Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

IV. Продолжение работы по теме урока




Орфографическая подготовка

— Спишите, вставьте пропущенные буквы.

проводилкомандовал

большойм..тросы

наградитьс.гналыцики

разрешилин..химовское

вып..даетк..рабль

пом..галкрейс.р

— По какому признаку слова разделены на группы?

— Дополните каждую группу ещё одним словом из текста.

Словарная работа

— Что вы узнали об истории значения слова каникулы, выпол­няя домашнее задание?

— Запишите слово каникулы в словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

— Составьте предложение с этим словом.

(На данном этапе урока можно использовать школьные сло­варики: орфографический, толково-этимологический, словарик трудностей русского языка.)

Работа над изложением

(Учащиеся самостоятельно готовятся к изложению, пользуясь памяткой 2, затем пишут изложение по плану. Самопроверка, ре­дактирование текста.)

V. Подведение итогов урока

- Какие умения мы закрепляли при написании изложения?

- Какие новые слова вы узнали из текста?

Домашнее задание

Написать сочинение на тему «Мои каникулы».

 

Тема: Типы текстов

Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в изложении; учить распознавать повествовательный, описатель­ный тексты и текст-рассуждение.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; осознанное и произвольное по­строение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; поиск и выделение необходимой информации; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с за­данным эталоном; внесение необходимых дополнений кор­ректив в план и способ действия; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный мораль­ный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ изложения(Анализ правильности передачи содержания текста, соблюдения его структуры. Индивидуальная работа над речевыми, Грам­матическими и орфографическими ошибками.)

III. Проверка домашнего задания(Чтение и анализ сочинений.)

IV. Актуализация знаний

Письмо по памяти

Лес, точно терем расписной,

лиловый, золотой, багряный,

весёлой пёстрою стеной

стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

блестят в лазури голубой...

И. Бунин

(Самопроверка, самооценка.)

— Можно ли сказать, что это текст? Докажите. (Предложения связаны по смыслу, объединены одной темой.)

Какому времени года посвящено стихотворение? (Осени.)

Вспомните, какой это тип текста. (Описание.)

V. Самоопределение к деятельности

— Послушайте три текста.

1) Волчье лыко цветёт ранней весной. На тонких голых прутиках появляются небольшие розовые цветки, напоминающие цветки си­рени. Располагаются они на ветках небольшими плотными кучками. Стебельков-цветоножек у них нет, и кажется, будто цветки наклее­ны на ветки. У других наших кустарников такого не бывает. Нежные розовые цветки имеют приятный острый аромат, немного похожий на запах гиацинта.

2) К волкам этот невысокий кустарник не имеет никакого отноше­ния: волки, как и все другие дикие и домашние животные, обходят его стороной, так как оно ядовито. За это и название такое получило. А лыко из коры этого кустарника действительно прочное и гибкое, из него рань­ше в деревнях плели лапти.

3) Волчье лыко становится всё более редким кустарником. В этом повинны слишком усердные сборщики весенних цветов. Увидят в лесу цветущий кустик — обязательно надо сорвать. Атак как отдельную ветку отломить трудно, выдёргивают растение целиком, ведь оно небольшое.

— Определите тему текстов. (В них рассказывается о растении волчьем лыке.)

Назовите главную мысль каждого текста.

— Попробуйте определить тип каждого текста.

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Научиться определять тип текста, составлять тексты разных типов.)

VI. Работа по теме урока Работа по учебнику

— Прочитайте материал рубрики «Вспомните!» на с. 11.

Упр. 9 (с. 11).

Прочитайте тексты.

— Определите тип первого текста. (Это текст-описание.)

Докажите своё мнение. (В описательном тексте описыва­ется внешний вид персонажа или предмета.)

Как вы поняли, кто такой Соболько? (Это пёс.)

Прочитайте, на какие детали во внешнем облике обращает внимание автор.

— Какой вопрос можно поставить к такому тексту? (Какой Соболько ?)

— Определите тип второго текста. (Это повествовательный текст.)

Как вы это определили? (В повествовательном тексте пове­ствуется о чём-либо, здесь рассказывается, что происходило с Лебедем.)

Какой вопрос можно поставить к такому тексту? (Что про­изошло?)

К какому типу относится последний текст? (Это текст-рассуждение.)

Объясните своё мнение. (В тексте-рассуждении даётся объ­яснение, почему один из островов Светлого озера назывался Голодаем.)

Какой вопрос можно поставить к такому тексту? (Почему?)

Выполните письменное задание к упражнению. (Самопроверка по учебнику.)

(Учитель обращает внимание учащихся на условное обозначе­ние над первым предложением второго текста. Дети вспоминают план разбора предложения по членам (памятка 6, с. 149). Один ученик выполняет разбор предложения на доске, остальные -в тетрадях.)

VII. Физкультминутка

VIII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр. 10 (с. 12).(Работа в парах.)

— Прочитайте тексты.

— Определите тему текстов. (В текстах говорится о ландыше.)

Какова главная мысль каждого текста?

— Какой текст носит описательный характер? (Второй.)

Нарисуйте словесную картину к этому тексту.

— Какой заголовок можно к нему подобрать?

— Какие выразительные средства использует поэт? (Олице­творение, эпитеты, сравнения.)

Какие тексты можно встретить в учебниках, научно-по­пулярных изданиях? (Первый и третий.)

Прочитайте, какие предложения, словосочетания можно встретить в научных текстах. (Травянистоерастение, ла­тинское название и т. д.)

Упр. 11 (с. 12).

Прочитайте варианты тем сочинения.

— При раскрытии каких тем вы будете использовать вырази­тельные средства? Почему?

— Какие темы сочинений предполагают использование пове­ствовательных текстов?

— Назовите темы, которые предполагают ответ на вопрос почему?

— К какому типу будут относиться такие сочинения? (Это тексты-рассуждения.)

(Выбор темы, обсуждение содержания сочинения, жанра, типа речи.)

IX. Рефлексия

(Учитель читает тексты, учащиеся определяют их тип и запи­сывают в тетрадях.)

1) Яблоки были крупные и прозрачно-жёлтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось, как стакан свежего ли­пового мёда. В середине чернели зёрнышки. Потрясёшь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки. (Описание.)

По В. Солоухину

2) Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребёночка.

И пощекотал ему ладошку. А ребёночек-то как дёрнет лапку — и меня

по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стул.

Сел и скалится. (Повествование.)

Б. Житков

3) У слонов есть странная черта. Их страшит маленькая мышка. Слу­чайно попадут в зверинец мыши. Слон ночью не ляжет. Будет дремать стоя. Это вредит здоровью. Ноги слона обтягивает толстая крепкая кожа. Но между пальцами кожа мягкая и тонкая. Мышка заползёт в складку между пальцами. Она может щекотать и даже прокусить зубками нежную кожу. Слон истечёт кровью. (Рассуждение.)

По В. Бианки

(Самопроверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

X. Подведение итогов урока

— Какие типы текстов вы знаете?

— На какие вопросы отвечает каждый из типов текстов?

— Как будет отличаться речь в разных типах текстов?

Домашнее задание

Упр. 11 (с. 12) — написать сочинение на выбранную тему.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 305.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...