Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРОВЕРКА РЕАЛЬНОСТИ: ВЗГЛЯД НА ВЕЩИ В НОВОМ СВЕТЕ




Ваш взгляд на вещи влияет на то, как вы их воспринимаете.

Если вы наденете розовые очки, то и все вокруг будет представ­

ляться в этом цвете, потому что очки создают линзу, фильтрую­

щую поступление информации. На самом деле человеческое со­

знание нуждается в фильтрах для того, чтобы нормально функ­

ционировать. Замените фильтр, и поступающая информация бу­

дет интерпретироваться иначе.

Когда люди подвергаются воздействию контроля сознания, па­

раллельно испытывая социальное влияние, их психический

фильтр искажается. Заранее рассчитанные события рассматрива­

ются как спонтанные. Простые совпадения интерпретируются

как получение "космического послания". Обыденные пережива­

ния приписываются духовной силе. Члены культов, воодушев­

ленные лидерами и взаимным примером, начинают видеть мир

исключительно в перспективе доктрины. Подход стратегическо­

го взаимодействия предполагает помощь культисту в проверке

реальности и изменении перспективы. Мы предлагаем ему уви­

деть мир не только нашими глазами, но, что гораздо важнее,

глазами его подлинного «я». Конечно, это нужно делать по воз­

можности бесконфликтно, чтобы не оттолкнуть культовую лич­

ность.

 

РАЗЪЯСНЕНИЕ НАМЕРЕНИЯ, МЕТОДА, ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ И

ВОЗМОЖНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ

У большинства культистов благородные намерения. Верующие

стремятся к просветленности, а Деятели желают изменить мир к

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 263


 

 

лучшему. Обычно они не достигают осуществления своих пре­

красных намерений, несмотря на все усилия. Когда вы просите

близкого человека обсудить с ним его намерения, вы помогаете

создать фильтр для оценки реальности, в частности для сторон­

ней оценки его действий и их результатов.

Мать: Мой сын говорит, что медитирует два раза в день по три

часа. После этого он чувствует себя «странным»[58] и у него болит

голова.

Проблема здесь не в намерении достичь духовного роста, а в

методах его достижения. Начните с признания того, что это хоро­

шее намерение. Помимо установления взаимопонимания, это

подтверждение также поможет вернуть культиста к прошлому:

"Каковы были твои? Первоначальные намерения, когда ты впер­

вые увлекся этой группой?"

Следующий шаг заключается в том, чтобы привлечь его внима­

ние к применяемым методам. Если доктрина группы говорит, что

существует только один способ медитации — монотонная декла­

мация в течение трех часов дважды в день, предложите альтер­

нативы вроде дыхательной медитации, визуальной медитации

или медитации в виде пешеходной прогулки. Применение мето­

дов — следующий момент, требующий вашего вмешательства:

"Как насчет того, чтобы каждый раз медитировать на несколько

минут меньше? Ориентируйся на свое самочувствие". Некон­

структивно требовать полного прекращения медитативной прак­

тики. Постепенный подход позволит близкому человеку посте­

пенно менять поведение, не испытывая при этом вины из-за того,

что он не подчиняется культовым правилам.

Обоснованность метода проявляется в последствиях его приме­

нения. Приносит ли оно положительные результаты в жизнь

близкого человека? Спросите его: "Что происходит, когда ты гово­

ришь лидеру, что у тебя болит голова или донимают мышечные

судороги?". Вероятнее всего, те реагируют однозначно: "Делай,

что тебе приказано!", "Следуй инструкциям!". Ответ лидера мо­

жет быть также отвлекающим: "Ты просто сбрасываешь давлени­

е", "Ты высвобождаешь проблемы, таившиеся в твоем теле. Про­

должай медитировать!". По мере того как адепт подчиняется, бо­

лезненные симптомы усиливаются. Подвергните проверке на ре­

альность объяснения лидера и предложите альтернативу:

— Возможно, ты слишком долго медитируешь.

— Этот вид медитации, вероятно, вреден для твоего организма.

Возможно, тебе нужен другой метод.

— "сколько еще ты будешь продолжать пользоваться этим ме­

тодом с теми же результатами, прежде чем поймешь, что пера

что-то менять?

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 264


 

 



ВОЗДЕЙСТВИЕ ОБРАЗНЫМИ СРЕДСТВАМИ

 

(ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ИСТОРИИ И МЕТАФОРЫ)

Аллегории, метафоры и всяческие истории входят в число наи­

более действенных средств передачи информации и изменения

аттитюдов и моделей поведения. Они особенно сильны в том, что

касается возможности обойти практикуемые в культах методы

блокировки мышления. Один из наиболее эффективных терапев­

тических сюжетов — история про то, как человек попадает в

некую переделку, но не осознает этого. После ряда событий он

начинает отдавать себе отчет в наличии проблемы и ищет спосо­

бы ее решения (нужных людей, информацию). Эти ресурсы, в

свою очередь, обеспечивают новые перспективы, ведущие к пра­

вильному поведению. В конце герой не только освобождается от

проблемы, но и ведет более счастливую, более здоровую жизнь.

Подобную структуру рассказа могут использовать различные

члены команды, рассказывающие свои истории. Например, кто-

то, только что бросивший курить, мог бы начать свою историю с

того, что знал о вреде курения, но чувствовал, что совершенно

привык, и ощущал безнадежность. Далее можно описать, как он

нашел ресурсы — никотиновый пластырь, курс гипноза или пси­

хотерапии, увидел новые перспективы и наконец сумел найти

здоровую замену курению в виде, скажем, терапевтических ды­

хательных техник. Наконец он может рассказать близкому чело­

веку, насколько лучше он теперь чувствует себя и насколько

счастлив, что вновь контролирует свою жизнь.

Другой подход состоит в использовании актуальных метафор

и сравнений с целью провести параллели между культами и дру­

гими деструкгивными ситуациями. Особенно мощной является в

этом смысле тема насильственных отношений, причем насилие

может быть как психологическим, так и физическим, а также тем

и другим одновременно. К сожалению, почти каждый из нас

может найти в своем прошлом пример нездоровых отношений и

использовать его здесь во благо, рассказав о них так, чтобы по­

мочь члену культа обнаружить связь с его собственной ситуаци­

ей. Если вы не можете рассуждать о личном примере, опишите

знакомого человека, например женщину, страдавшую от систе­

матических избиений. Скажите о том, как люди предупреждали

ее о характере будущего мужа; как она была неспособна видеть

его недостатки; как он запугивал и шантажировал ее, эксплуати­

ровал ее чувство вины; как он изолировал ее от семьи и друзей и

сделал ее зависимой. Главным в вашем рассказе должно быть то,

что она в конце концов получила помощь и избавилась от этих

отношений.

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 265


 

 


Вопросы для проверки реальности

— Как бы ты оценил моральные качества вашего лидера по

десятибалльной шкале? Каков он в сравнении с такими религи­

озными фигурами, как Иисус и Будда?

— Как бы ты оценил свою преданность группе по десятибалль­

ной шкале, когда только вступил в нее? Как ты оценил бы ее

теперь? Приблизительно через пять лет?

— Каков твой взгляд на людей, не являющихся членами вашей

группы? Каков твой взгляд на мир, находящийся за пределами

вашей группы?

— Как ты относишься к родителям?

— Как ты относишься к братьям и сестрам?

— Как ты относишься к другим родственникам?

— Как ты относишься к старым друзьям?

— Что ты думаешь о людях, помогающих другим выбираться

из культовых ситуаций? Почему именно так?

— Ты говорил когда-нибудь с кем-то, кому помогли выйти из

культа? Ты готов к этому? Если нет, то почему?

— Каково твое отношение к уходу из группы?

Напомни, каково твое отношение к бывшим адептам. Почему

ты готов огульно отвергнуть так много людей, не приложив уси­

лий к тому, чтобы сначала их узнать?

Другие истории могут выглядеть не имеющими отношения к

делу, но если их правильно рассказать, они оказываются весьма

эффективными. Например, можно рассказать, как вы заблуди­

лись в лесу во время пешего похода с друзьями. Опишите, как вы

поняли, что потерялись, и как забрались на дерево, чтобы лучше

сориентироваться, где находитесь. Можно также описать, как вы

разожгли костер и положили в него сырые листья, чтобы пода­

вать дымовой сигнал, который и был обнаружен. Смысл вашей

истории может заключаться в следующем: "Иногда человеку

нужна помощь, чтобы выбраться из неприятного положения.

Просить о помощи — нормально". Еще одно сильнодействующее

средство — фильмы. Два моих самых любимых фильма — "Шоу

Трумэна" (The Truman Show) с Джимом Кэрри и старый фильм с

Уолтером Мэтью и Робином Уильямсом "Специалисты по выжи­

ванию" (The Survivors). В финале "Шоу Трумэна" герой Джима

Кэрри предпочитает иллюзорной жизни личную свободу. В "Спе­

циалистах по выживанию" герой Робина Уильямса попадает в

культ, обучающий выживанию, и в конце понимает, что лидер —

шарлатан, стремящийся делать деньги и потому провоцирующий

страх.

 

СМЕНА РОЛЕЙ

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 266


 

 

Эта техника — невероятно мощный способ открыть новые пер­

спективы, улучшить общение и создать более близкие отноше­

ния. В отличие от ролевой игры, где вы становитесь на место

культиста с целью запланировать и отрепетировать мини-взаи­

модействия, здесь вы просите его встать на ваше место, чтобы он

смотрел с вашей точки зрения. Один из способов добиться этого

состоит в том, чтобы отвечать на вопрос близкого человека дру­

гим вопросом:

Член культа: Как ты относишься к тому, что я вступил в эту

группу?

Отчим: А что бы ты почувствовал на моем месте?

Эта техника смены ролей может заставить культиста принять

точку зрения отчима. Само собой, вы должны быть готовы отве­

тить взаимностью. Иногда можно и открыто попросить близкого

человека поменяться с вами ролями. Могли бы вы защищать его

позицию по конкретному вопросу (например, его любовь к лиде­

ру), как свою собственную? Членам команды, которые чувствуют

свою неспособность принять точку зрения члена культа, следует

проводить с ним больше времени, чтобы лучше его понять. Зада­

вайте больше вопросов и узнавайте его мир.

Можно попробовать применить эту сильнодействующую тех­

нику в общении с другим членом команды. В данном ниже

упражнении я встал на позицию матери, а мать выступила с

точки зрения дочери, готовясь к предстоящему реальному обме­

ну ролями.

СХ (в роли матери): Знаешь, Кристи, я просто изумляюсь, до

какой степени ты готова позволять вашему гуру решать, можешь

ли ты к нам приехать. Ты всегда получала массу удовольствия,

выражая по любому поводу собственное мнение и восставая про­

тив авторитетов.

Мать (в роли дочери): Она сказала бы: "Гуру объяснил, что мое

бунтарство было всего лишь попыткой контролировать то, что

мне неподвластно. Мама, когда ты наконец расслабишься и при­

миришься с тем, что есть?»

СХ (в роли матери): Я постараюсь принять все, как есть, но ты

также должна встать на мое место. Как бы ты себя чувствовала,

если бы твоя красивая энергичная дочь, которую ты любишь и

чье общество доставляло тебе всегда столько удовольствия, долж­

на была спрашивать у кого-то, можно ли ей просто увидеться с

тобой?

Ваша цель при постановке подобного вопроса заключается не

только в выявлении подлинной личности, но также и в том, что­

бы побудить дочь соприкоснуться с собственными чувствами и

понять ваши переживания. Вы получите, скорее всего, разные

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 267


 

 

ответы в зависимости от того, находится ли она в культовом или

аутентичном состоянии.

Культовая личность: Я просто смирилась бы с этим. Подлин­

ная личность: Хм, это тяжело.

Мать (в качестве самой себя, Стиву): Ну и что я должна была

бы сказать?

СХ: Попробуйте так. (Переключается на роль матери). "Мне

нужно, чтобы ты знала, насколько я тебя уважаю, и я надеюсь,

что ты меня тоже уважаешь. Если лидер вашей групцы — тот, за

кого он себя выдает, и если учение группы обоснованно, я тоже

достигну просветления. Поделись со мной и научи меня; я хочу

понять тебя и твою группу! Если лидер окажется не заслуживаю­

щим доверия, мы постараемся усвоить то, чему научились, и дви­

немся дальше". Когда она отвечает, покажите, что вы вниматель­

но слушаете. Скажите: "Итак, насколько я услышала, ты сказала",

после чего повторите сказанное своими словами. Будьте искрен­

ни, неподдельно заинтересованы. Пусть она расскажет о себе.

Пусть она скажет, что ее привлекает в группе. Помните: обе лич­

ности, как культовая, так и подлинная, нуждаются в любви и

одобрении с вашей стороны.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 243.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...