![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
III. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока
— Прочитайте отрывок из стихотворения «Берегите матерей». Хлынул дождь — и все в горах намокло, Разбежались по воде круги... Слышу: через крышу, через стекла Молят капли: — Маму береги! Слышу: листья шепчут за стеною: «Мама — это дерево родное!» Голосом отца твердит земля: «Мать — весь мир, и рощи, и поля». Яростно бушует непогода, В черном небе не видать ни зги... Грохот грома — голос твой, природа, Просит каждый час любого года: «Душу мира, маму, береги!» Р. Гамзатов — Прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе. — Прочитайте с интонацией удивления (еще: с утвердительной интонацией, с интонацией раздражения, восхищения, с веселой интонацией, выразительно). — Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? — Прочитайте название произведения, которое мы будем сегодня изучать. («Детство».) — Как вы думаете, о чем оно? (Предположения учащихся.) — Определите задачи урока. На какие вопросы мы должны ответить? IV. Работа по теме урока Сегодня мы прочитаем главу из автобиографической трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность». Трилогия — это три произведения одного автора, где второе и третье являются продолжением первого. — В тексте нам встретятся слова, попробуйте объяснить их значение. ЛЕЛЕЯТЬ — (нежить, заботливо ухаживать за кем-, чем-нибудь). НАСЛАЖДЕНИЕ — (высшая степень удовольствия). ДОБРОДЕТЕЛИ — (положительное, нравственное качество, высокая нравственность). УМИЛЕНИЕ— (нежное чувство, возбуждаемое чем-нибудь трогательным). (Чтение рассказа «Детство» учителем.) — Ваши впечатления? — Кто герой этого произведения? (Описывая свою жизнь, Лев Николаевич сделал героем произведения Николеньку Иртеньева, т. е. он называет себя в произведении Николенькой.) V. Физкультминутка VI. Продолжение работы по теме урока (Повторное чтение текста по частям: чтение 1-й части.) — Какое событие описывает Л.Н. Толстой? — Назовите действующих лиц? — Как вы думаете, что здесь важнее — описание событий или переживаний мальчика? (Чтение 2-й части.) — Можем ли мы сказать, что писатель делится с нами самыми сокровенными переживаниями? — Что вы можете сказать о характере Николеньки? — О каких двух добродетелях, присущих юному герою, с сожалением вспоминает Л.Н. Толстой? — Автор поделился с нами самыми сокровенными воспоминаниями. А с кем вы делитесь своими радостями и печалями? (Ответы учеников.) — Составьте несколько предложений о самом дорогом для вас человеке. (Ученики рассказывают о маме.) VII. Рефлексия — Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить? VIII. Подведение итогов урока — Прочитаем еще раз отрывок из стихотворения Р. Гамзатова. — К чему призывает нас автор? (Он призывает нас беречь своих матерей.) Сегодня мы прочитали отрывок из произведения Льва Николаевича. Его герой — Николенька был таким же ребенком, каки вы. Считал, что взрослые должны его любить, лелеять, но сам не всегда относился к ним внимательно. Он вспоминает своего домашнего учителя Карла Иваныча, которому очень часто грубил. Но потом он раскаялся и в своих молитвах желал ему счастья. Умейте и вы попросить прощения, если кого-то обидели. Берегите своих близких, заботьтесь о них. Домашнее задание Написать небольшое сочинение о маме. Читать произведения Л.Н. Толстого.
___________________________
Тема: Жизнь и творчествоЛ.Н. Толстого. «Детство».Басня «Как мужик камень убрал» Цели: познакомить с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл произведения; прививать любовь к чтению, внимательное отношение к близким людям. Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, перечислять произведения Л.Н. Толстого, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный целенаправленный выбор книги на основе заданного материала; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — понимание и осмысление нравственных уроков, умения работать с текстом (осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения, понимание основной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге, К —ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (благородство, дружба, понимание, сочувствие), проявление интереса к произведениям Л.Н. Толстого. Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя, карточки (текст речевой разминки, задания), аудиоприложение к учебнику.
Ход урока 3 I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания (Чтение записанных в тетрадь предложений о Л.Н. Толстом.) — Как вы ответили на вопрос: что нового ты узнал о писателе? Каким он был? Подберите самые точные слова. — Прочитайте свои небольшие сочинения о маме. (Чтение детских сочинений.) III. Сообщение темы и постановка целей урока — Ребята, давайте вспомним, с какими произведениями Л.Н. Толстого мы знакомы. Попробуйте узнать их по первым строчкам. • «Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было». («Старый дед и внучек».) • «Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу». («Филипок».) • «Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел». («Правда всего дороже».) • «Были брат и сестра — Вася и Катя; у них была кошка. Весной кошка пропала». («Котенок».) • «Купила мать слив и хотела дать детям после обеда». («Косточка».) • «Когда я был маленький, меня послали в лес за грибами. Я дошел до лесу, набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, пошел дождь и загремело». («Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза».) • «Сын приехал из города к отцу в деревню». («Ученый сын».) • «В Лондоне показывали диких зверей и за просмотр брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям». («Лев и собачка».) • Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой». («Прыжок».) — Какие еще произведения вы знаете и помните? — На какие группы можно разделить эти произведения? (Рассказы и басни.) — Прочитайте тему урока. Определите его задачи. («Как мужик убрал камень». Басня.) IV. Работа по теме урока (Первичное чтение басни. Учитель использует аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как басню читает актер.) — Ваши впечатления? — Прочитайте басню на с. 119 учебника про себя. — Прочитайте выразительно вслух. — Что предложили инженеры, чтобы убрать камень? — Что предложил мужик? — Какие черты характера свойственны мужику? (Ум, хитрость, благородство, находчивость.) — В чем заключается главная мысль басни Л.Н. Толстого? V. Физкультминутка |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 337. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |