Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ВЫЯСНИТЕ, ЧТО ПРИВЛЕКЛО БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА В КУЛЬТЕ
Лучше попросить близкого человека последовательно расска зать обо всем: как он сначала услышал об этой организации и как дошел до вступления в нее. Нередко даже один внимательный взгляд на причины и обстоятельства его присоединения к группе проясняет многие неясности и вызывает положительный эффект. Например, его мог привлечь вербовщик или какой-нибудь другой член группы, который на момент вопроса числится среди «отще пенцев». Культист невольно задумается над тем, как связаны различные события. Люди часто присоединяются по весьма лич ным и сиюминутным причинам. Осознание действительных причин присоединения к культу поможет ему увидеть происхо дящее в новом свете.
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 250
Большинство свежезавербованных культистов не думают, что посвятят этому всю свою жизнь. Они говорят себе: "Это временное знакомство. Я посмотрю, подходит ли оно мне". Члены семьи и друзья не должны упускать возможность напомнить адепту, что первоначально он просто хотел оглядеться, а не брать на себя пожизненные обязательства. Попробуйте спросить: — Что именно заставило тебя впервые обратить внимание на эту группу и принять ее всерьез? Каковы были тогда твои мысли, чувства и ожидания? — Был ли там человек, особенно повлиявший на твое обраще ние? Было ли твое вовлечение результатом деятельности какого- либо социально ориентированного проекта, или это было нечто другое? — Почему ты думал, что для тебя важно стать членом этой организации и что это важнее предшествующих обязательств? — Сколько времени тебе понадобилось, чтобы связать себя обя зательствами? Если это случилось быстро, то почему? Какие фак торы, по-твоему, повлияли на твое решение присоединиться к данной группе? Человек из культа научной фантастики даст иные ответы, не жели последователь библейской секты. Например, оставшийся в живых адепт Врат Небес утверждал, что думал о группе не как о культе, а о курсах обучения высшим знаниям. Многие члены культов стремятся к духовному росту, но это не единственный мотив для всех случаев. В бизнес-культе мотивирующим фактором обычно бывает успех, как правило в денежном выражении. Если член культа занят многоуровневым маркетингом, спросите, изучал ли он дру гие виды организации нового производства, вроде бизнеса, свя занного с заказами по почте или через Интернет. Вам необходимо уважать его стремление и расширять возможности его реализа ции, предлагая на выбор различные альтернативы. Спросите, определил ли он максимум времени, которое намерен затратить на продукты и методы группы, прежде чем решать, что пришло время что-то менять. Будут это три, шесть месяцев или год? Если у него обнаружился долг, в какой момент про изошел бы уход из группы? И здесь ваша цель опять-таки состоит том, чтобы помочь ему мыслить шире рамок культового опыта. Человек, находящийся в «терапевтическом» культе, нуждается в исцелении. Ему могли внушить веру в то, что он должен вновь и вновь переживать свои травмы до тех пор, пока они не «разря дятся», как электрические батарейки. Необходимо рассказать ему о том, что это только один из нескольких методов, которые можно
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 251
использовать, чтобы справиться с травмами, а также спросить, готов ли он научиться более быстрой и легкой методике, не толь ко ведущей к исцелению, но и предполагающей свободу выбора. Например, некоторые из методов, упоминавшихся в главе о фо биях, могут быстро и более безболезненно облегчить травму, по лученную в прошлом. Необходимо оспорить жесткую черно-бе лую модель, в соответствии с которой способ, предлагаемый куль том, является единственной дорогой к исцелению. В конечном итоге, чтобы помочь члену культа в проверке ре альности, нам потребуется использовать предложенное им объ яснение причин своего присоединения к группе. Что ему обеща ли, когда он вступил в группу? Насколько это совпадает с тем, что он делает в группе сегодня? Располагая добытой информацией о его жизни в группе, которую вам удалось извлечь, можно зада вать конкретные вопросы: — Знал ли ты, что тебе придется работать на рыбной фабрике по шестнадцать часов в сутки? — Предполагал ли ты, что тебе придется спать только по пять часов и питаться на скорую руку? — Тебе когда-нибудь приходило в голову, что у тебя будут отби вать желание видеться с семьей и друзьями? Не следует атаковать близкого человека подобными вопроса ми, поскольку он может занять оборонительную позицию. Лучше задавать их по несколько раз в течение нескольких мини-взаи модействий по мере того, как близкий человек будет раскрывать детали своей жизни. Если умело следовать этой линии поведе ния, это даст ему массу поводов подвергнуть сомнению свое уча стие в группе.
СЕЙТЕ СЕМЕНА СОМНЕНИЯ, ЗАДАВАЯ ГИПОТЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В конечном итоге вы хотите побудить близкого человека оста вить культ, тогда как для него это нечто невообразимое. Для на чала попросим его представить гипотетические обстоятельства, при которых он мог бы уйти. Мы задаем вопросы типа "что, если", вскрывающие негативные стороны его участия в группе и постро енные таким образом, чтобы культист мог не задумываться об их истинной подоплеке. Сначала близкий человек может запроте стовать: "Я не хочу уходить!", на что вы можете ответить, что не пытаетесь забрать его из группы, а хотите только лучше понять его убеждения. Скажите: "Минутку, позволь мне объясниться". Затем приведите пример: "Что, если ты знаком с кем-нибудь, кто состоит в организации "Международный Путь"? Эти люди верят, что осуществляют волю Божью. Похоже, они действительно хоро
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 252
шо знают Священное Писание — они способны быстро и без за пинки цитировать обширные фрагменты из Библии. А что, если они вдруг обнаружили, что образование лидера вовсе не соответ ствуют его заявлениям? Он говорит, будто имеет степень доктора теологии, но что, если он получил ее по почте в обмен на денеж ный перевод? Я полагаю, ты пришел бы к выводу, что лидер пред ставлял свою компетентность в ложном свете. Если бы ты состоял в этой организации, достаточно ли было бы такого открытия, чтобы заставить тебя уйти? А если бы лидер заявил, что Богу угодна ложь? Можешь ли ты поверить, что Бог нуждается во лжи, обмане и манипулировании человеком?". Вопрос, лжет ли Бог или поощряет ложь, возникает во многих библейских культах. Некоторые из них даже приводят истории из Библии, чтобы оправдать ложь. Здесь можно спросить: "Мог ли лидер, утверждающий, что Бог закрывает глаза на ложь, дей ствительно осуществлять волю Божью? Лживый лидер — не есть ли это вероятный повод для ухода из группы?". Близкий человек может, в свою очередь, посчитать это недостаточной причиной для ухода. Если это так, предложите ему подумать о том, как Бог, который есть свет Истины, может поощрять ложь? Как можно вообще доверять такому Богу? Попросите культиста определить, что для него есть Бог, опять-таки задавая вопросы типа: "Является ли твой Бог Богом Истины?". Есть вероятность, что вы все-таки придете к согласию, обоюдно признав, что если Бог существует, то это Бог Истины. Еще один вопрос, который можно задать: "Что, если кто-то по просил бы тебя поговорить с бывшим членом группы, которую некоторые считают культом?". Задавая очередной косвенный во прос ("что, если кто-то"), вы можете получить нужную информа цию, не утрачивая взаимопонимания с членом культа. Если ответ культиста отрицательный ("Нет, ни в коем случае! "), ясно, что еще не настало время приводить бывшего участника для разгово ра. Вместо этого можно рассказать историю о конкретном чело веке, покинувшем ту или иную культовую группу, с которым вы встречались или о котором слышали. Бывший член культа: В мою бытность мунистом я отвечал за магазинчик, расположенный в аллее для прогулок, где мы прода вали цветные лампы из вулканического стекла. Мы обычно пока зывали клиенту дорогую лампу, а затем продавали коробку с дешевой имитацией. Я тайно купил экземпляр книги «Борьба». Она заставила меня задуматься. Я осознал, что моей честности претит торговля этими фальшивыми лампами, каковы бы ни были ее причины.
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 253
Когда вы приглашаете адепта пообщаться с бывшим мунистом, ваша основная цель заключается в том, чтобы заставить его во очию представить себе обстоятельства, при которых он мог бы уйти из группы. Вместо заявлений и суждений вы предлагаете и выявляете факты. Можно поговорить о том, насколько трудно было этому человеку уйти из группы из-за того, что он приравнял ее к Божьей воле. Уйти из группы означало покинуть Бога. После ухода он понял, что это верование было совершенно ложным, а истина — прямо противоположна. Это верование навязывалось группой, чтобы удерживать адептов, рекрутировать новых, соби рать деньга и усиливать рекламу. Ему потребовалось некоторое время, чтобы понять: "Я могу покинуть группу и не потерять связи с Богом". Если близкий человек сумеет идентифицировать свой случай с тем, что он услышал от бывшего адепта, то он увидит, что выход есть. В какой-то момент близкий человек может уйти в глухую обо рону и заявить: "Я не хочу покидать группу!". Напомните ему, что спрашиваете только гипотетически: "Если бы это случилось с тобой, ушел бы ты из группы? Существует ли какая-нибудь закон ная причина оставить группу — любую группу? Студенческое братство, например?". Расширяйте круг обсуждаемых групп, включая в него политические, психотерапевтические, военные, коммерческие, криминальные. — "Что, если ты оказался в банде, которая собирается грабить банк? Это — оправданная причина уйти? А если ты боишься, что банда будет на тебя давить или преследовать тебя? Это была бы обоснованная причина?» — "Допустим, ты состоишь в терапевтической группе, которая просит тебя раскрыть интимные секреты, доверенные тебе дру гим членом группы. Будет ли это законной причиной, чтобы уй ти?" Используйте слово «законная» без колебаний. Вместе с тем можно поинтересоваться у члена культа: "Кто для тебя определя ет "законность?". Для группы, применяющей контроль сознания, не бывает оправданных причин для ухода. Как правило, это трак туется так, что вы предаете Бога, одержимы Сатаной; может быть выдвинуто любое другое абсурдное утверждение. Избегайте гово рить прямо о группе, в которой состоит близкий человек, пред ставляйте свой пример абстрактно, задавайте гипотетические вопросы. Это поможет адепту создать новую систему взглядов, позволяющую ему задуматься о собственном культе.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 233. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |