Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВО ВНИМАНИЕ ПРОШЛЫЕ И ВЕРОЯТНЫЕ БУДУЩИЕ СОБЫТИЯ




Внимание культиста обычно сосредоточено на непосредствен­

ной задаче текущего момента или на будущих проектах. Воспо­

минания о прежней жизни — особенно положительные впечат­

ления детства — подавлены, а иногда и искажены. Цель осуще­

ствляемых вами мини-взаимодействий будет состоять в том, что­

бы ослабить влияние культа, помогая близкому человеку свобод­

но перемещаться во времени как назад, так и вперед, и способ­

ствовать устранению искаженных представлений, чтобы чело­

век смог яснее увидеть свое прошлое и будущее.

Семейные истории, пение песен, знакомых с детства; приготов­

ление любимых блюд, просмотр старых фотографий, вызываю­

щих положительные воспоминания, — все это может (как мы

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 256


 

 

видели в главе 8) вызвать к жизни подлинную личность близкого

человека. Кроме того, попытайтесь добиться того, чтобы он боль­

ше размышлял о том времени, когда его культовое «я» только

формировалось.

— Вернись ненадолго в то время, когда ты только что услышал

группе, — думал ли ты, что посвятишь ей свою жизнь? Каковы

были твои первые впечатления, когда ты увидел лидера или

встретился с ним? Думал ли ты о своем будущем, когда только

вступил в эту организацию? Что, по твоему тогдашнему мнению,

должно было бы произойти через год? Через два, три года? Если

бы ты знал тогда то, что знаешь теперь, пошел бы ты на первое

собрание несмотря ни на что?

Ключевой замысел состоит в том, чтобы заставить его вообра­

зить обстоятельства, при которых он мог бы оставить культ. По­

просите егоподумать о возможности заглянуть в будущее:

— Что, если через два года пять женщин по отдельности рас­

скажут тебе, что лидер их изнасиловал, и в глубине души ты

будешь знать, что они говорят правду? Решишь ли ты уйти из

группы?

— Что, если лидер объявил: "Завтра мы будем пить фруктовый

пунш с добавлением цианида". Посчитаешь ли ты это законной

причиной для ухода?

Член культа обычно протестует: "Этого никогда не случится!"

Спросите в свою очередь: "Но что, если все-таки это произойдет?",

Если вам удается побудить человека признать обоснованность

ухода, следовательно, он начинает размышлять о будущих аль­

тернативах.

Следующим шагом может быть предложение поразмышлять о

жизни после культа. Например:

— Представь, что прошло три года, как ты не работаешь в груп­

пе. Ты чувствуешь тем не менее удовлетворение жизнью. Как ты

думаешь, чем ты занят?

Будьте готовы к длительному обдумыванию ответа. Типичная

ошибка семей заключается в том, что они не дают близкому чело­

веку достаточно времени, чтобы остановиться и подумать. Будьте

терпеливы. Если нужно, задайте этот вопрос два или три раза.

Дожидаясь реакции, вы показываете близкому человеку, что за­

дали серьезный вопрос, что ответ для вас небезразличен и что вы

считаете этот ответ не только возможным, но и необходимым.

 


КАК УСИЛИТЬ СОМНЕНИЕ

Библейские культы часто приводят отрывки из Библии и гре­

ческие цитаты вне контекста, часто делая неточные переводы. В

этой связи можно задать следующие вопросы:

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 257


 

 

— Что, если бы ты обнаружил, что лидеры группы, к которой

ты примыкаешь, неточно переводят ключевые фрагменты Биб­

лии? Если бы ты понял, что смысл Библии отличается от интер­

претации группы, — это заставило бы тебя уйти?

Если близкий человек допускает некоторые сомнения, можно

сказать: "Я был бы рад познакомить тебя с людьми, которые по­

могут ответить на твои вопросы о Библии. Конечно, от тебя тре­

буется только захотеть узнать эти ответы. Хочешь ли ты их

узнать?"

Члены команды стратегического взаимодействия могут также

воззвать к чувству ответственности и личному этическому кодек­

су члена культа. Здесь можно сказать:

— Что, если бы оказалось, что ты принадлежишь к группе, ли­

дер которой причиняет людям вред и оскорбляет их? Как бы ты

себя чувствовал? Ты ощущал бы ответственность за тех людей,

которые вступили в группу под твоим влиянием?

Не обвиняйте, не угрожайте и не осуждайте близкого человека;

попробуйте помочь ему увидеть, что на карту поставлено слиш­

ком многое. Для начала допустите лишь возможность того, что

он впустую тратил время и деньги и ставил под угрозу свою чест­

ность, вербуя невинных людей и собирая средства для деструк­

тивной организации.

Помните: лучше предпочесть гипотетические вопросы, чем

спрашивать напрямую, собирается он уходить из группы или нет.

Если человек говорит «Нет», вы тем самым только укрепите его

преданность. Подходите к делу творчески. Например, можно ска­

зать: "Если однажды лидер встанет и скажет: "Соратники! Послед­

ние пятнадцать лет я говорил вам, что я — помазанник Божий.

Но это не так. Я осознал, что был одержим одной лишь жаждой

власти, и раскаиваюсь в этом. Я распускаю группу". Что бы ты

стал делать? Поверил бы ты ему или решил, что он вас проверяет,

чтобы узнать масштабы вашей преданности? " Подобный вопрос

способен подтолкнуть члена культа к тому, чтобы начать подвер­

гать сомнению честность собственного лидера.

 


ПРИМЕНЯЙТЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

 

МЫСЛИТЕЛИ, ЭМОЦИОНАЛЫ, ДЕЯТЕЛИ, ВЕРУЮЩИЕ

Решающий путь к успеху вашего предприятия будет лежать

через умение направлять вопросы и комментарии таким обра­

зом, чтобы подлинная личность близкого человека услышала их

с наибольшей степенью вероятности. Для этого нужно знать, кем

он является по своему психологическому профилю: Мыслителем,

Эмоционалом, Деятелем или Верующим.[57] Мыслители по при­

роде своей аналитики; Эмоционалы ставят эмоции выше рацио­

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 258


 

 

нального анализа; Деятели — активисты и работники; Верующие

больше всего ценят интуицию и духовный опыт. Соответственно,

они будут по-разному отвечать на вопросы, задаваемые членами

команды. Определите, какой термин лучше всего определяет

близкого вам человека. Некоторые люди будут описываться не­

сколькими категориями одновременно, но это, как правило, не

мешает, поскольку члены команды вырабатывают собственные

стратегии общения с близким человеком, которые взаимно вос­

полняют пробелы. Решите, какая модель больше всего соответ­

ствует вашим личным отношениям с культистом, после чего зай­

митесь формулированием наиболее эффективных вопросов.

 


МЫСЛИТЕЛИ

Когда Мыслителей спрашивают о причинах присоединения к

культу, они скорее всего ответят, что нашли истину, что получи­

ли ответы на все жизненно важные вопросы, что на них произве­

ли впечатление научные конференции, проводившиеся группой

с участием чуть ли не нобелевских лауреатов, что их привлекли

притязания доктрины на то, чтобы соединить науку и религию, и

т. д. Чтобы заставить Мыслителя взглянуть на ситуацию другими

глазами, можно задать вопросы типа:

— Что, если бы ты узнал, что Божественный Принцип не явля­

ется истиной?

— Что, если бы ты обнаружил, что цитата из Библии взята

группой вне контекста и неверна?

— Что убедило тебя в том, что именно это, а не какое-то другое

учение является самой высшей истиной?

— Обращался ли ты к оригинальным источникам, чтобы удо­

стовериться в правильности утверждений группы, приводимых

ею цитат и формулируемых ею выводов?

— Как можно узнать, есть ли во всем этом Высшая Истина? Как

она должна выглядеть, звучать и ощущаться?

— Что бы ты стал делать, если бы нашел еще более высокую

Истину?

— Что, если бы ты обнаружил, что учение твоей труппы со

временем изменилось?

— Что, если бы ты узнал, что отдельные стороны исповедуемо­

го тобой учения неверны?

— Какие доказательства используют критики твоей группы?

Если ты не знаешь деталей, как ты можешь их опровергать?

 

ЭМОЦИОНАЛЫ

В ходе вербовки в мунисты меня подвергли своеобразной "бом­

бардировке любовью". Мои вербовщики постоянно говорили:

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 259


 

 

"Мы — одна истинная семья. Мы претворяем на практике без­

условную любовь, более высокую, чем чья-либо любовь за всю

историю человечества. Мы любим тебя! Приди к нам, и мы будем

любить тебя всегда". Моя эмоциональная сторона отозвалась на

их настойчивые просьбы. Разумеется, на практике всеобщая лю­

бовь оказалась весьма условной. Если вы, к примеру, засомнева­

лись и решили уйти, вы тут же перестаете быть достойны любви,

более того, заслуживаете презрения и даже ненависти. Если вы

остались, но не повинуетесь групповым правилам, вы не дожде­

тесь не только любви, но даже малейшего одобрения. Все культы

так или иначе практикуют этот вид "условной любви". Последо­

вательное выражение любви, свободной от подобных условно­

стей, а также побуждение адепта к честным поступкам, творче­

ским стремлениям, совершенствованию себя и окружающего ми­

ра напомнит подлинному «я» адепта о нарушении обещания со

стороны культа. Любовь оказывается сильнее даже изощренных

методов контроля сознания. Вот некоторые полезные вопросы

для эмоционалов:

— Как ты узнал, что эта группа как раз для тебя?

— Если твоя группа учит безусловной любви, что происходит с

теми, кто решает уйти? Будет ли группа все равно любить этого

человека и тратить на него время?

— Что, если те участники группы, которых ты считаешь свои­

ми лучшими друзьями, отвернутся от тебя, поскольку ты задал

вопрос, раскритикованный или проигнорированный лидером?

— Что бы ты сделал, если бы стал свидетелем чьих-то страда­

ний? Помог бы ты этому человеку, если бы он не был членом

группы? Что, если бы это был человек, осуждающий вашу дея­

тельность?

— Что бы ты сделал, если бы испытывал гнев по отношению к

другому члену группы? Позволено ли вам испытывать подобные

эмоции, или от вас ждут, что вы их будете старательно подавлять?

Если ты должен их подавлять, значит ли это, что и ваш лидер

всегда делает то же самое?

— Ты когда-нибудь видел, как лидеры проявляли лицемерие?

Это когда-нибудь огорчало тебя?

— Скучал ли ты когда-нибудь по друзьям и родным? Как ты

себя чувствуешь, когда хочешь их видеть и должен просить на

это разрешение?

— Ты когда-нибудь чувствовал, что нуждаешься в отдыхе?

— Ты когда-нибудь испытывал желание просто уйти из груп­

пы?

— Ты когда-нибудь чувствовал, что все, что бы ты ни делал,

получается недостаточно хорошо?

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 260


 

 

— Что должно случиться, чтобы ты почувствовал, что пришло

время уходить?

 



ДЕЯТЕЛИ

Деятели — активисты, любящие вершить дела и доводить на­

чатые проекты до их практической реализации. Если близкий

человек сообщает, что находится в группе вследствие того, что

она занята важной гуманитарной работой, например борьбой за

мир во всем мире, попросите детально описать, что именно груп­

па делает для претворения своей идеи в жизнь. Нередко у группы

имеется масса красивых брошюр, тогда как реальная деятель­

ность практически отсутствует. Если группа раздает правитель­

ственную гуманитарную помощь, но при этом большую часть

оставляет себе, ее вряд ли можно назвать образцом гуманности и

альтруизма. Рядовым участникам особенно неприятно, если их

упорный труд не только не приносит желаемых результатов, но,

хуже того, подрывает первоначальную цель. Вот некоторые во­

просы, которые можно задать деятелям:

— Как ты узнал, что это группа для тебя, что она осуществит

твои цели?

— Ты интересовался реальными достижениями группы, преж­

де чем присоединиться к ней?

— Интересовался ли ты какими-нибудь другими организация­

ми, прежде чем решил посвятить себя этой? Какими именно?

— Какие конкретные цели группы изначально привлекли те­

бя? О каких событиях и действиях тебе сказали, что они приведут

к их достижению? Были ли они достигнуты? Устанавливал ли ты

для себя точную дату осуществления конкретной цели, пообещав

себе, что в противном случае ты выйдешь из группы?

— Сделаешь ли ты все, что прикажет группа? Что, если это

будет нечто такое, чего ты не хочешь делать? Сделаешь ли ты это

вопреки своему желанию? Если да, то почему? Почему нет?

— Что, если тебе предложат совершить преступление?

— Если бы ты нашел группу, которая делала бы больше для

осуществления твоих целей, задумался бы ты о вступлении в нее?

Как насчет Красного Креста? Международной Амнистии? Армии

Спасения?

— Какой опыт пребывания в группе тебе требуется, чтобы по­

нять, что пора попробовать что-то другое?

 

ВЕРУЮЩИЕ

Верующие имеют явную духовную ориентацию. Они настрое­

ны на Религиозные и духовные переживания и стремятся только

к ним. Верующие часто вовлекаются в культы потому, что пере­

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 261


 

 

живают нечто, воспринимаемое ими как послание Божие. В сущ­

ности, уйти они могут только потому, что получили более силь­

ное духовное послание. Если культист говорит: "Я вступил в эту

группу потому, что мне велел Бог", попытайтесь выведать у него

детальное описание того, как и когда он получил послание от

Бога.

— Когда ты впервые услышал об этой группе, что именно побу­

дило тебя уверовать?

— Расскажи мне о своем духовном пути. Какие наиболее важ­

ные духовные переживания случались у тебя в жизни?

— Насколько сильно ты подвергался влиянию различных ду­

ховных учителей и традиций? Состоял ли ты когда-либо в группе,

лидер которой оказался недостойным доверия? Ты когда-нибудь

проводил время в культовых группах? Что ты думаешь о людях,

которые встречались тебе в этих группах?

— Какими вопросами ты задавался, когда впервые задумал

вступить в эту группу?

— Что бы ты сделал, если бы молился сегодня вечером и пере­

жил духовное озарение, ясно показывающее, что ты должен уйти

из группы? Например, если бы Бог явился тебе в твоих молитвах

или медитациях и сказал: "Я хочу, чтобы ты ушел". Ты бы остался

в группе или послушался Бога?

Скорее всего, культист ответит: "О, Бог никогда этого не сдела­

ет". Постарайтесь вернуть его к гипотетической сути вопроса: "Но

если бы Он это сделал? Кому ты предан? Своим друзьям, своему

положению в группе или Богу?"

 


МОТИВАЦИОННЫЕ СТИЛИ

То, как ваш близкий взаимодействует с миром, цели, которые

он ставит, и решения, которые он принимает, зависит от его

мотивационного стиля. Если человек склонен находить в жизни

хорошее или приятное, его мотивационный стиль утвердитель­

ный, или позитивно направленный. Если он склонен избегать

неприятностей или болезненных вещей, его мотивационный

стиль защитный, или избегающий негативного. Хотя люди, как

правило, выбирают стиль в зависимости от ситуации, в основном

они предпочитают какой-то один. Постарайтесь определить, ка­

кой мотивационный стиль использовал близкий человек до по­

падания в культ.

Планируя свои действия, продумайте возможность сосущество­

вания разных стилей в поведении одного человека. Например,

Мыслитель может сказать: "Учение моей группы — наивысшая

истина". Если его мотивационный стиль оборонительный, мож­

но предложить конкретные критерии: "Высшая истина не долж­

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 262


 

 

на содержать противоречий и не должна меняться со временем.

Однако с вашим учением это происходит!". Вам нужно побудить

его уклониться от негативной стороны ложного учения. Если его

ориентация положительная, то лучше всего предложить ему по­

думать о существовании более высокой истины.

Если Деятель с утвердительным мотивационным стилем гово­

рит: "Покажите мне лучшую группу, которая делает больше", —

выясните, что имеет для него наибольшее значение. Можно спро­

сить: "Каковы критерии, которые определяют масштабы твоих

деяний? Ты хочешь накормить голодных, одеть бедных и посе­

щать больных, как велит Библия? Ты когда-нибудь выяснял кон­

кретно, практически, чем именно занимается Армия Спасения?"

Если ориентация Деятеля заключается в уходе от негативного,

тогда можно найти доказательства того, как группа попирает его

идеалы или причиняет людям ущерб, и обратить его внимание

на это.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...