Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема: Предложение как единица речи. Виды предложений оп цели высказывания.
Цели: актуализировать знания о предложении как единице речи; развивать умения распознавать предложения, выделять их интонационно, составлять предложения из слов, правильно оформлять предложения на письме. Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания(Чтение и анализ сочинений.) III. Актуализация знаний — Подберите к каждому прилагательному противоположное по значению и запишите его с тем же существительным Трудный вопрос, частый лес, твёрдая глина, широкий мост, высокий человек, длинные каникулы, густой суп, горький напиток. — Какая орфограмма встретилась во всех подобранных вами прилагательных? (Парный согласный в корне.) — Подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки. — Расскажите соответствующее правило. — Какие слова из словаря встретились в диктанте? Подчеркните в них орфограммы. (Взаимопроверка, взаимооценка.) IV. Самоопределение к деятельности — Составьте предложение с любым словосочетанием, запишите — Докажите, что вы записали предложение. (Предложение выражает законченную мысль.) — Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Повторить, что мы знаем о предложении, научиться отличать предложения от словосочетаний, групп слов, составлять предложения из слов, вспомнить, какие бывают виды предложений.) V. Работа по теме урока Работа по учебнику Упр. 12 (с. 13). — Прочитайте стихотворение. — Что вы почувствовали, когда читали эти строки? (Восхищение, восторг, мы любовались картинами природы.) — Нарисуйте словесную картинку к стихотворению. Какие эпитеты, сравнения вам помогли её представить? (Розовеет небо, звёзды тают, как снежинки.) — Какие слова употреблены в переносном значении? С чем сравниваются небосвод, звёзды? — Назовите предложение, состоящее из одного слова. Можно ли назвать это слово предложением? Докажите. (Предложение — это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль.) — Прочитайте остальные предложения. Сколько слов в каждом предложении? Назовите в каждом предложении главные члены. — Найдите слова, произношение которых расходится с написанием. Объясните их написание. — Как выделяются границы предложения на письме? Прочитайте предложения выразительно. — Напишите стихотворение по памяти. (Взаимопроверка, взаимооценка.) VI. Физкультминутка VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику Упр. 13 (с. 13). — Прочитайте. — Можно ли данные группы слов назвать предложениями? (Нет. В них нарушен порядок, слова не связаны между собой.) — Составьте из каждой группы слов предложения. — Какая часть слова служит для связи слов? (Окончание.) — Назовите предлоги. Какую роль они играют в предложении? (Служат для связи слов в предложении.) — Можно ли назвать эти предложения текстом? (Это текст, так как все предложения объединены общей темой «Осень».) — Составьте ещё два-три предложения на эту тему. — Как на письме обозначают границы предложений? (Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка.)(Запись предложений с комментированием.) Упр. 14 (с. 14). — Прочитайте стихотворение. — Почему оно вызывает улыбку? - Как обозначаются границы предложений в устной речи? (С помощью интонации.) — Прочитайте стихотворение, интонационно выделяя конец предложений. — Запишите текст стихотворения строфой, обозначая границы предложений. (Взаимопроверка.) Дополнительное задание: выучить стихотворение и рассказать его у доски. VIII. Рефлексия — Спишите текст, разделяя его на предложения. Озаглавьте текст. Подчеркните в словах проверяемые безударные гласные. Быстро летело время наступила осень от инея пожелтели берёзки покраснели осины вода в реке потемнела холодный осенний ветер обрывал листья с деревьев небо часто покрывалось тяжёлыми облаками шёл мелкий дождь стаи птиц неслись на юг.(Проверка.) — Оцените свою работу на уроке. IX. Подведение итогов урока — Что мы повторили на сегодняшнем уроке? — Какую языковую единицу можно назвать предложением? — Как отличить предложение от группы слов, от словосочетания? — Как обозначаются границы предложений в устной и письменной речи? Домашнее задание Упражнение из рабочей тетради (по выбору учителя).
Тема: Виды предложений по цели высказывания и по интонации Цели:актуализировать знания о видах предложений по цели высказывания и по интонации; развивать умения правильно ставить знаки препинания в конце предложений, передавать голосом интонацию предложений, разных по цели высказывания и эмоциональной окраске. Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация знаний — Запишите слова в два столбика в зависимости от вида орфограммы. Обозначьте орфограммы. С.езд, л..ют, об..явление, вороб..и, об..ём, обез..яна, под..езд, варен..е, бур..ян, объявление, поголов..е, п..ёт, под..ём, в..юга. — Как вы определили, когда в слове нужно поставить твёрдый знак, а когда - мягкий знак? (Твёрдый знак пишется после приставки перед корнем, начинающимся на буквы е, ё, ю, я. Мягкий знак пишется в корне перед гласными и, е, ё, ю, я.) — Какие слова из словаря встретились в диктанте? Подчеркните в них орфограммы. (Взаимопроверка, взаимооценка.) III. Самоопределениек деятельности — Послушайте стихотворение. Мяч летает полосатый. В мяч играют медвежата. — Можно мне? — Спросила мышка. — Что ты! Ты ещё малышка. Г. Сатир — Назовите повествовательные предложения. (Мяч летает полосатый. В мяч играют медвежата. Ты ещё малышка.) — Назовите вопросительное предложение. (Можно мне?) — Какие ещё предложения бывают по цели высказывания?(Побудительные.) — Измените вопросительное предложение в стихотворении так, чтобы оно стало побудительным. (Дайте мне мяч. Возьмите меня с собой играть. И т. д.) — Назовите в стихотворении восклицательные и невосклицательные предложения. (Что ты!— восклицательное, остальные невосклицательные.) — Сформулируйте задачи урока. (Повторить, какие бывают виды предложений по цели высказывания и по интонации, научиться составлять повествовательные, вопросительные, побудительные предложения, восклицательные и невосклицательные предложения.) IV. Работа по теме урока Работа по учебнику — Прочитайте в рубрике «Вспомните!» (с. 14), какие бывают предложения по цели высказывания и как их отличить. — Придумайте примеры вопросительных, повествовательных, побудительных предложений. Упр. 15 (с. 14-15). — Прочитайте текст. — Прочитайте повествовательные предложения. С какой целью их употребил автор? (В них сообщаются сведения о растении чистотеле.) — Прочитайте выразительно вопросительное предложение. С какой целью его употребил автор? (Автор предлагает задуматься и узнать ответ на вопрос.) — Прочитайте выразительно побудительное предложение. Какова его цель? (В нём содержится совет, призыв.) — Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка, взаимооценка.) Упр. 16 (с. 15). — Прочитайте предложения. — Найдите среди них загадки. Какие это предложения по цели высказывания? (Вопросительные.) — Ответьте на вопросы, назовите отгадки. Найдите отгадки на иллюстрации. — Найдите среди предложений пословицы. Объясните ихсмысл. — Определите, какие это предложения по цели высказывания. (Повествовательные и побудительные.) — Прочитайте побудительные предложения. Какие советы они содержат? — Выполните письменные задания к упражнению. — В каком предложении встретилось слово из словаря? Назовите это слово. (Хозяин.) — Найдите значение этого слова в толковом словаре. Сколько значений имеет это слово? (Семь.) — Составьте предложения с этим словом в разных значениях. — В каком значении употреблено слово хозяин в поговорке? (Впереносном. Это значит, что человек сам распоряжается своими словами. Если ты дал слово, надо его держать.) — Подберите однокоренные слова к слову хозяин. (Хозяйство, хозяйственный, хозяйка, хозяйничать.) — Какие непроверяемые гласные в этих словах надо запомнить? — Запишите в словарик слова хозяин, хозяйство, поставьте ударение, подчеркните орфограммы. (На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, словарик трудностей русского языка.) V. Физкультминутка |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 500. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |