Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

VII. Продолжение работы по теме урока




1. Конкурс-аукцион «Кто больше знает "вежливых" слов?»

Беседа

— Что вы знаете о том, как появились «вежливые» слова?

Спасибо. В древности, когда хотели поблагодарить человеказа доброе дело, говорили ему: «Спаси вас Бог!» Спаси Бог превра­тилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!»

Пожалуйста. Издавна слово жаловать означало «оказывать внимание, уважать, проявлять почтение». Отсюда и другое, род­ственное, слово — пожаловать, т. е. откликнуться на просьбу, жа­ловать вниманием. В слове пожалуйста выражены и уважительная просьба, и ответное внимание, и благодарность, и почтение.

Извините. Если кто-нибудь причинял кому-то огорчение или неудобство, не желая того, ненароком, он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: «Извините!», т. е. «сни­мите с меня вину».

Здравствуйте. Слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза. Однако фактическое значение слова — по­желание здоровья. Так же как и «здравия желаю», повелось с древ­них времён и считалось жестом уважения при приветствии.(На данном этапе урока можно использовать школьный тол­ково-этимологический словарик.)

Работа по учебнику

Упр. 4 (с.7).(Работа в парах. Учащиеся устно составляют тексты. Несколь­ко пар выступают у доски. Учитель напоминает о правилах пунк­туации при употреблении этих слов в письменной речи, затем учащиеся записывают свои тексты.)

VIII. Рефлексия

Игра «Доскажи словечко»

- Запишите «вежливые» слова, которыми нужно закончить стихотворные строки.

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого... («спасибо»).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит... («добрый день»).

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече... («здравствуйте»).

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят... («до свидания»).

(Проверка. Один ученик читает слова вслух, остальные про­веряют.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— С какой целью мы употребляем в речи «вежливые» слова?

— Какие формулы вежливости мы изобрели сегодня на уроке?

Домашнее задание

Упр. 3 (с. 7) - подготовить сообщение.

 

 

Тема: Текст и его план.Признаки текста.

Цели: уточнить представления об особенностях текста как единицы речи; развивать умение составлять план текста.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соот­ветствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — постановка учебной задачи; сличение способа дейст­вия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оцени­вание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания(Сообщения о «вежливых» словах.)

— Какую роль играют «вежливые» слова в каждой речевой ситуации?

III. Актуализация знаний

Письмо по памяти

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

С. Есенин

(Самопроверка, самооценка.)

— Назовите слово с непроверяемой орфограммой, встретив­шееся в стихотворном отрывке. (Берёза.)

Подчеркните орфограмму.

IV. Самоопределение к деятельности

— Расскажите, что вы знаете о берёзе. (Заслушиваются два-три рассказа. На данном этапе урокаможно использовать школьный словарик «Растения России».)

— Что вы составили? (Рассказ, текст.)

— Докажите. Что такое текст?

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Вспомнить, что такое текст, чем текст отличается от груп­пы предложений, научиться определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст и составлять его план.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 5 (с. 8).

— Прочитайте.

— Это текст или отдельные предложения? (Текст.)

— Как вы определили, что это текст? (Предложения связаны по смыслу.)

Как связаны между собой второе и третье предложения? (Местоимение онауказывает на то, что речь идёт о берёзе.)

— Какой эпитет использован для описания берёзы в четвёртом предложении? (Зелёная красавица.)

— Какова главная мысль текста? (Берёза символ России, это дерево любят за его красоту, за пользу, которую оно приносит.)

Как можно озаглавить этот текст? (Ответы детей.)

— Объясните написание выделенных слов.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка, взаимооценка.)

Упр.6 (с. 8).

Прочитайте стихотворение.

— Какими чувствами пронизаны строки?

— Прочитайте стихотворение ещё раз. Постарайтесь при чте­нии передать чувства, которые переживает автор.

— Какова тема стихотворения? (В нём рассказывается о нашей родине — России.)

Какова главная мысль стихотворения? (У каждого в на­шей стране есть свой родной уголок, но у всех нас один общий дом — Россия, надо его беречь.)

— Спишите стихотворение.

(В сильном классе можно дать задание записать стихотворе­ние по памяти.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр.7 (с. 9).

— Прочитайте текст.

— Что отражено в заглавии — тема или основная мысль?

— Как выделить в тексте части? (В каждой части содержится своя главная мысль.)

— Почему части текста называют так: вводная, или вступи­тельная, основная, заключительная? (Во вводной части чи­татель узнаёт, о чём будет текст, в основной происходят основные события, в заключительной — делается вывод, ав­тор высказывает своё отношение к событиям.)

Что надо отразить в формулировках пунктов плана?

— Составьте план текста.

Примерный план

1. Отцовский наказ.

2. Испытание.

3. Совет отца.

— Перескажите текст, пользуясь составленным планом.

VIII. Рефлексия Работа по карточкам

— Прочитайте текст и подчеркните предложение, в котором заключена главная мысль текста. Озаглавьте текст.

От ночного дождя разлилась голубая лужа. В ней купались скворцы. Для них лужа как озеро.

Забрались они бесстрашно в середину, грудью падают на воду, крыльями взбивают её, привзлётывают... Брызги над лужей — фонтаном.

Скворцы так отчаянно пищат, что сразу можно понять: утреннее ку­пание для них удовольствие.

(Проверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что такое текст?

— Что такое тема текста?

— Что такое главная мысль текста?

Домашнее задание

Прочитать рубрику «Страничка для любознательных» (с. 9).

 

 

Тема:Подробное изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану.

Цели:развивать умения определять тему текста, составлять план текста, определять главную мысль каждой части, передавать содержание текста с опорой на вопросы плана; развивать речь.

Формируемые УУД: п. - осознанное и произвольное построе­ние речевого высказывания в устной и письменной форме; смыс­ловое чтение; рефлексия способов и условий действия, контрольи оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного язы­ка; р. — составление плана и последовательности действий; спо­собность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе соци­альных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

1. Знакомство с текстом, беседа по содержанию

Упр.8 (с. 10).(Чтение текста учащимися.)

— Где проводил каникулы Саша?

— Кто такой Василий Васильевич?

— Что значит «определил в нахимовское училище»?

Нахимовское военно-морское училище находится в Санкт-Петербурге. Оно создано для воспитания и обучения сыновей воинов, погибших на Великой Отечественной войне. Там маль­чиков готовят к учёбе в военных вузах.

— За что матросы любили мальчика?

— Какую награду придумали матросы Саше?

— Как вы понимаете значение слова вахта?

Вахта — основной вид дежурства на судах. Стоящий на вахте офицер назывался вахтенным начальником, он отвечал за поря­док и безопасность корабля и не имел права сходить с верхней палубы, а во время движения корабля — с мостика.

— Как вы думаете, что чувствовал мальчик, когда стоял на первой вахте?

— Почему такая награда выпадает не каждому? 2. Составление плана текста

— На сколько частей разделили текст?

— О чём говорится в каждой части?

— Определите главную мысль каждой части, озаглавьте их.

Примерный план

1. Сашины каникулы.

2. Любили матросы маленького моряка.

3. Награда.

4. Первая вахта.

5. Такое счастье не каждому выпадает.

Лексическая работа

— Что такое крейсер?

— Что значит «усыновил сироту»?

— Объясните значение фразеологического оборота души не чаять.

— Что такое палуба?

— Кто такие сигнальщики?

— Как вы понимаете выражение усердная служба?

К какому предложению дана иллюстрация? (Замер нахимо­вец на вахте.)

—  Найдите слова, которыми называет автор Сашу. (Мальчик, сирота, маленький моряк, нахимовец.)

Пересказ текста по плану

III. Физкультминутка










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 345.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...