![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Знакомство с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова
— Ребята, откройте учебник на с. 92-93. Рассмотрите иллюстрации и фотографии. Что вы можете рассказать о Михаиле Юрьевиче? (Ответы учеников.) (Затем о писателе рассказывает учитель.) В январе 1837 г., в дни трагической гибели А.С. Пушкина, Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено было стать преемником А.С. Пушкина в русской литературе. Это был 22-летний офицер Михаил Юрьевич Лермонтов, написавший стихотворение «Смерть Поэта» — скорбное, гневное и обличительное. Погиб Поэт! — невольник чести — Пал, оклеветанный молвой... В этом стихотворении он сказал, что руку убийцы Пушкина направляли вельможи, окружавшие императорский трон, которых он назвал палачами Гения, Свободы и Славы России. Стихотворение переписывалось и ходило по рукам, как прокламация. Так началась всенародная слава М.Ю. Лермонтова. Впервые М.Ю. Лермонтов решил вынести свое творчество на суд публики, когда ему было 20 лет. Он сочинил драму в стихах «Маскарад», в которой показал умного, независимого героя среди праздного, пустого, жестокого великосветского общества. — Прочитайте в учебнике на с. 94—95 статью о детстве писателя. — Что нового вы узнали о Михаиле Юрьевиче Лермонтове? Не торопитесь отвечать на этот вопрос. Еще раз посмотрите на текст и составьте по нему вопросы своим одноклассникам.(Дети ставят вопросы. Учитель следит за правильным формулированием. Учащиеся находят ответы в тексте.) V. Физкультминутка VI. Продолжение работы по теме урока Работа над стихотворением «Дары Терека» — Прочитайте на с. 96 название стихотворения, которое мы будем изучать. Как вы думаете, о чем оно? (Примерный ответ. Терек — это река на Северном Кавказе, которая берет свое начало на склоне Кавказского хребта и впадает в Каспийское море. Название реки Терек в переводе с карачаево-балкарского языка означает «быстрая вода». В верхнем своем течении Терек прокладывает себе путь по горным ущельям и склонам. Здесь он очень стремительный и бурный. Но, приближаясь к морю, эта река течет уже по равнине, где становится спокойной и широкой.)(Учитель использует аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как стихотворение читает актер, и следят по учебнику.) - Какую картину вы представили, прослушав стихотворение М.Ю. Лермонтова? - Что необычного в изображении Терека? Как меняется его образ в произведении? - Объясните значение выражения «утесистые громады». (Горы, скалы.)- Какое средство художественной выразительности использует поэт? (Метафору — скрытое сравнение.)- Как вы понимаете выражение «буре плач его подобен, слезы брызгами летят»? (Грохот падающей воды сравним с бурей. Капли воды разлетаются в разные стороны, как слезы.)- Какие выразительные средства здесь использовал поэт? (Сравнение, олицетворение — плакать может только человек.)— Что можно узнать о характере горной реки из первых строк стихотворения? (Река очень быстрая, шумная, неуправляемая, опасная.)— Как меняется характер реки на равнине? (Река на равнине становится спокойной, ласковой.)— Что означает слово «лукавый»? (Хитрый. Он притворяется. Эта река еще покажет свой суровый нрав.) — Прочитайте последние восемь строк. С кем поэт сравнивает облака? (С женщиной, которая кормит ребенка грудью. Это олицетворение.)(Самостоятельное чтение стихотворения. Подготовка к чтению в классе. Выразительное чтение вслух.) VII. Рефлексия — Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить? VIII. Подведение итогов урока — Чему вы учились на уроке? — В чем смысл стихотворения? Что хотел донести до насавтор? В учебнике стихотворение дано в сокращенном варианте. Можете найти его и прочитать. Домашнее задание Найти интересные факты из жизни поэта. Подготовить выразительное чтение любого понравившегося стихотворения М.Ю. Лермонтова.
__________________________ Тема: М.Ю.Лермонтов «Дары Терека», «Ашик – Кериб» Цели:познакомить с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова; дать представление о разнообразии жанров произведений автора (стихи, сказки); учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; закрепить знания о средствах художественной выразительности (метафоры, эпитеты, сравнения); отрабатывать навыки выразительного чтения стихотворений; развивать поэтический слух, воображение и образное мышление, речь, творческие способности; учить определять тему, идею произведения, анализировать поступки героев, правильно отвечать на вопросы; воспитывать уважительное отношение к природе. Планируемые результаты: предметные: прогнозирование содержания произведения, умения перечислять произведения М.Ю. Лермонтова, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника и совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П - понимание и осмысление нравственных уроков, которые дает изучаемое произведение, умения работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к близким, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность положительных качеств характера), проявление интереса к произведениям М.Ю. Лермонтова. Оборудование:портрет М.Ю. Лермонтова, выставка книг писателя, карточки, аудиоприложение к учебнику, диафильм со сказкой «Ашик-Кериб» или ее аудиозапись (по возможности), географическая карта Турции.
Ход урока 2 I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания — Расскажите, что нового о жизни поэта вы узнали. — Сейчас послушаем стихи М.Ю. Лермонтова, которые вы приготовили к уроку. (Выразительное чтение стихотворений учащимися.) III. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановкацелей урока — Разгадайте кроссворд и поймете, хорошо ли знаете сказки. (Учащиеся работают самостоятельно.) 1. Имя девушки, потерявшей хрустальный башмачок. (Золушка.) 2. Она плела рубашки из крапивы ради спасения своих братьев. (Эльза.) 3. Девочка, попавшая в странное место, где правила шахматная королева. (Алиса.) 4. Лучший друг Винни – Пуха (Пятачок.) 5. Знаменитый доктор-ветеринар. (Айболит). 6. Имя царевича, который взял в жены лягушку. (Иван.) 7. Яльмару рассказывал сказки Оле-... . (Лукойе.) 8. Имя мальчика, попавшего в плен к Снежной королеве. (Кай.) 9. Богатырь, победивший Черномора. (Руслан.) 10. Кто сделал Буратино? (Карло.) 11. Купец,побывавший в гостях у морского царя. (Садко.) — Вы узнали имена сказочных героев. На какие группы можноразделить сказки? (Литературные и народные.) — По какому признаку вы их разделили? (По авторству.) — Прочитайте на с. 97 учебника название сказки, которую мы будем сегодня читать. Знаете ли вы, что оно означает? (Ашик — в переводе «народный певец, музыкант». Кериб-бедный человек, бедняк.) — Какая это сказка? (Турецкая.) — Почему она помещена в наш раздел «Чудесный мир классики»? (Ее написал М.Ю. Лермонтов.) IV. Работа по теме урока |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 368. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |