Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Необихевиоризм как одно из современных направлений




 

Направление в американской психологии, возникшее в 30-х годах XX века, дополнило традиционный бихевиоризм введением понятия "промежуточные переменные" (т.е. факторы, служащие опосредствующим звеном между воздействием стимулов и ответными мышечными движениями). Представители необихевиоризма полагали, что содержание этого понятия выявляется в лабораторных экспериментах по признакам, определяемым посредством операций исследователя.

 

Принципы деятельности психолога в этой связи изложил американский ученый С.Стивенс:

а) все высказывания о явлениях сводятся к таким простейшим терминам, в отношении которых достижимо общее согласие (социальный критерий);

б) опыт отдельной личности исключается;

в) изучается кто-либо другой, но не сам экспериментатор;

г) экспериментатор может анализировать события, происходящие в нем самом, но в этом случае он их анализирует так, как если бы они совершались другой личностью;

д) признаются только такие предложения (суждения), истинность или ложность которых может быть по требованию проверена путем применения конкретных операций;

е) основной операцией является различение;

ж) четко различаются формальные и эмпирические предложения, чтобы избежать бесконечной путаницы.

Формула бихевиоризма была четкой и однозначной: "стимул - реакция". Вопрос о тех процессах, которые происходят в организме и его психическом устройстве между стимулом и реакцией снимался с повестки дня. Такая позиция следовала из философии позитивизма: убеждения в том, что научный факт отличается своей непосредственной наблюдаемостью. Как внешний стимул, так и реакция (ответное движение) открыты для наблюдения каждому, независимо от его теоретической позиции. Поэтому связка "стимул - реакция" служит, согласно радикальному бихевиоризму, незыблемой опорой психологии как точной науки.

Между тем в кругу бихевиористов появились выдающиеся психологи, поставившие этот постулат под сомнение.

 

Первым из них был американец Эдвард Толмен (1886 - 1959), согласно которому формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов, и поэтому выглядеть следующим образом: стимул (независимая переменная) - промежуточные переменные - зависимая переменная (реакция). Новая - необихевиористская ориентация опирается на неопозитивистский методологический комплекс, который включает следующие принципы:

1) абсолютизация стандарта научного исследования;

2) верификация (или фальсификация) и операционализм;

3) натурализм;

4) негативное отношение к теории и абсолютизация эмпирического описания;

5) принципиальный разрыв связей с философией.

Э.Толмен работал преподавателем психологии в Калифорнийском университете. Им написано сочинение "Целенаправленное поведение у животных и человека" (1932). В работе провозглашался несколько иной подход к поведению. В новой формуле необихевиоризма среднее звено (промежуточные переменные) - не что иное, как недоступные прямому наблюдению психические моменты: ожидания, установки, знания. Следуя бихевиористской традиции, Толмен ставил опыты над крысами, ищущими выход из лабиринта. Главный же вывод из этих опытов свелся к тому, что, опираясь на строго контролируемое экспериментатором и объективно им наблюдаемое поведение животных, можно достоверно установить, что этим поведением управляют не те стимулы, которые действуют на них в данный момент, а особые внутренние регуляторы. Поведение предваряют своего рода ожидания, гипотезы, познавательные (когнитивные) "карты". Эти карты животное само строит. Они и ориентируют его в лабиринте. По ним оно, будучи запущено в лабиринт, узнает, "что ведет к чему". Положение о том, что психические образы служат регулятором действия, было обосновано гештальт-теорией. Учтя ее уроки, Толмен разработал собственную теорию, названную когнитивным бихевиоризмом.

· Свой бихевиоризм Толмен называл "молярным" с целью противопоставить взгляд на поведение как на целостный процесс бихевиоризму "молекулярному", трактующему поведение как совокупность изолированных двигательных актов.

· Толмен по-новому оценил два главных закона бихевиоризма: закон упражнения и закон эффекта. По Толмену истинный смысл упражнения состоит не в упрочении связей между раздражителем и двигательным ответом (в силу более частого повторения), а в образовании определенных познавательных структур, а роль подкрепления может играть не только удовлетворение потребностей, но и подтвержденные ожидания.

· Толмен ввел понятие о латентном научении, которое понималось как скрытое ненаблюдаемое научение, при известных условиях проявляющееся в действии, то есть процесс научения происходит и в тех случаях, когда прямое подкрепление каждого движения (закон эффекта) отсутствует, но складываются познавательные структуры, облегчающие действия в дальнейшем.

 

Другой вариант необихевиоризма принадлежал Кларку Халлу (1884 -1952) и его школе. Американский психолог, работая в Йельском университете, в разное время изучал проблемы мышления, способностей, гипноза. Внимательно относился к изучению программ разных школ. Его основные работы: "Принципы поведения" (1943), "Система поведения" (1952).

Главный замысел Халла состоял в том, чтобы перевести знание о поведении на физико-математический язык. С этой целью он выдвинул математическую гипотетико-дедуктивную теорию поведения. Суть теории: основной детерминантой поведения признавалась "редукция потребности" (пищевой, сексуальной, потребности во сне, деятельности, температурной регуляции и т.п.). Энергетизируя поведение, потребность разряжается посредством внешних стимулов, благодаря чему подкрепляется реакция, которая ведет к ее удовлетворению. Постепенно нарастает потенциал реакции (sEr).

· Халл искал доступные объективному контролю эквиваленты "внутрипсихических" факторов и предложил в качестве таких промежуточных переменных считать:

а) силу навыка - определял ее как функцию количества проб, то есть попыток совершить реакцию. Чем чаще удовлетворялась потребность, тем больше сила навыка;

б) "драйв" (потребность) - величина, производимая от депривации (лишения воды, пищи и т.п.);

в) подкрепление - различал первичное и вторичное подкрепление.

Например: голодный ребенок перестает кричать, когда мать берет его на руки. В этом случае изменение положения тела само по себе начинает приобретать мотивационную силу. На основе этого приобретенного (вторичного) подкрепления могут быть выработаны новые навыки.

· Таким образом, К.Халл ввел в формулу "стимул - реакция" другое среднее звено, а именно потребность организма (пищевую, сексуальную, потребность во сне и др.). Она придает поведению энергию, создает незримый потенциал реакции. Этот потенциал разряжается при подкреплении (понятие, которое Халл заимствовал у И.П.Павлова) и тогда реакция закрепляется и организм чему-то научается.

 

В защиту ортодоксального бихевиоризма, отвергая любые внутренние факторы, выступил Бурхус Скиннер (1904 - 1990). Американским психологом написаны работы: "Поведение организмов" (1938); "Понятие рефлекса в описаниях поведения" (1931); "Наука и человеческое поведение" (1953); "Вербальное поведение" (1957); "Кумулятивная запись" (1961); "Обстоятельства подкрепления" (1969).

· Условный рефлекс он назвал оперантной реакцией: новая реакция вырабатывалась в ответ на условный сигнал при его подкреплении (например, когда перед кормлением раздавался стук метронома и т.п.).

· По Скиннеру, организм сначала производит движение, затем получает (или не получает) подкрепление.

· Скиннер сконструировал экспериментальный ящик, в котором белая крыса могла нажимать на рычажок (или кнопку). Перед ней была кормушка и набор раздражителей. Из этих простых элементов Скиннер составлял множество различных "планов подкрепления" (например, перед крысой находятся два рычага, и она оказывается в ситуации выбора: или крыса получает пищу только тогда, когда вслед за нажатием на рычаг загорается лампочка, или пища выдается только прияажиме с определенной силой, частотой и т.д.).

· Техника выработки "оперантных реакций" была применена последователями Скиннера при обучении детей, их воспитании, при лечении невротиков. Во время второй мировой войны Скиннер работал над проектом использования голубей для управления стрельбой по самолетам. Посетив однажды урок арифметики в колледже, где занималась его дочь, Скиннер ужаснулся, сколь мало используются данные психологии. В целях улучшения преподавания он изобрел серию обучаю­щих машин и разработал концепцию программированного обучения. Он надеялся, основываясь на теории оперантных реакций, создать программу "изготовления" людей для нового общества.

· Суть концепции "оперантного научения" заключается в следующем. Существуют два типа услбвных рефлексов:

· типа S - когда реакция возникает в ответ на действие стимула

· типа R - когда сначала производится реакция.

· Если эта реакция подкрепляется, то она затем производится с большей легкостью и постоянством. При этом процесс научения происходит автоматически: подкрепление приводит к "закреплению" в нервной системе связей и усилению реакций независимо от воли и желания субъекта. Из этого Скиннер делает вывод, что с помощью действия стимулов можно "лепить" любое поведение человека.

· Скиннер, считая основную схему бихевиоризма "S -R" ограниченной, предложил новую формулу взаимодействия организма со средой, включающую 3 фактора: 1) событие, по поводу которого происходит реакция, 2) сама реакция, 3) подкрепляющие последствия. Таким образом, подкрепление выступало в роли обратной связи, производя отбор и модификацию мышечных движений.

·

Работы Скиннера, как и других бихевиористов, обогатили знание об общих правилах выработки навыков, о роли подкрепления (которое служит непременным мотивом этих навыков), динамике перехода от одних форм поведения к другим и т.п. Но вопросами, касающимися научения у животных, интересы бихевиористов не ограничивались.

Открыть общие, выверенные точной объективной наукой законы построения любого поведения, в том числе у человека - такова была сверхзадача всего бихевиористского движения. "Человек или робот?" - такой вопрос задавали бихевиористам их противники. Они справедливо указывали, что, устраняя внутреннюю психическую жизнь человека из сферы точного причинного анализа, бихевиоризм трактует личность как машинообразно работающее устройство. Строгость объективного анализа реакций организма достигалась дорогой ценой. Устранялось сознание как внутренний регулятор поведения.

Надеясь придать психологии точность обобщений, не уступающую физике, бихевиористы полагали, что, опираясь на формулу "стимул - реакция", удастся вывести новую породу людей. Утопичность этого плана обнаруживается в концепциях типа скиннеровской. Ибо даже применительно к животным Скиннер, как заметили его друзья, имел дело с "пустым организмом", от которого ничего не оставалось, кроме оперантных реакций. Ведь ни для деятельности нервной системы, ни для психических функций в скиннеровской модели места не было.

Снималась с повестки дня и проблема развития. Она подменялась описанием того, как из одних навыков возникают другие. Огромные пласты высших проявлений жизни, открытых и изученных многими школами, выпадали из предметной области психологии.

 

Создателем наиболее глубокой и влиятельной теории развития интеллекта стал швейцарец Жан Пиаже (1896 - 1980). Им разработан метод клинической беседы, теория развития детского мышления. В 1951 году он написал "Введение в генетичекскую эпистемологию". Ж.Пиаже преобразовал основные понятия других школ: бихевиоризма (взамен понятия о реакции он выдвинул понятие об операции), гештальтизма (гештальт уступил место понятию о структуре) и Жане (переняв у него принцип интериоризации, восходящей, как мы уже знаем, к Сеченову).

· Свои новые теоретические представления Пиаже строил на прочном эмпирическом фундаменте - на материале развития мышления и речи у ребенка. В работах начала 20-х годов "Речь и мышление ребенка", "Суждение и умозаключение у ребенка" и других Пиаже, используя метод беседы (спрашивая, например: Отчего движутся облака, вода, ветер? Откуда происходят сны? Почему плавает лодка? и т.п.), сделал вывод о том, что если взрослый размышляет социально (т.е. мысленно обращаясь к другим людям), даже когда он остается с собой наедине, то ребенок же размышляет эгоцентрично, даже когда находится в обществе других. (Он говорит вслух, ни к кому не обращаясь. Эта его речь была названа эгоцентрической.)

· Принцип эгоцентризма (от лат. "эго" - Я и "центрум" - центр круга) царит над мыслью дошкольника. Он сосредоточен на своей позиции (интересах, влечениях) и не способен стать на позицию другого ("децентрироваться"), критически взглянуть на свои суждения со стороны. Этими суждениями правит "логика мечты", уносящая от реальности.

· Эти выводы Пиаже, в которых ребенок выглядел игнорирующим реальность мечтателем, подверг критике Выготский, давший свое толкование эгоцентрической (необращенной к слушателю) речи ребенка. В то же время он чрезвычайно высоко оценил труды Пиаже, так как в них говорилось не о том, чего ребенку не хватает сравнительно со взрослым (меньше знает, неглубоко мыслит и т. п.), а о том, что же у ребенка есть, какова его внутренняя психическая организация.

· Пиаже выделил ряд стадий в эволюции детской мысли (например, своеобразная магия, когда ребенок надеется с помощью слова или жеста изменить внешний предмет, или же своеобразный анимизм, когда предмет наделяеюя волей или жизнью: "солнце движется, потому что оно живое").

· Будучи неспособным мыслить в абстрактных понятиях, соотносить их и т.п., он опирается в своих объяснениях на конкретные случаи. В дальнейшем Пиаже выделил четыре стадии. Первоначально детская мысль содержится в предметных действиях (до 2 лет), затем они интериоризируются (переходят из внешних во внутренние), становятся предоперациями, "действиями" ума (от 2 до 7 лет), на третьей стадии (от 7 до 11 лет) возникают конкретные операции, на четвертой (от 11 до 15 лет) - формальные операции, когда мысль ребенка способна строить логически обоснованные гипотезы, из которых делаются дедуктивные (например, от общего к частному) умозаключения.

· Операции не совершаются изолированно. Будучи взаимосвязанными, они создают устойчивые и в то же время подвижные структуры. Стабильность структуры возможна только благодаря активности организма, его напряженной борьбе с разрушающими ее силами.

· Развитие системы психических действий от одной стадии к другой - такой представил Пиаже картину сознания. Вначале Пиаже испытал влияние Фрейда, полагая, что человеческое дитя, появляясь на свет, движимо одним мотивом -стремлением к удовольствию, не желая ничего знать о реальности, с которой вынуждено считаться только из-за требований окружающих. Но затем Пиаже признал исходным моментом в развитии детской психики реальные внешние действия ребенка (сенсомоторный интеллект, т.е. элементы мысли, данные в движениях, которые регулируются чувственными впечатлениями).

 

ТЕМА 10. Гештальтпсихология.

Краткая аннотация модуля.

Лекция 1.Основные идеи гештальтпсихологии.

1. Причины возникновения гештальтпсихологии.

2.Проблема целостности и целостного подхода в гештальтпсихологии.

3.Исследования В.Келлера. Основные законы гештальтпсихологии.

 

Лекция 2. «Теория поля» Курта Левина. Значение гештальтпсихологии.

1. Жизненный путь К.Левина.

2. Новые подходы к исследованию мотивации в теории Левина.

3. Исследование взаимодействия личности и среды. Исследование групповой динамики.

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИИ

Гештальтпсихология - (от немецкого 6estalt - образ, форма) - направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX века и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам.

Ядро образовал триумвират, в который входили Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер (1887-1967) и Курт Коффка (1886-1941). Они встретились в 1910 году во Франкфурте-на-Майне в Психологическом институте, где Вертгеймер искал экспериментально ответ на вопрос о том, как строится образ восприятия видимых движений, а Келер и Коффка были не только испытуемыми, но и участниками обсуждения результатов опытов. В этих дискуссиях зарождались идеи нового направления психологических исследований.

Гештальтпсихология выступила против выдвинутого структурной психологией (В.Вундт, Э.Б. Титченер и др.) принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов. Идея о том, что внутренняя, системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей, была применена первоначально к экспериментальному изучению восприятия (преимущественного зрительного). Это позволило изучить ряд его важных особенностей: константность, структурность, зависимость образа предмета («фигуры») от его окружения («фона») и др. при анализе интеллектуального поведения была прослежена роль сенсорного образа в организации двигательных реакций. Построение этого образа объяснялось особым психическим актом постижения, мгновенного схватывания отношений в воспринимаемом поле.

Эти положения гештальтпсихология противопоставила бихевиоризму, который объяснял поведения организма в проблемной ситуации перебором «слепых» двигательных проб, случайно приводящих к удачному решению. При исследовании процессов человеческого мышления основной упор был сделан на преобразования («реорганизацию», новую «центрировку») познавательных структур, благодаря которому эти процессы приобретают продуктивный характер, отличающий их от формально-логических операций, алгоритмов и т.п.

Хотя идеи гештальтпсихологии и полученные ею факты способствовали развития знания о психических процессах (прежде всего разработке категории психического образа, а также утверждению системного подхода), её идеалистическая методология (восходящая к феноменологии) препятствовала детерминистскому анализу этих процессов. Психические «гештальты» и их преобразования трактовались как свойства индивидуального сознания, зависимость которого от предметного мира и деятельности нервной система представлялась по типу изоморфизма (структурного подобия), являющегося вариантом психофизического параллелизма.

 

Суть гештальтпсихологии:

1. Основные положения – утверждение, что исходными, первичными данными психологии являются целостные структуры, в принципе не выводимые из образующих гештальткомпонентов и не сводимые к ним. Гештальт представляет собой специфическую организацию частей, целое, которое нельзя изменить без его разрушения: свойства целого определяются самим целым, они вторичны. Гельштатам присущи собственные характеристики и законы.

2. Главная проблема и объяснительный принцип в гештальтпсихологии - целостность психологических структур. Предмет изучения - учение о целостности психических явлений. Метод исследования -феноменологическое описание, направленное на непосредственное и естественное наблюдение содержания своего восприятия, своего переживания, на выявление в сознании образных структур или целостностей.

3. Понятие «инсайта» - (от англ, понимание, озарение, внезапная догадка) - интелектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождение ее решения.

4. Многочисленные и тонкие экспериментальные исследования, проведённые преимущественно на процессах восприятия и мышления, доказали, что действительно психические образования обладают первичной целостностью. В основе практики лежала одна из двух сложных концепций мышления - либо ассоцианистская (обучение строиться на упрочнении связей между элементами), либо формально - логического мышления. Обе препятствуют развитию творческого, продуктивного мышления. У детей, обучающихся геометрии в школе на основе формального метода, несравненно труднее выработать продуктивный подход к задачам, чем у тех кто вообще не обучался.

ТЕОРИИ КУРТА ЛЕВИНА

Теорию, близкую к гештальтизму, но применительно к мотивам поведения, а не психическим образам (чувственным и умственным) развивал известный немецкий психолог Курт Левин (1890 - 1947). Он назвал ее "теорией поля".

· Понятие о "поле" было заимствовано им, как и другими гештальтистами, из физики и использовалось в качестве аналога гештальта.

· Курт Левин, разделяя подходы гештальтпсихологии, изучал социально-психологические проблемы личности, групповой дифференциации, типологии стиля общения. Он является автором работы "Теория поля и обучение" (1942).

· Потребность в его теории рассматривалась как динамическое состояние, возникающее у человека при осуществлении какого-нибудь намерения, действия. "Потребность - мотор человеческого поведения".

· К.Левин различал потребности:

а) истинные - потребность к труду, самоутверждению,и т.п.;

 б) квазипотребности - возникают у человека в данный момент, в данной ситуации; они - порождение динамически заряженной системы. Удовлетворение квазипотребностей состоит в разрядке ее динамического напряжения. Способ удовлетворения потребностей у каждого человека носит гибкий характер ввиду их разнообразного содержания.

· Удовлетворение потребности может приобрести характер замещающего действия. Это зависит от степени напряженности системы; недостижимость цели приводит к символическому замещению.

· Типы замещений:

а) эквивалентные замещения - когда достигается реальная цель, но другим путем;

б) замещения pars pro toto - выполнение деятельности идет в направлении первоначальной цели, но останавливается;

в) нереальные символические решения - человек при помощи воображения совершает идентичное требуемому действие с дости­жением цели. К.Левин различал внутреннюю и внешнюю цель деятельности. При этом эффективность замещения связана с достижением именно внутренней цели.

· К.Левин подчеркивал связь квазипотребности с предметом. "Вокруг нас существует мир предметов, которые обладают определенной валентностью". Он предложил говорить не отдельно о субъекте и психологическом окружении, а о включающем и то и другое "жизненном пространстве" индивида, в котором реализация возможностей человека определяется как поведение. Поведение детерминируется той конкретной целостностью, в состав которой входят и личность, и ее психологическое окружение.

· Цель образуется у человека на основе выбора заданий в некотором наличном "предметном поле" (это поле представлено набором задач различной трудности, которые предъявляются испытуемому извне). Тенденция к решению задач выступает в качестве средств при достижении внутренних целей субъекта, связанных с его достаточно высокими притязаниями в отношении результатов деятельности. За выбором заданий стоит особый процесс - образование цели. В качестве механизма целеобразования рассматривается процесс анализа и оценки заданий по параметрам валентности (ценности) и вероятности успеха.

· Большое внимание К.Левин уделял проблеме "групповых структур". Он изучал типы лидерства (демократическое, анархическое, авторитарное) и отвечающие им "групповые атмосферы". Внутригрупповые отношения различал на:

· а) неформальные - изначально присущие группе (симпатия, антипатия, покровительство и др.), которым принадлежит ведущая роль;

· б) отношения конкретной деятельности, в которую включается группа и которые лишь накладываются на неформальные.

· К.Левин разработал теорию "структуированности психологического окружения". Ее суть заключается в следующем: окружение личности имеет дифференцированную структуру и разделяется на отдельные области, определяющие эмоциональные и познавательные процессы. Это окружение "переструктуируется" при переходе, например, человека из одного возрастного периода в другой. Личность, по К.Левину, существует в "системе напряжений". Она перемещается в среде (жизненном пространстве), одни районы которой ее притягивают, другие - отталкивают.

· Следуя этой модели, Левин совместно с учениками провел множество экспериментов по изучению динамики мотивов. Один из них выполнила приехавшая с мужем из России Б.В.Зейгарник. Испытуемым предлагался ряд заданий. Одни задания они завершали, тогда как выполнение других под различными предлогами прерывалось. Затем испытуемых просили вспомнить, что они делали во время опытов. Оказалось, что память на прерванное действие значительно лучше, чем на завершенное. Этот феномен, получивший имя "эффекта Зейгарник", говорил, что энергия мотива, созданная заданием, не исчерпав себя (из-за того, что оно было прервано), сохранилась и перешла в память о нем.

· Другим направлением стало изучение уровня притязаний. Это понятие обозначало степень трудности цели, к которой стремится субъект. Ему предъявлялась шкала заданий различной степени трудности. После того как он выбрал и выполнил (или не выполнил) одно из них, у него спрашивали: задачу какой степени трудности он выберет следующей. Этот выбор после предшествующего успеха (или неуспеха) фиксировал уровень притязаний. За выбранным уровнем скрывалось множество жизненных проблем, с которыми повседневно сталкивается личность - переживаемые ею успех или неуспех, надежды, ожидания, конфликты, притязания и др.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 354.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...