Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содействие свободе сознания




 

Подход стратегического взаимодействия помогает культисту

«вырасти» как в эмоциональном, так и познавательном смысле,

возвращает ему свободу мыслей и поступков. Успешное проведе­

ние трехшагового воздействия на фобии поможет вашему близ­

кому человеку преодолеть страхи, привитые в культовой группе.

В этой главе мы обсудим, как обеспечить дальнейшее укрепление

интеллектуальной и духовной независимости и, в конечном сче­

те, свободы сознания, как закрепить успех на поприще самостоя­

тельного критического осмысления реальности.

Напомню, что подход стратегического взаимодействия состоит

из ряда мини-взаимодействий: телефонные разговоры, письма,

визиты, — каждое из которых призвано помочь близкому челове­

ку обратить внимание на те точки зрения, которые выходят за

пределы ограничений, налагаемых культами. В каждом акте

стратегического взаимодействия следует нацеливаться на то,

чтобы постепенно провести близкого человека через пробуждаю­

щие его сознание ситуации, опираясь на навыки эффективного

общения и взаимодействия с двойной личностью, о которой шла

речь в предыдущих главах.

— Задавая гипотетические вопросы типа "Что, если", вы помо­

жете близкому человеку увидеть альтернативные точки зрения

и размышлять более трезво и критически.

— Рассказывая про негативный опыт, полученный различны­

ми людьми в других культах, вы посеете семена сомнения, кото­

рые могут принести плоды в виде тревоги за свою собственную

судьбу.

— Поощряя адепта размышлять над тем, как он оказался в

культе, вы поможете ему проверить реальность и в конце концов

осознать, насколько практика культа не соответствует положе­

ниям его доктрины.

Ваша конечная цель состоит в том, чтобы с помощью чтения

необходимой литературы и встречами с бывшими участниками

культов побудить адепта задаться вопросом о собственных взаи­

моотношениях с культом. Это решающий шаг, потому что взгляд

на проблему, отличный от точки зрения группы, будет, скорее

всего, индивидуальным, более самостоятельным. Живо препод­

нося культисту различные примеры из жизни и рисуя перед ним

захватывающие перспективы, вы помогаете адепту представить

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 248


 

 

свою жизнь вне культа. Это представление — необходимый этап

на пути к освобождению от культовой зависимости.

 


УМЕСТНЫЕ ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО ЗАДАТЬ БЛИЗКОМУ

ЧЕЛОВЕКУ

Не жалейте времени на терпеливое ожидание ответа. Выдер­

живайте долгие паузы и мягко повторяйте вопрос, если ответ

уклоняется от темы. Просите приводить конкретные примеры,

заставляя человека пробиваться к собственной памяти.

— Что позитивного в группе и в том, чтобы состоять в ней? Что

негативного?

— Кто твои самые близкие друзья в группе? Расскажи мне о

них.

— Какую работу ты выполняешь? Какое влияние ты имеешь в

свете выполняемой тобой работы и как ты его реализуешь?

— Чему ты научился?

— Были ли у тебя какие-нибудь интересные переживания? Рас­

скажи мне о них.

— Ты путешествуешь? Куда ты направляешься?

— Какой у тебя режим?

— Когда ты встаешь?

— Когда ты обычно ложишься спать?

— Где ты спишь? В кровати или на полу? Есть ли у тебя возмож­

ность побыть в уединении?

— Когда тебе лучше всего звонить по телефону?

— Есть ли у тебя вопросы или серьезные сомнения, касающие­

ся группы? Можешь ли ты поделиться ими с группой? Если да, то

какова реакция на твои вопросы? Если у тебя есть сомнения,

удобно ли тебе поделиться ими со мной?

— Каковы были твои жизненные цели до присоединения к

группе?

— Изменились ли они? Если да, то как они изменились? Как ты

думаешь, могут ли они вновь измениться?

— Какое независимое исследование ты проводил в отношении

группы? Готов ли ты узнать больше?

— Что ты действительно знаешь о биографии лидера, его обще­

ственном и моральном облике, связях и окружении?

— Какими источниками информации помимо группы ты рас­

полагаешь?

Если вы получаете неопределенные, уклончивые ответы ("не

знаю", "не помню"), работайте в направлении взаимопонимания

и доверия. Если близкий человек действительно неспособен

предоставить требуемую информацию о культе, то, вероятно, он

еще находится на периферии организации или просто боится

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 249


 

 

спрашивать. Если задавать вопросы без неуместного скепсиса и

демонстрировать подлинную заинтересованность, это побудит

культиста искать ответы. Делая самостоятельные наблюдения,

он быстро обнаружит обман. Если же он знает, что ему лгали,

можно спросить: "Как ты можешь доверять всему остальному,

что тебе говорили?". Обосновывая недоверие к культовой иерар­

хии, вы помогаете адепту двигаться в направлении независимого

мышления. Поощряйте его честность, последовательность и уве­

ренность в себе везде и всегда, насколько это от вас зависит.

 


ПРОСИТЕ ПРИВОДИТЬ ПРИМЕРЫ И КОНКРЕТНЫЕ ДЕТАЛИ

Умение спрашивать о деталях и конкретных примерах весьма

важно, так как помогает изучить горизонты мышления близкого

человека и, в конечном счете, способствовать их расширению.

Если он говорит:

— "У меня все время возникают духовные переживания", —

скажите: "Приведи пример духовного переживания, которое бы­

ло у тебя сегодня".

— "Мне все в группе не нравится", — спросите: "Что именно?»

 

ПОЛЬЗУЙТЕСЬ КОНТРПРИМЕРАМИ

Если близкий человек говорит:

— "Наш лидер — Пророк, чьи пророчества всегда сбываются", —

спросите: "Ты имеешь в виду, что если мы проверим все его про­

рочества, то не найдем ни одного ошибочного?»

— "Я знаю — Бог с нами, потому что мы вовсю преуспеваем и

численно растем", — спросите: "Означает ли это, что если найдет­

ся группа, растущая еще быстрее, то Бог захочет, чтобы ты всту­

пил в нее вместо той, в которой состоишь?»

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 240.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...