Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сравнение литературной и народной сказок




- Элементы каких русских народных сказок использовал П.П. Ершов в «Коньке-Горбунке»? («Конек-Горбунок», «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и Серый Волк».)

Итак, «Конек-Горбунок» П.П. Ершова — литературная сказ­ка. «Конек-Горбунок», «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и Серый Волк» — русские народные сказки.

- Послушаем народную сказку «Конек-Горбунок», а затем сравним народную и литературную сказки.(Читают подготовленные ученики.)

- Чем отличается русская народная сказка от литературной? Заполним таблицу. 68

— Как вы думаете, есть ли связь между народной сказкой и ли­тературной?

При жизни Ершова сказка неоднократно переиздавалась с различными изменениями и дополнениями, вносимыми авто­ром. Текст ее расширялся, совершенствовался и детализировался, однако неизменной основой сказки во всех произведениях оста­вался народный сюжет.

Народность сказки чувствуется во всей ее композиции: она состоит из трех частей (так называемый троичный принцип ле­жит, как известно, в основе большинства фольклорных текстов). Три сына, три котла, три недели.

Язык, которым написан «Конек-Горбунок», тоже ориентиро­ван на народную речь, о чем свидетельствует огромная популяр­ность сказки среди всех слоев населения России, и в значительной мере - детворы.

Но, дойдя до наших дней, многие слова, понятные тогдашним детям, стали непонятны нам, они устарели и не употребляются в нашей речи.

VI. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?

VII. Подведение итогов урока

— Как вы относитесь к поступку братьев?

— Какие чувства вы испытывали при чтении сказки?

— Какие сказки вы знаете, в которых действуют три брата?

Домашнее задание

Дочитать сказку до конца, подумать над характеристикой трех братьев и кратко записать ее в тетрадь, подтверждая цитатами из текста.

Тема: П.П. Ершов «Конек-Горбунок».

Сравнение литературной и народной сказок.Характеристика героев

Цели: познакомить с жизнью и творчеством П.П. Ершова; развивать умения выразительно читать произведение передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; развивать память, речь, мышление, воображение; учить понимать поступки и характеризовать героев, сравнивать литературную и народную сказки.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнози­ровать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, восприни­мать на слух художественное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анали­за материала учебника в совместной деятельности, пси ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ ху­дожественного текста, выделение в нем основной мыски, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, по­иск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целе­направленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаи­модействия в паре и группе (распределение обязанностей, со­ставление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к (старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса и изучению творчества классиков.

Оборудование: портрет П.П. Ершова, книги писателя, кар­точки, аудиоприложение к учебнику.

 

Ход урока 3

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания. Творческая работа

— Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу над сказ­кой «Конек-Горбунок». Дома вы должны были подготовить характеристики трех братьев. Пользуясь своими запися­ми, попробуйте составить краткую характеристику-загад­ку, прочитайте ее одноклассникам, а они должны отгадать, о ком идет речь.

(Ученики выполняют задание.)

- Как в произведении раскрывается каждый из братьев? Ге­рои поступают так из жадности, скупости, из-за желания достичь своей цели или стремления быть добрыми и чест­ными?

— Почему старшие братья все время обманывали?

— Чем схожи характеры старших братьев и чем отличается от них Иван? Каким человеком он на самом деле оказался?

III. Работа по теме урока

— Прочитайте сказку до слов «Между тем градской отряд...» на с. 53 учебника.

— Как братья провели ночь?

— Какой обычай был в той столице, как вы поняли?

— Каким образом достигался порядок при торговле?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте о том, как Иван догнал братьев. Что они ему сказали?

— Как братья оправдывались перед Иваном?

— Как вы думаете, они сказали Ивану правду?

— Простил ли их Иван? Почему, как вы думаете?

— Прочитайте отрывок, в котором рассказывается о том, что увидел городничий, подъезжая к конному ряду.

— Как городничий увидел коней, о чем он распорядился? Прочитайте выразительно.

— Как вы думаете, почему он поехал докладывать об этом царю?

— Прочитайте разговор городничего и царя по ролям (автор, городничий, царь).

— Дочитаем сказку до конца.

— Как дальше сложилась жизнь Ивана?

— Почему царь взял его к себе?

— Сбылось ли желание братьев или они остались ни с чем?

— К каким эпизодам сказки даны иллюстрации в учебнике?

— Какие еще приключения произошли с Иваном? Откуда вы это узнали? (Прочитали не отрывок, а всю сказку.)

— А сейчас вспомните всех героев сказки и скажите, на какие группы их можно поделить? (Положительные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники.)

— Почему мы считаем это произведение сказкой? Что в нем сказочного, волшебного?

— Разгадайте кроссворд по сказке «Конек-Горбунок». Для этого надо вставить пропущенные слова.


1. Да еще рожу конька

Ростом только в три ... (вершка).

2. Подошел к нему отец,

Говорит ему: «Послушай,

Побегай в ... (дозор),

Ванюша».

3. На меня скорей садись,

Только знай себе держись;

Я хоть росту ... (небольшого),

Да сменю коня другого.

4. И с набитою ... (сумой)

Возвращалися домой.

4. Предо мною конный ряд:

Два коня в ряду стоят,

Молодые,... (вороные),

Вьются гривы золотые.


— Какое слово можно прочитать в выделенных клетках кроссворда? (Ершов.)



VI. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 370.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...