Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задания для самостоятельной работы студентов.




1. Защита рефератов, презентаций.  Тест-опрос.

2. Аннотирование и обсуждение первоисточников.

3. Работа в группах  строится в несколько этапов:

На первом этапе студентам предлагается разбиться на 5 групп (бихевиоризм, психоанализ, аналитическая психология, индивидуальная психология, гештальтпсихология). Инструкция: «Проведите ретроспективный анализ эволюции психологических взглядов относительно понимания природы личности и процесса ее развития с точки зрения одной из мировых психологических школ. Данные занесите в таблицу».

На втором этапе организуется групповое обсуждение выделенных позиций

5. Подготовка и защита презентаций по выбранным темам.

Литература.

 

Информационно-методическая часть: 2, 4, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19, 26,.28, электронные тексты по психологии.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10 ПО ТЕМЕ« Гештальтпсихология».

(2 часа)

Цель занятия – систематизировать и обобщить знания студентов по основным вопросам пройденного материала, сформировать у студентов навыки и умения активного слушания и анализа представляемого материала.

Вопросы для обсуждения:

1. Причины появления гештальтпсихологии. Явление феномена. Проблема целостности и целостного подхода. Экспериментальные исследования мышления. Понятие «интсайта».

2. Основные положения гештальтпсихологии.  Исследования В.Келлера. Принцип изоморфизма. Некоторые законы гештальтпсихологии: фигуры и фона; прегнантности; дополнения до целого.

Законы гештальтпсихологии.

       3. «Теория поля» К.Левина. Проблема человеческих побуждений, «квазипотребности». «Психологическое поле». Основные характеристики «психологического поля»: валентность, сила, направленность, силы приложения. Полезависимость и поленезависимость.

      4. Значение гештальтпсихологии для психологии. Отличительные особенности, вклад в развитие экспериментальной психологии психических процессов, теории личности и социальной группы. 

 

Задания для самостоятельной работы студентов.

1. На занятии слушаются, анализируются и обобщаются знания, полученные в ходе обсуждения заранее приготовленных студентами тематических сообщений.

2. Защита подготовленных презентаций, аннотирование и обсуждение первоисточников.

3.  Составление таблицы «Отличие гештальтпсихологии от бихевиоризма».

 

Литература.

 

Информационно-методическая часть: 2, 4, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19, 26,.28, электронные тексты по психологии.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11 ПО ТЕМЕ «Глубинная психология». (4 часа)

Цель занятия – закрепить знания студентов по основным вопросам пройденного материала.

Вопросы для обсуждения.

1.Теория З.Фрейда и ее вклад в развитие психологии.

2.  Этапы развития учения Фрейда.

3. Психоаналитические методы. Защитные механизмы психики.

4. Значение психоанализа для развития психологии.

 

Задания для самостоятельной работы студентов.

1. Защита групповых проектов «З.Фрейд и современность».

2. Просмотр учебного видеофильма «З.Фрейд».

3. Письменная контрольная работа (написать эссе по пройденной теме (2 -3 стр.).

4.Индивидуальная работа по карточкам:

Студентам в индивидуальном порядке предлагаются индивидуальные карточки с заданиями. Выполняется в рабочей тетради.

(пример)

1. Назовите и охарактеризуйте уровни, выделенные З.Фрейдом в психической жизни.

2. Назовите и объясните  основные э тапы развития учения З.Фрейда.

3. Что было введено З.Фрейдом как фактор развития личности. Каковы этапы развития личности.

 

Литература.

 

 

Информационно-методическая часть: 2, 4, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19, 26,.28, электронные тексты по психологии.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12 ПО ТЕМЕ «Индивидуальная психология А.Адлера. Аналитическая психология К.Г.Юнга». (4 часа)

Цель занятия – актуализировать знания студентов по теме, дать возможность проявиться творческим способностям студентов, выработать у студентов умения и навыки коллективного поиска наиболее оптимальных решений проблемной ситуации.

Вопросы для обсуждения.

1. Жизненный и творческий путь А.Адлера.

-Сравнительный анализ теории Фрейда и теории Адлера .Причины разногласий.

- значение теории Адлера для психоанализа и современной психологии.

2. Защита рефератов. Составление таблицы: « Сравнительный анализ теорий Адлера и Фрейда».

3. Жизненный и творческий путь К. Юнга.

 

Задания для самостоятельной работы студентов.

1. Организация дискуссии на тему: «Разногласия и общность взглядов Юнга, Адлера. Фрейда».

2. Защита рефератов и учебных проектов.

3.Учебно-познавательная игра.

Игра состоит из следующих этапов:

1. Объяснение сущности и формирование игровых групп;

2.Выполнение заданий в микрогруппах;

3.Подведение итогов.

Методическое обеспечение: набор карточек с названиями понятий для каждой группы играющих; словарно-справочная литература для группы экспертов; листы и образцы с описанием правил; бумажные жетоны разных цветов для итоговой оценки проведения игры.

Инструкция для студентов.

1 этап: «На доске Вы видите основные этапы развития мировой психологической теории и практике в 20 веке. Каждая из команд представляет один из обозначенных этапов (необихевиоризм, неофрейдизм, социальная психология, когнитивная психология, гуманистическая психология). На столе находятся карточки - понятия в произвольном порядке. Задача лидерам команд – выбрать 10 карточек, относящихся к заданию, полученном только его командой».

2 этап: «Проанализируйте выбранные карточки и составьте психологический портрет представляемой Вами школы психологии».

3 этап. Презентация мировых школ психологии.

4 этап. Выступление экспертов. Подведение итогов.

 

Литература.

 

 

Информационно-методическая часть: 2, 4, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19, 26,.28, электронные тексты по психологии.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13 ПО ТЕМЕ «Неофрейдизм ( К.Хорни, А.Фрейд, Г. Салливен, Э.Фромм». (2 часа)

Цель– систематизировать и обобщить знания студентов, полученные в ходе изучения темы, проверить знания студентов по персоналиям.

Вопросы для обсуждения.

1. Изменение социально-экономической и политической ситуации в мире как основная причина проявления неофрейдизма

2. Социологизированый вариант фрейдизма К.Хорни. Проблема социальной обусловленности формирования характера человека и неврозов. Книга К.Хорни «Невротическая личность нашего времени».

3. Г.Салливен о проблемах межличностных отношений в формировании личности. Воспитание как социальная адаптация человека.

4. Концепция «гуманистического психоанализа Э.Фромма. Проблема связи индивида с внешним миром .

Задания для самостоятельной работы студентов.

1. Организация диспута: «Вклад неофрейдизма в развитие психологии» (сравнительный анализ основных теорий неофрейдизма,

2.  Составление таблицы-схемы «Перекрестные ассоциации» ( 3 – 4 минигруппы защищают свой проект), чтение и обсуждение рефератов студентов.

3. Психологический диктант.

 (пример)

1. Немецкий психолог, физиолог, философ; создатель первой в мире лабора­тории экспериментальной психологии, преобразованной в институт; раз­работал программу психологии как самостоятельной науки

2. Немецкий психолог; разделяя подходы гештальтпсихологии, изучал соци­ально-психологические проблемы личности, групповой дифференциации, типологии стиля общения; создатель «теории психологического поля»

3. Американский психолог, создатель концепции гуманистической психоло­гии; разработал идеи иерархии потребностей человека, «самоактуализации личности»; одним из первых обратил внимание на позитивные стороны личностного развития

4. Особая функция сознания, которая проявляется в мыслительной активно­сти субъекта и внешне выражается во внимании

5. Расчленить сознание на составные элементы и выяснить закономерные связи между ними

6. Карл Юнг…

7. Вольфганг Келер…

8. Карен Хорни…

9. Гештальтпсихология …

    10.Фрэнсис Гальтон…

 

Литература.

Информационно-методическая часть: 2, 4, 5, 6, 8, 11,12, 14,17, 19, 26,.28, электронные тексты по психологии.

 

 ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ( коллоквиум).

Цель занятия – систематизировать знания студентов по всему изученному материалу.

1. Работа студентов в группах.

На первом этапе студентам предлагается разбиться на 5 групп (бихевиоризм, психоанализ, аналитическая психология, индивидуальная психология, гештальтпсихология). Инструкция: «Проведите ретроспективный анализ эволюции психологических взглядов относительно понимания природы личности и процесса ее развития с точки зрения одной из мировых психологических школ. Данные занесите в таблицу».

На втором этапе организуется групповое обсуждение выделенных позиций.

 

2. СОСТАВЛЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ ПО ИЗУЧЕННОЙ ТЕМЕ

1. Просмотрите материалы по данной теме (конспект лекций, учебники, дополнительная литература, другие источники) и выпишите заголовки разделов, а также заголовки подразделов.

2. Внимательно изучите каждый раздел найденных материалов, выписывая из соответствующих разделов основные понятия и категории, встречающиеся в тексте.

3. Еще раз прочитайте имеющиеся у вас тексты с целью нахождения связей между понятиями и категориями внутри разделов и найдите в тексте или на основе умозаключений обобщающие понятия и категории.

4. Найдите наиболее общие категории или понятия, объединяющие все содержание текста.

5. Постройте логическую структуру, включающую выбранные вами понятия и категории с учетом взаимосвязи между ними.

· Если удалось найти обобщающие понятия и категории, то в результате построения логической схемы может получиться иерархическая структура (дерево).

· Если одни понятия вытекают из других, можно установить причинно-следственные связи и построить логические цепочки.

· Если понятия, категории, факты связаны хронологически, то можно построить хронологические таблицы, хронологические последовательности.

6. Выявите в разных ветвях структуры одноименные понятия и попытайтесь устранить дублирование, видоизменяя связи между ними.

7. Уточните (достройте) структуры по выводам, имеющимся в тексте или полученным в результате собственных умозаключений.

8. Сверьте полученную логическую структуру, прочитав текст еще раз, при необходимости уточняя структуру.

При составлении ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ БАЗ ЗНАНИЙ необходимо руководствоваться следующими требованиями:

· простота схематического представления, выражающаяся в минимальном количестве схемных элементов и их связей;

· целевая и смысловая значимость элементов и связей и их иерархическое расположение в пространстве схемы (например, основные, вспомогательные и т.п.);

· согласование элементов и связей как внутри схемы, так и вне ее (взаимоувязка с подобного рода смежными схемами);

· наглядность представленных схем, для чего используются средства графики, форм, цветовых оттенков, а также табличный, цифровой, диаграммный иллюстративный материал.

3. СОСТАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КРОССВОРДА

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КРОССВОРДА ПО ИЗУЧЕННОЙ ТЕМЕ

1. Учебный кроссворд, в отличие от развлекающего, содержит в себе понятия по определенной тематике, не выходит за рамки изученного материала.

2. Кроссворд по изученному материалу должен содержать в себе не менее 50 терминов.

3. Учебный кроссворд должен соответствовать все требованиям, предъявляемым к развлекательным кроссвордам, но учитывать специфику изученного материала.

 


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 286.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...