Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Международное право окружающей среды




 

§ 1. Сущность международного права окружающей среды

 

Окружающая среда для человечества является основой материаль- ных и духовных благ, которая охватывает живые и неживые ресурсы, такие как воздух, вода, почва, фауна и флора и т.д., а также взаимодей- ствие между ними1. В литературе часто понятие «окружающая среда» отождествляется с понятием «экология». Как известно, экология – это отрасль биологии, изучающая взаимодействие животных, растений, микроорганизмов между собой и с окружающей средой, в то время как окружающая среда включает в себя:

– компоненты природной среды – землю, недра, почвы, поверхно- стные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, живот- ный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и око- лоземное космическое пространство, обеспечивающее в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

– природный объект – естественную экологическую систему, при- родный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

– природно-антропогенный объект – природный объект, изме- ненный в результате хозяйственной и иной деятельности, или объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

– антропогенный объект – объект, созданный человеком для обес- печения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

Эти объекты и компоненты составляют систему окружающей среды. Таким образом, термин «международное право окружающей среды» является более точным, чем термин «международное экологическое право».

 

1 Наиболее широкое понимание окружающей среды дает Европейская конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный опасной для окружающей среды деятельностью, 1993 г.


 

Истощение озонового слоя, уничтожение лесов, загрязнение вод, испытания ядерного оружия, войны, аварии на атомных электростан- циях причиняют огромный вред окружающей среде и здоровью чело- века. В связи с этим в современном мире защита окружающей среды является одной из важнейших задач любого государства. Особенно остро проблема обозначилась во второй половине XX в. в связи с на- учно-технической революцией, бурным развитием новых технологий, появлением и распространением новых видов вооружений, способных повлечь масштабные вредные последствия или даже уничтожить все живое на Земле.

В настоящее время угроза для окружающей среды сохраняется, и прежде всего от самого человека. Загрязнение вод Мирового океа- на наносит ущерб здоровью человека и рыбным запасам. Межрегио- нальные проекты по строительству дамб, плотин, каналов, осушению болот приводят к деградации мировых сельхозугодий, засухе и эрозии почв во многих странах мира. Загрязнение воздуха наносит все бо- лее ощутимый ущерб здоровью людей на нашей планете. Массовое уничтожение лесов отрицательно сказывается на климате планеты и сокращает биоразнообразие, генофонд. Серьезной угрозой здоро- вью является истощение озонового слоя, защищающего от вредных излучений Солнца. К катастрофическим изменениям в климате Земли ведет «парниковый эффект», т.е. глобальное потепление в результате растущих выбросов углекислого газа в атмосферу. Нерациональное ис- пользование минеральных и живых ресурсов ведет к их истощению, что опять-таки ставит проблему выживания человечества. Наконец, аварии на предприятиях, связанные с выбросами радиоактивных и ядовитых веществ в атмосферу, не говоря уже об испытаниях ядерного оружия, причиняют огромный ущерб здоровью людей и природе. Большой ущерб окружающей среде приносят вооруженные конфликты, о чем свидетельствует опыт войн во Вьетнаме, Кампучии, Югославии, Пер- сидском заливе, Ираке и т.д.

Согласно данным Международной стратегии ООН по уменьшению опасности бедствий в 2008 г. в результате стихийных бедствий миллионы жителей планеты погибли, получили травмы, были вынуждены покинуть свои дома или испытали на себе другие последствия землетрясений, тайфунов, штормов, наводнений, ураганов и засух, а экономические убытки от стихийных бедствий составили 181 млрд долларов США. В 2008 г. было зафиксировано 255 наводнений и штормов. Больше всего от природных катастроф пострадали страны Азии. Так, в Китае в 2008 г. их было 26, на Филиппинах – 20, в Индонезии – 16, в Индии – 10.


 

Изменения в системе с негативными процессами во всех сферах окружающей человека среды побудили государства осознать проблему охраны окружающей среды как глобальную проблему современности, от решения которой зависит дальнейшее существование человечества. Природа не признает государственных и административных границ, соответственно, усилия одного или нескольких государств не могут решить экологические проблемы и дать ощутимых результатов в дан- ной области, где неизбежно требуется международное сотрудничество, совместные согласованные действия государств и международных ор- ганизаций на локальном, региональном и мировом уровнях. В Резолю- ции 2994 (XXVII) от 15 декабря 1972 г. Генеральная Ассамблея объявила 5 июня Всемирным днем окружающей среды, который проводится в целях углубления осознания общественностью необходимости со- хранять и улучшать окружающую среду. Выбор этой даты обоснован тем, что в этот день открылась Конференция ООН по проблемам ок- ружающей человека среды (Стокгольм, 1972 г.).

Причины международного сотрудничества в области охраны ок- ружающей среды таковы.

Во-первых, необходимость межгосударственного исследования вопросов, связанных с механизмом воздействия человека на природу и способами решения возникающих при этом проблем. Современная наука пока не способна ответить на многие вопросы, связанные с ме- ханизмом воздействия человека на природу и способами решения воз- никающих при этом проблем. Требуются обширные и дорогостоящие исследования, успех которых в немалой степени зависит от наличия постоянно действующих глобальных и региональных систем обмена научной информацией и экологического мониторинга. Примером глобального экологического мониторинга является изучение и обоб- щение экологической информации ЮНЕП (Программа ООН по ок- ружающей среде) в докладах о состоянии окружающей среды. Такие сборники и доклады, как UNEP YEAR BOOK (Ежегодник ЮНЕП) или Global Environment Outlook 2000–2004 («Глобальные экологические перспективы за 2000–2004 гг.»), в том числе привели к осознанию в мире возникающих экологических проблем.

Во-вторых, необходимость в правовом регулировании отношений, связанных с использованием и исследованием, а также охраной ок- ружающей среды. Институциональное и договорное сотрудничество является в настоящее время одной из основных эффективных форм реакции международного сообщества государств на возникающие экологические проблемы, способной адекватно реагировать на стреми-


 

тельные изменения в состоянии окружающей среды и уровне научных знаний о природе.

В-третьих, экологические проблемы связаны с проблемами эко- номического развития и должны разрешаться с учетом социальных, демографических и экономических факторов. Народы заинтересо- ваны в справедливом обмене экономическими средствами жизни, базирующимися в большинстве случаев на охране окружающей среды и использовании природных ресурсов.

Главной целью охраны окружающей среды является в конечном счете установление гармонии между развитием человечества и благо- приятным состоянием окружающей среды.

В становлении международного права окружающей среды как от- расли международного права выделяются следующие этапы (класси- фикация носит условный характер)1.

Первый этап – до начала 50-х гг. XX в. – охватывает период фор- мирования специфического круга общественных природоохранных отношений и специфических норм, содержащихся в международных договорах. Одними из первых были Конвенция о ловле устриц и ры- боловстве у берегов Великобритании и Франции 1839 г., Конвенция о судоходстве на Рейне 1868 г., Конвенция о защите птиц, полезных для сельского хозяйства 1902 г., Конвенция о сохранении фауны и фло- ры в естественном состоянии 1933 г. Первым крупным многосто- ронним мероприятием считается Конференция по международной охране природы, которая состоялась 17–19 ноября 1913 г. в Берне (Швейцария) и в которой приняла участие Россия.

Второй этап (1950–1970) – это период зарождения международного права окружающей среды путем придания международным сообщест- вом государств (как на универсальном, так и на региональном уровнях) значимости проблемам в сфере окружающей среды и заинтересован- ности в выделении новой отрасли международного права.

В данный период проблема охраны окружающей среды превращает- ся из научно-технической в крупную политическую и, соответственно, происходит перемещение центра тяжести с международных неправи- тельственных на межгосударственные программы и на деятельность

 

1 Например, проф. К.А. Бекяшев выделяет три этапа становления и развития меж- дународного экологического права: 1839–1948 гг.; 1948–1972 гг.; 1972 г. – по настоящее время. Первый этап увязывается с первыми попытками «цивилизованных» государств разрешить региональные и локальные проблемы экологии, второй этап – с началом деятельности ООН, третий этап знаменует проведение глобальных международных конференций по данному вопросу.


 

международных межправительственных организаций по их обеспе- чению и реализации.

На глобальном уровне ответственность в сфере охраны окружаю- щей среды взяла на себя Организация Объединенных Наций, пре- вратившись со временем во «всемирный форум по организации ме- ждународной деятельности в области окружающей среды». Первая экологическая акция ООН датируется 1949 г., когда в Лейк-Саксессе (США) была проведена Международная научно-техническая конфе- ренция по охране природы. В 60-е гг. в ООН наметилась тенденция перехода от разрозненных, бессистемных мероприятий, связанных с отдельными аспектами природопользования, к более комплекс- ной деятельности, поставленной уже на постоянную основу. В этот период экологические проблемы заняли свое место в повестке дня многих специализированных учреждений ООН. Так, например, Все- мирная организация здравоохранения начала заниматься вопросами воздействия загрязняющих веществ на здоровье человека, Всемирная метеорологическая организация – влиянием загрязнения атмосферы на климат, Организация по вопросам продовольствия и сельского хозяйства занялась изучением влияния экологической деградации на производство продовольствия и проблемами чрезмерной эксплуа- тации рыбных ресурсов, а ЮНЕСКО взяла на себя ответственность за развитие научных знаний об окружающей среде. На региональном уровне в 1968 г. Совет Европы принял два основополагающих акта о контроле за загрязнением воды и атмосферы. ОАЕ приняла Афри- канскую конвенцию об охране природы и природных ресурсов.

Третий этап (1970–1990) заложил основы сбалансированного и ком- плексного подхода к решению на глобальном уровне всего спектра экологических проблем. Международное право окружающей среды ока- зывает влияние на внутреннюю политику государств, в национальных приоритетах которых прежде отсутствовали вопросы охраны окружаю- щей среды. Начали разрабатываться государственные экологические программы, а также стали создаваться механизмы для их реализации. В данный период произошел удивительный рост числа и разнообра- зия инструментов международного экологического права. В большей мере этот процесс происходил благодаря Стокгольмской конференции 1972 г. В Декларации Конференции ООН об окружающей человека среде 1972 г. не только были заложены определенные принципы, боль- шинство из которых были de lege ferenda, т.е. провозглашали, каким должно стать право, а не констатировали его современное состояние, но и были разработаны План мероприятий по охране окружающей


 

среды из 109 пунктов, а также Резолюция, рекомендовавшая ООН организационное и финансовое исполнение этого плана.

Четвертый этап (1990 г. – до настоящего времени) связан с приня- тием и развитием концепции «устойчивого развития» и «экологической безопасности» в МПОС. В качестве стратегии развития международ- ного права окружающей среды на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в Рио-де-Жанейро в 1992 г., принята Концепция устойчивого развития. Через десять лет в 2002 г. на Все- мирном саммите по устойчивому развитию (Йоханнесбург, ЮАР), на котором подводились итоги выполнения решений конференции в Рио-де-Жанейро, участники «Саммита Земли» вновь подтвердили приверженность целям и задачам устойчивого развития, одобренным на экологическом форуме в Рио-де-Жанейро. На современном этапе проходит совершенствование и расширение международно-правово- го регулирования отношений в области охраны окружающей среды и предпринимаются попытки кодификации норм в МПОС.

 

 

§ 2. Понятие и предмет международного права окружающей среды

Международное право окружающей среды (МПОС) – это сово- купность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международ- ного права в сфере охраны окружающей среды, ее рационального ис- пользования и воспроизводства в целях обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития.

Предметом МПОС являются межгосударственные и иные между- народные отношения в сфере охраны и рационального использования всех компонентов окружающей среды, которые находятся во взаимо- связи и взаимозависимости и представляют единую систему. К ним прежде всего относятся материковые экосистемы, растительный и жи- вотный мир, недра, атмосферный воздух, Мировой океан, околоземное космическое пространство и т.д. Указанные компоненты содержат основные природные ресурсы, необходимые для человека.

Ключевым элементом международного права окружающей среды является концепция «устойчивого развития»1. Понятие «устойчивое развитие» было выработано с позиций экосистемного подхода, основу

 

1 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию» (по докладу Второго комитета (A/57/532/Add.1)). ООН A/ RES/57/253.


 

которого составляет императив выживания человечества, помещаю- щий экологическую проблематику в общем и концепцию «устойчивого развития» в частности на уровень глобальных проблем. Как отметил К. Аннан, «вся идея устойчивого развития… заключается в том, что окружающая среда и развитие неразрывно связаны между собой»1.

В 1986 г. в Оттаве на Международной конференции по охране при- роды и развитию были разработаны принципы по обеспечению ус- тойчивого развития:

– сочетание сохранения природы и развития общества;

– удовлетворение основных потребностей человека;

– достижение равенства и социальной справедливости;

– обеспечение социального самоопределения и культурного раз- нообразия;

– поддержание целостности экосистем.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де- Жанейро в 1992 г. провозгласила устойчивое развитие стратегическим принципом общества, а фундаментальные принципы и программу действий для достижения устойчивого развития закрепила в «Повестке дня на XXI век», которая предусматривает проведение согласованных действий для сочетания экономической, социальной и экологической составных развития2. После конференции в Рио-де-Жанейро нача- лось активное распространение концепции «устойчивого развития» на международном (универсальном и региональном) и внутригосу- дарственном уровнях.

Концепция экологической безопасности объединяет нормы ме- ждународного права, направленные на обеспечение экологической безопасности как основы международной безопасности, что признано международным сообществом в соответствующих резолюциях Гене- ральной Ассамблеи ООН от 5 декабря 1986 г. и 7 декабря 1987 г. Причем защита и улучшение окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов тесно связаны с обеспечением международной безопасности во всех ее аспектах.

Экологическая безопасность – это состояние защищенности че- ловеческого общества, а также государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду. В экологическую безопасность входит система регулирования

 

1 Аннан К. О всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в Йо- ханнесбурге // http://summit.priroda.ru/index.php?9+&txt=K.Annen.html – 18.11.2004.

2  Доклад Конференции ООН по окружающей среде и развитию. Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 г. Т. 1. Нью-Йорк, 1993. С. 11.


 

и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения – ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций.

Существует два основных подхода к экологической безопасности.

1. Изменения в окружающей среде (ее деградация, истощение при- родных ресурсов) прямо влияют на безопасность государства, так как могут стать источником социальных конфликтов в результате недос- татка возобновляемых ресурсов, массовых перемещений населения. Глобальные проблемы (потепление климата, истощение озонового слоя, уменьшение лесного покрова, деградация сельскохозяйственных угодий) могут вызвать экономический упадок, политическую неста- бильность, социальные трения.

2. Другая интерпретация экологической безопасности связана с безопасностью индивида, а не государства, так как экологические проблемы не имеют национальных границ. Охрана окружающей среды сохраняет здоровье человечества.

 

 

§ 3. Принципы международного права окружающей среды

Проблема уяснения принципов имеет существенное значение. Осо- бенность принципов:

• принципы (основные начала) предопределяют характер отрасли международного права;

• выявление принципов дает возможность ясно представить, на ка- ких общих началах строится данная сфера международно-правового регулирования;

• понимание принципов МПОС позволяет четко уяснить характер и взаимодействие других природоохранных норм, определить основ- ные направления эволюции их совокупности;

• выявление основополагающих принципов МПОС будет одно- временно определять те институты, которые складываются в системе международного права.

Международное право окружающей среды, являясь совокупностью норм, регулирующих специфическую область отношений, представляет собой часть общей системы международно-правового регулирования. Основываясь на этом критерии, основные принципы, применимые к международно-правовой охране окружающей среды, можно разде- лить на две категории:

• общепризнанные принципы международного права;

• специальные принципы международного права окружающей среды.


 

Специальные принципы международного права окружающей среды

Впервые принципы международного права окружающей среды были обобщены в Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей среды в 1972 г. в виде сформулированных 26 принципов.

Следующим шагом систематизации международно-правовых прин- ципов охраны окружающей среды и регулирования природопользова- ния была Всемирная хартия природы, которая одобрена Резолюцией от 28 октября 1982 г. Генеральной Ассамблеи ООН.

Принципы международного сотрудничества в области охраны ок- ружающей природной среды изложены также в Декларации по окру- жающей среде и развитию, принятой на Конференции ООН в июне 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия). По правовому и смысловому значению декларируемые принципы охраны окружающей среды мож- но подразделить на девять групп: принципы, закрепляющие приоритет прав человека на благоприятную окружающую среду и устойчивое развитие; принципы, провозглашающие суверенитет государств на ис- пользование природных ресурсов; принципы, характеризующие обя- занности граждан в области охраны окружающей среды; принципы, декларирующие ответственность в сфере охраны окружающей среды; принципы, устанавливающие приоритеты в использовании природных ресурсов; принципы, сориентированные на предотвращение загряз- нения окружающей среды и других вредных воздействий на природу; принципы охраны окружающей среды; принципы, обеспечивающие право на информацию; принципы, устанавливающие обязательства охраны окружающей среды в случаях вооруженных конфликтов.

Неофициальная кодификация специальных принципов междуна- родного права окружающей среды была осуществлена МСОП в Меж- дународном пакте по окружающей среде и развитию 1995 г., в котором содержатся следующие принципы:

• принцип обеспечения конституционных экологических прав человека;

• принцип недопустимости нанесения трансграничного ущерба;

• принцип экологически обоснованного рационального исполь- зования природных ресурсов;

• принцип недопустимости радиоактивного заражения окружаю- щей среды;

• принцип защиты экологических систем Мирового океана;

• принцип запрета военного или любого иного враждебного ис- пользования средств воздействия на окружающую среду;


 

• принцип обеспечения экологической безопасности;

• принцип международной правовой ответственности государств за ущерб, причиненный окружающей среде;

• принцип предосторожности или предосторожного подхода1.

Приведенный перечень специальных принципов международного права окружающей среды не является исчерпывающим в силу их разви- тия. Различные авторы указывают и иные принципы международного права окружающей среды.

 

 

§ 4. Источники международного права окружающей среды

К основным международно-правовым источникам МПОС отно- сятся:

– обычаи;

– международные соглашения;

– резолюции и решения международных организаций и междуна- родных конференций в области охраны окружающей среды и рацио- нального использования природных ресурсов.

Важное значение играют нормы так называемого мягкого права, которые могут превратиться в договорные или обычные международ- но-правовые нормы (например, нормы содержащиеся в Стокгольм- ской декларации Конференции ООН по окружающей человека среде 1972 г., во Всемирной стратегии охраны природы 1980 г., в Декларации принципов Рио по окружающей среде и развитию 1992 г., в «Повестке дня на XXI век» и др.).

Стратегией глобального сотрудничества в сфере охраны окружаю- щей среды для достижения устойчивого развития является «Повестка дня на XXI век», принятая на Конференции в Рио 1992 г. Она содержит нормы «мягкого» права и определяет действия государств, междуна- родных организаций, населения, их вклад в решение этих проблем. Повестка содержит четыре раздела. Первый посвящен социально- экономическим аспектам (в том числе вопросам окружающей сре- ды и развития в процессе принятия решений); второй – сохранению и рациональному использованию ресурсов в целях развития (включая защиту атмосферы, борьбу с обезлесением, опустыниванием, засухой и др.); третий – укреплению роли основных групп населения (женщин, молодежи, различных категорий трудящихся); четвертый – различным

 

1 Подробный анализ принципов МПОС представлен М.Н. Копыловым. См.: Ко- пылов М.Н. Введение в международное экологическое право: Учебное пособие. М.: РУДН, 2007.


 

средствам осуществления (в том числе финансовым ресурсам и ме- ханизмам, организационно-правовым средствам решения проблем охраны окружающей среды).

На этапе становления данной отрасли широко применялись обычные нормы (например, один из признанных обычаев был основан на принци- пе непричинения ущерба окружающей среде соседнего государства).

В настоящее время право окружающей среды является преимуще- ственно договорным. Процессы договорного сотрудничества осуще- ствляются по двум направлениям:

– во-первых, принимаются договорные нормы, имеющие решаю- щее значение в межгосударственном общении в сфере охраны окру- жающей среды и рационального ее использования;

– во-вторых, заключаются международные соглашения по объек- там и компонентам окружающей среды, в глобальном регулировании которых заинтересовано все человечество.

В МПОС по сфере действия можно выделить:

– универсальные договоры (Конвенция по предотвращению загряз- нения моря нефтью 1954 г., Конвенция относительно вмешательства в случае аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г., Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение глав- ным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц, 1971 г., Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., Конвенция о предот- вращении загрязнения с судов 1973 г., Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой ис- чезновения, 1973 г., Конвенция о запрещении военного и любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., Конвенция о мигрирующих видах диких животных 1979 г., Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., Конвенция о защите озонового слоя Земли 1985 г., Конвен- ция о биологическом разнообразии 1992 г., Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г., Конвенция о стойких органических загрязнителях 2001 г., Международное соглашение по тропической древесине 2006 г. и др.);

региональные (локальные) договоры. В их числе: конвенции и со-

глашения о сохранении запасов анадромных видов рыб в северной части Тихого океана 1992 г., о защите Черного моря от загрязнения 1992 г., о защите морской среды района Балтийского моря 1974 г., о сохранении


 

белых медведей 1973 г., по сохранению европейской живой природы и естественных сред обитания 1979 г., о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды 1992 г. и др.

В зависимости от предмета (объекта) регулирования выделяются договоры: по охране океана, водной среды, воздушной среды, око- лоземного и космического пространства, животного и растительного мира, по экологическим аспектам военной деятельности и т.д.

Среди решений международных организаций ряд важных резо- люций природоохранного значения были приняты Генеральной Ас- самблеей ООН. Особое место среди них занимает Всемирная хартия природы (резолюция 37/7 от 28 октября 1982 г.), которая представляет собой свод принципов для руководства в ходе осуществления любой деятельности, способной оказать воздействие на окружающую среду. Положения Хартии впоследствии были закреплены в некоторых меж- дународных соглашениях и законодательстве ряда государств.

Национальное законодательство Российской Федерации в области охраны окружающей среды в настоящее время становится своеобраз- ным продолжением международного сотрудничества в данной сфе- ре, при этом связь международного и внутригосударственного права не является односторонней.

Общепризнанные принципы и нормы, а также международные договоры РФ в сфере охраны окружающей среды являются составной частью правовой системы России, а взаимодействие международного и национального права складывается по нескольким направлениям.

Во-первых, Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об ох- ране окружающей среды» (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г.) содержит положения, согласно которым международные дого- воры непосредственно регулируют внутренние отношения. Согласно п. 4 ст. 2 данного закона «отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, про- живающих на территории Российской Федерации, в целях обеспе- чения их прав на благоприятную окружающую среду, регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации». Данная формулировка призвана облегчить понимание и применение данного закона. Но на самом деле договорные нормы регулируют внутренние отношения не непосредственно, а будучи за- конодательно включенными в правовую систему страны, действуют


 

как часть этой системы. Это подтверждается и положением п. 1 ст. 82 Федерального закона «Об охране окружающей среды» о непосредст- венном применении международных договоров: «Международные договоры Российской Федерации в области охраны окружающей сре- ды, не требующие для применения издания внутригосударственных актов, применяются к отношениям, возникающим при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Фе- дерации в области охраны окружающей среды применяется соответ- ствующий нормативный правовой акт, принятый для осуществления положений международного договора Российской Федерации».

Во-вторых, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» закреплены принципы международного сотрудничества РФ в данной сфере, которые соответствуют принципам международного права окру- жающей среды. Согласно ст. 81 Федерального закона «Российская Фе- дерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в области охраны окружающей среды».

В-третьих, в ряде законов имеются отсылки к международным дого- ворам РФ, что свидетельствует о совместном применении национальных и международных норм. Например, Федеральный закон от 4 мая 1999 г.

«Об охране атмосферного воздуха» неоднократно ссылается на нормы международного права, имея в виду, в частности, их приоритет в облас- ти использования и охраны атмосферного воздуха (ст. 33), а также их особую роль применительно к обеспечению проведения мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмо- сферный воздух (ст. 20).

В-четвертых, на федеральном уровне в России принимаются специ- альные акты о порядке реализации договоров. Например, постоянный представитель РФ при ООН В.И. Чуркин на неформальных тематических дебатах по климату в рамках Генеральной Ассамблеи ООН (Нью-Йорк, 31 июля – 1 августа 2007 г.) заявил: «Россия намерена выполнять… обя- зательства в течение действия Киотского протокола до 2012 г. Для этого у нас имеются все необходимые инструменты, включая соответствующую нормативно-правовую базу» (Федеральный закон от 4 ноября 2004 г.

№ 128-ФЗ «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата», постанов- ление Правительства РФ от 28 мая 2007 г. № 332 «О порядке утверждения и проверки хода реализации проектов, осуществляемых в соответствии


 

со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изме- нении климата», приказ Минэкономразвития РФ от 14 октября 2008 г.

№ 331 «Об утверждении формы паспорта проекта, осуществляемого в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвен- ции ООН об изменении климата», приказ Минэкономразвития РФ от 14 марта 2008 г. № 70 «Об утверждении перечня независимых эксперт- ных организаций», приказ Минэкономразвития РФ от 15 августа 2008 г.

№ 248 «Об утверждении типовых целевых показателей эффективности проектов и их предельных значений», приказ Минэкономразвития РФ от 20 декабря 2007 г. № 444 «Об утверждении методических указаний по рассмотрению проектной документации» и другие документы).

В-пятых, международно-правовые нормы обязывают Россию вос- полнять пробелы в правовом регулировании отношений по использо- ванию и охране окружающей среды на национальном уровне и обеспе- чивают возможность защиты государством своей окружающей среды на международном уровне.

 

 

§ 5. Международные организации










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 246.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...