Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5 ПО ТЕМЕ «Развитие философско – психологических взглядов в 18 – 19 веках». (2 часа)
Цель занятия – систематизировать знания студентов по основным понятиям темы, сформировать умение работать в форме групповой дискуссии, проверить знания студентов по персоналиям. Вопросы для обсуждения. 1. Развитие ассоциативной психологии в Англии. Д. Гартли как основоположник материалистического ассоциативизма в психологии. 2. Дж.Беркли и Д. Юм как представители идеалистического ассоцианизма в английской психологии.Учение Юма о процессе познания. 3. Значение работ французских материалистов 18 в. Для развития материалистической объективной психологии. Работы Э. Кондильяка «Трактат об ощущениях», Ж. Ламетри «Человек – машина», К.Гельвеция «Об уме», Д Дидро. 4. Развитие русской психологии в 18 – навчале 19 вв. Исследования М.В.Ломоносова по проблеме цветового зрения, по проблемам воображения, страсти, психологии речи («Краткое руководство к риторике»). Проблема человека в научной системе А.Н.Радищева Проблема онтогенетического развития психики человека.Роль языка и речи в формировании индивидуального сознания. 5. Развитие немецкой психологии в 18 – 19 вв. Работы Х.Вольфа, И.Канта. Учение И.Герберта о порогах сознания и его значение для развития психофизики. Задания для самостоятельной работы студентов. 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ Выполняется каждым студентом в рабочей тетради индивидуально. 2. Составление сравнительной таблицы: « Основные психологические идеи 18 – 19 веков» ( выполняется в микрогруппах с последующей презентацией и защитой). 3. Аннотирование первоисточников (3 -4 работы по выбору студента). Литература. Информационно-методическая часть: 2, 4, 8, 11, 26,.28, электронные тексты по психологии.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6 ПО ТЕМЕ « Естественнонаучные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку в 1 половине 19 века» Цель занятия – систематизировать знания студентов по основным понятиям темы, сформировать умение работать в форме групповой дискуссии, проверить знания студентов по персоналиям. Вопросы для обсуждения. 1 .Физиология как естественнонаучная основа психологии. Основные открытия в области физиологии в середине 19 века. «Закон Белла-Мажанди», идея нервного круга, открытая И.Беллом. Доктрина специфической энергии органов чувств И.Мюллера. Работа Э.Вебера «Об осязании», исследование порогов чувствительности. Закон Вебера. 2.Учение Г.Гальмгольца о бессознательных умозаключениях. Значение данного учения для следующего развития психологии. 3.Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина. Идея развития и принцип непрерывности. Историческое значение дарвинизма. Исследования Линнея, Ламарка и др. Задания для самостоятельной работы студентов. 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ Выполняется каждым студентом в рабочей тетради индивидуально. (пример) 1. Шотландский философ и психолог, крупнейший представитель ассоцианизма; развил ассоциативную психологию разработкой законов ассоциаций, формулировкой психологических закономерностей; основной труд «Лекции о философии человеческого разума» ( 1 820) 2. Немецкий философ, создавший на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики; утверждал новое понимание человеческого сознания, которое обнаруживается не только в слове, но в самых разнообразных проявлениях творческой активности человека – практике 3. Один из основоположников ассоциативной психологии, ассоциацию считал универсальным принципом объяснения психической деятельности; обосновывал идею прижизненного формирования психики 4. Немецкий физиолог, создатель крупнейшей в XIX в. научной школы по изучению психофизиологических проблем; выдвинул положение о «специфической энергии органов чувств»; автор работ «К сравнительной физиологии зрительного чувства» (1862), «Руководство по физиологии человека» (1833-1840) 5. Выдающийся философ Нового времени; приверженец пантеизма; разработал теории познания, аффектов, свободы воли и этики; автор «Этики» и «Богословско-политического трактата» 6. Английский естествоиспытатель, создатель теории эволюции живого и их факторов, о происхождении видов и их свойств, включая психические, а также форм поведения; вдохновитель образования новых отраслей психологического знания на рубеже XIX-XX веков; основные работы: «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859), «Происхождение человека и половой отбор» (1871), «Выражение эмоций у животных и обезьян» (1872) 7. Выдающийся французский просветитель, пропагандист опытного знания, критик метафизики и схоластики, в своих научных воззрениях опирался на ньютоновскую картину природы и локковское видение сознания, развил сенсуалистическую теорию познания, один из основоположников ассоциативной психологии 8. Чешский анатом, психофизиолог, врач; опытным путем исследовал явление рефлекса как основную единицу деятельности центральной нервной системы; описал схему рефлекторного акта; автор «Трактата о функциях нервной системы» и «Физиологии или учения о природе человека» (1820) 9. Психофизика - это …Ассоциация - это … 2. Студентам в индивидуальном порядке предлагаются индивидуальные карточки с заданиями. /Выполняется в рабочей тетради/. (пример) 1. Приведите примеры взглядов, позиций, получивших наибольшее развитие в 1 пол 19 века. Сравните взгляды разных представителей данного периода.. 2. Что стимулировало развитие психологии в 1 пол 19 века? 3. Кратко охарактеризуйте взгляды любого ученого, чье творчество можно отнести к культурно-историческому направлению. Глоссарий
Контрольные задания Заполните таблицу по персоналиям:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 361. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |