Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 8. Лингвистические особенности немецкой Messe




 

       Текст двух древнейших молитв, составивших корпус немецкой Messe, сложился во времена первохристианства. Обращение в богослужении к истокам традиции и общеевропейскому церковному языку – латыни – позволило Лютеру не только сохранить выработанный в веках архетип священного, но и усилить торжественность ритуала благодаря контрасту "таинственного" – непонятного, и потому загадочного слова латинских и греческих песнопений и привычной речи на национальном языке в остальных моментах службы.

Обычай петь Kyrie дважды – хором по-латыни и паствой на немецком [31:44], вариативность ответов на традиционно католическое возглашение священником 1-й строки Gloria пением хором по-латыни 2-й строки, либо паствой по-немецки хорала "Allen Gott der Hoh sei Her" [33:92] – создавали единство священного пространства храма и мирского пространства конгрегации. Для лютеранского ритуала, отказавшегося от обрядов, это открывало пути к вовлечению прихожан в процесс богослужения. Порой хор и паства объединялись в совместном пении. Паства исполняла тему хорала в нижнем голосе, а хор вел ее фигурированный вариант [16].

Вместе с латынью в немецком богослужении осваиваются и католические традиции распевания молитвенного текста. Инвариант музыкального оформления РКМ, положенный в основу западного богослужения, в лютеранстве в значительной степени сохраняется. Группировка строк молитв, типы мелодий при распевании отдельных слов, хоровое или сольное (ансамблевое) исполнение этих мелодий, регламентированные выработанной на протяжении полутора тысяч лет традицией, устойчивы и в лютеранской композиторской практике.

Однако, надо учитывать, что отношение к каноническому тексту в лютеранской церкви, изначально столкнувшейся с необходимостью перетекстовок при переводе богослужения на немецкий язык, более свободно, чем в католичестве. Во времена Баха ради глубинного смысла слова при музыкальном его воплощении допускались нарушения просодии и синтаксического строя вербального текста [12:186].

Бах хорошо знал латынь [13:182]. По воспоминаниям Ф.Э. Баха, к каноническому тексту он относился "жертвенно и сообразно смыслу целого" [12:189]. Абстрагированные тексты мессы в его музыке обретают богатейший спектр оттенков и смыслов, не разрушающих, а обогащающих универсальность священного. Идя вглубь текста, раскрывая тончайшие оттенки смыслов, заключенных в молитвенном слове, Бах создает образы сакрального, исполненные библейского величия и субъективных психологических движений, рожденных правдивым религиозным чувством. Отдельный эпизод, хор или ария в мессах Баха подобны разделу Проповеди, комментарию к Слову. Отношение Баха к тексту опирается на лютеранское учение, не признающее силы Св. Предания, учение, для которого "Священное Писание и Евангелие – начало и конце всего" (Хайлер). Свободное "творческое отношение к авторитету Бога... сделало лютеранство религией Личности" [29:335; 337]. Опора на общеевропейские церковные музыкальные традиции и современную светскую музыкальную речь позволяют Баху создавать неповторимо индивидуальные композиции в одном из самых обобщенных и регламентированных жанров, уже уходящих на периферию музыкально-общественной жизни. Сравним, как взаимодействуют лютеранские константы вероучения, католические и современные Баху церковные музыкальные традиции и стиль композитора при прочтении текстов каждой из частей Немецкой мессы.

 

Вопросы

1. Кто из композиторов XVI века способствовал музыкальному оформлению лютеранского богослужения?

2. Какое место музыкальный жанр мессы занимает в творчестве Баха?

3. В чем сходство и отличие литургической функции кантаты и мессы в лютеранском богослужении?

4. На каких языках поется немецкая Messe?



РАЗДЕЛ VI.

ГЛАВА 5. КОНЦЕПЦИЯ KYRIE В МЕССАХ БАХА










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 184.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...