Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Международное право прав человека




МЕЖДУНАРОДНОЕ  ПРАВО

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

 

УЧЕБНИК

 

Рекомендовано Учебно-методическим объединением

по юридическому образованию высших учебных заведений  в качестве учебника для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по направлению «Юриспруденция» и специальности «Юриспруденция»

 

ÌÎÑÊÂÀ 2010


УДК 341

ББК 67.412

М 43


 

 

Ответственные  редакторы:

Валеев Р.М.,доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации;


Курдюков Г.И.,доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Татарстан

 

Рецензенты:

Клемин А.В., доктор юридических наук,

профессор Казанского института экономики, управления и права;

Шайхутдинова Г.Р., доктор юридических наук, профессор Академии управления и права «ТИСБИ»

 

М 43 Международное право. Особенная часть:Учебник для вузов / Отв. ред. проф. Р.М. Валеев и проф. Г.И. Курдюков. – М.: Статут, 2010. – 624 с.

 

ISBN 978-5-8354-0638-8 (в пер.)

 

Учебник посвящен анализу отраслей современного международного права. Возрастание нормативного комплекса источников междуна- родного права объективно потребовало расширения объема учебного материала для более полного усвоения основных положений соот- ветствующих отраслей международного права. При написании учеб- ника наряду с ранее принятыми международно-правовыми актами использованы новейшие документы. Для подготовки учебника были приглашены кроме профессорско-преподавательского состава Казан- ского государственного университета ведущие специалисты в области международного права, в чьих трудах наиболее полно исследовались отдельные его отрасли.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов, а так- же читателей, интересующихся проблемами международного права и международных отношений.

 

Печатается по рекомендации Редакционно-издательского совета Казанского государственного университета

 


 

ISBN 978-5-8354-0638-8







УДК 341

ББК 67.412

 

 

© Авторский коллектив, 2010


© Издательство «Статут», редподготовка, оформление, 2010


 

Авторский коллектив

Андреев Максим Валентинович– кандидат юридических наук, доцент Академии государственного и муниципального управления при Президенте Республики Татарстан (глава III)

Бирюков Павел Николаевич– доктор юридических наук, профессор Воронежского государственного университета (глава XIV, § 5, 6, 9)

Валеев Револь Миргалимович– доктор юридических наук, профес- сор Казанского государственного университета (предисловие, глава XIII, § 4 главы I в соавторстве с проф. Ю.В. Самович)

Гаврилов Вячеслав Вячеславович– доктор юридических наук, про- фессор Дальневосточного государственного университета (глава VII) Гизатуллин Тагир Ильгизович– кандидат юридических наук, доцент

Казанского института экономики, управления и права (глава II)

Гумеров Ленар Асхатович– кандидат юридических наук, доцент Казанского филиала Российской академии правосудия (глава XV)

Гуцуляк Василий Николаевич– доктор юридических наук, про- фессор, ведущий научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук (глава X)

Ибрагимов Ахмед Муслимович– кандидат юридических наук, доцент Дагестанского государственного университета (глава V)

Каюмова Альфия Револевна– кандидат юридических наук, доцент Казанского государственного университета (глава XIV, § 1–4, 7, 8)

Котляров Иван Иванович– доктор юридических наук, профессор Московского университета МВД РФ (глава IV)

Малеев Юрий Николаевич– доктор юридических наук, профессор Московского государственного института международных отношений (МГИМО (У)) (глава XI)

Мамедов Рустам Фахреддин-оглы– доктор юридических наук, про- фессор Бакинского государственного университета (глава VIII)

Низамиев Альфред Шамилович– кандидат юридических наук, доцент Казанского государственного университета (глава VI, § 6, п. 6.3)

Самович Юлия Владимировна– доктор юридических наук, профес- сор Кемеровского государственного университета (глава I, § 4 главы I в соавторстве с проф. Р.М. Валеевым)


Тимченко Леонид Дмитриевич– доктор юридических наук, профес- сор Национального университета государственной налоговой службы Украины (глава IX)

Тюрина Наталья Евгеньевна– кандидат юридических наук, до- цент Казанского государственного университета (глава VI, § 1–5,

§ 6 п. 6.1, 6.2)

Шемшученко Юрий Сергеевич– академик Национальной акаде- мии наук Украины, президент Института государства и права НАНУ (глава XII)


 

Оглавление

Авторский коллектив                                                                                          5

Оглавление................................................................................................................ 7

Предисловие........................................................................................................... 13

Глава I. Международное право прав человека                                                       15

§ 1. Формирование международного права прав человека

как отрасли международного права, его понятие.................................. 15

§ 2. Принципы и источники международного права

прав человека................................................................................................... 21

§ 3. Универсальные международно-правовые нормы о защите прав человека 24

§ 4. Система органов ООН по защите прав человека............................. 27

§ 5. Региональный международно-правовой механизм защиты прав человека 42

§ 6. Защита прав человека в системе международных судебных учреждений   52

Контрольные вопросы................................................................................... 66

Литература....................................................................................................... 67

Глава II. Международное право окружающей среды                                             68

§ 1. Сущность международного права окружающей среды.................. 68

§ 2. Понятие и предмет международного права окружающей среды 73

§ 3. Принципы международного права окружающей среды................. 75

§ 4. Источники международного права окружающей среды................ 77

§ 5. Международные организации и их роль в сфере охраны окружающей среды         81

§ 6. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

Правовая природа, цели и задачи, структура......................................... 87

§ 7. Роль международных конференций в международном

праве окружающей среды............................................................................ 90

§ 8. Морская среда как объект международно-правовой

охраны............................................................................................................... 91

§ 9. Вода как объект охраны в международном праве окружающей среды      96

§ 10. Охрана воздушной среды, климата и озонового слоя

Земли................................................................................................................ 101


§ 11. Животный и растительный мир в международном

праве окружающей среды......................................................................... 104

§ 12. Международно-правовое регулирование обращения

с опасными и токсическими отходами................................................... 107

§ 13. Охрана окружающей среды во время вооруженных конфликтов 109

Контрольные вопросы................................................................................ 111

Литература.................................................................................................... 112

Глава III. право Международной безопасности...................................................... 113

§ 1. Право международной безопасности на современном

этапе................................................................................................................. 113

§ 2. Понятие и принципы права международной

безопасности................................................................................................. 114

§ 3. Источники права международной безопасности........................ 122

§ 4. Современная система права международной

безопасности................................................................................................. 125

§ 5. Разоружение и ограничение вооружений...................................... 128

Контрольные вопросы................................................................................ 144

Литература.................................................................................................... 144

Глава IV. Международное гуМанитарное право..................................................... 145

§ 1. Понятие, принципы и источники международного гуманитарного права 145

§ 2. Правовое регулирование начала военных действий................. 152

§ 3. Участники вооруженных конфликтов............................................ 153

§ 4. Театр войны........................................................................................... 162

§ 5. Международное гуманитарное право о защите жертв войны   163

§ 6. Защита гражданских объектов......................................................... 171

§ 7. Запрещенные методы и средства ведения войны........................ 175

§ 8. Международно-правовое регулирование окончания

военных действий и состояния войны.................................................... 178

§ 9. Нормы международного гуманитарного права

и российское законодательство............................................................... 181

Контрольные вопросы................................................................................ 184

Литература.................................................................................................... 184

Глава V. население в МеждународноМ праве........................................................... 185

§ 1. Понятие населения............................................................................... 185

§ 2. Гражданство и международное право........................................... 186

§ 3. Правовой статус бипатридов и апатридов................................... 197

§ 4. Правовое положение иностранных граждан............................... 202

§ 5. Режим нелегальных мигрантов......................................................... 211

§ 6. Право убежища..................................................................................... 212


§ 7. Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев 215

Контрольные вопросы................................................................................ 219

Литература.................................................................................................... 220

Глава VI. Международное эконоМическое право................................................... 221

§ 1. Понятие международного экономического права......................... 221

§ 2. Источники и методы регулирования международного экономического права        223

§ 3. Система и принципы международного

экономического права................................................................................ 226

§ 4. Субъекты международного экономического права...................... 232

§ 5. Международные организации в области

экономического сотрудничества............................................................. 234

§ 6. Подотрасли международного экономического права.................. 238

Контрольные вопросы................................................................................ 255

Литература.................................................................................................... 256

Глава VII. право внешних сношений.................................................................... 257

§ 1. Понятие и источники права внешних сношений........................... 257

§ 2. Государственные органы внешних сношений.............................. 260

§ 3. Дипломатические представительства............................................. 264

§ 4. Консульские учреждения.................................................................... 269

§ 5. Постоянные представительства государств

при международных организациях......................................................... 273

§ 6. Специальные миссии............................................................................ 275

§ 7. Привилегии и иммунитеты в праве внешних сношений............... 277

Контрольные вопросы................................................................................ 284

Литература.................................................................................................... 285

Глава VIII. право Международных организаций................................................... 286

§ 1. Понятие, история возникновения, признаки и виды международных организаций 286

§ 2. Порядок создания международных организаций

и прекращения их деятельности............................................................... 292

§ 3. Порядок принятия и юридическая сила решений международных организаций    294

§ 4. Органы международных организации: классификация, порядок формирования    299

§ 5. Правосубъектность и реализация функций

международных организаций.................................................................. 301

§ 6. Членство в международных организациях.................................... 306

§ 7. ООН: устав, цели, принципы, членство........................................... 308

§ 8. Специализированные учреждения ООН......................................... 322

§ 9. Международные организации, входящие

в систему ООН............................................................................................... 334


§ 10. Региональные международные организации.............................. 337

§ 11. Международно-правовое регулирование защиты сотрудников международных организаций       372

§ 12. Международные неправительственные организации.............. 377

Контрольные вопросы................................................................................ 380

Литература.................................................................................................... 381

Глава IX. Территория в международном праве.......................................... 383

§ 1. Международно-правовая классификация территорий.............. 383

§ 2. Юридическая природа государственной территории.................. 386

§ 3. Состав государственной территории.............................................. 389

§ 4. Государственные границы................................................................. 391

§ 5. Юридические основания изменения государственной территории 395

§ 6. Международные реки и их правовой режим.................................. 397

§ 7. Международная территория общего пользования........................ 403

§ 8. Правовой режим Арктики.................................................................... 405

§ 9. Международно-правовой режим Антарктики............................... 409

Контрольные вопросы................................................................................ 413

Литература.................................................................................................... 413

Глава X. Международное Морское право.................................................................. 414

§ 1. Понятие и принципы международного морского права............. 414

§ 2. Международно-правовой статус и режим морских пространств 416

§ 3. Морские пространства, находящиеся под суверенитетом прибрежного государства           417

§ 4. Морские пространства, находящиеся под юрисдикцией прибрежного государства 425

§ 5. Международные морские пространства........................................ 433

§ 6. Морские пространства с особым правовым статусом.................. 444

Контрольные вопросы................................................................................ 458

Литература.................................................................................................... 459

Глава ХI. Международное воздушное право.......................................................... 460

§ 1. Определение международного воздушного права........................ 460

§ 2. Источники международного воздушного права............................ 462

§ 3. Основные принципы международного

воздушного права........................................................................................ 466

§ 4. Правовой статус и правовой режим воздушного пространства 469

§ 5. Международно-правовые основы полетов

в воздушном пространстве........................................................................ 475

§ 6. Управление воздушным движением................................................. 482

§ 7. Правовое регулирование международных

воздушных сообщений............................................................................... 484


§ 8. Правовой статус летательных аппаратов...................................... 486

§ 9. Правовой статус экипажа летательного аппарата........................ 489

§ 10. Борьба с актами незаконного вмешательства

в деятельность летательных аппаратов................................................. 490

§ 11. Оказание помощи летательным аппаратам................................ 493

§ 12. Административные формальности при международной аэронавигации 494

§ 13. Международные авиационные организации.............................. 494

§ 14. Ответственность в международном воздушном праве............. 500

Контрольные вопросы................................................................................ 502

Литература.................................................................................................... 502

Глава XII. Международное косМическое право..................................................... 503

§ 1. Понятие, объекты, субъекты  и источники

международного космического права.................................................... 503

§ 2. Международно-правовой режим космического

пространства и небесных тел.................................................................... 508

§ 3. Правовой статус космических объектов......................................... 511

§ 4. Международно-правовой режим  геостационарной

орбиты............................................................................................................. 512

§ 5. Правовой статус космонавтов........................................................... 514

§ 6. Мирное и безопасное использование космического пространства 515

§ 7. Дистанционное зондирование Земли.............................................. 519

§ 8. Право интеллектуальной собственности

в международных космических проектах............................................. 521

§ 9. Охрана космического пространства и земной среды

от техногенного космического загрязнения.......................................... 523

§ 10. Взаимодействие международного и национального космического права 524

§ 11. Ответственность в международном космическом праве............ 527

§ 12. Международное сотрудничество в исследовании

и использовании космического пространства...................................... 531

Контрольные вопросы................................................................................ 535

Литература.................................................................................................... 536

Глава XIII. Международное ядерное право........................................................... 537

§ 1. Понятие международного ядерного права..................................... 537

§ 2. Принципы и источники международного

ядерного права.............................................................................................. 542

§ 3. Правовое регулирование разработки, испытания, размещения ядерного оружия  545

§ 4. Международно-правовая защита от радиоактивного заражения 547

§ 5. Ответственность за ядерную деятельность.................................... 548


§ 6. Контроль в международном ядерном праве.................................. 549

Контрольные вопросы................................................................................ 557

Литература.................................................................................................... 557

Глава XIV. Международное уголовное право............................................................ 559

§ 1. Понятие международного уголовного права................................ 559

§ 2. Принципы и источники  международного

уголовного права......................................................................................... 562

§ 3. Понятие и виды международных преступлений............................. 565

§ 4. Понятие и виды транснациональных преступлений..................... 569

§ 5. Правовая помощь по уголовным делам........................................... 572

§ 6. Выдача (экстрадиция) преступников и передача осужденных для отбывания наказания в государство гражданства........................................................................................................................... 576

§ 7. Роль международных организаций в области борьбы

с преступностью........................................................................................... 583

§ 8. Международная уголовная юстиция............................................... 591

§ 9. О международном уголовно-процессуальном праве.................... 597

Контрольные вопросы................................................................................ 600

Литература.................................................................................................... 601

Глава  XV.  Международно-правовое  регулирование

научно-технического сотрудничества................................................................. 603

§ 1. Научно-техническое сотрудничество: понятие

и принципы..................................................................................................... 603

§ 2. Источники правового регулирования международного научно-технического сотрудничества        607

§ 3. Виды международного научно-технического

сотрудничества и формы его осуществления....................................... 610

§ 4. ООН и международное научно-техническое сотрудничество 614

§ 5. Региональное международное научно-техническое сотрудничество         616

Контрольные вопросы................................................................................ 623

Литература.................................................................................................... 623


 

 

Предисловие

Начало ХХI в. свидетельствует о существенном расширении сотруд- ничества государств во всех сферах политической, экономической, социальной и культурной жизни общества. Происходящие в мире про- цессы глобализации, возрастание внутригосударственных вооруженных конфликтов, нарушение экологического баланса Земли, расширение миграционных процессов населения и многие другие факторы объ- ективно требуют наряду с существующими принятия новых между- народно-правовых актов по регулированию сложных международных отношений.

Более того, значительно возросла роль международных организаций и гражданского общества в решении глобальных проблем по сохране- нию международного мира и безопасности, защите окружающей среды, прав человека и демократии, в реализации программы устойчивого развития.

В свете новых требований в последние годы существенно расши- рились правовая база и кодификация норм международного права как по общим вопросам, так и по его отраслям. Все эти факторы предопре- делили более подробное освещение содержания отраслей международ- ного права, взаимодействие их норм с нормами внутригосударствен- ного права, реализацию их в практике государств и международных организаций.

Для студентов юридических вузов уже недостаточно изучение курса международного права в объеме учебников, которые традиционно издавались в сокращенном варианте в виде одной книги в течение более чем пятидесяти лет. Эта традиция совершенно справедливо была нарушена проф. И.И. Лукашуком в его учебнике из двух книг (общая и особенная).

При подготовке к изданию настоящего учебника мы приняли во внимание возрастание в современном мире роли международного права для укрепления международного правопорядка, что неодно- кратно подчеркивалось в выступлениях Президента Российской Фе- дерации Д.А. Медведева.

Поскольку многие ученые в области международного права (как отечественные, так и стран СНГ) занимались исследованиями в отдель-


Предисловие

 

ных отраслях международного права, мы решили пригласить их к более содержательному изложению соответствующих разделов учебника.

Полагаем, что такой подход позволит студентам и аспирантам в бо- лее доступной форме постичь нормативное и доктринальное содержа- ние отраслей современного международного права.

Главы учебника, в которых освящены соответствующие отрасли международного права, составлены исходя из тех ценностей, кото- рые были сформулированы в Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятой на Саммите глав государств и пра- вительств, проходившем в сентябре 2000 г. в Нью-Йорке.


 

Глава I













Международное право прав человека

 

§ 1. Формирование международного права прав человека как отрасли международного права, его понятие

 

Проблема защиты прав человека возникла в международных от- ношениях относительно рано. У государств появились две группы обязательств, касающихся защиты лиц, находящихся на их террито- риях. Иностранец, особенно торговец, являлся ценным инвестором для государства пребывания, и поэтому лица, причинившие ему вред, причиняли вред и самому государству, а потому подвергались наказа- нию. Если же государство отказывалось принимать какие-либо меры, следовала международная ответственность. В частности, в качестве

«первого шага» отечественное государство разрешало жертвам само- суд над обидчиками, а от себя заявляло в адрес виновного государства репрессалии, уполномочивающие захват грузов или судов неприятеля в качестве компенсации.

Для смягчения очевидной резкости такого правила вскоре поя- вились процедурные гарантии: прежде всего индивид должен был попытаться получить защиту в судебных учреждениях государства пребывания и только после этого государство могло ответить репрес- салиями, однако и сами они стали заметно мягче.

Дальнейшее формирование международно-правовой защиты прав и свобод личности происходило уже в буржуазную эпоху. Гуго Гроций в своей книге «О праве войны и мира» (1625 г.) писал о спра- ведливости войны ради защиты «чужих подданных, если над ними творят явное беззаконие»1. С практической точки зрения нормы, защищающие права человека, стали появляться в отдельных межго- сударственных соглашениях. Так, в Оснабрюкском договоре 1648 г. между Священной Римской империей и Швецией была обеспечена определенная мера религиозной свободы для служителей христи- анских церквей.

 

 

1 Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги. М., 1956. С. 562–563.


 

Идея гуманитарного вмешательства была знакома и в Древнем Китае, где существовало понятие освобождения от тирании1. Право на гуманитарную интервенцию обосновывалось тем, что каждое го- сударство имеет международные обязательства гарантировать права и свободы своих граждан, где бы они ни находились. В связи с этим обосновывалась концепция о правомерности применения силы для за- щиты последних на территории другого государства, а также для защиты национальных и иных меньшинств. Точка зрения, которая защищала вмешательство других государств для защиты прав и свобод человека, была воспринята многими юристами-международниками XVIII–XIX вв. Эту позицию поддерживали Ф.Ф. Мартенс, Н.А. Захаров и др.2

Возникновение в международном праве отдельных норм и инсти- тутов международно-правовой регламентации прав и свобод индивида происходило и за счет накопления перечня еще не систематизированных (в большинстве своем) и несовершенных стандартов прав личности и формулирования в национальных правовых актах правовых позиций, относящихся к статусу индивида. Впоследствии из таких документов составился каталог источников, относящихся к защите прав человека. Постепенно вырабатывались и основные элементы механизма ме- ждународной защиты прав человека. На Венском конгрессе 1815 г. принимается Декларация, осуждающая торговлю людьми. Запрет рабо- торговли получил дальнейшее закрепление в Брюссельских актах 1890 г. и в действующем до сих пор Женевском соглашении 1926 г., в котором также регламентировались вопросы принудительного труда. Некоторые обязательства государств по соблюдению элементарных прав человека содержались в международных соглашениях о защите против религи- озной нетерпимости, например в Версальском договоре 1871 г., актах Берлинского конгресса 1878 г., актах по Конго 1885 г. и др. Парижская конвенция 1883 г. и Берлинская конвенция 1886 г. определяли между- народно-правовое регулирование индивидуальных прав, касающихся

промышленной и интеллектуальной собственности.

Кодификация правил ведения войны и защиты жертв вооруженных конфликтов в Женевских конвенциях 1864, 1906, 1929 гг., Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг. усиливает гуманитарную направленность в международном праве. Данные документы установили определенные обязательные правила поведения государств в отношении граждан

 

1 Giles L. The book of Mencius. L., 1942.

2 См.: Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т. 1. СПб., 1882. С. 297–298; Захаров Н.А. Курс общего международного права. Пг., 1917. С. 134.


 

и заложили основу международно-правовой системы защиты личности в условиях вооруженных конфликтов. В этом смысле классическое гуманитарное право сыграло значительную роль в создании механизма международной защиты прав человека.

Отдельные элементы регламентации юридического статуса частных лиц проявлялись также в таких институтах международного права, как дипломатическая защита и правовое положение иностранцев.

Прежде всего государства обязывались предоставлять иностранцам, находящимся на их территориях, гарантии по обеспечению необходи- мых минимальных прав и правовой защиты, как-то: защита жизни, достоинства, собственности, возможность судебной защиты своих интересов и пр. Кроме того, в международной практике сформиро- вался принцип «дипломатической защиты» – механизм обеспечения правомерного поведения какого-либо государства в отношении лиц иностранного подданства. Иначе говоря, страна происхождения могла требовать от страны пребывания обязательного соблюдения некоего минимального стандарта защиты прав и интересов личности для своих граждан, принимать предупредительные меры для их защиты и для уст- ранения последствий нарушения их прав и т.д.

Таким образом, в международных отношениях стали возникать правовые нормы, формирующие принцип ответственности государств за соблюдение прав человека и принцип допустимости возможных санкций против государства – нарушителя этих прав и свобод.

Следующей вехой в истории развития отрасли прав человека в между- народном праве явились мирные договоры 1919 г. После Первой миро- вой войны главными союзными державами были заключены соглашения с восемью европейскими государствами и Турцией. Державы-союзники, получившие мандат на управление бывшими германскими колониями и нетурецкими территориями бывшей Османской империи, обязаны были в соответствии со ст. 22 Устава Лиги Наций «содействовать благо- получию и развитию» проживающих на данных территориях народов. Основой формирования международного института меньшинств стали нормы о защите родного языка, национальной культуры и образа жизни, религиозных вероисповеданий, а также гарантии суверенных прав, обеспечивающих определенную степень автономии и самоуправ- ления (во многом эти нормы определили содержание последующего принципа самоопределения народов). Кроме того, ряд правовых норм

включал следующие положения:

1) признание международно-правовых обязательств государств в от- ношении соответствующих национальных и этнических образований;


 

2) установление системы контроля за соблюдением международно- правовых обязательств государств, которая осуществляется не только государствами, но и специальным международным органом;

3) закрепление права частных лиц, принадлежащих к национальным или религиозным меньшинствам, обращаться с жалобами непосредст- венно в Совет Лиги Наций, который должен был их рассматривать;

4) введение в Постоянной палате международного правосудия проце- дуры рассмотрения жалоб на нарушителей национальных прав и т.д.

Обязательства государств по защите меньшинств предусматрива- лись в договорах Лиги Нации с отдельными государствами (Польшей, Австрией и др.).

Правозащитный механизм института меньшинств в классическом международном праве регламентировал специфический правовой ре- жим, который был весьма ограничен как по предмету регулирования и кругу правовых субъектов, так и по списку гарантируемых прав. На- конец, и число государств-участников, поддержавших эти соглашения, было весьма невелико.

Оценивая исторический процесс международного регулирования прав и свобод человека до второй половины ХХ в., можно сделать вы- вод о том, что он развивался в динамике формирования и совершен- ствования национальных правовых систем и степени эффективности внутреннего механизма защиты основных свобод человека. Постепенно начинает очерчиваться круг регулируемых отношений. И хотя не было основы для разработки общих принципов юридического регулирова- ния прав и свобод индивида на международном уровне, очевидной стала необходимость постоянного международного контроля над го- сударственным регулированием прав и свобод человека.

Движение за решение вопросов, связанных с правами человека, на международном уровне широко развернулось после Второй миро- вой войны с созданием Организации Объединенных Наций. Статья 1 Устава ООН провозгласила, что одной из целей, которые преследует Организация, является осуществление международного сотрудничества в «поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия пола, расы, языка и религии». Эту формулу практически повторяет ст. 55 Устава, а ст. 56, конкретизируя ее, налагает на всех членов ООН обязанность «предпринимать совме- стные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения целей, указанных в ст. 55». Таким образом, междуна- родное сообщество признало, что защита прав человека является одним из важнейших направлений международного сотрудничества.


 

Одним из первых договоров, регулирующих данную сферу отноше- ний, стала Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г. С ее принятием международное сообщество получило стандарт правового положения личности, в соответствии с которым государства должны соизмерять с международными стандартами в сфере защиты прав человека обращение с собственными гражданами. Вслед за ней были приняты два пакта, закрепившие обязательность подписавших их государств гарантировать и соблюдать права человека, затем кон- ституции некоторых государств признали положения Декларации обязательными для них, наконец, велико моральное воздействие Дек- ларации на развитие прав человека в мире1.

Принятие Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международ- ного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международного пакта о гражданских и политических правах и Фа- культативного протокола к нему 1966 г., которые явились и продолжают оставаться основополагающими международными документами по за- щите прав и основных свобод человека, оказало существенное влияние на кодификацию правовых норм в данной области. В соответствии с ука- занными соглашениями государства-участники обязались соблюдать закрепленные в них права и свободы в отношении всех лиц, находящихся под их юрисдикцией, и развивать международное сотрудничество с целью дальнейшего поощрения и защиты этих прав и свобод. Непосредствен- ная регламентация прав, т.е. наделение индивида определенным юриди- ческим статусом, включающим ряд прав и обязанностей, была отнесена международным правом к внутригосударственной компетенции.

Впоследствии Организацией Объединенных Наций было подго- товлено свыше 80 международных договоров, конвенций, деклара- ций в сфере прав человека, которые затрагивают такие вопросы, как геноцид, расовая дискриминация, дискриминация женщин, права инвалидов, право на развитие, права детей, права беженцев, права лиц, подвергающихся задержанию или тюремному заключению. Та- ким образом, международное право прав человека становится одной из наиболее детально разработанных отраслей международного права с постоянно расширяющимся объектом.

Международное право прав человека представляет собой совокуп- ность согласованных юридических принципов и норм, устанавливающих обязательный для государств объем прав и свобод индивида, регламенти- рующих систему международно-правовых гарантий соблюдения и вос- становления данных прав в случае их нарушения со стороны государства,

1 См.: Международное право: Учебник / Под ред. Г.И. Тункина. М., 1994. С. 286.


 

а также межгосударственное сотрудничество в области развития и ук- репления уважения к правам и свободам человека.

Как и любая иная отрасль международного права, международное право прав человека обладает всеми характерными чертами отрасли: специальными источниками, отраслевыми принципами и автономным предметом правового регулирования. Следует отметить, что ряд ученых относят международное право прав человека к сфере регулирования международного гуманитарного права1: нормы последнего в сфере прав человека направлены исключительно на защиту участников и жертв вооруженных конфликтов. Учитывая качественную обособленность данных проблем, предпочтительнее рассматривать их в совокупности с вопросами ограничения средств и методов ведения войны в рамках отдельной отрасли2.

В основе международного права прав человека лежит один из ос- новных принципов международного права – принцип уважения прав и свобод человека. В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. данный принцип сформулирован следующим образом: «уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений».

В современном международном праве отмечается тенденция к рег- ламентации национального механизма защиты прав и свобод инди- вида. Это демонстрируется большим числом документов, касающихся вопросов судебной защиты, оказания юридической помощи и т.д. Данные документы не обладают обязательной юридической силой и носят рекомендательный характер для государств, однако их при- нятие в рамках главных органов Организации Объединенных Наций позволяет предполагать, что они имеют вес вспомогательных средств для определения международно-правовых норм. Это подтверждается тем, что указанные акты подчеркивают то обстоятельство, что нару- шение государствами содержащихся в них норм является нарушением одного из основных принципов jus cogens международного права, ка-

 

1 См., например: Международное право: Учебник / Под ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2003; Тиунов О.И. Международное гумани- тарное право: Учебник для вузов. М., 1999.

2 См., например: Международное право: Учебник / Под ред. Л.Н. Шестакова. М., 2002; Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М., 2003; Международное публичное право: Учебник / Под ред. К.А. Бекяшева. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2003; Международное публичное право: Курс лекций / Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков и др. Казань, 2004; Международная и внутригосударственная защита прав человека: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. Р.М. Валеев, Р.Г. Вагизов. Казань, 2007.


 

сающегося уважения и защиты прав человека. Таким образом, основной задачей международно-правового регулирования статуса личности является не выработка какого-либо нового комплекса прав, а поиск средств для наиболее полного осуществления и защиты уже закреп- ленных в существующих международных документах, касающихся основных прав и свобод человека.

 

 

§ 2. Принципы и источники международного права прав человека

Принятие Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Междуна- родного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международного пакта о гражданских и политических правах и Факультативного протокола к нему 1966 г. явилось фундаментом для последующей кодификации и систематизации данной отрасли международного права. Не случайно указанные акты носят название Международного билля о правах человека.

Всеобщая декларация прав человека впервые в истории междуна- родных отношений провозгласила круг основных гражданских, по- литических, социальных, экономических и культурных прав и свобод человека. В основе всех прав, провозглашенных в Декларации, лежит принцип равноправия, зафиксированный в ст. 1.

Международный пакт о гражданских и политических правах ус- танавливает обязанность государств обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективное средство правовой защи- ты, даже если это нарушение было совершено официальными лицами. Он содержит положения, запрещающие рабство, подневольное состоя- ние, принуждение к обязательному труду и др. К данному пакту было принято два протокола. Первый предусматривает процедуру рассмотре- ния индивидуальных жалоб на предполагаемое нарушение прав и свобод индивида со стороны государства Комитетом по правам человека, второй, принятый в 1989 г., направлен на отмену смертной казни.

Участники Международного пакта об экономических, социаль- ных и культурных правах обязуются принимать меры, с тем чтобы обеспечить постепенное полное осуществление прав, признаваемых в нем. Это такие права, как право на справедливые и благоприятные условия труда, социальное обеспечение, разумные ограничения рабо- чего времени и т.д. В мае 1986 г. ЭКОСОС образовал Комитет по эко- номическим, социальным и культурным правам, который приступил к работе в 1987 г.


 

Оба пакта вступили в силу в 1976 г. Данные соглашения установили четкие обязанности для государств, их подписавших, по соблюдению закрепленных в них прав и свобод в отношении всех лиц, находящихся под их юрисдикцией, и развитию международного сотрудничества с целью дальнейшего поощрения и защиты этих прав и свобод.

Все большее внимание в международном праве уделяется механизму защиты прав индивида. В документе Московского совещания Конфе- ренции по человеческому измерению 1991 г. государства закрепили положение о том, что «обязательства, принятые ими в области чело- веческого измерения СБСЕ, являются вопросами, представляющими непосредственный и законный интерес для всех государств-участников, и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства». В этом документе также отмечается, что «вопросы, касаю- щиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства за- кона, носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав и свобод составляет одну из основ международного правопорядка».

Кроме того, огромный вклад в развитие защиты прав человека в международном праве вносят региональные организации, соз- дающие конкретные судебные и квазисудебные органы, куда могут обращаться индивиды для защиты своих прав.

Как и любая отрасль международного права, международное право прав человека базируется на основных принципах между- народного права: уважения прав и свобод человека, суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, запре- щения угрозы силой или ее применения и др.

К специальным принципам международного права прав человека относятся универсальность, недискриминация, взаимосвязанность и взаимозависимость.

Принцип универсальности прав человека означает, что международные

нормы о правах человека носят характер минимальных стандартов, ко- торые практически каждое государство в соответствии с одноименной императивной нормой jus cogens обязано поддерживать на националь- ном уровне. Международные стандарты в данной сфере не ограничивают государства в обеспечении большего объема прав и свобод человека по сравнению с международными нормами. Государства вправе уси- ливать те или иные стороны защиты прав человека как силами нацио- нального законодательства, так и принимая на себя для исполнения те или иные международные обязательства в этой области.

Более того, приняв на себя определенные международные обязательст- ва, государство обязано совершенствовать свою правовую систему в соот-


 

ветствии с международными требованиями. Таким образом, международ- ная защита прав человека не имеет своей целью заменить или вытеснить национальную защиту, она осуществляется в соответствии с нормами как международного, так и внутригосударственного права и носит универсаль- ный характер для всех участников международных отношений.

Принцип недискриминации определяет необходимость обеспечения

и защиты прав человека со стороны государств на основе равенства и справедливости. Дискриминация запрещена вне зависимости от «оп- равдывающих» ее оснований.

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. в п. 2 ст. 5 определяет, что «никакое ограничение или умаление каких бы то ни было основных прав человека, признаваемых или сущест- вующих в каком-либо участвующем в настоящем Пакте государстве в силу закона, конвенций, правил или обычаев, не допускается под тем предлогом, что в настоящем Пакте не признаются такие права или что в нем они признаются в меньшем объеме».

Принцип взаимосвязанности, взаимозависимости и неделимости со-

стоит в том, что все права человека одинаково важны, а их качественное разделение на «необходимые» и «не очень» и попытки их противопос- тавления невозможны. Любые права (гражданские, политические, со- циальные и иные) являются в равной степени необходимыми для пол- ноценного существования и развития личности, неделимыми, поэтому их искусственное противопоставление может привести к ущемлению одних прав за счет других.

Особенностью международного права прав человека является ограни-

ченное применение оговорок к договорам о правах человека. Условия заявления оговорок к международным соглашениям регламентированы Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г., ко- торая в ст. 19 устанавливает презумпцию допустимости (законности) любой оговорки, за исключением случаев, когда:

a) данная оговорка запрещена договором;

b) договор предусматривает, что можно делать только определенные оговорки, в число которых данная оговорка не входит;

c) оговорка несовместима с объектом и целью договора.

Последнее основание достаточно давно вызывает многочисленные споры как в практике международного сообщества, так и в доктрине1,

 

1 См., например: Филиппов С.В. Оговорки в теории и практике международного дого- вора. М., 1958; Талалаев А.Н. Право международных договоров: общие вопросы. М., 1980; Он же. Право международных договоров: действие и применение договоров. М., 1985; Каламкарян Р.А. Фактор времени в праве международных договоров. М., 1989 и др.


 

поскольку нет документа, который бы установил критерии для опре- деления той самой совместимости с положениями договора.

На 57-й сессии Комиссии международного права, проходившей в июле–августе 2005 г., обсуждался проект Руководящих положений об оговорках к международным договорам. В п. 3.1.12 «Оговорки к об- щим договорам по правам человека» было сформулировано следующее правило: «Для оценки совместимости той или иной оговорки общего договора по защите прав человека необходимо учитывать неделимость изложенных в нем прав, значение прав, которые являются предме- том оговорки в общей структуре договора, и серьезность воздействия на него оговорки».

Любая оговорка о неприемлемости предоставления индивиду оп- ределенных прав является тем ограничением, которое несовместимо с объектом и целями договора, поскольку оно прямо нарушает по- ложения о невозможности ограничений прав человека со стороны государства и явно не относится к ситуациям, предполагающим необ- ходимость введения временных ограничений прав и свобод человека на территории.

 

 

§ 3. Универсальные международно-правовые нормы о защите прав человека

Устав Организации Объединенных Наций содержит положения, безусловно, носящие характер норм jus cogens для международного сообщества, ибо является документом, обязательным для любого госу- дарства независимо от членства в Организации. Устав не ограничива- ется одной лишь ссылкой на поощрение и развитие уважения к правам человека. Он обязывает государства развивать международное сотруд- ничество в целях содействия «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии» (п. «с» ст. 55). В данном случае Устав устанавливает юридическое обязательство по соблюдению основных прав и свобод человека без какой-либо дискриминации.

Базовыми документами в сфере международных соглашений о пра- вах человека, безусловно, являются акты, входящие в Международный билль о правах человека: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. Они, во-первых, закрепляют основной каталог прав

и свобод человека, включающий личные, гражданские, политические,


 

социальные и другие права личности, а во-вторых, обязанности госу- дарств по реализации и защите этих прав.

Работа по созданию документов, призванных защищать права и сво- боды человека, продолжается постоянно, о чем свидетельствует дея- тельность Комиссии по международному праву ООН1. В настоящее время действует большое число различных групп договоров о правах человека. Особое значение имеют среди них следующие.

Прежде всего договоры, направленные на предупреждение и пре- сечение посягательств на жизненно важные интересы личности. Ме- ждународная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. является одним из наиболее представительных по числу участ- ников международных соглашений по правам человека. Она содержит гарантии реализации принципа равенства и недискриминации для ка- ждого человека. Цель ее состоит в ликвидации расовой дискриминации во всех ее формах и проявлениях, предупреждении и искоренении расистских, человеконенавистнических теорий и практики, а также

в создании международного сообщества, свободного от всех форм расовой сегрегации и дискриминации.

В 1984 г. была принята и открыта для подписания Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. В силу достоинства человеческой лич- ности и перманентно присущих ей неотчуждаемых прав Конвенция

устанавливает защиту человека от органов государственной власти, иных лиц в применении актов пыток либо иных действий, направлен- ных на насилие и причинение ущерба человеку. Конвенция устанав- ливает, что все акты пыток должны рассматриваться на территории любого государства как уголовные преступления, влекущие за собой соответствующие меры наказания.

Следует отметить также Международную конвенцию о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. и др.

Достаточно многочисленна группа соглашений, касающихся реали- зации права на труд. Это Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности 1951 г.; Конвенция об охране за- работной платы 1949 г.; Конвенция об упразднении принудительного труда 1957 г. и др.

Наконец, следует отметить соглашения о правах и свободах опреде- ленных категорий населения: Конвенцию о статусе беженцев 1951 г., Конвенцию о статусе апатридов 1954 г., Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов 1990 г. и др.

1 См. информацию на официальных сайтах ООН: www.un.org/english; www.un.org/russian.


 

Ряд международных актов направлен на защиту женщин и детей. Так, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятая в 1979 г. и вступившая в силу в 1981 г., и Факульта- тивный протокол к ней от 6 октября 1999 г. формулируют основопо- лагающие принципы обеспечения прав женщин, в частности запре- щают дискриминацию женщин, закрепляют равные по сравнению с мужчинами права, обязанности государств принимать особые меры для обеспечения и защиты прав и интересов женщин.

Конвенция о правах ребенка, принятая в 1989 г., распространяет свое действие и защиту на каждое человеческое существо, не достигшее 18 лет, за исключением случаев, когда законодательства государств-участ- ников устанавливают иные сроки достижения совершеннолетия. В 2000 г. к Конвенции были приняты Факультативные протоколы, направлен- ные на защиту детей от участия в вооруженных конфликтах, а также на запрет торговли детьми, детской проституции и порнографии.

Конвенция о правах инвалидов и Факультативный протокол к ней, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., закрепи- ли как общегражданские права (на жизнь, равенство перед законом, свобода и неприкосновенность личности и т.д.), так и права, присущие этой категории населения в силу ее специфических особенностей. Это такие права, как право на самостоятельный образ жизни и вовлечен- ность в местное сообщество, право на наивысший достижимый уровень здоровья, право на достижение и сохранение максимальной независи- мости, полных физических, умственных, социальных и профессиональ- ных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни, право на достаточный жизненный уровень для инвалидов и их семей, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на не- прерывное улучшение условий жизни, право на участие в культурной жизни, проведение досуга и отдыха и занятие спортом.

В Венской декларации и Программе действий, принятой на Все- мирной конференции по правам человека в июне 1993 г., закреплено положение о том, что «священный долг всех государств – выполнять свои обязательства по поощрению всеобщего уважения, соблюдения и защиты всех прав человека и основных свобод для всех в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, другими договорами, касающимися прав человека, и нормами международного права. Уни- версальность этих прав и свобод носит бесспорный характер»1.

Глобализация прав человека, обретение ими наднационального юридического и социального статуса признаются самым значительным

1 См.: Всемирная конференция по правам человека. ООН. Нью-Йорк, 1995.


 

явлением в процессе преобразования права при переходе человечества к цивилизациям либерального типа1. Однако чрезвычайно важным в этой связи является понимание того, что внутригосударственная защита не уходит на второй план.

Данное положение в полной мере соответствует принципу субсиди- арности. Принцип субсидиарности требует, чтобы властные полномо- чия осуществлялись на уровне, максимально приближенном к людям. Применительно к сфере международного сотрудничества в области прав человека это требование может рассматриваться как определенная гарантия того, что чем ближе к людям будет осуществляться защита, тем она будет доступнее для самих людей, а потому эффективнее. Между- народное сотрудничество направлено в конечном счете не только на ус- тановление каких-либо стандартов на международном уровне, но и на обеспечение их соблюдения на уровне внутригосударственном.

 

 

§ 4. Система органов ООН по защите прав человека

Особое место в системе ООН по защите прав человека занимала до ее расформирования (16 июня 2006 г.) Комиссия по правам человека.

Комиссия по правам человека была утверждена Экономическим и Социальным Советом ООН в 1946 г. Первоначально она состоя- ла из 18 членов, затем была увеличена до 53 членов, назначаемых ЭКОСОСом по правилам справедливого географического распреде- ления, регулирующим избрание членов Совета на трехлетний срок. Она созывалась ежегодно в Женеве на шесть недель. Комиссия представляла собой форум, на котором государства, межправитель- ственные и неправительственные организации обсуждали проблемы прав человека. Она была наделена правом выносить на обсуждение случаи нарушения прав человека в любой точке земного шара.

Комиссия была уполномочена представлять ЭКОСОСу предложе- ния, рекомендации и доклады по вопросам защиты прав человека. Го- сударства, в которых имело место нарушение прав человека, отвечали на поставленные Комиссией вопросы. Чтобы дать квалифицированную оценку сложившейся ситуации, Комиссия была вправе приглашать группу специалистов или отдельных экспертов, организовывать вне- плановые посещения этих стран, а затем проводить обсуждение про- блемы и оказывать необходимую помощь государствам по вопросам защиты прав человека. Если отдельная ситуация признавалась весьма

1 См.: Алексеев С.С. Теория права: поиск новых подходов: Учебное пособие. Екате- ринбург, 2000. С. 204.


 

серьезной, Комиссия могла провести расследование с привлечением группы независимых экспертов, затем по полученной информации призывала это государство провести необходимые изменения законо- дательного и практического характера по защите прав человека.

За многие годы Комиссия создала многочисленные механизмы по установлению фактов в области прав человека: это утверждение тематических мандатов по разбору особо серьезных нарушений; на- значение специальных докладчиков по негативным с точки зрения соблюдения прав человека последствиям; создание рабочих групп; обсуждение докладов и информации и т.д.

Большое количество вопросов, относящихся к правам человека при чрезвычайных ситуациях, положению коренных народов и мень- шинств, современным формам рабства, вопросы справедливого су- дебного рассмотрения, содержания под стражей и т.д. обсуждались в Подкомиссии по поощрению и защите прав человека.

Учрежденная в 1947 г. Подкомиссия по предотвращению дискрими- нации и защите меньшинств (первоначальное название) была наделена Комиссией ООН по правам человека следующими функциями:

– предпринимать исследования, особенно в свете Всеобщей дек- ларации прав человека, и давать Комиссии по правам человека реко- мендации, касающиеся предупреждения дискриминации любого рода и связанные с правами человека и основными свободами и с защитой расовых, национальных, религиозных и языковых меньшинств;

– выполнять любые другие функции, которые могут быть возло- жены на нее Экономическим и Социальным Советом или Комиссией по правам человека.

Подкомиссия проводила свои сессии один раз в год и представля- ла доклад Комиссии. Члены Подкомиссии (вначале их было 12, те- перь 26) избирались Комиссией в их личном качестве – как эксперты, а не представители государств. Тем не менее их кандидатуры должны были представляться правительствами, а их избрание регулировалось конкретными правилами справедливого географического распределе- ния. Компетенция Подкомиссии постепенно расширялась, и к ней от- носились не только проблемы дискриминации и защиты меньшинств, но и по сути дела вопросы защиты прав человека в целом.

В сентябре 2002 г. Генеральным секретарем ООН был подготов- лен доклад под названием «Укрепление Организации Объединен- ных Наций: программа дальнейших преобразований». В этом докладе было отмечено, что Комиссия по правам человека является одной из важнейших составных частей Организации и народы всего мира


 

ждут от нее защиты своих прав и помощи в улучшении условий жизни при большей свободе. Государства – члены Комиссии обязаны искать пути повышения эффективности ее работы. Задача ООН заключается в том, чтобы развивать достигнутые успехи и оказывать помощь в соз- дании и укреплении в каждой стране национальной системы защиты прав человека1.

Развивая инициативу Генерального секретаря ООН, Комиссия по правам человека на своей сессии 2005 г. приняла Постановление, в котором разрешила аккредитованным национальным правозащитным учреждениям выступать в рамках их мандатов в Комиссии по всем пунк- там ее повестки дня. Это изменение имело большое значение, поскольку было сопряжено с укреплением статуса и повышением эффективности деятельности национальных правозащитных учреждений.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 303.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...