Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные положения учения Эриха Фромма




 

· Отвергал биологическую детерминированность поведения личности, утверждая, что природа индивида в этическом плане носит нейтральный характер ("ни добрая, ни злая"). Известный психолог явился наиболее социально ориентированным из всех психоаналитиков. Его перу принадлежат сочинения "Бегство от свободы" (1941), "Человек как он есть" (1947), "Анатомия человечес­кой диструктивности" (1973), "Иметь или быть" (1976).

· Направленность развития человека, по его взгляду, зависит от конкретных социальных условий. "Наиболее прекрасные и самые безобразные склонности человека представляют собой не компоненты фиксированной и биологически заданной человеческой природы, а результаты социального прогресса, который творит людей."Фромм стремился расширить горизонты психоаналитической теории, подчеркивая роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности.

· Его интерпретация личности начинается с анализа условий существования человека и их изменений в период с конца Средневековья (конецХХ/ в.) до нашего времени. По завершении своего исторического анализа Фромм сделал вывод о том, что неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время является одиночество, изоляция и отчужденность.

· В то же время он был уверен, что для каждого исторического периода было характерно прогрессивное развитие инди­видуальности по мере того, как люди боролись за достижение большей личной свободы в развитии всех своих потенциальных возможностей. Однако значитель­ная степень автономии и свободы выбора, которыми наслаждаются люди, живу­щие в современном западном обществе, были достигнуты ценой утраты чувства полной безопасности и появления ощущения личной незначимости.

· С точки зрения Фромма, перед сегодняшними мужчинами и женщинами стоит болезненная дилемма. Невиданная свобода от жестких социальных, политических, экономических и религиозных ограничений (как это имеет место сегодня в американской культуре) потребовала компенсации в виде чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму. Фромм полагал, что эта пропасть между свободой и безопасностью стала причиной беспримерных трудностей в человеческом существовании. Люди борются за свободу и автономию, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества. Люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей жизнью и иметь право выбора, но им также необходимо чувствовать себя объединенными и связанными с другими людьми. Согласно Фромму интенсивность этого конфликта и способы его разрешения зависят от экономических и политических систем общества.

· Как люди преодолевают чувства одиночества, собственной незначимости и отчуждённости, сопутствующие свободе? Один путь - отказаться от свободы и подавить свою индивидуальность. Фромм описал несколько способов бегства от свободы.

1). Первый из них - авторитаризм - определяется как склонность соединять самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным «Я». Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях. При мазохистской форме авторитаризма люди проявляют в отношениях с окружающими чрезмерную зависимость, подчинённость и беспомощность. Садистская форма, наоборот, выражается в эксплуатации других, доминировании и контроле над ними. У одного и того же человека обычно присутствуют обе тенденции.

2). Второй механизм бегства от свободы - деструктивность. Следуя этой тенденции, человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других. По Фромму долг, патриотизм и любовь - общераспространённые примеры рационализации деструктивных действий.

3). Наконец, люди могут избавиться от одиночества путём абсолютного подчинения социальным нормам, регулирующим поведение. Термин конформность автомата Фромм применял к человеку, который использует данную стратегию, благодаря чему он становится абсолютно таким, как все другие и ведёт себя так, как общепринято.

· Согласно Фромму в противовес трем перечисленным механизмам бегства от свободы существует также опыт позитивной свободы, благодаря которому можно избавиться от чувства одиночества и отстраненности. Фромм считал, что люди могут быть автономными и уникальными, не теряя при этом ощущения единения с другими людьми и обществом. Он называл вид свободы, при котором человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него, позитивной свободой. Достижения позитивной свободы требуют от людей спонтанной активности в жизни. Фромм отмечал, что спонтанную активность мы наблюдаем у детей, которые обычно действуют в соответствии со своей внутренней природой, а не согласно социальным нормам и запретам. В своей книге «Искусство любви», одной из наиболее известных, Фромм подчеркивал, что любовь и труд - это ключевые компоненты, с помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности. Благодаря любви и труду люди вновь объединяются с другими, не жертвуя при этом своим ощущением индивидуальности или целостности.

· Помимо этого, по его убеждению, в природе человека заложены уникальные экзистенциальные потребности. Они не имеют ничего общего с социальными и агрессивными инстинктами. Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей. Дихотомия свобода-безопасность - этот универсальный и неизбежный факт природы человека - обусловлена экзистенци­альными потребностями. Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека.

1. Потребность в установлении связей. Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то. Идеальный путь связи с миром осуществляется благодаря «продуктивной любви», помогающей людям трудиться вместе и в то же время сохранять свою индивидуальность. Если потребность в установлении связей не удовлетворена, люди становятся нарциссичными: они отстаивают только свои эгоистические интересы и не способны доверяться другим.

2. Потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созида­нии. Дело созидания (идеи, искусство, материальные ценности или воспитание детей) позволяет людям подняться над случайностью и пассивностью их суще­ствования и тем самым достичь чувства свободы и собственной значимости. Невозможность удовлетворения этой жизненно важной потребности является причиной деструктивности.

3. Потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира. Согласно Фромму эта потребность возникает с само­го появления на свет, когда разрываются биологические связи с матерью. К концу детства каждый человек отказывается от безопасности, которую обеспечивает родительская опека. В поздней зрелости каждый человек сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни, когда приближается смерть. Поэтому на протяжении всей своей жизни люди испытывают потребность в корнях, основах, в чувстве стабильности и прочности, сходном с ощущением безопасности, которое в детстве давала связь с матерью. Наоборот, те, кто сохраняют симбиотические связи со своими родителями, домом или сообществом как способ удовлетворения своей потребности в корнях, не способны, ощущать свою личностную целостность и свободу.

4. Потребность в идентичности. Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самими собой; идентичности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто и что они на самом деле. Короче говоря, каждый человек должен быть способным сказать: это я. Индивидуумы с ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности воспринимают себя как хозяев своей жизни, а не как людей, постоянно следую­щих чьим-то указаниям. Копирование чьего-либо поведения, доходящее даже до степени слепой конформности, не дает возможности человеку достичь подлинного чувства идентичности.

5. Потребность в системе взглядов и преданности. Наконец, согласно Фромму людям необходима стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира. Эта система ориентации представляет собой совокупность убеж­дений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать целеустремленно. Фромм особо подчеркивал значение формирования объективного и раци­онального взгляда на природу и общество. Он утверждал, что рациональный подход абсолютно необходим для сохранения здоровья, в том числе и психического.

Люди нуждаются также и в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы для них смысл жизни. Такое посвящение даёт возможность для преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом.



Практический раздел.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1.  ПО ТЕМЕ «Предмет, задачи и методы истории психологии. Античная психология». (4 часа)

Цель занятия – систематизировать знания, полученные на лекции, выделить и проанализировать достижения психологической науки в период Античности.

Вопросы для обсуждения.

1. Предмет, задачи и методы истории психологии.

2. Периодизация истории психологии.

3. Античная психология. Основные положения о душе в античной философии:

а) Милетская школа;

б) Учение Демокрита;

в) Учение Платона.

4. Учение Аристотеля о душе.

 

Задания для самостоятельной работы студентов.

1.ГРУППОВАЯ РАБОТА: УЧЕБНЫЕ ДЕБАТЫ

Учебные дебаты – это прения, обмен мнениями. В отличие от групповой дискуссии, которая представляет собой спор, публичное обсуждение аудиторией какой-либо проблемы, дебаты не предполагают открытого столкновения участников. Основная цель дебатов – свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному тематическому тезису.

Учебные дебаты требуют предварительной подготовки и проводятся по определенному плану (см. Приложение 1).

Тема дебатов на данном практическом занятии – «Основные психологические достижения эпохи Античности».

Вопросы, упражнения и задания для самоанализа студентов (выполняется в виде свободного сочинения в качестве домашнего задания):

1. Актуален ли тезис дебатов?

2. Все ли принимали участие в выборе тезиса?

3. Почувствовали ли вы, что организаторы дебатов провели подготовительную работу? Что свидетельствует о ней?

4. Готовились ли заранее все участники к предстоящим дебатам?

5. Оцените активность участников дебатов.

6. Чьи выступления вам понравились и запомнились? Почему?

7. Соблюдался ли регламент дебатов? Как справлялись со своими обязанностями председатель и секретарь?

8. Почему некоторые участники дебатов не принимали участия?

9. Были ли отходы от основной темы? Почему?

10. Оцените общую культуру участников. В чем она проявилась?

11. Что бы вы предложили по совершенствованию проведения дебатов?

12. Оцените свое участие в дебатах (умение слушать, выступать, сдерживать или проявлять эмоции, сопереживать и т.д.)

13. Оцените участие в дебатах своих соседей.

14. Достигнута ли главная цель дебатов?

Литература.

Информационно-методическая часть: 2, 4, 8, 11, 26,.28, электронные тексты по психологии.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2. ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ» ( 2 часа)

Цель занятия – систематизировать и обобщить знания студентов, полученные в ходе изучения темы, проверить знания студентов по персоналиям дофилософского периода развития психологии.

Вопросы для обсуждения.

1. Психология в средние века. Учение Ф. Аквинского.

2. Развитие психологических идей в арабской науке.

3. Развитие психологии в эпоху Возрождения.

Задания для самостоятельной работы студентов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Выполняется каждым студентом в рабочей тетради индивидуально.

(пример)

1. Известный испанский гуманист, педагог; видел основу познания в непосредственном наблюдении и эксперименте; предложил новые пути в психологии и педагогике: индуктивное исследование проявлений души; в основе его психолого-педагогической концепции лежит принцип сенсуализма и взгляд на ассоциацию как фактор постепенного формирования личности

2. Выдающийся ученый Возрождения; исходной позицией психологических воззрений, согласно его взглядам, является сенсуализм: познание имеет своим источником опыт и чувства; описал систему психологических понятий, включающую память, понимание, умозаключение, желание, влечение и т.д.; все определения выводятся из ощущений

3. Выходец пифагорейского союза; отвергал возможность возникнове­ния психических явлений "из ничего" и их исчезновения "в ничто"; проводил принципиальное различие между чувственно познаваемым миром и миром умопостигаемым"

4. Ученик Парменида; утверждал идею иллюзорности чувственного многообразия мира; применял метод анализа явлений "от противно­го", связанный с разрешением противоречий, возникающих при ото­бражении процессов движения (ощущения, восприятия, мышления), известных в науке как апории

5. Древнегреческий врач-пифагореец, один из первых приверженцев "мозгоцентрической" теории - локализации мыслительной деятельности человека в головном мозгу

6. Выдающийся испытатель, занимался медициной, физикой и математикой; разработал концепцию механизма психической жизни - зрительного ощу­щения; первый обратил внимание на длительность психических процессов; возвел психологические взгляды на уровень естественнонаучных законов (оптики в зрительном восприятии); автор "Сокровища оптики

7. Родоначальник европейской науки, выдвинул идеи о первичности объективной реальности по отношениям к нашим чувствам; о чувст­вах человека как первичном источнике информации об окружающем мире и его законах; о душе как движущем начале; о материальном субстрате душевных явлений; о всеобщем одушевлении материи и способности души к подвижности

8. Гераклит - …

9. Фома Аквинский - …

10. Пьетро Помпонацци - …


2. Заполнить таблицу по персоналиям:

а) античной психологии:

Ученый Даты жизни Место деятельности Основные проблемы и понятия учения
1. Фалес      
2. Пифагор      
3. Гераклит      
4. Демокрит      
5. Сократ      
6. Платон      
7. Аристотель      
8. Лукреций Кар      
9. Цицерон      
10. Гиппократ      
11. Гален      

 

б) психологии средневековья:

Ученый Даты жизни Место деятельности Основные проблемы и понятия учения
1. Аль-Фараби      
2. Авиценна      
3. Альгазен      
4. Аверроэс      
5. Св. Августин      
6. П. Абеляр      
7. Фома Аквинский      
8. Р. Бэкон      
9. Д. Скотт      
10. У. Оккам      
11. Х. Вивес      
12. Б. Телезио      
13. Дж. Бруно      

 


3.  Проанализируйте, сопоставьте и сравните суждения мыслителей с точки зрения их понимания человека и мира в различные исторические эпохи.

1. а) Ксенофан: “Боги созданы по образу человека”;

б) Н. Кузанский: “человек есть Бог… Человек есть также мир, …он – микрокосм, или человеческий мир”.

2. а) Пифагор: “Знание есть часть искусства жить”;

б) Фома Аквинский: “Жизнь обнаруживается в познании и в движении”.

3. а) Анаксагор: “Подобное познается подобным”;

б) Леонардо да Винчи: “Пусты и полны заблуждений те науки, которые не порождены опытом”.

4. а) Святой Августин: “Наука есть истина, а истина пребывает всегда. Следовательно, душа пребывает всегда”;

б) П. Абеляр: “Понимаю, чтобы верить”.

5. а) Протагор: “Человек есть мера всех вещей”;

б) Сократ: “Есть только одно благо – знание и одно только зло – невежество”.

6. а) Р. Бэкон: “имеются два способа познания, а именно, с помощью доказательства и из опыта”;

б) Д. Скотт: “Мы познаем материю по превращениям”.

4. Определите, какие из перечисленных проблем нашли отражение в концепциях и теориях конкретных мыслителей и ученых античности и средневековья:

а) психофизическая –

б) психофизиологическая –

в) психосоциальная –

г) психосоматическая –

д) психогенетическая –

е) психохимическая –

ж) психоневрологическая –

з) психопатологическая –

и) психобиологическая –

5. Заполните предлагаемую таблицу.

Определите, какому из перечисленных античных и средневековых мыслителей принадлежать данные высказывания: Фалес, Гераклит, Парменид, Сократ, Платон, Пифагор, Демокрит, Дикеарх, Аристотель, Эпикур, Лукреций Кар, Эпиктет, Авиценна, Сенека, Дж. Бруно, У. Оккам, Фома Аквинский.

По типу высказывания определите, относится оно к средневековью или к античности.        










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 624.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...