Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЭЛИТАРНОЕ СОЗНАНИЕ И ПРОВЕРКА




Культистам внушают, что внешний мир враждебен, полон не­

нависти и опасен. Другие люди часто обращаются с ними как с

неудачниками или просто глупыми людьми. Когда я был муни­

стом, люди на улицах плевали в мою сторону, а иногда даже били.

Пьяные гуляки выплескивали на меня пиво. Естественно, эти

нападки только подкрепляли мое культовое мировоззрение. Моя

преданность группе усиливалась от осознания того, что я подвер­

гаюсь "преследованиям".

Однажды в жаркий день, когда я продавал цветы на углу улицы

в Нью-Йорке, один человек выразил мне сострадание и захотел

купить мне прохладительный напиток. Моему культовому мен­

талитету был брошен вызов. Я буду всегда помнить доброту, про­

явленную ко мне этим, казалось бы, посторонним человеком.

Откажитесь от обычной манеры поведения, чтобы доказать близ­

кому человеку: люди во внешнем мире добрые и любящие. Обра­

щайтесь с людьми вежливо и сочувственно и будьте особенно

тактичны с другими членами группы. Они — тоже чьи-то дети,

братья, сестры или родители.

Лидеры некоторых культов говорят адептам, что семья настро­

ена против них или пытается их контролировать. Эту уверен­

ность можно эффективно оспорить, показывая, что вам нужно

обратное, а именно, чтобы близкий человек думал независимо и

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 268


 

 

принимал самостоятельные решения. Найдите способ сообщить,

что вы восхищаетесь намерениями и устремлениями этого чело­

века, тогда как ваша озабоченность связана с поведением лидера

или с тем, какие требования накладывает доктрина на своих

приверженцев. Поддерживая позитивные намерения, вы получа­

ете в союзники истинное «я» близкого человека. Оно получает

сообщение: "Папа хочет, чтобы я сам руководил своими действи­

ями. Он не пытается контролировать меня и не хочет, чтобы меня

контролировал кто-то другой".

Если член культа воображает, будто попадет в плен к депро­

граммистам, следует заверить его, что этого никогда не случится.

Здесь можно спросить: "Что нужно сделать, чтобы ты поверил,

что мы защитим тебя и будем отстаивать твое право быть лично­

стью? Чтобы ты понял, что мы будем отстаивать твое право де­

лать то, что ты считаешь наилучшим для себя? " Не допускайте

негативных намеков, говоря:

"Мы обещаем, что никому не позволим похищать или мучить

тебя". Вместо этого поддерживайте ростки позитивного настроя:

"Мы на твоей стороне и защитим тебя от любого, кто попытается

заставить тебя делать что-либо против твоего желания".

Если культист уверен, что люди оставляют группу, потому что

они слабы, одержимы дьяволом, греховны или подверглись про­

мыванию мозгов, наилучшим лротивоядием будет встреча со

счастливыми, хорошо устроившимися в жизни бывшими адепта­

ми. Как бывший член культа, я сказал бы этому человеку: "Я ушел

из группы, потому что решил быть честным перед собой и перед

другими — я не мог продолжать обманывать и обманываться.

Теперь я счастлив и чувствую себя ближе к Богу, чем тогда, когда

был в той организации. Я и Библию понимаю лучше, чем тогда,

когда был в группе". Встреча со счастливым и удовлетворенным,

реализовавшим свои возможности экс-культистом действует по­

чти безотказно. Она существенно ослабляет внедренные в созна­

ние фобии.

 


КРИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИТЯЗАНИЙ КУЛЬТОВ

Культы склонны выдвигать экстраординарные претензии:

"Только мы знаем истину! У нас величайший Мессия из всех

когда-либо живших". Подобные утверждения требуют доказа­

тельств, бремя которых ложится на них, и только на них. Мы не

обязаны опровергать эти утверждения.

Отец: Он уверен, что лидер — величайшая фигура в человече­

ской истории, имеет ответы на все вопросы и знает решение всех

проблем и ситуаций.

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 269


 

 

Наиболее эффективная реакция заключается в том, чтобы обра­

тить внимание на существование сотен, возможно тысяч людей,

утверждающих, будто они являются Мессиями, Совершенными

Учителями и Аватарами. Нужно несколько отстраниться и про­

анализировать эти притязания. Если они окажутся истинными

(по меньшей мере, внутренне непротиворечивыми), группа оста­

нется самой собой завтра, на следующей неделе, в следующем

месяце, в следующем году. Зачем спешить?

Этические системы, основанные на абсолютных принципах,

неизбежно достигают той точки, где некоторые из принципов

противоречат друг другу. Любая культовая доктрина основана на

абсолютных принципах. Будет поучительно обнаружить свой­

ственные ей противоречия. В деле установления взаимопонима­

ния и доверия с культовой личностью продуктивная стратегия

заключается в том, чтобы при проверке реальности использовать

культовую идеологию группы и культивируемые ею способы по­

ведения, чтобы установить, на самом ли деле группа практикует

собственные идеалы.

Например, доктрина сайентологии содержит отдельные догма­

ты, которые могут ориентировать адептов в позитивном направ­

лении. В одной из своих особо разрекламированных лекций Хаб­

бард описывает свое детище как "Путь к Истине" и говорит, что в

поисках истины всегда следует предпринимать лишь истинные

шаги. Джон Этак, автор книги "Кусочек голубого неба", рассказы­

вал мне, что, оказывая помощь членам культа при переоценке их

участия в этой группе, он обычно брал с собой аудиозапись этой

лекции. Как только член культа соглашался, что этот догмат су­

щественно важен, Этак обращал внимание на обман и повсемест­

но допускавшиеся лидером культа противоречия. Таким образом,

позитивный культовый догмат можно применять, чтобы помочь

члену культа вернуться к независимому мышлению.

Культы в основном говорят одно, после чего делают нечто со­

вершенно другое. Они никогда не выполняют своих обещаний.

Исследуйте утверждения и обещания группы. Если они обещают,

что, применяя их методы, адепты могут повысить коэффициент

умственного развития, требуйте научного доказательства. Если

они обещают, что люди смогут двигать объекты с помощью мыс­

ли, заставьте их это продемонстрировать. Рассматривайте реаль­

ные факты и требуйте дать оценку.

 


ПАРАДОКС

Парадокс — это способ воздействия, с помощью которого вы

поощряете члена культа делать нечто такое, что он уже делает.

Пользоваться этим надо умеренно и осторожно, иначе вы риску­

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 270


 

 

ете утратить взаимопонимание и можете даже создать впечатле­

ние, что одобряете его членство в культе. Недавно я прибегнул к

парадоксу, предложив клиенту переехать в штаб-квартиру, что­

бы быть поближе к гуру и видеть, что происходит в самом сердце

группы. Это предложение может произвести на члена культа и

его семью шокирующее впечатление. Однако я обнаружил, что

некоторым людям необходимо втянуться еще глубже. Когда они

столкнутся на этом пути с культовым насилием (а это неизбеж­

но), им будет легче принять решение об уходе. Кроме того, когда

эксперт или консультант серьезно рекомендует сблизиться с

группой и ее лидерами, культовая личность вынуждена остано­

виться и задуматься.

Иногда близкий человек должен на личном опыте испытать

несоответствие между собственными идеалистическими верова­

ниями и реальностью. Использование парадокса позволит ему

проверить реальность и, надо надеяться, переоценить свое уча­

стие в культе. Не все случаи нуждаются в использовании пара­

докса, более того, некоторым подобная методика может причи­

нить ущерб. По этой причине будьте крайне осторожны, когда вы

ее применяете.

Подход стратегического взаимодействия предназначен содей­

ствовать постепенному, саморегулирующемуся, позитивному из­

менению в ходе последовательных актов мини-взаимодействия

в течение определенного времени. Семья и друзья работают вме­

сте, чтобы помочь близкому человеку наименее навязчивым спо­

собом. Иногда член культа принимает решение об уходе всего

лишь после нескольких мини-взаимодействий, но так происхо­

дит далеко не всегда. Ваша упорная работа не будет напрасной ни

при каких обстоятельствах. С самого начала члены команды ПСВ

работают на будущее. В ходе основного воздействия они восполь­

зуются результатами своих прежних усилий, что и принесет им

столь желанные плоды.

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 271


 

 



Глава 12

 

 

Планирование и осуществление

Воздействия

 

Средоточие подхода стратегического взаимодействия — в том,

чтобы создать для семьи и других членов команды возможность

успешно осуществлять мини-взаимодействия, которые в конеч­

ном счете побудят культиста к действию: он начнет общаться с

бывшими членами культов, обратится к Интернету или приедет

в Бостон для встречи со мной или другими консультантами. Если

все будет протекать благополучно, то после ряда успешных мини-

взаимодействий он будет готов иначе оценить деятельность

группы, что вполне может привести к уходу из нее, в результате

чего формальное воздействие может не понадобиться.

Иногда решение об уходе возникает весьма спонтанно. Не так

давно я помогал родителям, чья дочь увлеклась мунистами. Я

порекомендовал ее сестре посетить мунистскую лекцию. Я дал ей

необходимые сведения о группе, рассказал об обвинениях в сек­

суальной распущенности и наркомании, выдвинутых в адрес сы­

на Муна, и предложил задать несколько наводящих вопросов.

Выслушав сестру, молодая женщина незамедлительно разочаро­

валась в группе и вышла из нее. Позже она выразила готовность

встретиться со мной, изучить дополнительную информацию о

группе, просмотреть видеозаписи и пройти консультирование.

В основном культистам требуется гораздо больше времени и

опыта по проверке реальности, прежде чем они примут решение

оставить группу. Однажды меня попросили поговорить с женщи­

ной, готовившейся к переезду на юго-запад США, чтобы войти в

состав руководства необычной группы, якобы передающей сооб­

щения от НЛО, лидеры которой утверждали, что пришли из вось­

мого измерения. Друг этой женщины обратился ко мне заразъяс­

нениями касательно вербовочной видеозаписи. Как и следовало

ожидать, она содержала много элементов внушения. Я встретил­

ся с этой женщиной, будучи представлен ей как приятель ее зна­

комого. Я потратил около полутора часов, делясь с ней собствен­

ным опытом и применяя некоторые из описанных в предыдущей

главе методов ПСВ. После того как эта женщина все-таки отпра­

вилась на юго-запад, я пришел к выводу, что наша беседа не

возымела желаемого результата, однако примерно два месяца

спустя до меня дошли сведения, что участница культа пересмот­

рела свое отношение к проблеме и вернулась к нормальной жиз­

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 272


 

 

ни.

Некоторых адептов могут отлучить от культа за какую-нибудь

провинность: например, из-за того, что они задают слишком мно­

го лишних вопросов или же начинают восприниматься как лиш­

няя обуза. Я имел дело с подобными случаями. Так, адепт культа

Трансцендентальной Медитации (ТМ), живший в ашраме груп­

пы, был по просьбе родственников, проконсультировавшихся со

мною, отправлен на медицинское обследование после того, как в

его поведении и физическом облике произошли заметные нега­

тивные изменения. Мы также попросили его друзей посещать

ашрам, приглашать его на прогулки беседовать о прошлом, чтобы

создать почву для дальнейшего воздействия и лечения фобий.

Тем временем оказалось, что врач, который проводил обследова­

ние молодого человека, был крайне встревожен его состоянием

здоровья. Поскольку группа боялась дурной славы связанных с

ней неудобств, молодому человеку велели переселиться из ашра­

ма домой до выздоровления. Когда меня пригласили провести

семейное консультирование, я смог заняться культовыми про­

блемами непосредственно с ним самим и попросил его встретить­

ся с одним из бывших лидеров группы, к которой он принадле­

жал. Джон М. Кнапп, "Правитель Эпохи Просветления" (солидная

карьера в культе ТМ), поделился с молодым человеком личным

опытом и некоторой конфиденциальной информацией, позво­

лившей тому переоценить свое участие в группе.

Даже после того, как культисты уходят из групп, нужно проде­

лать еще массу работы. Они могут полностью порвать с группой,

но при этом остаются под влиянием остаточного контроля созна­

ния. Если у них есть доступ к компьютеру, следует обратиться к

ресурсам Интернета и связаться с другими людьми, которым эта

проблема небезразлична. Нередко они нуждаются в консульти­

ровании, помогающем нейтрализовать последствия контроля со­

знания и справиться с другими психологическими и социальны­

ми проблемами. Если они живут поблизости от известного экс­

перта по культам или реабилитационного центра, то могут прой­

ти длительный курс терапии. Если нет, можно обратиться к мест­

ному профессиональному консультанту, знакомому с культовы­

ми проблемами. При отсутствии обеих вышеуказанных возмож­

ностей остается регулярное консультирование по телефону или

по электронной почте.

 


ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ

После ряда мини-взаимодействий близкий человек может все

еще занимать выжидательную позицию, не будучи до конца убе­

жден в том, что ему следует уйти, но уже будучи готов к дальней­

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 273


 

 

шим дискуссиям. В частности, когда-то я помогал члену секты

Свидетелей Иеговы, который хотя и осознал после целого ряда

взаимодействий, что с Обществом Сторожевой Башни связано

много подозрительных вещей, но не мог решиться оставить груп­

пу. Поскольку у него не было личной мотивации к тому, чтобы

сдвинуться с мертвой точки, я решил действовать активно со

своей стороны. Я связался с бывшим членом этой организации,

покинувшим ее за год до нашей встречи и состоявшим с моим

подопечным в приятельских отношениях. Брат адепта пригласил

его позавтракать вместе с ними. В ходе этой встречи бывший

иеговист говорил о некоторых аспектах контроля сознания, рас­

сказывал о моем сайте в Интернете и пригласил на встречу со

мной. Культист согласился поговорить со мной по телефону. В

ходе беседы я побудил его приехать в Бостон и встретиться со

мной, что он и сделал. За нескольких дней мы сумели пролить

свет на все его вопросы, просмотрев видеозаписи и детально изу­

чив парадигму контроля сознания. Результатом стало то, что он

решил оставить группу.

Возможно, что и после длительных усилий близкий человек

будет решительно отказываться обсуждать свое участие в культе.

Допустим, вы испробовали практически все: заставляли его чи­

тать необходимую литературу, сводили с бывшими адептами,

записывали на прием к консультантам, но все тщетно. Если после

многих взаимодействий ваш близкий сохраняет прочную привя­

занность группе, остается планировать формальное трехдневное

воздействие.

 


ЧТО ТАКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ?

Воздействие — это, в некотором смысле, ритуальный процесс.

У него есть определенный сюжет, есть начало, середина и конец,

являющиеся необходимыми элементами его структуры. Члены

команды стратегического взаимодействия — семья, друзья, быв­

шие адепты, возможно, духовники, консультанты и т. д. — пред­

ставляются человеку не одновременно, а в соответствии с пла­

ном, который часто меняется в зависимости от возникающих по

ходу дела потребностей. Как и религиозный ритуал, воздействие

— это некий «священный» отрезок времени. На время воздей­

ствия все берут перерыв на работе, откладывают в сторону повсе­

дневную рутину и дают культисту понять, что он для них важнее

всего на свете и что его проблема требует безотлагательного

решения. Ощущение церемонии усиливает тот факт, что люди

порой преодолевают огромные расстояния, чтобы принять уча­

стие в этом мероприятии. Иногда именно это обстоятельство де­

лает воздействие столь мощным. Возможно, кузен летит на север

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 274


 

 

из Южной Америки или бабушка пересекает всю страну ради

того, чтобы помочь родственнику, попавшему в беду. Иногда и

бывшие адепты приезжают издалека, чтобы помочь освободить

человека от разрушительной власти культа.

Может возникнуть искушение поспешить перейти к обширно­

му воздействию, не испробовав частных методов. Если случай

был трудным с самого начала, то он будет еще труднее, если

предварительное общение было сведено к минимуму. Проведен­

ные мини-взаимодействия закладывают основу, которая позво­

ляет обратиться к адепту со следующей речью: "На самом деле мы

пытались тебя понять, но теперь нам нужна твоя помощь. Нам

действительно нужно услышать, как ты разговариваешь с други­

ми людьми (бывшими адептами и критиками культов), чтобы

лучше понять обе стороны проблемы. Если эта группа, в которой

ты состоишь уже десять лет, действительно законна, то она вы­

держит тщательное рассмотрение. Если нет, то давай расставим

точки над «и»! Давай выслушаем людей, имеющих критическое

мнение, выслушаем их и оценим услышанное".

Воздействие в рамках ПСВ напоминает воздействие с целью

избавления от алкоголизма, когда обеспокоенные члены семьи

пытаются образумить близкого человека. "Похоже, ты не осозна­

ешь всей серьезности ситуации, — говорят они ему. — Ты можешь

не считать эту проблему заслуживающей внимания, но позволь

нам привести тебе некоторые конкретные примеры. Ты пропус­

каешь занятия, ты лишился водительских прав и медицинской

страховки, твои будущие дети не смогут получить приличное

образование или надлежащее лечение. И все это из-за того, что

все свое время ты посвящаешь выпивке, тратя остатки денег и

разрушая организм алкоголем". Как правило, за изложением не­

лицеприятных фактов следует изложение конкретной програм­

мы действий.

Однако цель воздействия, как и мини-взаимодействий, заклю­

чается не в том, чтобы вынудить близкого человека покинуть

группу, а в том, чтобы предоставить информацию и перспективы,

ранее ему недоступные; содействовать информированному выбо­

ру и переоценке обязательств перед группой с целью принятия

собственного решения. Не следует обходиться без советов профес­

сионала, обладающего необходимыми для благополучного и эф­

фективного процесса навыками и владеющего объективной ин­

формацией по данному вопросу.

 


А. ПЛАНИРОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Ваши приготовления пройдут намного спокойнее, если вы бу­

дете придерживаться взвешенного, поэтапного подхода. Плани­

рование важно производить в собственном ритме, иначе задача

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 275


 

 

покажется вам слишком сложной, в результате чего вы отложите

воздействие или вовсе откажетесь от него. Пользуясь информа­

цией, собранной членами команды в ходе мини-взаимодействий,

предпринимайте небольшие, реально осуществимые шаги.

При каждом шаге обязательно рассматривайте возможные по­

ложительные и отрицательные последствия ваших решений (ка­

сающиеся членов команды и местоположения) и запланирован­

ных действий (кто, когда и что будет говорить), мысленно пред­

ставляя себе, что может случиться. Вообразите наилучший, наи­

худший и наиболее вероятный сценарий. Главные шаги при пла­

нировании воздействия следующие.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 246.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...