Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 11. Литургическая функция и стилевые особенности первого и заключительного хоров цикла Gloria




 

Если в трактовке Kyrie у Баха определяющую роль играют медитация и образы страдания, то в Gloria аккумулируются идея Радости и лютеранского представления о Боге как воплощении действенного начала. По Лютеру, Бог представляет собой "силу действующую и деятельность постоянную, которая непрерывно встречает нас и воздействует. Поэтому Бог не покоится, а постоянно действует" [29:327]. Масштабный текст молитвы из 18 стихов разворачивается у Баха в многочастные циклы. В Коротких мессах это 5-ти, в Мессе h-moll – 8-частный цикл.

Новозаветная молитва, открывающаяся древнейшей Песнью ангелов, возвещающих о рождении Иисуса Христа, у Баха трактуется как Библейское Откровение, а Радость как Вселенское ликование. Начало и конец цикла Gloria – это гигантские хоры с полным составом оркестра, в Мессе h-moll дополненным, по сравнению с Малыми мессами, трубами и литаврами. Изменения в составе оркестра в Си-минорной мессе указывают как на католическую церковную традицию более свободного отношения к музыке в Misse-Solemnis, так и на музыкальную бытовую немецкую традицию. В землях Северной Германии ни один праздник не обходился без звучания труб и литавр [19:50]. Отсутствие меди в Коротких мессах также объясняется сложившейся традицией. Во время поста (и Рождественского, и Великого) звучание этих инструментов в Лютеранской Церкви не допускалось. (Тем же объясняется и отказ от медных инструментов в Пассионах Баха).

Отличается и функция начальных хоров в цикле Малых месс и Мессы h-moll. В Си-минорной мессе этот хор открывает линию хоров-славословий, достигающую кульминации в Sanctus и Osanna. Новозаветная Песнь ангелов и Ветхозаветное Откровение (тоже Песнь ангельского воинства) в этой мессе разведены как в пространстве литургического действа, так и во времени. В РКМ Sanctus музыкально воплощает Таинство Евхаристии и венчает мессу. Открытое "общинное" пространство храма в Gloria сменяется здесь скрытым от прихожан действом в алтаре и звучанием гимна, передающим внимание Таинству.

В Немецкой мессе в соответствии с лютеранским вероучением Новозаветная песнь умиления и Ветхозаветное Откровение одномоментны и нераздельны. Поэтому в Мессе h-moll текст первого хора Gloria включает только первые два стиха молитвы, в то время как в Коротких мессах это более развернутый круг прошений, охватывающий 6-7 стихов. Система контрастов и форма начальных хоров цикла Gloria в Коротких мессах Баха более многосоставны и сложны по сравнению с Мессой h-moll.

Церковной традиции опускания 1-й строки молитвы, общей для всей Западной церкви, Бах не придерживается. По-видимому, Бах и в Малых мессах, и в Мессе h-moll ориентируется на традицию Торжественных месс, согласно которой со времен Палестрины Gloria пелась от начала молитвы.

Канонический принцип силлабического возглашения Gloria Бахом используется опосредованно, как героически-протестантская скандированная речитация в начале изложения темы (Месса g-moll) или на гребне кульминации (Мессы Фа-мажор и Си-минор).

Глориозный комплекс во всех мессах отличается сочетанием предельно обобщенных интонаций фанфар и танцевальных ритмо-интонационных формул. Фанфары наиболее близки ритуальному зову, а танцевальные формулы опираются на единую для танцев-шествий фигуру:  . Более конкретная жанровая идентификация этих ритмических формул из-за абстрагированного интонационного строя тем затруднена. Они могут быть трактованы и как быстрая аллеманда или менуэт, и как полонез, и как народный бранль. Для Баха важно ритуальное значение танца-шествия как символа праздника. Большую роль в строении тем играют инструментально-выровненные пассажи-юбиляции (звучащие и в хоре, и в оркестровых партиях). Как правило, они завершают полифонически излагаемую тему, но могут быть даны и в ядре ее, например, в Мессе g-moll.

Действенная энергия, возникающая благодаря моторно-двигательному строю тем, с самого начала в хорах Gloria переключается в медитативную. Так, в Мессе F-dur начальное хоровое изложение темы строится как фугато и завершается мощным tutti хора и оркестра, повторяющим оркестровое Вступление. В кульминации, данной в конце раздела, тема фактурно расслаивается: сопрано ведут юбиляции, остальные голоса сливаются в скандированной речитации, но не рассекают, подобно Страстям, движения верхних голосов, а звучат параллельно (такты 34-41). Происходит совмещение двух планов звучания, благодаря чему возникает симультанное единение пространства "земного" (речитация) и "небесного" (ангельская песнь – юбиляции). В Мессе g-moll тот же комплекс сразу дан в совместном звучании. Сопрано ведут юбиляции, остальные голоса скандируют: "Gloria". (Н. пр. 14, 15).

Контраст между частями Kyrie и Gloria в этой мессе сглажен; глориозный комплекс был намечен в Kyrie, минорный лад сохраняется и в Gloria, оркестровый ритурнель вводится только в конце раздела и выполняет роль интермедии к следующей части хора. Глориозный и пассионарный модусы в Мессе g-moll нераздельны и это единство составляет индивидуальную особенность данной Мессы. В Мессах F-dur и h-moll, напротив, контраст с Kyrie очень ярок благодаря введению звонкого оркестрового ритурнеля, контрастирующего хоровым фугам-antiqua. Но в любом случае полифонический разворот первой темы хора вводит в круг молитвенных состояний, присущих Мессе как жанру.

Традиция распевания в фуге 2-го стиха Вифлеемской молитвы ("Et in terra pax...") Бахом выдерживается во всех мессах. В Фа-мажорной мессе это фугированная экспозиция на новой теме в той же тональности в стиле Палестрины с дублирующими голосами оркестра, как в фугах-antiqua (такты 44-61). В Мессе g-moll – небольшое фугато в стиле ричеркара с парной группировкой голосов в c-moll (с последующим углублением минора, такты 44-55). В мессе h-moll в этом разделе – большая фуга. От аналогичных разделов Малых месс ее отличают развернутые масштабы и сложность развития темы, что связано с особенностями жанра Торжественной мессы.

Прочтение текста в Gloria в целом более детально, чем в Kyrie. Бах выделяет не только отдельные стихи молитвы, но и полу-фразы, и наиболее значимые слова. Так, в фуге "Et in terra pax" начального хора Мессы F-dur слово "hominibus" ("в людях") подчеркнуто новым парящим мотивом в синкопированном ритме, а на словах "bonae voluntatis" – "доброй воли" – вводится юбиляция (такты 46-49). В репризе этой части хора начальная тема Gloria контрапунктически объединяется с юбиляциями на сл. "voluntatis". В результате традиционно западная структура текста как двучлена: "Слава в вышних Богу / И на земле мир в людях доброй воли" совмещается с ранне-христианским трехчленным делением, меняющим и оттенок смысла молитвы: "Слава в вышних Богу / И на земле мир / В человецех благоволение".

Мир на земле и мир в душе человеческой как смысловая доминанта молитвы становится одной из главных идей и в Мессе h-moll, где музыка хора-благодарения из Gloria полностью повторяется в заключительном стихе молитвы Agnus Dei – "Dona nobis pacem". Такое осмысление главной идеи Мессы окажется близким Бетховену, который видел в Agnus Dei "мольбу о внутреннем и внешнем мире" [17:18-19]. Протест католической Церкви против бетховенского понимания этой молитвы – это протест против лютеранского духовного опыта с приятием жизни во всех ее проявлениях; духовного опыта, воспринятого католиком Бетховеном через музыкально-духовный опыт Баха.

Заключительные хоры "Cum Sancto spiritum…" ("Со Святым Духом во Славу Бога Отца Аминь") на уровне цикла выполняют функцию репризы. Эти стихи распеваются хором во всех мессах Баха. Такова лютеранская традиция. Литургическая функция общинного славословия и финала музыкального цикла определяют связь этих гимнов с предшествующими частями. Арки с Kyrie и начальным хором Gloria прослеживаются и на интонационно-тематическом уровне, и в способах организации формы. Так, в мессе F-dur хор Cum Sancto spiritu… - автопародия Кантаты-концерта № 40. Тематизм хора опирается на 3 стилевые модели, намеченные в предшествующих частях цикла. Это современные Баху элементы "концертного" светского оркестрового стиля, юбиляции и хоровые возглашения, общепринятые в церковной музыке этого времени, а также интонации и приемы, связанные со стилем "antiqua". Фанфарные интонации оркестрового ритурнеля, звучащие у валторн , напоминают начало Gloria; тема в стиле Палестрины, излагаемая фугато с парной группировкой голосов, корреспондирует с Kyrie. В заключительном разделе хора (т. 98-100) у альтов вводится нисходящий хроматический ход, напоминающий баховскую интерполяцию темы Литании. Взывание к Единому Богу, арки с Kyrie и Gloria, структура молитвы-славословия без прошения вновь позволяют провести аналогии с католическим Sanctus.

Композиции начального и заключительного хоров в цикле Gloria Малых месс строятся соответственно каноническому принципу: новый текст – новая музыка. Рондовариативные формы усложнены широким использованием полифонических разделов: канонов, фугато и развернутых фуг, особенно в заключительных хорах "Cum Sancto Spititu". Оркестровые интермедии на границах частей формы также полифонизированны. Горизонтальный рельеф формы главенствует. Единство тематизма, рондальность, возникающая из-за повторности ритурнеля, приводят к формированию характерных для Баха в целом "многоцентренных" композиций с амбивалентным единством устойчивости и движения [12:146-148]. Однако тематическое единство разделов и предельная абстрагированность жанровых формул, часто напоминающих тематизм фуг-antiqua, преобладание старинных методов изложения тем: имитации в приму, принципы парной группировки партий хора, - приводят к преображению типа энергии, заданного жанровым тематизмом хоров. Импульсивная энергия мускульного движения преобразуется в мессах в духовно-интеллектуальную энергию созерцания, данного как стремительно развивающийся процесс богопостижения. Глориозный модус в этих частях месс дается Бахом в единстве с медитативным. В этом их принципиальное отличие от аналогичных по образному строю светских произведений композитора.

Что касается молитвы Gloria в целом, ее сакрально-символическое значение не ограничивается каноническими "радостью и веселием" [31:45], но включает и глубоко трагедийные эпизоды, особенно в трактовке стихов, содержащих упоминание о Жертвенном назначении Христа: "Agnus Dei", "Qui tollis peccata mundi", или слова покаяния: "Miserere nobis". Пассионарный модус сохраняется и в этой части мессы. Нормативности в выборе хорового или сольного (ансамблевого) прочтения стихов славословия и покаяния у Баха нет, за исключением начального и последнего номеров цикла, которые всегда хоры. Молитва благодарения "Gratias" в Мессе h-moll и Мессе Фа-мажор – хоры, а в Мессе g-moll – ария. Хваление "Laudamus te" в Мессе h-moll ария, а в Коротких мессах – эпизод начального хора; "Qui tollis peccata mundi" в Коротких мессах арии, а в Си-минорной мессе – хор. Один и тот же текст может иметь у Баха вне-личное, общинное значение и личностно-субъективное.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...