Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЧТО, ЕСЛИ СБЫЛИСЬ ВАШИ НАИХУДШИЕ ОПАСЕНИЯ?
Опасность утонуть — это сценарий, который действительно следует воспринимать очень серьезно. Между тем многие фобии имеют гораздо менее важные последствия. Представьте себе, что ваши наихудшие опасения обернулись реальностью, и спросите себя: "Что теперь?". Этот вопрос часто застает человека врасплох, потому что он не отдает себе отчета в существовании негативных образов в сознании. Я обнаружил, что стоит побудить людей описать эти образы и ясно сформулировать страхи, как фобии теряют свою силу. Люди, страдающие фобией перед публичными выступлениями (это одна из наиболее типичных фобий), говорили мне, что посто янно видят, как слушатели скучают, засыпают, уходят или гово рят друг Другу, насколько оратор глуп или плохо подготовлен. Некоторые даже воображают, что слушатели бросают в них гни лые помидоры. Как только эти опасения приобретают словесное выражение, их нелепость оказывается очевидной и вызывает смех у самого носителя фобий. Другие люди волнуются, что как только они окажутся перед аудиторией, то впадут в оцепенение и забудут, что говорить. Так же, как в случае любого обоснованного страха, только практика может обеспечить их навыками, компетентностью и уверенно стью, необходимыми для произнесения речей. Обычно я веду разговор так: "Вы знаете материал? У вас есть перед собой карточ ки с записями или конспект главных пунктов? Всегда можно сделать паузу и сделать глоток воды, чтобы суметь за это время переориентироваться. Ни один профессиональный оратор, и я в том числе, не может утверждать, что никогда не испытывал па ники. Мы просто научились управлять ею таким образом, чтобы делать свое дело". Практический результат заключается в том, что, если даже эти люди действительно читают наихудшую лекцию в своей жизни, они все равно смогут выстоять, пусть речь и идет о самом неже лательном сценарии, какой только можно себе вообразить. При дет другой день, а с ним — и другая возможность. Возможно, их личность и репутация временно пострадают, но они будут жить
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 235
дальше. Надо надеяться, что опыт послужит во благо и они не сбегут и не будут уклоняться от аналогичных ситуаций всю остав шуюся жизнь.
ФИЗИОЛОГИЯ ПАНИКИ Приступы паники оказывают на нас как психическое, так и физиологическое воздействие, хотя его симптомы меняются от человека к человеку. Когда паническая реакция берет верх над остальными, люди испытывают замешательство, чувствуют себя дезориентированными или изолированными от своей среды. Иногда они впадают в состояние гипервентиляции, в котором человек делает много коротких, неглубоких вдохов подряд, пере насыщая легкие кислородом. Это может вызвать головокруже ние, тошноту или потерю сознания. Сердце при этом бьется уча щенно, мускулы напряжены, на теле выступает обильный пот. Глаза могут дергаться, во рту чувствуется сухость, голос дрожит. Эти физические ощущения еще больше тревожат людей, усили вая панику. Как только человека охватило чувство паники, телу требуется приблизительно три минуты для того, чтобы прошла физиологическая реакция.
ОБУЗДАНИЕ ПАНИКИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ Практически любой из нас когда-нибудь в жизни испытывал панику: во время сольного фортепианного концерта в начальной школе, в ходе трудного математического тестирования или на первом свидании. Вы можете распознать и выявить характерные для вас самих панические переживания. Если вы найдете соб ственный способ позитивно реагировать на приступы паники, это поможет понять их механизм и способы их преодоления. В конечном счете, исходя из этого, вы сможете оказать помощь близкому человеку. Почувствовав у себя паническую реакцию, постарайтесь выяс нить, существует ли реальная опасность, которой необходимо избежать. Оценка ситуации определит ваши дальнейшие дей ствия. Например, если вы находитесь в африканской саванне и на вас нападает носорог, вы точно знаете, что надо спасаться, — но если вы сидите дома в мягком кресле и смотрите фильм, в котором, как вам кажется, на вас набрасывается носорог, доста точно простой проверки реальности, вроде удара по подлокотни ку, чтобы вернуться в нормальное состояние. Коль скоро человек способен определить, что испытывает неуместную паническую реакцию, он вполне может вмешаться в панический цикл.
КОНТРОЛЬ ДЫХАНИЯ
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 236
Одна из наиболее типичных панических реакций состоит в том, что человек либо задерживает дыхание, либо дышит в режи ме гипервентиляции. Снять напряжение и противостоять этой реакции можно с помощью терапевтических дыхательных тех ник. Начните с медленного глубокого вдоха, считая про себя до четырех. Если вы не уверены в скорости счета, говорите: "Один и одна сотня, два и одна сотня, три и одна сотня" и так далее. Затем, когда вы закончили вдох, выдохните еще медленнее, сильнее контролируя выдох и доводя счет до восьми. Повторите эти нето ропливые, успокаивающие вдохи и выдохи несколько раз. Ничто не изменит ваше сознание быстрее, чем изменение схемы дыха ния. Концентрация внимания на медленном, неторопливом выдохе значительно повлияет на функционирование вашего организма и принесет ощущение спокойствия. Когда вы овладеете этой тех никой, вы сумеете объяснить ее культисту и продемонстрировать ее действие.
КОНТРОЛЬ НАД МЫСЛЕННЫМИ ОБРАЗАМИ Мысленные образы, воспоминания или фантазии могут возни кать в Двух различных формах — ассоциированной или диссоци ированной. При ассоциированном образе ваше тело находится внутри этого образа, как в реальной жизни. Вы видите сцену изнутри, в полной мере испытывая все чувства и ощущения. На пример, ассоциированная память о катании на "русских горках" возвратит вас к тому, что вы наблюдали и чувствовали, когда неслись по трассе. Диссоциированная память о том же самом событии делает вас, в свою очередь, наблюдателем, смотрящим на все со стороны, как будто на экране телевизора. Ассоциированные образы содержат в себе всю первоначаль ную эмоцию. Диссоциированные образы, напротив, создают ощу щение безразличия, отчужденности. Понимание этого различия между двумя типами кодирования памяти позволяет нам управлять собственным сознанием. В иде але желательно переживать положительные воспоминания как ассоциированные, а негативные — как диссоциированные обра зы. Вместо того чтобы избегать неприятных воспоминаний или паниковать при их возникновении, мы можем противопоставить им реалистический оптимизм стороннего наблюдателя. Полезно также напоминать себе, что эти негативные воспоминания отно сятся к более молодому, менее опытному человеку, а не к нашему нынешнему "я". Участник команды стратегического взаимодействия должен объяснить культисту эти различия. Будет замечательно, если он
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 237
сумеет на основании собственного опыта описать, как в мыслен ных образах возникает это различие.
ПОЗИТИВНАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В ходе панической реакции люди включаются — почти всегда бессознательно — в процесс негативной ассоциированной визуа лизации. Упоминавшийся мной выше Эрик бессознательно пере живал травмирующие детские воспоминания всякий раз, когда оказывался около воды. Я предложил ему сознательно припо мнить каждый инцидент по отдельности, но на сей раз вообра зить, что он стоит как наблюдатель и, не рискуя ничем, смотрит, как более молодой Эрик барахтается в воде, пока его не спасают. Обучаясь превращать бессознательные образы в сознательные, Эрик расширял сферу самосознания. Создание нового ряда диссо циированных образов способствовало свободе контроля над соб ственным сознанием. Трехшаговое воздействие на фобии предполагает содействие свободе выбора. У человека всегда есть возможность оживить в памяти травмирующий эпизод, однако есть и альтернатива, а именно позитивная визуализация. Я стремлюсь к тому, чтобы люди создавали диссоциированные «фильмы», состоящие из об разов прошлых травм, и при этом не забывали, что их молодое «я» имело меньше ресурсов, чем нынешнее. Например, Эрику следовало наблюдать эпизод, когда он едва не утонул, с разных точек зрения, сохраняя сильное чувство изобретательности и бесстрастности. Есть много других способов управления визуали зацией с целью добиться отстраненности; например, путем уве личения или уменьшения образов, их произвольного переключе ния из цветного режима в черно-белый и наоборот, их фокуси ровки и размывания, ускорения или замедления, даже прокручи вания назад.[55] Когда мои клиенты свыкаются с методом диссоциирования, я прошу их скомпоновать новый видеоряд из прошлых событий, куда они вносят все имеющиеся на тот момент ресурсы. Я прошу их увидеть себя действующими без риска и удерживающими ситуацию под контролем. Сначала это следует просмотреть в ви де хорошо сфокусированного диссоциированного «фильма» с пол ным цветом и звуком. Затем я прошу страдающего фобией чело века войти в ассоциированную версию "фильма". Применение подобной техники визуализации помогает людям заменять травмирующую память новой, положительной альтер нативой. Человек, страдавший фобией, связанной с лифтами, ви дит себя вполне благополучно и комфортно ездящим на них сно ва и снова. Тот, кто боялся утонуть, видит, как уверенно он может
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 238
плавать. Этот вид перепрограммирования сознания является необходи мым, естественным и здоровым при том условии, что человек компетентен, тщательно оценил ситуацию и чувствует себя в безопасности. Это — правильное использование техники контро ля сознания, содействующей свободной воле и повышающей ка чество жизни.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 280. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |