Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
Студентам в индивидуальном порядке предлагаются тесты из 36 вопросов с одним правильным ответом. Выполняется на специальном бланке в рабочей тетради. (пример) 1. Отец ботаники, автор учения о характерах человека – А) Крантор В) Лукреций Кар С) Эмпедокл D) Теофраст 2. Первый арабский исследователь зрительного ощущения как механизма психической жизни - А) Разес В) Альгазен С) Аль-Фараби D) Аверроэс 3. Европейский ученый средневековья, автор принципа оптимальности (экономии) мышления – А) Оккам В) Кампанелла С) Скотт D) Августин 4. Родоначальник перипатетических традиций в учении о душе мусульманского Востока А) Аль-Фараби В) Аль-Кинди С) Аверроэс D) Авиценна 5. Английский философ средневековья, утвердивший избыточными для психологического познания категории “дух” и “душу”, - А) Скотт В) Бэкон С) Бруно D) Оккам 6. Критерий истинности знания в учении Святого Августина - А) внутренний опыт В) интуиция С) практика D) Бог 7. Центральное направление изучения души у Эпикура - А) естествознание В) логика С) миф D) религия 8. Основная мировоззренческая концепция психологического учения Ибн-Сины – концепция А) теизма В) однозначности бытия С) телеологизма D) двойственно истины 9. Английский философ средневековья, утвердивший опыт, эксперимент и математику как инструменты анализа природы и души, - А) Авиценна В) Р. Бэкон С) Фома Аквинский D) Кампанелла 10. Ученый Возрождения, создатель натурфилософского учения о душе, основу которой составляют противоположные начала, - А) Кампанелла В) Леонардо да Винчи С) Бруно D) Телезио 7. Подготовка и защита групповых проектов ( 3 – 4 минигруппы студентов) / домашнее задание/. Литература. Информационно-методическая часть: 2, 4, 8, 11, 26,.28, электронные тексты по психологии.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 ПО ТЕМЕ «Психологические учения 17 века». (2 часа) Цель занятия – систематизировать знания студентов по основным понятиям темы, сформировать умение работать в парах. Вопросы для обсуждения. 1. Основные тенденции в развитии философии и психологии Нового времени. 2. Ф.Бэкон как основатель эмпирического направления в философии и психологии. 3. Философско-психологическая система Р.Декарта: а) метод сомнения Р.Декарта; б) рефлекс и его трактовка Р.Декартом.
Задания для самостоятельной работы студентов. СОСТАВЛЕНИЕ ВОПРОСОВ ПО ТЕМЕ И ОТВЕТЫ НА НИХ. 1. На первом этапе каждый студент индивидуально составляет 20 вопросов, отражающих основные проблемы по данной теме. Второй этап работы – работа в парах обмен вопросами и ответы на них. Третий этап – взаимопроверка и взаимозачет студентами знаний друг друга. (пример) 1. На каких методах познания основывается рационализм Р.Декарта? 2. Какому мыслителю принадлежит следующая формула: «мышление – функция мозга»? 3. Какие две причины образования человеческих мыслей существуют по К.Гельвецию? 4. …
2. Составление сравнительной таблицы « Философско – психологическая концепция души в учениях Ф. Бэкона и Р.Декарта». 3. Подготовка и написание эссе по теме. Литература. Информационно-методическая часть: 2, 4, 8, 11, 26,.28, электронные тексты по психологии.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 ПО ТЕМЕ «Эмпирическая психология в философских учениях 17 – 18 века». ( 2 часа) Цель занятия – систематизировать знания студентов по основным понятиям темы, сформировать умение работать в форме групповой дискуссии. Вопросы для обсуждения. 1.Развитие психологической мысли в рамках эмпиризма и рационализма. 2.Учение Т.Гоббса как попытка постижения истины на основе опыта и разума. Утверждение экспериментального и естественнонаучного подхода в учении Т.Гоббса. 3. Преодоление дуализма Декарта в учении Б.Спинозы о единой субстанции. «Этика» Б.Спинозы. 4. Проблема познания в работах Б.Спинозы. Три уровня познания. «Теория аффектов». 5. Философско-психологическая концепция Д.Локка. Учение о простых и сложных идеях. Учение о рефлексии. Задания для самостоятельной работы студентов. В эволюции человечества XVII в. ознаменовал начало эпохи, обозначенной в исторических науках Новым временем. "Новым" оно явилось не столько по формальному - временному признаку, сколько по качественным изменениям во всем строе мировоззрения людей. Подготовленный средневековой наукой и полетом мысли гениев Возрождения новый этап заявил о себе во всех областях человеческого знания, не исключая его важнейшего компонента -психологического знания. На эту особенность XVII в. обратил внимание С.Л.Рубинштейн: "Если для каждого этапа историческою развития можно вскрыть преемственные связи, соединяющие его как с прошлым, так и с будущим, то некоторые периоды, сохраняя эти преемственные связи, все же выступают как поворотные пункты, с которых начинается новая эпоха; эти периоды связаны с будущим теснее, чем с прошлым. Таким периодом для философской и психологической мысли было время великих рационалистов (Р.Декарт, Б.Спиноза) и великих эмпириков (Ф.Бэкон, Т.Гоббс), которые порывают с традициями богословской "науки" и закладывают методологические основы современного научного знания". Научные поиски и теоретические обобщения XVII столетия и психологического знания отразились в трудах плеяды выдающихся мыслителей, сочинения которых отделяют друг от друга небольшие временные промежутки (поистине поразительный для истории науки факт). В 1625 г. появляется "Новый органон" Ф.Бэкона, а через 12 лет - "Рассуждение о методе" Р.Декарта. В 1660 г. Б.Спиноза пишет "Краткий трактат о боге, человеке и его счастье», в 1663 г. - "Этику", опубликованную в 1677 г. Спустя 11 лет выходит в свет четырехтомное собрание сочинений Т.Гоббса, а через 12 лет издаются "Опыты о человеческом разуме" (1690) Дж.Локка. И, наконец, в 1704 г. (спустя лишь 14 лет) напечатаны "Новые опыты о человеческом разуме" Г.Лейбница. Эту работу немецкого мыслителя предваряли его "Рассуждения о метафизики" (1685) и "Новая система природы" (1695). В трудах этих ученых реализовывались новые подходы к анализу психического мира человека, утверждались соответствующие времени предметная область, оригинальные методы и объяснительные принципы психологического знания. 2. Сравните взгляды следующих ученых: Позиция 1: Психологические взгляды Ф. Бэкона. Позиция 2: Психологическая концепция Т. Гоббса. Позиция 3: Психологическое учение Б. Спинозы. Позиция 4: Научная система Г. Лейбница. Позиция 5: Психологические взгляды Р. Декарта. 3. Написание эссе по теме ( 2 – 3 стр.) «Сравнительный анализ философско – психологических концепций Б.Спинозы и Р.Декарта». Литература. Информационно-методическая часть: 2, 4, 8, 11, 26,.28, электронные тексты по психологии.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5 ПО ТЕМЕ «Развитие философско – психологических взглядов в конце 18 – нач. 19 века».( 2 часа) Цель занятия – систематизировать знания студентов по основным понятиям темы, сформировать умение работать в форме групповой дискуссии. Вопросы для обсуждения. 1.Основные представители ассоциативной психологии в Англии. Д.Гартли как основоположник материалистического ассоациативизма в психологии. 2. Дж. Беркли и Д.Юм как представители идеалистического ассоцианизма в английской психологии. Учение Д.Юма о процессе познания. 3.Значение работ французких материалистов 18 в. в ориентации психологии на объективное и опытное изучение человека. Работы Э.Кондильяка «Трактат об ощущениях», Ж.Ламетри «Человек – машина».К.Гельвеция «Об уме», Д.Дидро. 4. Развитие русской психологии в 18 – начале 19 вв. Исследования М.В.Ломоносова по проблеме цветового зрения – «Слово о происхождении света»; по проблемам воображения, страсти, психологии речи – «Краткое руководство к риторике». 5. Проблема человека в научной системе А.Н.Радищева. Проблема онтогенетического развития психики человека. 6. Развитие немецкой психологии в 18-19 вв. Работы Х.Вольфа «Эмпирическая психология», «Рациональная психология». Значение для психологии философской концепции И.Канта. 7. Учение И.Герберта о порогах сознания и его значения для последующего развития психофизики.
Задания для самостоятельной работы студентов. Глоссарий |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 303. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |