Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Предложение как единица речи. Виды предложений оп цели высказывания.




Цели: актуализировать знания о предложении как единице речи; развивать умения распознавать предложения, выделять их интонационно, составлять предложения из слов, правильно оформлять предложения на письме.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — уме­ние с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания(Чтение и анализ сочинений.)

III. Актуализация знаний

— Подберите к каждому прилагательному противоположное по значению и запишите его с тем же существительным

Трудный вопрос, частый лес, твёрдая глина, широкий мост, высокий человек, длинные каникулы, густой суп, горький напиток.

— Какая орфограмма встретилась во всех подобранных вами прилагательных? (Парный согласный в корне.)

Подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки.

— Расскажите соответствующее правило.

— Какие слова из словаря встретились в диктанте? Подчерк­ните в них орфограммы.

(Взаимопроверка, взаимооценка.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Составьте предложение с любым словосочетанием, запишите

— Докажите, что вы записали предложение. (Предложение выражает законченную мысль.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Повторить, что мы знаем о предложении, научиться отличать предложения от словосочетаний, групп слов, составлять предложения из слов, вспомнить, какие бывают виды предло­жений.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 12 (с. 13).

Прочитайте стихотворение.

— Что вы почувствовали, когда читали эти строки? (Восхище­ние, восторг, мы любовались картинами природы.)

Нарисуйте словесную картинку к стихотворению. Какие эпитеты, сравнения вам помогли её представить? (Розовеет небо, звёзды тают, как снежинки.)

Какие слова употреблены в переносном значении? С чем сравниваются небосвод, звёзды?

— Назовите предложение, состоящее из одного слова. Можно ли назвать это слово предложением? Докажите. (Предложе­ние — это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль.)

Прочитайте остальные предложения. Сколько слов в каж­дом предложении? Назовите в каждом предложении глав­ные члены.

— Найдите слова, произношение которых расходится с напи­санием. Объясните их написание.

— Как выделяются границы предложения на письме? Прочи­тайте предложения выразительно.

— Напишите стихотворение по памяти. (Взаимопроверка, взаимооценка.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 13 (с. 13).

Прочитайте.

— Можно ли данные группы слов назвать предложениями? (Нет. В них нарушен порядок, слова не связаны между собой.)

Составьте из каждой группы слов предложения.

— Какая часть слова служит для связи слов? (Окончание.)

Назовите предлоги. Какую роль они играют в предложе­нии? (Служат для связи слов в предложении.)

Можно ли назвать эти предложения текстом? (Это текст, так как все предложения объединены общей темой «Осень».)

— Составьте ещё два-три предложения на эту тему.

— Как на письме обозначают границы предложений? (Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, в конце пред­ложения ставится точка.)(Запись предложений с комментированием.)

Упр. 14 (с. 14).

Прочитайте стихотворение.

— Почему оно вызывает улыбку?

- Как обозначаются границы предложений в устной речи? (С помощью интонации.)

Прочитайте стихотворение, интонационно выделяя конец предложений.

— Запишите текст стихотворения строфой, обозначая грани­цы предложений.

(Взаимопроверка.)

Дополнительное задание: выучить стихотворение и рассказать его у доски.

VIII. Рефлексия

— Спишите текст, разделяя его на предложения. Озаглавьте текст. Подчеркните в словах проверяемые безударные гласные.

Быстро летело время наступила осень от инея пожелтели берёзки покраснели осины вода в реке потемнела холодный осенний ветер обры­вал листья с деревьев небо часто покрывалось тяжёлыми облаками шёл мелкий дождь стаи птиц неслись на юг.(Проверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что мы повторили на сегодняшнем уроке?

— Какую языковую единицу можно назвать предложением?

— Как отличить предложение от группы слов, от словосоче­тания?

— Как обозначаются границы предложений в устной и пись­менной речи?

Домашнее задание

Упражнение из рабочей тетради (по выбору учителя).

 

Тема: Виды предложений по цели высказывания и по интонации

Цели:актуализировать знания о видах предложений по цели высказывания и по интонации; развивать умения правильно ста­вить знаки препинания в конце предложений, передавать голосом интонацию предложений, разных по цели высказывания и эмо­циональной окраске.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; анализ, сравнение, клас­сификация объектов по выделенным признакам; к. — инициа­тивное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Запишите слова в два столбика в зависимости от вида ор­фограммы. Обозначьте орфограммы.

С.езд, л..ют, об..явление, вороб..и, об..ём, обез..яна, под..езд, ва­рен..е, бур..ян, объявление, поголов..е, п..ёт, под..ём, в..юга.

— Как вы определили, когда в слове нужно поставить твёрдый знак, а когда - мягкий знак? (Твёрдый знак пишется после приставки перед корнем, начинающимся на буквы е, ё, ю, я. Мягкий знак пишется в корне перед гласными и, е, ё, ю, я.)

— Какие слова из словаря встретились в диктанте? Подчерк­ните в них орфограммы.

(Взаимопроверка, взаимооценка.)

III. Самоопределениек деятельности

— Послушайте стихотворение.

Мяч летает полосатый.

В мяч играют медвежата.

— Можно мне? —

Спросила мышка.

— Что ты!

Ты ещё малышка.

Г. Сатир

— Назовите повествовательные предложения. (Мяч летает полосатый. В мяч играют медвежата. Ты ещё малышка.)

— Назовите вопросительное предложение. (Можно мне?)

Какие ещё предложения бывают по цели высказывания?(Побудительные.)

— Измените вопросительное предложение в стихотворении так, чтобы оно стало побудительным. (Дайте мне мяч. Возь­мите меня с собой играть. И т. д.)

Назовите в стихотворении восклицательные и невосклица­тельные предложения. (Что ты!— восклицательное, осталь­ные невосклицательные.)

— Сформулируйте задачи урока. (Повторить, какие бывают виды предложений по цели высказывания и по интонации, научиться составлять повествовательные, вопросительные, побудительные предложения, восклицательные и невоскли­цательные предложения.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Прочитайте в рубрике «Вспомните!» (с. 14), какие бывают предложения по цели высказывания и как их отличить.

— Придумайте примеры вопросительных, повествовательных, побудительных предложений.

Упр. 15 (с. 14-15).

— Прочитайте текст.

— Прочитайте повествовательные предложения. С какой це­лью их употребил автор? (В них сообщаются сведения о ра­стении чистотеле.)

— Прочитайте выразительно вопросительное предложение. С какой целью его употребил автор? (Автор предлагает за­думаться и узнать ответ на вопрос.)

Прочитайте выразительно побудительное предложение. Какова его цель? (В нём содержится совет, призыв.)

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка, взаимооценка.)

Упр. 16 (с. 15).

— Прочитайте предложения.

— Найдите среди них загадки. Какие это предложения по цели высказывания? (Вопросительные.)

— Ответьте на вопросы, назовите отгадки. Найдите отгадки на иллюстрации.

— Найдите среди предложений пословицы. Объясните ихсмысл.

— Определите, какие это предложения по цели высказывания. (Повествовательные и побудительные.)

— Прочитайте побудительные предложения. Какие советы они содержат?

— Выполните письменные задания к упражнению.

— В каком предложении встретилось слово из словаря? Назо­вите это слово. (Хозяин.)

Найдите значение этого слова в толковом словаре. Сколько значений имеет это слово? (Семь.)

— Составьте предложения с этим словом в разных значениях.

— В каком значении употреблено слово хозяин в поговорке? (Впереносном. Это значит, что человек сам распоряжается своими словами. Если ты дал слово, надо его держать.)

— Подберите однокоренные слова к слову хозяин. (Хозяйство, хозяйственный, хозяйка, хозяйничать.)

Какие непроверяемые гласные в этих словах надо запо­мнить?

— Запишите в словарик слова хозяин, хозяйство, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

(На данном этапе урока можно использовать школьные сло­варики: орфографический, словарик трудностей русского языка.)

V. Физкультминутка










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 443.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...