![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема: А.С. Пушкин «Сказкао мертвой царевне и о семи богатырях».Характеристика героев.Деление сказки на части
Цели:познакомить со сказкой А.С. Пушкина; учить анализировать поступки героев; обучать грамотному, выразительному чтению; учить сравнивать сказки народные и литературные, делить текст на части; формировать умения анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключенный в сказках; воспитывать культуру речи, культуру слушания, культуру высказывания, культуру эмоций; учить различать положительных и отрицательных героев, давать краткую характеристику главных героев, оценку их поступкам; обучать работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст,развивать память, логическое мышление, речь. Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества А. С. Пушкина. Оборудование:портрет А. С. Пушкина, выставка книг писателя, карточки, аудиоприложение к учебнику, видеозапись мультипликационного фильма по сказке А. С. Пушкина.
Ход урока 2 I. Организационный момент II. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока — Ребята, прочитайте название сказки, с которой мы познакомились на прошлом уроке. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».) — Скажите, что мы можем узнать из названия. (Мы можем узнать, что это сказка; герои в ней: царевна и семь богатырей.) — Кто такой богатырь? Найдите значение этого слова в словарях. (Словарь СИ. Ожегова: богатырь — человек очень большой силы, стойкости и отваги. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. Словарь В.И. Даля: богатырь — человек рослый, дюжий, видный; необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин.) — Докажите, что это сказка. Вспомните все признаки сказки. (1. Зачин. 2. Волшебные предметы. 3. Сказочные слова и выражения. 4. Троекратный повтор. 5. Борьба добра и зла. 6. Добро побеждает зло. 7. Концовка.) — Прочитайте тему урока, выберите те пункты, над которыми нам нужно поработать сегодня. (Борьба добра и зла, добро побеждает зло.) - Давайте вспомним значение слов «добро» и «зло». (Учащиеся объясняют своими словами, как они понимаем значение этих слов, затем находят их значение в словаре СИ. Ожегова.) Добро — 1) все положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи (разг.). Зло — 1) нечто дурное, вредное, противоположное добру; 2) беда, несчастье, неприятность. - Определите задачи урока. На какие вопросы мы должны сегодня ответить? III. Работапотемеурока - Итак, вспомним, какие герои в сказке главные, без которых не было бы всех описанных событий. (Главные герои — царица и царевна.) - Разберемся, кто же у нас в сказке злой, а кто добрый. (Чтение и анализ сказки до слов «Но невеста молода?...» на с. 73.) - Что вы узнали из начала сказки? - Отчего умерла царица? - Найдите описание новой царицы. Как вы понимаете выражение «и умом и всем взяла»? Объясните значение слов «ломлива» и «своенравна». (Ломлива — упрямо не соглашается на что-либо. Своенравна — упряма, капризна, поступающая так, как вздумается.) - Как автор показывает красоту молодой царевны? С чем он ее сравнивает? (С цветком.) - Что значит быть кроткого нрава? (Нрав — характер, душевные качества. Кроткий — незлобливый, покорный, смирный.) Какое приданое приготовлено царевне? Кто из вас знает, что такое девичник? (В народном свадебном обряде: вечеринка с подругами в доме невесты накануне венчания, а также вообще вечеринка, на которую собираются девушки, женщины.) Что узнала царица от зеркальца? зеркальце сказало правду, а нужно ли было ее говорить, ведь оно знало нрав своей хозяйки? Ребята, а вы любите правду? Нужна ли она вообще в жизни? Как вы понимаете значение выражения «черная и белая зависть»? Чем они отличаются? Испытывали ли вы когда-нибудь такие чувства? К чему они приводят? К чему привела черная зависть в сказке? — Что же вы можете сказать о царевне? (Царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.) — Какой была царица? (Царица-мачеха красивая, умная, ревнивая, упрямая, капризная; она поступает так, как хочется ей, и совсем не думает о других; еще она хочет всегда оставаться самой красивой — от этого полностью зависят ее настроение и вся ее жизнь.) — Подумайте: кто из наших героев положительный, а кто отрицательный? (Царица — отрицательная героиня, а царевна — положительная.) — Что такое положительные и отрицательные черты характера? (Положительные (хорошие) черты характера, присущие положительному герою: доброта, любовь, верность, кротость, отзывчивость. Отрицательные (нехорошие) черты характера, присущие отрицательному герою: зависть, злоба, ревность, эгоизм, предательство.) — Ребята, а как можно определить, злой человек или добрый? Ведь каждый человек считает себя хорошим. (По его поступкам. Если человек совершает добрые поступки, от которых другим хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если поступки человека причиняют другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.) IV. Физкультминутка V. Продолжение работы по теме урока (Чтение продолжения сказки до слов «Раз царевна молодая...» нас. 80.) — Расскажите, пользуясь текстом, как царевна оказалась в тереме. Что она стала делать? — О каких чертах характера это говорит? — Почему царевна вышла к богатырям не сразу? После каких слов? — Как богатыри узнали, что в их доме царевна? — Как царевне жилось у богатырей? — Чем занимались богатыри, как об этом говорит автор? — Как братья пришли свататься к царевне? — Почему она им отказала? Какой она была? — Как царица узнала, что молодая царевна жива-здорова? — Прочитайте по ролям этот отрывок, стараясь передать голосом характеры героев. — Составьте характеристику любого героя сказки по следующему плану. План характеристики героя сказки 1. Где живет герой? 2. Внешний облик героя. 3. Какие поступки совершает? 4. Какой характер у героя? 5. Как к герою относится автор? 6. Свое отношение к герою. (После подготовки заслушивают несколько ответов.) VI. Рефлексия С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему? За что бы вы себя похвалили сегодня? VII. Подведениеитоговурока Как, в виде кого представлено зло? Подумайте и распределите героев по группам: положительные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники. (Дети называют героев и заполняют соответствующую таблицу.) - Есть ли в сказке волшебные предметы? Какую роль они играют? Как автор относится к главным героиням? Докажите. Домашнеезадание Дочитать сказку до конца. Подобрать синонимы к словам к нос и равный», «мерзкий», «желанный», «грозно», «изумленный»; подобрать антонимы к словам «жданный», «грешен»; выписать наиболее понравившихся эпитетов вместе со словами, к которым они относятся. Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 600. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |