Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Побуждения, инстинкты и принцип равновесия




Инс­тинкты — это силы, побуждающие человека к действию.

 Физические аспекты инстинкта Фрейд называл потреб­ностями, психические — желаниями.

 

источник

 

Некая потребность, желание

 
       

цель

 

Цель инс­тинкта состоит в уменьшении потребности и желания до такой степени, что дальнейшее действие, направленное на их удовлетворение, перестает быть необходимым. Иными словами, цель заключается в том, чтобы дать организ­му то, в чем он испытывает потребность или что он в данный момент желает.

 
       

импульс

 

та энергия, силы или напряжение, которые используются для удовлетворения инстинкта.

 
       

объект

 

те предметы или действия, которые удовлетворяют пер­воначальную цель

 

 

3. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПО ФРЕЙДУ

III superego - «СВЕРХ-Я» - совесть

Формируется через преодоление Эдипова комплекса

 

II ego - «ЭГО» - «Я» -сознание Формируется под влиянием общества Принцип реальности

 

I id - «ИД» - «ОНО» -бессознательное Врожденные инстинкты Принципы удовольствия

+

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ

 

-

   

 

ТЕМА 12. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ А.АДЛЕРА.

             АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К.ЮНГА.

Краткая аннотация модуля.

Лекция 1. Индивидуальная психология А.Адлера.

1.Жизненный путь А.Адлера.

2.Чувство неполноценности, его причины. Компенсация. Сверхкомпенсация.

3.Понятие «стиля жизни». Жизненные цели – работа, дружба, любовь. Деформация «жизненного стиля». Факторы деформации «жизненного стиля»: органическая неполноценность, избалованность, отверженность.

ЛЕКЦИЯ 2. Аналитическая психология К.Юнга.

1. Учение о двух системах бессознательного – личном и коллективном.

2.Архетипы как основа коллективного бессознательного.

3. Структура личности по К.Г.Юнгу. Процесс индивидуализации. Этапы индивидуализации.

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕНИЯ АЛЬФРЕДА АДЛЕРА

Неполноценность и компенсация. Адлер утвер­ждал, что почти каждый человек имеет какие-то физиче­ские или психические, чаще всего характерологические недостатки, что формирует у него комплекс неполноцен­ности. Это чувство неполноценности наряду с негативным может оказывать и позитивное влияние на личность, так как нередко является стимулом для достижения цели. В этих случаях комплекс неполноценности формирует устойчивое стремление быть не хуже, а лучше других, побуждает индивидуума к усилиям, делает его более упорным в достижении цели, благодаря чему он добива­ется очень многого. «Чувство неполноценности, — писал Адлер, — само по себе не является ненормальным. Оно — причина многих улучшений в положении человека».

Борьба за превосходство. В своих ранних работах Адлер утверждал, что борьба за превосходство и агрессив­ные тенденции человека являются важным фактором в борьбе за выживание, самосовершенствование и самоут­верждение. В отличие от Ницше Адлер не отождествлял агрессию с враждебностью, а рассматривал ее как инициативу к преодолению препятствий. Стремление к превос­ходству Адлер понимал не только как агрессию и «волю к власти», а намного шире — как побуждение улучшить себя, развить свои способности, свои потенциальные воз­можности. Стремление к превосходству, по Адлеру, явля­ется врожденным и коренится в эволюционном процессе. Все виды развиваются в направлении более эффективной адаптации к окружающему, в противном случае они погибают.

Таким образом, каждый индивидуум стремится к са­мосовершенствованию и совершенствованию своих отно­шений с окружающей средой. Если цель превосходства включает в себя общественные интересы, то и развитие личности принимает конструктивный характер. Если же цель предполагает борьбу только за личное превосходст­во, лишена социального интереса, то такая цель, по мнению Адлера, не приносит удовлетворения индивиду­уму, деформирует его «жизненный стиль» и в конечном итоге приводит к неврозу.

Жизненные цели. Адлер полагал, что социальная адаптация — понятие слишком абстрактное. Каждый человек выбирает для себя более специфическую, отвеча­ющую его индивидуальным особенностям, более конкрет­ную жизненную цель. «Стремление к превосходству, — писал Адлер, — в каждом индивидууме лично и уникаль­но. Оно зависит от того, каково для него значение жизни». Основа для формирования жизненных целей закладыва­ется в детском возрасте как компенсация чувства непол­ноценности, неуверенности в себе и беспомощности в мире взрослых. Чем более выражено чувство неполноценности, тем сильнее гипертрофированы жизненные цели.

Жизненная цель носит защитный характер и служит как бы мостом между безрадостным настоящим и много­обещающим будущим. Сформировавшись в детском воз­расте, жизненная цель чаще всего полностью не осозна­ется, но обеспечивает главные направления и задачи нашей деятельности.

Например, человек, стремящийся к власти, разовьет в себе определенные черты характера, необходимые для достижения этой цели: тщеславие, зависть, жестокость, амбицию. Адлер подчеркивает, что эти черты характера не являются ни врожденными, ни неизменными, но принимаются индивидуумом как средство для достижения жизненной цели.

Адлер выделил три основные жизненные цели (зада­чи): работу, дружбу и любовь.

Работа приносит удовлетворение и чувство собствен­ной значимости в той степени, в какой она полезна обществу. Дружба — выражение нашей причастности к людям, необходимость и потребность приспосабливаться к окру­жающим и общаться с ними. Любовь — это тесный союз ума и тела, высшая форма кооперации между двумя индивидуумами противополож­ного пола. Эти три задачи, по Адлеру, всегда взаимосвязаны. «Решение одной помогает в разрешении других, мы даже могли бы сказать, что все они — аспекты одной и той же ситуации, одной и той же проблемы — необходимости для людей поддерживать и развивать жизнь в той среде, в которой они находятся».

Жизненный стиль. Это сугубо индивидуальный спо­соб, выработанный каждым человеком для достижения своих жизненных целей. Это интегрированный стиль приспособления к среде и взаимодействия со средой. Жизненный стиль личности так же уникален, как уни­кальна и сама личность.

Жизненный стиль можно анализировать только с по­зиции отношения к индивидууму как к единому целому. Только при таком подходе кажущиеся изолированными привычки, черты характера, поступки дают нам целост­ное представление о личности, ее целях и жизненном стиле. «Главная задача индивидуальной психологии, — подчеркивает Адлер, — подтверждать это единство в каждом индивидууме — в его мышлении, чувствовании, действовании, в его независимом сознании и бессозна­тельном — во всех выражениях его личности».

К основным факторам, влияющим на деформацию жизненного стиля, Адлер относил органическую непол­ноценность, избалованность и отверженность. У детей, страдающих каким-либо хроническим забо­леванием, имеющих физические или психические недо­статки, может развиться резко выраженное чувство не­полноценности, что может привести к утрате социального интереса, изоляции или выбору ложной жизненной цели. Однако те дети, утверждает Адлер, которые преодолевают чувство неполноценности, могут компенсировать недо­статки и выработать для себя оптимальный жизненный стиль.

У детей, воспитанных в обстановке гиперопеки, чув­ство общности и социальный интерес развиты слабо. Избалованным детям не хватает уверенности в своих силах, так как все жизненные проблемы за них обычно решают другие. На первый план у таких детей выступает эгоцентризм и борьба за собственное превосходство.

Примерно в таком же положении и нежеланные, от­вергнутые дети. Лишенные любви близких им людей, они теряют уверенность в своей полезности и нередко выра­стают холодными и жестокими. Интересно в этом отно­шении наблюдение самого Адлера: «Черты нелюбимых детей в наиболее развитой форме могут быть обнаружены при изучении биографий наиболее значительных врагов человечества. Бросается в глаза одна общая черта — vco всеми с ними плохо обращались в детстве. Таким образом, у них развивалась нестойкость характера, зависть, враж­дебность; они не могут видеть других счастливыми».

Когда чувство неполноценности достаточно выражено, а социальный интерес развит недостаточно, индивидуум стремится к личному превосходству, так как в глубине души ему не хватает уверенности в том, что он сможет успешно сотрудничать с окружающими. Такие люди не приносят обществу ничего ценного, так как фиксированы на себе, а это неизбежно ведет к поражению, к чувству неудовлетворенности, к неврозу.

Схема апперцепции. Собственные представления ин­дивидуума об окружающей среде и о себе Адлер назвал схемой апперцепции. Апперцепция — это свойство пси­хики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта и лич­ностных особенностей субъекта.

Адлер подчеркивает, что поведение человека опреде­ляется его представлением об окружающем мире. Если свернутая в жгут веревка в сумерках покажется человеку живой змеей, то он может испытать такой же сильный страх, как если бы на месте веревки действительно была змея. Адлер считает, что «наши чувства не воспринимают реальные факты, а получают лишь субъективные образы, отражение внешнего мира». Схема апперцепции, по Ад­леру, является частью жизненного стиля и во многом определяет поведение индивидуума.

Творческая сила личности. Адлер утверждал, что че­ловек не является пассивным объектом воздействия внешней среды, а в борьбе за свое место в жизни сам активно влияет на внешнюю среду. Он подчеркивал, что люди — не беспомощные пешки в руках внешних сил; каждый из них сам формирует свою личность. «Индиви­дуум — и картина, и художник. Он — художник своей собственной личности».

К основным проявлениям творческой силы личности Адлер относил процессы формирования жизненной силы, жизненного стиля и схемы апперцепции. Творческая сила, по Адлеру, оказывает активное вли­яние на воздействие индивида с внешней средой, а следо­вательно, активно влияет на его судьбу. Роль психоана­литика заключается в том, чтобы вскрыть эти творческие силы и направить их в нужное русло. «Бесполезно пы­таться развивать психологию, — писал Адлер, — на основе одних только низших побуждений, не принимая во внимание творческую силу ребенка, которая направ­ляет побуждения, придает им форму, придает им значи­мую цель».

Чувство общности. В своих поздних работах Адлер большое внимание уделяет социальным интересам лично­сти, «чувству общности», под которым он понимал «чув­ство человеческой солидарности, связи человека с чело­веком... расширенное ощущение товарищества в чело­веческом обществе».

В определенном смысле все поведение человека, по мнению Адлера, социально, поскольку он развивается и функционирует в социальном окружении. Чувство об­щности Адлер понимает шире, чем взаимоотношения индивидуума и его ближайшего окружения; оно означает для него «заинтересованность в идеальном обществе всего человечества как в конечной цели эволюции»

Сотрудничество — одно из проявлений чувства об­щности. Способность к сотрудничеству (кооперации) име­ет глубокие филогенетические корни, так как люди с давних пор объединялись при добывании пищи, на охоте, в защите от хищников и внешнего врага. Чувство общно­сти и сотрудничество, по Адлеру, помогают строить такие социальные отношения, которые являются основанием для формирования полноценного конструктивного жиз­ненного стиля. Чем слабее у человека выражено чувство общности и сотрудничества, тем сильнее выражено чув­ство неполноценности, и наоборот. «Все неудачники, — утверждал Адлер, — продукты неправильной подготовки в области общественного чувства. Все они не способны к сотрудничеству, одинокие существа, которые в большей или меньшей степени движутся противоположно осталь­ному миру». И наоборот, Адлер полагал, что «если чело­век сотрудничает с людьми, он никогда не станет невро­тиком.

Механизм неврозов. Адлер утверждал, что всякий невроз есть не что иное, как результат конфликта между стремлением к могуществу и чувством собственной непол­ноценности.

Преодоление чувства неполноценности может идти несколькими путями: 1) путем успешной компенсации, в результате чего индивидуум достигнет цели в борьбе за основные жизненные блага; 2) посредством сверхкомпен­сации (маленький и щуплый пытается казаться сильным, трусливый мнит себя героем и т. п.); 3) путем «ухода в болезнь», что есть скрытая тенденция к достижению превосходства. Последний путь, по Адлеру, и есть невроз. В то время когда здоровый человек ставит перед собой более или менее реальные, достижимые цели, невротик ставит перед собой фиктивные, заведомо невыполнимые цели. Развившийся невроз одновременно и маскирует собственную несостоятельность, и является средством «подчинения» себе окружающих.

Адлер расценивал невроз не как болезнь, а как свое­образный характер, деформированный жизненный стиль, а путь, избранный невротиком, — как компенсаторное приспособление к социальной среде. Исходя из этого, лечение невротиков, по Адлеру, дол­жно сводиться к его перевоспитанию, коррекции фиктив­ных жизненных целей, что требует перевода их из под­сознательного в сознательное.

Индивидуальная психотерапия. Прежде всего следует согласиться с мнением М. С. Лебединского (1971) о том, что психологию и психотерапию Адлера более правильнее было бы называть не индивидуальной, а индивидуалисти­ческой.

Адлер выделил три основных этапа индивидуальной психотерапии: 1) понимание психотерапевтом специфи­ческого для пациента жизненного стиля; 2) помощь па­циенту в понимании себя и своего поведения; 3) форми­рование у него повышенного социального интереса.

Первый этап. Чтобы распознать жизненный стиль, Адлер просил пациента подробно рассказать о себе. Особое внимание он обращал на воспоминания раннего детства, выяснял, не имели ли место физическая неполноцен­ность, гиперопека или отверженность. Адлер подчерки­вал, что не бывает «случайных воспоминаний». «Из бес­численного количества впечатлений, — писал он, — с которыми сталкивается индивидуум, его память выбира­ет только те, которые... имеют отношение к его нынешней .ситуации».

 Адлер обращает внимание на то, что в беседе с паци­ентом важно обращать внимание не только на содержание его рассказа, но и на особенности его поведения, позу, мимику, интонацию. «Я считаю весьма ценным некоторое время воспринимать пациента как бы в пантомиме, то есть не обращать внимания на его слова, а прочитывать его более глубокие намерения из того, как он держит себя, как движется в ситуации». Кроме рассказа материалом для анализа могут служить сновидения, свободные ассоциации, рисунки и т. д.

Второй этап. Основная проблема невротика, счита­ет Адлер, состоит в ошибочной схеме апперцепции и определяется нереалистичной и недостижимой целью превосходства. Главная задача психотерапевта заключа­ется в том, чтобы вскрыть истинную структуру жизнен­ного стиля пациента, выявить его фиктивные цели и перевести их в форму сознания. Осознанная фиктивная цель, по Адлеру, теряет способность решающим образом влиять на поведение человека. Понять себя — это озна­чает прежде всего осознать, какое место ты занимаешь в окружающем мире, научиться видеть свои ошибки и понимать их последствия. Здесь нужно тесное содруже­ство врача и пациента. Объяснения врача должны быть ясными и детальными, а главное — обращенными к непосредственному опыту пациента. От пациента требуется терпение и искреннее желание понять врача. Адлер подчеркивает: «Действительное из­менение природы пациента может быть только его собст­венным делом... На лечение и его успех нужно всегда смотреть не как на успех консультанта, а как на успех пациента. Консультант лишь указывает на ошибки, ис­тинной жизни должен добиваться сам пациент».

Третий этап. Адлер убежден в том, что в основе переживаний и стремлении невротика лежит забота о собственном престиже, и главная задача врача в этом случае заключается в том, чтобы переключить интересы пациента с собственной персоны на интересы общества. «Я говорю пациентам, — писал Адлер, — вы можете вылечиться в две недели, если будете следовать предпи­санию: постарайтесь каждый день думать, как вы можете сделать кому-нибудь приятное» .

3. КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ

Комплекс неполноценности, с которого Адлер начал разработку своей концепции, не следует понимать, как нечто патологическое, указывающее на болезнь. Неполноценность - нормальное, естественное для человека чувство. Адлер даже сформулировал афоризм: "чтобы быть полноценным человеком, надо обладать комплексом неполноценности" .

Как же это понимать? Первоначально Адлер обратил внимание на факты физиологической неполноценности отдельных органов: ведь ни у одного человека все органы не бывают хорошо сформированы и развиты. У одного - выносливое сердце, но больной желудок, у другого - хорошее зрение, но неважный слух, у третьего - сильный интеллект, но вялые чувства и т. д. органы и функции способны в какой-то мере заменять, компенсировать друг друга. Сердце с больным клапаном работает так, что развивает сильную сердечную мышцу. Слабовидящий человек склонен чаще прислушиваться. Но Адлера больше всего интересует компенсация в рамках одной функции: ребенок со слабым зрением тренирует себя в искусстве рассматривания предметов, человек со слабым слухом напрягает слуховой орган и постепенно учится различать самые тонкие различия звуков. Известно, что некоторые художники имели в детстве врожденную близорукость, а композиторы — плохой слух. Великий оратор Греции Демосфен в детстве заикался. Люди, обладающие слабым здоровьем, развивали свои силы и способности, борясь с недугом. Именно они нередко делают выдающиеся открытия и создают шедевры культуры .

Кроме физических дефектов существуют социально-культурные формы неполноценности. Адлер легко обнаруживает их в возрастных, половых, экономических, политических и моральных отношениях. Возраст - главный и универсальный источник неполноценности. Ребенок - несчастное существо. Ведь он почти во всем зависит от взрослых, вынужден им подчиняться, искать у них помощи. Да и сами детские отношения совсем не идиллические. В них мало нравственности, жалости, долга и много борьбы, эгоизма, напряженности. Даже некоторые детские прозвища ("Толстяк", "Косой", "Блоха") могли бы раскрыть множество драматических историй. Детство длится долго. Пока человек не повзрослеет, он чувствует себя неполноценным, и это чувство неполноценности сохраняется затем на всю жизнь - даже у преуспевающих людей, не говоря уже о неудачниках. Усилением чувства неполноценности сопровождается вступление личности в каждую новую возрастную фазу. Очень не уверены в себе подростки. Они вступают в групповую, общественную жизнь, где нет родительской опеки и где надо проявлять ум, быстроту реакции, осведомленность, силу. Среди подростков идет борьба за престиж и лидерство в группе, за успех у противоположного пола. Поражение создает у подростка сильнейшее чувство неполноценности. Зрелый человек также подвержен этому чувству, если он по каким-либо причинам теряет свой социальный статус. И уж нечего говорить, сколь разочаровывающим, преисполненным униженности и бессилия может быть самочувствие старика - лишенного работы, ограниченного в средствах, потерявшего многих друзей и близких, забытого собственными детьми.

Половые отношения формируют у молодых людей чувство неполноценности. У девочки оно возникает потому, что к ней с самого детства относятся как к существу "второго сорта". Ее возможности изначально ограничены, поскольку огромная часть выигрышных, превосходящих социальных позиций занята мужчинами. Но и у молодых людей нередко возникают сомнения, являются ли они "настоящими мужчинами", достаточно ли у них отваги, ума, свирепости, силы и других качеств, которые связывают с мужским идеалом. Быть мужчиной означает для большинства быть у власти, быть "наверху", а быть женщиной — значит подчиняться, быть "внизу".

Фрейд констатировал неполноценность женщины, связывая ее с женской анатомией и женской "завистью" к пенису. Адлер считал, что физиологически и психологически оба пола равноценны - и это должно стать незыблемым принципом воспитания.

Неравенство полов он объяснял неравенством социальных ролей мужчины и женщины, различием культурных требований к мужскому и женскому поведению. Протест против униженного положения, связанного с полом, Адлер называл "мужским протестом" и подчеркивал, что его можно наблюдать как у девушки, так и у юноши, который боится, что его назовут "бабой", "тряпкой", "девчонкой". Чувство неполноценности может возникать в связи с отношениями богатства и бедности, власти и безвластия, высокой и низкой квалификации.

Наконец, существует родовой общечеловеческий источник чувства неполно ценности. "Мыслящий тростник" — так сказал когда-то о человеке Паскаль, вложив в эту краткую формулу всю гамму чувств, которую испытывает в глубине души человек, не знающий, зачем и почему он появился на свет, затерянный в бесконечных просторах Вселенной.

Завороженный универсальностью открытой им идеи, Адлер стремится превратить ее в объяснительный принцип всех перипетий истории и форм социального устройства. Представьте себе человека, говорит Адлер, одного и без всяких орудий в первобытном лесу. У него нет ни скорости бега, ни силы, ни когтей, ни клыков, ни толстой и теплой шкуры... Человек, рассматриваемый с точки зрения природы, есть неполноценное существо. Вся человеческая культура: техника, язык, социальная организация, мораль, наука, религия — выросла в результате стремления преодолеть биологическую неполноценность.

Утверждая изначальную родовую неполноценность человека, Адлер шел по пути, который уже был намечен европейскими философами и антропологами. Ницше видел в современном человеке лишь "шаткий мост", промежуточное звено между обезьяной и "сверхчеловеком" будущего.

Признавая "объяснительную силу" адлеровского принципа неполноценности, следует видеть и его ограниченность. Фрейд, возражая Адлеру, отмечал, что многие дети не только не чувствуют своей неполноценности, но напротив, развивают нарциссизм, видят себя в "центре мира", в фокусе внимания окружающих. Многие уродливые, больные, лишенные зрения, с ампутированными ногами или руками люди, как это ни странно, не чувствуют себя ущербными. Вообще, легче встретить человека излишне самоуверенного, чем страдающего комплексом неполноценности. Что же касается "природы человека", то, будучи уязвимой, ранимой, она обладает и огромным "запасом прочности", ресурсами, которые отсутствуют у других животных. Какое животное обладает разумом? Кто, подобно индийским йогам, может ходить по раскаленным углям, останавливать на много часов дыхание?

В ответ на критику Адлер заявлял, что "комплекс неполноценности" - лишь идея, объяснительный принцип, элемент общей схемы поведения, который должен рассматриваться в совокупности с другими элементами: "жизненным стилем", "компенсацией" и "социальным чувством". Он подчеркивал, особенно в последних своих работах, что дело не в фактической полноценности, поскольку критерии полноценности и совершенства относительны, зависят от культуры. Дело в "генерализированном чувстве" неполноценности, которое вызывает приток сил и служит импульсом к действию.

 

 

ТЕМА 13. НЕОФРЕЙДИЗМ.

Краткая аннотация модуля.

Лекция 1. Изменение социально-экономической и политической ситуации в мире как основная причина проявления неофрейдизма.

1. Причины возникновения неофрейдизма.

2.Социологизированый вариант фрейдизма К.Хорни. Проблема социальной обусловленности формирования характера человека и неврозов. Книга К.Хорни «Невротическая личность нашего времени».

3. Г.Салливен о проблемах межличностных отношений в формировании личности. Воспитание как социальная адаптация человека.

 Лекция 2. Концепция «гуманистического психоанализа» Э.Фромма.

1.Проблема связи индивида с внешним миром. Механизм бегства. Четыре основных тенденции поведения.

2. Основные положения эгопсихологии Э.Эриксона.

 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ НЕОФРЕЙДИЗМА

 

Новое направление психоанализа - неофрейдизм, усвоив основные схемы и ориентации ортодоксального психоанализа, пересмотрело базовую для него категорию мотивации. Решающая роль была придана влиянию социокультурной среды и ее ценностям.

Уже Адлер стремился объяснить бессознательные комплексы личности социальными факторами. Намеченный им подход был развит группой исследователей, которых принято объединять под именем неофрейдистов. То, что Фрейд относил за счет биологии организма, заложенных в нем влечений, эта группа объясняла врастанием индивида в исторически сложившуюся культуру. Такие выводы были сделаны на большом антропологическом материале, почерпнутом при изучении нравов и обычаев племен, далеких от западной цивилизации.

Удивительно, но в начале XX века ни один психотерапевт не использовал в работе с детьми ни одного специфически «детского» подхода. А это озна­чает, что детской психиатрии еще не существовало. Первым из психоанали­тиков использовал игру в психотерапии с детьми Зигмунд Фрейд в 1909 году. Фрейд видел своего маленького пациента Ганса только один раз, вниматель­но наблюдал, как мальчик играет и посоветовал его отцу определенным об­разом реагировать на поведение сына. Отец Ганса воспользовался рекомен­дациями Фрейда, и поведение Ганса значительно улучшилось. До Фрейда психоаналитики и педагоги считали, что невротические нарушения у детей возникают в результате плохого воспитания или обучения. Фрейд же пытал­ся найти причину трудностей Ганса в его эмоциях.

Психоанализ ребенка так же отличается от психоанализа взрослого человека, как сам ребенок отличается от взрос­лого. Ребенок — существо незавершенное, в детскую психику труднее загля­нуть, потому что ребенок мыслит скорее образами, чем абстрактными категориями. Ребенку трудно, а порой и невозможно объяснить такие слова, как невроз, комплекс, зависть, защитный механизм. Ребенок не может описать свое беспокойство словами, как это легко делает взрослый. Детей не инте­ресует собственное прошлое и, тем более, стадии развития собственной лич­ности. Даже подросток не сразу понимает, что такое личность. В общем, методы, зарекомендовавшие себя в работе со взрослыми клиентами, отказы­ваются работать с детьми.

 Основные положения учения Анны Фрейд

· А. Фрейд дополнила психоаналитическое учение концепцией целостности психической системы («Я» в качестве ее центра). В учении о психических структурах личности она прослеживает становление «Оно», «Я» и «Сверх-Я» ребенка, изучает соотношение их влияния на психику. Главной заслугой А. Фрейд в этой области яв­ляется выделение так называемых генетических линий развития.

· Разрабатывая и наполняя конкретным психологи­ческим содержанием основные положения классичес­кого психоанализа, А. Фрейд подробно описала законо­мерности смены фаз нормального развития ребенка.

· Она также рассмотрела широкий спектр психических нарушений — от «обыкновенных» трудностей воспита­ния (страхи, капризы, нарушения сна и аппетита) до тя­желых аутических расстройств — и предложила практи­ческие методы их лечения.

· Она выделила несколько линий индивидуального развития: от инфантильной за­висимости в детстве до любви во взрослой жизни, от эгоизма к дружбе, от грудного вскармливания к рацио­нальному питанию и т. д. По ее мнению, выявление до­стигнутого уровня развития по каждой линии, а также учет гармонии между ними позволяют поставить диа­гноз и дать рекомендации для решения практических вопросов: какой возраст наиболее благоприятен для по­ступления в детский сад и в школу, каков оптимальный срок появления второго ребенка в семье и т. п.

· Анна Фрейд считала, что психоаналитик, работающий с детьми, должен ставить перед собой сразу три дополнительных задачи одновременно:

1. Убеждать ребенка-невротика, что он болен.

2. Вновь и вновь завоевывать его доверие.

3. Убеждать ребенка пройти курс лечения.

· Взрослый человек приходит к психоаналитику, потому что им движет страдание. Он платит за лечение, и эта плата заставляет его проникнуть вглубь своих проблем. Наконец, взрослый человек идет к тому психоанали­тику, которому доверяет. Ребенок еще не способен сравнивать себя с други­ми, не осознает тяжести своего психического состояния, и ему непривычно раскрывать себя перед незнакомым человеком. Поэтому Анна Фрейд не счи­тала тратой времени играть с ребенком, вышивать, вязать, чтобы стать в его глазах «необходимой».

· Первоначально Анна Фрейд использовала игру как способ установления контакта с ребенком. Но рабртая с детьми, пережившими бомбежки Лондо­на во время Второй мировой войны, она сделала удивительное открытие. Ребенок, который имел возможность выразить в игре свои переживания, ос­вобождался от страхов и невроз у него не развивался. Анна Фрейд подробно описала различия в реакциях на бомбежку Лондона у взрослых и детей в книге «Дети и война» (1944). Взрослые стремились вновь и вновь рассказы­вать о своих чувствах психотерапевту, а дети молчали. Их реакция на пере­житый страх выражалась игрой: ребенок строил дома из кубиков, сбрасывал на дома воображаемые бомбы-кубики, дом горел, завывали сирены, приез­жали машины «скорой помощи», уводили в больницу убитых и раненых. Подобные игры могли продолжаться несколько недель...

· Уже на стадии завоевания доверия можно многое узнать о ребенке, ана­лизируя его фантазии, рисунки и сновидения, о которых маленький пациент рассказывает по собственному желанию. Единственная трудность, с которой может справиться не каждый психоаналитик, — неспособность ребенка к свободному ассоциированию, потому что весь психоанализ построен на мето­де ассоциаций. Когда доверие завоевано, Анна Фрейд рекомендует разбирать с малень­ким пациентом те его поступки, из-за которых он испытывает постоянную тревогу. Цель подобных бесед — осознание ребенком того, что многие его плохие поступки не приносят ему никакой пользы, а только вредят. Ребенок должен знать, что все, о чем он рассказывает психоаналитику, останется тайной. Взрослое окружение ребенка должно смириться с тем, что психоана­литик на какое-то время займет значительное место во внутреннем мире ре­бенка. Ребенок и психоаналитик заключают своеобразный союз против про­блем.

· Когда к психоаналитику приходит взрослый, то лечение начинается с анализа прошлого. Но у ребенка прошлого или нет, или оно невелико! Об­ращаться к памяти малыша бессмысленно. Что же делать? Во-первых, под­держивать постоянный контакт с семьей малыша. Во-вторых, записывать все детские воспоминания маленького пациента. В-третьих, уделить особое внимание анализу сновидений. Как это ни удивительно, но дети не хуже взрослых понимают правила истолковывания сновидений. Как пишет сама Анна Фрейд, ребенок «забавляется этим исследованием отдельных элемен­тов сна, похожим на игру в кубики, и очень гордится, когда у него что-то получается...» Многие дети умеют не только фантазировать, но и рассказывать истории с продолжениями. «Из таких рассказов с продолжением врач лучше понима­ет внутреннее состояние ребенка», — считает Анна. Рисунок — самое бога­тое поле для интерпретаций психоаналитика. В рисунке символически отра­жаются тревоги малыша, чувства к окружающим, желания, мечты и идеалы.

В чем новизна и оригинальность теории Анны Фрейд? Во-первых, она воспринимает личность ребенка не только как совокупность Оно — Я — Сверх-Я, но и как открытую систему, находящуюся в постоянном развитии. Во-вторых, теория Анны творчески соединяет психоанализ и педагогику, игру и науку, психотерапию и философию. В-третьих, она обнаружила, что дет­ские игры — не просто копирование взрослых или прояв­ление конфликтов бессознательного. Детская игра по Анне Фрейд — созна­тельная деятельность ребенка. Детство неотделимо от игры. Методики Анны Фрейд не разбираются подробно, потому что Анна опи­ралась на классической психоанализ и они неизбежно в чем-то устарели. После Второй мировой войны игровую терапию с детьми стали активно ос­ваивать различные психологические школы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 293.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...