Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Прокомментируйте следующие альтернативные или идентичные суждения ученых различных периодов
1 А) М. Кондорсе: Способность человека развиваться “не зависит от него. Он упражняет эту способность посредством общения с себе подобными индивидами, … при помощи искусственных средств, которые люди, вслед за первым развитием этой способности, начали изобретать”. Б) Ч. Дарвин обосновывает идею: поскольку естественный отбор отсекает все не нужное для жизни, то он истребил бы и психические функции, если бы они не способствовали приспособлению. Это побудило рассматривать психику как элемент адаптации организма к окружающей среде. 2 А) Г. Лейбниц: “Так как, … проснувшись от бессознательного состояния, мы сознаем наши восприятия, то последние необходимо должны были существовать и непосредственно перед тем, хотя бы мы и вовсе не сознавали их”. Б) Г. Гельмгольц раскрыл роль мышечных движений и ощущений в формировании пространственного образа и предложил гипотезу “бессознательных умозаключений”, сущность которой сводится к утверждению, что перцептивный образ не ограничивается тем, что идет от стимула в данный момент: восприятие, выступающее для человека как непосредственно данное, является продуктом опыта. 3 А) Б. Спиноза: “Человеческое бессилие в укрощении и ограничении аффектов я называю рабством. Ибо человек, подверженный аффектам, уже не владеет сам собой, но находится в руках фортуны, и притом в такой степени, что он, хотя видит перед собой лучшее, однако принужден следовать худшему”. Б) Л. Фейербах: “Природа не только создала простую мастерскую желудка, она воздвигла также храм мозга. Поэтому тщетно всякое умозрение, которое хочет выйти за пределы природы и человека”. 5. Определите, какие из перечисленных проблем нашли отражение в психологических взглядах, концепциях и теориях конкретных мыслителей и ученых Нового времени: а) психофизическая; б) психофизиологическая; в) психосоциальная; г) психосоматическая; д) психогенетическая; е) психохимическая; ж) психоневрологическая; з) психопатологическая; психобиологическая. Аргументируйте ответ.
6 . Определить, кому из ученых принадлежат данные высказывания:
Литература. Информационно-методическая часть: 2, 4, 8, 11, 26,.28, электронные тексты по психологии.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7 ПО ТЕМЕ «ВЫДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ НАУКУ» Цель занятия – систематизировать и обобщить знания студентов по основным вопросам пройденного материала, сформировать у студентов навыки работы в группе. Вопросы для обсуждения. 1.Становления психологии как самостоятельной науки. Три варианта развития психологии. 2. Программа В.Вундта «Психология как наука непосредственном опыте». В.Вундт как основоположник структурализма в психологии. 3. Программа И.М.Сеченова «Психология как учение о совершении психических деятельностей». Работа И.М.Сеченова «Рефлексы головного мозга». Трактовка рефлекса по И.М.Сеченову. «Мозговая машина» И.М.Сеченова. И.М.Сеченов как осноположник отечественной психологии. 4. Программа Ф.Брентано «Психология как учение об интенциональных актах сознания».
Задания для самостоятельной работы студентов. 1.Составление таблицы « Перекрестные ассоциации» на тему: Основные программы психологии. Студенты разбиваются на 3 группы. Каждая получает задание составить и презентовать свою схему по полученной теме. 2.Творческое задание Составление карты психологического города (работа в творческих группах) Цель – актуализировать знания студентов по теме, дать возможность проявиться творческим способностям студентов. Инструкция студентам: «Исходя из прочитанного, продуманного, прочувствованного по теме «Выделение психологии в самостоятельную науку», дайте «психологические» наименования улицам, площадям, различным объектам города-фантома, подарив ему и название. Если Вас не устраивает изначальная планировка (студентам раздается пустая карта – схема города), то предложите полностью свой вариант. Не забудьте составить и легенду к карте с объяснением выбранных Вами названий».
Литература. Информационно-методическая часть: 2, 4,5, 6, 8, 11, 26,.28, электронные тексты по психологии.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8. Развитие экспериментальной психологии и ее прикладных областей. ( 2 часа) Цель занятия – систематизировать и обобщить знания студентов по основным вопросам пройденного материала, сформировать у студентов навыки работы в группе., формирование креативного подхода к изучению теоретического материала. Вопросы для обсуждения. 1. Развитие экспериментальных исследований во 2-й половине 19 века. Исследования Г.Эббингауза по проблемам памяти «Кривая забывания». 2. Экспероиментальный анализ мыслительных процессов представителями Вюрцбургской школы. 3. Работы С.Холла в области детской психологии. «Педология» как наука о ребенке. 4. Развитие психотехники и психометрии. Работы Г. Мюнстерберга. 5. Выделение дифференциальной психологии. Работа Ф. Гальтона «Насчледственность таланта» Идея тестирования психических функций. Задания для самостоятельной работы студентов. 1.Составление таблицы « Перекрестные ассоциации» на тему: Основные достижения экспериментальной психологии и ее прикладных областей» Студенты разбиваются на 3 группы. Каждая получает задание составить и презентовать свою схему по полученной теме. 2.Творческое задание: написание эссе по теме ( 2 – 3 страницы). Подготовка и защита презентаций. Литература.
Информационно-методическая часть: 2, 4, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19, 26,.28, электронные тексты по психологии.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9 ПО ТЕМЕ :Кризис в психологии Бихевиоризм. Необихевиоризм. (4 часа) Цель занятия – систематизировать и обобщить знания студентов по основным вопросам пройденного материала, сформировать у студентов навыки работы в группе. Вопросы для обсуждения. 1.Причина кризиса в психологии: социально-политические и естественно-научные причины. 2. Основные принципы классического бихевиоризма Дж.Уотсона. 3. Бихевиоризм Толмена и Хала..Основные положения « оперантного» бихевиоризма. Скиннер как представитель необихевиоризма. 4. Теория научения. Подкрепление ка основное средство формирования нового поведения. 5. Социальный бихевиоризм А. Бандуры. 6. Историческая роль бихевиоризма в развитии психологии.
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 546. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |