Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПОПРОСИТЕ КУЛЬТИСТА ПРОВЕСТИ СРАВНЕНИЕ




Если вы достигли достаточного уровня взаимопонимания и

доверия, необходимо суметь в качестве фундамента использовать

обсуждение других групп, начатое на втором этапе вашего обще­

ния. Можно начать с вопроса, не задумывался ли он когда-либо,

что деятельность его окружения сродни только что обсуждав­

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 244


 

 

шимся действиям других групп. Если он спрашивает: "Что ты

имеешь в виду?", можно сказать: "Мне просто интересно, что

приходит тебе на ум, когда ты задумываешься об уходе из своей

церкви или организации?". Разумеется, вам придется выдержать

долгую паузу, чтобы он мог подумать над этим вопросом.

Как правило, культист будет действовать наверняка, прямо

спрашивая: "Что ты хочешь этим сказать?". Это даст благоприят­

ную возможность продвинуться еще на шаг и спросить: "Мне

интересно, можно ли, уйдя из вашей группы, обрести счастье и

удовлетворение?". Допустимо также спросить: "Веришь ли ты в

то, что кто-то мог покинуть твою организацию и все же остаться

с Богом, быть счастливым и удовлетворенным?". И вновь вам

нужно терпеливо ждать ответа.

 

ПОБУЖДАЙТЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОДЛИННОГО "Я"

Один из самых сильных вопросов, какой можно задать челове­

ку, таков: "Если бы эта группа никогда не существовала, а ты был

бы счастлив и реализовал себя в жизни, то, как ты думаешь, что

бы ты делал?". Большинство кулътистов сначала безучастно

смотрят на собеседника и спрашивают: "Что вы имеете в виду? Я

счастлив сейчас!". Если вы получаете такой ответ, можно повто­

рить вопрос, на сей раз подчеркивая гипотетическое если: "Но

мне просто любопытно узнать: если бы этой группы никогда не

существовало, например, если бы вовсе не было организации

Муна или группы Бхагвана Шри Раджниша (Ошо), а ты был бы

счастлив в обыденной жизни, что бы ты сейчас делал?". Если

человек признается, что был бы наркоманом или попытался бы

совершить самоубийство, это значит, что вы, по всей видимости,

обнаружили в его сознании актуальную фобию. Если человек

отказывается отвечать или проявляет нерешительность, отсту­

пите на шаг. Задайте более общий вопрос: "Веришь ли ты, что

человек, не имеющий отношения к твоей группе, может быть

счастливым и довольным жизнью? Если да, то можешь ли ты

предположить, что ему следует предпринять для достижения та­

кого состояния?".

Вам надо заставить близкого человека высказать то, что для

него важно, например: "Я был бы женат, и у меня был бы ребенок",

или: "Я был бы преподавателем, танцором, поэтом, музыкантом",

или "Я плавал бы на яхте вокруг света", или: "Я бы боролся с

бедностью". На данном этапе наша цель состоит в том, чтобы

подключить подлинное «я» человека и заставить его мысленно

представить себе удовлетворение высказанных потребностей. В

идеале, как только в его сознании возникнет этот диссоцииро­

ванный образ, напоминающий картинку на экране, можно под­

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 245


 

 

толкнуть его проникнуть в ассоциированную картину и описать,

какие ощущения это вызывает. Например, он может вообразить,

что действительно стоит перед классом и ведет урок, испытывая

удовлетворение от этого переживания. Если человеку трудно вы­

зывать мысленные образы, можно сначала помочь ему соприкос­

нуться с положительными чувствами, а затем создавать картину.

Помните это — многоступенчатый процесс, так что его не обяза­

тельно завершать в рамках одной конкретной беседы.

 



ОБСУЖДЕНИЕ БЫВШИХ АДЕПТОВ ДАННОГО КУЛЬТА

Другая цель третьего шага состоит в том, чтобы побудить чело­

века встретиться с бывшими членами своей группы. С этой целью

можно его спросить: "Знаешь ли ты кого-нибудь, кто покинул

группу и теперь ведет нормальную жизнь? " Это очень важный

вопрос. Как правило, культист отвечает, что ему известны только

плачевные последствия ухода: одна совершила самоубийство,

другой больше не верит в Бога и совсем опустился, и т. д. В ряде

случаев он поспешит с самого начала обезопаситься, заявив, что

не знает никого, кто был бы счастлив и удовлетворен жизнью

после ухода из культа. Тогда ваш следующий вопрос должен зву­

чать так: "Веришь ли ты, что возможно в принципе покинуть

группу и быть счастливым и удовлетворенным?»

Альтернативная стратегия состоит во временном возвращении

к Уровню второго шага. Когда вы говорите о других культах типа

группы Дэвида Кореша, Джонстауна или Врат Небес, скажите:

"Дополни мои слова. Похоже, что ты даешь те же ответы, что и

люди, о которых мы только что говорили". Можно поинтересо­

ваться: "Откуда твое убеждение в том, что таких людей нет и быть

не может? Готов ли ты согласиться с возможностью существова­

ния такого человека?". Вам нужно заставить культиста по-насто­

ящему задуматься об этом и мысленно представить себе того, кто

преуспевает после ухода из группы. Затем можно спросить: "Если

бы такой человек существовал, хотел бы ты по крайней мере

встретиться с ним и лично все оценить?".

На третьем этапе суть вашей стратегии состоит в том, что вы

работаете на многих уровнях. Вы имеете дело не только с культо­

вой, но и с подлинной личностью человека. Можно надеяться,

что, разобравшись с тем, что такое фобии, как они внедряются в

сознание и как от них можно вылечиться, человек соединит от­

дельные фрагменты и увидит картину крупным планом. По опы­

ту скажу, что подобное воздействие наиболее эффективно, если я

не жду, что член культа вдруг воскликнет: "Ага! Выходит, у меня

фобия и, значит, я нахожусь во власти контроля сознания!". Вме­

сто этого я стараюсь вовлечь людей в открытую беседу, позволя­

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 246


 

 

ющую им делать собственные выводы. Если вы действительно

стремитесь понять, чем группа, куда входит близкий вам человек,

отличается от других групп, вы добьетесь наибольшего прогресса.

В конечном счете, вам нужно помочь культисту выстроить в

сознании воображаемую модель своей счастливой, состоявшейся

жизни после ухода из группы.

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 247


 

 



Глава 11

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...