляемой на суше деятельности, сотрудничества в случае инцидентов, вызываю- щих загрязнение нефтью, и другие вопросы;


 

• Конвенцию о защите Средиземного моря от загрязнения 1976 г.;

• Кувейтскую региональную конвенцию о сотрудничестве в области защиты морской природной среды от загрязнения 1978 г.;

• Конвенцию о сотрудничестве в области защиты и развития мор- ской и береговой природной среды в Западном и Центрально-Афри- канском регионах 1981 г.;

• Конвенцию о защите морской природной среды и береговых районов юго-восточной части Тихого океана 1981 г.;

• Региональную конвенцию о сохранении природной среды Крас- ного моря и Аденского залива 1982 г.;

• Конвенцию о защите и развитии морской природной среды Ка- рибского бассейна 1983 г.;

• Конвенцию о защите, использовании и развитии морской и бе- реговой природной среды Восточно-Африканского региона 1985 г.;

• Конвенцию о защите природных ресурсов и природной среды в южной части Тихого океана 1986 г.;

• Конвенцию о предотвращении загрязнения морей путем сброса отходов с судов и самолетов 1972 г.;

• Парижскую конвенцию о предотвращении загрязнения морей из наземных источников 1974 г.;

• Боннское соглашение о сотрудничестве в борьбе с загрязнением Северного моря нефтью и другими вредными веществами 1983 г.;

• Парижский меморандум о задачах государственной портовой ин- спекции в выполнении соглашений по безопасности на море и защите морской природной среды, а также по охране природы и рыболовству 1982 г.;

• Парижскую конвенцию о защите морской природной среды в Се- веро-Восточной Атлантике 1992 г. и др.

Особую роль играют нормы в сфере международно-правовой охра- ны морской среды от загрязнения радиоактивными отходами. Такие нормы содержатся в Международной конвенции по охране челове- ческой жизни на море 1974 г. и Протоколе 1978 г. к этой Конвенции (об эксплуатации судов с ядерными энергетическими установками), Международной конвенции о подготовке и дипломированию моряков и несении вахты 1978 г., Конвенции об ответственности в области морской перевозки ядерных материалов 1981 г. и других документах. Женевская конвенция об открытом море 1958 г., в частности, обязы- вает государства принимать меры для предупреждения загрязнения моря от радиоактивных отходов и загрязнения моря или воздушного пространства над ним в результате любой деятельности, включаю-


 

щей применение радиоактивных материалов. Государства обязаны сотрудничать с соответствующими международными организациями и учитывать все нормы и правила, которые могут быть выработаны такими организациями. Договор об Антарктике 1959 г. запрещает сброс радиоактивных веществ южнее 60-й параллели южной широты. В Приложении I к Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросом отходов и других материалов1972 г. определены категории отходов, сброс которых запрещен (отходы с высоким уровнем радиации или другие радиоактивные вещества с таким же уровнем, которые ком- петентная в данной области международная организация определяет с точки зрения здравоохранения как недопустимые для сброса в море), в Приложении II – сброс которых требует особой предосторожности (все остальные радиоактивные отходы). Конвенция не регулирует порядок захоронения радиоактивных отходов, транспортируемых в качестве грузов.

Вопросы эксплуатации судов с ядерными силовыми установками и соответствующей защиты морской среды регламентируют: Лон- донская конвенция по охране человеческой жизни на море 1960 г., Брюссельская конвенция об ответственности операторов ядерных судов 1962 г., Парижская конвенция об ответственности перед треть- ей стороной в области атомной энергии 1960 г. и дополняющая ее Брюссельская дополнительная конвенция 1963 г., Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г., Брюссель- ская конвенция о гражданской ответственности в области морских пе- ревозок расщепляющихся материалов 1971 г., Лондонская конвенция об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 г. Эти конвенции регулируют также вопросы ответственности за причинение ущерба в результате использования атомной энергии, в том числе в случае сброса радиоактивных отходов.

 

 

§ 9. Вода как объект охраны










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 332.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...