Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2. Притча о Тайной вечере и особенности ее претворения




В Мессе (Литургии).

 

Как всякое литургическое действо, месса - синкретический жанр, воздействующий всей совокупностью ритуально-символических форм: богослужебных текстов, действий священнослужителей, обрядовых шествий, напевов, архитектуры, изобразительного и пластического искусств, храмовых запахов и света. Прообразом Мессы, как и других христианских служб - Вечерни, Утрени - стали Агапы - «Вечери любви», совершавщиеся в раннем христианстве в память о Тайной Вечере [5:119, к.1]. Притча о Тайной Вечере изложена в Евангелиях  (с греч. - «Благая весть»). Это более ранние Евангелия - от Матфея (Мф. 26: 17 – 35), Марка (Мр. 14: 12 – 31) и Луки (Лк. 22: 7 – 38). Повествование Евангелий раскрывает нам Учение о Подвиге Иисуса Христа, данное в действиях, притчах и предсказаниях, имеющих тайный символический смысл. В притче о Тайной Вечере это предсказания Иисуса Христа о предательстве Иуды, отречении Петра и Собственной гибели; эпизоды - действия - омовение ног ученикам как опыт смирения, преломление хлеба как символическое воплощение Жертвы и окунание хлеба в вино одновременно с Иудой как знак предательства Иуды.

В зависимости от вида богослужения избираются эпизоды Притчи и способы их воплощения в обрядовом действе. Так, драматическая последовательность событий легла в основу Пассионов (Страстей). Эпизоды – действия в Страстях воссоздаются введением хоров-turbae. Повествование о событиях Тайной Вечери  составляет основу речитативов Евангелиста в Страстях и Чтений в службах Часов. («Оффиций» - цикл всех служб Западной Церкви, кроме Мессы). Для мессы центральным событием стал самый таинственный и непостижимый эпизод Предания -  Заповедь Причащения и символическое предсказание собственной гибели. В отличие от других служб христианской церкви, в мессе нет ни повествования (за исключением Чтения Св. книг), ни действия (драматических эпизодов). Очерченные в   Credo (Верую…) - Cимволе веры - центральные житийные моменты, связанные с Боговоплощением и Подвигом Иисуса Христа: Et incaznatus est (И воплотился…), Crucifixus (И был распят…) и Et resurrexit (И воскрес), - несут не сюжетно-повествовательную, а догматическую вероучительную функцию. В центре внимания остаются не события - Житие Иисуса Христа, - а процесс Богопостижения.

Особенность мессы как центрального богослужения составляет акцентуация «невыразимого», сакрального в самом непосредственном и непостижимом значении слова - Заповеди Причащения. Как повествуют Евангелия, взяв хлеб и преломив его, Иисус сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, сказал; пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». (Мф. 26: 26 – 28), «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22 : 19). Эта заповедь обращена не к рациональному умопостижению, а к абсолютной вере в духе учения Тертуллиана: «Верую, потому что абсурдно». Не случайно в Евангелии от Иоанна - философском эллинистическом Евангелии Любви эти cлова пропущены. На литургии – в Мессе – они звучат во время таинства Евхаристии. Сакральная значимость происходящего усиливается колокольным звоном. Этот обычай сохраняется и в Западной, и в Восточной Церкви. Но на Западе в колокола звонят дважды – перед началом и по окончании Таинства.

Приобщение ко Христу совершается во время следующего обряда – Причащения (Communio), когда верующим раздаются хлеб и вино. Обычай вкушения хлеба и вина в знак священного союза человека и Бога уходит во времена Авраама [Быт. 27: 9-20]. Отличие христианского понимания Жертвы - в Подвиге Христа, в том, что «Господь есть Приносящий и приносимый [24:183]. Принимая хлеб и вино, верующие соединяются с Самим Иисусом Христом [25:177]. Христианский обряд Причащения, сопровождаемый пением молитв, псалмов и гимнов, также восходит к Агапам. Это «глубокое психологическое переживание, нацеленное на внутреннее обновление, материально обозначаемое вкушением Тела и Крови Христовой [31:39]. Евхаристия и Причащение и составляют символическую суть мессы как литургического действа.

 

Вопросы:

1. Как переводятся слова и соотносятся понятия "месса" и "литургия" в западно-европейской и русской православной традиции?

2. Как еще может называться это богослужение?

3. Как переводятся и что означают сл. "Евхаристия", "Анафора"?

4. В каких Св. Книгах приводится притча о Тайное Вечере? Перескажите ее содержание.

5. В чем отличие сакрально-символического содержания мессы от других христианских служб?

6. Что означает словосочетание "литургия мессы"?

 

ГЛАВА 2. СТРУКТУРНЫЕ И ТЕКСТОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕССЫ

 

Тема 3. Строение мессы.

Символическая фабула Мессы раскрывается в сопряжённости поющихся частей, обряда и читаемого Слова. Главные обряды мессы: Вход священника (Introit), Приношение и Вознесение даров (Offertorium)), Преломление хлебов (Confractio), Совмещение хлеба и вина в знак Воскрешения и Причастие (Communio). Со временем количество обрядов сократилось до трёх: Introit, Offertorium и Communio, но текст и напевы, сопровождавшие ритуал, сохранились. Память о ритуалах сохранилась также и в особенностях распевания напевов, их сопровождавших.

Группа песнопений, текст и напев которых изменяются в зависимости от дня службы или праздника, называется Проприй (лат. Рroprium – собственный, отличительный, особенный). Счёт праздникам в Западной Церкви ведётся от Рождества Христова (в отличие от Православия, где точкой отсчёта служит день Святой Пасхи – «праздников праздник»). Песнопения Проприя более древние и непосредственно связаны с обрядом или Чтением Св. книг. Постоянные - вседневные - тексты объединены в Ординарий. Цикл Ординария более поздний. Окончательно Ординарий сложился лишь к XI веку. Связь этой группы песнопений с обрядом и Чтением более опосредованная. В каждом из циклов по пять поющихся частей, в Проприи - Introit, Gradual, Alleluia, Offertorium, Communio; в Ординарии - Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus, Agnus Dei. 

В целом в Мессе  (Литургии) можно выделить четыре крупных части:

I - Служба Cлова. Последовательность гимнов этой части включает как песнопения Проприя: Introit, Gradual, Alliluia, - так и Ординария: Kyrie, Gloria, Credo. Песнопения окружают Чтение Священных книг и отделяют чтение одних книг от других. За исключением Introitа - вступительного гимна, открывающего службу и сопровождающего Вход священника, все остальные либо готовят Чтение, либо являются откликом на  него. 

II и III части - Евхаристия и Канон неразрывно связаны и воплощают различные этапы свершения таинства. Центром второй части является обряд Оффертория, сопровождаемый гимном проприя. Завершает обряд читаемая молитва о  Дарах. Литургическая функция этой части - приготовление к Таинству. Третья часть - Канон - представляет собой цикл древнейших Евхаристических молитв, который готовится молитвой приготовления - Префацией (лат. Prefatia - предисловие). Эта молитва также читается. Завершает часть пение гимна Ординария Sanctus. Этот гимн венчает Таинство и делит Евхаристию на две части [37].

IV часть - Причащение (Communio). Таинство причащения готовится чтением молитвы Отче наш (Pater Noster) и пением гимна Agnus Dei. В древности во время пения этого гимна совершался обряд конфракции - Преломления хлебов, сопровождавшийся шествием. Со временем обряд упростился, а количество прошений в тексте гимна-молитвы сократилось до трех. Эти три прошения и положены в основу текста гимна Agnus Dei. Завершает часть пение Communio - благодарственной молитвы во время обряда Причастия и гимн Ite missa est… или, во время Великого поста (семинедельного поста перед Святой Пасхой) Benedicamus.

Схема мессы, отражающая пересечение обрядов, Слова и песнопений, приводится во многих источниках. При общих совпадениях, есть одно важное расхождение, связанное с местоположением гимна Sanctus. В одних источниках этот гимн завершает III часть - Канон [4:21], в других - готовит обряд Причастия [23:88]. С него начинается IV часть. Первый вариант представляется более верным, так как славословием именно завершаются и разделы богослужений, и отдельные гимны. Этот, более древний вариант может рассматриваться кАк канонический. Поэтому он положен в основу нашей схемы. 

 Схема Римской мессы

Отделы

 Мессы

Ординарий

Проприй

Пение Речитация Пение Речитация

I Служба слова

    Introitus (вход)  
Kyrie Gloria     Молитва дня (Oratio)
      Epistola (Послания или Деяния Апостолов)
    Gradual Alliluia или Tractus, иногда Sequentia  
      Evangelium (Евангелие)
Credo      

II Евхаристия

    Offertorium (Приношение Даров)  
      Secreta  (Молитва о Дарах)

III Канон

  Prefatio (Приготовление)    
Sanсtus      

IV Причащение

  Agnus Dei Pater Noster (Отче наш)    
    Communio  
      Postcommunio
Ite missa est… или Benedicamus      

Тема 4. Тексты мессы.

 

Символико-сакральной фабулой мессы объясняется и осознанная установка в литургических жанрах на непонятность, тайное знание, раскрывающееся только для посвященных. Богослужение мессы, как и других католических служб, начиная с середины III века, ведется на латыни. Встречаются также отдельные слова, выражения, молитвы на греческом и древнееврейском языках. Значение этих выражений в латинской мессе сакрально-символично, подобно ритуалу и жестам священников. Поэтому знание их буквального и символического смыслов помогает более точно воспринять содержание текстов богослужебных напевов. Но при исполнении в переводе они не нуждаются, так как в этом случае будет разрушено их сакрально-символическое звучание. Тексты мессы были сгруппированы в VIII веке в книге Missale, напевы - в Graduale [31:121]. В основу текстов положены псалмы, фрагменты Ветхо- и Новозаветных книг, молитвы, духовно-нравственные сочинения христианских авторов. 

При том, что любое слово, напев или ритуал в богослужении воплощают молитвенное состояние верующего, было бы ошибочным трактовать свод текстов мессы только как свод молитв. Текст мессы «последовательно, ясно и убедительно охватывает все формы общения человека с Богом». [1–I, С.310]. Каждый из богослужебных поэтических жанров мессы имеет свою поэтику и литургическую функцию, от которых зависят и типы напевов, и их структура, и способ исполнения.

Наиболее важную роль в формировании текстов всех христианских служб играют стихи Псалтири (с др. евр. - «хвала», «хваление», «хвалебная песнь»). «Псалтирь» - это свод богодухновенных песнопений, одна из вероучительных книг  Ветхого Завета - «Книга хвалений» [3:584]. Многие из псалмов были освоены христианской Церковью и «сделались основой церковных проповедей, молитв и песнопений» [27:232]. За сутки в храме прочитывается или пропевается вся псалтирь. Поэтические образы Псалтири необычайно емки и непреходящи. «Псалмы - это поэмы восхваления, но также гнева и суда и даже проклятия». (И. Стравинский).

 

Вопросы:

1. Какие обряды и Таинства совершаются во время Мессы? Чем отличаются понятия обряда и Таинства?

2. Сколько частей в богослужении Мессы, какие песнопения в них звучат?

3. Тексты каких книг положены в основу песнопений Мессы?

4. Какое место среди текстов богослужения уделяется Псалтири и почему?

 

РАЗДЕЛ II.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 213.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...