Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 6. Песнопения Ординария.




 

В отличие от Проприя, гимны которого сопровождают обряды, а тексты опираются на Псалтирь или поэтические сочинения Новозаветных авторов, Ординарий - это цикл молитв. Не связанные с ритуалом или чтением напрямую (за исключением Agnus Dei), гимны Ординария сопряжены с ними и песнопениями Проприя и вне этих связей адекватно восприняты быть не могут. 

Молитва в христианском богослужении трактуется как «словесная жертва», «возношение ума и сердца человека к Богу» [3:484]. Это чистое sacri - начало и конец всего богослужения. Молитва - это не только «поэтическая форма выражения мыслей и чувств человека к Богу» [8:11], но и строго выдержанная структура. Образцом для христиан стала Молитва Господня «Отче наш» (Pater Nostre), дарованная Иисусом Христом в Нагорной проповеди. (Мф. VI : 7). Форма этой молитвы состоит из трех разделов. Возглашение - призывание, семь прошений и славословие [3:484]. Эта структура, независимо от содержания и количества прошений, сохраняется во всех христианских молитвах.

Цикл Ординария складывался постепенно. Тексты - более древнего происхождения и поначалу читались в других службах. В Римскую мессу в виде напевов они вошли не раньше V века. Наиболее поздний - Agnus Dei - был введен на рубеже VII – VIII веков. Первый образец сгруппированных песнопений Ординария: Kyrie, Gloria, Sanctus, Agnus Dei, - встречается в Доминиканском Gradual 1254 г. [2 : 34]. Credo в нем еще нет.

С этого времени можно говорить об осмыслении Ординария как литургического цикла песнопений. Напевы подбирались священнослужителями согласно церковному календарю (Отсюда название - «Kyrie 8 тона…»). Тексты же оставались неизменными. Высший сакральный смысл мессы концентрируется в этих гимнах, постепенно заменяющих обряд и читаемое Слово. Центр тяжести смещается с Проприя на Ординарий. Предназначенное для усиления и конкретизации воплощения в звуке молитвенных состояний верующих - ликования, благодарения, мистического ужаса и мольбы о помиловании, богослужебное пение становится воплощением всего процесса Богопостижения. К середине XIV века складывается не только круг поющихся молитв, но и стилевые особенности  этих гимнов, и методы объединения их в единый музыкальный цикл. Первым примером такой мессы может служить Месса Гийома де Машо, написанная для коронации Карла V в Реймсе (1364 г.) - «коронационная», «торжественная» (лат. Solemnis) Месса. Две другие мессы XIV века, дошедшие до нашего времени, из-за стилевой неоднородности вряд ли можно считать музыкальным циклом, хотя литургический цикл в них выдерживается. По мнению исследователей, эти мессы собраны из произведений разных авторов. [15:174] К XVI веку слово «Месса» начинают отождествлять с циклом Ординария. Месса становится ведущим музыкальным жанром. Большинство месс композиторов Нидерландской школы, Палестрины и Монтеверди выдержаны в этом жанре - Missa Solemnis - Торжественная месса. Однако процесс «омузыкаливания» литургического действа не привел к утрате сакрально-символического смысла богослужения. В виде музыкального жанра месса оставалась и остается исполнена высшего духовно-религиозного содержания с выдержанными индивидуальными особенностями и литургическими функциями каждой из частей. 

Kyrie eleison (c греч. «Господи, помилуй») - наиболее древнее из песнопений Ординария. Сохранение звучания греческого языка усиливает торжественность начала цикла. (В православии песнопения на греческом также звучат в особо торжественных случаях, по праздникам и при архиерейском служении). Это единственное песнопение Ординария мессы на греческом. Поскольку текст молитвы поначалу включал только одну фразу, в ней совмещаются возглашение и прошение. Славословия в этой молитве нет. Однако древняя традиция античности возгласом Kyrie eleison приветствовать римских императоров [31:44] определила возможность торжественных и "веселых" Kyrie, например - в Нельсон – мессе Гайдна и Короткой мессе D – dur Моцарта. (Н. пр. 1, 1а)

Обычай пения этой короткой молитвы восходит ко временам ранних христиан - усердным всеобщим молениям под названием «ектенья». Они строились по принципу антифона. Священник возглашал, о чем молимся, а паства отвечала краткой молитвой. В отличие от Православия, где  этот тип молений составляет стержень любого богослужения, в Западной Церкви он давно исчез. Отчасти опыт ектений был освоен в литаниях - молитвенных шествиях с многократным повторением возгласа «Господи, помилуй», обращенного  к Богородице и (или) Иисусу Христу. 

Акцентуация обращения к Иисусу Христу была усилена введением Папой Григорием I в VII веке еще одной строки - Christe eleison. Таким образом, в Kyrie сразу создается христоцентрическая направленность богослужения, присущая Западной Церкви в целом. С появлением тропов (VIII – IX века) в Kyrie могли быть вставлены дополнительные строки. Следы тропов сохранились в названиях напевов - «Kyrie Cunctipotens». K IX веку было регламентировано количество возгласов, приобретшее символическую форму трижды троичности. 

Напевы средневековых Kyrie умеренно мелизматического склада [2:31], что указывает на их древнее греческое происхождение. Традиции юбиляционных вставок сохраняются на протяжении всей истории развития мессы, вплоть до наших дней. Обычно распевается строка «Christe eleison». Даже в тех случаях, когда эта фраза не выделяется в самостоятельный раздел формы, она подчеркнута рельефной сменой материала. (Н. пр. 2, 2а, в).

Gloria (лат. Слава) поется перед Чтением Священных книг. В основе песнопения молитва ангелов (Himnus Angelicus) или Вифлеемская молитва, воспетая ангелами в знак Рождества Христова: «Gloria in exelsis…». Текст взят из Евангелия от Луки (Лк 2 : 14). Его членение в Римской мессе отличается от Восточной традиции. Это двучлен: «Слава в вышних Богу / И на земле мир в людях доброй воли». Смысловой акцент второй строки падает на слова «Et in terra pax» - «И на земле мир» (В Православии иное - трехчленное оформление текста: «Слава в вышних Богу / И на земли мир / В человецех благоволение», что связано с особым почитанием Святой Троицы). 

Молитва ангелов расширена хвалитной частью текста из восьми строк, начиная со слов: «Laudamus Te» («Хвалим тебя»), - и христологической - со слов «Domini Fili» («Господи Сыне»). Обращение к Святой Троице: «Domini Deus», дополнено просительно-покаянной молитвой «Qui tollis…» (Который несет (грехи мира)) к Иисусу Христу. Обращение к Иисусу Христу усиливает христоцентрическую направленность мессы, намеченную в Kyrie. Завершает гимн славословие Единого Бога - «Quoniam tu solis» (Так как Ты один). Полный текст Gloria из восемнадцати строк сложился лишь в IX веку в монастыре Сен-Галлен и был канонизирован. Структура гимна обычно трехчастна. В центре композиции личностно-покаянная часть «Qui tollis». В мессах Нового времени Gloria может быть контрастно-составной или циклической, но торжественно-сосредоточенное начало и славословие в конце как правило сохраняются. 

Credo (Верую) - «Simbolum Nicenium» - Никейский символ веры, утвержденный Никейским собором 325 года. Составителем Credo считается Есевий Кессарийский. Поют этот гимн после чтения Евангелия. В девятнадцати строках текста излагаются основные вероучительные истины. На христианском Востоке эта молитва вошла в литургию в VI веке. В Римской мессе Credo утвердилось лишь в 1014 году. В католический текст молитвы были внесены изменения. На Толедских соборах 589 и 809 годов к первоначальному тексту «Et in Spiritum, Dominum et vivicatem qui ex Patri…» - «И во Духа Святого, от Отца…», - было добавлено слово «Filio» (и Сына) - «procedi» («исходящего»). Дополнение это радикально изменило суть догмата о Святой Троице, что привело к расколу христианства на Восточное (с центром в Константинополе) и Западное (с центром в Риме). С этими расхождениями в истолковании Символа веры и связано позднее введение Credo в Римскую мессу. Другая, важная для музыкантов, причина позднего освоения этой молитвы в певческом "репертуаре" Мессы - требование Церкви к соблюдению масштабной соразмеренности этой поющейся молитвы с читаемой и менее развернутой молитвой Pater Noster (Отче Наш) [37].

Текст молитвы группируется. В общехристианском Credo 12 частей. В авторских сочинениях более позднего времени эта группировка может быть изменена, но числовая символика сохраняется.  Так, в Высокой мессе И.С. Баха девять частей, в мессе c-moll В.А. Моцарта - семь. Сложилась традиция вычленения христологической части текста в микроцикл, также подчиненный числовой символике (троичности). Например, в мессе Баха h-moll. 

Догматический смысл Credo в музыке Нового времени подчеркивается и собственно музыкальными приемами - введением цитат грегорианского хорала или их стилизацией (Бах, Бетховен) и сложной контрапунктической техникой полифонических разделов, которых в этой части особенно много. Последнее связано с исторически сложившейся традицией трактовки полифонии как жанрового стиля (термин А. Сохора), функцией которого становится процесс Богопостижения.

Являющие начало  и конец Службы Слова, Gloria и Credo обычно идут силлабически (звук - слог). Первую фразу в этих молитвах гимна возглашает священник. Поэтому в авторских мессах эти части обычно начинаются со второй строки текста.  Традиция эта устойчива и сохранилась до Моцарта. Среди подобных решений начала этих гимнов мессы Г. де Машо, Палестрины (месса Victimae e coelli), Короткая месса D-dur KV194 Моцарта. В тех случаях, когда Credo начинается с первой фразы, тема обычно звучит строгой псалмодией, что напоминает об общинном звучании (и назначении) этой молитвы (нотные примеры 3 - 6).

Sanctus - троекратное «Свят». Это один из самых древних Ветхозаветных гимнов. Текст заимствован из Книги пророка Исайи (6 : 3) VIII века до н. э. В видении пророка рассказывается о Серафимах - шестокрылых огненных ангелах, летавших вокруг Престола Господня и возглашавших: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» Саваоф (др. евр.) - одно из Ветхозаветных Имен Бога - «Владыка сил и небесных воинств». В Новом Завете это имя встречается только дважды (Посл. Р. 9 : 29 и Соборн. посл. Иакова 5 : 4). Истолковывается оно как «беспредельное величие Божие, его владычество над всем сотворенным и его Слава. Он владыка всего, всемогущ и всесилен. Ему покорствует и его прославляет вся природа» [3:614]. С этим связано особое величие гимна – славословия Вселенского масштаба.

Вторая часть текста - Benedictus («Благословен грядый во Имя Господня») - переистолковывает текст в духе Нового Завета. В этой части прославляют Иисуса Христа словами «Осанна в вышних». Hosanna - от др. евр. «оса» - «шава» - «быть свободным» и «на» - усиление глагола. [8:24] Традиционный перевод - «Спаси, помоги нам» и метафорическое «Да здравствует на небесах!» нивелируют важный смысловой оттенок этого слова. Точнее было бы - «Освободи!», «Свобода на небесах». Литургическая функция вершины восхождения и обрядовая жизнь слова «Hosanna» это подтверждает. В древнееврейской традиции оно связано с праздником Кущей. Это возглашение народа, проходившего вокруг жертвенника и сплетавшего ветви для кущи. Священники возглашали его при вознесении жертв. В Псалтири слово осанна встречается в Псалме Cвятой Пасхи. Традиция возглашения «Hosanna» сохранилась в приветствии пилигримов, приходящих в Иерусалим в дни Пасхи. В Новом Завете этим словом народ приветствовал Иисуса Христа при въезде в Иерусалим. (Мф. 21 : 9) [3:536]. Тем самым подчеркивалось мессианское (Христос - переведенное на греческий Мессия, Спаситель, Помазанник) и Жертвенное предназначение Иисуса Христа. 

Среди других гимнов Ординария Sanctus отличает библейская безмерность. У Баха это двойной шестиголосный хор в Sanctus и 8-голосный в Hosanna. У Гайдна и Моцарта Adagio с неторопливо-завороженным разворотом темы, рождающим ощущение космической беспредельности (Н. пр. 7,8). Очень важную роль в этом гимне играет троичная символика, которая прослеживается в троекратном Свят и в структуре в целом. Возглашение «Hosanna» вводится дважды - перед и после Benedictus, что создает трехчастность и во второй части микроцикла «Sanctus». Именно так трактует эту форму Бах в мессе h-moll, повторяя «Hosanna» d. c. после Benedictus. Sanctus - финал центральной части мессы - Евхаристического канона, его вершина и кульминация.

Agnus Dei (Агнец Божий) - единственное песнопение Ординария, напрямую связанное с обрядом. Оно сопровождало обряд Преломления хлебов, предшествующий Причастию. Особое значение этого гимна подчеркнуто чтением молитвы Отче наш, предшествующей обряду. В основе текста Agnus строка из Евангелия от Иоанна «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира» (1 : 19), слова, которыми Иоанн Креститель приветствовал Иисуса Христа перед Крещением. Текст молитвы повторялся трижды: «Agnus Dei qui tollis pecata mundi». Позднее при втором возглашении добавилось «Помилуй нас» (лат. Miserere), а при третьем - «Даруй нам мир» («Dona nobis pacem»). Нетрудно заметить, что текст этого гимна репризирует Kyrie и Gloria. Как и в Kyrie, это одно возглашение и мольба о помиловании, только на латыни. Прошение о мире напоминает о Gloria (et in terra pax - и на земле мир). К тому же этой строкой пение Gloria начиналось. Напомним, что первую фразу возглашал священник. Но в отличие от Kyrie в Agnus акцентируется личностная окрашенность. Отсюда простота и ясность структуры средневековых напевов. «При совпадении основного правила средневековой монодии - новый текст - новая музыка, она (структура) всегда индивидуальна» (разрядка С. К.). [30:64]

Поскольку завершающий Ординарий гимн «Ite missa est» в дни Великого поста заменяется на Benedicamus либо не поется вовсе, Agnus стал заключительным песнопением цикла. Структура его в авторских сочинениях отражает логику текста. Часто это контрастно-составная форма, где  в I части акцентируется слезный мотив Невинной Жертвы, а во II - идея общности, «благоволения».

В жизни Церкви мессы различают в соответствии со служебным статусом богослужения: Папская (или понтификальная) месса, епископальная и так далее, - совпадающие с рангом праздника. В зависимости от этих обстоятельств меняется и соотношение музыки и Слова. Различают мессы читаемые – Missa lecta, Low Mass ("малая месса") и мессы с музыкой. Церковь разделяет мессы также в соответствии с их конкретным назначением, например – Коронационная Месса, Обетная Месса (Volitum Missa). Это мессы, не связанные с церковным календарем. Примером Коронационной Мессы может служить Месса Нотр-Дам Г. де Машо. Обетной – Месса c-moll Моцарта. Коронационная Месса C-dur KV317 написана Моцартом по обету и в честь дня чудесного увенчания короной иконы Богоматери. В связи с этой легендой Эйнштейн определяет ее как Мессу Девы Марии [34:322].

Гимнический Ординарий всегда предполагает музыку к воскресной или праздничной службе. Поскольку это цикл постоянных, не подчиненных церковному календарю текстов, связь гимнов Ординария с конкретными праздниками опосредована, либо вовсе не прослеживается.

Но независимо от ранга праздника и Missa-brevis, и Missa-solemnis, - мессы с Таинством Евхаристии. Вечностное "Празднование Бога" [28:167] в музыке Мессы проявляется независимо от степени композиторской свободы. В католической традиции короткие Мессы включают все части Ординания, либо это двух- или трехчастные композиции (Kyrie, Gloria, иногда Credo). Более значительная роль музыки в торжественном богослужении обусловила и дифференциацию музыкальных подвидов Мессы – "Missa-brevis" и "Missa-solemnis". Праздничное проявляется в музыке Мессы в большем богатстве музыкального убранства, "нарядности" гимнов, масштабности исполнительского состава и разворота формы, сложности и богатстве контрапунктических приемов развития в полифонических разделах. Не случайно большая часть авторских месс, начиная с Г. де Машо, это Misse-Solemnis. Критическое отношение многих исследователей к мессам Гайдна и Моцарта во многом вызвано не скромностью достоинств музыки, а недооценкой ее предназначения. Упреки в светскости стиля, свободе обращения с текстом кажутся несправедливыми, если обратить внимание на праздничный модус Мессы. Им объясняется и бóльшая степень свободы в мессах Моцарта по сравнению с его же Вечернями и Литаниями, и радостно-торжественный, энергичный эмоциональный тонус многих моцартовских и гайдновских месс. Так в архитектонике цикла Ординария осуществляется идея Спасения через Голгофскую Жертву и подражание Христу, что и делает мессу «объективированным в своей символичности актом, поднимающим от единичного и преходящего ко всеобщему и вечному» [18:192]

 

Вопросы:

1. Какие обряды сопровождают следующие песнопения: Интроит, офферторий, Communio?

2. Где поются Gradual, секвенции, тракты, аллилуии?

3. В чем отличие заупокойной мессы от обычной, как она называется?

4. Какие тексты и на каких языках положены в основу цикла Ординария?

5. С какого времени Месса начинается существовать как музыкальный жанр? Перечислите композиторов, писавших мессы.

6. Почему гимны Gloria и Sanctus называют гимнами ангелов? Откуда взяты их тексты?

7. Какие типы мелодий характерны для гимнов Kyrie eleison, Gloria, Credo?

8. Чем отличается Missa-brevis от Missa-solemnis?










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 259.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...