Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕНИЯ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА
Основы психоанализа были разработаны австрийским психиатром и психологом 3. Фрейдом. Погруженный в анализ заболеваний своих пациентов, страдающих от неврозов, Фрейд искал пути воздействия не на организм, а на психику человека. В ходе своих исследований он пришел к выводу, что психика человека, подобно айсбергу, выступающему из воды, лишь на малую часть представляет область сознательного, в то время как гораздо большая ее масса, находящаяся под водной поверхностью, представляет область бессознательного. В этом обширном пространстве можно обнаружить влечения, страсти, подавленные мысли и чувства, которые осуществляют незримый контроль над сознательными мыслями и поступками индивида. По этой причине, психология, ограниченная анализом сознания, абсолютно неадекватна для понимания основополагающих мотивов человеческого поведения. Поскольку бессознательное недоступно для проникновения в него обычными способами, Фрейд разработал собственный метод, который назвал психоанализом. Принцип психоанализа заключается в том, что врач анализирует причины невроза пациента на основе символической интерпретации ассоциаций, снов и ошибок пациента, проникает в бессознательное, где ищет причины невроза. Затем он объясняет пациенту причину заболевания, пациент как бы осознает свое бессознательное и освобождается от причин заболевания. Для объяснения этого метода Фрейд собственно и создал остальные части своей теории. 1. Психический детерминизм. Фрейд полагал, что душевная жизнь — это последовательный непрерывный процесс. Закон сохранения энергии применим к ней так же, как и ко всем другим процессам. Каждая мысль, чувство или действие имеют свою причину, вызываются сознательным или бессознательным намерением и определяются предшествующим событием. Некоторые проявления душевной жизни «кажутся» возникшими беспричинно, спонтанно. Этого быть не может. В этих случаях Фрейд начинает искать и находить скрытые связи, которые соединяют одно сознательное проявление душевной жизни с другим . В начале 20-х гг. XX в. 3. Фрейд в общих чертах завершил разработку структурной теории личности, важнейшими компонентами которой стали новое понимание личности, ее структуры и механизмов деятельности. 3. Фрейд представил личность в виде трех взаимодействующих сфер: «Оно» - «Я» - «Сверх-Я» (сопряженных с соответствующими системами психики: бессознательным - предсознательным - сознательным), содержание и функционирование которых отражает существо личности во всем ее многообразии. 3. Фрейд считал, что филогенетическое становление личности началось в первобытной орде с того момента, когда из-за катаклизма (убийства и каннибалистского акта) возникло неведомое ранее людям сознание вины (чувство вины), которое послужило основным «пусковым механизмом» расщепления и эволюции дотоле синкретичных психики и личности. Главенствующая сфера личности – «Оно» - представлялась 3. Фрейдом как руководствующаяся принципом удовольствия неорганизованная, но единая сила (включающая в себя различные неосознаваемые влечения, желания, побуждения, мотивы и пр.), выступающая в качестве совокупности движущих сил личности. В этой сфере, являющейся источником психосексуальной энергии и поставщиком ее для других сфер личности, происходит борьба Эроса и Танатоса, обусловливающая ее сущность и поведение личности. Как сфера личности «Я»происходит от комплекса Эдипа и руководствуется принципом реальности . «Я» включает в себя элементы опыта «Оно» и внешнего мира, разума и рассудительности, чувства страха, сострадания и совестливости, «располагает душевные явления во времени и подвергает их контролю реальности». «Я» замещает для «Оно» внешний мир и поэтому отчасти контролирует слепые силы «Оно». Но даже при этом «Я» «не является хозяином в собственном доме» и одновременно служит «трем господам» («Оно», «Сверх-Я» и внешнему миру), которые ему постоянно угрожают и держат в состоянии напряжения и страха. «Сверх-Я» как сфера личности возникает на основе «Я» под влиянием чувств раскаяния и вины и является преимущественно продуктом социально-бытовых традиций и культуры. Эта сфера руководствуется принципом реальности и включает в себя совестливость, моральные черты и нормы поведения, основу социальных чувств и пр. Данная сфера осуществляет посредничество между «Я» и «Оно» и пребывает в постоянном конфликте с «Я». Сложная система взаимодействия сфер личности и борьба между ними обусловливают известную нестабильность личности и в особенности «Я», которое выступает как организационное начало личности, обеспечивающее ее защиту от самой себя и внешнего мира. Стремясь к координации и рационализации требований своих «господ» и смягчению внутриличностного конфликта, «Я», по 3. Фрейду, создает своеобразные «защитные механизмы» («механизмы защиты»), обеспечивающие известную целостность и стабильность личности в условиях конфликта различных внутренних и внешних противоречивых мотиваций и установок. Подчеркивая, что поведение личности обусловливается различными уровнями мотивации с точки зрения данности их самоконтролю, 3. Фрейд увязывал проблему мотивации с разработанными им принципами динамизма личности и ее изменчивости в зависимости от времени и деятельности. Дополняя теорию личности учением о характерах, он отметил, что характер личности в основном формируется в течение первых семи лет жизни и определяется факторами конституционального и индивидуального порядка. Подчеркивая особую роль детства в формировании личности, 3. Фрейд констатировал, что в этом процессе существенную роль играет развитие психосексуальности и классифицировал характеры в зависимости от преобладающего влияния в их формировании той или иной эрогенной зоны (оральный, анальный, фаллический и уретральный). Утверждая конфликтную природу личности, 3. Фрейд полагал, что источником ее творческой деятельности также является конфликт (как психосексуальный феномен) и осуществил ряд специальных «патографических исследований», призванных подтвердить и проиллюстрировать эту идею. Отстаивая положение о доминирующей роли сексуальности в творческом процессе (как высшей форме проявления личности), 3. Фрейд исследовал связь и общие корни творчества и невроза, обратил внимание на творческую деятельность как средство психотерапии и смягчения личностного конфликта. 2. Сознательное, предсознательное, бессознательное.
В душевной жизни Фрейд выделяет три уровня: сознание, предсознание и подсознание (бессознательное). Все психические процессы связаны между собой по горизонтали и по вертикали. Если мысль или чувство кажутся не связанными с предшествующими мыслью и чувством, то эти связи нужно искать в бессознательном. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 279. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |