Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВЫЯСНИТЕ, ЧТО ПРИВЛЕКЛО БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА В КУЛЬТЕ




Лучше попросить близкого человека последовательно расска­

зать обо всем: как он сначала услышал об этой организации и как

дошел до вступления в нее. Нередко даже один внимательный

взгляд на причины и обстоятельства его присоединения к группе

проясняет многие неясности и вызывает положительный эффект.

Например, его мог привлечь вербовщик или какой-нибудь другой

член группы, который на момент вопроса числится среди «отще­

пенцев». Культист невольно задумается над тем, как связаны

различные события. Люди часто присоединяются по весьма лич­

ным и сиюминутным причинам. Осознание действительных

причин присоединения к культу поможет ему увидеть происхо­

дящее в новом свете.

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 250


 

 

Большинство свежезавербованных культистов не думают, что

посвятят этому всю свою жизнь. Они говорят себе: "Это временное

знакомство. Я посмотрю, подходит ли оно мне". Члены семьи и

друзья не должны упускать возможность напомнить адепту, что

первоначально он просто хотел оглядеться, а не брать на себя

пожизненные обязательства.

Попробуйте спросить:

— Что именно заставило тебя впервые обратить внимание на

эту группу и принять ее всерьез? Каковы были тогда твои мысли,

чувства и ожидания?

— Был ли там человек, особенно повлиявший на твое обраще­

ние? Было ли твое вовлечение результатом деятельности какого-

либо социально ориентированного проекта, или это было нечто

другое?

— Почему ты думал, что для тебя важно стать членом этой

организации и что это важнее предшествующих обязательств?

— Сколько времени тебе понадобилось, чтобы связать себя обя­

зательствами? Если это случилось быстро, то почему? Какие фак­

торы, по-твоему, повлияли на твое решение присоединиться к

данной группе?

Человек из культа научной фантастики даст иные ответы, не­

жели последователь библейской секты. Например, оставшийся в

живых адепт Врат Небес утверждал, что думал о группе не как о

культе, а о курсах обучения высшим знаниям. Многие члены

культов стремятся к духовному росту, но это не единственный

мотив для всех случаев.

В бизнес-культе мотивирующим фактором обычно бывает

успех, как правило в денежном выражении. Если член культа

занят многоуровневым маркетингом, спросите, изучал ли он дру­

гие виды организации нового производства, вроде бизнеса, свя­

занного с заказами по почте или через Интернет. Вам необходимо

уважать его стремление и расширять возможности его реализа­

ции, предлагая на выбор различные альтернативы. Спросите,

определил ли он максимум времени, которое намерен затратить

на продукты и методы группы, прежде чем решать, что пришло

время что-то менять. Будут это три, шесть месяцев или год? Если

у него обнаружился долг, в какой момент про изошел бы уход из

группы? И здесь ваша цель опять-таки состоит том, чтобы помочь

ему мыслить шире рамок культового опыта.

Человек, находящийся в «терапевтическом» культе, нуждается

в исцелении. Ему могли внушить веру в то, что он должен вновь

и вновь переживать свои травмы до тех пор, пока они не «разря­

дятся», как электрические батарейки. Необходимо рассказать ему

о том, что это только один из нескольких методов, которые можно

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 251


 

 

использовать, чтобы справиться с травмами, а также спросить,

готов ли он научиться более быстрой и легкой методике, не толь­

ко ведущей к исцелению, но и предполагающей свободу выбора.

Например, некоторые из методов, упоминавшихся в главе о фо­

биях, могут быстро и более безболезненно облегчить травму, по­

лученную в прошлом. Необходимо оспорить жесткую черно-бе­

лую модель, в соответствии с которой способ, предлагаемый куль­

том, является единственной дорогой к исцелению.

В конечном итоге, чтобы помочь члену культа в проверке ре­

альности, нам потребуется использовать предложенное им объ­

яснение причин своего присоединения к группе. Что ему обеща­

ли, когда он вступил в группу? Насколько это совпадает с тем, что

он делает в группе сегодня? Располагая добытой информацией о

его жизни в группе, которую вам удалось извлечь, можно зада­

вать конкретные вопросы:

— Знал ли ты, что тебе придется работать на рыбной фабрике

по шестнадцать часов в сутки?

— Предполагал ли ты, что тебе придется спать только по пять

часов и питаться на скорую руку?

— Тебе когда-нибудь приходило в голову, что у тебя будут отби­

вать желание видеться с семьей и друзьями?

Не следует атаковать близкого человека подобными вопроса­

ми, поскольку он может занять оборонительную позицию. Лучше

задавать их по несколько раз в течение нескольких мини-взаи­

модействий по мере того, как близкий человек будет раскрывать

детали своей жизни. Если умело следовать этой линии поведе­

ния, это даст ему массу поводов подвергнуть сомнению свое уча­

стие в группе.

 



СЕЙТЕ СЕМЕНА СОМНЕНИЯ, ЗАДАВАЯ ГИПОТЕТИЧЕСКИЕ

ВОПРОСЫ

В конечном итоге вы хотите побудить близкого человека оста­

вить культ, тогда как для него это нечто невообразимое. Для на­

чала попросим его представить гипотетические обстоятельства,

при которых он мог бы уйти. Мы задаем вопросы типа "что, если",

вскрывающие негативные стороны его участия в группе и постро­

енные таким образом, чтобы культист мог не задумываться об их

истинной подоплеке. Сначала близкий человек может запроте­

стовать: "Я не хочу уходить!", на что вы можете ответить, что не

пытаетесь забрать его из группы, а хотите только лучше понять

его убеждения. Скажите: "Минутку, позволь мне объясниться".

Затем приведите пример: "Что, если ты знаком с кем-нибудь, кто

состоит в организации "Международный Путь"? Эти люди верят,

что осуществляют волю Божью. Похоже, они действительно хоро­

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 252


 

 

шо знают Священное Писание — они способны быстро и без за­

пинки цитировать обширные фрагменты из Библии. А что, если

они вдруг обнаружили, что образование лидера вовсе не соответ­

ствуют его заявлениям? Он говорит, будто имеет степень доктора

теологии, но что, если он получил ее по почте в обмен на денеж­

ный перевод? Я полагаю, ты пришел бы к выводу, что лидер пред­

ставлял свою компетентность в ложном свете. Если бы ты состоял

в этой организации, достаточно ли было бы такого открытия,

чтобы заставить тебя уйти? А если бы лидер заявил, что Богу

угодна ложь? Можешь ли ты поверить, что Бог нуждается во лжи,

обмане и манипулировании человеком?".

Вопрос, лжет ли Бог или поощряет ложь, возникает во многих

библейских культах. Некоторые из них даже приводят истории

из Библии, чтобы оправдать ложь. Здесь можно спросить: "Мог

ли лидер, утверждающий, что Бог закрывает глаза на ложь, дей­

ствительно осуществлять волю Божью? Лживый лидер — не есть

ли это вероятный повод для ухода из группы?". Близкий человек

может, в свою очередь, посчитать это недостаточной причиной

для ухода. Если это так, предложите ему подумать о том, как Бог,

который есть свет Истины, может поощрять ложь? Как можно

вообще доверять такому Богу? Попросите культиста определить,

что для него есть Бог, опять-таки задавая вопросы типа: "Является

ли твой Бог Богом Истины?". Есть вероятность, что вы все-таки

придете к согласию, обоюдно признав, что если Бог существует,

то это Бог Истины.

Еще один вопрос, который можно задать: "Что, если кто-то по­

просил бы тебя поговорить с бывшим членом группы, которую

некоторые считают культом?". Задавая очередной косвенный во­

прос ("что, если кто-то"), вы можете получить нужную информа­

цию, не утрачивая взаимопонимания с членом культа. Если ответ

культиста отрицательный ("Нет, ни в коем случае! "), ясно, что

еще не настало время приводить бывшего участника для разгово­

ра. Вместо этого можно рассказать историю о конкретном чело­

веке, покинувшем ту или иную культовую группу, с которым вы

встречались или о котором слышали.

Бывший член культа: В мою бытность мунистом я отвечал за

магазинчик, расположенный в аллее для прогулок, где мы прода­

вали цветные лампы из вулканического стекла. Мы обычно пока­

зывали клиенту дорогую лампу, а затем продавали коробку с

дешевой имитацией. Я тайно купил экземпляр книги «Борьба».

Она заставила меня задуматься. Я осознал, что моей честности

претит торговля этими фальшивыми лампами, каковы бы ни

были ее причины.

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 253


 

 

Когда вы приглашаете адепта пообщаться с бывшим мунистом,

ваша основная цель заключается в том, чтобы заставить его во­

очию представить себе обстоятельства, при которых он мог бы

уйти из группы. Вместо заявлений и суждений вы предлагаете и

выявляете факты. Можно поговорить о том, насколько трудно

было этому человеку уйти из группы из-за того, что он приравнял

ее к Божьей воле. Уйти из группы означало покинуть Бога. После

ухода он понял, что это верование было совершенно ложным, а

истина — прямо противоположна. Это верование навязывалось

группой, чтобы удерживать адептов, рекрутировать новых, соби­

рать деньга и усиливать рекламу. Ему потребовалось некоторое

время, чтобы понять: "Я могу покинуть группу и не потерять

связи с Богом". Если близкий человек сумеет идентифицировать

свой случай с тем, что он услышал от бывшего адепта, то он

увидит, что выход есть.

В какой-то момент близкий человек может уйти в глухую обо­

рону и заявить: "Я не хочу покидать группу!". Напомните ему, что

спрашиваете только гипотетически: "Если бы это случилось с

тобой, ушел бы ты из группы? Существует ли какая-нибудь закон­

ная причина оставить группу — любую группу? Студенческое

братство, например?". Расширяйте круг обсуждаемых групп,

включая в него политические, психотерапевтические, военные,

коммерческие, криминальные. — "Что, если ты оказался в банде,

которая собирается грабить банк? Это — оправданная причина

уйти? А если ты боишься, что банда будет на тебя давить или

преследовать тебя? Это была бы обоснованная причина?»

— "Допустим, ты состоишь в терапевтической группе, которая

просит тебя раскрыть интимные секреты, доверенные тебе дру­

гим членом группы. Будет ли это законной причиной, чтобы уй­

ти?"

Используйте слово «законная» без колебаний. Вместе с тем

можно поинтересоваться у члена культа: "Кто для тебя определя­

ет "законность?". Для группы, применяющей контроль сознания,

не бывает оправданных причин для ухода. Как правило, это трак­

туется так, что вы предаете Бога, одержимы Сатаной; может быть

выдвинуто любое другое абсурдное утверждение. Избегайте гово­

рить прямо о группе, в которой состоит близкий человек, пред­

ставляйте свой пример абстрактно, задавайте гипотетические

вопросы. Это поможет адепту создать новую систему взглядов,

позволяющую ему задуматься о собственном культе.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...