Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРОВЕРКА РЕАЛЬНОСТИ: ВЗГЛЯД НА ВЕЩИ В НОВОМ СВЕТЕ
Ваш взгляд на вещи влияет на то, как вы их воспринимаете. Если вы наденете розовые очки, то и все вокруг будет представ ляться в этом цвете, потому что очки создают линзу, фильтрую щую поступление информации. На самом деле человеческое со знание нуждается в фильтрах для того, чтобы нормально функ ционировать. Замените фильтр, и поступающая информация бу дет интерпретироваться иначе. Когда люди подвергаются воздействию контроля сознания, па раллельно испытывая социальное влияние, их психический фильтр искажается. Заранее рассчитанные события рассматрива ются как спонтанные. Простые совпадения интерпретируются как получение "космического послания". Обыденные пережива ния приписываются духовной силе. Члены культов, воодушев ленные лидерами и взаимным примером, начинают видеть мир исключительно в перспективе доктрины. Подход стратегическо го взаимодействия предполагает помощь культисту в проверке реальности и изменении перспективы. Мы предлагаем ему уви деть мир не только нашими глазами, но, что гораздо важнее, глазами его подлинного «я». Конечно, это нужно делать по воз можности бесконфликтно, чтобы не оттолкнуть культовую лич ность.
РАЗЪЯСНЕНИЕ НАМЕРЕНИЯ, МЕТОДА, ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ И ВОЗМОЖНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ У большинства культистов благородные намерения. Верующие стремятся к просветленности, а Деятели желают изменить мир к
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 263
лучшему. Обычно они не достигают осуществления своих пре красных намерений, несмотря на все усилия. Когда вы просите близкого человека обсудить с ним его намерения, вы помогаете создать фильтр для оценки реальности, в частности для сторон ней оценки его действий и их результатов. Мать: Мой сын говорит, что медитирует два раза в день по три часа. После этого он чувствует себя «странным»[58] и у него болит голова. Проблема здесь не в намерении достичь духовного роста, а в методах его достижения. Начните с признания того, что это хоро шее намерение. Помимо установления взаимопонимания, это подтверждение также поможет вернуть культиста к прошлому: "Каковы были твои? Первоначальные намерения, когда ты впер вые увлекся этой группой?" Следующий шаг заключается в том, чтобы привлечь его внима ние к применяемым методам. Если доктрина группы говорит, что существует только один способ медитации — монотонная декла мация в течение трех часов дважды в день, предложите альтер нативы вроде дыхательной медитации, визуальной медитации или медитации в виде пешеходной прогулки. Применение мето дов — следующий момент, требующий вашего вмешательства: "Как насчет того, чтобы каждый раз медитировать на несколько минут меньше? Ориентируйся на свое самочувствие". Некон структивно требовать полного прекращения медитативной прак тики. Постепенный подход позволит близкому человеку посте пенно менять поведение, не испытывая при этом вины из-за того, что он не подчиняется культовым правилам. Обоснованность метода проявляется в последствиях его приме нения. Приносит ли оно положительные результаты в жизнь близкого человека? Спросите его: "Что происходит, когда ты гово ришь лидеру, что у тебя болит голова или донимают мышечные судороги?". Вероятнее всего, те реагируют однозначно: "Делай, что тебе приказано!", "Следуй инструкциям!". Ответ лидера мо жет быть также отвлекающим: "Ты просто сбрасываешь давлени е", "Ты высвобождаешь проблемы, таившиеся в твоем теле. Про должай медитировать!". По мере того как адепт подчиняется, бо лезненные симптомы усиливаются. Подвергните проверке на ре альность объяснения лидера и предложите альтернативу: — Возможно, ты слишком долго медитируешь. — Этот вид медитации, вероятно, вреден для твоего организма. Возможно, тебе нужен другой метод. — "сколько еще ты будешь продолжать пользоваться этим ме тодом с теми же результатами, прежде чем поймешь, что пера что-то менять?
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 264
ВОЗДЕЙСТВИЕ ОБРАЗНЫМИ СРЕДСТВАМИ
(ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ИСТОРИИ И МЕТАФОРЫ) Аллегории, метафоры и всяческие истории входят в число наи более действенных средств передачи информации и изменения аттитюдов и моделей поведения. Они особенно сильны в том, что касается возможности обойти практикуемые в культах методы блокировки мышления. Один из наиболее эффективных терапев тических сюжетов — история про то, как человек попадает в некую переделку, но не осознает этого. После ряда событий он начинает отдавать себе отчет в наличии проблемы и ищет спосо бы ее решения (нужных людей, информацию). Эти ресурсы, в свою очередь, обеспечивают новые перспективы, ведущие к пра вильному поведению. В конце герой не только освобождается от проблемы, но и ведет более счастливую, более здоровую жизнь. Подобную структуру рассказа могут использовать различные члены команды, рассказывающие свои истории. Например, кто- то, только что бросивший курить, мог бы начать свою историю с того, что знал о вреде курения, но чувствовал, что совершенно привык, и ощущал безнадежность. Далее можно описать, как он нашел ресурсы — никотиновый пластырь, курс гипноза или пси хотерапии, увидел новые перспективы и наконец сумел найти здоровую замену курению в виде, скажем, терапевтических ды хательных техник. Наконец он может рассказать близкому чело веку, насколько лучше он теперь чувствует себя и насколько счастлив, что вновь контролирует свою жизнь. Другой подход состоит в использовании актуальных метафор и сравнений с целью провести параллели между культами и дру гими деструкгивными ситуациями. Особенно мощной является в этом смысле тема насильственных отношений, причем насилие может быть как психологическим, так и физическим, а также тем и другим одновременно. К сожалению, почти каждый из нас может найти в своем прошлом пример нездоровых отношений и использовать его здесь во благо, рассказав о них так, чтобы по мочь члену культа обнаружить связь с его собственной ситуаци ей. Если вы не можете рассуждать о личном примере, опишите знакомого человека, например женщину, страдавшую от систе матических избиений. Скажите о том, как люди предупреждали ее о характере будущего мужа; как она была неспособна видеть его недостатки; как он запугивал и шантажировал ее, эксплуати ровал ее чувство вины; как он изолировал ее от семьи и друзей и сделал ее зависимой. Главным в вашем рассказе должно быть то, что она в конце концов получила помощь и избавилась от этих отношений.
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 265
Вопросы для проверки реальности — Как бы ты оценил моральные качества вашего лидера по десятибалльной шкале? Каков он в сравнении с такими религи озными фигурами, как Иисус и Будда? — Как бы ты оценил свою преданность группе по десятибалль ной шкале, когда только вступил в нее? Как ты оценил бы ее теперь? Приблизительно через пять лет? — Каков твой взгляд на людей, не являющихся членами вашей группы? Каков твой взгляд на мир, находящийся за пределами вашей группы? — Как ты относишься к родителям? — Как ты относишься к братьям и сестрам? — Как ты относишься к другим родственникам? — Как ты относишься к старым друзьям? — Что ты думаешь о людях, помогающих другим выбираться из культовых ситуаций? Почему именно так? — Ты говорил когда-нибудь с кем-то, кому помогли выйти из культа? Ты готов к этому? Если нет, то почему? — Каково твое отношение к уходу из группы? Напомни, каково твое отношение к бывшим адептам. Почему ты готов огульно отвергнуть так много людей, не приложив уси лий к тому, чтобы сначала их узнать? Другие истории могут выглядеть не имеющими отношения к делу, но если их правильно рассказать, они оказываются весьма эффективными. Например, можно рассказать, как вы заблуди лись в лесу во время пешего похода с друзьями. Опишите, как вы поняли, что потерялись, и как забрались на дерево, чтобы лучше сориентироваться, где находитесь. Можно также описать, как вы разожгли костер и положили в него сырые листья, чтобы пода вать дымовой сигнал, который и был обнаружен. Смысл вашей истории может заключаться в следующем: "Иногда человеку нужна помощь, чтобы выбраться из неприятного положения. Просить о помощи — нормально". Еще одно сильнодействующее средство — фильмы. Два моих самых любимых фильма — "Шоу Трумэна" (The Truman Show) с Джимом Кэрри и старый фильм с Уолтером Мэтью и Робином Уильямсом "Специалисты по выжи ванию" (The Survivors). В финале "Шоу Трумэна" герой Джима Кэрри предпочитает иллюзорной жизни личную свободу. В "Спе циалистах по выживанию" герой Робина Уильямса попадает в культ, обучающий выживанию, и в конце понимает, что лидер — шарлатан, стремящийся делать деньги и потому провоцирующий страх.
СМЕНА РОЛЕЙ
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 266
Эта техника — невероятно мощный способ открыть новые пер спективы, улучшить общение и создать более близкие отноше ния. В отличие от ролевой игры, где вы становитесь на место культиста с целью запланировать и отрепетировать мини-взаи модействия, здесь вы просите его встать на ваше место, чтобы он смотрел с вашей точки зрения. Один из способов добиться этого состоит в том, чтобы отвечать на вопрос близкого человека дру гим вопросом: Член культа: Как ты относишься к тому, что я вступил в эту группу? Отчим: А что бы ты почувствовал на моем месте? Эта техника смены ролей может заставить культиста принять точку зрения отчима. Само собой, вы должны быть готовы отве тить взаимностью. Иногда можно и открыто попросить близкого человека поменяться с вами ролями. Могли бы вы защищать его позицию по конкретному вопросу (например, его любовь к лиде ру), как свою собственную? Членам команды, которые чувствуют свою неспособность принять точку зрения члена культа, следует проводить с ним больше времени, чтобы лучше его понять. Зада вайте больше вопросов и узнавайте его мир. Можно попробовать применить эту сильнодействующую тех нику в общении с другим членом команды. В данном ниже упражнении я встал на позицию матери, а мать выступила с точки зрения дочери, готовясь к предстоящему реальному обме ну ролями. СХ (в роли матери): Знаешь, Кристи, я просто изумляюсь, до какой степени ты готова позволять вашему гуру решать, можешь ли ты к нам приехать. Ты всегда получала массу удовольствия, выражая по любому поводу собственное мнение и восставая про тив авторитетов. Мать (в роли дочери): Она сказала бы: "Гуру объяснил, что мое бунтарство было всего лишь попыткой контролировать то, что мне неподвластно. Мама, когда ты наконец расслабишься и при миришься с тем, что есть?» СХ (в роли матери): Я постараюсь принять все, как есть, но ты также должна встать на мое место. Как бы ты себя чувствовала, если бы твоя красивая энергичная дочь, которую ты любишь и чье общество доставляло тебе всегда столько удовольствия, долж на была спрашивать у кого-то, можно ли ей просто увидеться с тобой? Ваша цель при постановке подобного вопроса заключается не только в выявлении подлинной личности, но также и в том, что бы побудить дочь соприкоснуться с собственными чувствами и понять ваши переживания. Вы получите, скорее всего, разные
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 267
ответы в зависимости от того, находится ли она в культовом или аутентичном состоянии. Культовая личность: Я просто смирилась бы с этим. Подлин ная личность: Хм, это тяжело. Мать (в качестве самой себя, Стиву): Ну и что я должна была бы сказать? СХ: Попробуйте так. (Переключается на роль матери). "Мне нужно, чтобы ты знала, насколько я тебя уважаю, и я надеюсь, что ты меня тоже уважаешь. Если лидер вашей групцы — тот, за кого он себя выдает, и если учение группы обоснованно, я тоже достигну просветления. Поделись со мной и научи меня; я хочу понять тебя и твою группу! Если лидер окажется не заслуживаю щим доверия, мы постараемся усвоить то, чему научились, и дви немся дальше". Когда она отвечает, покажите, что вы вниматель но слушаете. Скажите: "Итак, насколько я услышала, ты сказала", после чего повторите сказанное своими словами. Будьте искрен ни, неподдельно заинтересованы. Пусть она расскажет о себе. Пусть она скажет, что ее привлекает в группе. Помните: обе лич ности, как культовая, так и подлинная, нуждаются в любви и одобрении с вашей стороны.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 243. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |