Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: М.Ю.Лермонтов «Дары Терека», «Ашик – Кериб»




Цели:познакомить с жизнью и творчеством М.Ю. Лермон­това; дать представление о разнообразии жанров произведений автора (стихи, сказки); учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; закрепить знания о сред­ствах художественной выразительности (метафоры, эпитеты, сравнения); отрабатывать навыки выразительного чтения стихотворений; развивать поэтический слух, воображение и образное мышление, речь, творческие способности; учить определять тему, идею произведения, анализировать поступки героев, правиль­но отвечать на вопросы; воспитывать уважительное отношение к природе.

Планируемые результаты: предметные: прогнозирование содержания произведения, умения перечислять произведения М.Ю. Лермонтова, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника и совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей рабо­ты на уроке, П - понимание и осмысление нравственных уроков, которые дает изучаемое произведение, умения работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориен­тироваться в учебной и художественной книге, К — ответы на во­просы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к близким, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность поло­жительных качеств характера), проявление интереса к произве­дениям М.Ю. Лермонтова.

Оборудование:портрет М.Ю. Лермонтова, выставка книг писа­теля, карточки, аудиоприложение к учебнику, диафильм со сказ­кой «Ашик-Кериб» или ее аудиозапись (по возможности), геогра­фическая карта Турции.

Ход урока 4

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно отрывок из стихотворения «Ро­дина» М.Ю. Лермонтова.

Но я люблю — за что, не знаю 

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям.

— Прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе (еще: с интонацией удивления, с утвердительной интона­цией, с интонацией раздражения, восхищения, с веселой интонацией).

III. Сообщение темы и постановка целей урока

— Прочитайте это стихотворение выразительно.

— Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении? Что хотел донести до нас автор?

(Учащиеся делятся своими впечатлениями.)

— Какие качества человека ценит народ любой националь­ности?

— Прочитайте тему урока, определите его задачи. (Ответы учеников.)

Верно, сегодня мы будем учиться давать характеристику ге­роев произведения.

IV. Работа по теме урока

— Кто главные герои произведения?

— Чем занимался Ашик-Кериб? Почему люди уважали его?

— Как он познакомился со своей будущей невестой?

— Молодые люди полюбили друг друга, так почему же Ашик-Кериб загрустил? Какое сравнение использует автор? (Стал грустен, как зимнее небо.)

— Что предложила девушка молодому человеку?

— Почему же Ашик-Кериб отказался от ее предложения, ведь приданого девушки могло хватить на безбедную жизнь?

— О каких чертах характера говорит такой поступок?

— Какое решение принял Ашик-Кериб?

— Добился ли Ашик-Кериб того, чего хотел, за чем отправил­ся? Докажите.

— Почему он не вернулся к своей возлюбленной, хотя у него уже были деньги?

— Охарактеризуйте Ашик-Кериба. (Ашик-Керибталантливый, честный, храбрый, добрый, великодушный.)

— Почему девушка согласилась ждать Ашик-Кериба семь лет, ведь это так долго?

— Какое главное качество Магуль-Мегери помогло ей выдер­жать все испытания?

— Какие еще черты характера этой девушки вам нравятся?

— Вспомните начало сказки. Девушка обещала, что через семь лет выйдет замуж за Куршуд-бека. Почему же она во время свадьбы хотела уйти из жизни? Вспомните этот момент.(Учащиеся зачитывают отрывок и объясняют действия девушки.)

— С чем сравнивается красота девушки? Как поет о ней по­друга?

— А как обычно говорится о девичьей красоте в русских сказках?

— Охарактеризуйте эту героиню. (Она умная, верная, трудо­любивая.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте о том, что совершил Куршуд-бек.

— Почему он так поступил? Можете ли вы объяснить?

— Прочитайте отрывок о том, как мать приняла страшную весть. Почему она поверила Куршуд-беку, а Магуль-Меге­ри сразу поняла, что это неправда? (Наверное, потому, что девушка слишком хорошо его знала.)

— Куршуд-бек — положительный или отрицательный герой? (Это герой отрицательный, так как он совершил подлый, бесчестный поступок, жестокий по отношению к матери Ашика, ведь от слез она потеряла зрение.)

Почему он совершил такой поступок? (Он тоже любил Ма­гуль-Мегери.)

— Может ли это служить ему оправданием? (Ответы учеников.)

— Какие еще герои присутствуют в сказке? Какие они? (По­ложительные: святой Хадерилиаз — добрый, помогает людям, мать Ашик-Кериба верная.)

Распределите героев по группам.

Положительные герои Отрицательные герои Нейтральные героиГерои-помощники

— Проверьте себя, внимательно ли вы читали сказку. Для это­го выполните тест.

1. Каким был Ашик-Кериб?

а) бедным

б) богатым

в) среднего достатка

2. Что пророк дал Ашик-Керибу?

а) высокий рост и дар песен

б) высокое сердце и дар рисования

в) высокое сердце и дар песен

3. Он стал грустен, как:

а) осеннее небо

б) зимнее небо

в) грозовое небо

4. Какой зарок положил Ашик-Кериб на свою душу?

а) семь лет странствовать по свету

б) шесть лет странствовать по свету

в) восемь лет странствовать по свету

5. Что он делал, переходя из деревни в деревню, из города it юрод?

а) пел и плясал

б) пел и играл на саазе

в) только играл на саазе

6. Что дала Магуль-Мегери купцу?

а) медное блюдо

б) серебряное блюдо

в) золотое блюдо

7. Сколько дней оставалось до конца срока?

а) три дня

б) два дня

в) один день

8. Кто помог Ашик-Керибу вернуться в Тифлиз?

а) всадник на белом коне

б) всадник на черном коне

в) один белый конь

9. Что поклялась сделать Магуль-Мегери?

а) умереть

б) выйти замуж за Куршуд-бека

в) убить Куршуд-бека 10. Когда мать прозрела?

а) когда узнала вернувшегося сына

б) когда сын намазал матери глаза

в) когда сын поцеловал мать в глаза

(Если на уроке остается время, можно послушать краткий пе­ресказ сказки.)

VII. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что лег­ко удавалось выполнить?

VIII. Подведение итогов урока

— Какие чудеса происходят в сказке? Какие события могли произойти в реальности?

Домашнее задание

Выполнить задание 7 на с. 111 учебника. Написать отзыв

о произведении по плану.

План составления отзыва о произведении

1. Автор.

2. Название произведения.

3. Жанр произведения.

4. О чем этот текст?

5. Кто из героев понравился и почему?

6. Чем понравилось это произведение?

 

 

____________________________________










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 364.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...