Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЧТО, ЕСЛИ СБЫЛИСЬ ВАШИ НАИХУДШИЕ ОПАСЕНИЯ?




Опасность утонуть — это сценарий, который действительно

следует воспринимать очень серьезно. Между тем многие фобии

имеют гораздо менее важные последствия. Представьте себе, что

ваши наихудшие опасения обернулись реальностью, и спросите

себя: "Что теперь?". Этот вопрос часто застает человека врасплох,

потому что он не отдает себе отчета в существовании негативных

образов в сознании. Я обнаружил, что стоит побудить людей

описать эти образы и ясно сформулировать страхи, как фобии

теряют свою силу.

Люди, страдающие фобией перед публичными выступлениями

(это одна из наиболее типичных фобий), говорили мне, что посто­

янно видят, как слушатели скучают, засыпают, уходят или гово­

рят друг Другу, насколько оратор глуп или плохо подготовлен.

Некоторые даже воображают, что слушатели бросают в них гни­

лые помидоры. Как только эти опасения приобретают словесное

выражение, их нелепость оказывается очевидной и вызывает

смех у самого носителя фобий.

Другие люди волнуются, что как только они окажутся перед

аудиторией, то впадут в оцепенение и забудут, что говорить. Так

же, как в случае любого обоснованного страха, только практика

может обеспечить их навыками, компетентностью и уверенно­

стью, необходимыми для произнесения речей. Обычно я веду

разговор так: "Вы знаете материал? У вас есть перед собой карточ­

ки с записями или конспект главных пунктов? Всегда можно

сделать паузу и сделать глоток воды, чтобы суметь за это время

переориентироваться. Ни один профессиональный оратор, и я в

том числе, не может утверждать, что никогда не испытывал па­

ники. Мы просто научились управлять ею таким образом, чтобы

делать свое дело".

Практический результат заключается в том, что, если даже эти

люди действительно читают наихудшую лекцию в своей жизни,

они все равно смогут выстоять, пусть речь и идет о самом неже­

лательном сценарии, какой только можно себе вообразить. При­

дет другой день, а с ним — и другая возможность. Возможно, их

личность и репутация временно пострадают, но они будут жить

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 235


 

 

дальше. Надо надеяться, что опыт послужит во благо и они не

сбегут и не будут уклоняться от аналогичных ситуаций всю остав­

шуюся жизнь.

 


ФИЗИОЛОГИЯ ПАНИКИ

Приступы паники оказывают на нас как психическое, так и

физиологическое воздействие, хотя его симптомы меняются от

человека к человеку. Когда паническая реакция берет верх над

остальными, люди испытывают замешательство, чувствуют себя

дезориентированными или изолированными от своей среды.

Иногда они впадают в состояние гипервентиляции, в котором

человек делает много коротких, неглубоких вдохов подряд, пере­

насыщая легкие кислородом. Это может вызвать головокруже­

ние, тошноту или потерю сознания. Сердце при этом бьется уча­

щенно, мускулы напряжены, на теле выступает обильный пот.

Глаза могут дергаться, во рту чувствуется сухость, голос дрожит.

Эти физические ощущения еще больше тревожат людей, усили­

вая панику. Как только человека охватило чувство паники, телу

требуется приблизительно три минуты для того, чтобы прошла

физиологическая реакция.

 

ОБУЗДАНИЕ ПАНИКИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Практически любой из нас когда-нибудь в жизни испытывал

панику: во время сольного фортепианного концерта в начальной

школе, в ходе трудного математического тестирования или на

первом свидании. Вы можете распознать и выявить характерные

для вас самих панические переживания. Если вы найдете соб­

ственный способ позитивно реагировать на приступы паники,

это поможет понять их механизм и способы их преодоления. В

конечном счете, исходя из этого, вы сможете оказать помощь

близкому человеку.

Почувствовав у себя паническую реакцию, постарайтесь выяс­

нить, существует ли реальная опасность, которой необходимо

избежать. Оценка ситуации определит ваши дальнейшие дей­

ствия. Например, если вы находитесь в африканской саванне и

на вас нападает носорог, вы точно знаете, что надо спасаться, —

но если вы сидите дома в мягком кресле и смотрите фильм, в

котором, как вам кажется, на вас набрасывается носорог, доста­

точно простой проверки реальности, вроде удара по подлокотни­

ку, чтобы вернуться в нормальное состояние. Коль скоро человек

способен определить, что испытывает неуместную паническую

реакцию, он вполне может вмешаться в панический цикл.

 

КОНТРОЛЬ ДЫХАНИЯ

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 236


 

 

Одна из наиболее типичных панических реакций состоит в

том, что человек либо задерживает дыхание, либо дышит в режи­

ме гипервентиляции. Снять напряжение и противостоять этой

реакции можно с помощью терапевтических дыхательных тех­

ник. Начните с медленного глубокого вдоха, считая про себя до

четырех. Если вы не уверены в скорости счета, говорите: "Один и

одна сотня, два и одна сотня, три и одна сотня" и так далее. Затем,

когда вы закончили вдох, выдохните еще медленнее, сильнее

контролируя выдох и доводя счет до восьми. Повторите эти нето­

ропливые, успокаивающие вдохи и выдохи несколько раз. Ничто

не изменит ваше сознание быстрее, чем изменение схемы дыха­

ния.

Концентрация внимания на медленном, неторопливом выдохе

значительно повлияет на функционирование вашего организма

и принесет ощущение спокойствия. Когда вы овладеете этой тех­

никой, вы сумеете объяснить ее культисту и продемонстрировать

ее действие.

 


КОНТРОЛЬ НАД МЫСЛЕННЫМИ ОБРАЗАМИ

Мысленные образы, воспоминания или фантазии могут возни­

кать в Двух различных формах — ассоциированной или диссоци­

ированной. При ассоциированном образе ваше тело находится

внутри этого образа, как в реальной жизни. Вы видите сцену

изнутри, в полной мере испытывая все чувства и ощущения. На­

пример, ассоциированная память о катании на "русских горках"

возвратит вас к тому, что вы наблюдали и чувствовали, когда

неслись по трассе. Диссоциированная память о том же самом

событии делает вас, в свою очередь, наблюдателем, смотрящим

на все со стороны, как будто на экране телевизора.

Ассоциированные образы содержат в себе всю первоначаль­

ную эмоцию. Диссоциированные образы, напротив, создают ощу­

щение безразличия, отчужденности.

Понимание этого различия между двумя типами кодирования

памяти позволяет нам управлять собственным сознанием. В иде­

але желательно переживать положительные воспоминания как

ассоциированные, а негативные — как диссоциированные обра­

зы. Вместо того чтобы избегать неприятных воспоминаний или

паниковать при их возникновении, мы можем противопоставить

им реалистический оптимизм стороннего наблюдателя. Полезно

также напоминать себе, что эти негативные воспоминания отно­

сятся к более молодому, менее опытному человеку, а не к нашему

нынешнему "я".

Участник команды стратегического взаимодействия должен

объяснить культисту эти различия. Будет замечательно, если он

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 237


 

 

сумеет на основании собственного опыта описать, как в мыслен­

ных образах возникает это различие.

 


ПОЗИТИВНАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

В ходе панической реакции люди включаются — почти всегда

бессознательно — в процесс негативной ассоциированной визуа­

лизации. Упоминавшийся мной выше Эрик бессознательно пере­

живал травмирующие детские воспоминания всякий раз, когда

оказывался около воды. Я предложил ему сознательно припо­

мнить каждый инцидент по отдельности, но на сей раз вообра­

зить, что он стоит как наблюдатель и, не рискуя ничем, смотрит,

как более молодой Эрик барахтается в воде, пока его не спасают.

Обучаясь превращать бессознательные образы в сознательные,

Эрик расширял сферу самосознания. Создание нового ряда диссо­

циированных образов способствовало свободе контроля над соб­

ственным сознанием.

Трехшаговое воздействие на фобии предполагает содействие

свободе выбора. У человека всегда есть возможность оживить в

памяти травмирующий эпизод, однако есть и альтернатива, а

именно позитивная визуализация. Я стремлюсь к тому, чтобы

люди создавали диссоциированные «фильмы», состоящие из об­

разов прошлых травм, и при этом не забывали, что их молодое

«я» имело меньше ресурсов, чем нынешнее. Например, Эрику

следовало наблюдать эпизод, когда он едва не утонул, с разных

точек зрения, сохраняя сильное чувство изобретательности и

бесстрастности. Есть много других способов управления визуали­

зацией с целью добиться отстраненности; например, путем уве­

личения или уменьшения образов, их произвольного переключе­

ния из цветного режима в черно-белый и наоборот, их фокуси­

ровки и размывания, ускорения или замедления, даже прокручи­

вания назад.[55]

Когда мои клиенты свыкаются с методом диссоциирования, я

прошу их скомпоновать новый видеоряд из прошлых событий,

куда они вносят все имеющиеся на тот момент ресурсы. Я прошу

их увидеть себя действующими без риска и удерживающими

ситуацию под контролем. Сначала это следует просмотреть в ви­

де хорошо сфокусированного диссоциированного «фильма» с пол­

ным цветом и звуком. Затем я прошу страдающего фобией чело­

века войти в ассоциированную версию "фильма".

Применение подобной техники визуализации помогает людям

заменять травмирующую память новой, положительной альтер­

нативой. Человек, страдавший фобией, связанной с лифтами, ви­

дит себя вполне благополучно и комфортно ездящим на них сно­

ва и снова. Тот, кто боялся утонуть, видит, как уверенно он может

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 238


 

 

плавать.

Этот вид перепрограммирования сознания является необходи­

мым, естественным и здоровым при том условии, что человек

компетентен, тщательно оценил ситуацию и чувствует себя в

безопасности. Это — правильное использование техники контро­

ля сознания, содействующей свободной воле и повышающей ка­

чество жизни.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 280.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...