Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 1. О названии богослужения.




Волгоградский муниципальный институт искусств

Им. П.А. Серебрякова

Кафедра истории музыки

Кожаева С.Б.

Месса

Учебное пособие

Волгоград

2005



ББК 85.941

Кожаева С.Б.

Месса. Учебное пособие для студентов высших и (частично) средних специальных учебных заведений.

Волгоградский муниципальный институт искусств им. П.А. Серебрякова, 2005. – с.

 

Рецензенты:

- доктор искусствоведения, профессор Нижегородской консерватории им. М.И. Глинки Соколов О.В,

- доцент кафедры теории музыки ВМИИ им. П.А. Серебрякова Григорьева М.А.

 

"Месса" – первый опыт создания учебного пособия, предназначенного для курсов Истории зарубежной музыки, Анализа музыкальных произведений и Истории полифонии высших специальных учебных заведений, а также курса Музыкальной литературы для теоретических и хоровых отделений СУЗов. Учебное пособие предполагает знакомство с историей формирования и сакрально-символической фабулой мессы. Рассматривая пути развития мессы, автор особое внимание уделяет разграничению понятий литургического и музыкального жанра, проблемам взаимодействия музыки и текста, модификации литургического жанра Римской католической мессы в лютеранской духовно-музыкальной традиции; претворению канонических музыкальных традиций в мессах композиторов различных эпох – от Высокого Средневековья по XX век. В Пособии дается стилистический анализ Коротких месс F-dur и g-moll И.С. Баха в сравнении этих сочинений с Мессой h-moll и Пассионами, позволяющий выявить художественную индивидуальность месс в их единстве со стилем Баха в целом, а также проследить влияние лютеранской духовной традиции на музыку И.С. Баха.

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

ВМИИ им. П.А. Серебрякова



Содержание

Введение                                                                                                                    4

ЧАСТЬ I. СЛОВО, ОБРЯД И НАПЕВ

В РИМСКОЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ МЕССЕ.

РАЗДЕЛ I.

ГЛАВА 1. ЧТО ПРОИСХОДИТ В МЕССЕ.

Тема 1. О названии богослужения                                                                                    6

Тема 2. Притча о Тайной вечере и особенности ее претворения

в Мессе (Литургии)                                                                                                        7

ГЛАВА 2. СТРУКТУРНЫЕ И ТЕКСТОВЫЕ

ОСОБЕННОСТИ МЕССЫ

Тема 3. Строение мессы                                                                                                    9

Тема 4. Тексты мессы                                                                                                      12

РАЗДЕЛ II.

ГЛАВА 3. ЧТО ПОЕТСЯ В МЕССЕ.

Тема 5. Песнопения Проприума                                                                                    13

Тема 6. Песнопения Ординария                                                                                     16

ЧАСТЬ II. КОРОТКИЕ МЕССЫ И.С. БАХА

РАЗДЕЛ III.

ГЛАВА 4. КОНЦЕПЦИЯ МЕССЫ В СВЕТЕ

ЛЮТЕРАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ                                                                              24

Тема 7. Кантата и месса в лютеранском богослужении                                              26

Тема 8. Лингвистические особенности немецкой Messe                                            29

РАЗДЕЛ VI.

ГЛАВА 5. КОНЦЕПЦИЯ KYRIE В МЕССАХ БАХА

Тема 9. Психологические модусы и тематизм Kyrie                                                   31

Тема 10. Структура Kyrie                                                                                                35

Выводы                                                                                                                             37

РАЗДЕЛ V.

ГЛАВА 6. КОНЦЕПЦИЯ GLORIA В МЕССАХ БАХА

Тема 11. Литургическая функция и стилевые особенности

первого и заключительного хоров цикла Gloria                                                          38

Тема 12. Драматургическая роль арий и ансамблей в цикле Gloria                           42

Приложение 1. Литература                                                                                            46

Приложение 2. Нотные примеры                                                                                  48



Введение

           В обучении студентов специальных музыкальных учебных заведений музыка мессы занимает значительное место. В исторических или теоретических циклах прямо или опосредованно эта тема затрагивается в курсах музыкальной литературы, истории музыки, анализа форм и полифонии. Мессы и реквиемы композиторов различных эпох вошли в исполнительский репертуар студентов. Характерное для конца XX века усиление интереса к старинной музыке этот репертуар значительно расширило. В сложившейся ситуации знание специфики литургических жанров, особенностей взаимодействия слова, обряда и музыки в духовных сочинениях приобретают особую актуальность. 

       Сведения, связанные с этими проблемами, постепенно накапливаются в отечественном музыковедении. Материалы, касающиеся намеченной темы, даются в исторических и теоретических исследованиях. Но как правило они имеют попутный характер, лишь разъясняют конкретные музыкально-теоретические положения. Например, в переводе фрагмента труда В. Апеля и работе Ю.Н. Холопова «Месса» в сборнике Московской консерватории «Григорианский хорал», в учебниках по анализу форм В. Холоповой и Т. Кюрегян, многотомных изданиях "Истории полифонии" и «Истории зарубежной музыки» различных авторов. Конкретные краткие сведения о мессе даны в музыкально-энциклопедических словарях изданий последних лет, словарях старинной музыки и глоссариях. Толкования литургических понятий и терминов еще менее доступны, поскольку собраны в литературе, посвященной преимущественно русской православной духовной проблематике.

       В сложившейся ситуации назрела настоятельная необходимость систематизации сведений, уже накопленных современной наукой и разработки методики применения этих данных к решению музыкальных исследовательских и исполнительских задач. Знание своеобразия обычаев, религиозно-духовных и музыкальных традиций, канонических требований католичества и лютеранства позволяет более глубоко постигнуть семантику произведений, выдержанных в одном из самых абстрагированных и философских музыкальных жанров.

В исследовательской литературе месса, как правило, рассматривается в контексте католицизма. Поэтому в части, посвященной баховским мессам, особое внимание уделяется лютеранскому вероучению и мироощущению и их воздействию на концепцию и жанрово-стилистические особенности немецкой messe.

Особенности лютеранской Messe рассматриваются на примерах Коротких месс Баха. В Учебном пособии дан подробный анализ признанных лучшими и постепенно осваиваемых в исполнительском репертуаре Коротких месс F-dur и g-moll. Помимо учебно-методических задач, одной из целей данной работы стало стремление привлечь внимание исполнителей к незаслуженно забытым шедеврам.

В основу Учебного пособия положены изданные мною ранее методические разработки "Слово, обряд им напев в Римской католической мессе" (2001 г.), "Короткие мессы И.С. Баха" (2001 г.), материалы научных статей и канд. дисс. "Антиномия сакрального-обыденного и ее воплощение в западно-европейской       и русской музыкальной традиции" (2004 г.).

Материал этих исследований переработан и дополнен новыми сведениями. Расширен круг фактологических данных и нотных примеров. В конце глав введены вопросы, которые могут быть использованы преподавателями при контрольных срезах и студентами для самопроверки.

Учебное пособие состоит из двух частей, сохранивших названия указанных методических разработок. Внутри частей материал распределен по разделам, главам и темам. Замена традиционных параграфов темами вызвана стремлением обратить внимание читателя на конкретный предмет изучения данного фрагмента пособия. Из-за "диффузности" изложения необходимых материалов в научных исследованиях, традиционное указание литературы по темам в конце глав не дается. Ссылки на литературные источники даны в основном тексте в квадратных скобках. Библиография и нотные примеры помещены в конце Учебного пособия в Приложениях 1,2.

Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов специальных высших и средних учебных заведений, а также всех, кто интересуется духовной музыкой и творчеством И.С. Баха.



ЧАСТЬ I. СЛОВО, ОБРЯД И НАПЕВ В РИМСКОЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ МЕССЕ.

РАЗДЕЛ I.

ГЛАВА 1. ЧТО ПРОИСХОДИТ В МЕССЕ.

 

Тема 1. О названии богослужения.

Месса - лат. Missa - центральная служба католической (от греч. кафолической - вселенской) христианской церкви. Сложный смысл таинств, творимых в этом богослужении, отразился во множественности названий, сохранившихся до наших дней. Каждое из них несет определенный сакрально-символический смысл. Наиболее древнее - литургия  (с греч. «общее дело»). В античности этим словом назывались пожертвования на свершение мистерий. Позднее им стало обозначаться всякое богослужение. Отсюда выражение «литургические жанры», «литургический смысл» и прочие. В Западной Европе традиция такого употребления сл. "литургия" сохранилась до наших дней. Отсюда странное для русского слуха словосочетание: "литургия мессы". Месса, как и Православная Литургия, - это служба, центром которой является Таинство Евхаристии (лат. eucharistia) - Благодарения. В христианстве «Благодарить Бога - значит признавать его совершенства, относить полученные блага к их подлинному источнику; самое совершенное благодарение - литургия (Евхаристия)» [24:181]. Поэтому богослужение может называться и Евхаристией.

Месса - вседневная служба. В момент свершения таинства Евхаристии ежедневно происходит возобновление Голгофской Жертвы, принесение Иисусом Христом Себя в Жертву за грехи мира. Отсюда еще одно название службы - Анафорá (с греч. «возношение»). В контексте христианской религии понятие жертвы переносится в духовную сферу: «нести свой крест, бороться с греховными наклонностями»  [там же:181]. Начиная со II века по свидетельству Св. Иустина таинство Евхаристии совершается не каждый день, а преимущественно по воскресеньям. Во время Евхаристии освящаются хлеб и вино, которые прелагаются (превращаются) в Плоть и Кровь Христову. В Восточной и Православной церкви это таинство воспринимается буквально. Прихожане верят, что «на престоле лежит не образ, не вид тела, а самое Тело Господне, которое страдало на земле, терпело заушение, было оплевано, распято, погребено, воскресло, вознеслось на небеса и сидит одесную Отца» (Н.В. Гоголь [9:89]). В отличие от Восточной, в Западной Церкви это таинство истолковывается символически. Но и в этом случае «Евхаристия есть жертва и таинство Тела и Крови Христовых» [24:183].

Название «месса» появилось в IV веке после перевода Библии и Литургии на латинский язык. Поначалу оно употреблялось лишь в просторечии и лишь позднее вошло в церковный обиход. Словами «Ite missa est ecclesia» («Идите, собрание распущенно») на заре христианства удалялись люди, проходившие испытание. В церкви могли оставаться только посвященные - прошедшие обряд (таинство) Крещения[1]. [7:82] В этом значении выражение «Ite missa est ecclesia» близко возгласу, завершающему учительную часть православной Литургии: «Оглашении, изыдите». («Оглашенные» - оглашаемые, посвящаемые в учение).

С усилением в католицизме идеи греховности и подражания Христу как пути спасения менялся и смысл этого выражения. Вместо «собрание распущено» слова "Ite missa est" стали восприниматься как «грехи отпущены». Очистительный смысл подчеркивался и изменением места возгласа в богослужении - после Евхаристического Канона (правила). Позднее эту молитву стали петь в конце службы [11:211] после обряда Причастия  (лат. Communio - единение, общность). Постепенно и этот обычай уходит в прошлое. Осталось только название - Missa - концентрирующее главный смысл службы: очищение от грехов через Очистительную Жертву и единение с Богом.   

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 251.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...