Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

И их роль в сфере охраны окружающей среды




Ведущая роль в развитии МПОС принадлежит международным ор- ганизациям. Особое место занимает ООН в лице ее основных органов, вспомогательных органов и специализированных учреждений. В своей области занимаются вопросами охраны окружающей среды: Органи- зация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО); Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) (на- пример, под эгидой ЮНЕСКО были разработаны два важнейших уни- версальных соглашения: Парижская конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия и Рамсарская конвенция о водно- болотных угодьях); Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ); Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ); Продо- вольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО) и др.

Экологическая проблематика получила отражение в работе Ко- миссии международного права (вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН, одной из задач которой является содействие прогрес-

сивному развитию международного права и его кодификации (ст. 13 Устава ООН)) в виде принятия:

1) проекта статей об ответственности государств (ст. 19 предусмат- ривает намеренное и серьезное загрязнение окружающей среды в ка- честве наиболее тяжкого международного правонарушения);


 

2) проекта статей о предотвращении трансграничного ущерба от опас- ных видов деятельности;

3) проекта кодекса преступлений против мира и безопасности че- ловечества (к числу военных преступлений ст. 20 проекта относит не оправданное военной необходимостью причинение обширного и серьезного ущерба окружающей среде);

4) проекта статей о международной ответственности за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом;

5) проекта статей по праву ненавигационных видов использования международных водотоков. На основании этого проекта под эгидой ООН в 1997 г. была заключена соответствующая универсальная Кон- венция;

6) проекта статей по праву трансграничных водоносных горизонтов (Доклад Комиссии международного права на Шестидесятой сессии в 2008 г.). Члены Комиссии международного права не раз заявляли о своем намерении заняться правовым регулированием вопросов, свя- занных с природными ресурсами, в частности замкнутыми трансгранич- ными грунтовыми водами, нефтью и газом. Юристы-международники взяли на вооружение постепенный подход, начав с грунтовых вод.

Особо заслуживает внимание Глобальный экологический фонд, кото-

рый выступает в качестве международного финансового механизма, обеспечивающего ресурсную базу для оказания содействия государ- ствам в осуществлении проектов, способствующих решению проблем окружающей среды общепланетарного значения. Данный Фонд был учрежден в 1991 г. по инициативе Всемирного банка, Программы развития ООН и Программы ООН по окружающей среде. Членство в нем открыто для любого государства – члена ООН или ее спецучре- ждений. В настоящее время членами ГЭФ являются 178 государств, в том числе Россия. С 1991 г. Фондом предоставлено в общей сложно- сти 7,4 млрд долларов в грантах и 28 млрд долларов США совместно с другими организациями для поддержки почти 2 тыс. проектов в 160 развивающихся странах и странах с переходной экономикой.

На 10-й специальной сессии Совета управляющих Программы ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП)/Глобального министер- ского экологического форума 21 февраля 2008 г. было отмечено, что по линии Фонда в настоящее время в России реализуются 24 проекта, в основном в сферах биоразнообразия, изменения климата, охраны трансграничных вод и защиты озонового слоя. Общая сумма финан- сирования по этим проектам составляет порядка 168 млн долл. Рос- сия также участвует в реализации 19 двусторонних и многосторонних


 

проектов ГЭФ с общим объемом выделенных средств в размере более 100 млн долл.

На региональном уровне заслуживает внимания деятельность Евро- пейской экономической комиссии ООН, которая первой в системе ООН занялась рассмотрением экологических проблем (первое природо-

охранное соглашение под эгидой ЕЭК было заключено еще в 1958 г.). К числу наиболее значительных достижений ЕЭК относятся Женев- ская конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 г. и др.

В области охраны атмосферы Конвенция 1979 г. явилась первым юридически обязательным документом, заключенным на широкой региональной основе. Более того, на сегодняшний день Женевская конвенция служит одним из редких примеров действенного при- родоохранного соглашения: с момента вступления в силу в 1983 г. она была расширена путем принятия протоколов, устанавливавших темпы и объемы сокращения государствами-участниками выбросов загрязняющих веществ. В результате, согласно данным на 1994 г., осу- ществление Конвенции оказало значительное воздействие на общее уменьшение выбросов серы и на стабилизацию выбросов оксидов азота в регионе ЕЭК.

Существенную роль в защите окружающей среды играет сотрудни- чество в рамках СНГ. Эта задача поставлена Уставом СНГ и подтвер- ждена многими другими актами. В рамках Содружества приняты такие

базовые соглашения, как Соглашение о взаимодействии в области гидрометеорологии (1992 г.), Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды (1992 г.), Соглашение о взаи- модействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (1993 г.), Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области экологического мониторинга (1999 г.), Соглашение о сотрудничестве в области обес- печения промышленной безопасности на опасных производственных объектах (2001 г.) и ряд других нормативных правовых актов.

Актуальной в странах Содружества является проблема обеспече- ния технологической и производственной безопасности, связанная с критическим износом основных фондов, размещением производств в непосредственной близости от населенных пунктов, устаревшими технологиями и т.д.

В целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется тесное и плодо-


 

творное взаимодействие министерств и ведомств стран Содружества в работе:

– Межгосударственного совета по чрезвычайным ситуациям при- родного и техногенного характера (организация системы экстренной помощи государствам СНГ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, которые носят трансграничный характер);

– Межгосударственного совета по гидрометеорологии (взаимо- действие в прогнозировании и предупреждении о циклонах, штормах, ураганах, грозовых шквалах, пылевых бурях, засухах, ливнях, наводне- ниях, внезапном понижении температуры воздуха, снегопадах, граде, снежных лавинах и т.д.);

– Межгосударственного совета по промышленной безопасности (технологическая и производственная безопасность, состояние про- изводственных фондов);

– Межгосударственного экологического совета (природопользо- вание и экологическая безопасность).

К приоритетным направлениям деятельности СНГ в области пре- дупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ликвидации их последствий, обеспечения гидрометеоро- логической и экологической безопасности относятся:

– совершенствование взаимодействия и повышения боевой готов- ности подразделений Корпуса сил СНГ для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, орга- низации и проведения совместных учений и тренировок;

– создание научных основ, направленных на дальнейшее развитие взаимодействия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и смягчению их последствий;

– дальнейшее развитие взаимодействия органов отраслевого со- трудничества в области совместной деятельности по борьбе с чрезвы- чайными ситуациями природного и техногенного характера;

– реализация Концепции гидрометеорологической безопасности государств – участников СНГ, предусматривающей принятие совмест- ных мер по защите граждан и экономики стран Содружества от опасных природных явлений гидрометеорологического характера, глобальных изменений погодно-климатических условий, других неблагоприятных гидрометеорологических и гелиогеофизических процессов;

– взаимодействие в оценке и прогнозе возможных климатических изменений, которые имеют особую важность для разработки и приня- тия мер по предотвращению антропогенного воздействия на климат и адаптации экономики к его изменениям;


 

– консолидация усилий государств – участников СНГ в области трансграничного переноса вредных веществ;

– согласованное уменьшение негативного воздействия окружающей среды на здоровье человека;

– совместное решение глобальных проблем экологического ха- рактера в области природопользования, поддержание на территории государств – участников СНГ биологического разнообразия флоры и фауны.

Вопросы защиты окружающей среды все больше выдвигаются на первый план в деятельности ЕС. Значимым моментом является включение экологической политики и защиты окружающей среды в проект Кон-

ституции ЕС.

В ЕС выработана единая экологическая политика, которая в свою очередь является основой для разработки общеевропейского законо- дательства по охране окружающей среды и рациональному использо- ванию природных ресурсов. Ее начало было положено на Парижском совещании глав государств и правительств Европейского экономи- ческого сообщества в 1972 г., на котором была принята декларация, ставшая концептуальным обоснованием общей европейской эколо- гической политики.

Экологическая политика ЕС характеризуется:

– своим динамизмом, учетом общественных потребностей и ин- тересов его членов;

– тем, что она связана с принятием и реализацией программ дей- ствий по окружающей среде, на основе которых были подготовлены нормативные акты Европейского сообщества по охране окружающей среды, например Программа «Окружающая среда 2010: наше будущее, наш выбор». Она охватывает период с 2001 по 2010 г. и определяет следующие задачи:

• ослабление и замедление изменения климата и глобального по- тепления;

• защита среды обитания, дикой фауны и флоры;

• решение проблем, связанных с охраной окружающей среды и здра- воохранением;

• сохранение природных ресурсов и утилизация отходов.

На протяжении всего времени действия этой программы и пяти предшествующих ей программ, когда в течение более чем 30 лет уста- навливались стандарты, ЕС выработал комплексную систему охраны окружающей среды. Спектр разрешаемых проблем чрезвычайно ши- рок: шумовое загрязнение, отходы, защита среды обитания, выхлопные


 

газы, химические вещества, промышленные аварии, чистота питьевой воды, создание европейской информационной сети и системы взаимо- помощи в случае чрезвычайных ситуаций (вступают в действие в случае природных катастроф, таких как разлив нефти или лесные пожары). Вопросами охраны окружающей среды на уровне ЕС занимают- ся: Европейская комиссия, Европейский парламент, Европейский совет и Европейское агентство по окружающей среде (ЕАПОС), ко- торое было организовано в 1990 г. Постановлением об учреждении ЕАПОС и Европейской сети экологической информации и наблюде- ний (ЕСЭИИН) предусматривалось, что данные организации будут функционировать в целях обеспечения получения объективной и дос- товерной информацией для осуществления мер по защите окружающей среды, а также для надлежащего информирования общественности ЕС и государствами-участниками, а также странами, не являющимися членами ЕС. В деятельности данных организаций активное участие принимают: Европейский инвестиционный банк, Комитет регионов

и Экономический и Социальный комитеты.

Следует отметить, что в настоящее время в мире насчитывается более 500 неправительственных международных организаций, вклю- чивших в свою деятельность природоохранные мероприятия. Главная роль в этой сфере принадлежит некоторым специализированным и за- рекомендовавшим себя высокой активностью организациям, таким как Международный союз охраны природы (МСОП) и Всемирный фонд охраны дикой живой природы (WWF).

МСОП основан в 1948 г. по инициативе ЮНЕСКО, является ста- рейшей и крупнейшей в мире независимой международной неком- мерческой организацией. Издает Красную книгу, серийные выпуски, например «Список национальных парков и эквивалентных резервато- ров». Высший орган – Генеральная Ассамблея. С 1979 г. официальный программный документ МСОП – Всемирная стратегия охраны природы (выработана в 1978 г.). Имеет консультативный статус при ЮНЕСКО, ЭКОСОС, ФАО. Союз объединяет 78 суверенных государств, 112 пра- вительственных учреждений, 735 неправительственных организаций, 35 ассоциированных членов и примерно 12 тысяч ученых и экспертов из 181 страны мира.

МСОП содействовал в разработке и принятии многих междуна- родных природоохранных соглашений, например Конвенции о меж- дународной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), 1972 г., Конвенции о биологи- ческом разнообразии 1992 г. и т.д.


 

Одно из наиболее важных достижений – это вклад МСОП в нацио- нальное природоохранное законодательство. Бюро МСОП в Россий- ской Федерации было открыто в 1994 г. в соответствии с Меморан- думом о взаимопонимании, подписанным с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов. В 1995 г. Бюро было реор- ганизовано в Офис МСОП в России.

Всемирный фонд дикой природы (WWF) – одна из крупнейших в мире общественных благотворительных организаций, более 40 лет работающая для охраны природы на всей планете. Ежегодно WWF осуществляет свыше 1200 экологических проектов, привлекая вни- мание миллионов людей к проблемам охраны окружающей среды и их решению.

Бесспорную роль в правовом регулировании охраны окружающей среды играет Программа по окружающей среде (ЮНЕП).

 

 

§ 6. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 248.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...