Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5  ПО ТЕМЕ «Развитие философско – психологических взглядов в 18 – 19 веках». (2 часа)




Цель занятия – систематизировать знания студентов по основным понятиям темы, сформировать умение работать в форме групповой дискуссии, проверить знания студентов по персоналиям.

Вопросы для обсуждения.

1. Развитие ассоциативной психологии в Англии. Д. Гартли как основоположник материалистического ассоциативизма в психологии.

2. Дж.Беркли и Д. Юм как представители идеалистического ассоцианизма в английской психологии.Учение Юма о процессе познания.

3.  Значение работ французских материалистов 18 в. Для развития материалистической объективной психологии. Работы Э. Кондильяка «Трактат об ощущениях», Ж. Ламетри «Человек – машина», К.Гельвеция «Об уме», Д Дидро.

4. Развитие русской психологии в 18 – навчале 19 вв. Исследования М.В.Ломоносова по проблеме цветового зрения, по проблемам воображения, страсти, психологии речи («Краткое руководство к риторике»). Проблема человека в научной системе А.Н.Радищева Проблема онтогенетического развития психики человека.Роль языка и речи в формировании индивидуального сознания.

5. Развитие немецкой психологии в 18 – 19 вв. Работы Х.Вольфа, И.Канта. Учение И.Герберта о порогах сознания и его значение для развития психофизики.

Задания для самостоятельной работы студентов.

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Выполняется каждым студентом в рабочей тетради индивидуально.

2. Составление сравнительной таблицы: « Основные психологические идеи 18 – 19 веков» ( выполняется в микрогруппах с последующей презентацией и защитой).

3. Аннотирование первоисточников (3 -4 работы по выбору студента).

Литература.

Информационно-методическая часть: 2, 4, 8, 11, 26,.28, электронные тексты по психологии.

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6  ПО ТЕМЕ « Естественнонаучные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку в 1 половине 19 века»

Цель занятия – систематизировать знания студентов по основным понятиям темы, сформировать умение работать в форме групповой дискуссии, проверить знания студентов по персоналиям.

Вопросы для обсуждения.

1 .Физиология как естественнонаучная основа психологии. Основные открытия в области физиологии в середине 19 века. «Закон Белла-Мажанди», идея нервного круга, открытая И.Беллом. Доктрина специфической энергии органов чувств И.Мюллера. Работа Э.Вебера «Об осязании», исследование порогов чувствительности. Закон Вебера.

2.Учение Г.Гальмгольца о бессознательных умозаключениях. Значение данного учения для следующего развития психологии.

3.Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина. Идея развития и принцип непрерывности. Историческое значение дарвинизма. Исследования Линнея, Ламарка и др. 

Задания для самостоятельной работы студентов.

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Выполняется каждым студентом в рабочей тетради индивидуально.

(пример)

1. Шотландский философ и психолог, крупнейший представитель ассоцианизма; развил ассоциативную психологию разработкой законов ассоциаций, формулировкой психологических закономерностей; основной труд «Лекции о философии человеческого разума» ( 1 820)

2. Немецкий философ, создавший на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики; утверждал новое понимание человеческого сознания, которое обнаруживается не только в слове, но в самых разнообразных проявлениях творческой активности человека – практике

3. Один из основоположников ассоциативной психологии, ассоциацию считал универсальным принципом объяснения психической деятельности; обосновывал идею прижизненного формирования психики

4. Немецкий физиолог, создатель крупнейшей в XIX в. научной школы по изучению психофизиологических проблем; выдвинул положение о «специфической энергии органов чувств»; автор работ «К сравнительной физиологии зрительного чувства» (1862), «Руководство по физиологии человека» (1833-1840)

5. Выдающийся философ Нового времени; приверженец пантеизма; разработал теории познания, аффектов, свободы воли и этики; автор «Этики» и «Богословско-политического трактата»

6. Английский естествоиспытатель, создатель теории эволюции живого и их факторов, о происхождении видов и их свойств, включая психические, а также форм поведения; вдохновитель образования новых отраслей психологического знания на рубеже XIX-XX веков; основные работы: «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859), «Происхождение человека и половой отбор» (1871), «Выражение эмоций у животных и обезьян» (1872)

7. Выдающийся французский просветитель, пропагандист опытного знания, критик метафизики и схоластики, в своих научных воззрениях опирался на ньютоновскую картину природы и локковское видение сознания, развил сенсуалистическую теорию познания, один из основоположников ассоциативной психологии

8. Чешский анатом, психофизиолог, врач; опытным путем исследовал явление рефлекса как основную единицу деятельности центральной нервной системы; описал схему рефлекторного акта; автор «Трактата о функциях нервной системы» и «Физиологии или учения о природе человека» (1820)

9. Психофизика - это …Ассоциация - это …

2. Студентам в индивидуальном порядке предлагаются индивидуальные карточки с заданиями. /Выполняется в рабочей тетради/.

(пример)

1. Приведите примеры взглядов, позиций, получивших наибольшее развитие в 1 пол 19 века. Сравните взгляды разных представителей данного периода..

2.   Что стимулировало развитие психологии в 1 пол 19 века?

3. Кратко охарактеризуйте взгляды любого ученого, чье творчество можно отнести к культурно-историческому направлению.


Глоссарий

№ п/п Наименование понятия Содержание
1. Психофизиология раздел физиологии и психологии, изучающий физиологические механизмы, обеспечивающие реализацию психических процессов и явлений
2. Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882) английский естествоиспытатель, создатель теории эволюции живого и их факторов, о происхождении видов и их свойств, включая психические, а также форм поведения; вдохновитель образования новых отраслей психологического знания на рубеже 19-20 веков; основные работы: “Происхождение видов путем естественного отбора” (1859), “Происхождение человека и половой отбор” (1871), “Выражение эмоций у животных и обезьян” (1872)
3. Георгий Прохазка (1749-1820) чешский анатом, психофизиолог, врач; опытным путем исследовал явление рефлекса как основную единицу деятельности центральной нервной системы; описал схему рефлекторного акта; автор “Трактата о функциях нервной системы” и “Физиологии или учения о природе человека” (1820)
4. Чарльз Белл (1774-1842) английский анатом, физиолог, психолог; один из авторов учения о рефлекторной дуге как главной единицей деятельности центральной нервной системы; выдвинул идею обратной связи как основы саморегуляции организма; основной научный труд – “О новой анатомии мозга” (1811)
5. Закон Белла-Мажанди основная закономерность распределения нервных волокон в корешках спинного мозга: чувствительные волокна вступают в спинной мозг в составе задних корешков, а двигательные выходят в составе передних
6. Иоганнес Петер Мюллер (1801-1858) немецкий физиолог, создатель крупнейшей в 19 в. научной школы по изучению психофизиологических проблем; выдвинул положение о “специфической энергии органов чувств”; автор работ “К сравнительной физиологии зрительного чувства” (1862), “Руководство по физиологии человека” (1833-1840)
7. Психофизика раздел психологии, изучающий количественные отношения между силой раздражителя и величиной возникающего ощущения
8. Психометрия область психологического познания, занимающаяся измерением временных характеристик психических процессов
9. Предмет психометрии измерение скорости протекания психических процессов
10. Томас Браун (1778-1820) шотландский философ и психолог, крупнейший представитель ассоцианизма; развил ассоциативную психологию разработкой законов ассоциаций, формулировкой психологических закономерностей; основной труд “Лекции о философии человеческого разума” (1820)
11. Джон Стюарт Милль (1806-1873) английский философ, психолог, общественный деятель, экономист; виднейший представитель ассоциативного направления психологии; создал учение о “ментальной (психической) химии”, отразил главные законы ассоциации, разработал принципы построения научного знания, учение о методах исследовательской деятельности
12. Иоган Фридрих Гербарт (1776-1841) немецкий психолог и педагог; в своей теории соединил основные принципы ассоцианизма с традициями немецкой психологии – идеей апперцепции и активности души, роли бессознательного
13. Густав Фехнер (1801-1887) немецкий физик, психолог, философ; основатель психофизики, экспериментальной эстетики; соавтор закона Вебера-Фехнера; разработал технику экспериментов для определения порогов ощущений; автор “Основ психофизики” (1860)


Контрольные задания

Заполните таблицу по персоналиям:

 

№ п/п Ученый Даты жизни Место деятельности Основные труды Основные разработки проблемы
1. А. Галлер        
2. Г. Прохазка        
3. Ч. Белл        
4. И. Мюллер        
5. Ф. Галль        
6. Т. Лейкок        
7. Г. Гельмгольц        
8. Г. Фехнер        
9. Ф. Дондерс        

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 300.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...