Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ




Студентам в индивидуальном порядке предлагаются тесты из 36 вопросов с одним правильным ответом. Выполняется на специальном бланке в рабочей тетради.

(пример)

1. Отец ботаники, автор учения о характерах человека –

А) Крантор

В) Лукреций Кар

С) Эмпедокл

D) Теофраст

2.  Первый арабский исследователь зрительного ощущения как механизма психической жизни -

А) Разес

В) Альгазен

С) Аль-Фараби

D) Аверроэс

3. Европейский ученый средневековья, автор принципа оптимальности (экономии) мышления –

А) Оккам

В) Кампанелла

С) Скотт

D) Августин

4. Родоначальник перипатетических традиций в учении о душе мусульманского Востока

А) Аль-Фараби 

В) Аль-Кинди

С) Аверроэс

D) Авиценна

5. Английский философ средневековья, утвердивший избыточными для психологического познания категории “дух” и “душу”, -

А) Скотт

В) Бэкон

С) Бруно

D) Оккам

6. Критерий истинности знания в учении Святого Августина -

А) внутренний опыт

В) интуиция

С) практика

D) Бог

7. Центральное направление изучения души у Эпикура -

А) естествознание 

В) логика

С) миф

D) религия

8. Основная мировоззренческая концепция психологического учения Ибн-Сины – концепция

А) теизма

В) однозначности бытия

С) телеологизма

D) двойственно истины

9. Английский философ средневековья, утвердивший опыт, эксперимент и математику как инструменты анализа природы и души, -

А) Авиценна

В) Р. Бэкон

С) Фома Аквинский

D) Кампанелла

10.  Ученый Возрождения, создатель натурфилософского учения о душе, основу которой составляют противоположные начала, -

А) Кампанелла

В) Леонардо да Винчи

С) Бруно

D) Телезио

7. Подготовка и защита групповых проектов ( 3 – 4 минигруппы студентов) / домашнее задание/.

Литература.

Информационно-методическая часть: 2, 4, 8, 11, 26,.28, электронные тексты по психологии.

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3  ПО ТЕМЕ «Психологические учения 17 века». (2 часа)

Цель занятия – систематизировать знания студентов по основным понятиям темы, сформировать умение работать в парах.

Вопросы для обсуждения.

1. Основные тенденции в развитии философии и психологии Нового времени.

2. Ф.Бэкон как основатель эмпирического направления в философии и психологии.

3. Философско-психологическая система Р.Декарта:

а) метод сомнения Р.Декарта;

б) рефлекс и его трактовка Р.Декартом.

 

Задания для самостоятельной работы студентов.

СОСТАВЛЕНИЕ ВОПРОСОВ ПО ТЕМЕ И ОТВЕТЫ НА НИХ.

1. На первом этапе каждый студент индивидуально составляет 20 вопросов, отражающих основные проблемы по данной теме. Второй этап работы – работа в парах обмен вопросами и ответы на них. Третий этап – взаимопроверка и взаимозачет студентами знаний друг друга.

(пример)

1. На каких методах познания основывается рационализм Р.Декарта?

2. Какому мыслителю принадлежит следующая формула: «мышление – функция мозга»?

3. Какие две причины образования человеческих мыслей существуют по К.Гельвецию?

4. …

 

2. Составление сравнительной таблицы « Философско – психологическая концепция души в учениях Ф. Бэкона и Р.Декарта».

3. Подготовка и написание эссе по теме.

Литература.

Информационно-методическая часть: 2, 4, 8, 11, 26,.28, электронные тексты по психологии.

 

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 ПО ТЕМЕ «Эмпирическая психология в философских учениях 17 – 18 века». ( 2 часа)

Цель занятия – систематизировать знания студентов по основным понятиям темы, сформировать умение работать в форме групповой дискуссии.

Вопросы для обсуждения.

1.Развитие психологической мысли в рамках эмпиризма и рационализма.

2.Учение Т.Гоббса как попытка постижения истины на основе опыта и разума. Утверждение экспериментального и естественнонаучного подхода в учении Т.Гоббса.

3. Преодоление дуализма Декарта в учении Б.Спинозы о единой субстанции. «Этика» Б.Спинозы.

4. Проблема познания в работах Б.Спинозы. Три уровня познания. «Теория аффектов».

5. Философско-психологическая концепция Д.Локка. Учение о простых и сложных идеях. Учение о рефлексии.

Задания для самостоятельной работы студентов.

В эволюции человечества XVII в. ознаменовал начало эпохи, обозначенной в исторических науках Новым временем. "Новым" оно явилось не столько по формальному - временному признаку, сколько по качественным изменениям во всем строе мировоззрения людей. Подготовленный средневековой наукой и полетом мысли гениев Возрождения новый этап заявил о себе во всех областях человеческого знания, не исключая его важнейшего компонента -психологического знания. На эту особенность XVII в. обратил внимание С.Л.Рубинштейн: "Если для каждого этапа историческою развития можно вскрыть преемственные связи, соединяющие его как с прошлым, так и с будущим, то некоторые периоды, сохраняя эти преемственные связи, все же выступают как поворотные пункты, с которых начинается новая эпоха; эти периоды связаны с будущим теснее, чем с прошлым. Таким периодом для философской и психологической мысли было время великих рационалистов (Р.Декарт, Б.Спиноза) и великих эмпириков (Ф.Бэкон, Т.Гоббс), которые порывают с традициями богословской "науки" и закладывают методологические основы современного научного знания".

Научные поиски и теоретические обобщения XVII столетия и психологического знания отразились в трудах плеяды выдающихся мыслителей, сочинения которых отделяют друг от друга небольшие временные промежутки (поистине поразительный для истории науки факт). В 1625 г. появляется "Новый органон" Ф.Бэкона, а через 12 лет - "Рассуждение о методе" Р.Декарта. В 1660 г. Б.Спиноза пишет "Краткий трактат о боге, человеке и его счастье», в 1663 г. - "Этику", опубликованную в 1677 г. Спустя 11 лет выходит в свет четырехтомное собрание сочинений Т.Гоббса, а через 12 лет издаются "Опыты о человеческом разуме" (1690) Дж.Локка. И, наконец, в 1704 г. (спустя лишь 14 лет) напечатаны "Новые опыты о человеческом разуме" Г.Лейбница. Эту работу немецкого мыслителя предваряли его "Рассуждения о метафизики" (1685) и "Новая система природы" (1695).

В трудах этих ученых реализовывались новые подходы к анализу психического мира человека, утверждались соответствующие времени предметная область, оригинальные методы и объяснительные принципы психологического знания.

2. Сравните взгляды следующих ученых:

Позиция 1: Психологические взгляды Ф. Бэкона.

Позиция 2: Психологическая концепция Т. Гоббса.

Позиция 3: Психологическое учение Б. Спинозы.

Позиция 4: Научная система Г. Лейбница.

Позиция 5: Психологические взгляды Р. Декарта.

3. Написание эссе по теме ( 2 – 3 стр.) «Сравнительный анализ философско – психологических концепций Б.Спинозы и Р.Декарта».

Литература.

Информационно-методическая часть: 2, 4, 8, 11, 26,.28, электронные тексты по психологии.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5 ПО ТЕМЕ «Развитие философско – психологических взглядов в конце 18 – нач. 19 века».( 2 часа)

Цель занятия – систематизировать знания студентов по основным понятиям темы, сформировать умение работать в форме групповой дискуссии.

Вопросы для обсуждения.

1.Основные представители ассоциативной психологии в Англии. Д.Гартли как основоположник материалистического ассоациативизма в психологии.

2. Дж. Беркли и Д.Юм как представители идеалистического ассоцианизма в английской психологии. Учение Д.Юма о процессе познания.

3.Значение работ французких материалистов 18 в. в ориентации психологии на объективное и опытное изучение человека. Работы Э.Кондильяка «Трактат об ощущениях», Ж.Ламетри «Человек – машина».К.Гельвеция «Об уме», Д.Дидро.

4. Развитие русской психологии в 18 – начале 19 вв. Исследования М.В.Ломоносова по проблеме цветового зрения – «Слово о происхождении света»; по проблемам воображения, страсти, психологии речи – «Краткое руководство к риторике».

5. Проблема человека в научной системе А.Н.Радищева. Проблема онтогенетического развития психики человека.

6. Развитие немецкой психологии в 18-19 вв. Работы Х.Вольфа «Эмпирическая психология», «Рациональная психология». Значение для психологии философской концепции И.Канта.

7. Учение И.Герберта о порогах сознания и его значения для последующего развития психофизики.

 

Задания для самостоятельной работы студентов.



Глоссарий










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 266.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...