Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные положения учения Карен Хорни




· Отдавая дань благодарности 3. Фрейду как своему учителю и признавая его ценный вклад в науку, Хорни стремилась устранить сомнительные и практически не­обоснованные, по ее мнению, положения психоанализа. Это стремление имело своим источником неудовлетво­ренность терапевтическими результатами психоанали­за. Из собственной практики Хорни вынесла убеждение в том, что психическую деятельность человека невоз­можно адекватно объяснить его биологической приро­дой.

· Она выступила за социологическую ориентацию психоанализа, считая, что внутриличностные конфлик­ты порождаются главным образом социальными факто­рами.

· Рассмотрение невротических реакций человека Хорни соотнесла с раскрытием духовных ценностей за­падной цивилизации, характеризующихся проявлением индивидуализма и соперничества. Причины возникно­вения внутриличностных конфликтов, а также основу всей мотивационной сферы она усматривала в так на­зываемом «основном беспокойстве» («коренной трево­ге»), порожденном ощущением беспомощности челове­ка перед лицом враждебного мира.

·  Анализируя природу человека, Хорни обращала особое внимание на проти­воречие между потребностями индивида и возможнос­тями их удовлетворения. «Основное беспокойство» по­рождает стремление к безопасности, вступающее в про­тиворечие со стремлением к удовлетворению желаний. Эти проблемы она рассматривала с точки зрения рас­крытия отношений между людьми, в зависимости от которых она различала потребности, направленные к людям, против людей и от людей. Каждое из этих отно­шений характеризуется усилением одного из элементов  «основного беспокойства», где доминирующую роль в первом случае играет беспомощность, во втором — враж­дебность, в третьем — изоляция.

· Испытав влияние марксизма, она доказывала в теории, на которую опиралась в своей психоаналитической практике, что все конфликты, возникающие в детстве, порождаются отношениями ребенка с родителями. Именно из-за характера этих отношений у него возникает чувство тревоги, отражающее беспомощность ребенка в потенциально враждебном мире. Невроз не что иное, как реакция на тревожность. Описанные Фрейдом извращения и агрессивные тенденции являются не причиной невроза, а его результатом. Невротическая мотивация приобретает три направления: движение к людям как потребность в любви, движение от людей как потребность в независимости и движение против людей как потребность во власти (порождающая ненависть, протест и агрессию).

· Таким образом, Хорни главную причину возникновения неврозов предлагала искать в социальном окружении человека, негативном воздействии на него цивилизации. Распад старых ценностей и зарождение новых на фоне разнообразных жизненных укладов становятся факторами, тормозящими выбор человеком определенных ориентации. Это способствует возникновению внутриличностных конфликтов, не осознаваемых личностью. Появляющееся при этом чувство тревоги ("основное беспокойство") заставляет человека стремиться к безопасности и порождает в качестве защиты от него невротические пот­ребности:

а) движение к людям; 

б) движение против людей;

в) движение от людей.

Нормальное развитие личности предполагает равномерное сочетание этих тенденций. В основе каждой потребности лежит один из элементов "основного беспокойства": при доминировании первой из них главную роль играет бессилие человека перед окружающим миром, второй - враждебность против людей, третьей - изоляция от них. Если заметно преобладает одна из потребностей, то человек становится невротиком.

· При этом выделяются следующие типы невротической личности:

а) уступчивый - личность стремится быть полезной другим людям, однако она подвергается их влиянию и оценке, ей часто не хватает самостоятельности;

б) агрессивный - стремится к господству любыми средствами (сила, богатство и т.п.);

в) отстраненный - старается избежать социальных конфликтов.

· Для преодоления внутренних конфликтов и защиты от негативных внешних воздействий человеком задействуются "механизмы психической защиты":

а) "идеализированный образ" своей личности - маскируя на время аффективную напряженность, в действительности лишь усугубляет ее;

б) рационализация - умение рационально обосновать конфликтную ситуацию (включает, например, метод самооправдания);

в) экстернализация - перенесение внутренних процессов во внешнюю среду: соответственно ответственность ложится на внешние факторы.

Свои отрицательные качества — реальные или положительные — чело­век часто переносит на других людей по аналогии с механизмом проекции по Фрейду. «Все вокруг стали невежливыми, грубыми, пожилого человека впе­ред не пропустят, придется самому всех расталкивать локтями, чтобы занять приличное место», — думает мужчина, который совершенно неожиданно от­толкнул вас от двери автобуса. «Все вокруг совершенно не соблюдают пра­вил дорожного движения, как, уже красный свет, может, я успею проско­чить?» — решает девушка, которая совершенно неожиданно «успевает про­скочить» у вас под носом, когда вы переходите улицу на зеленый свет.

 

· Существует ли для Хорни разница между «нормальным» человеком и невротиком? Да, только она сравнивает «нормального» невротика и настоя­щего. Отличие между ними лишь в размере противоречий между конфликту­ющими стремлениями. Здоровый человек страдает от ситуационных невро­зов, неврозы характера — подлинная болезнь, так как в их основе находится стойкий конфликт.

· Невротик (по Хорни) попадает в своеобразный замкнутый круг. Рассмот­рим его на примере соперничества. Невротик постоянно сравнивает себя с другими, даже когда это бессмысленно — со знаменитостями на экране те­левизора, с соседями, с родственниками, друзьями, посторонними людьми. Он хочет превзойти весь мир! Невротику важнее обойти всех, чем создать или сделать что-то стоящее. Желание быть самым лучшим может быть как осознанным, так и не осознанным. Неосознанное желание проявляется в виде фантазий, невротик и не догадывается, насколько важную роль в его жизни играют эти фантазии, что они направляют его мысли и поведение. Любая неудача при реализации «наполеоновских планов» переживается, как полный провал. А чужой успех переживается, как собственный неус­пех — невротик очень завистлив. К тому же невротик постоянно сравнивает себя с «идеальным Я», и получается, что невротик соперничает как с окру­жающими его людьми, так и с самим собой! Жизнь невротика, образно го­воря, представляет собой непрерывную борьбу нанайских мальчиков — «ре­альное Я» против «идеального Я». Соперничество неотделимо от враждебности. «Реакции невротика опреде­ляются ненасытным и неразумным ожиданием, что никто во всем мире, кроме него самого, не может быть умным, влиятельным, привлекательным, популяр­ным, — пишет Хорни в статье «Культура и невроз» (1936). — Они становят­ся разъяренными или переживают свои старания как тщетные, если кто-ни­будь другой напишет хорошую пьесу или научную работу, сыграет выдающую­ся роль в общественной жизни. Если такая установка сильно выражена, то в ситуации психоанализа, например, можно наблюдать, как любой прогресс в лечении пациент рассматривает как победу аналитика, абсолютно игнорируя тот факт, что он отвечает его собственным жизненным интересам».

· Адлер считал, что чувство неполноценности — врожденная основа пси­хики любого человека. Карен Хорни отказывается от слова — «врожден­ной», но в ее теории чувство неполноценности присутствует. Она пишет, что «чувство неполноценности является одним из наиболее распространенных психических нарушений нашего времени и культуры (...) Чувство неполноцен­ности не всегда порождается невротическим соперничеством. Это сложное явление, которое может быть обусловлено различными обстоятельствами. Но оно всегда связано с отказом от соперничества и служит этой цели». (Карен Хорни, «Культура и невроз».)

· Невротик завистлив и враждебен по отношению к другим людям. Когда вступает в действие защитный механизм проекции, то невротик переносит собственные негативные чувства на окружающий мир. Пародоксально: страх начинает вызываться не только неудачей, но и успехом! «Если я желаю уничтожить каждого, кто добился успеха, я автоматически допускаю такие же реакции и у других. Итак, путь к успеху чреват для меня враждебностью со стороны других людей. Более того, при малейших нейдачах в достижении своих целей я буду уничтожен». Успех для невротика — рискованное дело, а неудача — опасность уничтожения как личности. Что же делать? Единствен­ный выход — отказаться от любых целей, предполагающих соперничество с кем-либо.

· Карен Хорни утверждает, что мужчины завидуют тому факту, что женщи­ны могут рожать детей. Эта зависть заставляет сильный пол отчаянно дока­зывать свои творческие способности, создавая цивилизации. В процессе пси­хоанализа Хорни узнавала чувство зависти к женщинам по его внешним про­явлениям — чувствам униженности и отчаяния.

· Развитие человека, по Хорни, драматично, пессимистично и неизбежно невротично. Рождаясь, ребенок сразу попадает в замкнутый круг: Любой ребенок тревожен — Тревога ведет к отчуждению — Появляется потребность возвыситься над другими людьми — Создается «идеальное Я» — Постепен­но противоречия между «идеальным Я» и реальным становятся огромными, между ними пролегает пропасть... «Мы живем в культуре соперничества и индивидуалистичности. Основаны ли гранди­озные экономические и технические достижения нашей культуры на принципе сопер­ничества, возможны ли они только на этой основе — этот вопрос должны решать экономисты или социологи. Психолог же может оценить ту личную цену, которую мы вынуждены за это платить», — пишет Карен Хорни в работе «Культура и невроз».

· Хорни, так же как и Фрейд, пытается раскрыть тайны женской психоло­гии. У Фрейда движущей силой развития женщины является зависть к муж­чине. Хорни считает эту мысль предубеждением мужчин-психоаналитиков. «Желание быть мужчиной, — пишет она в книге «Психология женщи­ны», — как указывал Альфред Адлер, может оказаться выражением жела­ния иметь все те качества и привилегии, которые в нашей культуре считают­ся мужскими, такие как сила, смелость, независимость, успех, сексуальная свобода, право выбора партнера (...) каждый человек, принадлежащий к ка­кому-то меньшинству или к менее привилегированной группе, имеет тенден­цию использовать свой статус в качестве ширмы для чувств неполноценнос­ти, откуда бы они не происходили, и что важно постараться обнаружить их источники (...) желание быть мужчиной может прикрывать собой вытеснен­ное честолюбие. Амбиции невротиков могут оказаться настолько разруши­тельными, что они насквозь пропитаны тревогой, и, следовательно, их при­ходится вытеснять. Это верно как для мужчин, так и для женщин, но благо­даря особенностям состояния культуры вытесненные разрушительные амби­ции у женщин способны заявлять о себе в сравнительно безобидном симво­ле — в виде желания быть мужчиной». «В любви оно может проявляться двумя способами: подлинное эротическое желание часто затемняется или замещается целями соперничества — быть наиболее популярным, иметь больше всего свиданий, любовных писем, любовниц (или любовников), выступать в качестве наиболее желаемого мужчины или женщины».

· Мужчины и женщины по-разному относятся к возрасту и любви. Жен­щина больше чем мужчина боится потерять любовь и молодость. Почему? «Мы бы посчитали невротическим проявлением, если бы мужчины, прибли­жаясь к пятому десятку, начинали испытывать страх и подавленность. Для женщины же это считается в порядке вещей, и в известном смысле это дей­ствительно естественно до тех пор, пока привлекательность представляет собой уникальную ценность. Хотя возраст — для всех проблема, он превра­щается в нечто ужасное, коль скоро в центре внимания находится молодость (...) Вряд ли женщина способна столь же серьезно отнестись к задаче разви­вать собственную личность, как она относится к своей любовной жизни, если в ней постоянно поддерживается настрой на то, что ее зрелые годы ценности не представляют, и она считает их преклонными».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 259.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...