Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 12. Драматургическая роль арий и ансамблей в цикле Gloria




 

Субъективное начало в отличие от Kyrie в Gloria сопоставлено и равноправно с коллективным духовным опытом. Арии составляют примерно половину цикла. В Мессе h-moll из 8 частей цикла Gloria – 3 арии и 1 дуэт, в Коротких мессах на 5 частей цикла – 3 камерных (арии и дуэты). Но драматургическая роль камерных частей в цикле Малых месс и Мессы h-moll различна. В Си-минорной мессе камерные номера рассредоточены и либо сопоставляются с хором, как, например, ария №5 "Laudamus te", либо идут подряд, но не образуют микро-цикла, а примыкают к другим композиционным единствам. Так, Ария альта №9 замыкает микро-цикл: №№7-9; а идущая следом Ария баса №10 готовит финальный хор.

Во всех Коротких мессах, напротив, арии и (или) дуэты помещаются в середину композиции и составляют ядро цикла. Тональности этих частей воссоздают традиционную логику тональных сопоставлений разработочных разделов барочных форм: №3 идет в доминантовой тональности, в №№ 4 и 5 – уход в субдоминантовую сферу. Так, в Мессе F-dur №3 дан в C-dur, №4 – в g-moll, №5 – d-moll; в Мессе g-moll, соответственно, d, B и Es-dur. (В обеих мессах в центре цикла только арии). Восстановление главной тональности в заключительном хоре и развернутые масштабы цикла Gloria позволяют уподобить его форму Большой барочной форме (термин Г. Кюрегян), где микро-цикл арий выполняет функции разработочного раздела. В отдельных мессах эта аналогия усиливается благодаря тяготению к слитности цикла, проявляющейся в смягченности цезур между номерами. Так, в Мессе Фа-мажор все части кроме Kyrie идут без перерыва, а цезура между №3 и №4 сглажена вторгающейся каденцией. Однако ясно оформленные заключительные кадансы, введение пауз и смена тональности и исполнительского состава создают ярко выраженную дискретность во временной организации цикла.

В Мессе g-moll все части идут с перерывом. Однако интонационные и текстовые связи №4 и №5, окончание арии №5 в Es-dur и начало хора Cum Sancto Spiritu в c-moll с постепенным переходом в главную тональность указывают на значительную роль процессуальности во временном потоке этой мессы. Дискретность и процессуальность, кристаллизация и движение в сопоставлении частей цикла воплощают множественность, динамику и континуальную непрерывность, отличающие баховскую трактовку канонического текста.

Группировка арий в микро-цикле в Коротких мессах связана с акцентуацией личностного духовного опыта в процессе богопостижения. Лютеранское учение о преодолении страдания Радостью, приятии мира "таким, как он есть, с его радостями и страданиями, с его ценностями и недостатками" (Хайлер), находит воплощение в сопоставлении глориозного и пассионарного модусов не столько в хорах, где концентрируется teologia-gloriae, сколько в ариях. По сравнению со Страстями арии месс более объективны. Значительную роль в них играют ораторские интонации и принципы организации формы, особенно в басовых ариях, например, в №3 из Мессы g-moll. Вслушивание в глубинные смыслы молитвенного слова подчеркивается как графической и числовой символикой при повторах отдельных слов, например, семикратное повторение сл. "miserere" арии №4 из Мессы F-dur, - так и вариантным прочтением одного и того же текста. Например – в Мессе g-moll аналогичные начала фраз (анафора) "Qui tollis" и окончания (эпифора) "Miserere nobis" (ст. 11-12) в ариях №4 и 5 распеваются по-разному. В Арии альта №4 "Domini Fili", начинающейся юбиляционным пассажем – славословием, ключевое слово – Miserere nobis. Весь стих: "Qui tollis peccata mundi, miserere nobis", - вводится в середине арии, повторяется в репризе и дан как единый интонационный комплекс lamento. Сгущение минорных тональностей (b-, es-moll) и введение фигуры Креста фокусирует пассионарный модус этой части. В Арии тенора "Qui tollis..." – ключевые слова: "suscipe deprecationem" ("прими моления наши"). Основная тема арии полна изящества, легкости и света (Es-dur). На этих словах вводится концертная каденция с плавным куполообразным рисунком мелодической линии (такты 10-12). Постепенное омрачение этих звучаний приводит к трагической кульминации на заключительных словах молитвы: "miserere nobis", - завершающих I часть арии (контрастно-составная форма из 2-х частей). По сравнению с арией №4 здесь эти слова распеты более экспрессивно, в оперно-ариозной манере и напоминают "Плач Петра" из Речитатива Евангелиста №18 из JP. Однако единый концертно-виртуозный стиль арии смягчает силу контраста по сравнению со Страстями. Эффекта театральной иллюстративности не возникает, а светлое чувство "отважной надежды на милость Бога" (Хайлер) господствует и закрепляется в заключительном хоре (Н. пр. 16, 17).

Аналогична и концепция Фа-мажорной мессы. Несмотря на господство минора и ламентозный тип тематизма, в ариях №4 и №5 (ст. 11-15) в целом господствует чувство возвышенного умиления и серьезности. Смягченность семантического комплекса, характерного для тем-оплакиваний: сопрано вместо альта в Qui tollis; легкая грация и танцевальность темы, тембр солирующей скрипки (а не обычной для таких арий флейты) в №5 "Quoniam", - переход без перерыва к следующему номеру создают устремленность всего микро-цикла арий к финальному хору, тема которого интонационно родственна предшествующей арии.

В католической по структуре Мессе h-moll Бах завершает гигантский цикл ярчайшим контрастом "слезной" арии альта Agnus Dei в g-moll с возвышенно-просветленным хором "Dona nobis pacem" (D-dur, двойная фуга-antiqua). Так, повторяя гимн благодарения (№6 "Gratias") из Gloria, создавая арку со славильной частью Мессы, Бах воплощает и в этом произведении лютеранскую идею единства teologia-crucis и teologia-gloriae. Как истинный лютеранин, Бах выступает в своих мессах "радостный и упрямый по отношению к творцу и сотворенному миру" (Лютер), а его духовно-религиозный опыт "доверчивой спонтанной веры в обыденной жизни" [29:325] находит воплощение в одном из самых универсальных музыкальных жанров – мессе.

 

Вопросы:

1. Какие особенности лютеранского представления о Боге воплощаются в цикле Gloria?

2. Чем отличается музыкальное прочтение текста Gloria от Kyrie, какие канонические традиции выдерживаются Бахом?

3. Какова музыкально-драматургическая роль начального и заключительного хоров Gloria, какие музыкальные формы для них характерны?

4. Что отличает глориозный стилистический комплекс Баха?

5. Как музыкально воплощается личностно-музыкальное начало в цикле Gloria?



Приложение 1.

Литература

 

  1. Аберт Г. В.А. Моцарт. Кн. I, II в 4-х томах. М.: Музыка, 1983.
  2. Апель В. Григорианский хорал // Григорианский хорал. Тр. МГК им П.И. Чайковского. - М., 1998. – С. 8-37.
  3. Архимандрит Никифор. Библейская энциклопедия. М., 1891. Репринт. - М.: Терра, 1991.
  4. Баранова Т.Б. Месса. // Музыкально-энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1991. - С. 340-341.
  5. Баранова Т.Б. Церковная музыка. Музыкальная энциклопедия в 6 т., т.6. - М.: Сов. энциклопедия, 1982. - С. 118-127.
  6. Библия. Московская Патриархия. М., 1983.
  7. Булучевский Ю., Фомин В. Старинная музыка. Словарь. - Л.: Музыка, 1974.
  8. Власенко Л. О содержании и произношении текстов мессы и реквиема. // Астрахань: АГК, 1998.
  9. Гоголь Н.В. Размышления о Божественной литургии. - М.: Современник, 1990. Репринт. СПб: Синодальная типография, 1894.
  10. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки: Ч.1. - М.: Гос. муз. изд-во, 1960.
  11. Друскин М. Пассионы и мессы И.С. Баха. - Л.: Музыка, 1976.
  12. Друскин М. И.С. Бах. - М.: Музыка, 1982.
  13. Друскин М. Очерки, статьи, заметки. - Л.: Сов. комп., ЛО, 1987
  14. Дубравская Т. История полифонии: В.2Б. – М.: Музыка, 1996.
  15. Евдокимова Ю. История полифонии: В.1. - М.: Музыка, 1983.
  16. Иоффе Г. Мистерия и опера. - Л.: ГМНИИ, 1937.
  17. Кириллина Л. Загадки Торжественной мессы Бетховена // Муз. Академия, – 2000/1. – С. 9-28.
  18. Кюрегян Т. Форма в музыке XVII – ХХ веков. - М.: ТЦ Сфера, 1998.
  19. Ландовска В. О музыке. - М.: Радуга, 1991.
  20. Ливанова Т. Музыкальная драматургия И.С. Баха и ее исторические связи: Ч.2. - М.: Музыка, 1980.
  21. Ливанова Т. Западно-европейская музыка XVII – XVIII вв. в ряду искусств. – М.: Музыка, 1977.
  22. Ливанова Т. История западно-европейской музыки до 1789 г., в 2-х кн.: кн. 1. – М.: Музыка, 1986.
  23. Назаренко И.А., Назаренко А.А. Глоссарий музыкальных терминов. – Краснодар: Изд-во Кубанского ГУ, 1992.
  24. о. Леон Дюфур К. Словарь Библейских терминов // о. А. Мень Православное богослужение. - М.: Слово/SLOVO, 1991. – С. 181-189.
  25. Протоиерей Мень А. Православное богослужение. - М.: Слово/SLOVO, 1991.
  26. Протопопов Вл. Принципы музыкальной формы Баха. – М.: Музыка, 1981.
  27. Стравинский И. Хроника моей жизни. - Л.: Гос. муз. изд-во, 1963.
  28. Теста Б. О таинствах церкви. - М.: Христианская Россия, 2000.
  29. Хайлер Ф. Религиозно-историческое значение Лютера. // Социо-Логос: В.1. - М.: Прогресс, 1991. – С. 315-344.
  30. Холопова В. Формы музыкальных произведений. – СПб: Лань, 1999.
  31. Холопов Ю. Месса. // Григорианский хорал. Тр. МГК им. П.И. Чайков-ского, в. 20 - М., 1993. – С. 39-65.
  32. Холопов Ю. Практические рекомендации к определению лада в старинной музыке // Старинная музыка. – М.: МГК, КСМ, 1999.
  33. Швейцер А. И.С. Бах. – М.: Музыка, 1964.
  34. Эйнштейн А. Моцарт. – М.: Музыка, 1977.
  35. Mosewius J.T. "Johann Sebastian Bach in seinen Kirchen-Cantaten und Choralgesangen". Berlin, 1845.
  36. Carol D.F. the Mass of the Western Rites. Sand/Company, 1934: URL: http://www.ewtn.com/library/LITURGY/MASS/TXT.
  37. Catholic Encyclopedia., 1910. URL: http://www.newadvent.org/cathen/.


Приложение 2.

Нотные примеры

 

Пример 1

Й. Гайдн. Nelson-Messe d-moll. Kyrie


Пример 1а

В.А. Моцарт. Missa brevis D-dur KV194. Kyrie



Пример 2

Д.П. да Палестрина. Missa de Feria. Kyrie


Пример 2а



Пример 2b

Л. ван Бетховен. Торжественная месса D-dur. Kyrie


Пример 3


Г. де Машо. Месса. Gloria


Пример 3а

Credo


Пример 4

Моцарт. Короткая месса D-dur KV194. Gloria

Пример 4а


Credo

 


Пример 5

И. Стравинский. Месса. Credo

 


Пример 6

Й. Гайдн. Harmonie-Messe. Credo


Пример 7


Й. Гайдн. Nelson-Messe. Sanctus

 


Пример 8

В.А. Моцарт. Месса c-moll. Sanctus

Пример 9

И.С. Бах. Короткая месса F-dur. Kyrie


Пример 9а

 

 

Пример 10

И.С. Бах. Короткая месса g-moll. Kyrie – оркестровая прелюдия


Пример 10а

 

И.С. Бах. Короткая месса g-moll. Kyrie – вокальные голоса

 


Пример 11

 

И.С. Бах. Месса h-moll. Kyrie I (вокальная тема)

Пример 12

И.С. Бах. Короткая месса g-moll. Kyrie II. Фуга


Пример 13

И.С. Бах. Короткая месса F-dur. Kyrie I. Литания

1-й сегмент                                               2-й сегмент


Пример 14


И.С. Бах. Короткая месса g-moll. Gloria

 

 

Пример 15


И.С. Бах. Короткая месса F-dur. Gloria

Пример 16


И.С. Бах. JP Речитатив Евангелиста

Пример 17

И.С. Бах. Короткая месса g-moll. Ария №5 «Qui tollis»


 


[1] Необходимо различать понятия "Таинства" и "обряда". Структура Таинства включает слово и действие , (обряд, пение). Но суть Таинства состоит в его сакральной функции: "Таинственный знак является спасительным событием как видимый знак, выводящий к невидимой благодати. <…> Действие устанавливает связь (разр. С.К.) с соответствующим лицом и спасительным подвигом Иисуса Христа [28:65].

[2] Цит. по Хайлер Ф. Религиозно-историческое значение Лютера // Социо-Логос, в.1. – М.: Прогресс, 1991. – С. 441-442.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...