Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Знакомство с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова




— Ребята, откройте учебник на с. 92-93. Рассмотрите иллюст­рации и фотографии. Что вы можете рассказать о Михаиле Юрьевиче? (Ответы учеников.)

(Затем о писателе рассказывает учитель.)

В январе 1837 г., в дни трагической гибели А.С. Пушкина, Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено было стать преемником А.С. Пушкина в русской литературе. Это был 22-летний офицер Михаил Юрьевич Лермонтов, написавший сти­хотворение «Смерть Поэта» — скорбное, гневное и обличительное.

Погиб Поэт! — невольник чести —

Пал, оклеветанный молвой...

В этом стихотворении он сказал, что руку убийцы Пушкина направляли вельможи, окружавшие императорский трон, которых он назвал палачами Гения, Свободы и Славы России. Стихотво­рение переписывалось и ходило по рукам, как прокламация. Так началась всенародная слава М.Ю. Лермонтова.

Впервые М.Ю. Лермонтов решил вынести свое творчество на суд публики, когда ему было 20 лет. Он сочинил драму в стихах «Маскарад», в которой показал умного, независимого героя среди праздного, пустого, жестокого великосветского общества.

— Прочитайте в учебнике на с. 94—95 статью о детстве писателя.

— Что нового вы узнали о Михаиле Юрьевиче Лермонтове? Не торопитесь отвечать на этот вопрос. Еще раз посмотри­те на текст и составьте по нему вопросы своим однокласс­никам.(Дети ставят вопросы. Учитель следит за правильным формулированием. Учащиеся находят ответы в тексте.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока Работа над стихотворением «Дары Терека»

— Прочитайте на с. 96 название стихотворения, которое мы будем изучать. Как вы думаете, о чем оно? (Примерный ответ. Терек — это река на Северном Кавказе, которая берет свое начало на склоне Кавказского хребта и впада­ет в Каспийское море. Название реки Терек в переводе с карачаево-балкарского языка означает «быстрая вода». В верхнем своем течении Терек прокладывает себе путь по горным ущельям и склонам. Здесь он очень стреми­тельный и бурный. Но, приближаясь к морю, эта река течет уже по равнине, где становится спокойной и ши­рокой.)(Учитель использует аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как стихотворение читает актер, и следят по учебнику.)

- Какую картину вы представили, прослушав стихотворение М.Ю. Лермонтова?

- Что необычного в изображении Терека? Как меняется его образ в произведении?

- Объясните значение выражения «утесистые громады». (Горы, скалы.)- Какое средство художественной выразительности исполь­зует поэт? (Метафору скрытое сравнение.)- Как вы понимаете выражение «буре плач его подобен, слезы брызгами летят»? (Грохот падающей воды сравним с бурей. Капли воды разлетаются в разные стороны, как слезы.)- Какие выразительные средства здесь использовал поэт? (Сравнение, олицетворение плакать может только че­ловек.)— Что можно узнать о характере горной реки из первых строк стихотворения? (Река очень быстрая, шумная, неуправляе­мая, опасная.)— Как меняется характер реки на равнине? (Река на равнине становится спокойной, ласковой.)— Что означает слово «лукавый»? (Хитрый. Он притворяется. Эта река еще покажет свой суровый нрав.)

— Прочитайте последние восемь строк. С кем поэт сравнивает облака? (С женщиной, которая кормит ребенка грудью. Это олицетворение.)(Самостоятельное чтение стихотворения. Подготовка к чте­нию в классе. Выразительное чтение вслух.)

VII. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что лег­ко удавалось выполнить?

VIII. Подведение итогов урока

— Чему вы учились на уроке?

— В чем смысл стихотворения? Что хотел донести до насавтор? В учебнике стихотворение дано в сокращенном варианте. Мо­жете найти его и прочитать.

Домашнее задание

Найти интересные факты из жизни поэта. Подготовить вы­разительное чтение любого понравившегося стихотворения М.Ю. Лермонтова.

 

 

__________________________

Тема: М.Ю.Лермонтов «Дары Терека», «Ашик – Кериб»

Цели:познакомить с жизнью и творчеством М.Ю. Лермон­това; дать представление о разнообразии жанров произведений автора (стихи, сказки); учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; закрепить знания о сред­ствах художественной выразительности (метафоры, эпитеты, сравнения); отрабатывать навыки выразительного чтения стихотворений; развивать поэтический слух, воображение и образное мышление, речь, творческие способности; учить определять тему, идею произведения, анализировать поступки героев, правиль­но отвечать на вопросы; воспитывать уважительное отношение к природе.

Планируемые результаты: предметные: прогнозирование содержания произведения, умения перечислять произведения М.Ю. Лермонтова, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника и совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей рабо­ты на уроке, П - понимание и осмысление нравственных уроков, которые дает изучаемое произведение, умения работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориен­тироваться в учебной и художественной книге, К — ответы на во­просы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к близким, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность поло­жительных качеств характера), проявление интереса к произве­дениям М.Ю. Лермонтова.

Оборудование:портрет М.Ю. Лермонтова, выставка книг писа­теля, карточки, аудиоприложение к учебнику, диафильм со сказ­кой «Ашик-Кериб» или ее аудиозапись (по возможности), геогра­фическая карта Турции.

 

 

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Расскажите, что нового о жизни поэта вы узнали.

— Сейчас послушаем стихи М.Ю. Лермонтова, которые вы приготовили к уроку.

(Выразительное чтение стихотворений учащимися.)

III. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановкацелей урока

— Разгадайте кроссворд и поймете, хорошо ли знаете сказки. (Учащиеся работают самостоятельно.)

1. Имя девушки, потерявшей хрустальный башмачок. (Зо­лушка.) 2. Она плела рубашки из крапивы ради спасения своих братьев. (Эльза.) 3. Девочка, попавшая в странное место, где правила шахматная королева. (Алиса.) 4. Лучший друг Винни – Пуха (Пятачок.) 5. Знаменитый доктор-ветеринар. (Айболит). 6. Имя царевича, который взял в жены лягушку. (Иван.) 7. Яльмару рассказывал сказки Оле-... . (Лукойе.) 8. Имя мальчика, попавшего в плен к Снежной королеве. (Кай.) 9. Богатырь, победивший Черномора. (Руслан.) 10. Кто сделал Буратино? (Карло.) 11. Купец,побывавший в гостях у морского царя. (Садко.)

Вы узнали имена сказочных героев. На какие группы можноразделить сказки? (Литературные и народные.)

По какому признаку вы их разделили? (По авторству.)

Прочитайте на с. 97 учебника название сказки, которую  мы будем сегодня читать. Знаете ли вы, что оно означает? (Ашик — в переводе «народный певец, музыкант». Кериб-бедный человек, бедняк.)

Какая это сказка? (Турецкая.)

— Почему она помещена в наш раздел «Чудесный мир классики»? (Ее написал М.Ю. Лермонтов.)

IV. Работа по теме урока










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 288.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...