Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 5. Песнопения Проприума.




Опора на тексты Псалтири характерна для подвижной части Мессы. Образная емкость псалмов создает возможность воплотить в слове весь диапазон молитвенных состояний, смена которых обусловлена развитием церковного года и логикой обряда. Тексты псалмов лежат в основе Introitа и Gradualа. Выбор и обращение со стихами в этих песнопениях разные. Отличия продиктованы литургическими функциями гимнов.

Introit (лат. «вступление», «вход») - это сигнал к началу службы, призыв к особой собранности, готовности к таинству. (Отсюда возникающие позднее в светской культуре «интрада», «интродукция».) Это обрядовое песнопение, сопровождающее вход священника. Происхождение обряда уходит во времена гонений на христиан, когда Евангелие приносили в тайное место собраний к началу богослужения. Так обряд, идущий во время пения Introitа, подготавливает службу Слова и ее вершину - Чтение Евангелия. В этом заключается литургическая функция Introitа.

Поскольку Introit предшествует молитве дня, тексты гимна должны подготовить к восприятию церковных событий, освящающих этот день. В основе текстов лежат отдельные строки псалмов из Псалтири и Книги Пророков. Последняя строка Introitа - малая доксология: «Слава Отцу и Сыну…». «Слава» в христианстве - это явление Бога во плоти, во Иисусе Христе» [25:88]. Например, «Господь во Славе», «Слава Господня осветила его». Введение малой доксологии переключает содержание ветхозаветных стихов в контекст христианского учения, новозаветной традиции. Поэтому основные строки Introitа пелись антифонно псалмодией, а последняя строка на слове Amen (др. евр. «да будет так») могла включать юбиляции (др. евр. «ликование») - бессловесные мелизматические вставки.

Gradual  - (лат. «восхождение по ступеням») - песнопение, которое пели на амвоне - центральной части возвышения перед алтарем. Традиция пения Gradualов восходит к синагогальной практике пения гимнов из Псалтири, носивших название «Песнь восхождения». Их пели, восходя по ступеням к Святая Святых - месту, где  хранился Ковчег Завета. В мессе поначалу Gradual пели после чтения книг Ветхого Завета перед чтением Апостола. Позднее, после того, как в V веке вышел запрет на чтение притч из книг Ветхого Завета, Gradual стали петь после Апостола перед Евангелием. Текст Gradualов составлен из строк псалмов, продолжающих или развивающих мысль предшествовавшего Чтения. Таким образом, литургическая функция Gradualа - комментарий к прочитанному и духовное восхождение от Ветхого завета к Новому и от Апостола к Евангелию. Этим символическим смыслом объясняется обычай пения после Gradualа Alliluia (др. евр. - «Хвала Господу»). Аллилуией начинаются и заканчиваются многие псалмы. В христианстве слово Alliluia напоминает о присутствии Господа. По словам Иоанна Богослова, эту песнь он «услышал от ангела, сошедшего с небес после пророческого суда над Вавилоном… как бы голос громов сильных, говорящих: Alliluia! Ибо возвращался Господь Бог Вседержителем» [3:36]. Литургическая функция Alliluia - итог духовного восхождения, ликование, порожденное предстоянием перед Господом, образ Которого воплощает Евангелие. Поэтому в данном месте богослужения Alliluia поется как самостоятельное песнопение, хотя в других случаях этим словом было принято завершать гимн – молитву.

Возникшие позднее секвенции и тропы в мессе звучат лишь в особых случаях. Они могут петься либо вместо, либо после Аллилуй. Это авторские сочинения, выполняющие, говоря современным языком, роль метафоры или комментария. Сначала это были жанры-интерполяции, словесные или бестекстовые вставки в григорианские хоралы или Alliluia [4:551]. В самостоятельные песнопения секвенции и тропы выделились лишь в Х веке в творчестве швейцарских монахов из монастыря в Сен-Галлен. Из пяти канонизированных Церковью секвенций в мессе встречаются только три: Dies irae, Veni Sancto Spiritus и Victimae Pashali. Dies irae (День гнева) поется в заупокойной мессе. Ее текст навеян пророчеством о Судном Дне Ветхозаветного пророка Софонии (1:15). Автор этой секвенции Томмазо де Челлано (Фома Челланский, 1150 – ок. 1253, по другим источникам 1255 г.). Поется она вместо Alliluia. Секвенции Veni Sancte Spiritus (начало XIII века) и Victimae Pashali (первая половина XI века, приписывается Випо Бургунскому) вошли в праздничные мессы. Поются они, соответственно, в дни Пятидесятницы (Сошествия Святого Духа на апостолов) и Святой Пасхи после Alliluia.

В дни покаяний и Великого поста между чтением Апостола и Евангелием, вместо Alliluia, или, реже, Gradualа поют трактус (с лат. - «тянуть», «растягивать»). В основе текста трактусов лежит один из семи Покаянных псалмов. Например, в Заупокойной мессе это Пс. 129 «De profundis» («Из глубины взываю»). Первые рукописи трактусов относят к VIII – IX векам. Первоначально их пели солисты, позднее - хоровым антифоном. Мелодика трактусов псалмодическая, здесь очень важно слово. [4:551]

Офферторий - (лат. offertorium - место жертвоприношения) - четвертая поющаяся часть Проприя. Это песнопение сопровождало обряд Приношения Даров. В древности под пение оффертория прихожане подносили свои дары к алтарю перед Евхаристией или Анафорой - Жертвоприношением, Великой Жертвой Иисуса Христа. Непосредственно о Голгофской Жертве говорится лишь в семи офферториях. Большая часть текстов - это призыв к очищению, примирению друг с другом. В завершение обряда прихожане обнимали и целовали друг друга, просили  прощения и прощали. [31:59] Этот обряд - последняя ступень на пути духовного восхождения к таинству Евхаристии. Звучание напевов Оффертория отличается особой торжественностью. Некоторые из них заканчиваются возгласом Alliluia. Как Introit, Gradual и Alliluia, это обычно старинные греческие напевы с юбиляциями. Оффертории поются респонсориально: «солист – хор».

Communio - (лат. Communio - «общность», «единение») - песнопения обряда Причащения, раздачи Даров верующим. Это молитва о единении с Господом. «Генетическая основа Communio - девятый стих 33-го псалма, где основная мысль такова: «Вкусите и увидите, как благ Господь». В основе текста - строки из Евангелия и Псалтирь. Обычно текст краток, всего одна строка [31:64]. Первоначально напев Communio пела вся община. Со временем сложилась традиция чередования пения солистов - монахов и общинного хора. Это молитва – благодарение, завершающая цикл песнопений Проприя, - единственная поющаяся молитва этого круга гимнов. Пост – Communio обычно читается, а не поется.

Песнопения Проприя в авторских мессах практически не встречаются, хотя до XVI века сл. Месса применялось именно к Проприуму. Месса «Choralis Constantinus» Г. Изаака - редкий пример освоения этой группы песнопений в музыкальном жанре мессы. Из разновидностей мессы лишь одна всегда включает песнопения Проприя - это Реквием. Другое название этого типа мессы - Missa pro defunctis (Заупокойная месса). Текст песнопений Проприя в заупокойной мессе всегда один и тот же, что связано с предназначением этого типа богослужения. Вначале Реквием не отличался от обычной мессы. Лишь позднее из цикла гимнов Ординария исчезли Gloria и Credo. В остальном строение Missa pro defunctis всегда строго выдерживается. Introit - Requiem aeternae (Вечный покой), отсюда и название всей службы. Вместо Gradualа и аллилуии поют секвенцию Dies irae. В оффертории «Domine Jesu Christe» вспоминают жертвоприношение Авраама, поэтому слова «Olim Abrahame» («как завещано Аврааму» - воспоминание предсказания Аврааму о том, что он станет прародителем народов) подчеркиваются особым звучанием музыки. В искусстве Нового времени сложилась традиция в этом месте давать фугу. Коммуниo «Lux aeternae» («Вечный Свет») - момент мистического озарения и восторга. Завершает Реквием Пост – Communio «Libera me» («Освободи меня (от адских мук)»), которое в заупокойной мессе поеся. Главная мысль текста - отклик на пророчество Ветхозаветного пророка Даниила о Судном Дне и Пс. 33 : 23 - «Никто из уповавших на Него не погибнет». Строками этого Псалма, исполненными веры в Спасение и охранение Божие, в древности заканчивалось всякое богослужение. Память о том, что Пост – Communio в обычной мессе читается, сохранилась в традиции в этом гимне на слова Libera me вводить строгую речитацию, например, в Реквиеме Дж. Верди.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 293.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...