Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Управление Верховного комиссара по правам человека




Пост Верховного комиссара ООН по правам человека был учрежден Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 48/141 на ее 48-й сессии 20 декабря 1993 г. в целях координации деятельности ООН в сфере защиты прав человека.

Верховный комиссар по правам человека назначается Генераль- ным секретарем ООН и утверждается Генеральной Ассамблеей ООН с учетом принципа географической справедливости на фиксирован- ный срок в четыре года с возможностью продления еще на один срок. Его должность приравнивается по уровню к заместителю Генераль- ного секретаря ООН. Верховный комиссар является личностью, ха- рактеризующейся высокими моральными качествами и честностью и обладающей опытом в области прав человека. Он должен выпол- нять свои обязанности беспристрастно, объективно, неизбирательно и эффективно и руководствоваться признанием того, что все права человека – гражданские, культурные, экономические, политические и социальные – являются универсальными, недельными, взаимосвя- занными и взаимозависимыми.

Первым комиссаром ООН по правам человека был назначен г-н Хосе Аялу Лассо, который приступил к работе 5 апреля 1994 г.

Мандат Верховного комиссара был сформулирован так, чтобы ме- ханизмы Организации Объединенных Наций по защите прав чело- века могли реагировать на новый комплекс проблем, которые были сформулированы в документах Всемирной конференции по правам человека в июне 1993 г. – в Венской декларации и Программе дейст- вий. Данный комплекс распространяется на шесть общих областей, среди которых:

– поощрение и защита прав человека во всем мире;

– укрепление международного сотрудничества в области прав че- ловека;

– налаживание диалога с правительствами с целью обеспечить ува- жение прав человека;

1 Документ ООН. А/НRC/1/L. 3 от 3 июня 2006 г.


 

– координация усилий, предпринимаемых в данной области раз- личными органами Организации Объединенных Наций;

– приспособление механизмов Организации Объединенных Наций к нынешним и будущим потребностям;

– контроль за деятельностью Управления Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ).

В соответствии со своим мандатом и с учетом Венской декларации и Программы действий Верховный комиссар сориентировал свою деятельность на следующие области:

– поощрение международного сотрудничества в области прав че- ловека;

– реагирование на случаи серьезного нарушения прав человека и предупреждение нарушений;

– консультативное обслуживание и техническая помощь в облас- ти прав человека, включая помощь странам, совершающим переход к демократии;

– координация деятельности, связанной с правами человека, в сис- теме Организации Объединенных Наций;

– приспособление механизмов Организации Объединенных Наций;

– приспособление механизмов Организации Объединенных Наций в области прав человека к нынешним и будущим потребностям;

– поощрение права на развитие и пользование культурными, эко- номическими и социальными правами;

– борьба с расовой дискриминацией;

– поощрение прав лиц, принадлежащих к особо уязвимым группам, включая женщин, детей, меньшинства и коренные народы;

– борьба с особенно гнусными нарушениями прав человека, такими как пытки и насильственные исчезновения;

– содействие программам просвещения и общественной инфор- мации в области прав человека и осуществление Венской декларации и Программы действий.

Верховный комиссар ООН по правам человека осуществляет кон- троль за деятельностью Управления по правам человека, которое раз- мещается в Женеве. Управление является руководящим центром всей деятельности ООН по правам человека и служит секретариатом при та- ких подразделениях, как: Совет по правам человека; конвенционные комитеты, осуществляющие мониторинг соблюдения договоров; дру- гие учреждения ООН по правам человека.

В последние годы Управление Верховного комиссара по правам человека проводит плодотворную работу по институционализации


 

сотрудничества и координации своей деятельности с отдельными специализированными учреждениями ООН (ЮНЕСКО), Детским фондом (ЮНИСЕФ), Программой развития (ПРООН), Управлением Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ).

Осуществляя стратегический план действий по укреплению и обес- печению целенаправленной работы, Управление расширяет свои воз- можности по налаживанию эффективного диалога и взаимодейст- вия со многими странами по обеспечению защиты прав человека. Разрабатываются меры в таких областях, как оценка потребностей, планирование, подготовка кадров и содействие установлению более тесных связей между национальными системами и международными правозащитными механизмами.

Управлением в ряде страновых групп назначены консультанты по вопросам прав человека. В настоящее время УВКПЧ сохраняет свое присутствие на местах в более чем 40 странах и осуществляет более 40 проектов и программ в области защиты прав человека.

В рамках усилий по устранению нарушений прав человека и поощ- рению их защиты УВКПЧ продолжает осуществлять миссии по наблю- дению и установлению фактов. Заключая соглашения с правительства- ми отдельных стран, Верховный комиссар по правам человека создает в этих странах отделения УВКПЧ с мандатом, предусматривающим защиту и поощрение прав человека, в том числе посредством проведения мероприятий по наблюдению за положением в области прав человека на территории страны. Так, в частности, по соглашению с правительст- вом Непала от 10 апреля 2005 г. такое отделение УВКПЧ было создано на территории Непала, а в Судане в соответствии с планом действий ООН Управление Верховного комиссара разместило наблюдателей по вопросам прав человека. УВКПЧ оказывает также содействие и поддержку между- народным следственным комиссиям, учрежденным по резолюции Совета Безопасности (Судан, Кот-д’Ивуар, Сьерра-Леоне, Камбоджа и др.).

Управление Верховного комиссара имеет персонал, насчитываю- щий около 200 человек, который подразделяется на три отделения:

1) отделение исследований и права на развитие, которое анализи- рует права человека, разрабатывает и следит за претворением в жизнь стратегии, направленной на реализацию права на развитие;

2) отделение служб поддержки, которое оказывает помощь орга- нам ООН по правам человека, таким как Совет по правам человека, и субъектам договоров;

3) отделение практических действий и программ, которое осуще- ствляет обширную программу технической помощи странам в области


 

прав человека, оказывает поддержку органам, занимающимся установ- лением фактов (специальным докладчикам, рабочим группам и т.п.), проверяющим сообщения о нарушениях, и помогает в деятельности и практической подготовке персонала, работающего в области прав человека на месте.

Верховный комиссар представляет отчет о своей работе в Совет по правам человека и через Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) выносит вопросы на Генеральную Ассамблею ООН.

Как координационный центр ООН в области прав человека УВКПЧ получает заявления, в которых группы людей или отдельные лица жалуются на нарушения их прав. В среднем УВКПЧ получает около 100 000 заявлений в год и отсылает их в соответствующие органы ООН, подключая механизмы оказания помощи с учетом процедуры, установ- ленной в результате соглашений между органами. В УВКПЧ действует круглосуточная «горячая линия» с Женевой по факсу 41-22-917-0092, которая позволяет принять срочные сообщения о нарушениях прав человека.

УВКПЧ готовит аналитические справки и доклады для подразделений ООН, занимающихся проблемами защиты прав человека. В таких докла- дах рекомендуются политические подходы, практические меры и новые институты, которые позволят поднять уважение к правам человека.

С 28 июля 2008 г. Верховным комиссаром ООН по правам человека по предложению Генерального секретаря ООН назначена Наванет- хем Пиллэй (Южная Африка). В рамках своей деятельности УВКПЧ совместно с Группой ООН по вопросам развития и Исполнительным комитетом по гуманитарным вопросам разрабатывает планы действий на определенные периоды, направленные на укрепление деятельности ООН в сфере защиты прав человека на страновом уровне.

На юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, проходившей в сентябре 2000 г., главы государств и правительств приняли Деклара- цию тысячелетия ООН, в которой среди других задач на новый, XXI в. указали на необходимость добиваться полной защиты и поощрения во всех наших странах гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав для всех.

Спустя пять лет после принятия Декларации тысячелетия Генераль- ный секретарь ООН, осуществляя мониторинг выполнения данного документа, в своем докладе «При большой свободе» (VI – 2005 г.) по- ставил задачу существенного укрепления и повышения эффективности работы Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, с тем чтобы Организация Объединенных Наций могла продолжить


 

свою деятельность в области прав человека на высоком уровне в дол- госрочной перспективе.

Эти перемены относятся к расширению усилий по обеспечению защиты, технического содействия и поддержки национальных право- защитных организаций, осуществлению международных стандартов в области прав человека в государствах и достижению их эффектив- ности, обеспечению условий для взаимодействия межучрежденческих страновых групп ООН с государствами-членами в целях укрепления их национальных систем поощрения и защиты прав человека.

Если в 1996 г. УВКПЧ имело своих представителей в 14 странах, то с 2006 г. его правозащитный персонал трудится уже в более чем 40 странах.

Кроме того, в связи со все более участившимися внутригосударст- венными вооруженными конфликтами и принимаемыми Советом Безо- пасности ООН мерами возникла острая проблема защиты прав человека в этих конфликтах, в которых значительно возросла роль Верховного комиссара по правам человека. В настоящее время в его обязанности входит активное участие во всех мероприятиях, проводимых органами ООН, в том числе Советом Безопасности, в которых обсуждаются про- блемы защиты прав человека. В сущности права человека должны стать неотъемлемым элементом процесса принятия решений и обсуждений в масштабах работы всей Организации Объединенных Наций.

В начале 2006 г. УВКПЧ приступил к осуществлению своего первого двухгодичного плана стратегического руководства, в котором указы- вается, каким образом УВКПЧ намеревается осуществлять стратеги- ческие установки плана действий.

Верховный комиссар и Управление (УВКПЧ) должны быть задей- ствованы во всем комплексе мероприятий ООН. Это может сработать лишь в том случае, если межправительственные основы правозащит- ного механизма будут достаточно сильны.

Как отметил в докладе о работе ООН за 2008 г. Генеральный секре- тарь ООН Пан Ги Мун, 2008 г. – решающий для прав человека: в этом году отмечается 60-я годовщина принятия Всеобщей декларации прав человека. Вся система ООН в области прав человека обязана активизи- ровать свою работу в этой области и принять конкретные меры для того, чтобы защита прав человека стала неотъемлемой частью деятельности Организации по всем направлениям1.

 

1  Документ ООН А/63/1. Доклад Генерального секретаря о работе Организации. Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты. Шестьдесят третья сессия. Дополнение

№ 1 (А/63/1).


 

Договорные органы. Наряду с деятельностью Организации Объеди- ненных Наций большое значение в международном механизме защи- ты прав и свобод человека играют конвенционные органы – «treaty bodies», учрежденные на основании ряда международных договоров по правам человека, принятых под эгидой ООН.

Функции контроля за соблюдением международных договоров о пра- вах человека выполняют семь органов:

1) Комитет по правам человека (1976 г.), созданный на основе Ме- ждународного пакта о гражданских и политических правах и Факуль- тативного протокола к нему № 1 1966 г.;

2) Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (1985 г.), созданный Экономическим и Социальным Советом (ЭКОСОС) ООН;

3) Комитет по ликвидации расовой дискриминации (1970 г.), соз- данный на основе Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.;

4) Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (1982 г.), созданный на основе Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.;

5) Комитет против пыток (1988 г.), созданный на основе Конвен- ции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.;

6) Комитет по правам ребенка (1990 г.), созданный на основе Кон- венции о правах ребенка 1989 г.;

7) Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, созданный в 2004 г. на основе Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей от 18 декабря 1990 г.

Указанные контрольные органы (далее – Комитеты) осуществляют наблюдение за выполнением государствами-участниками своих обя- зательств по договорам с помощью трех полномочий.

Прежде всего это рассмотрение докладов государств. Доклады долж- ны состоять из двух частей. В первой части должно содержаться краткое описание общих правовых рамок, в пределах которых права и свободы человека охраняются в стране, представляющей доклад. Во второй части должна содержаться информация по каждому из прав, закрепленных в соответствующем договоре. В этой информации в соответствии с по- ложениями каждой статьи следует сообщить:

1) о законодательных, административных и других мерах примени- тельно к каждому праву;


 

2) о любых ограничениях, налагаемых законом, или на практике, или каким-либо другим образом на пользование правами;

3) о любых других факторах или ограничениях, влияющих на осуще- ствление лицами своих прав в пределах юрисдикции государства;

4) о прогрессе, достигнутом в использовании прав.

Комитеты заранее информируют государства-участников о дате от- крытия, продолжительности и месте проведения сессии, на которой будут рассмотрены их доклады.

Перед началом каждой сессии Комитета специальная рабочая груп- па готовит список вопросов, возникающих по докладу, который затем утверждается Комитетом. Эти письменные вопросы направляются со- ответствующим государствам заранее для того, чтобы они смогли бы подготовить подробные и полные ответы на них. Обсуждение доклада проходит в форме широкого диалога между членами Комитета и пред- ставителем государства, чей доклад рассматривается. В этом диалоге члены Комитета опираются на множество источников информации: доклады других органов ООН в области прав человека и сделанные ими выводы, аргументация докладчиков ООН по конкретным вопросам прав человека или по положению в той или иной стране, информация спе- циализированных учреждений ООН, а также доклады международных неправительственных организаций и частных групп.

По результатам обсуждения Комитеты правомочны выносить в адрес государств лишь общие замечания.

Две другие функции – это рассмотрение обращений одного государ- ства с жалобой на другое, утверждающего о предполагаемом нарушении последним своих договорных обязательств, и рассмотрение сообщений частных лиц о предполагаемом нарушении их прав в своем государстве. Индивидуальные жалобы предусмотрены факультативными проце- дурами; это означает, что государство самостоятельно решает вопрос

o том, предоставит ли оно своим гражданам такое право или нет.

Жалоба, подаваемая в Комитеты, должна соответствовать опреде- ленным условиям, так называемым условиям «приемлемости».

1. Жалоба должна быть подана от имени лица, находящегося под юрис- дикцией государства – участника соответствующего договора и соот- ветствующей факультативной процедуры.

2. Индивид должен исчерпать все внутренние средства правовой защиты в своем государстве. Оценивая исчерпание индивидом всех средств правовой защиты, Комитеты требуют детального указания на то, какие средства были использованы и доступны петиционеру и насколько они были эффективны.


 

3. Жалоба не должна быть уже рассмотренной или рассматриваться в настоящее время в соответствии с правилами другой международной процедуры.

4. Жалоба не должна представлять собой злоупотребление правом на предоставление сообщений или быть несовместимой с положения- ми соответствующего договора.

5. Жалоба не должна быть анонимной.

Требования, предъявляемые к экспертам Комитетов, также стан- дартны. В состав Комитетов входят граждане от государств – участ- ников соответствующих договоров.

Они избираются тайным голосованием сроком, как правило, на че- тыре года и должны обладать:

1) высокими моральными качествами;

2) признанной компетенцией в области прав человека;

3) юридическим опытом.

Они выступают от своего имени, а не как представители государства. При вступлении в должность делают торжественное заявление о том, что будут исполнять свои обязанности беспристрастно и добросовестно.

При получении жалобы Комитет, рабочая группа или специальный докладчик могут запросить у автора, а затем у государства дополни- тельную информацию. Иногда Комитет может просить и о предостав- лении государством временных мер защиты с целью предотвращения нанесения невосполнимого ущерба жертве1.

Первый этап рассмотрения сообщения заключается в оценке его при- емлемости. Только после того, как жалоба будет признана отвечающей всем необходимым требованиям, Комитет рассмотрит ее по существу. Признав жалобу приемлемой, Комитет направляет сообщение об этом заинтересованному государству с предложением предоставить письменные объяснения по существу вопроса, которые в том числе могут свидетель- ствовать о принятии государством каких-либо мер. В отличие от иных контрольных органов Комитет против пыток запрашивает информацию не только у заинтересованного государства, но и у «специализированных учреждений, заинтересованных органов ООН, межправительственных региональных организаций и неправительственных организаций с кон- сультативным статусом при ЭКОСОС» (правило Процедуры 622).

 

1 Такая ситуация возникла, например, в отношении приговоренных к смертной казни на Ямайке. См. подробнее: Дело Пратт и Морган против Ямайки // Доклад Комитета по правам человека. Генеральная Ассамблея ООН. Сорок четвертая сессия. 1989. С. 228. 2 Генеральная Ассамблея: Официальные отчеты. Сорок третья сессия. Доп. 46/А/43/46/.

Нью-Йорк, 1988.


 

Государство предоставляет эту информацию в течение определенно- го периода, как правило, шести месяцев с момента получения уведом- ления Комитета. Сообщение рассматривается в закрытом заседании, где оценивается вся письменная информация, полученная от лица и за- интересованного государства-участника. На заседании присутствуют стороны, обладающие правом представлять свои письменные и устные замечания, и представитель заинтересованного государства.

Документы, которые Комитеты используют в своей работе, носят сугубо конфиденциальный характер. Приняв решение о том, было ли допущено нарушение прав человека, Комитет излагает его заинтере- сованным сторонам, т.е. индивиду и государству.

Выполнение государствами постановлений Комитетов свидетельст- вует о юридической возможности таких органов обеспечить уже сей- час, а также в будущем права и свободы отдельной личности. И хотя деятельность международных органов оценивается в качестве ин- дикатора, выявляющего недостатки в функционировании правовой системы, нельзя отрицать объективных фактов: даже «соображения» Комитетов являются для некоторых государств юридическим осно- ванием для внесения изменений в законодательство и правоприме- нительную практику.

Вместе с тем механизм осуществления контроля в области защиты прав человека с помощью договорных органов неоднократно подвер- гался критике. Доклады государств о принимаемых мерах в соответст- вии с требованиями Конвенции представляются в Комитеты несвое- временно, во многих документах информация носит поверхностный характер и объективно не отражает положение дел с правами человека в стране, многие доклады дублируют друг друга, создают определенные трудности как для государств, так и для Комитетов.

В последние годы договорные органы достигли прогресса в согласо- вании методов работы и изучении вопроса о том, каким образом мож- но помочь государствам в осуществлении их основных обязательств и выполнении их обязанностей, связанных с представлением докладов. В марте 2006 г. Верховный комиссар по правам человека подгото- вил концептуальный документ в развитие содержащегося в его плане действий предложения относительно объединенного руководящего договорного органа. Это предложение создает основу для изучения вариантов осуществления реформы1.

 

 

1  См.: Доклад Генерального секретаря о работе ООН в 2006 году // Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты. А/61/1, 2006.


 

§ 5. Региональный международно-правовой механизм защиты прав человека

Европейская система защиты прав человека. Совет Европы был учре- жден в 1949 г. десятью западноевропейскими государствами. На сего- дняшний день в нем состоит большинство европейских стран. Основ- ной его задачей является создание единого европейского сообщества, которое будет основываться на свободе, демократии, признании прав человека и верховенства права. Для этих целей Совет вырабатывает общие нормы для государств-участников, создавая единую правопри- менительную практику. Деятельность Совета Европы в области прав человека направлена на расширение и укрепление гарантий, включен- ных в Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, усовершенствование содержащегося в ней перечня прав, ус- корение судебной процедуры и т.д.

После создания Совета Европы и в результате функционирования его основных контрольных механизмов – Европейской комиссии по правам человека и Европейского Суда по правам человека (а с ноября 1998 г. – единого Европейского Суда по правам человека), утверждения основных норм Конвенции о защите прав человека и основных свобод и других кон- венций Совета Европы в национальных законодательствах европейских стран, а также деятельности Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, других европейских организаций по защите прав человека мож- но говорить о возникновении понятий «Европейские стандарты по защите прав человека» и «Европейская система защиты прав человека»1.

Под Европейскими стандартами по защите прав человека пони- маются признанные Европейским сообществом и закрепленные в его документах юридические нормы, включающие все жизненно необходи- мые права человека, а также механизмы их гарантии, защиты и обеспе- чения на практике. В свою очередь Европейскую систему защиты прав человека составляют действие и гарантии норм европейских конвенций по правам человека, которые стали нормами национальных законо- дательств европейских стран, а также непосредственная деятельность Совета Европы, его контрольных органов, особенно Европейского Суда по правам человека, по обеспечению выполнения европейских конвенционных норм по защите прав человека.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод была

принята 4 ноября 1950 г. В Российской Федерации Конвенция вступила

 

1 Горшкова С.А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское зако- нодательство. М., 2001. С. 14.


 

в силу 5 мая 1998 г. Конвенция – договор, согласно которому госу- дарства – члены Совета Европы обязались гарантировать некоторые основополагающие права человека всем лицам, находящимся под их юрисдикцией. Ее важность обусловлена не только перечнем гарантируе- мых прав, но особенно механизмами защиты, созданными в Страсбурге для расследования предполагаемых нарушений и обеспечения выпол- нения обязательств, предусмотренных Конвенцией. Основная роль Конвенции состоит в том, чтобы дать личности гарантии соблюдения ее прав с помощью наиболее развитых инструментов защиты.

В настоящее время ратификация Конвенции и признание права частных лиц на подачу индивидуальных заявлений в соответствии со ст. 34 и обязательная юрисдикция Европейского Суда по правам человека в соответствии со ст. 19 – обязательные условия членства в Совете Европы. Принимаемые Советом Европы протоколы к данной Конвенции приобретают обязательную силу для государств после их ратификации. Совет осуществляет постоянный контроль за реализа- цией Конвенции как путем расширения перечня гарантируемых прав, так и путем совершенствования действующих процедур.

Безусловно, ни сама Конвенция, ни предлагаемые ею процедуры не предназначены для подмены национальных систем защиты прав человека. Цель европейского механизма – предоставление индивиду международных гарантий в дополнение к праву на возмещение ущерба, существующее в конкретных государствах. Во всех государствах – членах Совета Европы положения Конвенции стали частью внутри- государственно-правовой системы, благодаря чему любое лицо может подать в национальный судебный или иной орган иск или апелляцию, основанные непосредственно на ее нормах.

Конвенция регламентирует право на индивидуальное обращение граждан и других лиц из стран – участниц Совета Европы с жало- бами в контрольные органы Конвенции, если их права нарушаются на национальном уровне. В соответствии с изменениями, внесенными в Конвенцию Протоколом № 11, Европейский Суд «может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в протоколах к ней. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются никоим обра- зом не препятствовать эффективному осуществлению этого права».

Конвенция постоянно дополнялась и изменялась путем принятия протоколов к ней. В общей сложности в настоящее время к Конвенции


 

принято 14 протоколов, которые признают новые права и свободы (Протоколы № 1, 4, 6 и 7), затрагивают вопросы процедуры (Протоколы

№ 3, 5, 8, 9–14) и наделяют Европейский Суд по правам человека очень ограниченной консультативной компетенцией (Протокол № 2).

Европейская социальная хартия 1961 г. вступила в силу 26 февраля

1965 г. Она включает 19 основополагающих прав и социально-правовые гарантии их реализации для всех лиц, находящихся под юрисдикцией государств – членов Совета Европы. В частности, Хартия защищает такие права, как право на труд (ст. 1) и справедливые условия труда (ст. 2), право на справедливое вознаграждение (ст. 4), право на заклю- чение коллективных и иных договоров (ст. 6), право детей и молодежи на защиту (ст. 7), право работающих женщин на защиту (ст. 8), право на социальное обеспечение (ст. 12), право на социальную и медицин- скую помощь (ст. 13), право семьи на защиту (ст. 16) и др.

В 1988 г. к Хартии был принят Дополнительный протокол, который увеличил число гарантируемых прав до 23, расширив список правами на равные возможности и обращение в вопросах занятости независимо от пола (ст. 1), на информацию и консультацию (ст. 2), участие в опре- делении и улучшении условий труда и производственной среды (ст. 3) и правом лиц пожилого возраста на социальную защиту (ст. 4). Второй Дополнительный протокол, предусматривающий систему коллектив- ных жалоб, был открыт для подписания 9 ноября 1995 г. и вступил в силу 1 июля 1998 г.

Новая редакция Европейской социальной хартии, принятая в 1996 г.

и вступившая в силу 1 июля 1999 г., состоит из шести частей. Она вклю- чает права, гарантированные Хартией 1961 г. и Протоколом 1988 г., процедуру контроля Хартии 1961 г., включая механизм подачи кол- лективных жалоб, и вводит восемь новых прав (ст. 24–31).

Государственная Дума РФ 3 июня 2009 г. приняла закон о ратифи- кации данной Конвенции.

Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г. вступи- ла в силу 1 февраля 1989 г. Цель Конвенции – помощь европейским

государствам в усилении защиты лиц, лишенных свободы.

Конвенция предусматривает учреждение Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего досто- инство обращения или наказания – внесудебного механизма воздейст- вия с целью предупреждения возможных физических или моральных злоупотреблений в отношении лиц, лишенных свободы (находящихся в заключении), и эффективного надзора, контроля за обращением


 

с такими лицами. Состав этого органа формируется из представителей государств – участников Конвенции.

Комитет обладает правом направлять членов Комитета и его экс- пертов в любые места заключения либо содержания под стражей, нахо- дящиеся на территории государства-участника, и при необходимости на основе установленных в докладе фактов давать рекомендации заин- тересованному государству. Для Российской Федерации Конвенция вступила в силу в 1998 г.

В 1993 г. к Конвенции были приняты два протокола. Протокол № 1 предоставляет возможность присоединения к Конвенции по предупреж- дению пыток государств, не являющихся членами Совета Европы, и со- держит положения, изменяющие порядок формирования и функцио- нирования Комитета по предупреждению пыток. Протокол № 2 вносит изменения в порядок избрания и переизбрания членов этого Комитета. Протоколы вступили в силу для Российской Федерации 1 марта

2002 г.

Европейская конвенция об осуществлении прав детей 1996 г. провоз- глашает своей целью обеспечение в высших интересах детей их права на предоставление им процессуальных прав и облегчение реализации этих прав, а также осуществление контроля за тем, чтобы дети были ин- формированы лично либо через других лиц, либо через другие органы и им было позволено участвовать в судопроизводстве, затрагивающем их интересы.

Согласно ст. 3 Конвенции ребенку, который в соответствии с внут- ренним законодательством рассматривается как имеющий достаточный уровень понимания, в процессе судопроизводства, затрагивающего его интересы, должны быть предоставлены следующие права, о предос- тавлении которых он сам может ходатайствовать:

a) получать всю необходимую информацию;

b) быть проконсультированным и выражать свое мнение;

c) быть информированным о возможных последствиях, связанных с этим мнением, и о возможных последствиях любого решения.

На судебные органы, рассматривающие споры, затрагивающие интересы детей, возлагаются в том числе следующие обязанности:

a) проверить, располагают ли они достаточной информацией, чтобы принять решение в высших интересах ребенка, и в случае необходимо- сти получить дополнительную информацию, в частности, от носителей родительской ответственности;

b) в случае, если ребенок в соответствии с внутренним законодатель- ством рассматривается как имеющий достаточный уровень понимания:


 

– обеспечить, чтобы ребенок получил всю необходимую инфор- мацию;

– в соответствующих случаях проконсультировать ребенка лично, либо через других лиц, либо через другие органы, если необходимо – в частном порядке в форме, соответствующей его пониманию, за ис- ключением случаев, при которых бы это явно противоречило высшим интересам ребенка;

– позволить ребенку выразить свое мнение;

c) должным образом учитывать мнение, выраженное ребенком;

d) действовать незамедлительно, чтобы избегать любых излишних промедлений. Процессуальные нормы должны обеспечивать быстрое ис- полнение его решений. В случае срочной необходимости там, где это по- требуется, принять решение, подлежащее немедленному исполнению;

e) в установленных внутренним законодательством случаях про- изводить действия по собственной инициативе, если благополучию ребенка угрожает серьезная опасность.

Российская Федерация подписала Конвенцию 10 мая 2001 г., но в на- стоящее время она еще не вступила в силу.

Действующая в рамках Организации американских государств систе-

ма защиты прав человека обладает целым рядом особенностей по срав- нению с региональной системой Совета Европы.

Прежде всего в основе функционирования межамериканской сис- темы защиты прав человека лежат одновременно сразу три документа: Устав Организации американских государств, Американская декла- рация прав и обязанностей человека и Межамериканская конвенция по правам человека.

Если в первом документе лишь содержится положение о том, что

«американские государства провозглашают основные права челове- ческой личности без различия расы, национальности, убеждений или пола», то два других целиком посвящены проблемам защиты и поощ- рения прав и свобод человека.

Американская декларация прав и обязанностей человека по времени

принятия опередила на шесть месяцев даже Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. Таким образом, Американская декларация – первый международный документ, в котором были провозглашены основные политические, гражданские, экономические, социальные и культурные права.

Наряду с достаточно обширным перечнем прав и свобод Американ- ская декларация провозгласила также десять обязанностей человека, среди которых обязанности:


 

– по отношению к обществу в целом;

– в отношении детей и родителей;

– получать образование;

– подчиняться закону;

– служить обществу и нации;

– платить налоги;

– воздерживаться от политической деятельности в иностранном государстве;

– обязанность работать и др.

Ничего подобного в тексте документов Совета Европы нет.

Устав Организации американских государств 1948 г. содержит мини- мум положений, касающихся прав и свобод человека, и формулирует их в очень общих терминах.

Устав не определяет значение «фундаментальных прав личности» и не устанавливает механизм их соблюдения и защиты.

Межамериканская конвенция по правам человека, принятая 22 ноября

1969 г. в ходе Второй специальной межамериканской конференции в Сан-Хосе (откуда происходит и второе название данного договора – Пакт Сан-Хосе) и вступившая в силу 18 июля 1978 г., является, как и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, многосторонним международным договором «закрытого типа»: правом подписания, ратификации или присоединения к нему обладают только государства – члены ОАГ.

К Конвенции было принято два протокола: первый, протокол Сан-

Сальвадора, регламентирует экономические, социальные и культурные права; второй, еще не вступивший в силу, касается отмены смертной казни.

Вступление Конвенции в силу в 1978 г. завершило 30-летний про- цесс формирования в рамках Организации американских государств региональной системы защиты прав человека. Таким образом, данный процесс у американских стран отнял значительно больше времени, нежели аналогичный в рамках Совета Европы.

Со вступлением в силу Межамериканской конвенции Комиссия по правам человека в своей правоприменительной деятельности в от- ношении государств – участников Конвенции руководствуется поло- жениями последней, в то время как в отношении государств – членов ОАГ, не ратифицировавших Конвенцию, Комиссия продолжает при- менять положения Американской декларации.

Таким образом, создалась уникальная ситуация, когда в рамках одной региональной системы защиты прав человека (межамериканской систе-


 

мы) действуют одновременно как бы две подсистемы: для одной базовым документом выступает Американская декларация (документ юридически необязательный), для другой – Межамериканская конвенция по правам человека – договор, обязательный для государств-участников.

Следующей особенностью межамериканской системы является то, что перечень прав и свобод, содержащийся в Межамериканской конвенции, не выходит за пределы традиционных гражданских и по- литических прав. Он, как и в Европейской конвенции, ýже того списка, который закреплен в Международном пакте о гражданских и поли- тических правах. Однако в то же время следует отметить, что этот перечень прав в Межамериканской конвенции значительно шире, чем в Европейской конвенции. В частности, в ней содержатся такие права, как право на имя, права ребенка, право на гражданство или националь- ность, право на равенство перед законом, право на убежище и др.

Наконец, в основе функционирования созданного в соответст- вии с Конвенцией контрольного механизма (Комиссия и Суд) лежит обязательное право любого лица или группы лиц, а также неправи- тельственной организации, законно признанной в одном или более государств – членов ОАГ, обращения в Межамериканскую комиссию с жалобами на нарушения Конвенции государством-участником (ст. 44 Конвенции).

В отличие от Совета Европы право государства на подачу сообще- ний в отношении другого в связи с нарушением последним своих обя- зательств по Конвенции является факультативным. Оно накладывает обязательства юридического характера и действует только в отношении тех государств, которые сделали специальные заявления о признании компетенции Комиссии по этому вопросу.

В соответствии со ст. 33 Конвенции полномочия по контролю за вы- полнением обязательств, взятых на себя государствами-участниками, возлагаются на Межамериканскую комиссию по правам человека и Межамериканский суд по правам человека.

Африканская система защиты прав человека. Основой региональ-

ной системы защиты прав человека на африканском континенте слу- жит разработанная и принятая в рамках Организации африканского единства Африканская хартия прав человека и прав народов, цель которой – содействие развитию уважения прав человека и их защита на африканском континенте.

Как и Европейская конвенция, Хартия относится к договорам «за- крытого» типа, текст Хартии был принят и открыт для подписания 27 июня 1981 г. на 19-й сессии Ассамблеи глав государств и прави-


 

тельств ОАЕ, проходившей в г. Найроби (Нигерия). Рассматриваемый договор вступил в силу 21 октября 1986 г.

На сегодняшний день участниками Хартии является 51 государст- во – член Африканского союза (Организация африканского единст- ва была реорганизована в Африканский союз в 2001 г.). Подписали, но не ратифицировали Хартию Эфиопия и Эритрея.

Еще одно африканское государство – Марокко – не является чле- ном АС, что делает невозможным его участие в Хартии.

Таким образом, Африканская хартия – наиболее универсальный региональный договор из трех региональных систем (европейской, американской и африканской).

Особенность Африканской хартии состоит в том, что она отражает политическую реальность континента, а также исторические традиции африканских народов и ценности африканской цивилизации.

Африканскую хартию «следует... рассматривать в качестве уникаль- ного документа не только для Африканского континента, но также и в контексте все возрастающего числа региональных договоров в об- ласти прав человека, адаптированных к особенностям нужд и интере- сов тех регионов, в рамках которых они действуют».

К числу отличительных черт Хартии, которые в то же время пред- ставляют и концептуальные новации в области международного права прав человека, относятся:

1) признание наряду с правами человека прав народов («третье поколение» прав человека);

2) признание неделимости прав человека, под которыми в Хартии подразумеваются права политические, гражданские, экономические, социальные и культурные;

3) признание права на развитие в качестве права человека;

4) провозглашение ряда основополагающих обязанностей, нала- гаемых на человека в его отношениях с семьей, общиной, обществом, государством, а также другими законно признанными образованиями и международным сообществом;

5) ярко выраженный коллективистский (семья, община, народ) подход к правам человека. Частное лицо должно, согласно концепции Хартии, отдавать приоритет интересам общины. В качестве «ответного шага» об- щина принимает на себя обязательства защищать права своих членов.

Азиатская система защиты прав человека. Азиатско-Тихоокеан-

ский регион является единственным из определенных Организацией Объединенных Наций географических регионов, в котором отсутст- вует собственная система защиты прав человека. Одна из очевидных


 

причин такого положения – отсутствие региональной политической группировки такого типа, как ОАГ в Америке, Совет Европы в Европе и т.д.1

Профессор Национального университета Сингапура М. Сорнарай- яха, признавая большое значение международного права для будущего развития азиатского региона, тем не менее считает, что государства Азии «должны иметь достаточно сильную верховную власть для того, чтобы способствовать защите своих интересов, а не следовать предпи- саниям организаций, управляемых господствующими странами. Один из основных постулатов западных представлений о демократическом устройстве общества, провозглашающий приоритет индивидуальных прав человека, не разделяется многими азиатскими государствами... Азиатские проблемы, касающиеся развития и этнических вопросов, отличаются от тех, которые стояли перед Европой. Поэтому их реше- ние должно быть найдено самими жителями Азии»2.

Один из немногих документов в сфере защиты прав человека в Азиатско-Тихоокеанском регионе – Азиатско-Тихоокеанская дек- ларация прав человека и народов 1988 г. Она провозглашает право на жизнь; право на мир и безопасность в своем коллективе, государ- стве; право на достойное существование – материальное, духовное, физическое – независимо от расы, пола, национальности, религии, уровня развития; право на достойную среду обитания (сохранение должного состояния окружающей среды на Земле – долг и обязан- ность каждого индивида, народа и государства); право на развитие; право быть свободным от насилия и страха. Ненасилие должно быть основой организации человеческого сообщества на всех социальных и политических уровнях.

Защита прав человека в исламе. Лига арабских государств (ЛАГ) –

международная организация, объединяющая более 20 арабских и дру- жественных им неарабских стран. Создана 22 марта 1945 г. Высший орган организации – Совет Лиги, в котором каждое из государств-чле- нов имеет один голос, штаб-квартира Лиги находится в Каире. Пакт об учреждении Лиги арабских государств вступил в силу в 1952 г.

Юридические, социальные и экономические нормы обществен- ной жизни, в том числе и по правам человека, так детально описаны в Коране и основанном на нем мусульманском праве, что могут быть

 

1 См.: Саидов А.Х. Международное право прав человека: Учебное пособие. М., 2002.

С. 159.

2 Sornarajah M. The Asian Perspective to International Law in the Age of Globalization // Singapore Journal of International and Comparative Law. 2001. Vol. 5. P. 312.


 

сопоставлены с известными декларациями и хартиями. Всеобщая исламская Декларация 1981 г. включает преамбулу и 23 статьи. В пре- амбуле подчеркивается религиозный характер данного документа и отмечаются божественное происхождение прав человека и божест- венные санкции, лежащие в основе их обеспечения. Из божествен- ного характера происхождения прав человека вытекает и то, что они не могут быть ограничены, упразднены, нарушены властями, ассоциа- циями или какими-либо другими институтами. В Декларации особо подчеркивается обязанность мусульман содействовать установлению исламского порядка, который должен характеризоваться гуманностью, равенством, отсутствием дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола и т.д.

Организация «Исламская конференция» (ОИК) – международная организация исламских стран. Основана в 1969 г. на Конференции глав мусульманских государств в Рабате с целью обеспечения исламской солидарности в социальной, экономической и политической сферах, борьбы против колониализма, неоколониализма и расизма и под- держки Организации освобождения Палестины. Статус наблюдателей имеют Босния и Герцеговина, Центрально-Африканская Республи- ка, Российская Федерация, а также Национально-освободительный фронт Филиппин Моро и ряд организаций (ООН, Движение непри- соединения и др). Штаб-квартира организации находится в Джидде (Саудовская Аравия).

Организация «Исламская конференция» является самой крупной и наиболее влиятельной официальной правительственной мусульман- ской международной организацией. В настоящее время она объединяет 57 стран с населением около 1,2 млрд человек.

В 1990 г. ОИК была принята Каирская декларация о правах чело- века в исламе. Кроме традиционного для западного каталога набора прав она включает право ребенка на заботу со стороны родителей, го- сударства и общества; определяет получение знаний как обязанность, а их предоставление со стороны государства – как долг; содержит ми- нимальные гуманитарные права на случай вооруженного конфликта; запрещает колониализм; захват заложников и т.д.

Содружество Независимых Государств. 26 мая 1995 г. государст-

ва – участники СНГ приняли Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека. В Конвенции закреплен практически весь перечень гражданских, политических, социально-экономических прав, пере- численных во Всеобщей декларации прав человека и в международных пактах о правах человека.


 

Вместе с тем нормы Конвенции имеют и определенную специфику, связанную с учетом особых условий СНГ: прежде всего это касается га- рантий прав женщин, прав на социальное и медицинское обеспечение1. Согласно ст. 33 ничто в Конвенции не может истолковываться как ограничение или ущемление любых из прав человека и основных свобод, которые признаются и гарантируются согласно законодательству соот- ветствующей страны, а также основополагающим международным до-

говором в области прав человека, участником которого она является. Создан специальный орган по наблюдению за выполнением Кон-

венции – Комиссия по правам человека Содружества Независимых Государств. Положение о Комиссии по правам человека 1993 г. явля- ется неотъемлемой частью Конвенции.

 

 

§ 6. Защита прав человека










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 305.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...