Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 12. Драматургическая роль арий и ансамблей в цикле Gloria ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Субъективное начало в отличие от Kyrie в Gloria сопоставлено и равноправно с коллективным духовным опытом. Арии составляют примерно половину цикла. В Мессе h-moll из 8 частей цикла Gloria – 3 арии и 1 дуэт, в Коротких мессах на 5 частей цикла – 3 камерных (арии и дуэты). Но драматургическая роль камерных частей в цикле Малых месс и Мессы h-moll различна. В Си-минорной мессе камерные номера рассредоточены и либо сопоставляются с хором, как, например, ария №5 "Laudamus te", либо идут подряд, но не образуют микро-цикла, а примыкают к другим композиционным единствам. Так, Ария альта №9 замыкает микро-цикл: №№7-9; а идущая следом Ария баса №10 готовит финальный хор. Во всех Коротких мессах, напротив, арии и (или) дуэты помещаются в середину композиции и составляют ядро цикла. Тональности этих частей воссоздают традиционную логику тональных сопоставлений разработочных разделов барочных форм: №3 идет в доминантовой тональности, в №№ 4 и 5 – уход в субдоминантовую сферу. Так, в Мессе F-dur №3 дан в C-dur, №4 – в g-moll, №5 – d-moll; в Мессе g-moll, соответственно, d, B и Es-dur. (В обеих мессах в центре цикла только арии). Восстановление главной тональности в заключительном хоре и развернутые масштабы цикла Gloria позволяют уподобить его форму Большой барочной форме (термин Г. Кюрегян), где микро-цикл арий выполняет функции разработочного раздела. В отдельных мессах эта аналогия усиливается благодаря тяготению к слитности цикла, проявляющейся в смягченности цезур между номерами. Так, в Мессе Фа-мажор все части кроме Kyrie идут без перерыва, а цезура между №3 и №4 сглажена вторгающейся каденцией. Однако ясно оформленные заключительные кадансы, введение пауз и смена тональности и исполнительского состава создают ярко выраженную дискретность во временной организации цикла. В Мессе g-moll все части идут с перерывом. Однако интонационные и текстовые связи №4 и №5, окончание арии №5 в Es-dur и начало хора Cum Sancto Spiritu в c-moll с постепенным переходом в главную тональность указывают на значительную роль процессуальности во временном потоке этой мессы. Дискретность и процессуальность, кристаллизация и движение в сопоставлении частей цикла воплощают множественность, динамику и континуальную непрерывность, отличающие баховскую трактовку канонического текста. Группировка арий в микро-цикле в Коротких мессах связана с акцентуацией личностного духовного опыта в процессе богопостижения. Лютеранское учение о преодолении страдания Радостью, приятии мира "таким, как он есть, с его радостями и страданиями, с его ценностями и недостатками" (Хайлер), находит воплощение в сопоставлении глориозного и пассионарного модусов не столько в хорах, где концентрируется teologia-gloriae, сколько в ариях. По сравнению со Страстями арии месс более объективны. Значительную роль в них играют ораторские интонации и принципы организации формы, особенно в басовых ариях, например, в №3 из Мессы g-moll. Вслушивание в глубинные смыслы молитвенного слова подчеркивается как графической и числовой символикой при повторах отдельных слов, например, семикратное повторение сл. "miserere" арии №4 из Мессы F-dur, - так и вариантным прочтением одного и того же текста. Например – в Мессе g-moll аналогичные начала фраз (анафора) "Qui tollis" и окончания (эпифора) "Miserere nobis" (ст. 11-12) в ариях №4 и 5 распеваются по-разному. В Арии альта №4 "Domini Fili", начинающейся юбиляционным пассажем – славословием, ключевое слово – Miserere nobis. Весь стих: "Qui tollis peccata mundi, miserere nobis", - вводится в середине арии, повторяется в репризе и дан как единый интонационный комплекс lamento. Сгущение минорных тональностей (b-, es-moll) и введение фигуры Креста фокусирует пассионарный модус этой части. В Арии тенора "Qui tollis..." – ключевые слова: "suscipe deprecationem" ("прими моления наши"). Основная тема арии полна изящества, легкости и света (Es-dur). На этих словах вводится концертная каденция с плавным куполообразным рисунком мелодической линии (такты 10-12). Постепенное омрачение этих звучаний приводит к трагической кульминации на заключительных словах молитвы: "miserere nobis", - завершающих I часть арии (контрастно-составная форма из 2-х частей). По сравнению с арией №4 здесь эти слова распеты более экспрессивно, в оперно-ариозной манере и напоминают "Плач Петра" из Речитатива Евангелиста №18 из JP. Однако единый концертно-виртуозный стиль арии смягчает силу контраста по сравнению со Страстями. Эффекта театральной иллюстративности не возникает, а светлое чувство "отважной надежды на милость Бога" (Хайлер) господствует и закрепляется в заключительном хоре (Н. пр. 16, 17). Аналогична и концепция Фа-мажорной мессы. Несмотря на господство минора и ламентозный тип тематизма, в ариях №4 и №5 (ст. 11-15) в целом господствует чувство возвышенного умиления и серьезности. Смягченность семантического комплекса, характерного для тем-оплакиваний: сопрано вместо альта в Qui tollis; легкая грация и танцевальность темы, тембр солирующей скрипки (а не обычной для таких арий флейты) в №5 "Quoniam", - переход без перерыва к следующему номеру создают устремленность всего микро-цикла арий к финальному хору, тема которого интонационно родственна предшествующей арии. В католической по структуре Мессе h-moll Бах завершает гигантский цикл ярчайшим контрастом "слезной" арии альта Agnus Dei в g-moll с возвышенно-просветленным хором "Dona nobis pacem" (D-dur, двойная фуга-antiqua). Так, повторяя гимн благодарения (№6 "Gratias") из Gloria, создавая арку со славильной частью Мессы, Бах воплощает и в этом произведении лютеранскую идею единства teologia-crucis и teologia-gloriae. Как истинный лютеранин, Бах выступает в своих мессах "радостный и упрямый по отношению к творцу и сотворенному миру" (Лютер), а его духовно-религиозный опыт "доверчивой спонтанной веры в обыденной жизни" [29:325] находит воплощение в одном из самых универсальных музыкальных жанров – мессе.
Вопросы: 1. Какие особенности лютеранского представления о Боге воплощаются в цикле Gloria? 2. Чем отличается музыкальное прочтение текста Gloria от Kyrie, какие канонические традиции выдерживаются Бахом? 3. Какова музыкально-драматургическая роль начального и заключительного хоров Gloria, какие музыкальные формы для них характерны? 4. Что отличает глориозный стилистический комплекс Баха? 5. Как музыкально воплощается личностно-музыкальное начало в цикле Gloria? Приложение 1. Литература
Приложение 2. Нотные примеры
Пример 1 Й. Гайдн. Nelson-Messe d-moll. Kyrie Пример 1а В.А. Моцарт. Missa brevis D-dur KV194. Kyrie Пример 2 Д.П. да Палестрина. Missa de Feria. Kyrie Пример 2а Пример 2b Л. ван Бетховен. Торжественная месса D-dur. Kyrie Пример 3а Credo Моцарт. Короткая месса D-dur KV194. Gloria Пример 4а
И. Стравинский. Месса. Credo
Пример 6 Й. Гайдн. Harmonie-Messe. Credo Пример 7
Пример 8 В.А. Моцарт. Месса c-moll. Sanctus Пример 9 И.С. Бах. Короткая месса F-dur. Kyrie
Пример 10 И.С. Бах. Короткая месса g-moll. Kyrie – оркестровая прелюдия И.С. Бах. Короткая месса g-moll. Kyrie – вокальные голоса
Пример 11 И.С. Бах. Месса h-moll. Kyrie I (вокальная тема) Пример 12 И.С. Бах. Короткая месса g-moll. Kyrie II. Фуга И.С. Бах. Короткая месса F-dur. Kyrie I. Литания 1-й сегмент 2-й сегмент Пример 14
Пример 15 Пример 16 Пример 17 И.С. Бах. Короткая месса g-moll. Ария №5 «Qui tollis»
[1] Необходимо различать понятия "Таинства" и "обряда". Структура Таинства включает слово и действие , (обряд, пение). Но суть Таинства состоит в его сакральной функции: "Таинственный знак является спасительным событием как видимый знак, выводящий к невидимой благодати. <…> Действие устанавливает связь (разр. С.К.) с соответствующим лицом и спасительным подвигом Иисуса Христа [28:65]. [2] Цит. по Хайлер Ф. Религиозно-историческое значение Лютера // Социо-Логос, в.1. – М.: Прогресс, 1991. – С. 441-442. |
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 227. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |