Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЧАСТЬ II. КОРОТКИЕ МЕССЫ И.С. БАХА




РАЗДЕЛ III.

ГЛАВА 4. КОНЦЕПЦИЯ МЕССЫ В СВЕТЕ ЛЮТЕРАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ

 

Несмотря на то, что духовный опыт Реформации и формирование новых конфессий порождают множественность представлений о сакральном в культуре Нового времени, месса как музыкальный жанр, воплощающий опыт мистического единения человека с Богом, по-прежнему сохраняет приоритетное значение в иерархии духовных жанров. Важнейшую роль в сохранении и развитии мессы сыграло лютеранство - единственная из протестантских конфессий, не отказавшаяся от духовно-музыкального наследия прошлого. Ярким примером преемственности традиций католицизма и лютеранства может служить факт привлечения Лютером к музыкальному оформлению богослужения крупнейшего композитора XVI века Орландо Лассо. Вершинным художественным явлением эпохи Нового времени, в котором синтез музыкальных традиций католицизма и лютеранства приводит к новой трактовке этого музыкального жанра, стали мессы Баха. Показательно, что к мессе - литургическому жанру, общему для всех христианских конфессий, Бах обращается в последний период творчества, когда интересы композитора были сосредоточены в области крупных форм. К этому времени Бах перестает писать кантаты, им уже написаны Страсти и три последние оратории - Рождественская, Пасхальная и Оратория Вознесения [11:107]. Универсальный жанр мессы, разработанный в творчестве композиторов Возрождения и Барокко, отвечал творческим и духовным устремлениям композитора в последние годы жизни. Подобно поискам "чистых форм" в области инструментальных жанров, завершившимся созданием " Музыкального приношения" и "Искусства фуги", создание Месс знаменовало поворот в области культовых жанров в творчестве Баха.

Обстоятельства, связанные с появлением этих сочинений, хорошо известны, поэтому напомним лишь некоторые факты. В поисках высокого покровительства, необходимого для укрепления своего положения в борьбе с лейпцигским магистратом, Бах в 1733 году лично отвозит в Дрезден первые две части Мессы си-минор в дар курфюрсту Саксонскому Августу III. В 1736-1737 годах, когда звание придворного композитора было получено и положение Баха укрепилось, в знак благодарности Бах дарит курфюрсту , ставшему к тому времени и королем Польским, четыре Короткие мессы [11:115-116]. В этой истории, выглядящей для нашего времени как суетный-обыденный в современном бытовом значении этого слова эпизод, действия Баха, если на них взглянуть с позиций его эпохи, далеки от повседневной суеты. Ревностный лютеранин, для которого идея богоизбранности, центральная для всех протестантских конфессий, была жизнеполагающей, Бах видел свое предназначение в создании музыки во Славу Бога. Получение звания делало положение Баха независимым от лейпцигских властей, открывало возможность привлечения более профессиональных музыкантов, а также исполнения новых сочинений в Дрездене.

       Исполнительские силы в этом городе были намного лучше, чем в Лейпциге [11:112], так как, хотя земли Саксонии были протестантскими, двор оставался католическим [17:13]. Значит, и музыкальное оформление богослужения было более торжественным. По предположению ученых, Бах планировал исполнить Мессу си-минор на открытии нового храма в этом городе [там же]. Появление Коротких месс Швейцер так же связывает с Дрезденом [33:554].

В церкви мессы Баха никогда не звучали. Причины этого кроются не только в большой сложности и масштабах произведений. Кантаты, на основе которых Бах создал Короткие мессы и Страсти, не уступающие по сложности Мессе си-минор, во время богослужения звучали неоднократно. По-видимому, музыка баховских месс не соответствовала сложившимся традициям обиходной практики каждой из конфессий. Ограничивая первоначальный вариант Мессы си-минор только Kyrie и Gloria, но создавая все мессы в торжественном стиле, Бах ориентируется на оба типа богослужения - лютеранского и католического.

Не востребованная Церковью, самодостаточная музыка баховских месс привлекла к себе внимание значительно позднее в среде музыкантов и любителей музыки, Интерес к Мессе h-moll возникает во второй половине XVIII века. Части из Мессы исполнялись в артистических кружках Вены, наряду с произведениями Гайдна и Бетховена. Короткие мессы стали известны лишь в XIX в. Из немецких исследователей первым обратил внимание на эти произведения музыковед XIX века Мозевиус, составивший перечень кантат, использованных в мессах, и проанализировавший их. Первым российским автором, высоко оценившим Короткие мессы и высказавшим сожаление в связи с редким звучанием этой музыки, был М. Друскин [11:150]. Отдельные части месс в качестве эталонных баховских форм анализирует В. Протопопов.

Одна из причин отсутствия интереса к этим произведениям кроется в критическом отношении к ним А. Швейцера, авторитет которого повлиял   на оценку Малых месс великого мастера музыкантами последующих поколений. Недооценка этих сочинений мотивировалась тем, что в значительной степени музыкальный материал Коротких месс представляет собой автопародии [33:555; 22:175].

В настоящее время вопрос о ценности произведении, созданных методом пародии - одним из ведущих принципов поэтики эпохи Барокко, уже не обсуждается. Достаточно напомнить, что из 24 номеров Высокой мессы Баха "примерно две трети - пародии" [12:257]. Проблема не в том, что в произведении используется уже звучавшая ранее музыка, а в том, как она освоена в новом ситуационном и художественном контексте. Этим обусловлен и спектр вопросов, определяющий основные линии исследования в данном разделе:

1 -   чем отличаются духовные традиции лютеранства от католичества и каковы особенности их освоения в повседневной практике Лютеранской Церкви;

2 -   как взаимодействуют и в чем проявляются католические к лютеранские традиции в музыкальном оформлении богослужения;

3 -   какую функцию выполняет кантата в лютеранском богослужении;

4 -   как меняется литургическая функция музыки в результате изменения жанра (вместо кантаты – месса);

5 -   как соотносятся и взаимодействуют канонические принципы и современная Баху стилистика в структурно-музыкальных особенностях месс.

Круг примеров будет ограничен контрастными по стилю и образному строю Короткими мессами Фа-мажор и соль-минор и Мессой си-минор.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 367.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...